Ответ от Nau[гуру]
Ответ PawnMaster, начиная с 3-ей строки уже не верен. Число вариантов на 2-м ходу зависит от конкретного сделанного первого хода, и общее число вариантов уже на 2-м ходу больше.
Далее цитаты:
Вначале иррациональные осложнения!
Почему?
Ответ : потому, что иррациональные осложнения и – добавлю – сопутствующие иррациональным осложнениям атаки материальных мишеней всего ближе предстоят к истинной и неискаженной природе шахматной игры. Последняя же отождествляется мною с природой шахматного хаоса.
Хаос первичен. В шахматах же хаос – это бесконечное и первозданное множество всех возможных, то есть всех разрешенных правилами игры шахматных партий. Повторяю : всех шахматных партий без исключений. В том числе и бессмысленных партий!
Важно то, что хаос способен к самоупорядочению. Порядок вторичен. Добавлю : переход от хаоса к порядку происходит сам по себе, то есть спонтанно, происходит без внешнего воздействия на сложную динамическую систему. Работают внутренние параметры системы. Они – эти параметры – отвечают за «все без исключения» !
Число Шеннона или сколько разных партий в шахматах
.
По моим самым осторожным арифметическим подсчетам, позиция на диаграмме – это всего лишь одна «реальная» шахматная позиция из. десятков тысяч возможных и несостоявшихся финальных шахматных позиций. Тех позиций, в которых шахматист прерывает расчет вариантов и приступает к оценке ситуации на доске. Одна точная позиция на сотни, тысячи позиций неточных!
. В только что приведенных мною красивых вариантах воедино переплелись и атака, и контратака противника (с точки зрения белых – защита) , и стратегическая игра. Все вместе они определяют, так называемый, перемешивающий слой – центральное понятие теории динамических систем. В перемешивающем слое царит хаос, господствуют неопределенность и Его Величество Случай.
При этом нам – шахматистам – необходимо абсолютно точно осознать прозрачную истину : Его Величество Случай – это не результат нашей с вами некомпетентности или недобросовестности. Он – Его Величество Случай – есть всего лишь символ нашего истинного незнания, символ принципиальной невозможности абсолютно точно оценить шахматную позицию. Порядок в шахматах – это островки знания в океане хаоса. Мы обречены блуждать в дебрях шахматных вариантов. Шахматы – практически неисчерпаемая игра.
.
1. Модель шахматной игры станет динамической моделью тогда, когда мы догадаемся «впрыснуть» в модель хорошо известный науке принцип «lineaminorisresistentiae» (принцип «линии наименьшего сопротивления»). Отмечу тот факт, что этот важнейший для любой солидной теории принцип ввел в теорию шахматной игры еще Эм. Ласкер – второй чемпион мира по шахматам.
2. Шахматный хаос первичен. Он представляет собой бесконечное множество всех возможных шахматных партий. Или иначе : шахматный хаос – это совокупность всех без исключений шахматных «траекторий» (шахматное дерево). Физический аналог – термодинамические хаотические системы в Природе. «Законы» — правила шахматной игры.
Важнейший нюанс : ценности всех без исключений шахматных фигур равны нулю. В том числе – короля!
3. Постулируя бесконечную шахматную ценность короля, мы мгновенно частично упорядочим шахматную систему. Возникнет собственно шахматная игра (цель игры – мат неприятельскому королю). Для нас важно то, что при переходе от хаотической шахматной игры к игре частично упорядоченной элементы хаоса в системе останутся. Они – эти элементы хаоса – неуничтожимы.
4. Динамической системе, если она достаточно сложна, не нужен «надзиратель». Система сама «принимает» решения. «Принимает» решения случайным образом.
.
Отвечу коротко и недвусмысленно : шахматная игра не вмещается в узкое для нее ложе классических научных представлений. Добавлю : при описании нами шахматной системы нам будет необходимо дополнить традиционную двузначную логику, с ее классическими «да» и «нет» , новой, третьей по
Источник:
Ответ от Примиренчество[гуру]
неизвестно. их бесконечное множество!
Ответ от Левачить[гуру]
ШАХМАТЫ– древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость.
При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа, когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший.
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» – властитель побежден.
