После смерти человека определяется его круг наследников по закону или по завещанию. Главное, что первично волнует правопреемников, — сколько стоит вступить в Наследство . В 2019 году эта цифра выросла, так как увеличились сборы на различные справки и заверения. В любом случае, чувствуя себя потенциальным наследником, нужно копить деньги уже сейчас, чтобы «выкупить» у государства свое же собственное имущество.
Общие правила вступления в наследство
Считается, что наследство — это прибыль, иногда дающая возможность человеку выбраться из полной нищеты. Такие мысли сложились исторически и непоколебимы, хотя юристы в один голос утверждают, что принятие наследственной массы это, прежде всего, ощутимые материальные затраты.
Важно! Правопреемнику нужно помнить о том, что до того момента, когда он вступит полноправным владельцем на территорию дома (квартиры), ему придется понести значительные расходы.
Какой будет окончательная сумма статьи расходов, зависит от массы факторов, начиная от стоимости самого наследства и от того, в каком качестве оно передается правопреемнику.
Налог на Наследство: когда платить налог на продажу квартиры, автомобиля, сроки владения наследством
Каким образом передается наследство
В РФ на 2023 год сохранились те же правила наследования, что и были раньше:
- по закону;
- по завещанию.
В первом случае передача наследственной массы идет на основании Гражданского кодекса, где превалируют принципы очередности, родства. Существует семь очередей наследования, на самой верхушке только ближайшие родственники (мать, жена, дети и пр.). И если человек, внешне кажется абсолютно одиноким, это не значит, что после его смерти не найдется на квартиру какой-либо «внучатый племянник двоюродного дедушки», который и станет обладателем недвижимости.
Более понятна передача имущества по завещанию, в этом случае распорядителем является сам усопший, заранее составивший бумагу у нотариуса и прописавший там все нюансы: кому, в каких долях или одним «куском» единственному наследнику. При этом расходы на вступление в наследство несут все, кто упомянут в завещании, в пределах оценки тех долей, которые они собираются получить.
В обоих случаях суммы расходов зависят от следующих нюансов:
- каким образом происходит передача наследственной массы ( Закон , Завещание );
- сколько наследников претендует на имущество;
- есть ли документы на дом, землю, нет ли спорного или неоформленного имущества (самострой, захват земли и пр.);
- есть ли льготы.
Самый простой способ ни за что не платить – это отказаться от принятия наследства. По закону это сделать можно, составив официальную бумагу отказа и перепоручив все расходы следующему наследнику.
Как примерно посчитать сумму расходов
Существуют два параметра, зная которые, можно примерно просчитать те расходы, которые понесет потенциальный наследник. Сейчас не существует понятия « Налог на наследство», но его заменили на красивое и не такое «страшное» слово – госпошлина. Однако это такой же способ — мягко и ненавязчиво выкачать деньги из гражданина за « Услуги , предоставляемые юристами, судьями и пр.
НАЛОГИ ПРИ ПРОДАЖЕ КВАРТИРЫ, ПОЛУЧЕННОЙ В НАСЛЕДСТВО | Когда можно не платить налог
Сумма расходов складывается из:
- УПТХ, или услуг правового и технического характера;
- уплаты госпошлины в казну государства.
Нередко существенные траты возникают из-за того, что человек обращается ни «к тому» нотариусу. Служащий на гособеспечении «стоит» дешевле, чем тот, у кого имеется собственная контора, и кто занимается частной практикой.
Госпошлина имеет четко установленный Тариф . Нотариус , открывающий наследственное дело, не имеет право завышать государственные ставки, указанные в НК РФ.
Все остальные траты являются добровольно-принудительными и зависят напрямую от того, что потребуется наследнику для оформления, от региона его проживания. При этом, теоретически, Гражданин сам может оформить все бумаги, пройдя по инстанциям и заглянув к нотариусу только за заверением. Но по факту, процесс искусственно затягивается, вынуждая платить дополнительно.
Кто освобождается от уплаты госпошлины
Есть несколько категорий потенциальных наследников, которые могут быть освобождены от уплаты госпошлины. Это позволит значительно сэкономить на процедуре вступления в наследство. К сожалению, льгот от государства по УПТХ нет.
Госпошлину может не платить:
- наследник, проживающий с ныне умершим, ведущий равные расходы на поддержание имущества;
- несовершеннолетний (недееспособный), являющийся наследником усопшего;
- наследуемый денежные накопления усопшего;
- участник Wow;
- герой, кавалеры СССР и РФ;
- тот, кто подвергается политическим репрессиям.
Заплатить госпошлину с 50% скидкой ( НК п. 2, ст. 333.38 ) может инвалид 1 и 2 групп. Но есть требование, что в дальнейшем наследник обязан проживать на территории, полученной в наследство.
Важно! Физические лица (близкие родственники, получившие наследство по завещанию или по закону, не важно) оплачивают госпошлину в размере 0.3% от стоимости всего имущества. Юридические лица и дальние родственники (госструктуры и пр.) обязаны платить по повышенной ставке в 0.6 %.
За что придется заплатить дополнительно
Эти расходы входят в понятие УПТХ, где любая передача бумажки из кабинета в кабинет оплачивается отдельно. Первый этап, который начинает процесс опустошения кошелька, – это обращение в нотариальную контору, где открывается наследственное дело. Труд нотариуса оплачивает тот, кто к нему обратился.
Здесь же потребуется представить документ, который установит стоимость имущества. Оценкой наследуемой массы занимается другая контора, обязательно с лицензией и 100% платными услугами, которые оплачивает наследник.
Кто занимается оценкой:
- получить кадастровую стоимость можно в Росреестре (500 руб.);
- инвентаризационная в ведении БТИ (но с 2014 года услуга упразднена). За выдачу пакета документов, требуемых нотариусом, надо выложить до 1000 руб.
Это главные известные госструктуры, но есть еще масса частных фирм-посредников, занимающихся оценкой по лицензии. Они делают оценку имущества исходя из рыночной стоимости и их услуги могут подорожать до 10 тыс. руб.
Важно! При переоформлении на себя автомобиля, полученного в наследство, нужно к вышеописанным затратам на свидетельство, заплатить в ГИБДД 850 руб. за перерегистрацию машины на себя. Замена номера обойдется около 3 тыс. руб.
Конечная цель всех поборов – это получение от нотариуса Свидетельства о праве на наследство. Без него нельзя будет зарегистрировать имущественные права наследника в Росреестре. В процессе этой регистрации также потребуется внести платежи за предоставленные услуги и выдачу документов.
В целом, конечная сумма складывается из:
- платы за оформление свидетельства;
- выплаты за оценочное заключение по стоимости имущества;
- выплаты за регистрацию своих прав на полученное наследство.
В дополнительные платные услуги могут входить: консультация нотариуса по вопросам принятия наследственной массы, оглашение завещания, составление (сбор) документов, услуги ксерокопирования и заверения копий и пр. Их можно не оплачивать, если правопреемник сам справится со всеми нюансами оформления.
Еще до того, как идти получать наследство, нужно заранее подсчитать все расходы, которые предстоят наследнику. Не исключено, что положенное ему по наследству, не стоит таких трат, а если наследуются и долги умершего, то есть смысл и вовсе от него отказаться.
Важно! Срок в 6 месяцев с даты смерти дается только для того, чтобы наследник заявил о своем желании вступить в права наследства. Получить же свидетельство на Право собственности и затевать все мытарства можно, когда будут деньги на уплату сборов и госпошлины. В законе по этому поводу ограничения нет, но если есть долговые обязательства – нужно детально разузнать об этом еще до написания заявления.
Источник: propravo24.ru
Оплата налога при вступлении в наследство
Вступление в наследство строго регламентировано законодательством и требует соблюдения определенной процедуры. Для того, чтобы воспользоваться своими правами наследника, потребуется также понести определенные затраты.
Помимо этого, принятие наследства означает принятие не только имущества, ценных вещей и денежных средств, но и долгов усопшего. Только оценив совокупность затрат, следует принимать решение об участии в наследовании.
Вопросы налогообложения при наследовании затрагивают все категории лиц, и относятся к темам, сохраняющим свою актуальность до сих пор. Одним из требований до 2006 года являлся налог при вступлении в наследство. Его сумма, порою, была существенной и значительно препятствовала реализации прав наследником.
Однако в настоящее время законом РФ налог был отменен для большинства случаев, сохранив другие финансовые обязательства, которые потребуется выполнить для получения прав на имущество наследодателя.
Получить наследство без каких-либо затрат не получится, так как каждый гражданин, намеренный оформить права на собственность умершего родственника, обязан выплатить пошлину или уплатить подоходный налог.
Главные моменты
Права наследника предъявляются в отношении следующей собственности:
- недвижимое имущество (квартиры, дома, дачи, участки);
- движимое имущество;
- предметы искусства (антикварные, ценные вещи, предметы искусства);
- депозиты в банках;
- интеллектуальные виды собственности.
При налогообложении физических лиц форма получения дохода (в денежном/натуральном выражении) не влияет при освобождении от налога.
Однако в некоторых случаях уплатить налог при вступлении в наследство все-таки придется:
- интеллектуальная собственность;
- предметы искусства;
- литературные произведения;
- достижения в области науки, открытия и результаты изобретательской деятельности;
- созданные умершим промышленные образцы.
Что это такое
Наследование означает полное принятие всех обязанностей и прав умершего родственниками или близкими ему людьми.
Предусмотрено два пути вступления в права: по закону или по завещанию:
| № | Процедура | Описание |
| 1. | По завещанию | Означает принятие условий завещания наследником. Документ должен быть признан официальной бумагой, составлен с учетом требований законодательства и подписан юридически дееспособным, психически здоровым наследодателем. |
| 2. | По закону | Права распоряжения имуществом усопшего переходят к его родственникам в последовательности, основанной на степени родства. Процедура исполняется только в случае отсутствия юридически оформленной последней воли наследодателя. |
Вне зависимости от выбранного пути вступления в наследство, граждане в процессе оформления перехода прав от умершего обязываются уплатить государственную пошлину, а также понести другие дополнительные расходы:
- нотариальные услуги;
- расходы на оценку переходящей собственности;
- долги и иные финансовые обязательства усопшего.
Фактически, работа нотариуса по открытию наследственного дела не начинается без предварительной уплаты пошлины в пользу государства, так как при ведении дела нотариус выступает также в роли налогового агента.
Расчет государственной пошлины в 2023 году производится вне зависимости от региона РФ, с учетом двух параметров: степени родства (очередность наследников) и оценочной стоимости недвижимого и движимого имущества.
Рассчитывая расходы на нотариуса, следует заранее ознакомиться с тарифами, действующими в конкретном регионе обращения, так как расценки на услуги в разных городах будут различаться.

Финансовые обязательства также возникают в случае продажи наследуемого имущества, а в таком случае, наследник обязан уплатить налог на доходы в качестве физического лица, с отражением всей суммы доходов в декларации, подаваемой в ФНС ежегодно
Нужно ли платить
Принимая решение о принятии наследства, наследник должен тщательно изучить все статьи расходов, которые он обязывается уплатить еще до того, как получит права распоряжаться имуществом умершего родственника или другого наследодателя.
Несмотря на отмену налога на наследство, сама процедура, установленная законодательством, требует значительных финансовых трат в процессе прохождения процедуры оценки имущества, необходимого для расчета государственной пошлины, а также погасить все задолженности по финансовым обязательствам умершего и оплатить расходы на нотариальные услуги.
В некоторых ситуациях, наследнику все же придется выплачивать 13%-ный налог, связанный с получением дохода в качестве физического лица.
Какие налоги уплачиваются при наследовании по завещанию?
Налоговым законодательством предусмотрено освобождение от уплаты налога при вступлении в наследство для всех категорий граждан и на все виды имущества, за исключением определенных ситуаций, при которых налог должен быть оплачен (п.18 ч.1 ст.217 НК РФ):
- при получении дохода усопшим в качестве изобретателя полезной модели/промобразца;
- при получении выплат в адрес усопшего в качестве патентодержателя на созданное им изобретение;
- при авторских выплатах по созданному предмету искусства;
- вознаграждении за авторский научный труд, литературное произведение.
Доход, получаемый при вышеперечисленных ситуациях, подлежит обязательной уплате налога НДФЛ, рассчитываемого исходя из оценочной стоимости приобретенного наследства в размере 13 процентов от нее.
Расходы на нотариуса, несмотря на их обязательность, составляют меньшую из статей затрат. Так как большая часть расходов связаны с уплатой госпошлины, рассчитываемой на основании проведенной оценки недвижимых объектов, автомобилей, ценных вещей. Итоговую сумму государственной пошлины можно узнать только в случае проведения экспертной оценки лицензированными оценщиками и подсчета суммарной стоимости наследства.
В случае оценки недвижимости, привлечение независимых экспертов не является обязательным, так как расчет может производиться на основании данных об инвентаризационной стоимости, предоставляемых БТИ. Справка об инвентаризационной стоимости должна отражать сведения на момент смерти лица, имущество которого передается в наследство.
В случае оформленного завещания, наследодатель защищает интересы своих близких, освобождая от уплаты подоходного налога. С помощью завещания также исчезает необходимость распределения долей между наследниками с соблюдением очередности в степени родства.
Для переоформления прав на имущество усопшего требуется соблюдение процедуры получения свидетельства на наследуемые права.
Для его выдачи потребуется предоставить ряд документов, включая:
- свидетельство о смерти;
- выписку из домовой книги;
- документы, подтверждающие право наследования;
- правоустанавливающие документы на собственность умершего.
Установленные правила
В завещании
Если усопший успел при жизни надлежащим образом оформить свою последнюю волю относительно перехода своих имущественных и иных прав в пользу определенных родственников или близких, после смерти указанные в завещании права переходят согласно распоряжению наследодателя.
Завещать свою собственность можно различными способами:
- в равных долях между наследниками;
- с неравенством долей в передаваемых правах;
- полная передача в пользу единственного наследника.
Законом не предусматривается обязательность установления родственных прав между усопшим и его наследниками, не ограничивая круг возможных претендентов только из числа родных людей.
Завещатель может оформить передачу собственности в пользу какой-либо организации или государству.
Правом заверения завещания обладают:
- нотариус;
- орган местной власти;
- консульство РФ (если умерший находился за пределами России).
В отдельных случаях, когда нет возможности надлежащим образом оформить волю умирающего, завещанием может быть признано написанное от руки завещателем изъявление его воли, при условии присутствия рядом двух свидетелей.
Открытие завещания происходит только после кончины завещателя. При составлении документа важно, чтобы никто из посторонних не оказывал на наследодателя влияния, а значит, даже нотариус не имеет права ознакомиться с содержимым документа вплоть до смерти лица.
Завещанием могут быть оговорены условия, при которых наследство передается другому наследнику, в случае смерти основного наследника. Юридически, данная процедура называется «подназначиванием» наследника.
В некоторых случаях наследник, не имеющий возможности выполнить условия для вступления в наследство, оформляет завещательный отказ.
Несмотря на освобождение от уплаты прямого подоходного налога на наследуемое имущество, сохраняется обязательность выплаты косвенного налога в виде государственной пошлины, уплачиваемой при вступлении в наследство.

Порядок вступления в наследство без завещания основан на ГК РФ.
Как получить в наследство квартиру без завещания — читайте в этой статье.
Основной документ, устанавливающий право на наследство, не выдается без предварительной уплаты государственной пошлины.
Для ее расчета используются такие показатели, как степень родства и оценочная стоимость всего наследства:
- близкие родственники, относящиеся к 1-ой и 2-ой очереди, рассчитывают налог по ставке 0,3%, применительно к общей сумме оценки наследства;
- для остальных категорий граждан предусмотрено применение 0,6%-ной ставки.

Расчет пошлины по ставкам не зависит от типа наследуемой собственности (транспорт, недвижимость, драгоценности, ценные вещи и пр.)
В законе
В ситуации, когда завещание не было составлено или было оформлено ненадлежащим образом, что устанавливает его нелигитимность, прибегают к оформлению наследства «по закону».
В некоторых случаях завещание распространяется только на определенные виды имущества усопшего, в то время, как остальная его часть подлежит распределению между наследниками согласно законам РФ.
При определении доли в наследстве исходят из первостепенного значения родства. Гражданский кодекс устанавливает степень близости родства в виде очередности, оставляя за более близкими родственниками преимущественное право наследования.
При определении наследников по закону, придерживаются следующих правил:
- Представитель следующей очереди вправе претендовать на имущество усопшего при условии отсутствия иных наследников из предыдущей очереди (при лишении наследника завещания, отстранения от наследства, отсутствии заявленного представителем предыдущей очереди о своем праве).
- Оформление наследниками предыдущей очереди отказа.
- В случае смерти наследника до открытия завещания наследование производят по праву представления (с соблюдением очередности).
Определенный круг граждан будет включен в состав наследников, не взирая на степень родства и право представления (ст.1149 ГК):
- нетрудоспособные близкие родственники;
- несовершеннолетние дети;
- дети усопшего, признанные нетрудоспособными;
- нетрудоспособные иждивенцы, которые находились на содержании наследодателя.
Фиксированный размер налогов при вступлении в наследство
Если наследник, вступая в наследство, собирается оформить последующую продажу имущества наследодателя, ему следует учитывать необходимость уплаты 13%-ного подоходного налога после оформления сделки по отчуждению имущества.
Согласно закона №212-ФЗ, при продаже наследованной собственности в течение 3-летнего периода с момента смерти предыдущего владельца, новый владелец-продавец обязан выплатить 13% от вырученных от продажи имущества средств. Стоит также учитывать, что на данную сделку законом может быть предоставлен имущественный вычет.
Чтобы оформить наследство, гражданину, прежде всего, предстоит уплатить государственную пошлину, размер которой устанавливается по единым правилам расчета. Только после погашения пошлины нотариус производит выдачу свидетельства.
В дальнейшем, став правообладателем, новый владелец будет обязан уплачивать налоги:
- на жилую недвижимость (дом, квартира, дача, доли в собственности);
- на транспорт;
- на землю, а также иные объекты недвижимости.
Сколько тратят на прочие услуги
Несмотря на освобождение от прямого налога, расходы, сколько тратят на оформление перехода права от умершего, остаются значительными ввиду сохранения финансовых обязательств:
- пошлины;
- нотариальных услуг;
- расходов на оценочные мероприятия при установлении суммы пошлины.
Если расходы, касающиеся уплаты пошлины, рассчитываются по единым для всех принципам, то оплата услуг нотариуса может различаться в зависимости от местоположения и региона открытия наследственного дела.
В услуги нотариуса входят:
- открытие наследства;
- выполнение технических услуг по составлению заявлений;
- подготовка и выдача свидетельства о наследстве;
- оказание правовой помощи;
- удостоверение заявлений наследников.
Прежде, чем обращаться к нотариусу, следует заранее уточнить действующие расценки и рассчитать сумму расходов на нотариуса.
Снижение расходов предусмотрено в следующих ситуациях:
- Освобождение от уплаты пошлины при наследовании земель с жилыми строениями, квартиры по завещанию, иной жилой площади для лиц, проживавших вместе с умершим в момент его смерти и оставшихся на данной площади после его кончины.
- При выполнении оценки наследуемого имущества, прибегать к услугам независимых экспертов при оценке недвижимости в виде строений необязательно – достаточно запросить данные об инвентаризационной стоимости в местном отделении БТИ.
- Оценка транспортных средств и иной собственности покойного может быть доверена как коммерческой организации, так и государственным представителям, исходя из действующих расценок в регионе.
- При расчете выплат по дальнейшим налогам, новый владелец наследуемого имущества должен уточнить, не относится ли он к категории лиц, освобожденных от уплаты имущественного налога. Для фиксации своего права на освобождение от налога, наследник представляет в налоговую документы, подтверждающие его льготы, а в случае наличия переплаты, сможет вернуть переплаченную сумму.
Положенные проценты
Подытоживая информацию о прямых налогах, при решении вопроса, нужно ли платить его при вступлении в наследство, следует учитывать их обязательность в следующих ситуациях:
- получение наследником гонорара за писательский труд усопшего;
- выручка денежных средств при продаже антикварных вещей, ценных предметов искусства;
- выплата по патенту за изобретение, созданный промышленный образец, полезную модель усопшим;
- получение вознаграждения за академические труды, научные исследования наследодателя.
В данных случаях наследник обязан будет уплатить подоходный налог, равный 13% от суммы полученного похода.
Закон об отмене налога на наследство не освобождает от необходимости его уплаты в случае, если право на наследование возникло до вступления в силу закона.
Таким образом, наследник, права которого появились до 2006 года, перед тем, как получить наследство, обязан будет уплатить подоходный налог, если стоимость переходящего имущества превысит 850 тысяч рублей по оценочной стоимости.
Кто освобождён от них
Освобождение от уплаты пошлины распространяет свое действие только на определенные категории граждан:
- лица, имеющие статус Героя РФ, СССР;
- ветераны Великой Отечественной войны;
- Кавалеры ордена Славы;
- недееспособные лица с расстройствами психики, которые находятся под опекой;
- несовершеннолетние наследники.
Предусмотрено предоставление льготной 50%-ной скидки в отношении иных категорий граждан (ст. 333.38 НК) – физических лиц, имеющих 1-ю или 2-ю группу инвалидности.
Для остальных физических лиц освобождение от уплаты пошлины может быть получено:
- при оформлении недвижимого имущества, доли в пользу лица, совместно проживавшего на момент кончины наследодателя;
- при переоформлении собственности погибшего лица, смерть которого наступила во время исполнения служебного долга или в результате полученных при выполнении профессиональных обязанностей травм;
- на банковские вклады, выплаты по страховке;
- выплаты по авторским правам.
Несмотря на сложности процесса оформления права на наследство, а также необходимость предварительного расходования собственных средств наследником, получение наследства вполне осуществимо при условии точного соблюдения норм закона. Конечная сумма расходов при реализации права наследником может быть снижена по статьям затрат на услуги нотариуса и оценщика, а также использования различных льгот по уплате госпошлины.

Заявление о восстановлении срока для принятия наследства подается, если человек не успел вступить в свои права в течение полугода со дня открытия дела.
Образец доверенности на оформление наследства можете скачать здесь.
Тут вы сможете увидеть актуальный образец заявления о принятии наследства по закону.
Источник: calculator-ipoteki.ru
