Резидент другой страны это что

Как правило, во внутренних финансовых системах государств различаются правовые режимы для резидентов и нерезидентов. Универсального определения этих понятий нет. Документы МВФ исходят из того, что резидент — это лицо, которое обладает более тесной связью с территорией соответствующей страны, чем с какой-либо другой.

В США резидентами считаются правительственные учреждения, национальные предприятия и граждане, постоянно проживающие или находящиеся в стране. Заграничные филиалы, дочерние предприятия американских корпораций считаются в США иностранными фирмами.

В ФРГ к числу резидентов относятся физические и юридические лица, для которых центр их хозяйственных интересов находится в данной стране независимо от национальной принадлежности.

Во Франции резидентами считаются физические лица французской национальности, находящиеся во Франции или за ее пределами не менее двух лет, а также иностранцы, находящиеся во Франции более двух лет (кроме иностранных служащих). Резидентами считаются юридические лица во Франции (за исключением иностранных дипломатических и консульских представительств).

Как правильно платить налоги после переезда в другую страну?

По российскому законодательству резидентами являются:

  • • физические лица, имеющие постоянное место жительства в России, в том числе временно находящиеся за рубежом;
  • • юридические лица, созданные по российскому законодательству, с местонахождением в России;
  • • дипломатические и консульские представительства России за рубежом;
  • • находящиеся за рубежом филиалы и представительства российских юридических лиц.

Нерезидентами по российскому законодательству являются:

  • • физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами России, в том числе временно находящиеся в России;
  • • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами России;
  • • организации и предприятия, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами России;
  • • находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
  • • находящиеся в России филиалы и представительства иностранных юридических лиц.

Таким образом, критериями разделения лиц на резидентов и нерезидентов являются:

  • 1) создание в соответствии с национальным законодательством (в частности для юридических лиц);
  • 2) место жительства или местонахождение.

Различие статусов «резидент» и «нерезидент» заключается в объеме их прав и обязанностей по отношению к государству. Так, лица, являющиеся резидентами, по валютному законодательству РФ обязаны предоставлять налоговым органам отчеты о движении денежных средств по своим счетам в иностранных банках, на нерезидентов же такая обязанность не распространяется. Другой пример: налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов резидентов установлена в размере 13%, а в отношении доходов нерезидентов — 30%.

ГлавБлог #44. Резидент или нерезидент? Как правильно определять налоговый статус человека

Источник: bstudy.net

Кто такие налоговые резиденты и что будет, если утратить этот статус

Что будет, если жить за границей, а работать в российской компании. Объясняем, что будет, если долго отсутствовать в России, продолжая получать здесь доход.

Поделиться

Кто такой налоговый резидент

Налоговый резидент РФ — гражданин любой страны, который проводит в России от 183 дней в течение 12 месяцев. Эти 183 дня необязательно должны идти подряд: человек может выезжать и въезжать снова в течение 12 месяцев. Начиная с этого момента он или его работодатель платит налоги в России, по местным ставкам.

Правило 183 дней не распространяется на военнослужащих в командировках, вахтовых работников морских судов и месторождений, а также тех, кто выезжает за границу для учебы или на лечение. Все эти категории могут находиться за пределами России до шести месяцев, и этот срок не будет считаться как отсутствие.

В чем отличие от других резидентов

Налоговых резидентов часто путают с другими:

  • Резиденты страны — это все, у кого есть российское гражданство или ПМЖ;
  • Валютные резиденты — те же, за исключением обладателей гражданства или ПМЖ других стран, где они проживают постоянно.

В отличие от них, налоговое резидентство не зависит от гражданства или ПМЖ, а только от срока пребывания в России. То есть любой иностранец, который за год проведет в стране более 183 дней, будет считаться налоговым резидентом РФ.

Если человек перестает быть налоговым резидентом РФ

Вот главные последствия, которые вас ждут:

1. Увеличение НДФЛ.

Вместо 13% НДФЛ вы (или ваш работодатель) должны платить 30% от вашего дохода в России в качестве физлица. Это касается: заработной платы по трудовому договору или оплаты услуг по договору подряда, дохода от продажи квартиры или другого имущества (если не истек минимальный срок владения в 3-5 лет), а также от сдачи жилья в аренду и доходов от инвестиций через российского брокера (не считая доходов по дивидендам, которые облагаются налогом в 15%). Если вы подаете декларацию в 2023 году, а в 2022-м отсутствовали в стране более 183 дней, то в ней нужно указать ставку 30%.

Чтобы избежать этого, компании идут двумя путями: переводят уехавших сотрудников в зарубежные филиалы или расторгают трудовой договор и заключают его как с самозанятым. В первом случае сотрудник сможет получить зарплату в полном объеме, без вычета налогов. Второй противоречит действующему законодательству: по закону компании не имеют права работать с сотрудником как с самозанятым в течение двух лет после его увольнения.

2. Отсутствие налоговых и инвестиционных вычетов. Для налоговых нерезидентов не действуют вычеты в размере 13% при покупке квартиры, оплате лечения или учебы. Если в 2022 году вы перестали быть налоговым резидентом, то в 2023-м все равно можете подать на налоговый вычет, но только за предыдущие годы. То же касается и вычетов по ИИС.

При этом транспортный, земельный, а также налоги для ИП на УСН или патенте и самозанятых останутся прежними. Также нерезидентам не нужно будет уведомлять налоговую об открытии счета за границей и движении средств по нему в течение года.

Однако ФНС может быть не в курсе того, что вы находитесь за границей больше 183 дней в году, и все равно прислать вам требования об уведомлении или отчетности. В ответ нужно направить в налоговую письмо, электронное или заказное, указать, что вы являетесь валютным резидентом в специальном статусе, и приложить в качестве доказательства штампы о въезде из загранпаспорта, копию договора об аренде или краткосрочного ВНЖ в стране пребывания.

Как подтвердить статус налогового резидента и зачем это нужно

Формально у налоговых органов нет прямого доступа к данным о том, кто и когда пересекал границу РФ и сколько времени провел за пределами страны. Но ФНС может запросить эти данные у служб пограничного контроля в индивидуальном порядке. В 2022 году Минфин подготовил поправки, которые обяжут компании сообщать о сотрудниках в штате, которые находятся за границей, и платить за них НДФЛ по ставке 30%. Однако ближе к концу года от этой идеи отказались.

Это может понадобиться, если вы много времени проводите за границей и опасаетесь, что у работодателя или налоговой возникнут сомнения по поводу вашего статуса. Тогда вам нужно подать заявление в ИФНС, к которой вы прикреплены, и приложить документы, которые доказывают, что вы за последние 12 месяцев провели в России больше 183 дней в сумме. Это могут быть штампы загранпаспорте о въезде и выезде, посадочные талоны, ж/д билеты, медицинские документы о прохождении курса лечения, договоры с учебными учреждениями за границей.

Кроме того, налоговое резидентство РФ позволит избежать двойного налогообложения. Это актуально для тех, кто также имеет бизнес и работает за границей, получая доход в странах, с которыми у России есть соответствующее соглашение. Налоговые резиденты РФ смогут платить налоги только в России, по местным ставкам.

Источник: finuslugi.ru

Налоговое резидентство

Статус лица как налогового резидента или нерезидента влияет на порядок его налогообложения. Как правило, налоговый резидент какой-либо страны уплачивает в ней налоги на доходы со своего мирового дохода, а нерезиденты только с доходов из источников в этой стране. Если страна применяет «территориальный принцип налогообложения», то здесь потенциально может облагаться налогом не весь мировой доход резидентов.

Марина Харитиди
Скопировать ссылку

Налоговое резидентство

Налоговое резидентство физических лиц

Все услуги по этой теме:
Нужна консультация по налоговому планированию?
Оставьте заявку, и наш консультант свяжется с Вами.
Некорректные данные
Некорректные данные

Некорректные данные
Ваш вопрос (не обязательно)

Обратиться Нажимая кнопку «Обратиться»,
Вы соглашаетесь на обработку персональных данных
в соответствии с условиями политики конфиденциальности или напишите нам в мессенджере

Каждая страна самостоятельно устанавливает правила налогового резидентства. В России пока критерий один: количество дней, проведенных в РФ в году, пороговое значение – 183 дня. Во многих других странах правила гораздо сложнее. Кроме того, после получения налогового резидентства какой-то страны может быть сложно его потерять.

Примеры определения налогового резидентства в некоторых странах

Налоговый резидент США

Налоговыми резидентами США признаются:

  • все граждане США;
  • обладатели карт постоянного резидента (green card);
  • иные лица, удовлетворяющие в календарном году условиям теста на существенное присутствие. Существенное присутствие возникает при физическом нахождении в США по крайней мере:
  1. В течение 31 дня в текущем году и
  2. 183 дня в течение текущего и двух предыдущих лет. Для этих целей учитываются все дни текущего года, 1/3 предыдущего года и 1/6 позапрошлого года.

Даже если вы проживаете за рубежом, но являетесь гражданином США или обладателем грин кард, вы должны платить американский налог со своего мирового дохода. При этом часть дохода может освобождаться (в 2020 году «трудовой» доход до 107 600 долл. не облагался налогом).

Для того чтобы перестать быть американским налоговым резидентом, нужно сдать американский паспорт. При этом при доходах/активах выше определенного уровня нужно будет заплатить налог (exit tax).

Налоговый резидент Швеции

Физическое лицо может быть признано налоговым резидентом Швеции по любому из следующих критериев:

  • постоянное проживание в стране;
  • пребывание свыше 6 месяцев подряд;
  • существенная связь со страной, если ранее лицо было шведским налоговым резидентом.

Шведские граждане и иностранцы, являвшиеся налоговыми резидентами страны в течение 10 лет и более, признаются налоговыми резидентами Швеции, пока они не докажут, что все значимые связи со Швецией прекращены.

По истечении 5 лет бремя доказательства переходит от физического лица к налоговым органам: теперь они должны доказывать, что существенные связи между физическим лицом и Швецией все еще имеют место.

Налоговый резидент Великобритании

Физическое лицо признается налоговым резидентом Великобритании, если в налоговом году (который длится с 6 апреля по 5 апреля следующего года)

  • лицо провело не менее 183 дней в Великобритании, или
  • единственный дом лица находился в Великобритании в течение по крайней мере 91 дня, и при этом такое лицо провело в Великобритании не менее 30 дней в этом году. Дом может быть в собственности, аренде или просто доступен для проживания.

Налоговые резиденты без «домициля» в Великобритании могут не платить налог в отношении доходов от иностранных источников, если эти доходы не переводятся/не используются в Великобритании.

Однако при длительном проживании в Великобритании данная льгота не применяется. «Домициль» определяется по ряду критериев, например, по месту жительства отца лица, домициль которого определяется.

Налоговый резидент Франции

Физическое лицо признается налоговым резидентом Франции, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • Франция – место обычного проживания лица или его семьи;
  • профессиональная деятельность осуществляется во Франции;
  • Франция – центр экономических интересов лица.

Налоговый резидент Казахстана

Налоговым резидентом Казахстана признается физическое лицо:

  • если оно провело в стране не менее 183 дней в течение двенадцати месяцев или
  • если центр его жизненных интересов — в Казахстане.

Центр жизненных интересов находится в Казахстане, если одновременно выполняются следующие условия:

  1. казахское гражданство или постоянный вид на жительство;
  2. семья и (или) близкие родственники живут в Казахстане;
  3. лицо и (или) члены его семьи владели недвижимостью в Казахстане, доступной для проживания лица и (или) членов его семьи.

Налоговый резидент Испании

Физические лица признаются налоговыми резидентами при выполнении по крайней мере одного из следующих критериев:

  • 183 дня и более пребывания в Испании в календарном году;
  • Испания является основным местом пребывания, центром деятельности или центром экономических интересов.

Испания презюмируется основным местом пребывания лица, если его супруга и несовершеннолетние дети постоянно проживают в Испании.

Налоговый резидент Беларуси

Физическое лицо признается налоговым резидентом Беларуси, если оно удовлетворяет любому из следующих условий:

  • срок пребывания в стране превышает 183 дня в календарном году;
  • физическое лицо является гражданином Беларуси или обладателем вида на жительство и при этом не является налоговым резидентом какой-либо иной страны.

Налоговый резидент Украины

При определении налогового резидентства учитываются различные факторы:

  • наличие места постоянного жительства/пребывания;
  • центр жизненных интересов, включая место постоянного пребывания членов семьи;
  • при невозможности определения центра жизненных интересов или отсутствии постоянного места пребывания за рубежом, пребывание в стране в течение 183 дней и более в календарном году;
  • украинское гражданство при невозможности определения резидентства на основании иных факторов.

Зарегистрированные фрилансеры и индивидуальные предприниматели также признаются налоговыми резидентами Украины.

Возможно ли не быть налоговым резидентом нигде?

Перестать быть налоговым резидентом России не сложно. Во многих других странах правила признания физического лица гораздо более сложные. Поэтому на практике довольно трудно не быть налоговым резидентом нигде за исключением, возможно, случая, если у человека нет какой-либо семьи и жилья и он постоянно переезжает из одной страны в другую. Кроме того, отсутствие налогового резидентства в иной стране может являться важным фактором признания человека резидентом страны, с которой у него все-таки есть какие-то связи.

Например:
В Израиле в 2019 году суд отверг утверждение супермодели Рефаэли (Refaeli), что, будучи моделью и постоянно путешествуя по свету, она принадлежит к редкому случаю лиц без налогового резидентства. Суд посчитал, что в отсутствие иностранного налогового резидентства, у модели достаточно связей с Израилем для признания ее налоговым резидентом страны. Подобное решение было вынесено в Израиле и в отношении международного игрока в покер.
В Австралии авиационный механик развелся с женой, не имел там жилья или машины, проводил в стране незначительное число дней в году, у него там был только банковский и пенсионный счет. Тем не менее, суд посчитал, что хотя человек сделал достаточно для прекращения связей с Австралией, он должен продолжать признаваться ее налоговым резидентом, поскольку не приобрел постоянного дома за рубежом.

Эксперт GSL

отвечает Эксперт GSL

Следует также иметь в виду, что отсутствие налогового резидентства не всегда выгодно с налоговой точки зрения. В частности, в России налогообложение нерезидентов в отношении доходов из источников в РФ в определенных случаях более обременительно, чем налогообложение резидентов.

Определение налогового резидентства для целей автоматического обмена информацией

ОЭСР разместила на сайте информацию о правилах определения налогового резидентства в странах, участвующих в автоматическом обмене информации (в рамках CRS) на основании данных, предоставленных этими странами в секретариат ОЭСР.

Отмечается, что правила налогового резидентства отличаются в различных странах, и лицо может признаваться налоговым резидентом более чем одного государства.

В связи с этим финансовые институты должны обеспечивать предоставление в порядке самоидентификации владельцами счетов/контролирующими лицами информации обо всех своих налоговых резидентствах.

ОЭСР специально выделила страны, которые предлагают гражданство и/или резидентство в обмен на инвестиции (CBI/RBI), что может представлять повышенный риск их использования для ухода от автоматического обмена информацией в рамках CRS.

В список таких стран включены, в частности, ОАЭ, Мальта, Кипр, Багамы и др.

ОЭСР отмечает, что такие схемы предоставления гражданства, потенциально вполне лигитимные, могут использоваться для ухода от обмена информацией в рамках CRS.

В частности, идентификационные документы, выдаваемые в рамках программ CBI/RBI, могут использоваться для предоставления неполных сведений о налоговом резидентстве лица, мешая процессу его идентификации для целей CRS.

Такая ситуация возникает, если физическое лицо фактически не проживает или проживает не только в стране, предоставляющей резидентство по CBI/RBI программе, но заявляет, что он является налоговым резидентом такой страны и предоставляет в финансовый институт документы, выпущенные в рамках CBI/RBI программы: сертификат резидентства, идентификационную карточку или паспорт.

Указывается, что не все RBI/CBI программы представляют высокий риск ухода от CRS. К высоко-рискованным относятся программы, предоставляющие низкие ставки подоходного налога – менее 10% — в отношении зарубежных финансовых активов и не требующие длительного присутствия в стране (т.е. по крайней мере в течение 90 дней в году).

Если CBI/RBI программа отвечает обоим критериям и соответствующие документы, выданные участникам программы, могут быть четко идентифицированы как выпущенные в рамках CBI/RBI программы, такие документы должны признаваться как потенциально высокорискованные для целей CRS и в их отношении финансовые институты должны выполнять дополнительные процедуры. ОЭСР называет такие программы и соответствующие документы в отношении Панамы.

В соответствии с частью VII общего стандарта отчетности (CRS – Common reporting standard) финансовые институты не могут полагаться на самоидентификацию лица или предоставленное документальное подтверждение, если финансовое учреждение знает или должно знать, что самоидентификация или предоставленные документы неправильны или ненадежны.

Финансовое учреждение должно принять во внимание всю имеющуюся у него информацию, включая результаты анализа риска, сопряженного с CBI/RBI программами, представленными ОЭСР.

ОЭСР проанализировала более 100 CBI/RBI программ на предмет их рискованности для CRS. Если в результате анализа возникнут сомнения в налоговом резидентстве физического лица, следует предпринять меры для установления его резидентства/резидентств.

Если сомнения связаны с тем, что заявляется резидентство в стране, предлагающей потенциально высокорискованные CBI/RBI программы, может быть целесообразным задать следующие вопросы:

  • Вы получили права резидента в рамках CBI/RBI программы?
  • Являетесь ли вы также резидентом иной страны/стран?
  • Провели ли вы более 90 дней в какой-либо иной стране (странах) в предыдущем году?
  • В какой юрисдикции/юрисдикциях вы подавали налоговые декларации в предыдущем году?

Определение налогового резидентства юридических лиц

Компания, учрежденная в какой-либо стране, обычно по умолчанию признается ее налоговым резидентом. Дополнительно законодательством многих стран устанавливается, что иностранная компания может быть признана налоговым резидентом страны по месту ее эффективного управления или центрального управления и контроля.

В России понятие корпоративного налогового резидентства стало частью налогового законодательства с 2015 года. Теперь помимо российских компаний, иностранные компании, управляемые из России, могут признаваться российскими налоговыми резидентами.

В Великобритании, исходя из сложившейся практики, компания признается налоговым резидентом страны, если ее центральное управление и контроль осуществляется в Великобритании. С 1988 года законодательно установлено, что компания, учрежденная в Великобритании, признается ее налоговым резидентом. Критерий места центрального управления и контроля также применяется.

На Кипре пока единственным основанием признания компании налоговым резидентом страны является место управления и контроля. Планируется ввести также критерий по месту инкорпорации на Кипре.

Критерий места управления, очевидно, не является простым. В России в связи с тем, что эта концепция была лишь недавно введена в законодательство, пока фактически не сложилось судебной практики по признанию иностранных компаний российскими налоговыми резидентами. Даже в Великобритании, где данный критерий используется очень давно, существует неопределенность в его применении.

Английская компания (DS plc) создала три дочерние компании на Джерси. Директорами джерсийских компаний были секретарская компания DS plc – налоговый резидент Великобритании и три налоговых резидента Джерси. Заседания совета директоров проводились на Джерси, директора их лично посещали.

Тем не менее, суд первого уровня (First-tier Tribunal) поддержал налоговые органы и решил, что центральное управление и контроль джерсийских компаний осуществлялся из Великобритании, поскольку советы директоров компаний не принимали существенных решений, а получали инструкции от DS plc. Суд следующего уровня (Upper Tribunal) отменил решение нижестоящего, в частности, отметив, что не следует путать инструкции материнской компании с одобрением решений акционером. Апелляционный суд, не согласился с мотивировкой нижестоящего суда, и решил, что центральное управление и контроль джерсийскими компаниями осуществлялось из Великобритании, поскольку джерсийские директора фактически выполняли инструкции DS plc, ограничиваясь их проверкой на лигитимность.

Образцы сертификатов налогового резидентства, выданных на Кипре, в Великобритании и Нидерландах

Источник: gsl-news.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома