Рассчитывать на 100% оплату больничного листа могут не все. Так как для получения полной компенсации необходим 8-летний стаж работы. Стаж должен быть подтверждён документально, работник обязан предоставить работодателю, требуемые документы. На основании этих документов будет произведён расчёт компенсации.
Заполнение больничного листа производится медицинским работником. Работник после выхода из больничного должен предоставить работодателю или его заместителю больничный лист. После получения этого документа работодатель внесёт запись в журнал и выплатит компенсацию. Чаще всего выплата производится в день начисления заработной платы.
Главные условия оплаты документов, свидетельствующих о болезни сотрудников, содержатся в специальном нормативно-правовом акте РФ — законе «Об обязательном социальном страховании. » от 29.12.2006 № 255-ФЗ. В гл. 2 указанного закона отражается информация о том, в каких случаях у сотрудника возникает право получить пособие по болезни, с какого момента оплата больничного листа составляет 100 процентов и какие стаж и документы необходимы для его определения, а также об основных обстоятельствах оплаты больничного, величине пособия и основании для уменьшения его размера.
Как изменится порядок выплаты больничных с 2021г? Кому больничный будут платить 100% от зарплаты?
Инспекция после поступления заявления примет соответствующие меры. Однако если причиной занижения размера компенсации стало нарушение условий индивидуального или коллективного договоров, то требования заявителя останутся без удовлетворения.
Нередко возникают ситуации, когда работнику полагается 100% больничный, но производится выплата несоответствующей суммы. В таком случае работнику следует обратиться к нанимателю. Обращаться можно и в устной форме, однако лучше сделать это в письменной форме, так как этот документ можно будет использовать для обращения в государственные органы.
Александр Пятинский, к.э.н., специалист в области бухгалтерского учёта и налогообложения: Иногда сотрудник может заменить расчётный период, если такая замена будет в его пользу и выплата будет больше. Так, разрешено заменить периоды (как один, так и два года сразу), если сотрудница была в отпуске по беременности и родам и/или в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет. При этом заменить можно только периоды до декретного отпуска.
- Например, среднедневной заработок сотрудника — 1 506,85 рублей.
- Оплачиваемый больничный — 14 дней.
- Больничный к уплате составит 1 506,85 X 100% X 14 = 21 095,90 рублей.
- После вычета НДФЛ сотрудник получит на руки 21 095,90 — 2 742,46 = 18 353,44 рублей.
Среднедневной заработок зависит от зарплаты сотрудника за последние два года или расчётных периода. Если сотрудник работал у другого работодателя, сумма заработной платы подтверждается справкой по форме 182н. Такая справка выдаётся в день увольнения.
Например, сотрудник взял больничный по уходу за пятилетним ребёнком, который переболел гриппом. Срок больничного — 14 дней. В этом году сотруднику уже было оплачено 56 календарных дней по уходу за этим ребёнком, поэтому Фонд социального страхования оплатит только четыре дня. Оставшиеся десять дней оплачены не будут.
Когда больничный оплачивается 100 процентов
Александр Пятинский, к.э.н., специалист в области бухгалтерского учёта и налогообложения: Лимит действует для каждого из родителей отдельно: 60 дней в году может использовать и мать ребёнка, и отец. Если мать исчерпала лимит оплачиваемого больничного, выгоднее оформить новый больничный на отца.
Сроки больничного листа в 2022 году: максимальный и минимальный
От 160 до 200 календарных дней — для женщин, проживающих (работающих) в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС либо аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Вопрос, когда и на сколько дней выдается больничный лист по беременности и родам (БиР), регламентирован главой 2 закона № 255-ФЗ. Согласно этой норме БЛ по БиР выдается беременной женщине в 30 недель при одноплодной и в 28 недель при многоплодной беременности. На весь период отпуска по БиР оформляется один БЛ. Если роды были осложненными, то врач выписывает еще один бюллетень, который является продолжением первичного листа. БЛ по БиР оплачивается в полном объеме вне зависимости от страхового стажа работницы.
- для детей младше 7 лет – в совокупности не более 60 дней в году, а в случае заболеваний, указанных в Перечне приказа Минздрава № 84н от 20.02.2008 – 90 дней в году;
- если ребенку от 7 до 15 лет – до 45 дней в год, но не более 15 дней по каждому случаю;
- по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет оплачивается до 120 дней в году.
