Автор(ы): Шицко Александра Валерьевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016» (декабрь)
Количество просмотров статьи: 10291
Показать PDF версию Оценка масштабов государственного сектора в национальной экономике
Изменение экономических условий, связано формированием новых производственных отношений и проведением рыночных реформ. Реакцией на снижение поступлений доходов от продажи нефти и газа, решение ключевых экономических проблем становится стремление к интеграции России в мировое сообщество, проведение модернизации предприятий, применения современных технологий и стимулирование инноваций.
Управление экономическими реформами основано на использовании любой собственности, в том числе государственной. На качество использования и управления государственной собственности влияют применяемые механизмы регулирования. Исследование тенденций развития системы собственности в процессе формирования многоукладной экономики показало, что приоритетной задачей в настоящее время является повышение эффективности государственной собственности путем совершенствования системы управления, создания эффективного собственника на различных уровнях национальной экономики России.
В Российской Федерации государство не только осуществляет управление различными экономическими процессами, но и участвует в деятельности предприятий. Государство имеет в собственности пакеты акций и представитель Правительства РФ является членом Совета директоров или Председателем Правления государственных корпораций.
Государственный сектор национальной экономики России возник в результате приватизации неэффективной государственной собственности. В европейских странах с развитой рыночной экономикой государственный сектор формировался в условиях деловой активности частных компаний, создавая равные условия для конкуренции предприятиям различных форм собственности.
В странах с развитой рыночной экономикой нет стандартных подходов к формированию государственного сектора экономики. В разных странах Европы, Америки и других стран государственный сектор экономики различается по отраслевым приоритетам, по степени государственного участия и эффективности.
В России государство участвует в таких отраслях экономики как банковская деятельность, нефте- и газодобыча, электроэнергетика, железнодорожные перевозки, авиа- и судостроение, почтовая связь, космическая и военная техника, добыча драгоценных камней и металлов и т.д.
В европейских странах государственный сектор экономики представлен следующими отраслями: железнодорожный и авиационный транспорт, почтовая и телеграфная связь, электроэнергетика, черная металлургия, нефтяная, газовая промышленность и угольная промышленность.
Размеры государственного участия в экономике зависят от экономической и социальной эффективности государственного сектора экономики.
В Российской Федерации предприятия государственного сектора экономики являются гарантией сохранения национальных богатств, способствует экономическому росту и является залогом стабильности. Государственный сектор стимулирует развитие фундаментальных научных исследований, развитием приоритетных технологий (нано- и биотехнологии, генетические исследования, биоинженерия и т.д.).
В научной литературе отсутствует единый подход к конкретному определению государственного сектора и возникает трудность в установлении количественного состава и определении его границ.
Государственный сектор экономики состоит из сектора государственного управления, сектора государственных корпораций и организаций, государственного бюджета.
Федеральным законом № от 08.07.1999 г были внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № от 12 января 1996 года. В данном законе появилось понятие «государственная корпорация». В соответствии с требованиями статьи 7.1 Федерального закона № от 08 июля 1999 года государственной корпорацией является не имеющая членства некоммерческая организация, которая утверждается РФ на основе имущественного взноса и создается для реализации социальных, управленческих и других общественно-полезных функций.
Рассмотрим на рисунке 1 примерную структуру государственного сектора РФ.
Рисунок 1 — Примерная структура государственного сектора РФ
Сведения о динамике хозяйственной деятельности предприятий, составляющих государственный сектор можно получить из информации Министерства экономического развития РФ, Комитета по имуществу и имущественным отношениям РФ и Комитета по статистике РФ.
В структуре национальной экономики России объемы продаж десяти крупных государственных корпораций составляют более 20% ВВП страны. Корпорация «Газпром» формирует около 8% доходов бюджета России.
Крупные государственные корпорации в России можно условно разделить на следующие группы:
· транспортно-инфраструктурные. К ним относятся РЖД, Газпром, Транснефть, Государственная корпорация по организации воздушного движения, Транснефтепродукт;
· коммуникационные. Эту группу составляют такие корпорации как, Почта России, Связьинвест, ФАПСИ, внутренние системы связи Министерства обороны РФ, Газпрома, РЖД);
· энергетические. К ним относятся Росэнергоатом, РАО ЕЭС, ТВЭЛ;
· добыча и экспорт сырья. Эту группу составляют такие компании как, Газпром, Алроса, Роснефть.
Перед кризисом 1998 года доля государства в экономике России оценивалась примерно в 25%. В 2008 году — уже в К 2013 году она, по признанию самого правительства, превысила 50%. Сегодня, по многим экспертным оценкам, она может превышать уже 60%.
Оценка доли государственного сектора в российской экономике осложняется тем, что государству принадлежат определенные доли в акционерном капитале и многих формально коммерческих компаний. При этом в экономике возникают все новые «гибридные» формы государственного капитализма.
Рассмотрим в таблице 2 долю государственного сектора по отдельным показателям в 2011 — 2014 гг., %
Таблица 2 — Доля государственного сектора по отдельным показателям в 2011 — 2014 гг., %
2011 | 2012 | 2013 | I полугодие 2014 г. | |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами: | ||||
— добыча полезных ископаемых | 16,5 | 16,5 | 21,6 | 22,4 |
— добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 16,7 | 16,6 | 22,1 | 22,5 |
— обрабатывающие производства | 9,9 | 9,8 | 12,0 | 12,5 |
— производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 24,0 | 25,7 | 25,0 | 19,2 |
Объем строительных работ, выполненных собственными силами | 4,0 | 3,8 | 3,9 | 3,7 |
Пассажирооборот организаций транспорта а | 65,3 | 64,5 | 62,7 | 60,4 |
Объем коммерческих перевозок (отправления) грузов, выполненный транспортными организациями (без организаций трубопроводного транспорта | 38,1 б | 76,0 | 75,3 | 78,8 |
Коммерческий грузооборот, выполненный транспортными организациями (без организаций трубопроводного транспорта) | 36,4 б | 92,9 | 93,4 | 94,6 |
Услуги связи в | 13,4 | 14,2 | 13,7 | 13,2 |
Внутренние затраты на научные исследования и разработки | 73,8 | 75,4 | 74,1 | 70,8 |
Объем платных услуг, оказанных населению | 18,8 | 18,9 | 19,1 | 17,0 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования г | 28,8/ 21,3 | 28,8/ 20,9 | 30,3/ 21,0 | 25,6/ 19,2 |
Выручка нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) | 11,6 | 12,6 | 12,7 | 13,2 |
Среднесписочная численность работников | 24,9 | 25,8 | 26,7 | 28,0 |
Согласно официальным статистическим данным в период с 2013 по 2014 годы произошло повышение удельного веса государственного сектора по сравнению с 2011 и 2012 годами в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах и уровне занятости.
Согласно доклада экономистов Всемирного Банка из Центра глобальной практики по макроэкономической и бюджетной политике в России непропорционально большой государственный сектор. Поскольку значительная часть работников занята в органах государственного управления, на государственных предприятиях или в государственных банках, многие домохозяйства непосредственно зависят от занятости и заработной платы в государственном секторе.
Позиции предприятий, относящихся к государственному сектору, по результатам 2013 года и в первом полугодии 2014 года стали доминирующими по нескольким видам деятельности, таким как пассажирские и грузовые и перевозки по железной дороге, восстановление лесов, внутренние затраты предприятий на исследования и разработки. Удельный вес остальных направлений деятельности государственных предприятий составляет менее 20%, кроме добычи нефти, включая газовый конденсат, доля государственного сектора в I полугодии 2014 г. составила около 22%, воздушного пассажирооборота транспортной авиации, автомобильного транспорта, без учета предприятий малого предпринимательства, всех видов платных услуг, где доля государственного сектора не превышает 50%.
В период после глобального финансового кризиса важную роль в повышении доходов относительно бедных российских домохозяйств сыграли пенсии и заработные платы в государственном секторе. В период с 2008 по 2014 год заработные платы в частном секторе обеспечивали 44% роста реальных доходов среди домохозяйств, относящихся к беднейшим 40 процентам, в то время как вклад зарплат в госсекторе составил 36%, а вклад пенсий — 13%. За этот период совокупный рост зарплат в государственном секторе у лиц, относящихся к беднейшим 40 процентам, достиг 39%. Рост зарплат в государственном секторе оказал разнонаправленное влияние на доходы среднего класса.
С учетом весомой роли государства в экономике, многие частные предприятия зависят от государственных контрактов. Такая существенная роль государства повышает риски для домохозяйств и предприятий во времена бюджетных ограничений, которые сопряжены с высокой степенью неопределенности вокруг горизонта бюджетного планирования, базовых бюджетных принципов и бюджетных приоритетов.
Уровень конкуренции в российской экономике снизился в силу разрастания госкомпаний, что негативно влияет на секторы малого и среднего бизнеса, вытесняя недружественные им структуры в ходе государственных закупок.
Проблема низкой конкурентности в российской экономике связана и с ростом государственных компаний, не только на федеральном, но и на региональном уровне, и с нарастающим влиянием административного ресурса.
Для сокращения доли государственного сектора в экономике России Правительство РФ утвердило новую государственную программу по управлению федеральным имуществом до 2018 г., запланировало возврат компании «Башнефть» по судебным основаниям под государственный контроль, активно развивает строительство интегрированных структур в оборонной промышленности и смежных отраслях, расширение инструментов управления предприятиями государственного сектора экономики.
Также приоритетной задачей Правительства РФ является повышение эффективности результатов производственной деятельности государственных предприятий и корпораций.
Перспективным направлением является сокращение границ государственного сектора до размеров естественных монополий и предприятий, выпускающих стратегическую продукцию. Другим направлением изменения деятельности предприятий государственного сектора является развитие государственно-частного партнерства, стимулирующее взаимодействие частного бизнеса и власти.
В условиях продолжающегося системного кризиса в экономике России без проведения структурных реформ нет возможностей для появления роста производства в государственном секторе. Созданные государственные корпорации и компании не могут эффективно развиваться, так как нуждаются в значительных финансовых ресурсах, эффективном менеджменте и гибкой экономической политике.
Таким образом, государственный сектор экономики России является системно структурированным составным элементом рыночной экономики, выполняющий определенные задачи и функции в государственных целях. Развитие государственного сектора экономики помогает сглаживать негативный эффект от цикличного развития национальной экономики России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Всемирный Банк. Доклад об экономике России // под руководством Биргит Ханзль. Представительство Всемирного банка в Российской Федерации. № 351, апрель 2016г.
- Зубова Е. Большая западня: что ждет экономику России // Е. Зубова, Н. Усков. Журнал Forbes. 31.03.2016 http://www.forbes.ru/finansy/igroki/316763-bolshaya-zapadnya-chto-zhdet-ekonomiku-rossii
- Макаренко О.С. СТРУКТУРА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ // О.С. Макаренко. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. № 1(34), 2016 г. с. 115 — 122
- Мещеряков Д.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МАСШТАБОВ И ОТРАСЛЕВЫХ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ // Д.А. Мещеряков, Ю.А. Подрезова. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, № 5 2008. — с.20 — 23
- Сенинский С. Частный бизнес и государство в России. // С. Сенинский. 10.03.2016 http://ru.krymr.com/a/27601182.html
Источник: journalpro.ru
Государственный сектор экономики: необходимость, функции, структура
В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности общества, в регулировании социально-экономических процессов важнейшая роль принадлежит государственному сектору.
Его роль определяется тем, что государственное регулирование национальной экономики основывается на концепции активного участия государства не только как субъекта регулирования, но и как государства собственника. Сегодня государственный сектор, и об этом свидетельствует мировой опыт, служит и экономической опорой страны и важнейшей сферой государственного регулирования.
В современной литературе экономической направленности понятие «государственный сектор» трактуется неоднозначно, чаще всего под государственным сектором понимают часть экономики страны, представляющей собой комплекс объектов, целиком или частично находящихся в собственности центральных или местных государственных органов и полностью контролируемых государством.
Но в любом случае государственный сектор экономики – это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных имущественных объектов, находящихся в собственности государства.
На сегодняшний день государственный сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т. д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны.
Как правило, государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала.
Госсектор как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой.
Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.
Основными экономическими функциями государственного сектора являются:
— стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;
— реализация государственной структурной политики;
— поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;
— поддержание определенного уровня цен;
— решение проблем занятости;
— обеспечение внешнеэкономического равновесия;
— обеспечение приоритета социальных целей.
Показателями количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:
· доля ВНП, ВВП, создаваемого в государственном секторе;
· количество занятых в нем рабочих и служащих;
· удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного хозяйства;
· число предприятий госсектора в целом и по отдельным сферами отраслям.
Как правило, выделяют три пути формирования государственной собственности:
– национализация объектов частной и смешанной собственности;
– создание новых объектов за счет государственных средств;
– выкуп государством объектов у частного капитала.
Эффективность функционирования государственного сектора можно рассматривать с позиции следующих подходов:
· как эффективность функционирования объектов государственной собственности;
· как эффект, получаемый государством от перераспределения ресурсов через госбюджет;
· как эффективность государственных расходов.
С позиции первого подхода оценка эффективности функционировании объектов государственной собственности основывается на:
· рентабельности государственного сектора экономики;
· полезности для общества.
К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно отнести:
· сосредоточение предприятий в невыгодных с точки зрения получения прибыли, отраслях;
· использование государственного сектора в качестве инструмента решения социально-экономических проблем;
· высокий уровень социальных расходов;
· государственное финансирование и т. д.
В рамках государственного сектора можно выделить два типа предприятий – бюрократические и рыночные. Бюрократические отличаются финансированием расходов за счет национального бюджета, высоким уровнем политизированности (что способствует расширению политического вмешательства, порождению коррупции, негибкому механизму использования ресурсов, сдерживающему рост эффективности производства). На предприятиях, где государство выступает как собственник и производитель, экспортер и банкир, наниматель и вкладчик, существует большая опасность его неконкурентоспособности.
Рыночные модели предприятий, основанные на финансовой самостоятельности, заинтересованности в увеличении доходов, оперативной независимости, высоком уровне конкурентоспособности, более жизнеспособны и положительно влияют на социально-экономические процессы.
В экономике развитых стран используются оба типа предприятий, но преимущества второго – очевидны.
Сейчас государство и госкомпании контролируют 70% российской экономики. Эта тенденция особенно активно развивалась последние несколько лет, и сейчас, если называть вещи своими именами, в России сложился государственно-монополистический капитализм. – Артемьев ФАС
Источник: megalektsii.ru
Государственный сектор в экономике современной России
Масштабы государственного сектора в экономике России
В России в течение всего периода перестройки на рыночную основу шел сложный и трудный процесс: отход от полностью огосударствленной экономики, создание частного рыночного сектора и выделение собственно государственного (общественного). К нашим дням лицо страны кардинальным образом изменилось — во всяком случае, в отношении собственности. С 1996 по 2005 год доля всех предприятий, находящихся в государственной собственности, снизилась с 14,3 до 3,6%, а доля частных предприятий выросла с 63,4 до 79,2% (без учета таких форм собственности, как муниципальная, общественная, религиозных организаций, смешанные и иностранные). Государство ушло почти из всех основных отраслей промышленного производства, сохранив за собой позиции в области инфраструктуры.
И тем не менее сказанное не означает, что государство (на фоне трудностей переходного периода) должно было вовсе отказаться от использования остающихся у него рычагов экономического влияния на развитие экономики. Более того, позиции государства в настоящее время расширяются: усиливается его контроль путем скупки акций, приобретения контрольного пакета акций в ведущих корпорациях страны и внедрения в их советы директоров представителей государства. Важным становится государственно — частное предпринимательство, особенно в крупных инфраструктурных проектах.
Государство владеет высоколиквидными материальными активами и является одним из самых крупных собственников. Государству в России принадлежит 1/3 всей собственности.
Структура государственной собственности включает: федеральные государственные предприятия и учреждения; акционерные общества и другие предприятия, имеющие государственную долю в уставном капитале; недвижимое имущество. С 2003 г. доля государственного сектора оценивается по новой методике с учетом предприятий, контролируемых государством не напрямую.
Федеральные государственные унитарные предприятия и учреждения. Федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям — на праве оперативного управления. Контроль государства за использованием этой собственности преследует разные цели: по отношению к предприятиям — эффективно или неэффективно она используется, по отношению к учреждениям — по назначению или нет.
В форме федеральных государственных унитарных предприятий, по данным на 1 сентября 2001 г., существовали 9855 предприятий, в форме учреждений — 34864 (по данным Министерства имущественных отношений РФ — Минимущество России). Количество унитарных предприятий значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства, к тому же функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между федеральными органами исполнительной власти.
Руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли.
Акционерные общества и другие предприятия, имеющие государственную долю в уставном капитале. В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные общества распределяются следующим образом.
Государство является акционером в 2500 акционерных обществах (АО), где его доля превышает 25% уставного капитала. Всего же государство участвует в 3900 товариществах и обществах. В отношении 580 АО используется специальное право на участие Российской Федерации в их управлении — «золотая акция». В 84 акционерных обществах государство владеет 100% акционерных капиталов; в 615 акционерных обществах — более 50% акций; в 1601 акционерном обществе — 25-50% акций; в 1713 акционерных обществах — менее чем 25%.
Дивиденды по федеральному пакету акций составили; в 1995 г. -115 млн руб.; в 1996 г.-118; в 1997 г.-270,7; в 1998 г. — 574,6 млн руб.; в 1999 г. — 6,15 млрд руб. (в ценах 1998 г.). Данные свидетельствуют о том, что государство по своим акциям получает крайне низкие дивиденды, однако наблюдается тенденция роста эффективности использования федеральной собственности.
От приватизации государственной собственности федеральный бюджет в 2001 г. получил более 10 млрд руб. Из 2287 приватизированных предприятий основную долю составили предприятия торговли (15,7%) и жилищно-коммунального хозяйства (9,3%).
В программе приватизации 2002 г. предусматривалось продать пакеты акций 363 предприятий, главным образом тех предприятий, где государству принадлежит менее 25% акций (по данным Минимущества России). Такой размер пакета не позволяет проводить собственную политику и ничего не дает государству.
Недвижимое имущество. Государство является собственником недвижимости. Продажа недвижимости и сдача в аренду могут быть существенными источниками пополнения государственной казны и приносить государству ощутимую прибыль.
В Федеральной собственности находятся объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн м 2 : из них 123 млн м 2 — некоммерческого использования и 214 млн м 2 — коммерческого использования.
Доходы от аренды составили: в 1995 г. — 95,5 млн руб., в 1996 г. -223 млн руб., в 1997 г. — 305 млн руб., в 1998 г. — 466,6 млн руб. (в ценах 1998 г.)
Приведенные данные показывают устойчивую тенденцию повышения доходности недвижимости. Однако эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что служит основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом.
Зарубежная собственность оценивается в 2,7 млрд долл. США. Главная проблема управления зарубежными объектами федеральной недвижимости — перераспределение полномочий между их ведущими балансодержателями: Управлением делами Президента РФ и МИД РФ.
Таким образом, несмотря на масштабность владений государства, ему не удается до настоящего времени сделать их бюджетными донорами.
У государства есть огромный сектор федеральной собственности — земля. Государству необходимо исполнять свои функции в области земельных отношений.
В настоящее время ситуация в этой области улучшилась. Принят Земельный кодекс РФ. Функционирование приватизированных предприятий, которым не принадлежали земельные участки, где они располагались, приводило к снижению возможностей привлечения инвестиций. Отсутствие механизма разграничения прав собственности на землю между уровнями власти (федеральный, субъектов Федерации, местного самоуправления) порождает произвол.
Несмотря на то, что в целом доля продукции государственного сектора в общем объеме продукции резко снизилась в отдельных отраслях и сферах, он сохраняет ведущие позиции.
Доля продукции государственного сектора по отраслям национальной экономики отличается.
Удельный объем продукции, производимой государственным сектором экономики в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), достиг половины общего объема производства. Наименьшие объемы продукции госсектора в общем объеме составляли: в машиностроении — 1%, в черной металлургии — 1,5%, в цветной -2,4%.
В гражданском машиностроении в 2000 г. в состав государственного сектора экономики входили 168 предприятий.
В составе химического комплекса находились 154 предприятия государственного сектора, из них 8 акционерных обществ — с преобладающей долей государства (более 50%), В химической и нефтехимической промышленности удельный вес продукции государственного сектора в общем объеме продукции составил 10%, микробиологической — 19, медицинской — 21%. В оборонном комплексе — почти половину.
Таблица 2.1.1 — Отраслевая структура государственного сектора
Удельный объем продукции, произведенный государственным сектором, к общему объему (%)
Химическая и нефтехимическая промышленность
Общий объем производства
Из таблицы 2.1.1 видно, что удельный вес перевозок государственного сектора в общем объеме перевозок составил в 2000 г. 58,4%. Предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в государственной собственности полностью. Самая высокая доля услуг государственного сектора — в связи. Здесь удельный вес платных услуг населению, предоставляемых государственным сектором, составляет 42% общего объема предоставляемых услуг.
По жилищно-коммунальным услугам доля государственных предприятий — 70,9%, по услугам учреждений культуры — 58,9, услугам пассажирского транспорта — 56,9, санитарно — оздоровительным услугам — 25,8%. В общем количестве научных организаций удельный вес организаций государственной формы собственности составляет 73%.
Объем и состав государственной собственности на федеральном уровне должен позволять государству успешно выполнять
возложенные на него функции. Вместе с тем в любом случае приложение государственного капитала осуществляется в сферах, где действие рыночных механизмов оказывается недостаточно эффективным или они вступают в противоречие с общенациональными интересами.
Общие параметры государственного сектора:
— объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;
— в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;
— «Газпром», формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;
— доля госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП.
Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:
— инфраструктура — транспортная (РЖД, «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Госкорпорация по организации воздушного движения»), коммуникационная («Связьинвест», «Почта России», ФАПСИ, собственные системы связи Минобороны РФ, «Газпрома», РЖД, РАО «ЕЭС»), энергетическая («ЕЭС России», «Росэнергоатом», ТВЭЛ);
— добыча и экспорт сырья ? «Роснефть», алмазная монополия «АЛРОСА», «Газпром», дочка «Газпрома» нефтяная компания «Газпромнефть» (бывшая «Сибнефть»). По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России;
— оборонно-промышленный комплекс — «Росавиакосмос», судостроение, авиационная промышленность, ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько лет государство пытается объединить предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся на производстве отдельных видов вооружения. Пока этот процесс идет очень медленно, но неуклонно продолжается;
— финансовый комплекс — государственные банки и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего ? Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития, НПФ «Газпром», «СОГАЗ» и т.д. Доля около двух десятков таких кредитных организаций в совокупных активах сектора приближается к 40%.
Сбербанк контролирует около 54% рынка банковских вкладов физических лиц. Группировка госбанков активно растет. Внешторгбанк, в свое время купивший Гута-банк и преобразовавший его в ВТБ-24, в этом году поглотил санкт-петербургский Промстройбанк. Газпромбанк объявил о своих планах купить в разных регионах России 3-5 мелких банков и преобразовать их в свои филиалы. В будущем году ряд этих банков (ВЭБ, Росэкимбанк, Российский банк развития) войдут в создаваемую «Национальную корпорацию развития» (Банк развития), которая, кроме прочего, станет оператором созданного при федеральном бюджете инвестиционного фонда;
— информационный комплекс — включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг «Газпроммедиа», контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, «Известия», «Эхо Москвы» и др.), РАО «ЕЭС» (REN TV и др.), «Российская газета» и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств.(12)
Источник: studbooks.net