Учим ребенка зарабатывать деньги

Содержание

Финансовая грамотность — это важный навык, который позволяет людям эффективно управлять своими финансами. Однако, к сожалению, этот навык не учат в школах, и многие взрослые до сих пор имеют проблемы в обращении с деньгами. В этом материале мы рассмотрим, как научить ребенка финансовой грамотности и уберечь его от ошибок. Для вас мы подготовили очень большой материал, рассмотрим все варианты финансовой грамотности для детей от 5 до 18 лет.

Ключевые компоненты финансовой грамотности

Финансовая грамотность состоит из трех компонентов: финансовых знаний, финансовых навыков и финансовых установок. Финансовые знания включают понимание основных экономических понятий, умение читать и анализировать финансовую информацию, а также знание о способах управления финансами. Финансовые навыки включают планирование бюджета, умение тратить деньги с умом, ведение учета расходов и доходов. Финансовые установки – это отношение к деньгам и умение управлять ими, а также понимание значимости финансовой независимости.

Как научить ребенка финансовой грамотности//Как вырастить ребенка, который станет богатым?

Почему детей должны учить финансовой грамотности

Научить детей финансовой грамотности важно не только для того, чтобы предотвратить негативные последствия, но и для того, чтобы обеспечить им благополучное будущее. Вот несколько примеров, которые демонстрируют важность финансовой грамотности для детей.

Положительные примеры:

  • Дети, которые знают, как управлять своими финансами, могут планировать свои расходы и накопления, и таким образом, добиваться своих финансовых целей, например, сбережений на образование или первую машину.
  • Финансово грамотные дети могут легче понимать ценность денег и уметь оценивать свои риски и возможности при принятии финансовых решений.
  • Умение планировать свой бюджет и управлять своими финансами может помочь детям лучше справляться с финансовыми трудностями в будущем и стать финансово независимыми.

Отрицательные примеры:

  • Дети, которые не учатся финансовой грамотности, могут терять свои деньги на неразумные покупки или неправильно управлять своими сбережениями, что может привести к финансовым трудностям в будущем.
  • Некоторые дети могут не понимать, что деньги имеют свою ценность, и поэтому они могут требовать от родителей все больше и больше денег, не понимая, что это может быть нереально для семьи или что за деньги нужно работать и зарабатывать их.
  • Если дети не учатся финансовой грамотности, они могут попасть в ловушку кредитов и долгов, что может сильно ограничить их финансовую свободу и возможности.

Как финансовая грамотность помогает в социализации

Финансовая грамотность помогает детям лучше понимать мир вокруг них, в том числе и социальные отношения. Когда дети понимают, что деньги имеют ценность и что их использование влияет на их жизнь и жизнь других людей, они могут лучше понимать ценности и обязательства, связанные с социальными отношениями.

Например, финансово грамотный ребенок лучше понимает, что родители могут не всегда позволить себе купить ему то, что он хочет, и что есть вещи, на которые нужно экономить деньги. Он также понимает, что его друзья и соседи могут иметь разные уровни доходов и что это нормально.

Как научить ребенка финансовой грамотности? | Маргулан Сейсембай | Вопрос-Ответ

Кроме того, финансовая грамотность может помочь детям лучше управлять своими финансами и распределять свои ресурсы между различными социальными обязательствами. Например, они могут понимать, что есть вещи, на которые можно потратить деньги, а есть вещи, на которые стоит сэкономить.

Наконец, финансово грамотные дети могут лучше понимать, как устроено наше общество, и что экономические факторы играют важную роль во многих социальных процессах. Они могут лучше понимать, как работает рынок и какую роль он играет в жизни людей.

С какого возраста начинать обучать детей финансовой грамотности

Считается, что наилучшим временем для начала обучения финансовой грамотности является возраст от 5 до 6 лет. Но это не означает, что раньше нельзя учить детей основам финансовой грамотности. Многие родители начинают разговаривать о деньгах со своими детьми еще в детском саду или дома, когда дети начинают задавать вопросы о деньгах и их значениях.

Какие навыки включает финансовая грамотность

Прежде чем начинать обучение, важно понимать, какие навыки включает финансовая грамотность. Они включают в себя:

  • Базовые знания о финансовых продуктах и инструментах (банковские счета, кредитные карты, инвестиции и т. д.)
  • Понимание бюджетирования и управления деньгами
  • Умение планировать расходы и накопления
  • Знание о налогах и страховании
  • Умение принимать решения о финансовых вопросах

Семь проверенных методов для обучения детей

Ребенку не нужно объяснять сложные экономические термины и принципы работы банков, чтобы начать его обучение финансовой грамотности. Важно показывать ему, как деньги работают в реальной жизни и как правильно с ними обращаться.

Объясняйте ребенку, почему вы выбрали определенный товар и сколько он стоит

Когда вы вместе с ребенком ходите по магазинам, объясняйте, почему вы выбрали именно этот товар и сколько он стоит. Проговаривайте, сколько нужно потратить на продукты для всей семьи и какая сумма останется на сладости. Это поможет ребенку понимать, как работает бюджет и какие затраты необходимы для удовлетворения потребностей.

Покажите ребенку, как работает заработная плата

Расскажите ребенку, где вы работаете и сколько стоит один час вашего труда. Необязательно оценивать его в рублях — используйте более понятные для ребенка категории. Например, можно сказать, сколько вам нужно будет поработать, чтобы купить новую игрушку. Это поможет ребенку понимать, что деньги не падают с неба, а зарабатываются трудом.

Включайте ребенка в планирование семейного бюджета

При составлении бюджета на месяц или на неделю, включайте ребенка в процесс. Пусть он видит, как распределяются деньги на различные категории, сколько тратится на еду, одежду, развлечения и т.д. Это поможет ему понимать, как важно планировать свой бюджет и что все деньги не могут быть потрачены на развлечения.

Учите ребенка экономить деньги

Научите ребенка экономить деньги, чтобы он мог копить на что-то важное. Например, вы можете договориться с ним, что половина его карманных денег будет откладываться на сбережения. Пусть он видит, как накапливаются деньги на счету, и как приятно купить что-то важное, на что он долго копил.

Учите ребенка зарабатывать деньги

Научите ребенка зарабатывать деньги, чтобы он мог понимать, что деньги не просто падают с неба, а зарабатываются трудом. Например, он может помочь соседке вынести мусор, подстричь газон или помыть машину за небольшую плату. Это поможет ему понимать, что деньги можно заработать своим трудом и что для этого нужно быть активным и находчивым.

Учите ребенка инвестировать свои сбережения

Научите ребенка инвестировать свои сбережения, чтобы он мог зарабатывать на своих деньгах. Например, вы можете помочь ему открыть банковский вклад или купить акции в надежной компании. Это поможет ему понимать, что деньги можно не только тратить, но и инвестировать, чтобы они приносили доход.

Рассказывайте ребенку о важности экономии

Рассказывайте ребенку о важности экономии и о том, как важно иметь запасы на случай неожиданных расходов. Пусть он видит, как вы откладываете деньги на экстренный случай, и как важно иметь запасы на случай потери работы или других неожиданных обстоятельств.

Обучаем детей финансовой грамотности через игры

Научить детей финансовой грамотности с помощью игр в наше время очень просто. Игры, которые помогают детям понять, как правильно управлять своими деньгами, становятся все более популярными. Сегодня существует множество игр, которые помогают обучать детей финансовой грамотности. Вот пять наиболее популярных игр настольных и компьютерных в России, которые помогают обучать детей финансовой грамотности.

  1. Монополия — это игра настольная, которая помогает детям научиться правильно управлять своими деньгами. В этой игре дети должны покупать и продавать недвижимость, зарабатывать деньги и управлять своими финансами. Эта игра позволяет детям понять, как важно иметь правильный подход к управлению своими деньгами.
  2. Дорога на Олимп — это компьютерная игра, которая помогает детям научиться управлять своими финансами. В этой игре дети должны принимать решения о том, как правильно распорядиться своими деньгами, чтобы достичь своих целей. Эта игра помогает детям понять, как важно иметь финансовую грамотность.
  3. Магазин игрушек — в этой игре дети играют роль владельца магазина игрушек и должны принимать решения о том, какие товары продавать, как устанавливать цены и как управлять своими финансами. Эта игра помогает детям понять, как важно иметь бизнес-навыки и финансовую грамотность.
  4. Финансовый гений — это компьютерная игра, которая помогает детям научиться управлять своими финансами. В этой игре дети должны принимать решения о том, как правильно распорядиться своими деньгами, чтобы достичь своих целей. Эта игра помогает детям понять, как важно иметь финансовую грамотность.
  5. Супермаркет — это настольная игра, которая помогает детям научиться управлять своими финансами. В этой игре дети играют роль владельца супермаркета и должны принимать решения о том, какие товары продавать, как устанавливать цены и как управлять своими финансами. Эта игра помогает детям понять, как важно иметь бизнес-навыки и финансовую грамотность.

Мультики, которые помогают детям понять что такое финансы

Мультики могут быть замечательным способом обучения детей финансовой грамотности, особенно если они могут увлечь ребенка и показать ему, как управлять своими финансами.

Ниже представлены мультики, которые помогут детям понять, что такое финансы и научить их управлять своими деньгами:

Карлсон, который живет на крыше — это знаменитый мультфильм, который показывает, как ребенок может быть финансово независимым. В этом мультфильме, Карлсон — персонаж, который всегда имеет деньги и никогда не идет на просьбы друзей, потому что он может позволить себе купить все, что ему нужно. Этот мультфильм может научить детей тому, как сберегать деньги и быть финансово независимым.

Коты-аристократы — это мультфильм, который показывает, как дети могут научиться управлять своими деньгами и быть ответственными за свои финансы. В этом мультфильме, котята могут позволить себе роскошную жизнь, но они также показывают, что они умеют экономить и тратить свои деньги с умом. Этот мультфильм может научить детей тому, как управлять своими деньгами и быть финансово ответственными.

Дора-путешественница — это мультфильм, который научит детей, как тратить свои деньги с умом. В этом мультфильме, главная героиня Дора должна делать правильный выбор при покупке товаров в магазине. Она учит детей, как выбирать товары, которые соответствуют их бюджету, и как тратить свои деньги с умом. Этот мультфильм может научить детей тому, как сберегать деньги при покупке товаров.

Дядюшка Скрудж — это мультфильм, который учит детей, как управлять своими деньгами и экономить. Главный герой Скрудж Макдак — это жесткий бизнесмен, который учит своих племянников, как зарабатывать деньги и экономить, чтобы достичь успеха в будущем. Этот мультфильм научит детей понимать, что значит экономить деньги и как можно достичь успеха в жизни.

Как использовать мультики для обучения финансовой грамотности

  • Найти мультики, которые наиболее подходят вашему ребенку и его возрастной категории.
  • Обсуждайте с ребенком после просмотра мультика, что он изучил, и задавайте ему вопросы, чтобы убедиться, что он понимает основы финансов.
  • Используйте мультфильмы для иллюстрации конкретных примеров, которые могут помочь детям понять, как работают финансы в реальной жизни.
  • Создайте игры и задания, основанные на мультфильмах, чтобы дети могли продолжать учиться финансовой грамотности после просмотра мультиков.

Роль школы в обучении финансовой грамотности

Хотя основную ответственность за обучение детей финансовой грамотности несут родители, школа также играет важную роль в этом процессе. Введение уроков финансовой грамотности в школьную программу может значительно усилить успехи домашнего обучения и обеспечить дополнительную поддержку для детей.

Некоторые школы уже включают элементы финансовой грамотности в свою учебную программу. В рамках уроков математики, обществознания или экономики дети знакомятся с базовыми понятиями, связанными с деньгами, бюджетом и экономическими процессами. Однако, чтобы результаты обучения были максимально эффективными, психологи рекомендуют внедрять специальные уроки или курсы по финансовой грамотности.

Такие уроки могут включать теоретические занятия, а также практические задания и проекты, которые помогут детям закрепить полученные знания. Важно, чтобы учителя подходили к обучению финансовой грамотности с пониманием и использовали интересные и доступные методы, чтобы привлечь внимание детей и удержать их интерес.

Если вы знаете такие школы, то следует рассмотреть вариант отправить туда своего ребенка. Также вы можете найти онлайн школы где проводят подобные уроки и обучают детей, но прежде чем отправить своего ребенка обязательно посмотрите отзывы!

Книги для прививания финансовой грамотности детям

Сегодня мы представляем вам топ-10 книг о финансовой грамотности для детей, которые помогут родителям воспитать экономически грамотное поколение. Используя эти книги, вы сможете рассказать своим детям о деньгах и экономике в доступной и интересной форме.

«Волшебный банкомат. Детям об экономике», Татьяна Попова, 2019 г.

Эта книга предлагает увлекательное путешествие в мир экономики для самых маленьких. Татьяна Попова знакомит детей с основами финансовой грамотности через истории о волшебном банкомате, который приносит удивительные и полезные знания.

«Финансовая грамотность дошкольникам», Галина Поварницына, Юлия Киселева, 2020 г.

Авторы книги Галина Поварницына и Юлия Киселева разработали уникальную методику обучения финансовой грамотности для дошкольников. В книге вы найдете множество примеров, заданий и иллюстраций, которые помогут ребенку быстро и легко освоить экономические понятия.

«Обращайся с деньгами «по-взрослому». Финансовая грамотность для детей от мобайликов», Алексей Гридин, 2020 г.

Алексей Гридин предлагает практический подход к обучению финансам. В книге рассматриваются современные финансовые инструменты, такие как мобильные платежи и банковские карты, а также прививаются навыки экономии и планирования бюджета.

«Продавец обуви. Как я создал Nike», Фил Найт, 2020 г.

Это автобиографическая книга основателя компании Nike Фила Найта. Она рассказывает о его жизненном пути, о том, как он превратил свою страсть к спорту и бизнесу в одну из самых успешных и известных компаний в мире. Книга станет отличным примером для детей, показывающим, что силой воли, упорством и верой в себя можно добиться больших успехов в жизни.

«Экономика для любознательных», Ольга Иваева, 2021 г.

Ольга Иваева создала прекрасное пособие для детей, которое объясняет сложные экономические понятия простым и понятным языком. В книге рассматриваются основы макро- и микроэкономики, инфляция, ВВП, процентные ставки и многое другое. Каждый раздел сопровождается яркими иллюстрациями и интересными примерами из жизни.

«Твои деньги», Джерри Бейли, Фелиция Ло, 2012 г.

Эта книга создана специально для подростков и нацелена на формирование у них навыков финансовой грамотности. Авторы Джерри Бейли и Фелиция Ло дают советы о том, как правильно управлять своим бюджетом, планировать расходы и начать инвестировать.

«Пёс по имени Мани в комиксах», Бодо Шефер, 2019 г.

Бодо Шефер, известный немецкий финансовый консультант, представляет серию комиксов о приключениях пса Мани. Эти комиксы увлекут детей своей занимательной формой и научат их основам финансовой грамотности.

«Говорим с детьми о финансах», Людмила Стахович, Екатерина Семенкова, Людмила Рыжановская, 2019 г.

Эта книга станет настольным справочником для родителей, которые хотят научить своих детей финансовой грамотности. Авторы Людмила Стахович, Екатерина Семенкова и Людмила Рыжановская предлагают методики обучения, примеры и задачи для детей разного возраста.

«Экономика в комиксах. Деньги», Клэр Фюма, 2020 г.

Клэр Фюма представляет уникальный подход к изучению экономики через комиксы. В книге рассматриваются такие темы, как деньги, банки, инфляция и денежная политика. Занимательные иллюстрации и простые объяснения сделают процесс обучения увлекательным и понятным для детей.

«Экономика просто и понятно», Александр Никонов, 2021 г.

Александр Никонов создал доступное и понятное пособие по экономике для детей и подростков. В книге разбираются основные экономические понятия, рассказывается о роли государства в экономике и о важности экономической грамотности в современном мире.

Топ-10 книг о финансовой грамотности для детей, представленный в этой статье, поможет вам подобрать наиболее подходящие материалы для обучения вашего ребенка экономическим понятиям и навыкам. Учиться финансовой грамотности с детства – значит, создавать основу для успешного и безопасного финансового будущего вашего ребенка.

Мнение психологов об обучении детей финансовой грамотности

Психологи считают, что обучение детей финансовой грамотности является важным аспектом их развития и социализации. Финансовая грамотность позволяет детям осознать значение денег, учиться распоряжаться ими, а также понимать принципы экономики и отношения между людьми в обществе. Рассмотрим основные аргументы психологов в пользу раннего обучения детей финансовой грамотности.

  • Развитие ответственности и самостоятельности: обучение финансовой грамотности способствует развитию ответственности и самостоятельности у детей. Они учатся планировать свой бюджет, определять приоритеты в расходах и экономить на ненужных вещах. Такой подход позволяет ребенку осознать значение денег и научиться ценить то, что имеет.
  • Формирование навыков принятия решений: финансовая грамотность также помогает детям в развитии навыков принятия решений. Ребенок учится анализировать информацию, сравнивать различные варианты и делать осознанный выбор. Эти навыки пригодятся во многих жизненных ситуациях, не только связанных с деньгами.
  • Понимание ценности труда: обучение финансовой грамотности включает в себя обсуждение процесса заработка денег и ценности труда. Дети начинают понимать, что деньги – это результат труда и усилий, и научиться уважать труд других людей.
  • Успешное будущее: финансово грамотные дети имеют больше шансов стать успешными взрослыми. Они будут лучше ориентироваться в экономических вопросах, уметь планировать свое будущее и оценивать риски. Обучение финансовой грамотности с раннего возраста создает основу для успешной жизни в будущем.

Психологи однозначно поддерживают идею обучения детей финансовой грамотности. Это не только помогает им осознать значение денег и экономических процессов, но также способствует развитию ответственности, самостоятельности и навыков принятия решений. Финансово грамотные дети обладают большим потенциалом для достижения успеха в будущем и адаптации к сложным жизненным ситуациям.

Распространенные ошибки родителей

При обучении детей финансовой грамотности родители могут совершать некоторые ошибки, которые могут снизить эффективность обучения или даже привести к неправильному формированию представлений о деньгах и экономике. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки и способы их исправления.

Недостаток общения о деньгах

Одна из самых распространенных ошибок родителей – избегание обсуждения денежных вопросов с детьми. Такое поведение может создать у ребенка нереалистичные представления о деньгах и их значении. Родители должны регулярно обсуждать с детьми финансовые вопросы и учить их понимать значение денег.

Непоследовательность в обучении

Обучение финансовой грамотности требует последовательности и систематического подхода. Родители должны стараться обучать детей финансовым навыкам постоянно, а не только в случае возникновения проблем или когда возникает свободное время.

Отсутствие практики

Теоретические знания о деньгах и финансах важны, но без практического опыта они могут оказаться бесполезными. Родители должны предоставлять детям возможность практиковаться в управлении деньгами, например, предоставлять им карманные деньги или поручать определенные покупки.

Неучет возрастных особенностей

Родители должны учитывать возрастные особенности детей при обучении финансовой грамотности. Объяснения и задания должны быть адаптированы под возраст ребенка, чтобы он мог легко усвоить информацию и не потерять интерес к обучению.

Избыточная строгость или снисходительность

Баланс между строгостью и снисходительностью в обучении финансовой грамотности также имеет значение. Родители должны помнить о необходимости наставления и контроля, однако также важно давать детям пространство для самостоятельных решений и возможность совершать ошибки. Такой подход поможет детям учиться на своих ошибках и осознавать последствия своих решений.

Ограничение доступа к информации

Важно не ограничивать доступ детей к разнообразным источникам информации о финансах и экономике. Разрешите детям читать книги, статьи, просматривать видео и играть в образовательные игры на тему финансовой грамотности. Таким образом, они смогут получить максимальное количество знаний и разностороннюю информацию.

Игнорирование вопросов и интересов ребенка

Родители должны быть внимательны к вопросам и интересам своих детей в области финансов. Если ребенок задает вопросы или проявляет интерес к определенным аспектам финансовой грамотности, родители должны поддерживать этот интерес и помочь ребенку углубить свои знания.

Пренебрежение собственным образованием

Родители не должны пренебрегать собственным образованием в области финансовой грамотности. Чтобы успешно обучать своих детей, вам также необходимо быть в курсе актуальных вопросов и иметь хорошие финансовые навыки.

Осознавая и исправляя эти ошибки, родители смогут эффективно обучать своих детей финансовой грамотности и сформировать у них правильное отношение к деньгам и экономическим вопросам. Это поможет детям быть успешными и независимыми в будущем, а также уметь принимать разумные решения в жизни.

Источник: xn——7kcgpnpy3bral5h.xn--p1ai

Как научить ребёнка финансовой грамотности

Обучать детей финансовой грамотности нужно обязательно. Сейчас ввели курс «финансовая грамотность» в школьную программу, что радует многих специалистов. Ведь умение управлять деньгами – важный навык для взрослой жизни. Однако помните, что дети берут пример всегда с родителей. Поэтому обучая детей ведению бюджета или планированию расходов внедряйте смело это и в свою жизнь.

Становитесь финансово грамотными сами.

10.07.20 747 1 Поделиться
Автор Бробанк.ру Елена Феоктистова
Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

И чем раньше вы начнёте обучать ребенка культуре управления деньгами, тем целее будет ваш кошелек в будущем – не придется решать финансовые проблемы взрослых деток.

Инструменты для обучения ребенка культуре управления деньгами

Несколько советов от эксперта Бробанка:

Создайте копилку вместе с ребёнком и откладывайте туда деньги

  • Начинайте обучение с 3-4 лет. Создайте копилку вместе с ребёнком, откладывайте деньги и пусть ребенок, накопив что-то на нужную ему игрушку, сам потратит свои сбережения. Так ребенок поймёт, что достичь желаемого можно простым накоплением, нужно только набраться терпения и регулярно откладывать.
  • Распишите смету целей или список желаний ребёнка. Это будет проще сделать с детками постарше, с 7-9 лет. Многие дети мечтают о дорогих телефонах или личных планшетах. При этом у них есть желание купить простую шоколадку или мороженое. Помогите ребенку спланировать свои текущие траты и крупные покупки.
  • Выдавайте карманные деньги. Обычно карманные деньги появляются в школьном возрасте. Стоит давать ребенку чуть больше, чем просто на обязательные расходы – проезд и питание в столовой. Спланируйте расходы ребенка вместе с ним и покажите, как он сможет накопить на желанный телефон.
  • Играйте в настольные игры, связанные с деньгами и планированием. Например, Drive your life kids, Монополия, Денежный поток, Инвестор и другие. Дети легко в них разбираются, начиная с 5-6 лет. Они учат не только считать деньги, планировать расходы, но и выбирать, куда бы их выгодно вложить.
  • Приучайте ребенка планировать расходы самостоятельно. Например, давайте ему карманные деньги не каждый день, а вначале на 2-3 дня, потом на неделю, потом на 2 недели, потом на месяц вперед. Только не нарушайте этот порядок – дети должны получать деньги в сумме и в сроки, которые вы обсудили.

Софинансирование покупок

Предложите ребенку скопить 15-30% от стоимости желанной вещи, а остальное вы добавите сами. Покажите ребенку, что вы тоже решили спланировать эту покупку и внесли её в список своих целей. Начинайте накапливать вместе, сверяйтесь раз в неделю или раз в месяц. Контролируйте, чтобы ребенок не сильно увлекался и не накапливал в ущерб своему здоровью. Дети склоны копить с фанатизмом и даже есть не будут в столовой только бы отложить.

Софинансирование покупок, как инструмент обучения финансовой грамотности для детей, стоит применять и к маленьким детям от 4-5 лет. Если у них есть свой кошелек и свои сбережения, то вы можете, идя в магазин вместе скидываться на игрушку для ребенка. Договоритесь заранее, что какую-то часть из этой покупки ребенок оплачивает самостоятельно. Остальное добавляете вы. Это научит ребенка соизмерять свои желания с возможностями.

Поощряйте желание ребёнка зарабатывать

Если ребенок начинает расстраиваться, что у него накопления проходят медленно, то помогите ему найти способ заработать деньги.

Тут сразу сделаю предостережение – ни в коем случае не платите за домашние дела – мытье посуды, полов, за то, что убрал в комнате или пропылесосил.

Ни в коем случае не платите ребенку за домашние дела

Если в вашей семье уборкой занимаются сами члены семьи, а не приходящая домработница, то ребенку нужно объяснить, что маме с папой никто деньги за это не платит. Мы живём в одном пространстве и каждый должен вносить вклад по поддержанию частоты в нём.

Если же у вас есть домработница, то будет справедливо заплатить ребенку за уборку.

Идеи дополнительных источников дохода для ребенка

1. Разбор хлама дома и его продажа на Авито, Юле или в комиссионных магазинах.

Покажите ребёнку старый шкаф с вещами, обозначьте какие вещи можно продать и помогите ему их выставить на продажу. Задача ребенка разобрать шкаф, отсортировать вещи и дальше составить объявление о продаже с вашей поддержкой. Все вырученные деньги с продажи вещей могут считаться заработком ребенка и цель – новый телефон станет ближе.

2. Поручите ребенку заносить расходы в бюджет. Если вы не ведёте учет доходов и расходов, то пришло время начать это делать. Хотя бы с помощью ребенка.

Попросите ребенка вести бюджет семьи за зарплату

Пришли с работы и попросите ребенка заполнить таблицу с тратами, расскажите сколько получили в течение месяца. Конечно, это ваша обязанность, а не ребенка, поэтому справедливо будет предложить ребенку зарплату за такое заполнение таблицы, чтобы он не отказывался и вникал в то, что заполняет.

Это упражнение поможет ребенку увидеть, что деньги не берутся из воздуха и легко заканчиваются. А также, что кроме трат на игрушки и развлечения нужно покупать продукты, оплачивать ЖКХ, откладывать деньги на отпуск или накапливать на другую крупную цель. Поверьте, этот способ гораздо эффективнее, чем объяснять подростку, что вы деньги не печатаете.

Обычно у детей, которые ведут бюджет семьи не возникает требований к родителям о деньгах. Они видят, куда деньги уходят. И это хороший стимул для родителей – тратить и распределять свои расходы разумно.

Карманные деньги

Карманные деньги не должны зависеть от успеваемости или от поведения в школе. Ребенок должен учиться планировать в стабильных условиях, иначе вы сформируете страхи или комплексы у ребенка.

Пример из практики: девушка 37 лет с доходом в полмиллиона рублей ежемесячно. Хорошие деньги – скажут многие. Но не для неё, она их умудрялась спускать за первые две недели и оставшиеся время жила в кредит. Оказывается, в детстве она рано устроилась работать и хоть доходы были маленькие, но родители отбирали весь заработок со словами, что будут выдавать ей в определенные дни.

Но этого не происходило – то ли забывали, а может и забивали. В результате у девушки сформировалась установка – если не потратить деньги, то их отберут и не вернут обратно.

Поэтому я призываю родителей внимательно следить за своим бюджетом и сдерживать договоренности с детьми. Если берете в долг у ребенка, то напишите ему расписку и верните в срок. Это будет справедливо. Если всё делать спокойно, то к 15 годам ребенок сможет планировать свои карманные расходы на месяц вперёд самостоятельно.

Внимательно следите за своим бюджетом и сдерживайте договоренности с детьми

Как приучить ребёнка планировать расходы самостоятельно

  1. Попросите ребенка спланировать свои расходы на 3 дня и согласовать с вами сумму карманных денег. Скорее всего он принесет смету, в которой что-то не учтет. Это его проблема. Если смета будет завышена, то урежьте ее, объяснив почему режете. Но обосновав рынком и логикой, а не родительской волей.
  2. После этого выдайте согласованную сумму денег. Скорее всего он потратит все деньги в первые два дня. И прибежит к вам клянчить дополнительные деньги. Самое главное здесь выдержать натиск и отказать. Пусть он обидится на вас до новой получки, но это меньшее из зол. Гораздо опаснее выпускать финансово неграмотного человека в мир сверхпотребления и закредитованности.
  3. В начале нового срока при согласовании новой суммы денег ваш ребенок будет куда более осмотрительным – учтет прежние ошибки. Дальше вы увеличиваете срок планирования с трех дней до недели, а потом и до месяца. Но при каждой установке нового срока проверяйте планирование трат ребенка.

Резюме: научите своих детей управлять деньгами в раннем возрасте. Это избавить вас от необходимости решать их финансовые проблемы во взрослой жизни.

Источник: brobank.ru

Финансовая грамотность для детей: как и когда учить ребенка обращаться с деньгами

Финансовая грамотность для детей: как и когда учить ребенка обращаться с деньгами

Карманные деньги – это плохо или хорошо? С какого возраста стоит доверить детям деньги? Какую сумму давать, как часто и за что платить точно не стоит – в этой статье рассмотрим самые популярные вопросы и выясним, как правильно научить ребенка финансовой грамотности.

