Профессии настающего: концепт-художник
Когда непосвященные люди слышат про создание мультфильмов или игр, им чаще всего видится такой процесс: сценарист пишет сценарий, по которому художник в итоге рисует. На самом же деле над созданием графического контента трудится целая команда рисовальщиков: аниматоры, концепт художники, иллюстраторы, графические дизайнеры и многие-многие другие, и у каждого из них своя задача.
654 просмотров
Кто такой концепт художник
Концепт художник — это тот, кто по техническому заданию мысленно создает образ персонажа, предмета или пространства и реализует это на бумаге. В дальнейшем именно по этим рисункам (концепт артам) работают над созданием продукта. То, что рисует концептер, скорее можно назвать наброском, без детализации. Отличительной чертой такой работы является вариативность, которая нужна для поиска общего дизайна. Концепт художнику нужно в максимально сжатые сроки донести идею, предложив варианты.Концепт художникам можно реализоваться в нескольких областях:
КТО ТАКОЙ КОНЦЕПТ-ХУДОЖНИК И ЧТО ОН ДЕЛАЕТ?
- киноиндустрия — создание мультфильмов или фильмов в жанре фэнтези;
- игровая индустрия — создание видеоигр;
- иллюстрации для книг, комиксов;
- рисунки для разной продукции, например, футболок, кружек, рюкзаков, в стиле фэнтези.
Если говорить о создании мультфильма, то процесс выглядит следующим образом.
- Автор генерирует идею.
- Сценарист пишет по ней сценарий.
- По этому сценарию концепт художник рисует персонажей, окружающее пространство и раскладки цвета для всех сцен – создает концепцию.
- И уже по этим данным работают все остальные.
При создании игры вместо сценариста и режиссера выступает геймдизайнер. С одной стороны, концепт художник — довольно творческая профессия, где можно реализовать себя. С другой стороны, чаще всего он получает точное задание, где для фантазии места нет. По сути, этот человек не участвует в создании фактической графики, но именно его концепция определяет образ будущего фильма или игры.
На чем специализируется концепт художник
Решая стать концепт художником, нужно выбрать специализацию.
- Дизайнер окружения. Рисует все, что окружает персонажа: фоны, деревья, скульптуры, горы и другие предметы, и должен уметь это делать от начального наброска до финала.
- Специалист по персонажам. Рисует любых персонажей: людей, животных, эльфов, зомби. А значит, должен уметь создавать героя на всех этапах и разбираться в анатомии тела, ретопологии, скиннинге.
- Универсал. Им становится тот, кто может рисовать и окружение, и персонажей.
На первый взгляд может показаться, что лучше стать универсальным концепт художником — область поиска работы гораздо шире. Однако многие ведущие работодатели в международной кино- и игровой индустрии выделяют профильных специалистов. Считается, что они обладают более выраженным стилем и большим уровнем мастерства, поскольку сконцентрированы в одной области. В России же, напротив, многие становятся универсалами, поскольку здесь особенно ценится возможность рисовать и окружение, и персонажей. В небольших проектах чаще всего задействован всего один концепт художник.
Сколько зарабатывают концепт художники
Намереваясь стать концепт художником, стоит понять, что в перспективе уровень зарплаты скорее будет ближе к заработку технических специалистов, нежели гуманитарных. Игровой концептер, как и специалист киноиндустрии, может работать:
- в штате;
- на проекте;
- фрилансером.
Сегодня заработная плата штатного специалиста составляет 50000–70000 рублей в месяц. Некоторые компании предлагают 1500–2000$. Посчитать доход фрилансера несколько сложнее — он зависит от количества проектов и начальных условий сотрудничества. Лучше выбирать международные фриланс биржи. Одни из самых популярных: Upwork, 101Design, PeoplePerHour.
Как стать концепт художником с нуля
Чтобы стать концепт художником в кино- или игровой индустрии, нужно обладать определенными скиллами.
- Художественное образование. Как правило, его наличие для работодателей не важно, но лишним оно точно не будет. Самому концепт художнику проще работать, если он знает, как правильно изобразить человека, и разбирается в композиции. Самоучкам приходится узнавать все на практике или из обучающих уроков.
- Дизайнерское образование. Оно тоже не является обязательным, но может значительно облегчить работу тому, кто решил стать концепт художником. Сегодня при рисовании арт специалист редко использует бумагу и карандаш. Чаще всего он работает в различных программах: Photoshop, Corel, Illustrator, ZBrush, 3DsMax и другие — всем этим умеет пользоваться дизайнер.
- Скорость и навык рисования на бумаге. Помимо владения базовыми программами, каждый, кто решил стать концепт специалистом, должен уметь быстро и качественно делать наброски от руки.
- Профильное образование. Как такового высшего образования, в результате которого можно получить диплом «концепт художник», нет. Но есть курсы, где можно научиться создавать мультфильм или игру с нуля. Среди таких школ — Skillbox, Conceptart.education и другие.
- Портфолио с лучшими работами — то, что обязательно должно быть у художника, который решил стать концептером. Произведения в идеале должны быть выдержаны в одном стиле и отвечать требованиям современной арт индустрии.
- Умение действовать в рамках технического задания. Каждый, кто желает стать концепт художником, должен уметь четко выполнять поставленную задачу.
- Хотя бы отдаленно разбираться в психологии поведения. Это нужно, так как концепт художник должен не только визуализировать, но и прорабатывать особенности характеров персонажа.
- Понимать принципы колористики и композиции. Этому можно обучиться на художественных курсах, самостоятельно или в школе концепт арта.
Немало художников самоучек, которые с нуля узнают все принципы работы самостоятельно на практике, а также просматривая обучающие видеоуроки. Много интересного есть на Youtube: CG Speak или XYZ.
Источник: vc.ru
Концепт-художник
![]()
В игровой и киноиндустрии первые наброски персонажей, локаций, предметов создает концепт-художник. Именно он проектирует будущий контент и создает дизайн нового виртуального мира.
В статье расскажем, кто такой концепт-художник, в каких сферах востребованы его услуги, с чего начинать первые шаги в профессии и сколько можно зарабатывать.
Кто такой концепт-художник
Концепт-художник — это специалист, создающий первые эскизы локаций и персонажей для кино и игр. Кроме геймдева и киноиндустрии, концепт-художники могут работать в близких сферах, например, создавать комиксы, иллюстрации для книг в жанре фэнтези, объекты и персонажей для мультипликации, эскизы для рекламных и архитектурных проектов.
Ключевое отличие концептера от обычного художника в том, что первый умеет фантазировать, создавать несуществующее, превращать текстовые и аудио описания объекта в визуал, а второй по большей части переносит объекты с натуры на бумагу или экран. Симбиоз натурного рисования и фантазии дает наиболее высокий результат.
В игровой индустрии концепт-художники воплощают в жизнь задачи и требования к иллюстрациям, которые для них в брифах прописывают геймдизайнеры.
Раздел концепт-артов на behance.net:

К примеру, для новой компьютерной игры команда разработчиков придумала персонажа: прописала на бумаге его основные черты, характер, сценарий поведения в виртуальном мире. Все это концепт-художник собирает воедино и создает одну или несколько иллюстраций, визуализируя задуманное командой.
Далее 3D-специалисты переносят концепт персонажа в трехмерное пространство, делая финальные штрихи.
Пример концепт-арта в исполнении художника Nasty Alieen:

В маленьких студиях иногда обходятся без концепт-художника, объясняя все напрямую 3D-иллюстраторам, но на такую работу уходит гораздо больше времени и результат не всегда соответствует ожиданиям разработчиков.
Плюсы профессии:
- высокая оплата;
- возможность работать над крупными проектами, которые увидит весь мир;
- шанс всесторонне развиваться, расширять кругозор, реализовать творческие планы;
- можно работать над проектами из любой точки мира.
Из минусов: в регионах не хватает профильных учебных заведений; мало хороших недорогих курсов, на которых концепт-художник может оттачивать навыки, уровень мастерства.
Как стать концепт-художником и с чего начать
Начинать обучение стоит с бесплатных видеоуроков (на YouTube обучалок рисованию очень много), пошаговых гайдов для новичков. Можно придумывать своих собственных персонажей, локации, объекты или воссоздавать по описаниям из книг (фантастика, фэнтези), а потом сравнивать с работами других авторов.
Базовые навыки иллюстратора можно приобрести в художественной школе, где учат основам и закладывают в автора творческий фундамент. А закреплять и развивать умения нужно в профильных вузах по дизайну, графическому дизайну, компьютерной графике.
В видео художник игровой компании Blizzard рассказывает о главном правиле концепт-арта:
Что должен знать и уметь делать
Концепт-художнику нужны особые скиллы и личные качества, чтобы эффективно работать в команде (даже если проект удаленный).
Hard skills (профессиональные навыки) концепт-художника:
- умение работать с графическим планшетом (рисовка от руки всегда приветствуется);
- знание программ и приложений для графической редактуры;
- умение создавать интерфейс пользователя (геймдев);
- исполнение в разных стилях.
Soft skills (личные качества):
- гибкость;
- умение адаптироваться к новым условиям, изменениям в проекте;
- коммуникабельность;
- усидчивость;
- ответственность;
- творческая жилка;
- интерес к индустрии, в которой планирует работать.
У концепт-художника обязательно должна быть хорошо развита фантазия. Это нужно, когда клиенту тяжело на словах объяснить, что именно он хочет.
Где и сколько нужно учиться на концепт-художника
Обучиться профессии можно самостоятельно, просматривая уроки на YouTube, изучая пошаговые инструкции по прорисовке персонажей.
Талантливые авторы, умеющие быстро самообучаться, могут устроиться на высокооплачиваемую работу и без высшего образования в профильном вузе. Но для работы в некоторых крупных студиях и компаниях желательно иметь специальность, тесно связанную с дизайном.
Обучение на концепт-художника в вузе длится от 3 до 6 лет. Получить профильное образование можно на факультетах дизайна (ИЭиК, РГУ им. А. Н. Косыгина), графического дизайна (РЭУ им. Г. В. Плеханова), анимации и компьютерной графики (ГИТР).
Стоимость варьируется от 65 000 до 300 000 рублей в год.

Каждый вуз, как правило, предоставляет несколько десятков бюджетных мест (если их нет, на сайте вуза это указывают).
Поступить можно, сдав экзамены по литературе, русскому языку, пройдя творческий тест или победив в художественной олимпиаде. Также можно поступить по собеседованию, поэтому рекомендуем набирать портфолио заранее.
Дополнительные баллы к ЕГЭ можно получить за победы в творческих конкурсах и чемпионатах, дипломы и аттестаты с отличием, волонтерскую деятельность и спортивные достижения.
Освоить профессию можно и на онлайн-курсах, подробно о них расскажем в разделе ниже.
Рабочие обязанности и требования работодателей
При устройстве на работу концепт-художником всегда нужно иметь портфолио (зачастую профильное).

Соискатель должен досконально владеть графическими редакторами Adobe Photoshop, Illustrator, Corel, иметь опыт работы с трехмерными пакетами Blender, Maya и опыт создания готовых концептов для индустрии, в которой хочет работать, владеть базовыми техниками традиционного рисования.

Можно ли работать удаленно и на фрилансе
Концепт-художники могут работать не только из офиса, но и удаленно, при условии наличия мощного компьютера.

На фриланс-сайтах ежедневно появляется множество запросов от заказчиков по созданию концепт-артов персонажей и объектов для мобильных приложений, игр, печатной продукции, рекламы. Так что такой формат тоже возможен.

На форумах дизайнеров, порталах Behance и ArtStation нередко появляются конкурсы для концепт-художников с денежными призами. Даже если в конкурсе победит другой участник, нарисованные концепт-арты пригодятся для портфолио.
Как оценивать компетенции и работу
Оценивая работу концепт-художника, работодатели и заказчики обращают внимание на такие критерии:
- знание популярных графических редакторов: Photoshop, Corel, Illustrator;
- умение работать с планшетом и рисовать от руки;
- наличие качественного профильного портфолио;
- опыт работы в индустрии (геймдев, кино, анимация);
- умение работать в заданной стилистике (традиционная, фотореалистичная), со стилизованными персонажами и эффектами;
- проработка и детализация персонажа.
Как правило, при публикации вакансий работодатели указывают договорную оплату, которая зависит от скиллсета (набора навыков) иллюстратора.
Заработок концепт-художника в столице и регионах отличается только при работе из офиса. При удаленке или выполнении разовых заказов на фрилансе можно брать работу по московским ценам и из регионов.


| Опыт | Зарплаты в Москве | Зарплаты в регионах |
| Начинающий | От 70 000 ₽ | От 30 000 ₽ |
| Продвинутый (1-3 года работы) | От 120 000 ₽ | От 45 000 ₽ |
| Опытный (более 3 лет работы) | От 150 000 ₽ | От 90 000 ₽ |
Несмотря на то, что спрос на услуги концепт-художника постоянно растет, цены в регионах почти не меняются, а вот требований у клиентов становится все больше. Поэтому работая на полной ставке где-нибудь в российской глубинке, специалисты этого профиля часто берут краткосрочные заказы на фрилансе.

Знание английского языка поможет в работе с зарубежными заказчиками, которые платят в 3-5 раз больше, чем отечественные. При этом можно заключить контракт и работать удаленно.

В России очень много возможностей, просто нужно уметь их видеть. Не всё начинаются с высокого ценника, не всё начинаются с громкого названия. Нет плохих или маленьких задач, мы часто обесцениваем задачи, если они не соответствуют «ААА» проекту. Чтобы делать крутые, яркие «ААА» проекты нужно вырасти в «ААА» художника.
![]()
Евгения Морозова
Concept Artist в 1C Entertainment
Источник: otzyvmarketing.ru
Как стать концепт художником? Как становятся игровым художником, 2D или 3D рисовальщиком

Когда непосвященные люди слышат про создание мультфильмов или игр, им чаще всего видится такой процесс: сценарист пишет сценарий, по которому художник в итоге рисует. На самом же деле над созданием графического контента трудится целая команда рисовальщиков: аниматоры, концепт художники, иллюстраторы, графические дизайнеры и многие-многие другие, и у каждого из них своя задача.
- Кто такой концепт художник
- На чем специализируется концепт художник
- Сколько зарабатывают концепт художники
- Как стать концепт художником с нуля
- Как найти стажировку и где лучшие места работы
- Как стать игровым художником и чем он занимается
- Как стать 3D и 2D художником
- Сложности профессии
- Что нужно для успеха
- Как найти работу
- Фриланс: реально ли заработать в Инстаграме, Телеграмме и на других платформах
Кто такой концепт художник

Концепт художник — это тот, кто по техническому заданию мысленно создает образ персонажа, предмета или пространства и реализует это на бумаге. В дальнейшем именно по этим рисункам (концепт артам) работают над созданием продукта. То, что рисует концептер, скорее можно назвать наброском, без детализации. Отличительной чертой такой работы является вариативность, которая нужна для поиска общего дизайна. Концепт художнику нужно в максимально сжатые сроки донести идею, предложив варианты.
Концепт художникам можно реализоваться в нескольких областях:
- киноиндустрия — создание мультфильмов или фильмов в жанре фэнтези;
- игровая индустрия — создание видеоигр;
- иллюстрации для книг, комиксов;
- рисунки для разной продукции, например, футболок, кружек, рюкзаков, в стиле фэнтези.
Если говорить о создании мультфильма, то процесс выглядит следующим образом.
- Автор генерирует идею.
- Сценарист пишет по ней сценарий.
- По этому сценарию концепт художник рисует персонажей, окружающее пространство и раскладки цвета для всех сцен – создает концепцию.
- И уже по этим данным работают все остальные.
При создании игры вместо сценариста и режиссера выступает геймдизайнер.
С одной стороны, концепт художник — довольно творческая профессия, где можно реализовать себя. С другой стороны, чаще всего он получает точное задание, где для фантазии места нет. По сути, этот человек не участвует в создании фактической графики, но именно его концепция определяет образ будущего фильма или игры.
На чем специализируется концепт художник

Решая стать концепт художником, нужно выбрать специализацию.
- Дизайнер окружения. Рисует все, что окружает персонажа: фоны, деревья, скульптуры, горы и другие предметы, и должен уметь это делать от начального наброска до финала.
- Специалист по персонажам. Рисует любых персонажей: людей, животных, эльфов, зомби. А значит, должен уметь создавать героя на всех этапах и разбираться в анатомии тела, ретопологии, скиннинге.
- Универсал. Им становится тот, кто может рисовать и окружение, и персонажей.
На первый взгляд может показаться, что лучше стать универсальным концепт художником — область поиска работы гораздо шире. Однако многие ведущие работодатели в международной кино- и игровой индустрии выделяют профильных специалистов. Считается, что они обладают более выраженным стилем и большим уровнем мастерства, поскольку сконцентрированы в одной области. В России же, напротив, многие становятся универсалами, поскольку здесь особенно ценится возможность рисовать и окружение, и персонажей. В небольших проектах чаще всего задействован всего один концепт художник.
Сколько зарабатывают концепт художники
- в штате;
- на проекте;
- фрилансером.
Как стать концепт художником с нуля

Чтобы стать концепт художником в кино- или игровой индустрии, нужно обладать определенными скиллами.
- Художественное образование. Как правило, его наличие для работодателей не важно, но лишним оно точно не будет. Самому концепт художнику проще работать, если он знает, как правильно изобразить человека, и разбирается в композиции. Самоучкам приходится узнавать все на практике или из обучающих уроков.
- Дизайнерское образование. Оно тоже не является обязательным, но может значительно облегчить работу тому, кто решил стать концепт художником. Сегодня при рисовании арт специалист редко использует бумагу и карандаш. Чаще всего он работает в различных программах: Photoshop, Corel, Illustrator, ZBrush, 3DsMax и другие — всем этим умеет пользоваться дизайнер.
- Скорость и навык рисования на бумаге. Помимо владения базовыми программами, каждый, кто решил стать концепт специалистом, должен уметь быстро и качественно делать наброски от руки.
- Профильное образование. Как такового высшего образования, в результате которого можно получить диплом «концепт художник», нет. Но есть курсы, где можно научиться создавать мультфильм или игру с нуля. Среди таких школ — Skillbox, Conceptart.education и другие.
- Портфолио с лучшими работами — то, что обязательно должно быть у художника, который решил стать концептером. Произведения в идеале должны быть выдержаны в одном стиле и отвечать требованиям современной арт индустрии.
- Умение действовать в рамках технического задания. Каждый, кто желает стать концепт художником, должен уметь четко выполнять поставленную задачу.
- Хотя бы отдаленно разбираться в психологии поведения. Это нужно, так как концепт художник должен не только визуализировать, но и прорабатывать особенности характеров персонажа.
- Понимать принципы колористики и композиции. Этому можно обучиться на художественных курсах, самостоятельно или в школе концепт арта, например, MDP.
Немало художников самоучек, которые с нуля узнают все принципы работы самостоятельно на практике, а также просматривая обучающие видеоуроки. Много интересного есть на Youtube: CG Speak или XYZ.
Как найти стажировку и где лучшие места работы

Если хочется не просто рисовать для себя, а посвятить себя концепт арту в профессиональном плане, рано или поздно приходится задумываться о поиске места для стажировки. Существует 2 варианта. Их же можно применить и при поиске постоянной работы.
- Найти несколько компаний, где хотелось бы работать, и хорошенько изучить их стиль, дизайн. Если это киноиндустрия, то посмотреть картины, которые уже вышли в прокат и стали популярны. Если речь идет о гейме, то поиграть, чтобы понять принцип игры. После этого нужно создать портфолио, отвечающее стилю конкретной компании. В идеале творец должен постараться изобразить то, что арт-директор мог бы прямо сейчас взять и использовать в проекте. К портфолио стоит добавить сопроводительное письмо о желании сотрудничества.
- Если менять свой стиль в угоду заказчику не хочется, то можно найти компанию, продукция которой выполняется в той же стилистике, в которой рисует художник. Скорее всего, на это уйдет довольно много времени. Далее действовать нужно так же, как и в первом случае: написать, что хочется стать их сотрудником, и приложить портфолио.

Если опыта работы еще нет, но хочется начать полноценно трудиться, а не стажироваться, можно воспользоваться небольшой хитростью — как это в свое время сделал Артемий Лебедев. Еще до того, как он стал известным российским дизайнером, он создал фейковое портфолио. В нем были примеры работ для вымышленных компаний — визитки, логотипы, листовки. Глядя на представленные работы, его нанимали, и Артемий выполнял реальное задание. Затем он убирал из портфолио ненастоящую работу и менял ее на реальную. Так постепенно выдуманное портфолио становилось настоящим. Так же может поступить начинающий художник, кто хочет работать в гейм индустрии. Вряд ли сотрудник кадровой службы будет проверять, реально ли была такая игра. В крайнем случае всегда можно сказать, что она так и не вышла.
Неоспоримый плюс профессии концепт художника — это возможность работать удаленно. Благодаря этому можно искать вакансии не только в России, но и за границей. Причем, как правило, иностранные компании больше платят. Например, многие арт специалисты мечтают работать в Riot Games — известной американской компании, выпускающей видеоигры. Трудоустройство в Hello Games, Rockstar North, Wargaming, Mojang, Rovio большинство концепт художников считает большой удачей.
Как стать игровым художником и чем он занимается

За картинку, которую видит пользователь в процессе всей игры, отвечает игровой художник, или гейм дизайнер. Он создает предварительные зарисовки, разрабатывает эскизы и перевоплощает их в компьютерную графику 2D и 3D для всех визуальных элементов игры: персонажей, фона, окружения, света, цвета, текстуры. В общем смысле он отвечает за внешний вид игры — важную составляющую ее популярности у геймеров.
Задачи, которые выполняет игровой дизайнер, могут отличаться в зависимости от его специализации.
- Концепт художник — о нем подробно писалось ранее.
- 3D моделлеры создают героев и все их окружение в 3D, ориентируясь на ограниченные возможности игры.
- Художник 2D текстур отвечает за текстуру предметов игры, персонажей и их окружения. Здесь требуются хорошие знания перспективы, освещения и визуальных эффектов.
- Специалист окружения работает над окружением персонажа. Выполняя 3D моделирование на основе уже готовых образов, он строит окружающий игровой многослойный мир.
- Художник освещения работает со светом. Чтобы картинка получилась более реалистичной, специалист регулирует интенсивность света и угасания на всех игровых уровнях.
- Специалист эффектов работает с 2D и 3D инструментами. Именно он отвечает за всевозможные вспышки от выстрелов, молнии, искры огня, пыль, туман и многое другое.
В маленьких компаниях все это нередко делает один человек.
Заработок гейм дизайнеров напрямую зависит от региона и специализации, и находится в диапазоне 30000–140000 рублей.
Крупные гейм компании, в первую очередь, смотрят на портфолио и соответствие стиля автора стилистике игры. Художественное или другое профильное образование будет преимуществом. Гейм дизайнер должен уметь работать хотя бы в минимальном числе программ и использовать пакеты 3D и 2D графики.
При поиске работы игровой дизайнер может руководствоваться всеми принципами, которые описаны выше. При этом крайне важно, чтобы портфолио отвечало стилю компании, в которую оно отправляется.
Как стать 3D и 2D художником

2D и 3D художники — те, кто проделывает основную работу в геймдеве, или игровой индустрии. От идеи и до выпуска новой игры проходит много этапов. Изначально текстовую идею в картинку визуализирует концепт художник, затем иллюстратор создает все статичные изображения и промо арт — рисунки в рекламных целях: баннеры, логотипы и многое другое. После все это уходит 2D художникам — их еще называют графическими дизайнерами. Именно они адаптируют концепты под игру.
После рисунки попадают к 3D дизайнерам, где создаются трехмерные модели, которые потом и станут частью локации. 3D художник делает изображение более реалистичным, объемным. Если речь идет об окружении, то его задача создать эффект присутствия, например, дать возможность почувствовать дуновение ветра или запах цветочного поля. В случае с персонажами этого не нужно — акцент делается на мимике, морщинах и разных мелких черточках.
Чтобы стать 3D дизайнером, нужны базовые знания 2D иллюстраций, анатомии, композиции, игры света и тени, перспектив, пространства и даже концепта. Еще одно отличие 2D и 3D дизайнеров — творчество: в случае с 2D его гораздо больше. 3D — это зачастую сложный кропотливый труд, который ближе к инженерной специальности.
2D и 3D художники могут работать не только в гейм индустрии и кино, но и в рекламе. Зарплата 2D или 3D дизайнеров может существенно различаться в зависимости от региона и пула обязанностей. Согласно данным Headhunter, ежемесячно 2D и 3D художники получают от 30000 до 200000 рублей.

Сложности профессии
- Большое количество программ, в которых приходится работать. Например, 3D художник должен освоить хотя бы пару 3D пакетов, огромное количество плагинов, 2D редактор, несколько внешних рендеров, программу ZBrush. Ко всему этому нужно прибавить основные узкоспециализированные программы, которые подходят только для определенной специальности.
- Быстрое развитие индустрии и постоянное совершенствование профильных программ вынуждает отслеживать новшества. Если арт специалист не развивается, в скором времени он перестанет отвечать требованиям заказчиков.
- Отрабатывать навыки. Даже самый талантливый художник должен постоянно работать и совершенствовать свои умения. В противном случае можно остаться в прошлом и перестать отвечать требованиям современной гейм индустрии или кинобизнеса.
- В отличие от академических художников, работать придется в команде, в тесном взаимодействии с заказчиком и коллегами.
Что нужно для успеха

Что должны уметь и какими качествами обладать хорошие 2D или 3D художники, чтобы стать действительно успешными и востребованными?
- Внимание к деталям. Хороший 2D или 3D специалист должен быть перфекционистом, стремящимся к идеалу. Заказчики обращают внимание не только на картинки в целом, но и на самые мельчайшие детали. Поэтому нужно стать тем, кто эти детали доводит до совершенства.
- Умение работать в команде и взаимодействовать с руководителем. Это не профессия одиночки, и нужно уметь договариваться, задавать вопросы, обсуждать и воспринимать критику. Крайне важно быть на связи и оперативно реагировать на замечания.
- Умение общаться с заказчиком. Особенно это актуально для художников, которые работают на отдельных проектах или через фриланс. Любые непонятные моменты в техническом задании нужно уточнять, какие-то собственные идеи — предлагать, обязательно ориентировать по срокам исполнения заказа.
- Организовывать свой рабочий день. Лучше всего разбивать задание на несколько небольших подзаданий, устанавливать для каждого сроки и обязательно их соблюдать.
- Совершенствовать свои навыки путем различных курсов, а также общения с единомышленниками. Это могут быть и реальные встречи, и знакомства в интернете. Можно найти много интересных сообществ, форумов, где такие же арт творцы делятся своим опытом. А посещение соответствующих мероприятий поможет найти новых заказчиков или даже работу мечты. Если говорить именно о поиске работы, то механизм не отличается от того, какой был описан для концепт художника.
Как найти работу

Если вы решили стать художником в игровой индустрии или киноиндустрии, есть 3 варианта трудоустройства.
- Постоянная работа. В этом случае художник устраивается в определенную компанию, становится штатным сотрудником и трудится над всеми ее проектами. К плюсам такой работы можно отнести постоянство, отсутствие необходимости подстраиваться под нового заказчика и менять привычный стиль.
- Проектная работа. В этом случае художника нанимают на какой-то определенный проект. Нередко здесь платят больше, нежели на постоянной должности. Но есть свои минусы: после завершения проекта нужно снова искать работу и каждый раз приспосабливаться к новому заказчику.
- Фриланс. В этом случае художник работает когда и с кем ему удобно. Он может браться за любые предложения — от создания баннеров и визиток до участия в гейм или кинопроекте.
Фриланс: реально ли заработать в Инстаграме, Телеграмме и на других платформах?

Став фрилансером, не стоит пытаться искать разовые заказы на сайтах по поиску работы — там их не публикуют. А вот на биржах фриланса и в социальных сетях предложений для художников довольно много.
- На специализированных сайтах: FL, Freelance, Kwork и других. Там часто можно встретить заказы по оформлению сайта, созданию логотипа, размещению иллюстраций и другие подобные задания. Но у этого способа заработка есть свои минусы. Во-первых, биржа часто берет комиссию за посредничество. Во-вторых, для начала придется поработать на рейтинг, выполняя дешевые проекты.
- Группы в социальных сетях с вакансиями. Например, во Вконтакте есть сообщества Ищу дизайнера|Художника|Иллюстратора, Работа для художника, Фриланс и другие. Здесь можно самостоятельно выбирать заказы, однако иногда их становится откровенно мало.
- Фриланс каналы в Телеграмме: Воркру, Помогатор, Freelance Work, Workzavr и другие. К плюсам можно отнести доступность и разнообразие заказов. Но полное отсутствие стабильности и карьерного роста.
- Инстаграм. Благодаря этой социальной сети можно заявить о себе. Однако недостаточно просто создать страницу и публиковать там свои работы. Нужно продвигать свою страницу, увеличивать число подписчиков и просмотров, чтобы Инстаграм показывал страницу в качестве рекомендованной большему числу людей.
- ПлатформаМеценат. Здесь можно публиковать и даже продавать свои работы, знакомиться с единомышленниками, находить заказчиков и поклонников, готовых материально поддержать творчество художника донатами.
Также можно заявить о себе и своем намерении стать специалистом геймдева или киноиндустрии, публикуя свои работы в интернете. О самых лучших площадках для размещения своих творений — в статье «Сайты для размещения работ художников».
Принимая решение стать гейм дизайнером или художником в киноиндустрии, нужно не бояться проявлять индивидуальность, разрабатывать собственный стиль и ориентироваться на то, что сейчас популярно.
Источник: mecenate.ru
Профессия концепт-художник: что делает, сколько зарабатывает, востребованность, необходимые навыки и какие курсы пройти

Профессия концепт художника считается вспомогательной во многих развлекательных сферах, но без нее контент бы не выглядел так интересно и оригинально, как с ней.
В этом материале мы расскажем о деятельности такого специалиста, разобрав ее на следующие составляющие: зарплата, востребованность, плюсы с минусами, карьера, обязанности, обучение. В конце статьи есть несколько примеров и интересных материалов.
Но прежде всего расскажите, чем именно вас привлекла эта профессия? Используйте блок комментариев.
Чем занимается концепт-художник
Концепт арт художник — это современный иллюстратор в самом прямом смысле этого слова. Он рисует различные объекты, начиная от мусорки и заканчивая персонажами.

Чаще всего специалист работает в геймдеве (разработке игр), киноиндустрии, комиксах, мультипликации. Рисунки художника нужны, чтобы на их основании создавался какой-либо объект. Например, в видеоигре есть главный персонаж. Ему уже придумали характер, прописали сценарий, выделили какие-то визуальные черты. Но все это лишь в тексте или в голове.
И тут включается концепт-художник, который воплощает задуманное, нарисовав один или несколько артов.
На основе этих рисунков другие разработчики создают 3D модель, и в итоге получается, что финальный вариант в игре именно такой, какой должен быть. Теоретически можно обойтись и без концепт-художника, объясняя все 3D-иллюстраторам и создателям моделей, но, во-первых, это займет намного больше времени, а во-вторых, результат (в большинстве случаев) не будет соответствовать ожиданиям.
Чаще всего концепт-художник работает в двухмерном пространстве (2D). Некоторые проекты требуют знания 3D, но обычно это уже другая специальность. Большая часть рисунков создаются на графических планшетах или обычных планшетниках (только iPad). Реже требуется рисовать классическим способом на бумаге, но тем не менее, это обязательный навык для данного специалиста.
Важно понимать, что концепт-арты не попадают в финальный вариант проекта. Тем не менее, они очень важны. Причем не только для того, чтобы для создания уровней, предметов, персонажей и моделей была основа и источник, но и в целом для вдохновения. Допустим, когда разработчик уровня видит, как ярко и красиво нарисована локация, он вдохновляется и работает эффективнее. Вот так концепт художник игр может буквально ускорять разработку.
Очень редко концепты все-таки попадают в финальную версию, но в таком случае они уже перестают быть концептами. Вернемся к примеру с уровнем. Например, иллюстратор великолепно изобразил пейзаж, который разработчик воссоздал в игре. Этот рисунок можно использовать в самой игре в виде картины в кабинете, или вставить в подходящее видео. Иногда даже выходят отдельные книги с артами по определенному проекту.
Окунемся в деятельность концепт-художника чуть глубже, прежде чем переходить к другим аспектам. Помимо очевидных качеств наподобие умения рисовать, фантазии, воображения, следования техническому заданию (оно будет всегда, но в некоторых есть простор для самовыражения), в профессии требуются знания из других сфер. Так художник персонажей должен разбираться в анатомии, иначе не сможет изобразить человека или животного реалистично. Еще один пример: чтобы нарисовать космический корабль и понять, что именно хочет заказчик, нужно погрузиться в тему и изучить чужие работы (возможно, использовать некоторые из них в качестве референсов).

Хоть профессия и творческая, не стоит обманывать себя ожиданиями о том, что здесь получится постоянно самовыражаться. Концепты нужны для больших проектов, а такие работы могут быть только коммерческими. Это значит, что нужно придерживаться определенного стиля, рисуя аккуратно, четко и так, как привык видеть потребитель.
Что касается технических заданий, в некоторых случаях художнику будут объяснять все досконально, начиная от цвета и заканчивая тенью, но будут и заказчики, которые дадут лишь основные рекомендации, доверившись опыту и портфолио специалиста. Тут-то и можно привнести свои идеи, стиль, видение объектов.
Плюсы и минусы профессии
Работа концепт художником имеет как достоинства, так и недостатки. О таких аспектах полезно узнать прежде, чем начать обучение, ведь может быть, профессия совсем не подходит для конкретной личности (либо наоборот).
Список плюсов:
- есть несколько направлений, а будучи опытным специалистом можно работать во всех;
- можно устроиться в студию или работать на фрилансе;
- расширение кругозора в смежных областях (та же анатомия для концепта персонажей);
- почти никакой привязки к языку именно в разрезе работы, достаточно лишь понимать заказчика, его требования и пожелания.
Перечень минусов:
- востребованность на низком уровне именно в России;
- работы не попадут в финальный проект;
- лучшие обучающие материалы требуют знания английского языка;
- сотрудничество с некоторыми заказчиками, режиссерами или продюсерами может быть трудным, так как они могут не знать, чего хотят, и совершенно не разбираться в арте;
- многие работы придется дорабатывать по несколько раз;
- в государственных ВУЗах нет программ обучения для концепт-художника (есть похожие программы, например, “Станковая графика” и “Дизайн. Комикс”.
Работа концепт-художником
Концепт-художник может работать на фрилансе или устроиться в студию. Это одна из тех редких профессий, где отдельные проекты найти легче, чем устроиться в штат. Объясняется это тем, что при создании определенного проекта, например, фильма или игры, требуется несколько десятков концепт-артов, и эту работу доверяют фрилансерам. Брать на постоянку в таком случае нет смысла, потому что после создания концептов специалист будет не нужен в том же проекте, а выйдет он в лучшем случае через 2-3 года (говоря о крупных работах).

По мнению опытных иллюстраторов, в штате зарабатывают больше, чем на фрилансе. Устроиться можно в студию, которая занимается дизайном и сотрудничает с компаниями. Крупные разработчики и режиссеры предпочитают пользоваться услугами таких студий, нежели доверять важный проект частному фрилансеру.
Ну и последний вариант, который больше относится к геймдеву — это устроиться в игровую студию. В ней всегда разрабатываются игры, дополнения и обновления, а поэтому концепт-художник не останется без работы. Если в геймдеве такая практика встречается, то в киноиндустрии концепт-арты отдают на аутсорс. В разработке игр тоже так делают, но это не единственный вариант.
Востребованность и заработок
В России и странах постсоветского пространства создание концепт-артов только набирает популярность, поэтому вакансий не так уж и много. Предлагаем статистику с самого популярного сайта по поиску работы HeadHunter .
Мы искали вакансии как по запросу “концепт-художник”, так и по словосочетанию “2D-художник”, ибо в большинстве случаев требования одни и те же (но в 2D речь может идти не о концепте, а о рисовании объектов для двухмерных проектов). Первый запрос отобразил 123 вакансии, а второй 261. В итоге получилось почти 400 вакансий, и учитывая, что на HeadHunter они повторяются и каждый день появляются новые/удаляются старые, показатель откровенно низкий.
Тем не менее, концепт-художник с впечатляющим портфолио и востребованными навыками всегда сможет найти работу, либо регулярно получать заказы на фрилансе. И тот, и другой вариант обеспечит специалиста хорошей суммой денег в месяц.
Показатель того, сколько зарабатывает концепт художник, зависит от типа, опыта и места работы. В целом это специалист, получающий 80 тысяч рублей (средний показатель).
Вот несколько вакансий с HeadHunter с указанием заработной платы:



Ссылки на поисковые запросы: “ Концепт-художник ”, “ 2D-художник ”.
В развитых странах за рубежом работу концепт-художника оплачивают лучше. В Соединенных Штатах Америки средняя зарплата специалиста составляет 102 тысячи долларов в год. Данные взяты с сайта Zippia и актуальны на 31 декабря 2020 года.
Ссылка на источник: https://www.zippia.com/concept-artist-jobs/salary/

По традиции сравним оплату в США и у нас. Если перевести годовую среднюю зарплату в России в доллары, получится 12 566 долларов. Это в восемь с половиной раз меньше, чем в Америке.
Поспешных выводов делать не стоит, потому что такая большая разница объясняется разной экономикой и положением профессии. В Соединенных Штатах Америки профессия concept-artist востребована, потому что в стране множество студий, кинокомпаний и разработчиков игр. Другими словами, работы для концепт-художников больше.
Что вы думаете о заработной плате в профессии, дорогие читатели? Поделитесь мнением в комментариях!
Обязанности и требования
Из-за того, что профессия концепт-художника может выражаться только в рисовании артов, общие требования в вакансиях и заказах схожи. Разница есть лишь в направлении концепта и в требованиях к самому проекту. Например, это концепт персонажа или локации для игры или фильма.
Часто встречающиеся требования и обязанности:
- владение Photoshop на профессиональном уровне;
- хороший уровень понимания основ дизайна (чувство формы, пропорций, цвета, композиции);
- умение работать в заданной стилистике;
- рисование концептов, пропсов, локаций, персонажей и эффектов;
- понимание композиции, построения кадра и стилизации;
- понимание света, цвета, ритма при построении кадра;
- умение рисовать от руки в разных стилях.
Некоторые заказчики и работодатели требуют знания программ по типу Adobe After Effects и 3DS Max для работы с трехмерной графикой и анимацией. Как правило, это обязанности старшего концепт-художника.
Где найти работу и заказы
Вакансии для концепт-художника можно посмотреть на сайте HeadHunter . На нем будет больше всего вариантов по сравнению с другими ресурсами.
Профессия подразумевает и работу на фрилансе. Заказы и заказчиков можно найти на следующих сайтах: Kwork , FreeLance.ru , FL , Weblancer , Freelancejob .
Хотим подчеркнуть, что концепт-художников больше всего оценивают по портфолио и идеям. Безусловно, художественное образование, дипломы и сертификаты тоже играют не последнюю роль, но если у вас есть портфолио, наполненное разнообразными проектами, выполненными на профессиональном уровне, то на образование уже все равно. Поэтому работайте над хорошим портфолио сразу. В него можно выкладывать не только реальные заказы, но и рисовать специально для портфолио.
Как стать концепт-художником
Казалось бы, в том, как стать концепт художником, все и так понятно: нужно уметь хорошо рисовать, разбираться в теме, знать про композицию, тени, свет и т.д. Частично так и есть, но наверняка хотелось бы получить более подробное объяснение.

Прочитав материал до этого момента, разумно, что у многих сложится следующее впечатление: необходимы специалисты, которые рисуют в разных направлениях, поэтому надо сразу учиться на такого. Это ошибочный вывод. Учиться лучше одному конкретному направлению, и лишь когда оно будет не просто отлично освоено, но и начнет приносить деньги, можно изучить другое направление. Так что в первую очередь выберите, концепт чего именно хотите рисовать, и совершенствуйтесь в этом направлении.
Если вы не умеете рисовать вообще, то учитесь. Причем нужно в совершенстве овладеть как рисованием от руки, так и созданием иллюстраций на графическом планшете. Важно рисовать не только качественно, но и быстро.
Так как изобразительное искусство само по себе довольно сложная сфера, мы рекомендуем идти в концепт-художники только тем, кто имеет хотя бы начальные навыки рисования. В противном случае на азы уйдет много времени, а ведь потом еще нужно и саму профессию изучать. В общем, в такой ситуации ответ на вопрос “За сколько можно стать концепт художником?” измеряется в нескольких годах, что вряд ли кого-либо устроит.
Можно найти работу сразу же, когда научитесь хорошо и быстро рисовать, и будете разбираться в выбранном направлении. Выбрали концепт персонажей? Должны разбираться в анатомии, позах, выражениях лица, выражении характера через один только внешний вид и во многом другом.
Рекомендуем сразу учиться или переходить на Adobe Photoshop, так как это главный инструмент концепт-художника, о котором упоминается в 95% вакансий.
Обучение на концепт-художника
Обучение на концепт художника чаще всего проходит либо самостоятельно, либо на специальных курсах. Высшее образование тоже может дать нужную базу и некоторые навыки, которые существенно упростят последующее обучение.
Высшие учебные заведения
В России нет программ обучения в высших учебных заведениях, посвященных концепт-арту. Но есть ВУЗы для будущего концепт-художника, в которых можно получить определенные навыки, необходимые для профессии.
Посмотреть наиболее подходящие варианты можно на сайте PostupiOnline. Мы рекомендуем рассматривать только учебные заведения и программы по профессии “Художник-иллюстратор”.
По ней имеется 24 высших учебных заведения и 12 обучающих программ (количество может меняться). Лучше всего подойдет станковая графика, дизайн комиксов, дизайн CGI и иллюстрация.
Ссылка на программы в ВУЗах по профессии “Художник-иллюстратор”: https://postupi.online/professiya/hudozhnik-illyustrator/programmi/
Потратить годы и не изучить профессию полностью будет совсем неэффективно, поэтому мы рекомендуем выбрать либо курсы, либо учиться самому. Единственный случай, когда выбор высших учебных заведений обоснован, это когда вы все равно собираетесь поступать куда-то, и тогда лучше уж выбрать специальность, приближенную к рисованию концепт-артов.
Онлайн-курсы
Эффективный способ получить все необходимые знания и навыки по концепт-артам — онлайн-курсы. Процесс обучения на таких курсах удаленный, а также можно учиться в удобное для себя время, присутствуя на лекциях онлайн или просматривая их в записи. Даже если понадобится фидбек или ответ на появившийся вопрос, его всегда можно задать куратору курса, преподавателю или ментору.
Качественные онлайн-курсы предлагают программы обучения, учитывающие требования современного рынка. Обучение будет включать в себя как теорию, так и практику, которая особенно важна в начале пути.
Более того, некоторые онлайн-курсы предлагают прохождение стажировки или помощь в составлении резюме. Поэтому можно устроиться на работу прямо в процессе учебы или после нее.
Список качественных онлайн-курсов:
1. Образовательная программа “Концепт-арт” от XYZ School.
Онлайн-курс для обучения на концепт художника, который проводит Дмитрий Клюшкин, работающий над ремастерами Halo и проектами от Ubisoft. По его словам, этот курс не только про навыки и исполнение, но и про мышление и поиск индивидуальности, потому что именно этого не хватает современным художникам. Длительность: 6 месяцев, один из которых уходит на дополнительную проверку домашних заданий.
Ссылка на обучающую программу и дополнительная информация: https://www.school-xyz.com/concept-art
Если вы хотите рисовать концепты для игр, то мы рекомендуем учиться именно в XYZ School, потому что она специализируется непосредственно на геймдеве. К тому же, Дмитрий Клюшкин тоже работает именно в игровой сфере.
Приятный бонус! Специально для посетителей нашего сайта онлайн-школа XYZ предоставила эксклюзивный промокод PROFONLINE, который дает скидку 10% на все курсы школы, к тому же скидка суммируется с остальными акциями онлайн-школы. Промокод действует до 31.12.2022.
2. Онлайн курс “Профессия Концепт-художник с нуля до PRO” от Skillbox.
Подробный и большой курс, проходящий 20 месяцев. Включает в себя обучение всем направлениям в профессии, а также освоение трехмерного пространства, что никогда не будет лишним для художника концепт-артов.
Ссылка на обучающую программу и подробная информация: https://skillbox.ru/course/profession-concept-art-pro/
3. Программа обучения “Профессия Концепт-художник” от Skillbox.
Еще один образовательный курс от Skillbox, более сжатый и проходящий 8 месяцев. Примечательно, что здесь тоже обучают не только рисованию двухмерных изображений, но и 3D-графике.
Ссылка на онлайн-курс и детальная информация: https://skillbox.ru/course/profession-concept-art/
Самостоятельное обучение
Эта профессия отлично подходит для самостоятельного обучения. Помимо того, что некоторые состоявшиеся концепт-художники рекомендуют учиться именно таким способом, в сфере есть много примеров, когда самоучки становились локальными легендами.
Бесспорно, это и самый сложный метод обучения, ведь придется не только понимать все самому, придерживаться графика и какого-то плана, но и искать нужные материалы. Что хуже всего, так это то, что новичок не в состоянии понять, какого качества материал он читает или смотрит. Из-за этого можно “подхватить” неправильные знания или концепции.
Да, времени на самообразование уйдет много, но если постараться и организовать себя, можно стать хорошим специалистом не потратив ни копейки. Ну и естественно, не нужно забывать про самообучение даже после устройства на работу. В этой творческой сфере часто меняются тенденции и появляются новые фишки или направления. Обо всем этом нужно не просто знать, но и уметь использовать, ведь заказчики хотят все самое новое и модное.
Ссылки на некоторые полезные материалы для самостоятельного обучения:
- Великолепный канал FZDSCHOOL , посвященный дизайну и иллюстраторству, на котором есть видео и для концепт-художников (на английском);
- Видео о том, как придумать свой стиль концепт-арта от Дмитрия Клюшкина (именно он преподает в XYZ School);
- Отличный канал на YouTube с говорящим названием Concept Art (на русском языке);
- Видео о концепте персонажа для игры на русском;
- Видео о наброске персонажа ;
- Канал Imad Awan , посвященный иллюстрациям и арту (на английском);
- Статья о концепт-арте для начинающих ;
- Введение в концепт-арт на YouTube на русском;
- Видео “ Концепт-арт окружения ” от Дмитрия Дубинского;
- Видео “ Рисование концепт-арта ” от канала Start Drawing Project;
- Мастер-класс по концепт-арту персонажей на русском;
- Видео “ Концепт-арт окружения ” на русском;
- Книга “Дизайн персонажей. Концепт-арт для комиксов, видеоигр и анимации”.
Примеры работ и интересные материалы
Ну а напоследок несколько примеров отличного концепт-арта:
- Работы Ивана Кунаха, работающего в CD Project RED (игры Cyberpunk 2077, Ведьмак 3);

- Комиксы израильского художника Yehuda Devir, в которых он рисует себя и жену, выкладывая все в Instagram: https://www.instagram.com/jude_devir ;

- Концепт-арт к первой части фильма “Мстители”;

- Концепт-арт кибернетической руки Адама Дженсена, главного героя игры Deus Ex: Human Revolution;

- Арт к игре Tomb Raider;

- Концепт-арт подводного города Восторг в игре Bioshock;

- Концепт-арт персонажа Морриган из игры Dragon Age: Origins.

Дополнительно рекомендуем интересное чтиво и видео по теме:
- Видео “ Как создали концепт-арты для Dragon Age Inquisition ”;
- Видео “ 7 мифов концепт индустрии ”;
- Статья “ Концепт-арт как визуализация идеи вашей будущей игры ”;
- Интервью концепт-художницы Евгении Морозовой ;
- 13 вопросов концепт-художнице Александре Дрозд (работала над российскими блокбастерами, многомиллионными клипами и сериалом Netflix);
- Подкаст о том, как стать концепт-художником (в виде интервью).
Профессия концепт-художника творческая, но здесь никуда без профессионального подхода и собранности. Некоторых может испугать, что вакансий и заказов не очень много, но работа для хорошего специалиста найдется всегда, причем с приличной оплатой за нее. К тому же, с каждым годом сфера развивается все больше и больше, а благодаря навыкам художника можно быстро перейти в смежную профессию, например, стать 2D-художником.
А что вы думаете о профессии, дорогие читатели? Хочется стать концепт-художником? Напишите в комментариях!
Видео по теме
Уважаемый посетитель, если Вы не согласны с какой-либо информацией в статье, или нашли ошибку (неточность), то перейдите пожалуйста на страницу контроля качества информации и свяжитесь с нами.
Источник: professii-online.ru
