1. Стиглиц Дж.Экономика государственного сектора / Пер. с англ. под ред. Г.М. Куманина. М.: Изд‑во МГУ: ИНФРА‑М, 1997.
2. Якобсон Л.И.Государственный сектор экономики. Экономическая теория и практика. М.: ВШЭ‑ГУ, 2000. (www.auditorium.ru/books/3533)
3. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж. Э.Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер с англ. под ред. Л.Л. Любимова. М.: Аспект‑Пресс, 1995.
4. Ахинов Г.А.Основы экономики общественного сектора: Курс лекций. М.: ТЕИС, 2003.
5. Безденежных М.М.Экономика общественного сектора: Учеб. пособие. Новосибирск, 2003.
6. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. М.: Экономика, 2005.
7. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е.Микроэкономика: Пер. с англ. СПб.: СанктПетербург оркестр, 1994.
8. История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА‑М, 2004.
9. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. А.А. Аузана. М.: ИНФРА‑М, 2005.
10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л.Экономикс: принципы, проблемы и политика. 14‑е изд.: Пер. с англ. М.: ИНФРА‑М, 2004.
11. Манахова И.В.Экономика общественного сектора: Учеб. пособие. Саратов: Логос, 2003. (www.auditorium.ru/books/3533)
12. Олейник А.Н.Институциональная экономика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА‑М, 2004.
13. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт / Отв. ред. В.А. Мартынов, В.С. Автономов, И.М. Осадчая.
М.: Экономика, 2010.
14. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л.Микроэкономика. 2‑е изд.: Пер. с англ. М.: Дело, 2000.
15. Райзберг Б.А.Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. М.: ИНФРА‑М, 2005.
16. Тарасова С.В.Экономическая теория благосостояния: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2001.
17. Управление социально‑экономическим развитием России. Концепции, цели, механизмы / Рук. авт. колл. Д.С. Львов, А.Г. Поршнев.
М.: Экономика, 2002.
18. Шишкин С.В.Экономика социальной сферы: Учеб. пособие. М.: ГУ‑ВШЭ, 2003.
19. Шкребела Е.В.Экономика общественного сектора: Учеб. пособие. М.: Логос, 2004.
20. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие / Под ред. Е.Н. Жильцова, Ж. – Д. Лафея. М.: ТЕИС, 2008.
Раздел II
Общественный выбор
Глава 6
Общественный выбор
6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования.
6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе.
6.3. Теорема медианного избирателя.
6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии.
6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии.
В предыдущих главах рассматривались необходимость государственного вмешательства в экономику с позиций эффективности и справедливости, возможные направления этого вмешательства. В настоящей главе будет рассмотрен механизм выбора конкретных мер государственного регулирования экономики, конкретных программ в рамках государственного сектора экономики. Этот механизм анализируется в теории общественного выбора.
Теория общественного выбора сформировалась в рамках неоинституционального направлениясовременной экономической теории. Процесс общественного выбора по существу является политическим. Анализ этого политического процесса осуществляется в теории общественного выбора с помощью экономических методов. Можно утверждать, что теория общественного выбора является междисциплинарной наукой, она находится на стыке экономической и политической теорий.
Большой вклад в развитие современной теории общественного выбора внесли американские экономисты Кеннет Эрроу(р. 1921) иДжеймс Бьюкенен(р. 1919) – лауреаты Нобелевской премии по экономике (1986).
В рамках настоящего курса будут представлены основы теории общественного выбора, в частности концепция рационального избирателя, теорема медианного избирателя, рассмотрены особенности общественного выбора в условиях прямой и представительной демократии, недостатки избирательного процесса.
Экономическая теория общественного выборапредставляет собой одно из направлений современной экономической теории, в котором рассматриваются экономические принципы, лежащие в основе принятия нерыночных, главным образом политических, решений.
Процесс принятия политических решений анализируется с позиций сравнения затрат и результатов, с микроэкономических позиций. В конечном итоге на принятие решений в сфере общественного сектора влияют и политики, и избиратели. Их поведение анализируется исходя из предпосылок рациональности и разумного эгоизма. Предполагается, что участники процесса общественного выбора руководствуются прежде всего своими частными интересами. Таким образом, в теории общественного выбора используются следующие общие принципы микроэкономического анализа:
• принцип сопоставления затрат и результатов;
• принцип рациональности и личного интереса;
• принцип предельного подхода.
Источник: studfile.net
Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц за новые механизмы управления глобальной экономикой
Вчера в РИА Новости прошел телемост Москва-Манчестер с участием Джозефа Стиглица, лауреата Нобелевской премии по экономике, председателя антикризисного бюро ООН. Тема телемоста могла показаться банальной и заезженной — «Глобальный финансово-экономический кризис и пути выхода из него». Но игнорировать главные выводы Стиглица невозможно — рынок не справился, говорит нобелевский лауреат, нужны новые механизмы контроля и управления глобальной экономикой.
Американский экономист Джозеф Стиглиц на данный момент считается одним из самых видных представителей неокейнсианской теории. В 1992 году Стиглиц принял предложение Билла Клинтона о работе в администрации президента США, в 1995—1997 годах экономист возглавлял совет экономических консультантов при президенте США. В 1997 году Джозеф Стиглиц перешел на работу во Всемирный банк, где до 2000 года занимал должности вице-президента и главного экономиста. В 2001 году Стиглиц получил Нобелевскую премию за анализ рынков с асимметричной информацией (когда различные участники рынка не в равной мере владеют существенной информацией).
В июне нынешнего года Джозеф Стиглиц возглавил комиссию экспертов по реформам международной денежной и финансовой системы при президенте Генеральной Ассамблеи ООН, или так называемое антикризисное бюро ООН. Среди рекомендаций этой группы — большая транспарентность мировых, национальных и частных финансовых институтов, движение к созданию единой мировой резервной валюты, соблюдение универсальных стандартов в финансовом секторе, в том числе в сфере обмена информацией.
Часть положений из доклада этой комиссии Стиглиц озвучил вчера. Экономист, как выяснилось, согласен с российскими президентом и премьером, которые постоянно напоминают, что кризис вызвала неправильная политика США. Джозеф Стиглиц также отметил, что большинство стран движутся в правильном направлении, принимая дорогостоящие, но необходимые меры. «В 2010 году государственные расходы, выделенные на поддержку экономики и частных домохозяйств будут замещены ростом совокупного спроса, но уже в 2011 году спрос снова может ослабнуть, а денег на дополнительное стимулирование экономики не будет, — предупреждает экономист. «Глобальная экономика останется слабой» в среднесрочной перспективе.
Впрочем, эти меры во многом перечеркиваются нарастающим национальным протекционизмом. Джозеф Стиглиц фактически признал, что именно глобализация и взаимопроницаемость национальных экономик стала дополнительным фактором, усугубившим кризис. Тем не менее экономист предостерегает от закрытия стран как в фазе кризиса, так и после выхода на новую стадию роста.
Джозеф Стиглиц поддержал еще одну идею, активно лоббируемую российским президентом Дмитрием Медведевым, — о формировании новой мировой финансовой архитектуры и постепенном введении в оборот наднациональной валюты. По мнению экономиста, структуры МВФ, хотя и помогают в настоящее время бороться с проявлениями кризиса, неэффективны в решении основной задачи мировой экономики — выравнивании уровня жизни в разных странах.
Что касается проблемы расширения списка резервных валют, этот вариант дедолларизации мировой экономики сейчас является не самым лучшим решением. «После введения в обращение евро, колебания курса доллар-евро стали в том числе дополнительным источником нестабильности», — указывает Стиглиц. Более разумным, на его взгляд, является использование в расчетах наднациональной валюты, наподобие СДР (специальных прав заимствования), используемых в МВФ.
Замечания нобелевского лауреата относительно России неутешительны: диверсификация жизненно необходима, но зависимость от нефти, газа и сырья слишком сильна. При этом ждать слишком высоких результатов от продолжающегося роста цен на углеводороды не стоит.
Общей проблемой как мировой, так и российской экономики Стиглиц видит излишне укрупненные компании, которые государства просто вынуждены спасать, потому что их крах погребет под собой значительную часть экономики. В целом же экономист напоминает главам государств и правительств: кризис в понимании обычных людей — это не те проблемы, которые они решают сейчас — поддержка банков, системообразующих компаний: «Для людей гораздо важнее безработица, нехватка денег на нормальную жизнь».
nttt nttttu0412u043eu0439u0434u0438u0442u0435nttt ntttu0438u043bu0438nttt nttttu0437u0430u0440u0435u0433u0438u0441u0442u0440u0438u0440u0443u0439u0442u0435u0441u044c.nttt ntt nt»>’ >
Источник: www.banki.ru