Когда физическое лицо тратит деньги на свое обучение или на образование своих детей, братьев и сестер, такие расходы можно заявить в составе социального налогового вычета. Тем самым физлицо уменьшает доходы, с которых платит НДФЛ. Такое право предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК.
Но воспользоваться социальным вычетом можно, только если соблюдены определенные условия. Кроме того, право на вычет нужно подтвердить.
Какие доходы можно уменьшить на социальный налоговый вычет
За счет социального вычета на обучение можно уменьшить только те доходы, которые облагают НДФЛ по ставке 13 процентов, кроме дивидендов. Те доходы, с которых заплатили налог по другой ставке, а также доходы в виде дивидендов уменьшить на социальный вычет не получится (п. 3 и 4 ст. 210 НК).
На каких условиях можно получить вычет на обучение
В Налоговом кодексе РФ для осуществления вычета на обучение прописано несколько условий. Они должны соблюдаться одновременно. В частности, имеет значение статус учебного заведения и как долго заявитель находился в России в текущем году. Кроме того, важно учитывать возраст и степень родства учащегося с тем, кто за него платит.
Налоговый вычет за лечение, обучение и спорт: правила с 2023 года
Статус учебного заведения
Вычет удастся получить, только если обучение проводилось в образовательном учреждении или организации. Причем их организационно-правовая форма не имеет значения: это может быть государственное, муниципальное либо частное учебное заведение. Главное, чтобы их статус подтверждала лицензия на образовательную деятельность или иной документ. Ведь если лицензия отсутствует либо истек срок ее действия, получить вычет нельзя (письмо Минфина от 02.04.2018 № 03-04-05/20921).
Вычет положен и когда обучение проходило у предпринимателя. В этом случае лицензия на образовательную деятельность у него должна быть тогда, когда он нанимает педагогов для своего учебного центра, школы. А если предприниматель обучает лично, лицензия на образовательную деятельность не нужна. Более того, он даже не может быть ее соискателем.
И это прямо прописано в пункте 2 статьи 91 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Такие правила установлены подпунктом 20 статьи 2, пунктами 1 и 5 статьи 32 Закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ. Подтверждают их и письма Минфина от 18.08.2014 № 03-04-05/41163 и ФНС от 18.11.2015 № БС-4-11/20124.
Можно ли получить социальный налоговый вычет на обучение за границей
Можно в том случае, если есть документ о статусе образовательного учреждения или организации.
При этом местонахождение учебного заведения значения не имеет. Где бы ни находилось образовательное учреждение, если его статус подтвержден, то и вычет получить можно. Конечно, если все прочие условия тоже будут выполнены. Это следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 219 НК и письма Минфина от 30.06.2016 № 03-04-05/38316.
Как подтвердить статус зарубежного учебного заведения, если российские лицензии на образовательную деятельность выдают только отечественным организациям? Подойдет любой другой документ, который предусмотрен иностранным законодательством и который подтвердит статус образовательного учреждения или организации. Такие указания есть в письме Минфина от 27.02.2013 № 03-04-07/7-59.
Налоговый вычет за обучение | Пошаговая инструкция 2023
Если подтверждающие документы зарубежными законами не предусмотрены, то можно обратиться в администрацию учебного заведения за справкой. Ее и нужно приложить в качестве документа, свидетельствующего об образовательном статусе учреждения. Такие разъяснения есть в письме ФНС от 23.06.2006 № 04-2-02/456.
Вообще представлять в налоговую инспекцию подтверждающие бумаги нужно, только если их реквизиты не указаны в договоре с учебным заведением. Когда же все прописано в контракте, везти эти документы инспекторам не придется (письмо Минфина от 18.03.2010 № 03-04-05/7-109).
Если документы нужно представить, то не следует забывать о требовании перевести их на русский язык. Переводят документы построчно. В самих документах ничего дописывать не нужно. Приложите к ним отдельные переводы, подписанные переводчиками. Перевести документ на русский язык можно и самостоятельно.
Некоторые слова на иностранном языке можно сохранить, если это зарегистрированные товарные знаки. Например, название учебного заведения. А вот нотариально заверять перевод и копии бумаг не нужно (письмо Минфина от 27.10.2011 № 03-04-06/8-289).
Можно ли получить вычет на обучение, оплатив курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки
Вычет в этом случае получить так же можно. При этом не важно, какое именно образование получает учащийся – основное, среднее, специальное, высшее или дополнительное. Ключевое условие для вычета – обучение должно проходить в образовательном учреждении или организации, статус которых подтвержден лицензией или другими документами.
Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки – это дополнительное профессиональное образование. Реализуют такие программы учебные заведения с лицензией на образовательную деятельность. А значит, и расходы на оплату такого обучения можно заявить к вычету.
Это следует из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 219 НК, пункта 18 статьи 2, пунктов 2 и 4 статьи 76 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Такая же позиция выражена и в письмах Минфина от 18.03.2010 № 03-04-05/7-109, УФНС по г. Москве от 26.04.2007 № 28-10/039181.
Можно ли получить вычет на обучение, оплатив курсы иностранного языка в образовательном учреждении или организации
Вычет по расходам на обучение иностранному языку так же получить можно.
Курсы иностранного языка – это дополнительное профессиональное образование. Реализуют такие программы учебные заведения с лицензией на образовательную деятельность. А значит, и расходы на оплату такого обучения можно получить к вычету.
Это следует из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 219 НК, пункта 18 статьи 2 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Такая же позиция выражена и в письме Минфина от 17.07.2008 № 03-04-05-01/266.
Требования к заявителю и тем, кто учится
Получить социальный налоговый вычет могут только резиденты. То есть те люди, которые находились в России 183 календарных дня и более в течение 12 следующих подряд месяцев. Это установлено пунктом 4 статьи 210 НК. К слову, статус налогоплательщика по окончании года, за который заявляете вычет, фиксируют на 31 декабря. Если он изменится уже после отчетной даты, то вычет все равно заявить можно.
Если же вычетом решило воспользоваться физическое лицо, оплатив обучение своих детей, братьев и сестер, тогда имеет значение их возраст и форма образования. Все условия установлены подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК. Разобраться в них будет проще по таблице ниже.
Кто заявляет вычет
Условия для социального вычета
Предельный возраст учащегося
Форма обучения
Гражданин, который потратился на собственное образование
Не имеет значения
Не имеет значения (письмо ФНС от 07.02.2013 № ЕД-3-3/402)
Родители, оплатившие обучение своих детей
Только очная. Вычет можно получить в том числе при дистанционном обучении, если в договоре указана очная форма. Подтверждает это письмо Минфина от 25.09.2017 № 03-04-07/61763 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС от 12.10.2017 № ГД-4-11/20605)
Опекуны и попечители, потратившиеся на образование подопечных
Подопечные до 18 лет.
Бывшие подопечные до 24 лет
Тот, кто заплатил за обучение своих братьев и сестер. В том числе и не полнородных (письмо Минфина от 18.10.2011 № 03-04-08/8-186)
Братья и сестры до 24 лет, даже если они подопечные налогоплательщика (письмо Минфина от 01.04.2014 № 03-04-05/14375)
Если обучение оплачивал и сам учащийся, и, к примеру, его родитель, то каждый из них вправе заявить вычет. Главное, чтобы для каждого были соблюдены необходимые условия. Такие разъяснения даны в письме Минфина от 19.04.2013 № 03-04-05/7-391.
Важно: бабушки и дедушки не вправе получить социальный вычет на обучение своих внуков и внучек – это не предусмотрено действующим законодательством. В ближайшее время менять правила не планируют (письмо Минфина от 01.06.2018 № 03-04-05/37757).
В каком размере можно получить вычет на обучение
Получить вычет можно в размере фактических затрат на обучение. Правда, в пределах установленных ограничений. В состав вычета нельзя включить:
Включить в вычет можно только расходы на оплату самого обучения.
Все те затраты, что напрямую с образовательным процессом не связаны, расходом на обучение признать нельзя. Следовательно, увеличить размер вычета на стоимость проживания и оплату питания студента не получится.
Это следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 219 НК. Такие же указания есть и в письме Минфина от 23.06.2006 № 04-2-02/456.
К вычету можно принять фактические расходы на обучение не больше определенного размера. Этот лимит зависит от того, на чье образование потрачены деньги. Есть два предельных размера вычета. Первый – на собственное образование и обучение братьев и сестер – общий для всех социальных налоговых вычетов. Второй – на учебу для детей и подопечных.
Образование собственное, а также братьев и сестер
Непосредственно для вычета на собственное обучение, а также образование братьев и сестер лимита нет. Но тут нужно ориентироваться на общий предельный размер социальных налоговых вычетов. Он составляет 120 000 руб. в год.
То есть если физическое лицо претендует сразу на несколько социальных налоговых вычетов по разным основаниям, то вычет больше 120 000 руб. не получить невозможно. В частности, это касается вычетов на собственное обучение, образование братьев и сестер, лечение, негосударственное или добровольное пенсионное обеспечение (страхование), добровольное страхование жизни, уплату добровольных пенсионных взносов, независимую оценку своей квалификации.
Такой порядок установлен подпунктом 2 пункта 1 и абзацем 3 пункта 2 статьи 219 НК.
Соблюдая ограничение, при расчете суммы социального вычета на лечение не нужно учитывать оплату дорогостоящих видов лечения, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства от 19.03.2001 № 201.
Такой порядок установлен в абзаце 3 пункта 2 статьи 219 НК.
Эти правила можно выразить в таком неравенстве:
Сумма социального вычета на свое обучение
Сумма социального вычета на обучение брата (сестры)
Сумма социального вычета на лечение, медикаменты, медицинское страхование
Сумма социального вычета на негосударственное (добровольное) пенсионное страхование
Сумма социального вычета на уплату дополнительных пенсионных взносов
Сумма социального вычета на добровольное страхование жизни
Сумма социального вычета на независимую оценку своей квалификации
Образование детей – своих и подопечных
Сумма социального вычета на обучение детей равна фактическим расходам обоих родителей (опекуна, попечителя), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка для обоих родителей. Например, если за год один родитель потратил на образование ребенка 70 000 руб., то сумма социального вычета составит 50 000 руб.
Если на образование ребенка оба родителя потратили 100 000 руб., то их общий вычет тоже будет равен только 50 000 руб. Причем родители могут получить вычет и тогда, когда договор с учебным заведением заключал сам ребенок. Главное, что расходы несут именно родители. Если один из супругов не является родителем ребенка, права на вычет он не имеет. Это следует из абзацев 1 и 6 подпункта 2 пункта 1 статьи 219 НК и писем Минфина от 03.05.2017 № 03-04-05/27036, от 24.08.2015 № 03-04-05/48662.
Вычет положен только по расходам на учебу в текущем году. Например, человек учится три года и оплатил сразу всю стоимость обучения – 120 000 руб. Стоимость года обучения при этом составляет 40 000 руб. К вычету он сможет получить только 40 000 руб. за текущий год. Такой порядок следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 219 НК и письма Минфина от 14.10.2013 № 03-04-05/42719.
Если оплатить обучение детей за счет средств материнского капитала, то эту сумму бюджетных денег включать в вычет нельзя. А вот полученная из бюджета компенсация части родительской платы за детсад никак не влияет на вычет по расходам на дошкольное образование. Это следует из абзаца 5 подпункта 2 пункта 1 статьи 219 НК и письма Минфина от 07.08.2015 № 03-04-05/45667.
Куда обратиться за вычетом
Социальный налоговый вычет на обучение можно получить:
– либо у работодателя;
– либо в налоговой инспекции.
Как получить вычет у работодателя
Получить вычет у работодателя можно в том же году, когда физическое лицо провело оплату обучения. То есть если у физлица были расходы на образование в 2018 году, то обратиться к работодателю за вычетом можно до 31 декабря 2018 года. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 2 статьи 219 НК.
Чтобы получить вычет у работодателя, нужно представить в бухгалтерию:
– заявление о предоставлении вычета;
– уведомление из налоговой инспекции, подтверждающее право работодателя предоставить социальный вычет.
Чтобы получить уведомление, обратитесь в налоговую инспекцию по своему местожительству. Туда нужно подать:
1. Заявление о выдаче уведомления. Рекомендуемая форма заявления утверждена письмом ФНС от 16.01.2017 № БС-4-11/500.
2. Копии следующих документов, подтверждающих право на вычет:
– договор на обучение с образовательным учреждением или организацией;
– платежные документы, подтверждающие оплату обучения.
Если планируется получить вычет на обучение ребенка (подопечного), дополнительно нужно представить копии:
– свидетельства о рождении ребенка, если вычет заявляет родитель;
– распоряжения о назначении опеки или попечительства, когда получает вычет опекун или попечитель.
Подтвердить очную форму обучения ребенка, подопечного, брата или сестры можно одним из двух способов:
– соответствующей записью в договоре с образовательной организацией (учреждением);
– справкой, которую выдает образовательное учреждение.
Кроме того, налоговая инспекция может потребовать другие документы, например копию лицензии.
Налоговая инспекция выдаст уведомление по рекомендуемой форме, утвержденной письмом ФНС от 16.01.2017 № БС-4-11/500. Сделать это она должна не позднее 30 календарных дней с даты, когда были подали указанные документы. Это предусмотрено абзацем 2 пункта 2 статьи 219 НК.
Работодатель должен предоставить вычет с месяца, в котором сотрудник подаст в бухгалтерию заявление и уведомление из налоговой инспекции. Может случиться так, что сумма дохода, полученного за налоговый период, будет меньше суммы вычета. То есть воспользоваться вычетом у работодателя в полной сумме сотрудник не сможет.
В такой ситуации оставшуюся часть вычета можно получить в налоговой инспекции. Для чего по итогам года нужно составить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. Например, гражданин впервые устроился на работу в ноябре 2018 года. В этом же году у него возникло право на социальный вычет в сумме 120 000 руб.
Сотрудник подал в бухгалтерию заявление с подтверждением из налоговой инспекции в ноябре 2018 года. Его ежемесячный доход составляет 50 000 руб. Сумма вычета, которой человек сможет воспользоваться у работодателя в 2018 году, составит 100 000 руб. (зарплата за ноябрь в сумме 50 000 руб. + зарплата за декабрь в сумме 50 000 руб.). Неиспользованная сумма вычета составит 20 000 руб. Эту сумму физлицо вправе получить в налоговой инспекции.
Если после того, как были поданы в бухгалтерию заявление на вычет, работодатель удержит НДФЛ без учета социального вычета, он обязан вернуть переплату на счет физического лица.
Такой порядок предусмотрен абзацами 3–5 пункта 2 статьи 219 НК.
Как получить вычет в налоговой инспекции
Заявить вычет можно, когда закончится календарный год, в котором было оплачено обучение. То есть если физическое лицо понесло расходы на образование в 2018 году, то обратиться в налоговую инспекцию можно с 1 января 2019 года.
Обратиться за вычетом нужно в налоговую инспекцию по месту жительства (письма ФНС от 08.06.2006 № 04-2-03/121 и от 02.06.2006 № ГИ-6-04/566).
А как быть, если регистрации по месту жительства нет? Тогда следует обратиться с заявлением о постановке на учет в налоговую инспекцию по месту пребывания. В нее же нужно будет сдавать декларацию 3-НДФЛ и заявлять вычет. Такие рекомендации даны в письмах Минфина от 18.11.2011 № 03-04-05/7-909, от 14.11.2011 № 03-04-05/8-889 и от 11.05.2010 № 03-02-08/29.
Какие документы нужны, чтобы получить в налоговой инспекции вычет на обучение
Чтобы получить социальный вычет, отдельное заявление составлять не нужно. В налоговую инспекцию достаточно представить:
- декларацию по форме 3-НДФЛ;
- договор на обучение с образовательным учреждением или организацией;
- платежные документы, подтверждающие оплату обучения.
Родители и попечители помимо этого представляют следующие документы:
- свидетельство о рождении ребенка, если вычет заявляет родитель;
- распоряжение о назначении опеки или попечительства, когда получает вычет опекун или попечитель.
Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 и пункте 2 статьи 219 НК.
Подтвердить очную форму обучения ребенка, подопечного, брата или сестры можно одним из двух способов:
- соответствующей записью в договоре с образовательной организацией (учреждением);
- справкой, которую выдает образовательное учреждение.
Об этом сказано в письме Минфина от 08.10.2014 № 03-04-05/50631.
Декларацию по форме 3-НДФЛ можно заполнить самостоятельно (п. 2 ст. 219, п. 3 ст. 228, п. 2 ст. 229 НК).
Инспекторы могут потребовать представить справки по форме 2-НДФЛ от всех ваших работодателей (налоговых агентов). По ним контролеры проверят данные о доходах, заявленные в декларации.
Справки по форме 2-НДФЛ следует получить у работодателя или можно скачать в личном кабинете на сайте ФНС (п. 3 ст. 230 НК, информация ФНС от 02.11.2017). Справки подтвердят:
- сумму совокупного годового дохода, которая получена от налоговых агентов;
- данные о вычетах, предоставленных налоговыми агентами;
- сумму удержанного налоговыми агентами и перечисленного ими в бюджет НДФЛ.
Кроме этого, налоговые инспекторы могут запросить у вас другие документы, необходимые для контроля. Хотя такого требования прямо в статье 219 НК и нет (п. 6 ст. 88, п. 1 ст. 56, п. 1 ст. 93 НК). Например, это могут быть бумаги, которые подтвердят как получение доходов, так и правомерность предоставленных налоговыми агентами вычетов.
И конечно, нужно будет подтвердить расходы на обучение.
Подтверждение расходов
Подтвердить оплату обучения можно такими платежными документами:
- квитанции к приходным ордерам;
- кассовые чеки;
- квитанции банка о перечислении денег на счет;
- извещение небанковской кредитной организации, которая перевела деньги по поручению человека через терминалы самообслуживания на счета образовательных учреждений или организаций;
- выписки (отчеты) со счета (электронного кошелька), заверенные оператором платежной системы;
- другие документы, подтверждающие факт оплаты обучения.
Такой перечень документов основан на требованиях подпункта 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 219 НК, а также положениях писем Минфина от 21.09.2011 № 03-04-06/5-232, от 18.06.2010 № 03-04-05/7-338, от 18.03.2010 № 03-04-05/7-109 и ФНС от 21.08.2012 № ЕД-3-3/3011.
Необходимо проверить, чтобы в платежных документах были указаны:
- фамилия, имя, отчество человека, плательщика;
- назначение платежа «Плата за обучение»;
- наименование получателя платежа – полное наименование образовательной организации или учреждения;
- размер платежа;
- дата и номер договора на обучение;
- дата платежа.
Если хотя бы один из перечисленных реквизитов в платежке или ПКО отсутствует, инспекция может отказать в предоставлении вычета.
Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина от 21.09.2011 № 03-04-06/5-232 и ФНС от 21.08.2012 № ЕД-3-3/3011.
Платежные документы должны быть оформлены на того, кто будет заявлять вычет. Ведь к вычету можно поставить только те расходы, которые понес сам налогоплательщик.
Исключение предусмотрено только для супругов по расходам на обучение детей или на обучение самих супругов. Муж или жена вправе получить вычет по таким расходам независимо от того, на кого из них оформлены платежные документы. То есть не важно, кто именно из супругов заплатил за обучение детей или одного из супругов. Их расходы считаются общими. Это следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 219 НК, пункта 1 статьи 33, пункта 2 статьи 34, пунктов 1 и 2 статьи 35 Семейного кодекса (письма ФНС от 05.07.2018 № 03-04-05/46664, от 24.10.2016 № БС-4-11/20142, от 01.10.2015 № БС-4-11/17171).
Оплатить учебу за налогоплательщика может его представитель по доверенности. Нотариально заверять ее не обязательно (письмо ФНС от 17.05.2012 № ЕД-4-3/8135). Проверьте, чтобы дата доверенности была раньше даты платежа (п. 1 ст. 185 ГК). В этом случае в платежных документах должна быть информация о лице, за которого представитель вносит плату. То есть о том, кто будет заявлять вычет.
Например, плату за обучение вносит сын за отца. На сына должна быть оформлена доверенность, а в платежном документе указаны данные отца. Если не подтвердить, что представитель действовал от имени налогоплательщика, вычет не дадут. Без таких документов налогоплательщик не подтвердит, что расходы на обучение понес именно он. Такие разъяснения в письме Минфина от 16.12.2016 № 03-04-07/75470 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС от 22.12.2016 № БС-4-11/24757).
В какой срок представить документы, чтобы получить вычет на обучение в налоговой инспекции
Документы на вычет представляются одновременно с декларацией по форме 3-НДФЛ:
- не позднее 30 апреля следующего года, если декларируете доходы самостоятельно;
- в любой момент после окончания года, когда, кроме вычетов, вы декларировать больше ничего не будете.
Это следует из абзаца 1 пункта 2 статьи 219, пункта 1 статьи 228, пунктов 1 и 2 статьи 229 НК.
Точно определиться со сроком сдачи декларации поможет таблица.
Сроки сдачи декларации 3-НДФЛ
Кто подает декларацию
Варианты получения дохода
Сроки подачи декларации*
Предприниматель на общей системе налогообложения
По доходам, полученным от такой деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ)
Не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 229 НК РФ)
Лица, занимающиеся частной практикой (в том числе нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты)
По доходам, полученным от такой деятельности (подп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ)
Не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 229 НК РФ)
Налогоплательщик, не являющийся индивидуальным предпринимателем
По доходам, в отношении которых человек должен самостоятельно рассчитать и перечислить налог (п. 1 ст. 228 НК РФ)
Не позднее 30 апреля (п. 1 ст. 229 НК РФ)
По доходам, в отношении которых человек должен самостоятельно рассчитать и перечислить налог (п. 1 ст. 228 НК РФ). При условии, что в декларации заявлены только вычеты
В любой момент после окончания календарного года (п. 2 ст. 229 НК РФ)
Иностранец, не являющийся индивидуальным предпринимателем, уезжающий за пределы России в течение календарного года
По доходам, указанным в пункте 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ
Не позднее чем за один месяц до выезда за пределы России (абз. 2 п. 3 ст. 229 НК РФ)
* Если день подачи декларации выходной день (суббота, воскресенье), срок сдачи декларации переносится на следующий ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Как представить документы
Документы можно передать лично (через представителя), выслать по почте заказным письмом с описью вложений или же направить в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Такие возможности предусмотрены в пункте 4 статьи 80 НК.
Когда ждать возврата НДФЛ
После того как налоговые инспекторы получат декларацию и все необходимые документы для социального налогового вычета на обучение, они их проверят. Переплату по НДФЛ возвратят на банковский счет заявителя-гражданина. Обратиться за вычетом физическое лицо вправе в течение трех лет, следующих за годом, в котором заявил вычет на обучение.
Например, в течение 2018 года гражданин вправе обратиться за вычетом за 2015–2017 годы. Такой порядок установлен пунктом 7 статьи 78 НК. Подтверждает его и Минфин в письме от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210.
Для возврата НДФЛ нужно представить в налоговую инспекцию по месту жительства заявление. Его форма утверждена приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182.
Вернуть излишне уплаченный налог инспекция должна в течение одного месяца с того дня, когда человек подал заявление о возврате (п. 6 ст. 78 НК).
Заявление о возврате налога можно подать одновременно с декларацией по форме 3-НДФЛ. Однако перед возвратом НДФЛ налоговая инспекция имеет право проводить камеральную проверку декларации. Срок проведения проверки – три месяца (п. 2 ст. 88 НК).
Таким образом, максимальный срок, в течение которого налоговая инспекция должна вернуть излишне уплаченный налог, равен четырем месяцам после подачи всех документов на вычет (письма Минфина от 27.12.2005 № 03-05-01-05/233 и ФНС от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162).
Если срок возврата НДФЛ нарушат, физическое лицо вправе требовать выплаты процентов за задержку. Проценты начисляют за каждый календарный день просрочки. Считают проценты исходя из ставки рефинансирования. Такие правила установлены пунктом 10 статьи 78 НК.
Материалы подготовлены с использованием справочной системы «Главбух»
Подпишись на рассылку
Новые статьи по бухучету, оповещения об изменениях в законодательстве и другие интересные материалы по бухучету и налоговому учету.
Мы гарантируем, что адрес вашей электронной почты не будет передан третьим лицам
Аутсорсинг
- Бухгалтерское сопровождение ООО и ИП
- Услуги по регистрации ИП и ООО
- Внутренний аудит
- Ликвидация ООО и ИП
- Восстановление учета
- Индивидуальные консультации
Источник: www.profirost.ru
Как получить налоговый вычет за обучение. Полезные советы
Привет друзья! Все знают, или хотя бы слышали, что можно вернуть часть денег от государства, за учёбу, покупку жилья или платные медицинские услуги, совсем недавно я писал как вернуть налоговый вычет за покупку квартиры, а сегодня постараюсь подробно рассказать, как получить налоговый вычет за обучение. Также в этой статье вы узнаете несколько полезных советов.
Одной из льгот для работающего населения является налоговый вычет за обучение. Чтобы воспользоваться этим правом необходимо понять, кому полагается возврат подоходного взноса и что нужно для этого сделать.
Налоговый вычет – это сумма, которая уменьшает размер дохода, с которого взимается налог. В этом случае сумма вычета уменьшает так называемую налогооблагаемую базу, то есть ту сумму дохода, с которой должен быть уплачен налог.
На кого распространяется льгота
- 1. На кого распространяется льгота
- 2. Какой вид обучения подлежит социальной льготе
- 3. Есть ли срок давности по налоговому вычету за обучение
- 3.1. Как получить налоговый вычет за обучение. Финансовые рамки
Как получить налоговый вычет за обучение имеет право знать любой гражданин РФ, работающий официально на территории страны. Социальная льгота предоставляется в следующих случаях:
- Получение очного/заочного образования на коммерческой основе самим налогоплательщиком.
- Оплата за обучение детей, не достигших возраста 24 лет. В эту категорию входят не только родные дети, но и находящиеся на попечении лица, заявляющего о налоговом вычете. Рассмотрению подлежит лишь очная форма обучения.
- Затраты на учебу сестры/брата. Родство может быть полным, когда общие оба родителя, или при наличии одной кровной связи по линии матери или отца. Важным условием является наличие чеков на имя налогоплательщика, что подтверждает факт расходов на обучение родственника. Если взносы по договору об образовании делает сам учащийся, не имеющий официального дохода, в таком вычете будет отказано.
Уточнение! К числу работающих граждан относятся и индивидуальные предприниматели. Но получить налоговый вычет на обучение могут не все. Лишены этого ИП, выбравшие УСН, ЕНВД или ПС.
Пенсионеры могут обратиться в налоговую службу, если находясь на заслуженном отдыхе, продолжают работать и платить подоходный налог в бюджет государства.
Какой вид обучения подлежит социальной льготе
Вернуть часть подоходного налога можно за любой вид обучения, если у государственной или коммерческой организации есть лицензия или сертификат на предоставляемые услуги. Документ подтверждает, что Министерство образования и науки одобряет работу учебного заведения.
В перечне аккредитованных входят как высшие учебные заведения, так и платное школьное или дошкольное образование:
- повышение квалификации;
- изучение иностранных языков;
- обучение в профильных лицеях, гимназиях на платной основе;
- школы искусств;
- дополнительные кружки в детских садах или в школе, если у организации есть лицензия на дополнительные услуги;
- получение основной профессии или второго высшего образования.
О наличии лицензии и возможности данного вычета стоит узнавать заранее, чтобы не упустить свою выгоду.
Есть ли срок давности по налоговому вычету за обучение
Воспользоваться налоговой выгодой можно за три последних года до подачи заявления в ФНС. Например, в 2019 году можно получить налоговый вычет по расходам на образование в 2016, 2017 и 2018 годах.
Как получить налоговый вычет за обучение. Финансовые рамки
Рассчитывать на вычет можно лишь с конкретной суммы расходов за один календарный год:
- Детям до 24 лет ограничением является сумма в 50 тыс. рублей.
- Для брата и сестры — 120 тыс. рублей.
- Для налогоплательщика — 120 тыс. рублей.
Когда расходы на образование конкретного лица превышают заявленные суммы, получить больший вычет не получится.
На заметку! Длительное обучение лучше оплачивать частями, чтобы иметь возможность компенсации в большем размере, но в течение нескольких периодов.
Для примера: Родители решили перевести сына из обычной школы в коммерческий лицей с углубленным изучением математики, физики, программирования. Учиться предстоит 4 года. Ежемесячный платеж составляет 10 тысяч рублей. За все время предстоит заплатить 360 тыс. рублей. На образование детей возможен вычет с расходов не более 50 тыс. рублей.
Учебный год состоит из двух налоговых периодов (с сентября по декабрь 2018 и с января по май 2019), что позволяет получить льготу за все взносы по учебе ребенка. Если оплатить весь годовой взнос 90 тыс. рублей в начале учебного года, то с 40 тысяч рублей выгоду по налогам не получить.
Пошаговая инструкция для новичков
Существует два способа компенсации расходов на образование за счет налоговых взносов:
- Возврат начисленной суммы единым перечислением из государственного бюджета. Документы для налогового вычета за обучение заполняются гражданином и передаются в ФНС по месту прописки заявителя.
- Получение вычета на работе после получения из налоговой подтверждения на льготу. Сотруднику ежемесячно выдается зарплата в полном объеме. Подоходный налог не взимается пока не будет погашена рассчитанная разница в налоге.
В первом случае гражданин должен собрать следующие документы и передать в налоговую:
- Декларацию по форме 3НДФЛ.
- Справку 2НДФЛ с места работы за период, в котором предусмотрен налоговый вычет.
- Заявление на перечисление денежных средств.
- Договор на оказание образовательных услуг, заверенный администрацией учебного заведения или нотариусом (оригинал и копия).
- Оригиналы и копии чеков, квитанций.
- Лицензию или сертификат на образовательные услуги (копия).
- Справку о форме и периоде обучения.
- Для подтверждения родства свидетельство о рождении ребенка, подопечного, брата, сестры.
- Копию своего паспорта.
Период рассмотрения заявления и перечисления средств длится от одного до четырех месяцев.

Как получить налоговый вычет за обучение, через отделение ФНС или работодателя, каждый гражданин решает самостоятельно. Когда есть сомнения в правильности самостоятельного заполнения документов, можно обратиться к людям которые занимаются этим профессионально. Например так сделал я отдав человеку 400 рублей и пакет документов. А специалист всё остальное сделал за меня.
Считаю такую сумму вполне адекватной, за сохраненное время и нервы, таки людей можно найти по объявлениям или рекомендациям, но нужно быть внимательным, некоторые из них необоснованно завышают цену.
Скажите, а вы разобрались с помощью этой статьи как получить налоговый вычет за обучение? Пишите в комментариях.
Источник: mborisov.ru
Как получить налоговый вычет за обучение?
Государство в виде поддержки населения устанавливает массу льгот и субсидий для малообеспеченных граждан. Но есть меры поддержки, которые затрагивают каждого — например, налоговый вычет за обучение. Давайте разбираться, как правильно его получить и на что мы в принципе имеем право.
Нормативная база
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
- Позвонить:
- Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74
Социальный налоговый вычет за обучение – это установленный на государственном уровне вид компенсации, при котором человек может вернуть себе часть затраченных на обучение материальных средств.
Виды налоговых вычетов
Налоговым кодексом РФ предусмотрено всего 5 типов налоговых вычетов:
- стандартные;
- социальные;
- инвестиционные;
- имущественные;
- профессиональные;
- при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами.
Налоговый вычет за обучение относится к категории социальных.
«Образовательные» статьи
Налоговый вычет – это часть дохода официального работающего гражданина, которая не облагается налогом. Возможность компенсировать траты на обучение может только тот, кто платит налоги, но сумма компенсации не может превышать 13% от стоимости обучения, но не более 50 000 рублей в год. Данное право налогоплательщика регламентируется пунктом 2 статьей 219 НК РФ.
Следует отметить, что право получения налогового вычета за обучение есть только у официального работающего родителя. А вот что касается самого учебного учреждения, то оно может быть как муниципальным, так и частным. Статус учебных учреждений, в которых можно оформить такую компенсацию, определяется Законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании».
Важно – вычет оформляется только на расходы за обучение. Оплата за общежитие, проезд и питание сюда не входит. Также законодательство не ограничивается территориальное нахождение образовательного учреждения – подать документы на получение такой компенсации можно даже в том случае, если ребенок обучался за границей. Но, в таком случае все документы, подтверждающие это, должны быть переведены на русский (то есть государственный язык) и заверены нотариально.
Также следует обратить внимание на такие нюансы:
- Налогоплательщик может обратиться в ФНС только в течение трех лет после уплаты указанной суммы, но если иное не предусмотрено другими статьями Законодательства РФ относительно уплаты налогов и сборов – статья 78, пункт 7 НК РФ.
- Возврат налогового вычета за обучение ребенка можно получить только, если на момент оформления документов ему не исполнилось 24 года, и он не вступил в законный брак. Если заявитель выступает опекуном ребенка, то допустимый возраст сокращается – до 18 лет – статья 219, пункт 1 НК РФ.
Виды вычетов за обучение
В перечень учреждений, на которые распространяется данный закон, входят следующие:
- дошкольные учебные учреждения, в том числе и детские сады;
- лицеи, гимназии, общеобразовательные школы;
- секции и тематические кружки, но только при условии, что у них есть лицензия установленного государством образца, которая дает право осуществления образовательной деятельности;
- средне-специальные учреждения;
- ВУЗы всех уровней аккредитации.
Курсы повышения квалификации, обучение, которое дает новые навыки также сюда входит. Поэтому, также можно оформить налоговый вычет за обучение в автошколе.
Налоговый вычет за обучение ребенка в 2020 году можно получить и при прохождении дополнительных курсов, но только если они проходят в учебных учреждениях, которые имеют соответствующую лицензию. Будет оно частным или муниципальным – не играет роли.
Что касается обучения на очной и заочной форме, то здесь ситуация несколько неоднозначна. Так, налоговый вычет за заочное обучение можно получить только за собственное получение специальности в ВУЗе, ПТУ и других учебных учреждениях, которые имеют лицензию на предоставление образовательных услуг. А вот на собственного ребенка вычет можно оформить только в том случае, если он учиться на очном отделении. Очно-вечерняя так же сюда не входит (статья 219, пункт 1 НК РФ).
Право на вычет
Право на получение вычета имеет физическое лицо, которое оплачивает подоходный налог и подпадет под одну из следующих категорий:
- имело место собственное обучение на очной, заочной, вечерней или индивидуальной форме;
- оплата обучения ребенка или детей, но только на очной форме обучения до 24 лет и если ребенок не состоит в законном браке;
- оплата обучения опекаемых или опекаемого на очной форме обучения, но только до 18 лет;
- оплата за обучение своего полнородного (и мать, и отец общие) или не полнородного брата или сестры в возрасте до 24 лет на очной форме обучения, и если вышеуказанные лица не состоят в браке.