Обучение обращению с деньгами для ребенка – первый опыт самообразования, в котором родители выполняют важную роль. Вряд ли взрослый, который сам не умеет правильно распоряжаться финансами, находится в качелях «то густо, то пусто», сможет показать ребенку эффективные способы накопления и расхода денег. Статистика по России не самая оптимистичная: всего 10% взрослых самостоятельных людей имеют высокий уровень финансовой грамотности, низкий уровень на начало 2022 года у 61% [Аналитический центр НАФИ, 2022]. А ведь у этих 61% тоже есть дети, которых азам управления деньгами нужно учить с ранних лет, поэтому правило «обучите сначала себя» – единственное верное в данном случае.

На программе «Самообразование» вы научитесь усваивать новую информацию и обучаться гораздо быстрее и эффективнее. Полученные техники и приемы сыграют вам на руку при обучении финансовой грамотности и передаче знаний детям – сможете преподнести им информацию правильно, отбросив устаревшие шаблоны и малоэффективные модели поведения.

А на онлайн программе «Критическое мышление» вы узнаете, как анализировать поступающую информацию, принимать решения независимо от манипуляций извне, научитесь отсеивать неподходящие приемы управления деньгами. Это важно, потому что моделей финансового поведения может быть несколько, единственно «правильного» нет. С развитым навыком критического мышления вы сможете найти комфортный для вашей семьи вариант финансовой грамотности, а не тот, который «исключительно верный» по мнению какого-то спикера.

Что такое финансовая грамотность?

Для взрослых и детей само понятие финансовой грамотности идентично. Отличаются только частности в силу разного уровня владения денежными средствами и их использования.

Финансовая грамотность – это совокупность денежных установок, умений копить, тратить, поддерживать и повышать уровень благосостояния и качества жизни [Роспортребнадзор, 2022].

В общем смысле финансовая грамотность включает в себя:

  • Умение планировать доходы и расходы – предвидеть размер прибыли и ставить ограничения на траты, вести их учет.
  • Рациональный выбор банковских продуктов и различных услуг: кредитов, страховок, онлайн-помощников и программ.
  • Способность рационально выбирать нужные товары.
  • Умение избегать больших платежей по кредиту, ипотеке и прочим долговым обязательствам, если таковые образовались.
  • Знание своих прав как потребителя и умение их отстоять.
  • Готовность решать непредвиденные вопросы в плане финансов.
  • Способность ставить реалистичные цели и двигаться к их достижению.
  • Умение разбираться в денежных инструментах: инвестициях, активах и т.д.

Взрослый человек, умеющий грамотно распоряжаться с деньгами, ориентируется в экономической обстановке своего предприятия, региона и страны.

Чтобы увеличивать достаток, в рамках финансовой грамотности целесообразно осваивать новые инструменты увеличения благосостояния. Умение грамотно распоряжаться деньгами, по наблюдениям, делает людей более успешными вне зависимости от того, где и кем они работают, сколько зарабатывают.

Отсутствие навыков управления финансами неизбежно приведет к неразумным тратам, опрометчивым решениям и покупкам, долговым ямам.

Финансовая грамотность для детей включает в себя практически те же пункты, что для взрослого, только в рамках меньшей зоны охвата:

  • Научиться планировать расходы относительно доходов.
  • Ставить цели (желания) и откладывать на них, копить, в меру возможностей зарабатывать.
  • Уметь выбирать товар.
  • Высший пилотаж – инвестировать, давать деньгам расти (да-да, это доступно и детям, далее рассмотрим этот вопрос).

Освоение основ финансовой грамотности в детстве повышает шансы ребенка на благополучную жизнь с самого начала периода, когда он начнет зарабатывать, а может, и прийти к этому порогу с накоплениями.

Финансовая грамотность для школьников

Статистика Центрального Банка такова: 40% россиян со своими финансами не справляются – у них не получается копить на большие покупки, откладывать деньги в кубышку [Банк России, 2021]. Основная причина – отсутствие информации по этому вопросу у взрослых в период их взросления. В школе о деньгах не говорили, да и многие застали советское время, затем сложные для России времена 90-х годов 20 века, когда денег попросту «не было». В наши дни такой проблемы нет, поэтому есть все шансы освоить приемы правильного обращения с финансами самим взрослым и передать эти навыки детям.

Ввиду печальной статистики по уровню финансовой грамотности россиян, в министерстве образования решили ввести уроки по обучению детей рациональному обращению с деньгами [Центральный Банк России, 2021]. Занятия планируется проводить с 1 сентября 2022 года с пятого класса, в том числе в рамках предметов «Обществознание», «Математика», «География». Для школьников начального звена элементы финансовой грамотности будут разбирать на уроках математики и окружающего мира.

Программы по обучению финансовой грамотности для детей начальной и средней школы разработаны совместно с экспертами Центрального Банка России. Методика на широкое обозрение не представлена, но известно, что дети в начальной школе научатся:

  • соблюдать правила безопасного поведения в Интернете;
  • анализировать расходы и доходы личные и семейные;
  • составлять свой финансовый план.

Начиная с пятого класса, ученикам предстоит:

  • научиться оценивать риски предпринимательской деятельности;
  • распознавать мошенничество и манипуляции финансовых организаций;
  • рассчитывать цену на товары, стоимость покупок;
  • знать и считать налоги;
  • определять качество жизни человека, семьи и финансовое благополучие;
  • заполнять простые формы и документы: заявления, обращения, декларации в бумажном и электронном виде.

Министерство образования планирует возложить на школу решение основных вопросов, касающихся финансовой грамотности детей, которые точно пригодятся каждому человеку во взрослой жизни.

В школах для обучения финансовой грамотности детей используют презентации и другие наглядные пособия, ведь на словах юной аудитории далеко не все будет понятно, а что-то скучнее сухой словесной теории для школьника придумать сложно.

Первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов: «Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит, повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом».

Финансовая грамотнос­ть для детей дошкол­ьного возраста

Интересно, что образовательные программы создают не только для школьников, но и для подопечных детских садов. Оказывается, разработки образовательных методических материалов в этом направлении для детсадовцев ведутся более 20 лет. Правда, не централизованно по рекомендациям министерства образования и Центробанка, а педагогами и коллективами в частном порядке.

Необходимость знакомства дошкольников с основами экономики возникла как идея повышения уровня финансовой грамотности с ранних лет, пока как таковых денег у ребенка еще либо нет, либо есть, но в очень ограниченном количестве – редко можно встретить малыша, которому дают на карманные расходы. И все же, экономика и дошкольник связаны – дети слышат дома о росте цен, мама с папой могут обосновывать целесообразность покупки не такой игрушки, какую хочет ребенок, а другой, потому что, например, денег на желаемую сейчас нет.

Некоторые дошколята на день рождения получают конверт с деньгами и, конечно, знают, как его «правильно» потратить. Основы финансовой грамотности на этом этапе помогают избежать таких проблем, как постоянные «купи», истерики в магазине у витрины с игрушками, неоправданно высокие запросы на развлечения, вкусняшки и т.д. [Ю. А. Герасимова, 2021]. Уже в 5-7 лет ребенку можно объяснять, как приумножать достаток семьи и его карманные деньги.

Образовательные программы финансовой грамотности для детей могут быть составлены по-разному ввиду отсутствия единого стандарта, а объединяет их общий принцип – доступность подачи информации и игровое сопровождение для закрепления навыков на практике.

