В каких случаях рабочий день подлежит сокращению

Сокращенное рабочее время — это уменьшенная продолжительность рабочего дня или смены, в сравнении с нормативными значениями. Такие привилегии устанавливаются в отношении отдельных категорий граждан. Разберемся, кто должен трудиться меньше, и как быть с оплатой, ведь норматив не отработан.

Кто должен трудиться меньше? Чиновники определили несколько вариантов развития событий. Так, например, в отношении одних категорий трудящихся установление сокращенных норм рабочего времени — это прямая обязанность работодателя, а для других — желание работника.

Обязательные требования

Итак, согласно действующему законодательству, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается в отношении следующих категорий трудящихся (ч. 1 и ч. 4 ст. 92 ТК РФ ):

  1. Работники до 16 лет могут трудиться не более 24 часов в неделю. А если подросток еще и совмещает работу с учебой (общее или среднее профессиональное образование, но только в течение учебного года), то продолжительность уменьшается вдвое и составляет всего 12 часов в неделю.
  2. Молодежь от 16 и до 18 лет должны отрабатывать не более 35 часов в неделю. При совмещении с учебой (аналогичные условия) — не более 17,5 часов в неделю в течение учебного года.
  3. Инвалиды первой и второй групп — до 35 часов в неделю.
  4. Трудящиеся на опасных или вредных производствах — до 36 часов. Однако опасные или вредные (3 или 4 степень) условия труда должны быть подтверждены специальной оценкой труда.

Обозначенная норма для опасных и вредных профессий может быть уменьшена дополнительно, например, по условиям межотраслевого (отраслевого) соглашения, коллективного договора или иным локальным актом работодателя. Норма может быть и увеличена вплоть до 40 часов при соблюдении условий, поименованных в ч. 3 ст. 92 ТК РФ.

Какие у вас права при сокращении на работе | Выплаты при увольнении работника

Ограничения по продолжительности трудовых периодов также установлены для медицинских работников — не более 39 ч/н ( ст. 350 ТК РФ ). Педагоги тоже не стали исключением, для них норма — не более 36 ч/н ( ст. 333 ТК РФ ). Отдельно были отмечены и специалисты, работающие с химоружием. Для них определили нормативы в законе № 136-ФЗ от 07.11.2000.

Дополнительные привилегии действуют и в отношении женщин. Например, для работниц сельской местности установлен лимит в 36 ч/н. Аналогичное ограничение предусмотрено и для тружениц Крайнего Севера.

«. по моему хотению»

Как мы отметили выше, некоторые работники в определенных случаях могут потребовать у работодателя уменьшить им продолжительность трудового времени. То есть по их письменному заявлению наниматель должен уменьшить время труда. Таковые перечислены в ч. 2 ст. 93 ТК РФ , к ним относятся:

  • беременные женщины;
  • один из родителей, опекунов, иных лиц, воспитывающих ребенка возрастом до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет;
  • лицо, осуществляющее уход по медпоказаниям за больным членом семьи.

Отметим, что прекращение особых условий (достижение определенного возраста ребенка или роды) является основанием для перевода сотрудника на нормальный день. В целом же сокращенный рабочий день для беременных или для родителей и опекунов устанавливается с учетом пожеланий работника, а также с учетом условий работы у конкретного работодателя.

Увольнение по сокращению штата

В организации может быть установлена сокращенная рабочая неделя по инициативе работодателя. То есть наниматель, учитывая особенности производственного цикла и специфику деятельности учреждения, вправе утвердить отдельным распоряжением перечень должностей, не отмеченных в действующем федеральном законодательстве, но в отношении которых устанавливается сокращенное время.

Как платить

Вопрос с оплатой сокращенного времени актуален как никогда. Ведь сотрудник не отработал общепринятую норму, сколько же ему заплатить?

Чиновники определили следующие правила. Так, для работника, в отношении которого сокращенное время установлено федеральным законодательством, устанавливается полная оплата. Простыми словами, такой работник будет получать как за полностью отработанный норматив. Ведь положения Письма Минздравсоцразвития РФ от 11.05.2006 № 12918/МЗ-14 определяют, что именно для таких работников сокращенные рабочие смены (дни) являются нормой. А следовательно, ни о каких уменьшениях условий оплаты труда речи быть не может.

Пример № 1

Оклад врача 50 000 рублей в месяц. Норма — 39 часов в неделю.

Отработав все 39 часов, врач получит полный оклад — 50 000 рублей.

Пример № 2

Тарифная ставка уборщицы — 15 000 рублей. Организация находится в сельской местности.

Отработав 36 ч/н, работница получит полную ставку — 15 000 рублей.

Исключения

В системе есть исключения:

  1. Несовершеннолетние работники, трудящиеся на повременной оплате труда, получают оплату за фактически отработанное время с учетом сокращенной длительности работы ( ст. 271 ТК РФ ).

Пример № 3

ООО «Весна» приняло на должность курьера подростка в возрасте 17 лет. Должностной оклад — 40 000 рублей. Норма рабочего времени — 40 ч/нд. В организации установлена повременная система оплаты. В условиях трудового договора определена сокращенная рабочая неделя — 35 часов.

Следовательно, курьеру за полностью отработанный месяц положена оплата:

40 000 / 40 ч × 35ч = 35 000 рублей.

  1. Работающим на вредных или опасных производствах оплата устанавливается в повышенном размере. Минимальная надбавка за вредность — 4 % от тарифной ставки или оклада.
  2. Сотрудники, совмещающие работу и обучение по заочным или очно-заочным формам обучения. Таким работникам на период прохождения учебы (на время освобождения от рабочего процесса) зарплата устанавливается в размере 50 % от среднего заработка по основному месту работы, но не ниже МРОТ.

Оплата труда работников, в отношении которых установлен неполный рабочий день, по их заявлению (ч. 2 ст. 93 ТК РФ), устанавливается пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ.

Пример № 4

Бухгалтер ООО «Весна» Матрешкина А.А. является матерью-одиночкой пятилетней дочери. В декабре 2018 года работница написала заявление с просьбой изменить режим ее работы и перевести на неполный день. По договоренности с работодателем продолжительность рабочего дня Матрешкиной была сокращена с 8 часов до 6,5 ч. Сокращение рабочей недели — с 40 ч. до 26 ч.

Должностной оклад бухгалтера ООО «Весна» — 80 000 рублей.

Расчет заработной платы: 80 000 / 40ч / 26ч = 52 000 рублей.

Оплата предпраздничных дней

В отличие от льготных категорий трудящихся, простые работники имеют право на сокращенное рабочее время. Такие нормы предусмотрены на предпраздничные дни ( статья 95 ТК РФ ).

Так, например, длительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующие празднику, сокращаются на один час. Если же работодатель не в силах сократить предпраздничную смену (день), например по производственной необходимости или вследствие иных причин, то в таком случае предусматриваются компенсации. Работодатель обязан компенсировать переработку в предпраздничный день деньгами или предоставлением дополнительного отдыха.

Все сокращенные дни 2020 года можно посмотреть в производственном календаре. Отметим, что предпраздничные дни для пятидневки и шестидневки различаются.

  • скачать бланк табеля учета рабочего времени;
  • что значит ненормированный рабочий день.

Источник: ppt.ru

Кому положен сокращенный рабочий день? Отвечает Роструд

Роструд напомнил, кому из работников работодатель обязан установить режим сокращенного рабочего времени.

  • Когда сокращенный рабочий день обязателен
  • Продолжительность сокращенного рабочего дня – таблица

Когда сокращенный рабочий день обязателен

В своем Telegram-канале трудовое ведомство напомнило, что в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса РФ сокращенное рабочее время в обязательном порядке устанавливается для следующих категорий работников:

  • несовершеннолетних;
  • инвалидов I и II групп;
  • педагогам;
  • медикам;
  • работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, признанными таковыми по результатам СОУТ.

Для справки: сокращенное рабочее время – сокращенные по сравнению с нормальной продолжительностью рабочая неделя, рабочий день или смена с сохранением оплаты труда.

Продолжительность сокращенного рабочего дня – таблица

Максимальная продолжительность рабочего дня или смены для указанных выше категорий работников не может превышать следующих значений:

Категория работников

Максимальная продолжительность рабочего дня/смены

Несовершеннолетние от 14 до 15 лет

Несовершеннолетние от 15 до 16 лет

Несовершеннолетние от 16 до 18 лет

В соответствии с медицинским заключением

Работники с вредными и опасными условиями труда

· 8 часов – при 36-часовой рабочей неделе;

· 6 часов – при 30-часовой рабочей неделе.

Обратите внимание: если несовершеннолетний сотрудник совмещает работу с получением среднего общего или профессионального образования, его рабочий день должен быть еще короче: 2,5 часа для работников в возрасте от 14 до 16 лет, 4 часа – от 16 до 18 лет.

Автор статьи
Специализация: Эксперт в юридической тематике

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

Источник: zakonbiznesa.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома