Очередное посещение автозаправки привело к написанию этой статьи. Все больше россиян переходят на выбор личного авто, а потому заправки не пустеют даже поздним вечером. Вот и сегодня время, проведенное в очереди, не осталось зря потерянным. Темой обсуждения стало резкое подорожание топлива.
Надо признать, тема интересна и всегда актуальна. Вопрос о себестоимости особенно привлек мое внимание своей «загадочностью» — многие ее ругают, но как она влияет на реальную цену, мало кто задумывается. Предлагаю разобраться в этом вопросе прямо сейчас.
История и переход к реальным ценам
Думаю, многие заметили, что вопрос цены привлекает к себе внимание уже лет 20. Хотя, народ уже свыкся с мыслью о постоянном подорожании, и удивить его становится все сложнее. В этом году у нефтяников получилось даже слегка шокировать водителей. К слову, увеличение расходов ощутили не только водители. Для пешеходов проезд также подорожал.
А помните, как до 98 года стоимость российского топлива не превышала 6 рублей? Во многих городах литр бензина продавали и за 2 рубля. И выгодно продавали! Как же так получилось, что за 20 лет себестоимость осталась прежней, а вот стоимость выросла более чем в 10 раз?
Разумеется, развитие рынка никто не отменял и если в 98 году баррель нефти стоил 12 долларов, то сейчас ценник достигает 135. Справедливости ради важно упомянуть о том, что сырьевой рынок не одинок в росте прайса. За эти годы существенно изменилась стоимость на продукты и на одежду. Оно и понятно, рынок растет и развивается, тут все предсказуемо.
Однако, я не встречала информации, чтобы в нефтедобывающем государстве нефтепродукты шли по рыночным тарифам. Для примера можно взглянуть на Венесуэлу или ОАЭ. В этих странах не повышается стоимость на внутреннем рынке… Впрочем, все по порядку.
Маленькое утешение для любителей конкуренции: если сравнить средние цены по Европе, то у нас самая низкая стоимость за литр бензина. А теперь продолжим.
Из чего складывается реальная себестоимость бензина в России на 2018 год?
По сути, сама нефть лишь на одну треть влияет на ценообразование. Основными факторами являются акцизы и налоги. Посмотрим в процентном соотношении (использованы данные за май 2018 года):
- 38,1% — налог на добычу полезных ископаемых;
- 19,16% — акцизы на топливо;
- 16,54% — НДС и другие налоги.
И в результате сами компании незначительно влияют на итоговые цены, можно даже сказать – косвенно. А вот основным фактором становится налог на добычу полезных ископаемых.
Следующим можно выделить перспективы экспорта. Это уже вопрос внутренней экономики, поскольку нефтегазовые компании являются основным источником бюджета. Описать происходящее можно так: когда падает спрос на нефтепродукты, правительство компенсирует недостающую сумму дохода за счет увеличения акцизов. Результатом таких действий становится повышение розничных цен на бензин.
Как ни парадоксально, но в случае увеличения спроса на нефть, стоимость опять-таки растет. Когда компаниям выгодно экспортировать нефть, тарифы начинают расти, а «товар» для внутреннего рынка сокращается.
Неожиданным фактором ценообразования стал сезон отпусков. (Это мнение экспертов, не мое.) Летом спрос взлетает настолько, что компании не успевают производить бензин в необходимых количествах.
Те же эксперты уверены, что уже этим летом рост прайса приостановится. Весенний «ценовой марафон» объясняется искусственным сдерживанием тарифа на время перед выборами президента. В этот период компании работали почти в убыток и когда выборы закончились, началось активное восполнение убытков. Летом планировалось стабилизировать ситуацию за счет уменьшения акцизов на топливо.
От чего зависят средние розничные цены?
- Для начала необходимо найти место, что особенно проблемно в городах, не говоря о расценках на землю;
- Затем необходимо установить саму станцию и оборудовать ее согласно всем правилам безопасности и не только;
- Следующим пунктом будет транспортировка. Автоматически поднимается ответ на вопрос разбега в ценах среди городов, а точнее – чем дальше от НПЗ находится заправка, тем больше расходы на доставку и, соответственно, больше наценка;
- Зарплаты персоналу. Вы видели кого-нибудь, работающего за «спасибо»? (и речь не о волонтерах). Каждому сотруднику заправочной станции необходимо платить зарплату и все соответствующие отчисления.
А теперь вспомните, сколько заправок только в вашем городе? А в соседнем? А сколько городов с такими станциями на территории всей России? Согласитесь, расход внушительный.
Только вот все эти расходы на розницу составляют всего 11% итоговой себестоимости…
Даже по средним подсчетам чистая прибыль за литр бензина, без учета налогов и прочих доходов получается более 9 000 рублей.
В чем отличие России от Венесуэлы или ОАЭ?
На сегодняшний день в России признано две основные проблемы:
- Тариф внутри РФ равен мировому рынку. Вот теперь мы подробнее рассмотрим отличие нашего государства от других нефтедобывающих стран.
Наиболее известный пример – Венесуэла. Прайсы этой страны скоро войдут в притчи автовладельцев, которые рассказывают ну просто немыслимые новости – ужасно, катастрофические низкие цены на бензин (0,02$ на начало 2018 года). Для наших водителей это действительно больше похоже на вымысел. И даже в случае реального подорожания тарифа в десятки раз это государство останется лидером своих позиций… Логичный вопрос – что же там у них с этой себестоимостью, раз они ставят такие ценники?
Во-первых, Венесуэла сама добывает нефть и является крупнейшим в мире экспортером. Не впечатляет? Тогда второе – субсидии государства. Другими словами, страна оказывает финансовую поддержку в размере 12 миллионов долларов на топливо, приобретаемое внутри страны. Вот что делает стоимость такой незаметной для автовладельцев (причем незаметной в прямом смысле: не так давно упоминалось, что бутылка воды там дороже литра бензина).
И третье, цена на бензин в Венесуэле стабильна вот уже 17 лет.
Единственная ложка дегтя – нестабильная экономическая ситуация государства может спровоцировать постепенное подорожание.
- А вот пункт, который мы так любим обсуждать. Неравнодушие государства к добывающим компаниям и налоги.
Налоги можно бы смело выделить в отдельную статью, их количество все сложнее описывать. Выделим только то, что касается нас. Как потребители, мы оплачиваем почти 60% налога от стоимости продаваемого топлива, в то время как нефтедобывающие компании ограничиваются 20-30% налогом. В других странах (ОАЭ, Венесуэла) такой налог насчитывает около 70%. Вот и основное отличие, объясняющее высоту отечественного ценника.
Стоимость нефти в России и США
Раз мы решили провести некоторые сравнения, давайте посмотрим, что происходит на рынке США, и как у них формируются цены на сегодняшний день. Этот вопрос меня заинтересовал после найденной информации о том, что стоимость литра бензина очень близка к нашей (до 60 рублей), однако зарплата ощутимо выше. Какими факторами это объясняется?
Главным отличием можно смело назвать технологии. В США нефтеперерабатывающие заводы не используют метод прямой перегонки. Они давно перешли на более современные технологии переработки, которые позволяют получать в 3 раза больше бензина из одной единицы сырья.
Следующий фактор еще прозаичней – налоги. В отличие от России, налог на литр топлива в США составляет 30-40%. Можно ли сравнивать с нашими 65%?
В такой активной теме, как цены и нефть, не обошлось и без рекламных трюков, которые для лучшего контраста использовали данные точечно. То есть, выбирается одна местечковая заправка и на ее фоне показывают компании-гиганты. Таким образом, и информация ярче, и бунт общественности больше. А что говорить об обретенной популярности таких городков?
В реальности же прайс тут лучше смотреть в диапазоне. Потому что, как и везде, цены зависят от городов.
Парадокс рынка
Как упоминалось выше, в России средние розничные цены на топливо значительно ниже, чем в странах Европы. Страны закупают нефть у нас, добавляют свои налоги и наценки, и в итоге цена на бензин, дизель, керосин и прочие химические объекты возрастает в 2-3 раза. И тут все логично, в чем же тогда парадокс?
В том, что наличие нефтедобывающих и перерабатывающих заводов внутри страны не снижает цены, а наоборот, держит на уровне мирового рынка. И в таких «равных» условиях, даже при наценке, для жителей Европы не возникает особых затрат на топливо, чего не скажешь о соотечественниках. Но это уже вопрос среднемесячной зарплаты.
Для граждан Евросоюза расходы на автозаправку не превышают и 2% от среднего заработка. Не будем сегодня заострять внимание на уровне дохода россиян, думаю, что причина вышеуказанных отличий очевидна.
Совсем недавно Игорь Сечин, он же Глава «Роснефти», определил затраты для добычи нефти на месторождениях компании суммой, менее 3$ за баррель. Словно подтверждая его слова, бывший замминистра энергетики Кирилл Молодцов оценил себестоимость в 2 доллара.
А если работа относится к трудноизвлекаемым запасам – 20 долларов. Казалось бы, затраты РФ на разведку и добычу сырья вполне умеренны, но на внутреннем рынке наблюдается непрерывное повышение стоимости бензина в стране.
И, наконец-то, это привлекло внимание Минфина. Согласно статистическим данным Росстата, начиная с января, цены выросли на 3,4% на бензин и 4,2% на дизтопливо. Таким образом, можно подсчитать, что тариф в этом году растет значительно быстрее, что не могло не вызвать недовольство граждан.
В результате происходящего, правительство решилось на неожиданный шаг – вместо привычного увеличения акцизов, их решили уменьшить на 3000 рублей за тонну бензина. Хотя, не стоит надеяться, что заправки снизят стоимость, но все же появляется возможность увидеть стабильность нынешних цен.
На данный момент можно смело сказать, что большинство выводов, сделанных аналитиками в 2017 году, сбылось. Это и резкое увеличение тарифа, и изменение ценовой политики для стабилизации рынка (уменьшение акцизов).
И хотя нам интересны более точные прогнозы, профильные специалисты стараются воздержаться от точных определений, чтобы не повлиять каким-либо образом на стоимость. Официальная позиция была отмечена сотрудником ФАС Анатолием Голомолзиным (заместитель руководителя): «Высказывания в СМИ прогнозов о росте цен могут спровоцировать неестественный ажиотаж на бензин, что приведет к искусственному увеличению стоимости».
Вывод
Объективно, нынешняя ситуация является результатом искусственного удержания цен на одной планке в течение президентской предвыборной компании. Ведь после выборов все нефтяные компании постарались возместить свои убытки и подвести к соответствующим ценам.
Так что вполне возможно, что при постепенном повышении сегодняшние цены не вызвали бы удивления. Если снова вспомнить Венесуэлу, то после 20-ти летней стабильности финансовый кризис вынудил государство увеличить прайс почти в 60 раз. Ощутимо?
К каким итогам можно подвести? На сегодняшний день федеральный бюджет на половину состоит из доходов, получаемых от нефтегазовых компаний. Топливо на внутреннем рынке в 20 раз превышает номинальную цену. Компании отдают около 20% дохода государству и продают бензин за 50 рублей литр (при себестоимости 2-3 рубля).
Следовательно, основные успехи получены за счет постоянного увеличения стоимости нефти. Интересно, каковы были бы возможности федерального бюджета, если бы в казну уходило по 50-70% (как это происходит в других странах)?
Ну что ж, статья получилась объемной, понимаю, что вы уже устали, и благодарю за уделенное время. Надеюсь, мне удалось ответить на наболевшие вопросы.
Источник: express-novosti.ru
«Доля налогов в цене 92-го бензина уже достигает уровня 50%»
С 1 апреля в России повышаются акцизы на топливо. Для бензина ставка вырастет на 2 руб. за литр, для дизеля — на 1 руб. Закон ранее подписал президент Владимир Путин. Согласно документу, такое решение принято, чтобы пресечь нелегальное производство бензина. Это уже второе повышение акцизов на топливо за 2016 год. До этого ставка косвенного налога пересматривалась 1 января.
Директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаны Барыкиной.
— Ранее глава ФАС Артемьев заявил, что проведет расследование, если розничные цены на бензин после увеличения акцизов вырастут более чем на 2-3%. По-вашему, как отразится на ценах повышение акцизов?
— За все годы наблюдения за российским рынком нефтепродуктов я не помню ни одного случая, чтобы рост акциза не транслировался затем в потребительскую цену нефтепродуктов. Раньше рост цен акцизов всегда транслировался в цены. Соответственно, в этом году действительно мы видим серьезное увеличение акциза. Если просуммировать два повышения, то получатся в сумме акциз вырос на 4,6 тыс. руб. на 1 тонну по бензину класса 5.
— Это 2-3%, то есть это норма, которую ФАС допускает, получается, или больше?
Рынок бензина замер перед ремонтами
— Тут вопрос многогранный. Почему? Потому что, с одной стороны, мы видим то, что вырос акциз, и, соответственно, выросла доля налогов в цене литра бензина. То есть если взять конец прошлого года, я оцениваю долю налогов, это НДПИ, это НДС, это акциз, примерно в 40% от цены 92-го бензина в России в среднем. Если взять, соответственно, ситуацию текущую и учесть повышение акциза с 1 апреля, то у нас доля налогов в цене 92-го бензина уже становится где-то на уровне 50%.
— То есть не то чтобы 2-3%. Скажите, для чего решили повысить акциз? Действительно для борьбы с контрафактом, или все-таки пополняют таким образом бюджет?
— Насчет контрафакта — вряд ли. Я думаю, это все-таки пополнение бюджета.
— А это вообще поможет? Такая мера действительно предусмотрена для борьбы?
— Я не думаю, что ростом акциза можно каким-то образом бороться с контрафактом. Наоборот, если посмотреть на то, как работает топливный рынок, доля контрафакта всегда растет в двух случаях. Первый случай — это когда происходит какой-то недостаток товара, какой-то дефицит случается на рынке, соответственно, нехватка может покрываться за счет контрафакта. И вторая ситуация — если товар резко дорожает по каким-то разным причинам, тоже, соответственно, резкий рост цен провоцирует появление на рынке контрафакта в больших объемах.
— Скажите, как вообще могло произойти, что год только начался, и уже второй раз? Это нормальная практика?
— Раньше были случаи в нашей стране, когда акциз корректировался два раза в год. Просто, по-моему, последняя ситуация, которая была несколько лет назад, у нас акцизы менялись с 1 января и с 1 июля, насколько я помню, то есть со второго полугодия.
— То есть здесь еще раньше получилось?
— Да, здесь еще раньше.
— Каков ваш прогноз, что будет с ценами на топливо вообще в этом году с таким подходом?
— Если говорить глобально, то по оптовому рынку сейчас ситуация следующая: накоплены значительные запасы бензина, и они, скорее всего, позволят пройти весенний период ремонтов на заводах, и они позволят без проблем войти в сезон высокого спроса на бензин. Есть, конечно, несколько тревожных моментов: во-первых, что белорусы, скорее всего, в апреле со своим бензином не появятся, потому что просто у нас так сложилось, что сейчас белорусам выгоднее экспортировать бензин в Европу, и российским нефтяным компаниям, на самом деле, выгоднее сейчас экспортировать бензин в Европу, а не продавать на российском рынке. Это произошло потому, что ремонты на заводах не только в России, но и в Европе, и в США, и, соответственно, спрос на бензин сезонно растет в целом на глобальном рынке. Поэтому у нас, фактически, оптовая цена ниже, чем та цена, которую компании-производители могут получить, экспортируя автомобильный бензин. Это то, что касается оптового рынка.
Что касается розничного рынка, я все-таки воздержался бы от каких-то конкретных прогнозов, могу только сказать следующее: мы, с одной стороны, видим рост налоговой нагрузки, рост доли налогов в цене литра, но при этом мы также видим некое административное влияние на процесс, очевидно, с целью некоего сдерживания потребительской цены бензина. Вот к чему это приведет, надо просто наблюдать.
- Рынок бензина и дизтоплива подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
«Говорят, в стране много нефти, но воды у нас тоже много»: эксперт — о росте цен на бензин в Башкирии
За полтора месяца лета цены на бензин менялись шесть раз. Разница каждый раз составляла около 20–30 копеек, но наши читатели-автомобилисты начали переживать: «Сколько можно?» UFA1.RU поговорил с вице-президентом Российского Топливного Союза и генеральным директором АО «Компания УфаОйл» Ринатом Фаттаховым, который рассказал, как формируется цена на топливо.
Показать предыдущие
Как формируется цена на бензин?
В первую очередь на цену влияет баланс спроса и предложения. Он в стране примерно одинаковый, но последние годы растет внутренний туризм.
Второй момент — налоговая составляющая: в каждом литре бензина довольно большая доля налогов, и она не сокращается — у государства растут расходы, налоги не уменьшаются.
Третья важная составляющая — экспортная альтернатива. 50% дизельного топлива и небольшой процент бензина из страны идут на экспорт. Любой производитель нацелен на получение прибыли, плюс нефтепродукты производят не только госкомпании, но и частные заводы. Экспортная альтернатива влияет на решение, отправить бензин на экспорт или оставить его внутри страны.
Последние годы экспортная альтернатива была значительно выше цен внутреннего рынка. Если бы мы равнялись на нее, как в девяностые и нулевые годы, цены на топливо были бы на 20–25 рублей выше. Государство, чтобы нивелировать эти риски, которые появились в 2019–2020 годах, когда цены за год выросли на 9%, разработало демпфирующий механизм.
Это значит, что производители, которые продают 10% топлива на бирже, получают возвратный демпфер. Это своеобразный стабилизатор, помогающий компенсировать выпадающие доходы нефтяников от продажи товара на экспорт. Этот механизм был разработан с целью недопущения ручного управления ценообразованием, поскольку в России — рыночная экономика. Этот инструмент можно считать уникальным, без него цены сейчас были бы просто космическими.
Также стоимость бензина зависит от затрат, на которые не влияют сами нефтяники. Это зарплаты, энергоресурсы, железо, запчасти, услуги. Важная составляющая себестоимости бензина — его транспортировка. За последние полтора года стоимость ж/д тарифов выросла на 30%, а автотранспорта — в 2 раза. Как при таком росте затрат нефтяникам сохранять прежние цены?
Мониторингом ситуации занимаются наши регуляторы — это Федеральная антимонопольная служба и Минэнерго.
Почему не стоит сравнивать цены на топливо в разных странах?
У нас любят равняться на Саудовскую Аравию и ОАЭ. Давайте не будем забывать, что эти государства размером в десятки и сотни раз меньше России, как и население. В Эмиратах, к примеру, около миллиона коренных арабов.
Также мы не знаем, как у них устроена вторая сторона налоговой составляющей. Там нет бесплатной медицины или других бесплатных для жителей вещей, но есть дешевое топливо.
Многие говорят, что у нас в стране много нефти. Но у нас и воды много. Литр воды стоит примерно столько же, сколько литр бензина. Но чтобы произвести бензин, нужно построить заводы, трубопроводы, нефтебазы, АЗС. И бензин стоит 47 рублей.
Воду наливают, фильтруют и поставляют в магазин, стоит она тоже 47 рублей и больше.
Почему цена на бензин растет?
За 2023 год по состоянию на июль бензин подорожал на 1,9%. Инфляция — около 3%. Бензин растет всегда в рамках инфляции, ни одна отрасль не может развиваться так, чтобы в ней не росли цены, а в других отраслях увеличивались. Если такое происходит, то отрасль либо приходит в упадок, либо со временем догоняет эти цены.
В прошлом году официальная инфляция составила 12%. Бензин в прошлом году вообще не подорожал. Вернее, подорожал на 8 копеек. Когда в 2022 году была самая высокая инфляция за последние 10 лет, бензин вообще не подорожал. Как он может не догнать свою цену?
К тому же сейчас у нефтяников выросли зарплаты. Подорожали энергоресурсы, железо, асфальт, бетон — всё, что связано с производством и логистикой.
Кроме того, на данный момент оптовая цена на бензин выше розничной. Это нужно понимать всем. АЗС продают бензин в убыток, и если бы они увеличили цены эквивалентно оптовым, то мы бы видели рост в 7–10 рублей, но этого не будет.
Потребление нефтепродуктов начало расти. Люди меньше отдыхают за границей и предпочитают внутренний туризм, путешествуют тоже на своих машинах.
Бензин транспортируют внутри страны с помощью железных дорог и автомобилей. Автомобили сами по себе подорожали в два раза. Если раньше КАМАЗ стоил рублей, сегодня — уже . Зарплаты водителей на бензовозах увеличились в два раза, всё подорожало. Компании не могут работать себе в убыток.
С 1 сентября правительство страны планирует понизить демпфер в два раза. Это тоже психологически отражается на рынке. Важный момент: в мае и июне проводили плановые ремонты. Сейчас заводы выходят с ремонтов, в ближайшее время может произойти насыщение рынка бензином и цены стабилизируются.
Источник: ufa1.ru