Хороший пример такой программы – учебно-методическое пособие «Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей», которое используют в детском саду №20 в Калининграде [М. О. Еремина, 2017]. Она предполагает обучение и малышей, и их мам и пап – составители методички убивают двух зайцев одновременно. В рамках этого обучения финансовой грамотности детей затрагивают такие темы, как:

  • совместные покупки;
  • выбор товаров;
  • способы потратить деньги с пользой.

Дети узнают:

  • что такое бартер;
  • как считать деньги;
  • как уберечь деньги от «ловушек» в виде хотелок и спонтанных трат;
  • что такое кредиты.

В результате обучения у детей формируется понимание, как стоит обращаться с деньгами и какие ошибки при этом могут возникать. Педагоги приводят причинно-следственные связи и в игровой форме с детьми воспроизводят разные ситуации: когда есть деньги, когда они закончились, когда купил вроде бы нужную игрушку, а потом разочаровался в ней, и т.д. У детей возникает интерес к теме, к школе они подходят уже как ответственные носители карманных сбережений, а не транжиры.

Вы можете узнать, ведется ли в вашем детском саду формирование финансо­вой грамотности детей дошкольного возрас­та – обычно эта информация есть на сайте ДОУ. Наличие такой программы может быть весомым преимуществом при выборе дошкольного воспитательного учреждения.

Необходимость учить ребенка финансовой грамотности

«Нас не учили, но мы выросли нормальными» в данном случае не работает – много россиян признаются, что недовольны своим финансовым положением. Как показала статистика Центробанка, ситуация в стране и правда неблагоприятная в плане финансовой грамотности населения.

Как показал опрос, 89% россиян хотели бы научить детей правильно обращаться с деньгами [РБК, 2021]. Проблема в том, что не каждый взрослый действительно знает, как «правильно». Соответственно, для многих этот процесс не запускается, ситуация становится на самотек: родители дают детям деньги, а те распоряжаются ими по своему усмотрению и в подавляющем большинстве случаев попросту тратят свой бюджет.

Задача родителей – заложить детям фундамент грамотного обращения с деньгами и отношения к ним. В некоторых семьях эта тема табуирована по разным причинам. Родители считают, что ребенок сам научится обращаться с деньгами.

Представьте ситуацию: вам нужно научиться красиво танцевать. Вы никогда этим не занимались и решили самостоятельно освоить искусство. Пробуете двигаться, повторяете за танцорами в телевизоре, смотрите видеоуроки. Но практика в итоге пущена на самотек: системы обучения нет, никто не может проконтролировать, насколько правильно вы двигаетесь, получается ли танец.

Можно пойти другим путем – сразу найти педагога, который за пару месяцев научит вас двигаться, поставит движения, хореографию, вы освоите азы танца.

То же самое с ребенком: чем больше структурированной информации он получит на старте, тем быстрее освоит основные принципы управления собственными финансами и избежит ошибок, на разрешение которых могут уйти годы.

Формирование финансо­вой грамотности детей на руку родителям:

  • Маме и папе не нужно тащить все на себе, удовлетворяя все прихоти ребенка.
  • Уходит проблема запросов «купи мне десятую футболку, последнюю версию смартфона или кроссовки известного бренда».
  • Ребенок учится самостоятельно покупать то, что ему нужно по мелочи в быту.

Ребенок поймет, что деньги не берутся из ниоткуда, что баланс банковской карты родителей не безлимитный, сможет самостоятельно ставить реалистичные цели и обретет частичную финансовую независимость.

Правильное использование карманных денег облегчит жизнь и ребенку, и родителям.

С какого возраста давать деньги ребенку?

Законодательство разрешает совершать мелкие бытовые сделки детям с шести лет [Консультант Плюс, 2022]. Шестилетка уже может ходить за хлебом.

Первые деньги на карманные расходы нужно давать, уже рассказав ребенку о мире товарно-денежных отношений и рынка [Совкомбанк Блог, 2021]:

  1. Расскажите о том, что можно покупать в магазине: какие продукты как называются, зачем нужны.
  2. Какие отделы есть в магазинах, какие товары в них выставлены, как искать то, что нужно.
  3. Научите понимать номинал купюр и считать деньги. Неплохо, если ребенок может сам отсчитать нужную сумму в пределах стоимости молока, хлеба или шоколадки.
  4. Научите сопоставлять стоимость товара и номинал купюр, сумму денег в кошельке, чтобы не случилось неприятной ситуации: есть 30 рублей, а шоколадка стоит 40, пришел на кассу и расстроился.

Если просто так дать шестилетнему ребенку деньги, с которыми он только знает, что надо идти в магазин, а что делать дальше – не знает, ничем хорошим это точно не кончится. Основы финансовой гр­амотности детей дошк­ольного возраста закладываются с первыми карманными деньгами и первыми инструкциями от взрослых – одно без другого невозможно.

Понять, что родительский банковский счет или кошелек не бездонные, поможет посвящение ребенка 10-11 лет в семейный бюджет. Рассказывайте о доходах и расходах – оплату коммунальных платежей, ипотеки, секций, абонементов, продуктов и т.д. Пусть ребенок узнает, сколько денег остается у родителей после совершения обязательных платежей, обсуждайте с ним это [Растим детей, 2021].

Сколько денег давать?

Вопрос животрепещущий для многих родителей: сколько давать карманных денег ребенку и как часто?

В первую очередь следует определиться родителям: на что этих денег ребенку должно хватать? Для одних мам и пап важно, чтобы хватало на походы в магазин за продуктами и мелкие радости, другие дают на минимальное обеспечение самого ребенка: на канцтовары, носки, косметические средства, проезд.

Сколько давать – вопрос индивидуальный. Поинтересуйтесь у родственников или знакомых, сколько денег они дают своим детям, чтобы ребенок не чувствовал себя сильно ущемленным, если сумма его карманных финансов будет меньше, чем у сверстников, или, наоборот, богачом.

Отслеживайте свой уровень комфорта: карманные деньги не должны быть в ущерб бюджету семьи. В России 76% родителей из опрашиваемой группы дают детям от 7 до 10 лет в среднем 1000 рублей в месяц согласно статистике, только 10% взрослых увеличивают эту сумму до 3000 рублей [Regnum, 2021].

При выделении денег на крупные покупки предоставляйте выбор: телефон или велосипед. Обозначьте сумму, на которую чадо может рассчитывать, это даст ему хорошую пищу для размышлений. Он научится договариваться с самим собой, искать компромиссы, отметать ненужные и навязанные желания.

Как часто давать деньги?

Тем, кто помладше, в частности дошколятам и ученикам 1-4 классов, деньги можно давать 1-2 раза в неделю маленькими суммами на целевые покупки. Некоторые малыши начинают копить уже в этом возрасте.

Детям постарше, от 5 класса, есть смысл давать карманные деньги раз-два в месяц, просчитав все необходимые траты за этот период. Такой способ поможет научиться финансовому планированию к студенчеству и взрослой жизни.

Стоит учитывать, что деньги у ребенка могут кончиться раньше: купил лишнее, потерял, отдал другу. Не злитесь на чадо, помните, что карманные деньги – это деньги ребенка, он может распоряжаться ими как угодно. Пусть он ошибется в детстве на мелкую сумму в пару сотен, чем во взрослой жизни на сотню тысяч или миллионов.

Подготовиться к финансовым ошибкам ребенка – задача родителей, причем не самая легкая.

Поощрение деньгами

В рамках обучения детей финансовой грамотности не может быть речи о поощрении деньгами выполнения домашних заданий, уборки комнаты, оценки в дневнике. Не стоит оплачивать то, что делают обычные люди не из соображений выгоды, а для жизнеобеспечения. Домашние обязанности не следует привязывать к платным услугам, иначе эта связка закрепится в еще формирующейся картине мира ребенка и в дальнейшем с этим возникнут сложности.

Если вы да­ете карманные деньги детям раз в месяц, а они кончаются быстрее, не ведитесь на провокацию, напоминайте о необходимости укладываться в рамки срока. Если желание добавить все же возникает, предложите ребенку формат работы, пусть он получит средства за то, что обычно делают специалисты: помыть машину, вычесать собаку.

Наличные или карта

Психолог Наталия Кузоро рекомендует начинать приобщение к миру финансов с наличных денег [Горновости, 2022]. Купюры и монеты – хороший счетный материал, на котором можно учиться считать. Они помогут ребенку ощущать деньги физически: вот они есть, вот их нет. Для мелких покупок наличные подходят хорошо. Со временем, когда суммы на карманные расходы увеличиваются, а дети обретают больше самостоятельности, можно оформить для них пластиковую банковскую карту.

В России детям от 6 до 14 лет во многих банках можно оформить дебетовую карту, привязанную к счету родителей. С 14 до 18 лет ребенок может открыть свой собственный счет с письменного согласия родителя или законного представителя.

Конкуренция за детские электронные кошельки довольно высокая, банки предлагают такие интересные предложения, как бесплатное обслуживание, начисление бонусов, хороший кэшбэк, снятие наличных без комиссии в банкоматах партнеров – далеко не каждая карта взрослого может похвастаться такими «плюшками».

Подходящие для детей продукты есть практически во всех крупных банках России.

Плюсы пластиковых карт

Преимущества пластиковых карт для детей сложно недооценить:

  • пластиковая карта занимает минимум места, для нее не нужен кошелек;
  • удобнее пользоваться – не нужно отсчитывать купюры на кассе;
  • можно расплачиваться в городских автобусах;
  • пластик дети теряют гораздо реже, чем наличные деньги;
  • можно устанавливать лимиты на расходы и отслеживать движение денег;
  • деньги со счета сложнее украсть, чем наличные;
  • хулиганам интереснее купюры, чем карты;
  • даже если карта потерялась, ее можно восстановить – баланс сохранится;
  • нет риска, что в магазине неправильно дадут сдачу;
  • в любой момент можно перевести деньги ребенку на срочную или непредвиденную покупку, когда родители на работе и передать купюры возможности нет;
  • в мобильных приложениях есть масса инструментов для инвестиций, накоплений;
  • бонусы за покупки идут в бюджет ребенка.

Банки обычно разрабатывают для детских карт отдельные приложения, в которых есть материалы по улучшению финансовой грамотности, инструменты для управления деньгами: целевые копилки, онлайн-помощники, обучающие игры.

Пластиковые карты придутся по душе родителям, которые сами не пользуются наличными в мире, где преобладают цифровые деньги. Эта практика характерна для городов.

Минусы пластиковых карт

Первый недостаток пластиковых карт – не везде можно ими расплатиться. Это касается в основном пригородов и отдаленных районов, где наиболее актуальными будут наличные средства. В некоторых пригородных автобусах нет возможности оплаты проезда картой.

Еще один недостаток пластика – у ребенка не формируется ощущение реальности денег, он может потратить больше, чем планируется. Деньги становятся цифрами на счете. Это психологический барьер для некоторых взрослых – несмотря на наступление цифрового мира и все больших разговоров об электронных валютах, многим важно щупать деньги руками, видеть их, пересчитывать. Свои переживания они транслируют на детей и отказываются от банковской карты.

Многие карты оснащены чипом бесконтактной оплаты, которая позволяет делать покупки без введения пин-кода. Соответственно в случае потери или кражи карты злоумышленники могут воспользоваться положением и сделать мелкую покупку в магазине. Если ребенок обнаружил, что карта пропала, как и в случае со взрослым пластиком, ее стоит незамедлительно заблокировать в мобильном приложении или на горячей линии банка.

При выдаче ребенку пластиковой карты необходимо рассказать о правилах цифровой безопасности:

  • никому не рассказывать пин-код, цифры с карты, особенно трехзначный код на обороте;
  • не переводить деньги кому попало и не давать карту в руки посторонним;
  • закрывать кнопки рукой, когда ребенок вводит пин-код в терминале при снятии наличных.

Напоминать о правилах цифровой безопасности ребенку нужно регулярно, особенно в раннем возрасте.

Рекомендации родителям

Эти рекомендации помогут родителям выстроить доверительные отношения с детьми в процессе обучения ребенка правильному поведению с финансами:

  1. Давайте деньги в оговоренный срок с установленной периодичностью. Ребенок научится рассчитывать расходы и не просить пополнить счет или выдать купюры, как только предыдущий лимит у него исчерпался. Это дисциплинирует и детей, и родителей. К тому же ребенок учится соблюдать договоренности и избежит тревожности за свои планы.
  2. Расскажите, как приумножить деньги. Покажите, как в приложении можно открыть вклад, на который будут начисляться проценты, объясните, что такое кэшбэк, инвестиции и акции. Расскажите, как можно завести целевую копилку и объясните, что малыш через какое-то время может сам исполнить свою маленькую мечту.
  3. Не забирайте деньги – это нечестно. Если берете в долг – отдавайте, этим вы проявите к ребенку уважение, а у него не сформируется опасение, что деньги так просто может забрать кто-то, кто сильнее. Соответственно он вряд ли сам будет так поступать по отношению к более слабым.
  4. Помогите завести копилку в мобильном банке или купите красивый кошелек или копилку ребенку. Объясните, как можно копить, откладывать, делить деньги на накопительную часть и ту, которую можно потратить.
  5. Расскажите о том, как тратить деньги с пользой. Например, часть карманных средств в виде небольшого доната или кэшбэк направлять на благотворительность – на помощь людям, детям, животным.
  6. Не говорите, что денег нет – ребенку не нужно знать обо всех проблемах взрослых, даже в разговорах о формировании семейного бюджета. «Нет денег» – это установка, которая прочно фиксируется на подкорке и дает чувство тревожности у ребенка, даже когда он вырастает, становится взрослым и дефицита финансов не испытывает. Он может жить с ощущением, что деньги вот-вот закончатся, ему на что-то не хватит, у кого-то чего-то больше и т.д.
  7. Не ругайте за глупую, на ваш взгляд, покупку. Возможно, для ребенка она была не такой уж неважной, раз он потратил на нее собственные деньги. Родителям стоит поговорить об этом с ребенком, помочь сделать выводы. Превратите неудачу в ценный опыт.

Воспринимайте ребенка как самостоятельного человека – это здорово помогает ему научиться ответственности, а вам обрести спокойствие и проще относиться к его неудачам и искренне радоваться победам.

