То, как телеканал зарабатывает деньги, известно большинству людей — основной доход медийщики получают за счёт рекламы. Но это не единственный путь, по которому проходят финансовые вливания. Большинство телеканалов пользуется несколькими способами заработка.
Эфирная реклама
На некоторых телевизионных каналах практически 100% дохода поступает от эфирной рекламы. Схема хорошо знакома каждому телезрителю. Между фильмами, сериалами или шоу транслируются видеоролики, продвигающие определённый товар или услугу. Рекламироваться могут также политические партии, компании в качестве работодателей, общественные организации. За каждую секунду трансляции такого ролика канал получает определённую сумму.
Обычно чем популярнее фильм или шоу, тем дороже стоит реклама. Причина проста — в это время канал смотрит максимальное количество зрителей. Но и снять такое шоу или приобрести права на его трансляцию довольно дорого. Поэтому крупные каналы тратят много денег, но и зарабатывают не меньше.
Как работает настоящий сельский телеканал
Спонсоры
Вы могли видеть, как спонсором какого-то шоу выступает определённая компания. При такой финансовой поддержке может транслироваться даже прогноз погоды. Это не реклама как таковая. Просто название организации упоминается ведущими или указывается в кадре как надпись или картинка. Например, это выглядит так: «Спонсором выпуска спортивных новостей является компания X».
Канал получает деньги, а бренд X упоминается в эфире и лучше продаётся.
Платная трансляция
За доступ ко многим телеканалам нужно каждый месяц платить определённую сумму. Именно так работает кабельное или спутниковое телевидение. Зритель получает пакет каналов, за доступ к которым вносит ежемесячную абонентскую плату. Эти деньги распределяются таким образом, что часть их поступает к провайдеру, а другая — к самому каналу. Чем он популярнее, тем дороже стоит.
Но и транслируемый контент в таком случае отличается высоким качеством.
Таким образом, основную часть дохода телеканалов составляет реклама. Именно этим объясняется её обилие в эфирном времени. Но и другие методы заработка каналам не чужды. Всё зависит от их специфики и контента.
Источник: newbusiness.su
«Первый канал» как бизнес: сколько зарабатывает на телекомпании государство
Перуашев объяснил, почему заплакал. АК ЖОЛ vs. АМАНАТ. В Швейцарию за деньгами Храпунова (03.02.23)
Владельцы «Первого канала» — государство в лице Росимущества (51%), Роман Абрамович (24%) и «Национальная медиа группа (25%). В 2017 г. убыток телеканала составил 1,6 млрд руб. Компания не получает прибыль с 2013 г. Серьезную финансовую поддержку оказывает государство.
«Первый канал» — российская телекомпания, основанная в 1995 году под брендом «ОРТ». На протяжении всей своей истории «Первый» был одним из самых влиятельных телевизионных каналов России. По итогам 2018 года он занимает 2 место в общероссийском рейтинге, уступая только «России 1».
За годы своего сущестWowания компания прошла через полный ребрендинг и сменила владельцев. Нынешние собственники «Первого канала» предпочитают не распространяться о прибыли и убытках компании: с 2017 года подробная отчетность не публикуется. Однако «Росстат» и другие источники могут многое рассказать о финансовых показателях «первой кнопки» России. Посмотрим, какой доход приносит телеканал своим владельцам и с какими проблемами приходится сталкиваться нынешнему руководству.
Как завоевывала рейтинги «первая кнопка» страны
Название «Первый канал» возникло далеко не сразу. Зрителям 90-х компания была известна под брендом «Общественное российское телевидение», сокращенно «ОРТ». Под этим названием телеканал начал свою работу в апреле 1995 года.
Рисунок 1. Логотип «ОРТ» на фоне межпрограммной заставки
Создание канала инициировали 3 крупных производителя телевизионных программ: «ВИD», «ATB» и «Класс!». Указом президента Ельцина компании была выдана частота, на которой ранее работал «1 канал Останкино», к тому моменту растерявший аудиторию. Крупнейшим частным держателем акций нового телеканала оказался олигарх Борис Березовский. Контрольным пакетом (51%) владело государство.
Генеральным продюсером «ОРТ» стал Константин Эрнст. Изначально сетка вещания была крайне разносторонней: приходилось конкурировать как с развлекательным «2×2», так и с информационным «НТВ». Середина 90-х запомнилась зрителям множеством ярких ТВ-шоу: «Угадай мелодию» с Валдисом Пельшем, «Час пик» с Дмитрием Киселевым, «Один на один» с Александром Любимовым. Главной звездой информационного эфира стал Сергей Доренко, программа которого под разными названиями выходила до 2000 года.
Любопытный факт: поначалу на «ОРТ» не было никакой рекламы. Таким способом собственники компании пытались разрушить монополию рекламных агентств, которые диктовали телекомпаниям свои условия. Отчасти это удалось: созданная с нуля «ОРТ-Реклама» перетянула на себя часть доходов, но зависимость от сторонних агентов все же осталась.
Кризис 1998 года обернулся тяжелыми проблемами для телевидения, и «ОРТ» не стал исключением. По словам Константина Эрнста, сотрудники по несколько месяцев не получали зарплату. Многие проекты пришлось закрыть, оставив лишь самые рейтинговые шоу. Тактика сработала: к 1999 году компания смогла выйти из кризиса.
К концу 90-х Борис Березовский контролировал 49% акций и был фактическим хозяином «ОРТ». Но уже к осени 2000 года отношения олигарха с властями резко обострились. В результате Березовский уехал в Великобританию и принял решение о продаже своей доли. Новым владельцем 49% акций «ОРТ» стал Роман Абрамович.
Рисунок 2. Борис Березовский и Роман Абрамович, фото 2000 г.
В октябре 2000 года эфирная сетка претерпевает большие изменения. Основной упор сделан на развлекательный контент: вечерние ток-шоу с Андреем Малаховым, реалити-шоу «Последний герой» и «Фабрика звезд», а также многочисленные сериалы. В 2002 году компания получила свое нынешнее название — «Первый канал».
Долгое время «Первый» оставался самым популярным телеканалом. Ситуация изменилась в 2016 году, когда канал «Россия 1» занял верхнюю строчку, по данным аналитического агентства «Mediascope». К 2018 году вернуть лидерство так и не удалось. Доля «Первого» по итогам года составила 11,78%, «России 1» — 12,87%.
Кому сегодня принадлежит «Первый канал»
Рисунок 3. Штаб-квартира телеканала в Москве
На протяжении многих лет телеканал сущестWowал в форме открытого акционерного общества. Однако в декабре 2016 года компания стала непубличной. По данным «Ведомостей», АО «Первый канал» принадлежит 3 собственникам:
- 51% — Росимущество. Фактически эта доля принадлежит государству.
- 24% — ООО «ОРТ-КБ». Владелец предприятия — Роман Абрамович.
- 25% — «Национальная медиа группа».
Учредителями «Национальной медиа группы» являются «СОГАЗ», «Сургутнефтегаз», банк «Россия» и крупный российский предприниматель Алексей Мордашов. Председатель совета директоров — Кирилл Ковальчук, попавший под санкции США в марте 2014 года. Согласно заявлению Минфина США, предприниматель «входит в ближний круг» президента Путина.
Какой доход приносит компания
С 2017 года компания не публикует отчетность, но основные финансовые показатели можно найти в базе «Росстата». Главный вывод: «Первый канал» убыточен как бизнес уже на протяжении 5 лет.
Источник: moneymakerfactory.ru
За счет чего зарабатывают деньги исторические телеканалы?
В России масса телевизионных каналов (в спутниковом «Триколоре» – больше 100, в кабельной сети ТКТ – 120, и это еще далеко не все). Пока только у двух российских телекомпаний акции котируются на бирже: О2ТВ и медиахолдинга «Война и мир», производящего одноименный кабельный исторический канал.
О том, на чем зарабатывает тематическое телевидение, Online812 рассказал гендиректор “Войны и мира” Виталий ФЕДЬКО.
– Объясните, за счет чего живут тематические каналы?
– Сейчас мы работаем со спутниковым оператором “ТриколорТВ”, входим в его пакет. Аудитория у “Триколора” более 2 миллионов подписчиков. Я не знаю, сколько точно, потому что она увеличивается в среднем на 100 тысяч в месяц. Через него сигнал получают операторы кабельного телевидения. Пока что мы еще не доработали концепт канала – это должно быть сделано к февралю-марту следующего года, после чего мы начнем продавать права на вещания кабельным телекомпаниям.
– Так в этой схеме кто кому платит?
– От кабельного оператора канал может получать 1,5 – 1,8 рубля за подписчика. Если мы используем спутник для передачи сигнала кабельному телевидению, то спутниковый оператор берет наш контент бесплатно, включая его в пакеты, который он продает своим подписчикам.
– То есть тематические каналы живут за счет подписчиков, а не рекламы.
– Да. Мы от рекламы вообще отказались. Реклама – это ведь, возможно, обман. Может быть, товар совсем не так хорош, как его рекламируют. Мы – не дуроящик, мы хотим формировать комфортную среду, а реклама будет ее разрушать.
То есть в конечном итоге она будет для нас убыточной, так как сократит количество подписчиков.
– Сейчас на рынке легко создать новый тематический канал документального кино, или ниша уже заполнена?
– В значительной степени заполнена, хотя рынок самого кабельного и спутникового телевидения еще не насыщен. Мы оцениваем его максимальный объем примерно в 50 миллионов домохозяйств, а сейчас это порядка 20 миллионов. Из которых платят 16 – 18 миллионов, а остальные пользуются бесплатными базовыми пакетами. Сюда же нужно добавить рынок СНГ – это плюс 30%.
Наша задача – к концу следующего года выйти на 1,5 миллиона подписчиков. Наша стратегическая цель – сделать культовый канал и в перспективе занять 75% рынка.
– За счет чего он может стать культовым?
– Ну, во-первых, это – сверхсверхзадача. Но привлекать серьезное внимание он обязательно будет. За счет необычного острого дизайна, неожиданных звуковых решений “среды” канала, за счет острого подбора контента и его особого метода структурирования телевизионного контента, называемого “Инфо-реактор”. Важным станут уникальные серии-форматы “Игра за Будущее”, “Послание Четырех” – о возможных сценариях нашего с вами будущего, использующие методы командно-штабных игр. Разве не интересно знать больше о своем будущем в наши непростые времена?
– А каковы ваши затраты?
– Сейчас – порядка 1 миллиона долларов в год.
– Сколько в среднем стоит право на показ фильма?
– Можно найти очень качественное кино, которое вообще ничего не стоит. Это фильмы, которые делают креативные энтузиасты, либо снятые на грантовые деньги и для их авторов главное – чтобы они вышли в эфир. За исключением этих случаев цена может быть от 150 до 1000 долларов за право на несколько показов.
– И сколько фильмов вам нужно?
– 700 – 800 часов вещания в год. Больше нет необходимости: даже самый страстный поклонник канала не будет смотреть его больше чем 2 часа в день. К тому же найти качественный контент очень сложно.
– Что вам даст IPO?
– Инвестиции. Мы вышли на ММВБ, продадим 20% акций, получим около 4 – 5 миллионов долларов.
– IPO – это, говорят, очень затратно.
– Нам оно стоило несколько десятков миллионов рублей. Но продажа на бирже части акций дает капитал, который позволяет значительно увеличить ценность бизнеса.
– Понятно, когда игроки на бирже покупают голубые фишки. А кто будет вкладывать деньги в акции небольшой телекомпании?
– На самом деле – те же, кто покупает и акции “Газпрома”.
– Вы и сами производите фильмы?
– С 1991 года мы занимались и занимаемся производством документальных фильмов.
– Как можно было заработать деньги на документальных фильмах в 1991-м, тем более в каком-нибудь 1998-м?
– Мы работали в копродукции с западными каналами – Discovery, BBC, государственными телекомпаниями Германии и Франции. Деньги – их, производство – наше. Я тогда жил в Москве, но телекомпанию создал в Питере, потому что здесь удобнее вести переговоры с иностранцами. Они приезжают и видят, с одной стороны, что-то родное для себя, но при этом – не такое, как они привыкли. Первый фильм делали с бельгийским телевидением – о шаманах, в Туве.
– Бельгийцам вы зачем были нужны?
– Бельгийцам было тяжело: шаман, например, говорил “завтра утром”, и это означало, что утром, но не обязательно завтра. Может, послезавтра, а может, когда-нибудь. Им сложно было это понять. Этот фильм потом пошел на Discovery.
– А в России?
– В России – нет. В 1999 году мы снимали фильм о тибетском монахе, который строил пирамиды. Он считал, что существуют угрозы, и эти его пирамиды, построенные в определенных местах, должны были защищать людей. Я позвонил на Пятый канал, рассказал, что есть такой фильм, они очень заинтересовались, внимательно выслушали, потом спросили: “сколько вы нам заплатите, чтобы мы его показали?”.
Я даже и не знал, что ответить. Первый фильм в российском прокате вышел только в 2003 году, про новейшую подводную лодку проекта 941, самую большую в мире. У нас он назывался “Русская акула”. Причем снимали мы его на деньги Запада.
– Чтобы снимать фильм по секретные подводные лодки, надо иметь хорошие связи в Минобороны.
– Наверное, если бы я пришел в Минобороны и сказал: разрешите мне снять вашу секретную подлодку, на этом все бы и остановилось. Но я приехал на Северный флот и сказал подводникам: вы же опытные ребята, на вас держится страна, у вас сохранились понятия о долге. Давайте расскажем о вас людям. И они согласились. Там тогда еще был адмирал Моцак, я восхищался его талантами продюсера.
Он нам советовал такие места съемок, которые мы бы сами никогда не нашли. Этот фильм вышел на Западе, потом я предложил его на Первом канале. После эфира нашей “Русской акулы” на Первом сделали специальный ночной показ, в котором крутили документальные фильмы. Сейчас все наше производство, за исключением того, что делается для нашего телеканала, перенесено в Канаду.
Там – самые благоприятные для этого условия, в первую очередь с точки зрения государственной поддержки. За счет производства мы дотируем канал, который пока не окупается.
– И каков средний бюджет фильма?
– От 80 тысяч долларов до 3 миллионов.
– А сколько на нем можно заработать?
– Крупному американскому каналу можно продать неэксклюзивные права за 100 тысяч долларов.
– А как же вы покупаете чужие фильмы для своего канала за 150 долларов всего?
– Цена для большого американского кабельного канала одна, для нас – другая.
– Один и тот же фильм как-то адаптируется к аудиториям из разных стран. Кроме перевода, разумеется.
– Конечно. Для каждого рынка – свой монтаж. Где-то одни акценты, где-то другие. Ритм разный.
– В чем специфика телевизионных рынков разных стран.
– Франция, даже если это не продвинутый телеканал для интеллектуальной элиты, он все равно будет немного манерным. Англия, если это эпатажный и острый Channel Four, должны быть рыжие штаны, фрак, трость с головой ягуара, и всем плевать на королеву. Америка – это очень энергично.
– А Россия?
– Россия – это игра в значительность. Это обязательный высокий смысл .
Источник: gorod-812.ru