ИНДИЙСКИЕ ИСТОКИ
Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 1 1,8451019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.
Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару) , а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей.
Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья) , конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.
АРАБСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди.
Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур [противника] , а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов — шатрандж, у персов — «шатранг».
Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе — «властитель повержен»). Первое упоминание о шатраднже датируется приблизительно 550 годом. 600 год — первое упоминание шатранджа в художественной литературе — персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.
ПОЯВЛЕНИЕ ШАХМАТ НА РУСИ
Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат» , в русском языке превратившимся в «шахматы» ) появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеаз
Ответ от Величественный[новичек]
Если вы играете в шахматы, то вам может показаться, что количество разных партий, возможных в этой игре – бесконечно. Тем не менее, оно вполне поддаётся подсчёту.
Вначале игрок, получивший право первого хода, обладает набором из 20-ти возможных ходов. Затем второй игрок также делает свой выбор из 20-ти вариантов. Это значит, что после первого обмена ходами, количество возможных комбинаций на доске равняется 400.
Ещё через один круг это число возрастёт до 20 тысяч.
Американский математик Клод Шеннон подсчитал точное количество всех возможных комбинаций. Выяснилось, что число разных шахматных партий, которые можно сыграть, равняется 10-ти в 120-ой степени. И это число значительно превышает количество атомов во Вселенной, которое составляет всего 10 в 80-ой степени.
Ответ от Доброкачественный[новичек]
Расчет за одну сторону:
1 ход — 20 вариантов
2 ход — всего 40 вариантов, но существует 12 блокировочных ходов (например, ход конем блокирует 2 варианта хода пешки на 2 ходе) в итоге, при определенном варианте 1 хода, на 2м ходе остается либо 39, либо 38 вариантов, до 3го не считали. Источник: статья автора M.CHIEF с сайта mchief ru
Ответ от Зачетка[гуру]
Формально 10 в 120 степени.
Оценочное число Элементарных частиц в МетаГалактике 10 в 80 степени.
Ответ от Клест[гуру]
Конечно известно!
Ответ от Михаил[гуру]
10 в 120 степени
Пардон, не заметил ответа.
Ответ от Владимир Федоров[новичек]
ребята помогите сижу с идиотом скажите сколько =преблез. в шахматах и сколько в нардах достал осел прошу прощения за глупый вопрос
Ответ от Pawnmaster[гуру]
1 ход белых — 20 вариантов.
1 ход черных — 20 вариантов (итого 400).
2 ход белых >= 20 вариантов (итого 8000).
2 ход черных >= 20 вариантов (итого 160000).
ОООООчень много!!
Ответ от Chi-QN-off[гуру]
lockout, если хаос способен к самоупорядочиванию, откуда хаос об этом знает?
И каким это волшебным образом хаос САМ упорядочивается СЛУЧАЙНЫМ образом без «надзирателя»? Ведь очевидно, что хаотические (случайные) события никоим образом не могут упорядочить хаос. Хаотизация хаоса ведёт, очевидно, к этому же хаосу
«переход от хаоса к порядку происходит сам по себе, то есть спонтанно, происходит без внешнего воздействия на сложную динамическую систему.» — Эта Ваша фантазия находится в прямом противоречии с Хакеном и Пригожиным. Потому что порядок из хаоса может возникнуть ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в результате УПОРЯДОЧИВАЮЩЕГО воздействия извне. Иными словами, «самоорганизация» возможна только в открытых системах.
И, кстати, материальный хаос состоит из материи, а значит, «знает» о законах постольку, поскольку о них «знает» материя. Ну, а тот факт, что в материи «заложены» законы — это не подлежит сомнению, не так ли? Иначе смешно получается — материя, которая сама «генерит» себе законы. Че-пу-ха.
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Сколько всего различных вариантов партий в шахматы возможно?
Источник: 3otveta.ru
Игровые ситуации: когда в шахматах объявляется ничья?
Ничья в шахматах — довольно частое явление. Но далеко не каждый начинающих шахматист знает, при каких условиях судья может засчитать ничью на соревнованиях. Поговорим подробнее о таких ситуациях.
Определение и запись ничейного результата
Что значит ничья в шахматах? Под этим термином подразумевают ситуацию, когда ни один из соперников не может одержать победу. Это может быть связано как с недостатком фигур на поле, так и со спецификой их расположения, когда шахматист не может воспользоваться полученным преимуществом.
Если игра в шахматы закончилась в ничью, она записывается в результатах как ½, при этом каждый из соперников получает по половине очка. Типовой ничьей в шахматах согласно правилам ФИДЕ считается пат, однако, как мы уже писали в статье «Пат в шахматах: что это и как он работает» иногда пат рассматривается как победа одного из игроков.
Сказать однозначно, что пат в шахматах — это ничья или проигрыш нельзя. Все зависит, по каким правилам вы играете. На соревнованиях по шахматам по правилам ФИДЕ пат — это всегда ничья.
Когда объявляется ничья в шахматах
Перечислим, при каких обстоятельствах объявляется ничья в шахматах:
- Пат. Если текущий игрок не находится под шахом, но у него нет возможных ходов, которые не поставят его короля под угрозу, игра считается ничейной.
- По троекратному повторению позиции. Если одна и та же позиция на доске повторяется три раза с одним и тем же игроком на ходу и с тем же состоянием взятия, игра считается ничейной. В этой ситуации в шахматах существует правило о том, как предложить ничью: необходимо записать ход, после которого ситуация на поле повторится в третий раз, на бланке и обратиться к арбитру. Закончив ход, игрок теряет право требовать ничью.
- По пятикратному повторению одинаковой позиции. Этот тип ничьи по повтору в шахматах введен в правила ФИДЕ с 2014-го года. Так же как и в ситуации с троекратным повтором фиксируется только положение фигур. Например, если два белых слона меняются местами, повтор все равно учитывается.
- По соглашению игроков. Игроки могут договориться о ничьей и закончить партию без победителя, если видят, что их силы равны и не желают продолжать игру.
- По недостатку материала или невозможности поставить мат в сложившейся позиции, если позиция просчитана. Известно, что не существует вариантов, как сделать ничью королем в шахматах, если на поле остались только короли и один конь или только короли и любое количество однопольных слонов. Если сложилась такая ситуация, арбитр подтверждает ничью.
- По просрочке или невозможному ходу. В таких случаях в шахматах бывает ничья, если у противника нет возможности объявить мат. Ничья объявляется и в ситуации, когда оба противника исчерпали временной лимит практически одновременно и невозможно установить, кто первый вышел за рамки выделенного ему времени.
- «Игра на время». Правило исключено из рекомендаций ФИДЕ, но иногда используется. Бывают ситуации, когда у игрока остается меньше 2-х минут, но он не пытается выиграть, а просто тянет время, делая нейтральные ходы и желая, чтобы у соперника время закончилось первым. В таком случае можно остановить часы и потребовать объявить ничью. Арбитр принимает решение: соглашается с требованием, наблюдает за игрой до конца партии и выносит вердикт после падения флажка, отклоняет требование, добавляя сопернику 2 минуты времени. Ничья по игре на время должна быть прописана в правилах четко и заметно, т. к. это рекомендация ФИДЕ, а не обязательное требование.
- По правилу 50-ти ходов. Согласно этому параграфу правил игрок может потребовать ничью при выполнении двух условий: более 50-ти ходов сделаны фигурами, пешки оставались на своих местах (или их на поле нет), ни одна фигура не была взята. Фактически, ничья определяется по тому, что необратимых изменений на поле не произошло и ситуация никак особенно не поменялась. При таком раскладе противник может затягивать партию, ожидая, пока соперник устанет и сделает ошибку, чтобы избежать подобного ввели правило ничьи. Более того, с 2014-го года по правилам ФИДЕ ничья фиксируется автоматически, если ситуация на поле не изменилась за 75 ходов, во время которых не было взятия или перемещения пешек.
Не забывайте, что определение, есть ли ничья в шахматах, зависит от особенностей конкретной партии . Например, шахматная ничья по повторению не фиксируется, если позиция фигур повторяется при ходах фигурами разных цветов или при изменении права на рокировку.
Интересный термин «китайская ничья в шахматах» означает, что игрок победил, потому что соперник ведет себя неадекватно. Например, он может перевернуть игровое поле или смести рукой все фигуры с него. Во время соревнований за такое дисквалифицируют, а второму игроку присуждают победу, но в любительских играх нередко считается, что партия завершилась в ничью. Так проще сохранить отношения между играющими.
При каких условиях ничью в шахматах не засчитают
Выше мы перечислили, когда происходит ничья в шахматах. Среди ситуаций описано соглашение игроков: один из соперников, сделав свой ход, но не переключив время, может предложить ничью, а другой ее принять. Но с 2005-го года было принято решение бороться с короткими ничьими, которые негативно влияли на престиж соревнований.
Согласно софийским правилам игрок не может предложить закончить партию напрямую сопернику, он должен обратиться к арбитру. Судья или консультант оценивает, на самом ли деле на поле патовая ситуация и можно ли назначить по ней ничью. Если да, то судья подтверждает легитимность предложения и соперник может его принять. А может и не принять, решение по правилам о ничьих в шахматах должно быть обоюдным.
Есть еще один пример ситуаций, почему в шахматах ничья может быть не засчитана. Это игра в рамках так называемого армагеддона — особой партии, определяющей победителя, если предыдущие тай-брейки не смогли этого сделать. Характеристики армагеддона:
- право выбора цвета определяется временем;
- действует особый контроль времени: до пяти минут на ход с добавлением нескольких секунд после каждого хода;
- по условиям таких шахмат ничьи не существует, а, если она складывается, победителем объявляется шахматист, игравший черными.
Формат армагеддона используется, чтобы однозначно определить победителя и закончить соревнования.
Примеры ничьи — реальные партии
Приведем несколько примеров ситуаций, когда можно назначить ничью. Так, в партии Корчного и Карпова в 1978 году сложилась патовая ситуация.
Ничью по правилу 50-ти ходов объявляли в партии от 1995-го года. Такая ситуация на поле сложилась во время игры Яна Тиммана и Луца.
А вот пример, когда невозможно сделать мат. Нет правильной последовательности ходов, которая бы привела к какому-то результату партии. Не уверены? Можете использовать специальные программы, чтобы просчитать доступные ходы.
И, наконец, примерно так выглядит поле, когда определяется ничья по недостаточности материала для мата. Подобным образом завершилась партия между Видмаром и Мароци в 1932-м году, но, на самом деле, примеров подобного рода очень много и, скорее всего, читатель этой статьи сталкивался с ними и лично.
Интересно, что «вечный шах» — это тоже потенциальная ничья. Хотя серия шахов считается потенциально бесконечной, на деле на соревнованиях шах завершится ничьей по правилу 50-ти ходов или троекратному повторению позиций. Поэтому многие шахматисты, осознав, что попали в ситуацию вечного шаха, приглашают арбитра и заключают ничью по соглашению сторон, чтобы не тратить время впустую. Ниже — пример поля, где после хода Фс8+ белые могут неограниченное количество раз объявлять шах.
Вместо заключения
Правила игры в шахматы
Шахматы — настольная игра, которая была придумана давным-давно, а до сих пор пользуется популярностью во многих странах мира. Соревноваться в неё могут не только профессионалы, участвующие в национальных и международных турнирах, но и любители, и даже детьми. Шахматы дают прекрасную возможность интересно провести досуг, а ещё позволяют развить логику, интеллект и память. При этом их правила не такие уж простые, однако при тщательном изучении всё становится понятно достаточно быстро.
Основные правила игры в шахматы
Шахматы — весьма специфическая игра, имеющая множество особенностей и нюансов. Рассказать в правилах о всех ситуациях, которые возможны во время игрового процесса, невозможно, однако ряд ключевых моментов непременно стоит запомнить. Например, существует сразу несколько пунктов, которые фиксируют ход в матче совершенным:
· если шахматист опустил фигуру на свободное поле;
· если шахматист «срубил» фигуру соперника, поставив на её место свою;
· после сделанной рокировки.
Кроме того, игрок обязан совершить ход фигурой, если он взял её в руку. В случае, когда появляется необходимость поправить что-либо на доске, об этом заранее нужно оповестить соперника, чтобы это касание не засчиталось в качестве хода.
Помимо классических шахматных действий у игроков есть возможность совершить два специальных хода. Рокировка — единственная возможность в игре задействовать сразу две фигуры за один шаг: король сдвигается на две клетки в сторону ладьи, а та передвигается в поле, находящееся между первоначальной и текущей позициями короля. Взятие на проходе — возможность собственной пешкой «срубить» сделавшую двойной прыжок пешку соперника, будто та сделала шаг только на одно поле.
Разумеется, все эти детали — это уже относительно сложные вещи, а правила шахмат для начинающих дают понять, что играют друг против друга два человека, они соперничают на шахматной доске, куда выстраиваются по 16 фигур с каждой стороны в определённом стандартизированном и общепринятом порядке, а целью противостояния является мат — отсутствие возможности у соперника спасти короля. Возможны случаи, когда по ходу партии мат не ставится:
1. Если один из игроков видит своё тяжелое положение, он может добровольно сдаться.
2. Пат — игровая ситуация, когда ни один из шахматистов не может довести дело до победы, приводит к ничейному исходу.
Правило первого хода в шахматах
Шахматная партия — соревнование, которое состоит из трёх элементов: дебюта, миттельшпиля, эндшпиля. Многие недооценивают важность первого из них, однако именно начало поединка задаёт структуру всего противостояния, ведь в этот момент формируется расстановка на столе, когда можно завладеть игровой инициативой. Перед началом встречи проводится жеребьёвка (если регламент турнира не подразумевает иного), которая определяет цвет фигур у шахматиста. Тот, кому выпадают белые, ходит первым, а его соперник — вторым.
До окончания 106 дней
Фрибет в Бетсити: до 100000 рублей за первый депозит
Промокод: META
Винлайн дарит фрибет до 10000 рублей без депозита за установку приложения
Промокод: 3XNEWBONUS
Пргомокод в Марафон: кэшбэк до 30000 рублей новым клиентам
Шахматные фигуры
Как мы уже обозначили выше, перед стартом партии каждый игрок имеет по 16 фигур своего цвета, причём каждая из них имеет свою особенность. Более того, существует целая классификация шахматного инвентаря:
· конь и слон — это лёгкие фигуры;
· ладья и ферзь — тяжёлые фигуры;
· король — особенный вид, который из-за своей важности и ценности не относится ни к одному из двух предыдущих типов;
· пешка — не такая важная и ценная, как король, однако тоже идёт отдельно, не относясь к общей классификации.
Расскажем о названиях и возможностях каждой фигуры в шахматах, а также перечислим, в каком количестве они располагаются на доске перед началом противостояния.
Король — 1 штука
Король — ключевая и самая высокая фигура на доске, которая у каждого шахматиста имеется в единственном числе и всегда должна быть в безопасности. Если соперник «срубит» его, это приведёт к поражению в партии. Играть королём можно в любом направлении, но только на одну клеточку, а также может участвовать в рокировке.
Ферзь — 2 штуки
Ферзь (или «королева») — ещё один чрезвычайно важный и самый сильный персонаж, причём по своему функционалу он гораздо полезнее короля, так как ходить может в любом направлении на любое количество клеточек. Визуально ферзь чуть ниже короля, при этом на своей вершине имеет характерный шарик.
Ладья — 2 штуки
Ладья — менее универсальная фигура, нежели ферзь, так как она может ходить на любое количество полей по вертикаль и горизонтали, а вот диагональные передвижения ей недоступны. Внешний вид ладьи напоминает крепостную башню, а по размеру она значительно уступает королю и ферзю, зато по количеству их две штуки.
Слон — 2 штуки
Слон по своему функционалу — это полная противоположность ладьи, так как ходить он может исключительно в диагональном направлении на любое количество клеточек, зато с вертикальными и горизонтальными направлениями у него проблемы — туда он передвигаться не может. Перед стартом партии у каждого игрока есть по два слона: один из них перемешается только по черным полям, другой — только по белым. По габаритам они чуть ниже короля и ферзя, но выше ладьи, а вершина имеет каплевидную форму.
Конь — 2 штуки
Особенность коня в его манере перемещения, так как ходит он недалеко, зато витиевато — буквой «Г», то есть на три клетки в одну сторону и одновременно ещё на одну перпендикулярно предыдущим. Примечательно, что перемешается конь всегда на клеточку другого цвета, нежели он находился перед ходом. В комплекте каждого игрока есть по два коня, которые имеют соответствующий своему названию внешний вид, при этом по высоте они схожи с ладьёй.
Пешка — 8 штук
Классический шаг пешки — на одно поле вверх, однако из этого общего правила есть частности. Во-первых, стартовый ход она может совершить и на две клеточки вперёд. Во-вторых, «рубит» она исключительно по диагонали вперёд. По ходу партии пешка может достичь последнего вертикального поля, что позволяет игроку заменить её на любую другую фигуру, кроме короля. В плане габаритов пешки являются самыми низкими на доске, однако их оборонительный функционал крайне высок, а вот в атаке они менее полезны, чем остальные.
Расположение фигур на доске
С описанием и характеристиками фигур мы разобрались, однако на этом правила игры в шахматы не заканчиваются. Ещё один важный момент — это правильное их расположение на доске, которая представляет собой квадрат. Его вертикаль и горизонталь — по восемь клеточек, а площадь составляет 64 зоны, которые поочерёдно закрашены в белый и чёрный цвета. Горизонтальные зоны пронумерованы от 1 до 8, а у вертикальных полей есть буквенное описание от a до h. Соответственно, каждая клеточка доски номинально имеет свою собственную координату. Например, b6.
Перед стартом каждой партии все фигуры должны быть расположены на своих законных местах. Алгоритм их расстановки распишем ниже:
1. Первыми по краям доски ставятся ладьи, служащие сторожевыми башнями. У белых они имеют координаты a1 и h1, а у чёрных — a8 и h8.
2. Вслед за ладьями необходимо расположить шахматный зоопарк. Вблизи каждой ладьи необходимо поставить по коню: белые кони располагаются в клеточках b1 и g1, а чёрные — в b8 и g8.
3. Соседями коней, разумеется, являются слоны. Они стоят ближе к центу. Слоны белого цвета находят своё место в ячейках c1 и f1, а черные — в c8 и f8.
4. Центральные места в первых рядах занимают король и ферзь, являющиеся главными фигурами на доске. Бывают случаи, когда игроки путают, куда именно их нужно выставлять, однако достаточно выучить один нюанс: король позволяет ферзю расположиться на своём цвете. Получается, что белый ферзь занимает клетку d1, а его черный противник — d8. Королям же остаются столбцы под буквой «е»: белый стоит на e1, а черный — на e8.
5. Самое простое — расположение пешек. Их в коллекции каждого игрока по восемь штук, каждая из которых выстраивается непосредственно перед фигурами первого ряда. Все пешки белого цвета занимают ячейки с a2 по h2, а чёрные — с a7 по h7.
Как победить в шахматах
Шах — игровая ситуация, когда король одного их шахматистов находится под угрозой удара. Если следующим шагом не спасти ключевую фигуру, игра будет проиграна. Для избежания этого необходимо выполнить одно из следующих действий:
· попытаться уйти королём в свободную ячейку, которая находится без угрозы удара противника;
· выставить под удар любую другую фигуру, чтобы выкрасть время и возможность для перемещения короля в безопасную клеточку;
· ликвидировать угрожающую фигуру соперника, если такая возможность существует.
Если ни один из вышеперечисленных приёмов не удаётся воплотить в жизнь, следующим шагом оппонент выставляет мах, берёт короля, что и означает его победу. Помимо этого, существует ряд других пунктов, позволяющих выиграть матч:
· если соперник добровольно признал поражение и сдался;
· если у соперника закончилось время на ходы, при этом у другого игрока сохраняется возможность сделать мат;
· если противник совершил два невозможных хода;
· если противник опоздал/не явился на турнир вовсе.
Кроме того, существует ряд игровых случаев, при которых возможен ничейный исход противостояния. Ниже рассмотрены некоторые из этих вариантов:
· «мёртвая позиция» — ситуация, при которой оба оппонента не имеют возможности сделать мат;
· если король в текущей момент находится в безопасной позиции, то есть не под матом, при этом у него нет возможности совершить ход;
· по требованию одного из игроков, если совершено 50 ходов без взятия фигур, а также без чьего-либо требования, если таких ходов сделано 75 подряд;
· по обоюдному согласию сторон.
Источник: metaratings.ru