Ошибки родителей

Далее рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, которые возникают при обучении ребенка обращению с деньгами и могут повлиять на процесс только негативно:

  1. Наказание ребенка за настойчивые просьбы купить игрушку/вещь, манипуляции чувством вины («как тебе не стыдно просить», «у нас нет денег на это», «что это за бесполезность, тебе это не нужно», «тебе это не нужно, мне лучше об этом знать» отнесем сюда же). Возникающие вопросы нужно решать спокойно, без манипуляций и давления.
  2. Реализация противоположного сценария детства родителей, у которых не было разнообразия еды, игрушек, развлечений в юные годы – самая большая ошибка взрослых. Бесконтрольное задаривание притупляет у ребенка ценность вещей и денег соответственно. Кроме того, в таком случае материальные вещи становятся предметом манипулирования родителями.
  3. Плата за оценки в школе. Мы уже говорили, что за учебу платить неверно, это не тот труд, за который можно брать деньги, в этом процессе должны присутствовать другие стимулы (интерес, авторитет учителя, удовлетворение от результата), которые деньгами только подавляются, что будет сказываться на качестве знаний.
  4. Тотальный контроль за расходом карманных денег – тоже ошибка. Родителей понять можно – у них есть страх, что ребенок будет покупать конфеты, продукты с аллергенами и сахаром, безделушки на один раз и т.д. Но такая тактика лишает детей чувствовать ответственность за свой кошелек и в будущем, а контроль провоцирует желание покупать ту самую «запрещенку». Деньги ребенка – это деньги ребенка.
  5. Не стоит считать, что ребенок слишком мал для участия в формировании семейного бюджета. С ним можно и нужно обсуждать расходы, финансовые планы на месяц, чтобы у него формировалось понимание о мире денег и правильные привычки закладывались уже в детстве, а не методом проб и ошибок, когда он станет взрослым и будет тренироваться на собственной зарплате.

Уделите внимание собственному поведению в отношении ребенка и исключите эти типичные ошибки, чтобы обучение финансовой грамотности было гармоничным и продуктивным [Умназия, 2020].

Игры для обучения

Лучший способ обучить ребенка чему-либо – это игра. В начальной школе на игровой деятельности в разной степени строится весь процесс обучения. Освоение финансовой грамотности – не исключение. Предлагаем несколько вариантов полезных игр, которые познакомят ребенка с миром торгово-денежных отношений и рынков.

«Магазин»

Игра в магазин элементарна, подойдет для самых маленьких детей. Если ребята играют в нее сами по себе, то только воспроизводят покупателя и продавца в своем восприятии. Если в процесс включить взрослого, он поможет разобраться детально во всех нюансах:

  • познакомит с понятиями «товар», «касса», «деньги», «сдача», «продавец», «сумма», «чек» и т.д.;
  • покажет культуру общения в магазине, как попросить, спросить и т.д.;
  • поможет посчитать деньги – сумму и сдачу.

Для большей реалистичности рекомендуем сделать имитацию денег с каким-то номиналом, так будет интереснее отсчитывать нужное количество купюр для расчета и сдачи.

Преимущества игры в «магазин» – она не ограничивает участников, играть можно дома, в гостях, на улице, в детском саду, продавая абсолютно все вокруг, если нет специального игрового реквизита.

«Денежный поток»

Настольная игра для дошкольников «Денежный поток» изобретена Робертом Кийосаки для повышения финансовой грамотности людей. Она показывает ребенку, как заставить деньги работать на себя.

В ходе игры дети и взрослые учатся обращаться с финансами, организовывать хороший финансовый старт и пассивный доход. Участники действия инвестируют, получают зарплату, занимаются благотворительностью, в итоге достигают цели. Кто первый – тот молодец. «Денежный поток» – это практическое пособие по финансовой грамотности, основам экономики, финансовым операциям. Кроме того, ребенок учится искать выходы из нестандартных и кризисных ситуаций.

«Монополия»

Игра для школьников и взрослых «Монополия» показывает детям, как с одной стартовой позиции, в которой все участники равны, одни становятся богатыми, а другие теряют все, что нажили в ходе инвестирования, ведения бизнеса, получения прибыли при движении к монополии – хозяйствованию на рынке. «Монополия» способствует формированию предпринимательского мышления.

«Экономикус»

Еще одна игра для повышения финансовой грамотности у детей – «Экономикус». Есть две версии: попроще, подходящая для дошколят и начального звена, и посложнее – для старшеклассников.

Задача участников игры – построить бизнес. На старте у всех по две компании. В ходе игры соперникам предстоит покупать новый бизнес, инвестировать. Победителем станет тот участник, который сможет заполучить максимум репутационных звезд за доминирование в отрасли.

На первый взгляд может показаться, что карточные игры далеки от реальной практики. На самом деле, у ребенка формируются новые нейронные связи на узнавании новых стратегий, алгоритмов, в том числе обращению с финансами, которые постепенно переходят в реальную жизнь.

Школы финансовой грамотности для детей

Обучить ребенка обращению с карманными деньгами и финансами в целом помогают специализированные школы и профильные курсы. Они полезны в случаях, когда у родителей нет времени на воспитательные процессы либо у них не получается выстроить с ребенком нужный контакт. Школы финансовой грамотности – мастхэв для тех родителей, которые сами не владеют представлениями о правильном распоряжении деньгами, но хотят исключить эту проблему из жизни ребенка.

С шести лет ребенка можно отдать на онлайн-курс школы «Умназия», где за 20 часов он пройдет курс юного экономика: узнает о рынке и о том, как он устроен, погрузится в историю товарно-денежных отношений, научится ставить цели, вести бюджет и даже ориентироваться в банковских продуктах и инструментах.

Если ребенку от 8 до 17 лет, ему подойдут трехмесячные курсы онлайн-школы «Финик», по окончании которых ученик получит настоящий диплом.

Тем семьям, где финансовой грамотности хотят обучиться и родители, и дети, есть комбинированные программы, например, в «Школе молодого предпринимателя МГУ». В нее включены финансовые чемпионаты и решение кейсов.

Хорошая подборка проверенных онлайн-школ по обучению финансовой грамотности для детей есть в ТЖ.

Отметим, что онлайн-школы – это подспорье домашней работе, но начинать правильному обращению с деньгами нужно раньше, чем в 10 лет, пока деструктивное поведение и расточительство не стали привычками, от которых будет сложнее избавиться.

Резюме

Научить ребенка чему-то, в частности финансовой грамотности, можно только в том случае, если родители владеют предметом. Правильно обращаться с деньгами – это базовый навык современного человека, который хочет поддерживать достойный уровень комфортной жизни и быть в финансовой безопасности в любой ситуации.

В условиях стремительно меняющегося мира стоит держать нос по ветру и адаптироваться к новым видам финансового поведения, анализировать ситуацию и действовать в зависимости от условий здесь и сейчас. Для этого важно постоянно учиться и быстро схватывать новую информацию.

Чтобы прокачать навыки быстрого обучения и трансформации знаний в практику, приглашаем вас на программу «Самообразование», после изучения которой вы будете как орешки щелкать новые приемы финансового поведения и без колебаний внедрять их в жизнь. А находить нужные потоки информации, оценивать их и отсеивать лишние поможет программа «Критическое мышление».

Позаботьтесь о благополучном будущем своих детей уже сегодня! А для закрепления материала статьи пройдите небольшой тест:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Медицинская грамотность: для чего она нужна?
  • Управление деньгами
  • Рекомендации по изучению русского языка
  • Учим родной язык: подборка полезных материалов
  • Непрерывное обучение: как сделать его привычкой
  • Подборка курсов для детей и родителей
  • Финансовая подушка безопасности: зачем нужна и как создать?
  • Как копить деньги без ущерба для обычной жизни?
  • 10 базовых правил финансовой грамотности
  • Топ-7 ошибок в распоряжении деньгами

Источник: 4brain.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома