Счет используют для учета расчетов с контрагентами. Долг компании за приобретенные товары или услуги фиксируют по кредиту. Например, компания получила от поставщика сырье, значит бухгалтер сделает проводку:
Дт 10 Кт 60 — получены товары от контрагента
Таким образом, у компании увеличился запас сырья, и вырос долг перед поставщиком, так как сырье еще не оплачено. По дебету задолженность снижается, например из-за оплаты счета за сырье. Тогда бухгалтер делает проводку:
Дт 60 Кт 51 — оплачен счет поставщика
Счет 60 — активно-пассивный. На конец периода может быть остаток по дебету или кредиту. Сумма по дебету означает, что ТМЦ были оплачены авансом, и поставщик еще их не передал. По кредиту — это долг компании перед контрагентом.
Счет 60 в расчетах по авансам: примеры в 1С
Согласно действующему Приказу Минфина № 94н, закупки товара, работ или услуг компании следует отражать на специальном активно-пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в разрезе субсчетов. Однако при взаиморасчетах с поставщиками, ввиду большого документооборота и наличия авансов, а также постоплат, нередки случаи некорректного формирования проводок, что препятствует правильному зачету задолженности, в том числе и в учетных программах.
Проводки по 51 счету. Банк. Расчетные операции. Видеоуроки по бухучету. Начинающему бухгалтеру.
Рассмотрим типовые примеры расчетов с поставщиками по авансам, а также проверки взаиморасчетов с контрагентами на примере программы «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0.
В случае перечисления аванса поставщику в базе оформляется документ «Списание с расчетного счета» с видом операции «Оплата поставщику». Хозяйственная операция сама по себе несложная, однако некоторые пользователи сталкиваются с неверной корреспонденцией счетов в информационной базе, из-за чего возникают ошибки в последующем зачете аванса.
Важно учесть тот факт, что расчеты по авансам с поставщиками учитываются на счете 60.02 «Расчеты по авансам выданным», соответственно, счет дебета при проведении документа выбирается программой автоматически, так как перед поставщиком по выбранному договору задолженность на момент проведения документа отсутствует. При отражении данной операции программа образует корреспонденцию счета 60.02 «Расчеты по авансам выданным» со счетом 51 «Расчетные счета».

В дальнейшем, например, при оформлении документа «Поступление товаров и услуг», аванс будет зачтен (Дт 60.01 Кт 60.02 — зачет аванса поставщику).

Пользователю также нужно учитывать тот факт, что зачет аванса производится в соответствии с одним из трех способов, указанным в документе «Поступление товаров и услуг»: автоматически, по документу либо не зачитывается вообще.

В случае если пользователь устанавливает способ зачета аванса «Автоматически», то программой анализируются остатки авансов по указанному в документе договору и произведется зачет сумм авансов в порядке их оплаты. Зачет авансов будет производиться последовательно по каждому документу оплаты, начиная с самого раннего. Этот вариант наиболее удобен при работе с большим количеством оплат и поставок.
Счет 51 Просто, Понятно, На примере
При установке способа «По документу» следует дополнительно указать конкретный документ оплаты, по которому следует произвести зачет аванса. В этом случае аванс будет зачтен по указанному документу. Авансы по другим документам зачитываться не будут. Такой вариант подходит, если организация ведет расчеты по конкретному документу поставки.
И, наконец, при выборе способа «Не зачитывать» программой не будет производиться анализ и зачет авансов по договору ни при каких условиях. Такой вариант может рассматриваться, если аванс будет направлен на оплату других сделок. Зачет такого аванса может в дальнейшем производиться документом «Корректировка долга» через раздел «Покупки» — «Корректировка долга» с видом операции «Зачет авансов». В поле «Зачесть аванс» выбираем значение «Поставщику», а в поле «В счет задолженности» необходимо выбрать «Нашей организации перед поставщиком» или «Нашей организации перед третьим лицом».

Состояние взаимных расчетов между сторонами можно проверить «Актом сверки взаиморасчетов». До его формирования можно проверить сальдо и обороты по расчетам с поставщиком. В этом случае можно воспользоваться отчетом «Оборотно-сальдовая ведомость» по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в разрезе субсчетов, который можно открыть из раздела «Отчеты».
Документ «Акт сверки расчетов с контрагентом» создаем в разделе «Покупки» — блок «Расчеты с контрагентами» — «Акты сверки расчетов».

В документе указываем контрагента, по которому проверяем расчеты, при необходимости можно указать конкретный договор. На закладке «Счета учета расчетов» содержится по умолчанию список счетов учета, по которым можно осуществить сверку, нужно снять флажки у всех счетов, кроме 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В нижней части закладок «По данным организации» и «По данным контрагента» выводятся данные по остаткам на начало и на конец периода сверки взаиморасчетов, а также отражаются суммы расхождений с данными контрагента.