Б/л выдается в дату выписки из медицинского учреждения. Предельный срок больничного составляет 10 дней. К этому времени присоединяется продолжительность нахождения человека в стационаре. Если реабилитационный период превышает 10 суток, назначается врачебная комиссия и принимается решение о продлении б/л.
Если лечение проводится в условиях стационара, то все зависит от состояния пациента, диагноза и наличия у больного осложнений. Максимальная продолжительность в стационарных условиях не определена законодательством. Лечащий врач определяет, на сколько выдают больничный лист — нетрудоспособность оформляют на весь срок нахождения служащего в больнице.
По решению врачебной комиссии листок нетрудоспособности продлевают до дня восстановления трудоспособности с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже чем через каждые 15 календарных дней, но на период, который не превышает 10 месяцев с момента начала временной нетрудоспособности, после травм и реконструктивных операций (п. 21 Приказа №925н). При лечении туберкулеза срок продления не превышает 12 месяцев.
Когда создаются выделенные рабочие места для инвалидов, спецоценка их проводится в соответствии с положениями федерального закона № 426-ФЗ. Особенно внимательно необходимо отнестись к оценке результатов этой процедуры. В частности, убедиться, что условия работы, в которых трудится такой специалист, соответствуют его индивидуальной программе реабилитации и требованиям Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09, которые определяют допустимые условия работы для данной группы сотрудников. Согласно разделу 4 этого нормативного документа запрещается привлечение работников к труду, если условия на их рабочих местах не укладываются в установленные гигиенические нормативы и оказывают выраженное негативное влияние на состояние их здоровья.
От 160 до 200 календарных дней — для женщин, проживающих (работающих) в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС либо аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Эти общие ограничения применяются в случае, если сотрудник при трудоустройстве предъявил только справку, подтверждающую имеющуюся у него группу инвалидности. Если же он принес индивидуальную программу реабилитации, то приведенные ограничения подлежат корректировке в соответствии с ИПР конкретного работника. В ней четко указывается максимальное количество часов работы в неделю, допустимое для данного сотрудника.
Если организация не имеет возможности организовать специальные рабочие места или не готова нести затраты по дооборудованию имеющихся, кандидату отказывают в трудоустройстве. К этому вопросу стоит подойти серьезно, особенно если соискатель пришел с направлением из службы занятости или обратился через аналогичный портал. Необходимо развернуто обосновать свою позицию и указать причину отказа. В противном случае работодателя обвинят в дискриминации людей с инвалидностью и привлекут к административной ответственности.
В дополнение к перечисленным льготам работник с инвалидностью имеет право на получение налогового вычета в размере 500 рублей ежемесячно. Для некоторых категорий работников-инвалидов, например, так называемых чернобыльцев, эта сумма увеличивается до 3000 рублей в месяц.
- по трудовому договору;
- состоял на службе (военной, гражданской и т.д., поименованной в Федеральном законе от 12.02.1993 № 4468-1);
- занимался иной деятельностью, подлежащей социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Чтобы оплатили больничный 100 процентов, какой стаж должен быть у работника? На время болезни сотрудникам, работающим в организации по трудовому договору, полагается оплата периода нетрудоспособности. Не секрет, что в зависимости от продолжительности имеющегося у работника страхового стажа размер оплаты будет различаться. О том, какой стаж должен быть для больничного 100 процентов, расскажем в статье.
Рекомендуем прочесть: Госпошлина за замену водительского удостоверения стоимость в 2022 году спб
Отметим, что непрерывность стажа никакого значения в настоящее время не имеет. Перерывы в работе у сотрудника могут быть любой продолжительности. На расчет страхового стажа они не влияют. Получается, что непрерывность стажа для определения размера больничного пособия значения не имеет.
Если на протяжении 10 дней после подачи требования пособие так и не назначили либо после назначения не выдали, образуется задолженность. Работник вправе затребовать ее выдачу. С этой целью вновь пишется заявление нанимателю и предварительно регистрируется у секретаря. После этого, если причитающиеся суммы так и не выдали (не назначили), работник вправе обратиться к инспекции по труду.