Какие субсчета открывают к 60 счету
В рамках 60 счета выделяют несколько субсчетов. Основные из них это 60.01 и 60.02.
Субсчет 60.01 нужен для учета взаиморасчетов с поставщиками. На нем формируется кредиторская задолженность компании, то есть суммы, которые организация должна оплатить своему контрагенту.
Субсчет 60.02 используют для учета авансовых платежей поставщикам. Это дебиторская задолженность. То есть компания заплатила контрагенту, но ТМЦ еще не получила. Разберем на примере проводок.
| Дебет | Кредит | Сумма | Суть операции |
| 60.02 | 51 | 10 000 | Поставщику перечислили аванс за поставку сырья |
| 10 | 60.01 | 10 000 | Поставщик отгрузил сырье |
| 60.01 | 60.02 | 10 000 | Внесенный ранее аванс учтен в качестве оплаты произведенной поставки |
Кроме того, к 60 счету открывают и такие субсчета:
- 60.03 — для учета векселей;
- 60.21 — задолженность перед поставщиками в валюте (аналог 60.01);
- 60.22 — авансы поставщикам в валюте (аналог 60.02).
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе
Бухгалтерские проводки по счету 60
Чаще всего оформляются следующие проводки по счету 60.
Когда счет 60 используется в дебете (погашение долга):
| Дебет | Кредит | Операция |
| 60 | 50/1 | Оплата за поступившие ценности из кассы наличными |
| 60 | 51 | Оплата за поступившие ценности с расчетного счета |
| 60 | 52 | Оплата за поступившие услуги или товары с валютного счета |
| 60 | 55 | Оплата за поступившие ценности с использованием аккредитива |
| 60 | 62 | Произведен взаимозачет сумм |
| 60 | 66 | Долг перед контрагентом переведен в краткосрочный займ |
| 60 | 67 | Долг перед контрагентом переведен в долгосрочный займ |
| 60 | 76 | Взаимозачет с контрагентом по требованиям |
| 60 | 91 | Списание кредиторской задолженности в связи с завершением периода давности |
Когда счет 60 используется в кредите (образование долга):
| Дебет | Кредит | Операция |
| 07 | 60 | Поступило оборудование, требующее дальнейшего монтажа |
| 08 | 60 | Поступили внеоборотные активы |
| 10 | 60 | Поступили материалы от контрагента |
| 19 | 60 | Принят к учету входящий НДС по приобретенным ТМЦ |
| 20 | 60 | Полученные услуги отнесены на основное производство |
| 25 | 60 | Полученные услуги отнесены на общепроизводственные затраты |
| 26 | 60 | Полученные услуги отнесены на административные затраты |
| 28 | 60 | Подрядчиками оказаны услуги по устранению брака |
| 41 | 60 | Приобретены товары для дальнейшей перепродажи |
| 44 | 60 | Полученные услуги включены в расходы по продаже |
| 50 | 60 | Контрагент произвел возврат оплаты в кассу предприятия |
| 51 | 60 | Контрагент произвел возврат оплаты на расчетный счет |
| 52 | 60 | Контрагент произвел возврат оплаты на валютный счет |
| 76 | 60 | Отражена претензия к контрагенту |
| 94 | 60 | Учтена недостача по поступившим от контрагента ценностям |
| 97 | 60 | Расходы по услугам контрагента отнесены на будущие периоды |
Посмотреть еще:
Материалы Проводки по Приходу ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА НАЛОГОВЫЕ НОВОСТИ БУХГАЛТЕРСКИЕ НОВОСТИ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ГОДОВОЙ ОТЧЕТ И…
Часто ли наказывают по п. 1 ст. 126 НК РФ?П. 1 ст. 126 НК РФ…
Операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основеПодкласс 68.3 содержит две группы кодов:…
Двойное налогообложениеДвойное налогообложение — одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами доходов. Двойное налогообложение вызвано…
Департамент Росприроднадзора по Крымскому федеральному округу, Керчь Выбор территориального органаЦентральный аппарат Росприроднадзора02 Управление Росприроднадзора по…
Покупатель акцептовал счет продавца: как отразить в учете
Акцептован счет — проводка в данном случае какая? Например, акцептован счет поставщика за поступившее топливо — проводки нужно сделать с применением каких счетов?
В выражении «Акцептован счет поставщика за поступившее топливо» ключевой будет фраза «поступившее топливо». Поступление топлива и его оплата (как самостоятельные хозяйственные операции) отражаются проводками:

Счет на оплату основанием для записей в учете служить не может — это не первичный документ для целей бухучета. Проводка по оприходованию материалов может быть произведена только на основании накладной или универсального передаточного документа (УПД), полученного от поставщика материалов в момент отгрузки товаров покупателю. А запись в учете о произведенной оплате будет подтверждаться банковской выпиской и платежным поручением с отметкой банка.
Таким образом, если акцептованы счета поставщиков за поступившие материалы — проводки:
- производятся на основе первичных документов (накладной, УПД и др.), но не счета на оплату;
- отражают состоявшийся факт оприходования материальных ценностей и их оплату в учете покупателя.
Счет на оплату, содержащий резолюцию директора о согласии уплатить указанную в нем сумму, будет только прилагаться к прочим документам по сделке (договорам, соглашениям, накладным, счетам-фактурам и т. д.).
Проводка — перечислено с расчетного счета поставщикам
Приобретение сырья, материалов, товаров, ОС, НМА, работ, услуг путем перевода безналичных средств — процесс несложный. Обычно это происходит в несколько этапов:
- Между хозсубъектами заключается договор поставки (выполнения работ, оказания услуг).
- Поставщик выставляет счет на оплату материалов (работ, услуг).
- Покупатель перечисляет полностью или частично — согласно условиям договора — сумму, указанную в счете.
- Происходит отгрузка в адрес покупателя.
Этапы могут различаться: кто-то обходится без договора, при этом все условия прописываются в счете; ценности (работы, услуги) могут быть оплачены и после их отгрузки (выполнения, оказания).
В учете при этом появляются следующие записи:
- Дт 60.2 Кт 51 — на основании платежного поручения и выписки банка отражено перечисление средств поставщику в счет будущей поставки матценностей (работ, услуг).
- Дт 08, 10, 20, 25, 41… Кт 60.1 — оприходованы ценности, работы, услуги на основании передаточных документов (накладные, акты и пр.) Ценности могут быть доставлены непосредственно поставщиком до покупателя, отправлены через грузоперевозочную компанию, либо покупатель забирает их по доверенности.
- Дт 19 Кт 60.1 — отражен НДС, если он выделен в счете-фактуре поставщика.
- Дт 60.1 Кт 60.2 — зачтен перечисленный аванс в счет поступивших ценностей, работ, услуг.
Если оплата происходит после отгрузки, то последняя запись в учете не делается, а со счетом 51 будет корреспондировать счет 60.1.
Что означает Дебет 10 — Кредит 10?
Счет 10, на котором формируются данные о МПЗ организации, относится к активным. Поступление и выбытие материалов отражаются по Дебету 10 — Кредиту 10 соответственно. Проводки по Дебету 10 — Кредиту 10 в соответствии с применяемой на счете 10 двухуровневой аналитикой дают представление об изменении номенклатурного состава и места нахождения (хранения) запасов. Также по ним можно судить о направлении расходов.
Поступление МПЗ от поставщиков отражается следующей проводкой:
- Дт 10 Кт 60 ― стоимость закупки материалов без учета НДС.
Если учетная политика организации предусматривает оприходование по учетным ценам, то при поступлении МПЗ появятся следующие записи:
- Дт 15 Кт 60 ― приобретены материалы у поставщика;
- Дт 10 Кт 15 ― принятие МПЗ по учетным ценам;
- Дт 15 Кт 16 (Дт 16 Кт 15) ― отклонение учетных цен от себестоимости.
Возможно поступление материалов в организацию не в результате закупки, а как следствие демонтажа имущества, основных средств, а также в качестве взноса в УК учредителями. В некоторых случаях МПЗ могут быть получены и безвозмездно. Проводки при этом будут следующие:
- Дт 10 Кт 91 ― оприходование МПЗ безвозмездно или в результате демонтажа ОС, разборки имущества;
- Дт 10 Кт 75 ― материалы оприходованы как взнос учредителей в УК организации;
- Дт 10 Кт 71 ― произведена закупка МПЗ подотчетными лицами.
Уменьшение МПЗ в организации происходит в основном в связи с нуждами производства или использовании их в управленческих целях. Операции при этом появляются следующие:
- Дт 20 (23, 25, 26) Кт 10 ― материалы (сырье) отпущены для производственных нужд;
- Дт 44 (45, 76) Кт 10 ― списаны МПЗ как необходимые затраты на продажу товаров или прочие нужды организации.
Если материалы поступают на продажу, а также передаются на сторону безвозмездно, то в записях учета появляется проводка:
- Дт 91 Кт 10 ― отражена себестоимость выбывших материалов.
Прочую информацию о том, как можно проследить движение МПЗ, см. в материале «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 10».
Итоги
Расчеты с поставщиками предполагают использование счета 60 с открытием к нему субсчетов, предусмотренных рабочим планом счетов экономического субъекта. Кроме счета 60 в подобных операциях может быть задействован и счет 76. Оплата поставщикам отражается по дебету этих счетов. Выбор корреспондирующего по кредиту счета будет зависеть от того, как оплата происходила: безналичным путем (с расчетного, валютного или специализированного банковского счета) или наличными денежными средствами.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Использование проводки Дебет 10 — Кредит 10
Внутри самой организации может происходить как перемещение материалов, так и изменение их стоимости (например, после распределения расходов на доставку и заготовление). В таких случаях используется проводка Дт 10 Кт 10. Данная запись может означать:
- внутреннее перемещение МПЗ — тогда проводка Дебет 10 — Кредит 10 выполняется в разрезе аналитики складов (например, Дт 10 / Склад цеха полуфабрикатов — Кт 10 / Основной склад МПЗ);
- отражение пересортицы, в том числе обнаруженной по результатам проведенной инвентаризации — в этом случае проводка Дебет 10 — Кредит 10 делается в разрезе номенклатуры (например, Дт 10 / Гвозди — Кт 10 / Шурупы);
Дополнительную информацию о том, как отразить проведенную инвентаризацию на складах, вы узнаете из материала «Унифицированная форма № ИНВ-3 ― бланк и образец».
- распределение транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) — в случае, если ТЗР сначала учитываются на субсчете к счету 10 и их нужно распределить при оприходовании нескольких видов запасов, прибывших на одном транспортном средстве.
Не останавливаясь подробно на методике распределения (она имеет свои нюансы), рассмотрим пример.
На строительный комбинат одним железнодорожным составом привезли сухой цемент, керамзит и щебенку. Общая стоимость перевозки составила 250 000 руб., она была распределена пропорционально тоннажу груза: цемент — 150 000 руб., керамзит — 70 000 руб., щебенка — 30 000 руб. Общая стоимость доставки сначала была учтена на субсчете 10.11/ТЗР. По принятой на комбинате учетной политике ТЗР распределяются на стоимость самих материалов:
Д 10 / Цемент — Кт 10.11 / ТЗР — 150 000 руб.
Дт 10 / Керамзит — Кт 10.11 / ТЗР — 70 000 руб.
Дт 10 / Щебенка — Кт 10.11 / ТЗР — 30 000 руб.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками: проводки (примеры)
По учету расчетов с поставщиками и подрядчиками проводки, как правило, типовые.
Так, на оплату поставщику проводка делается следующая в зависимости от способа расчетов (наличные средства, безналичный порядок, расчеты в иностранной валюте):
Дебет счета 60 — Кредит счетов 50 «Касса», 51, 52 «Валютные счета» и др.
Так, бухгалтерская запись Д 60 К 51 означает, что поставщику перечислены средства с расчетного счета, а проводка Д 60 К 52 делается, если задолженность поставщика погашена или перечислен аванс с валютного счета.
При этом для учета авансов выданных на счете 60 обычно заводится отдельный субсчет.
При расчетах с поставщиками проводки на приобретение материалов, товаров, работ и услуг следующие:
Дебет счетов 10 «Материалы», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу» и т.д. – Кредит счета 60.
Если приобретаемые ценности, работы и услуги облагаются НДС, то одновременно делается проводка:
Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» — Кредит счета 60.
Проводки по поставщикам не ограничиваются записями по формированию и оплате задолженности. Так, задолженность с поставщиками и подрядчиками, по которой истек срок исковой давности истек, а также в иных случаях, списывается на финансовые результаты организации на основании результатов проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя. При списании кредиторской задолженности делается бухгалтерская запись:
Дебет счета 60 – Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».
При списании дебиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками формируется обратная проводка:
Дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 60.
Аналитический учет расчетов с поставщиками
Инструкция по применению Плана счетов предусматривает, что аналитический учет на счете 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику.
Кроме того, аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками должен быть организован таким образом, чтобы давал возможность получать необходимые данные в разрезе поставщиков по:
- акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- не оплаченным в срок расчетным документам;
- неотфактурованным поставкам;
- авансам выданным;
- выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
- просроченным оплатой векселям;
- полученному коммерческому кредиту и др.
Источник: soclenta.ru
Учет денежных средств (счета 50, 51, 52, 55, 57). Правила расчета по кассовым операциям
Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.
В процессе своей деятельности организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты как внутри организации (расчеты с персоналом по заработной плате, с подотчетными лицами, с персоналом по прочим операциям), так и вне ее (расчеты с поставщиками за приобретенную у них продукцию, с подрядчиками за выполненные работы и услуги, уплата налогов, получение выручки за реализованную продукцию от покупателей и др.).
В соответствии с законодательством РФ платежи между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, ведутся путем наличных и безналичных расчетов. В случаях, установленных законодательством РФ расчеты могут производиться в иностранной валюте.
Основной формой денежных расчетов являются безналичные, осуществляемые путем перечисления денег со счета плательщика на счет продавца. Все безналичные расчеты осуществляются через банк или через какое-либо другое кредитное учреждение, имеющее на это правомочия (лицензию).
Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации.
К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:
50-1 «Касса организации»,
50-2 «Операционная касса»,
50-3 «Денежные документы» и др.
На субсчете 50-1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.
На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.
По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.
Счет 51 «Расчетные счета»
Счет 51 «Расчетные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.
По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).
Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.
Счет 52 «Валютные счета»
Счет 52 «Валютные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами.
По дебету счета 52 «Валютные счета» отражается поступление денежных средств на валютные счета организации. По кредиту счета 52 «Валютные счета» отражается списание денежных средств с валютных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет валютных счетов организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).
Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
К счету 52 «Валютные счета» могут быть открыты субсчета:
52-1 «Валютные счета внутри страны»,
52-2 «Валютные счета за рубежом».
Аналитический учет по счету 52 «Валютные счета» ведется по каждому счету, открытому для хранения денежных средств в иностранной валюте.
Счет 55 «Специальные счета в банках»
денежное средство учет кассовый
Счет 55 «Специальные счета в банках» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:
55-2 «Чековые книжки»;
55-3 «Депозитные счета» и др.
На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах.
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов.
Принятые на учет по счету 55 «Специальные счета в банках» средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».
Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.
На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.
Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов. Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией чеков, т.е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 «Специальные счета в банках» в дебет счетов учета расчетов (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 «Специальные счета в банках»; сальдо по субсчету 55-2 «Чековые книжки» должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».
Аналитический учет по субсчету 55-2 «Чековые книжки» ведется по каждой полученной чековой книжке.
На субсчете 55-3 «Депозитные счета» учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады.
Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи.
Аналитический учет по субсчету 55-3 «Депозитные счета» ведется по каждому вкладу.
На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 «Специальные счета в банках», учитывается движение обособленно хранящихся в кредитной организации средств целевого финансирования. В частности, поступивших бюджетных средств, средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета, и т.д.
Филиалы, представительства и иные структурные подразделения организации, выделенные на отдельный баланс, которым открыты текущие счета в кредитных организациях для осуществления текущих расходов (оплата труда, отдельные хозяйственные расходы, командировочные суммы и т.п.), отражают на отдельном субсчете к счету 55 «Специальные счета в банках» движение указанных средств.
Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» обособленно. Построение аналитического учета по этому счету должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах и т.п. на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Счет 57 «Переводы в пути»
Счет 57 «Переводы в пути» предназначен для обобщения информации о движении денежных средств (переводов) в валюте Российской Федерации и иностранных валютах в пути, т.е. денежных сумм (преимущественно выручка от продажи товаров организаций, осуществляющих торговую деятельность), внесенных в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначению.
Основанием для принятия на учет по счету 57 «Переводы в пути» сумм (например, при сдаче выручки от продажи) являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п.
Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывается на счете 57 «Переводы в пути» обособленно.
Источник: studbooks.net
Дебет 26 кредит 51
Консультации экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Какая операция может быть отражена данной проводкой?
- » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,w >
Подробности Категория: Консультации экспертов ГАРАНТа Опубликовано: 06.06.2012 00:00
При анализе главной книги была обнаружена корреспонденция счетов Дебет 51 Кредит 26.
Какая операция может быть отражена данной проводкой?
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (далее — План счетов и Инструкция) счет 51 «Расчетные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.
По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации (План счетов и Инструкция). Как правило, счет 51 корреспондирует по дебету с кредитом счетов учета денежных средств, расчетов, финансовых вложений и т.п. При этом типовая схема корреспонденции счета 51, приведенная в Разделе V Инструкции по плану счетов, не предусматривает возможности его корреспонденции со счетом 26.
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом (План счетов и Инструкция).
Расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списываются, в частности, в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону). Указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90 «Продажи» (План счетов и Инструкция). При этом типовая схема корреспонденции счета 26, приведенная в Разделе III Инструкции, не предусматривает возможности его корреспонденции со счетом 51.
Если руководствоваться назначением счетов 51 и 26, предусмотренным Планом счетов и Инструкцией, то смысл проводки Дебет 51 Кредит 26 заключается в увеличении денежных средств в валюте РФ на расчетном счете организации за счет уменьшения величины общехозяйственных расходов. Однако, по нашему мнению, данная бухгалтерская проводка не имеет никакого экономического смысла, поскольку общехозяйственные расходы не могут являться источником увеличения денежных средств на расчетном счете организации.
Таким образом, мы придерживаемся мнения, что в рассматриваемой ситуации была сделана некорректная бухгалтерская проводка, не основанная на банковской выписке, как того требует Инструкция по отношению к счету 51.
На наш взгляд, данная проводка могла относиться к следующей ситуации. Например, если организация приобрела и оплатила услуги общехозяйственного назначения, но впоследствии договор был расторгнут и услуги не приняты, а исполнитель вернул организации денежные средства на расчетный счет, то бухгалтер организации мог проводкой Дебет 51 Кредит 26 отразить операции по возврату денежных средств и одновременному уменьшению суммы общехозяйственных расходов, что является некорректным. При этом бухгалтер не учел, что счет 51 в рассматриваемом примере должен по дебету корреспондировать со счетом учета расчетов, например, 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (при отражении суммы возврата денежных средств исполнителем на расчетный счет организации), а счет 26 с указанными счетами расчетов — по кредиту (при отражении уменьшения общехозяйственных расходов на сумму ошибочно принятых услуг).