Итак, наниматель вправе не только увеличить, понизить сумму выплаты по больничному, но и отказать в назначении пособия в рамках ФЗ № 255, ст. 8, 9. Федеральным законом определены периоды, во время которых соцобеспечение по болезни не положено. Соответственно, при обращении за начислением денег по больничному за это время в пособии будет отказано вообще.
Независимо от стажа болевшему работнику выплачивается сумма пособия в 50% заработка, если болезнь длилась больше 10 дней. До простоя, а также во время его сумма соцобеспечения по болезни приравнивается к сохраняющейся за этот период зарплате. Единственное ограничение — нельзя превышать величину аналогичного пособия, которое предусматривается по общим основаниям.
Тем не менее некоторые тенденции, наметившиеся в предшествующих годах, нашли свое продолжение и в текущем году. Так, Минтруда и соцзащиты РФ рассматривает в ближайшее время возможности повышения стажа, при котором будет выплачиваться 100% пособия по болезни, с 8 до 15 лет. Сообразно готовящемуся законопроекту требования по 15-летнему стажу будут вводиться постепенно: прибавка составит 6 месяцев ежегодно.
Как только человек начинает официальную трудовую деятельность, ему оформляется трудовая книжка, которая и будет выступать основным документом для подтверждения трудового стажа. Однако нередко можно столкнуться с ситуациями, когда в трудовую книжку не внесены данные об осуществлении труда.
Стоит также обратить внимание, что многие граждане не знают, сколько лет нужно проработать для возможности получения 100% больничного, потому стоит уточнять данную информацию и внимательно учитывать все периоды времени, в течении которых работник осуществлял трудовую деятельность.
После того, как бухгалтерия компании приняла больничный лист, в течении 10 дней с момента получения должна быть установлена сумма пособия, выдача которого произойдет в одно время с выплатой зарплаты. Если сроки нарушены, работник может требовать дополнительную компенсацию за каждый день просрочки.
- справки, которые выдаются работодателем по запросу сотрудника;
- трудовые договора;
- выписки из приказов, а также справочные данные архивного происхождения;
- сведения лицевого счета о зачислении средств и платежные ведомости о выдаче зарплаты;
- справка из ФСС о полной уплате страхового взноса;
- прочие документы, прямо или косвенно подтверждающие факт работы.
Тем не менее, на потенциальное будущее предусматриваются некоторые изменения. В частности, вполне вероятно поднятие порога стажа для получения 100% оплаты до показателя в 8,5 лет. Аналогичным образом будут изменены все условия, и сроки станут большими на 0,5 года.
Максимальный размер пособия: кому и когда больничный оплачивается 100 процентов
- утрата документа. В этом случае заводится новая трудовая книжка при очередном оформлении на работу. Предыдущие данные в ней отсутствуют;
- трудовая книжка была заполнена неправильно, содержит некорректную информацию, в связи с чем, невозможно по ней определить точно стаж;
- бывший работодатель не оформил сотрудника официально, трудовая книжка не велась.
Если стаж варьируется в пределах 5-8 лет, тогда можно рассчитывать на пособие в размере 80% от зарплаты. Если же гражданин проработал больше 8 лет, тогда оплата листка временной нетрудоспособности будет стопроцентной. Следует заметить, что в будущем предусматриваются некоторые изменения.
- трудовые и гражданско-правовые договоры;
- справки, выданные работодателем, госорганами по запросу работника;
- лицевые счета с ведомостями (по заработной плате);
- расчетная книжка;
- справка из ФСС о полной уплате страхового взноса;
- выписки из приказов;
- профсоюзный билет с учетной карточкой;
- другие виды документов, которые косвенно либо прямо дают информацию о стаже.
Надо заметить, что стаж может быть трудовым, нетрудовым и страховым. Для расчета величины пособия по больничному учитывается страховой стаж. Это означает, что принимаются во внимание только те периоды трудовой деятельности, когда из заработной платы сотрудника отчислялся процент в Фонд социального страхования (ФСС).
За год может компенсироваться не более пяти месяцев выходных по причине временной нетрудоспособности. Об этом говорится в третьем пункте статьи №6 Федерального закона №255. Если сотрудник заболел туберкулезом, тогда ему положены выплаты до полного восстановления. В случае болезни самого сотрудника он может брать листки нетрудоспособности за год столько, сколько нужно.
Когда листок нетрудоспособности оплачивается на 100%
- сотрудникам, работающим по трудовому договору, кроме исполнителей договоров подряда;
- работникам, оформившим трудовой договор с индивидуальным предпринимателем, если они не работают у него по упомянутым договорам подряда;
- лицам, которые добровольно перечисляют средства в ФСС;
- членам кооперативов.
- Пройти регистрацию в территориальных подразделениях страховщика.
- Полностью выплачивать взносы в Фонд социального страхования РФ.
- Выплачивать страховое обеспечение и выдавать справку о сумме заработка за два предыдущих года и о количестве календарных дней, которые приходятся на периоды нетрудоспособности.
- Вести отчетность уплачиваемых страховых взносов.
- Устранять нарушения законов по требованию органов страховщика.
- Предъявлять страховщику документы с данными о расходах по выплате пособий.
- Выполнять иные функции в рамках законодательства.
- Трудовую книжку, при её отсутствии — письменные трудовые договоры.
- Платежные документы нанимателей, доказывающие уплату ими страховых платежей (ими подтверждают период работы частного лица у отдельных физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в крестьянских хозяйствах до 2003 года).
- Данные из общины и ФСС о включении человека в члены родовой общины какого-либо малочисленного народа Севера за 2001-2002 года.
- Период адвокатской работы за 2001-2002 подтверждают предъявлением трудовой книжки и документом ФСС.
- Деятельность в колхозе до 1 января 2001 г. доказывают, предоставляя трудовую книжку, а с этого времени – её и документально подтвержденные сведения из колхоза или кооператива о внесении оплаты за социальное страхование.
- Периоды оплачиваемой работы заключенных доказывают с помощью трудовой книжки и документов учреждения, где они отбывали наказание.
- Работа священника подтверждается информацией, внесенной в трудовую книжку, и документами об оплате взносов религиозной организацией.
- Периоды службы в полиции и в иных органах внутренних дел или в армии определяются на основе военных билетов, справок военкоматов, воинских частей, архивов.
- Широкий спектр болезней. Получают при всех заболеваниях, при которых нельзя оставить дома одного.
- Он выдается не только родителям, но и всем, наделенным законными правами, — например, опекунам.
- Если ребенку до 7 лет, то больничный выдают на полный период, который не должен превышать 2 месяца в год.
- При возрасте детей от 7 до 15 лет выдают на срок до 15 дней, но больше 1,5 месяцев в год.
- При амбулаторном лечении подростков родители вправе взять трехдневный больничный при месячном годовом сроке.
- За ребенком инвалидом ухаживают до 4 месяцев в году.
- подсчитывается суммарная зарплата, полученная за 2 года;
- определяется среднедневной доход путем деления на суммарное количество дней в двух прошедших годах;
- полученный результат умножается на количество рабочих дней пребывания на больничном;
- применяется коэффициент стажа.
Когда больничный оплачивается в 100-процентном размере Закон об обязательном соцстраховании № 255-ФЗ предусматривает несколько таких случаев. Отдельно отметим и денежную выплату, положенную женщине по причине беременности и родов. Она также обязана быть начислена в размере полной средней зарплаты. Информация о том, при каком стаже оплата больничного листа – 100% на 2022 год, представлена в таблице. Основание Условие оплаты в размере 100% среднего заработка Травма или болезнь 8 лет стажа и более Ребенок сотрудника находится в стационаре на лечении Лечение ребенка подчиненного в амбулаторных условиях 8 лет стажа и более + больничный открыт на срок до 10 календарных дней Восстановление здоровья другого члена семьи сотрудника в амбулаторных условиях 8 и более лет стажа Беременность Стаж женщины – не менее полугода Также см. «Как оплачивают больничный по уходу за ребенком по новым правилам».
Для получения компенсации по больничному листу, работнику необходимо подтвердить свой страховой стаж. Для этого в бухгалтерию организации необходимо представить:
- Если стаж меньше шести месяцев, то максимальный размер компенсации не может быть выше МРОТ в регионе проживания;
- Если стаж свыше 6 месяцев, но менее 5 лет, то выплаты производятся в районе 60% от средней величины заработка;
- Если стаж свыше 5 лет, но менее 8 лет, то выплаты производятся в районе 80% от средней величины заработка;
- Если же страховой стаж равен или превышает рубеж в 8 лет, то компенсация по больничному листу выплачивается в стопроцентном объеме.
Рекомендуем прочесть: Градостроительство Или Местные Нормативы
100% больничный: когда оплачивается в полном размере
Не знаете при каком стаже больничный на 100 процентов будет оплачен? Тогда наша консультация поможет разобраться в этом вопросе.
Возможности работодателя
Не все категории наемных сотрудников могут рассчитывать на стопроцентную выплату денежного пособия по больничному. Это связано с тем, что средства от ФСС находятся в прямой зависимости от выработанного специалистом стажа. Эти вопросы регулирует ст. 7 Закона о соцстраховании № 255-ФЗ.
Возникает закономерный вопрос: при каком стаже оплачивается 100% больничный? Стоит отметить, что у работодателя есть возможность по собственному желанию дать работнику пособие, повышенное до среднего размера его заработной платы. Но есть и другие случаи, когда оплата такого пособия должна идти в полном размере.
Для начала нужно понимать общие положения, касающиеся начисления пособия, положенного по больничному листку.
Общие правила
Выплата положенных по листку больничного денежных сумм происходит при наступлении определенных случаев, оговоренных в законе (договоре соц. страхования). Так, в перечисленных ниже 100% оплата больничного листа может не иметь места и быть меньше:
- работник получает травму;
- сотрудник болеет;
- человек ухаживает за заболевшим или потерявшим трудоспособность членом своей семьи;
- сам работник или его ребенок (он должен быть в возрасте до 7 лет) вынужден находиться дома, на карантине;
- сотруднику по врачебным показаниям выполнено протезирование;
- специалист лечится в учреждении санаторного типа.
Во всех перечисленных случаях, даже если 100% оплата больничного не происходит, главное условие получения работником денег – отчисления его работодателя в Фонд соц. страхования России. На практике это делают за каждого официально трудоустроенного в компании человека.
Что касается размера выплаты, то определяющим при его вычислении является стаж работника.
Когда больничный оплачивается в 100-процентном размере
Закон об обязательном соцстраховании № 255-ФЗ предусматривает несколько таких случаев. Отдельно отметим и денежную выплату, положенную женщине по причине беременности и родов. Она также обязана быть начислена в размере полной средней зарплаты.
Информация о том, при каком стаже оплата больничного листа – 100% на 2022 год, представлена в таблице.
| Основание | Условие оплаты в размере 100% среднего заработка |
| Травма или болезнь | 8 лет стажа и более |
| Ребенок сотрудника находится в стационаре на лечении | |
| Лечение ребенка подчиненного в амбулаторных условиях | 8 лет стажа и более + больничный открыт на срок до 10 календарных дней |
| Восстановление здоровья другого члена семьи сотрудника в амбулаторных условиях | 8 и более лет стажа |
| Беременность | Стаж женщины – не менее полугода |
Также см. «Как оплачивают больничный по уходу за ребенком по новым правилам».
Как видно из этих данных, оплата больничного на 100 процентов при стаже 8 лет и более положена человеку в том случае, если он перенес заболевание или получил травму, а также болезни его ребенка или другого нуждающегося в уходе члена семьи. Однако, когда больничный листок получен в связи с болезнью родственника, не всегда оплачивают все дни, в которые сотрудник был освобожден от выполнения своих трудовых обязанностей.
Учитывают также и лимит базы по страховым взносам в Фонт соц. страхования за конкретный период. Поэтому, даже если предположить, что стаж оплатит больничный на 100 процентов, итоговое начисление по листку может оказаться меньше ваших ожиданий.
Больничный лист с кодом “44” в строке “Условия начисления” оплачивают в размере 100% среднего заработка независимо от страхового стажа работника, но не выше максимального размера пособия. В таком же порядке надо выплатить пособие за все дни нетрудоспособности по уходу за больным ребенком, в том числе 8 лет и старше при его амбулаторном лечении. Ограничение с 11 дня заболевания ребенка в 50% среднего дневного заработка при исчислении пособия в этом случае не действует (Письма ФСС РФ от 13.03.2007 N 02-13/07-1790, от 10.12.2015 N 02-09-11/04-22604). Суды занимают такую же позицию.
- Предыдущая запись
- Следующая запись
Источник: buhguru.com