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Игнатьев Дмитрий, Монако Ольга
Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)
Описание и использование счета 26
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» служит для сбора сведений о затратах на нужды управления, не связанные непосредственно с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Агенты, брокеры, дилеры, экспедиторы, то есть не связанные с производством организации, используют счет 26 как основной при ведении своей деятельности, обобщая на нем информацию обо всех своих расходах и списывая их на счет учета продаж.
Торговые фирмы не используют в своей деятельности счет 26 и все расходы без исключения относят непосредственно на счет 44 «Расходы на продажу».
Об основных составляющих затрат, учитываемых на счете 44 «Расходы на продажу», читайте в статье «Бухгалтерские проводки на коммерческие расходы».
Аналитический учет по счету 26 ведется непосредственно по статьям расходов, местам их возникновения.
Основные составляющие общехозяйственных расходов
К основным общехозяйственным расходам относят следующие:
- Оплата труда аппарата управления, дирекции, бухгалтерии, канцелярии (включая премии, отпускные, пособия за счет работодателя).
- Суммы страховых платежей во внебюджетные фонды, относящиеся к оплате труда работников административно-хозяйственного аппарата организации.
Информацию о бухгалтерских проводках при начислении и уплате страховых взносов вы можете найти в материале «Начислены страховые взносы (бухгалтерская проводка)».
- Начисленная амортизация по основным средствам и нематериальным активам, которые приобретены для обслуживания административно-хозяйственного персонала.
- Расходы на ремонт основных средств, не связанных с производством.
- Расходы на аренду помещений, используемых для аппарата управления и прочего непроизводственного назначения.
- Расходы на информационные, консультационные услуги.
- Расходы на материалы, используемые для управленческих нужд.
- Представительские расходы.
- Расходы на переподготовку кадров.
- Расходы на оплату услуг охранных организаций.
- Расходы на набор персонала.
- Расходы на подписку на периодические издания.
- Расходы на программное обеспечение.
- Расходы на телефонные переговоры и услуги интернета.
- Командировочные расходы.
Читать еще: Что значит кредит 60 счета
Со всеми нюансами документального оформления командировочных расходов вы можете ознакомиться в статье «Порядок учета командировочных расходов в 2017-2018 годах».
Учет общехозяйственных расходов на основании примера
Синтетический учет общехозяйственных расходов в течение месяца ведется в корреспонденции со счетами:
Начислена амортизация оборудования, которое используется для административно-хозяйственных нужд
Начислена амортизация по нематериальным активам, используемым в административно-хозяйственной сфере
Израсходованы сырье, материалы, хозяйственный инвентарь, используемые в административно-хозяйственной сфере
На административно-хозяйственные цели отпущены полуфабрикаты собственного производства
Часть готовой продукции направлена на собственные административно-хозяйственные нужды
Отражены расходы на услуги поставщиков и подрядчиков на основании актов для общехозяйственных нужд предприятия
Начислена оплата труда общехозяйственному персоналу
Отнесены на затраты суммы страховых платежей во внебюджетные фонды, относящиеся к оплате труда общехозяйственного персонала
В соответствии с авансовым отчетом подотчетного лица списаны представительские расходы
На общехозяйственные затраты списана доля расходов будущих периодов
За месяц архитектурно-проектное бюро произвело следующие расходы.
Заработная плата сотрудников, выполняющих проектные работы, составила 500 000 руб.
Заработная плата администрации — директора организации и бухгалтера — составила 120 000 руб.
Сумма страховых платежей в фонды, относящиеся к оплате труда администрации, составила 36 240 руб.
Амортизация оборудования для геологоразведочных работ составила 25 000 руб., амортизация ноутбука и многофункционального устройства, которые использует в своей работе бухгалтер, составила 5 000 руб.
Стоимость расходных материалов для многофункционального устройства, приобретенных для администрации, составила 6 000 руб.
В течение месяца на счете 26 формируются следующие проводки:
- Дт 26 Кт 70 — 120 000 руб. — начислена оплата труда директору и бухгалтеру.
- Дт 26 Кт 69 — 36 240 руб. — отнесены на затраты суммы взносов в фонды по оплате труда директора и бухгалтера.
- Дт 26 Кт 02 — 5 000 руб. — начислена амортизация ноутбука и многофункционального устройства.
- Дт 26 Кт 10 — 6 000 руб. — на нужды администрации использованы расходные материалы для многофункционального устройства.
Списание и распределение общехозяйственных расходов
Счет 26 не имеет сальдо, поэтому всё, что на нем накопилось, в конце месяца должно быть списано на другие счета.
Выбор варианта списания расходов зависит от способа формирования себестоимости продукции:
- Полной производственной себестоимости.
- Сокращенной себестоимости (метод под названием директ-костинг).
Какой именно способ формирования себестоимости выберет бухгалтер, должно быть указано в учетной политике, иначе организация обязана формировать полную производственную себестоимость продукции.
При выборе бухгалтером способа учета по полной производственной себестоимости общехозяйственные расходы списываются в дебет счета 20 «Основное производство».
Если организация применяет для регистрации подсобных затрат счет 23 «Вспомогательное производство» или если на балансе организации есть обслуживающиеся хозяйства (общежития, детские сады, санатории и пр.) и используется счет 29 «Обслуживающее производство», то в дебет счета 29 также могут списываться общехозяйственные расходы.
Расходы могут списываться в дебет этих счетов, только если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону.
Проводки, формирующие отражение таких операций в бухгалтерском учете, будут выглядеть так:
Дт 20 (23, 29) Кт 26
Выбор порядка распределения общехозяйственных расходов между указанными выше счетами остается за бухгалтером: общехозяйственные расходы могут распределяться между производствами пропорционально заработной плате, сумме прямых затрат либо выручке. Какой именно вариант выберет бухгалтер, должно быть указано в учетной политике.
Строительная фирма имеет на балансе автопарк, автотранспорт которого используется для доставки стройматериалов на объекты фирмы и для оказания услуг сторонним организациям.
Издержки фирмы, связанные с оказанием строительно-монтажных услуг клиентам, составили 1 800 000 руб.
Расходы строительной фирмы на автопарк составили 200 000 руб.
2 000 000 руб. (1 800 000 + 200 000) — это общая сумма расходов.
Сумма общехозяйственных затрат эквивалентна 500 000 руб.
Расчет коэффициента распределения будет выглядеть так: 500 000 / 2 000 000 = 0,25.
Бухгалтеру необходимо оформить следующие проводки:
- Дт 20 Кт 26 — 450 000 (1 800 000 × 0,25) — на себестоимость строительно-монтажных работ отнесена расчетная доля общехозяйственных расходов.
- Дт 23 Кт 26 — 50 000 (200 000 × 0,25) — на себестоимость оказания сторонним организациям автотранспортных услуг отнесена доля расходов со счета 26.
При выборе бухгалтером способа учета продукции по сокращенной себестоимости содержимое счета 26 списывается непосредственно на счет 90-2 «Себестоимость продаж». При этом формируется проводка:
Подробнее о бухгалтерском учете по счету 90 вы можете узнать, ознакомившись с материалом «Счет 90 в бухгалтерском учете (нюансы)».
Итоги
Счет 26 в бухгалтерском учете служит для отражения информации, которая связана с общехозяйственными расходами. Все применяемые способы отражения таких расходов следует предусмотреть в учетной политике.
26 счет бухгалтерского учета для чайников: проводки. 26 счет бухгалтерского учета — это.
Статья рассказывает о назначении и основах методологии использования 26 счета бухгалтерского учета. Она поможет разобраться в типовых проводках с использованием 26 счета.
Счета бухгалтерского учета

Все бухгалтерские счета, используемые российскими организациями, представлены в стандартном Плане счетов. Этот документ утверждается Постановлением Минфина РФ. Его использование обязательно для всех субъектов, осуществляющих экономическую деятельность на территории страны (за исключением кредитных и государственных бюджетных организаций).
К Плану счетов для единства принципов его использования Минфин прилагает инструкцию. Бухгалтерские счета подразделяются на несколько основных групп (разделы плана счетов). Каждая из групп используется для обобщения информации об определенной категории хозяйственных операций, осуществляемых фирмой в рамках бизнес-процесса. Например, есть группа счетов, которая предназначена для регистрации информации о производственных запасах (сырье, материалы, запасные части и т.д.) или о затратах на производство.
Читать еще: Корректировка кредиторской задолженности проводки
Общехозяйственные расходы

В каждой компании протекает множество процессов параллельно производству, при этом они влияют на него косвенно. Такими могут быть непосредственное осуществление бухгалтерского учета, покупка кресла для директора, ремонт здания, в котором заседает правление предприятия и т.п. Расходы на обеспечение данных процессов и аналогичных называются общехозяйственными.
26 счет бухгалтерского учета — это счет, на котором аккумулируется информация о затратах для нужд управления, не связанных непосредственно с производством. В рекомендациях по использованию плана счетов изложен не закрытый перечень таких расходов.
Классификация бухгалтерских счетов

Бухгалтерские счета разделены на три основные группы: активные, пассивные и активно-пассивные. Для того, чтобы понять, 26 счет бухгалтерского учета — это активный или пассивный, необходимо дать определение этим понятиям.
Активные счета предназначены для учета имущества компании (активов), пассивные счета используются для сбора информации об источниках поступления (финансирования) активов. Активно-пассивные — это счета для учета обязательств (долгов) компании и результатов ее деятельности. Любой счет бухгалтерского учета схематично можно изобразить в виде таблицы.
| 26 «Общехозяйственные расходы» | |||||
| Дебет | Кредит | ||||
| Сальдо на начало | 0,00 | Сальдо на начало | — | ||
| Дата | Сумма операции | Дата | Сумма операции | ||
| Итого по дебету (дебетовый оборот) | 0,00 | Итого по кредиту (кредитовый оборот) | 0,00 | ||
| Сальдо на конец | 0,00 | Сальдо на конец | — | ||
В таблице «Схема бухгалтерского счета» представлен активный счет. У него не может быть кредитового сальдо (отрицательного результата). Пассивный счет не может иметь дебетовое сальдо. А активно-пассивный счет может иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо.
Общехозяйственные расходы, на первый взгляд, мы не может отнести к имуществу или к источникам его образования. Дело в том, что расходы, собранные на 26 счете после окончания отчетного периода (календарный месяц), включаются в состав себестоимости готовой продукции, которая является активом компании. Таким образом, 26 счет бухгалтерского учета — это активный счет.
Бухгалтерские проводки по дебету 26 счета
Любая хозяйственная операция в бухгалтерском учете отражается по дебету одного и кредиту другого счета. Проводкой у бухгалтеров принято называть запись о каком-либо факте в деятельности компании. Для каждого счета есть перечень типовых (наиболее часто встречающихся) проводок. Для наглядности информация об основных проводках с использованием 26 счета представлена в таблице ниже.
Счет 26 в бухгалтерском учете. Проводки
Бухгалтерские проводки по кредиту 26 счета
| 08 | 26 | Приняты к учету общехозяйственные расходы в качестве затрат на капитальное строительство |
| 20 | Списаны общехозяйственные затраты в производственные расходы | |
| 23 | Списаны общехозяйственные затраты в общепроизводственные расходы | |
| 28 | Общехозяйственные расходы включены в состав затрат по исправлению брака | |
| 29 | Общехозяйственные расходы включены в состав общепроизводственных затрат | |
| 76 | Списаны потери по страховым случаям | |
| 86 | Списаны средства целевого финансирования | |
| 90 | Списана сумма управленческих затрат | |
| 97 | Включены в состав затрат по освоению новой продукции общехозяйственные расходы | |
| 99 | Включены в состав чрезвычайных затрат общехозяйственные расходы |
Аналитический учет общехозяйственных расходов

Одной из важнейших задач бухгалтерского учета является сбор информации о хозяйственной деятельности и предоставление ее подразделениям компании, которые заняты анализом таких данных и выработкой координационных решений, направленных на совершенствование и повышение результативности бизнес-процесса. Цель решения этой задачи — организовать методологию учета таким образом, чтобы используемые данные были наиболее корректными и полными.
Для большей информативности данных существует такое направление, как аналитический учет. Система такого учета позволяет группировать информацию по признакам, которые наиболее подходят для конкретного вектора коммерческой деятельности.
26 счет бухгалтерского учета — это счет, который предполагает группировку данных по статьям затрат. Ими могут быть материальные или транспортные расходы, расходы на оплату труда и пр. Признаки классификации затрат на 26 счете каждая компания определяет для себя самостоятельно.
Общехозяйственные и общепроизводственные расходы
Специалисты в области бухгалтерского учета могут легко провести грань между понятиями общепроизводственные и общехозяйственные расходы, однако для обывателя они могут показаться схожими или даже равнозначными.
Для сбора информации о таких расходах применяется счет 25 и 26 в бухгалтерском учете.
Общехозяйственными называют расходы, которые являются общими для каждого из подразделений компании. А общепроизводственными будут расходы, которые принадлежат только производственному звену предприятия. К примеру, заработная плата юридического отдела компании является общехозяйственными расходами, а заработную плату сотрудников механического цеха, осуществляющих обслуживание производственного оборудования, основного и вспомогательного производств, необходимо отнести к общепроизводственным расходам.
Практика использования 26 счета
Итак, вы прочли очень краткий экскурс «26 счет бухгалтерского учета для чайников». Представленная информация является лишь небольшой частью тех знаний, которые необходимы для безошибочного применения 26 счета на практике. Для того чтобы закрепить знания, приведу несколько практических примеров.
Читать еще: Кредиторская задолженность увеличилась

26 счет бухгалтерского учета — это, например, такая корреспонденция:
- Д26 /К60. Оказаны услуги сторонней организацией по ремонту помещения коммерческого отдела.
- Д26/ К10. Отражено использование канцтоваров офисными сотрудниками.
- Д26/ К69. Начислены взносы в ПФР и ФСС на заработную плату сотрудников отдела закупа и пр.
6.5. Основные бухгалтерские проводки по счету 26 «Общехозяйственные расходы»
6.5. Основные бухгалтерские проводки по счету 26 «Общехозяйственные расходы»
На активном счете 26 «Общехозяйственные расходы» ведут учет расходов по управлению и обслуживанию предприятия в целом, то есть на счете 26 отражают затраты заводоуправления. Счет 26 сальдо на отчетную дату не имеет, следовательно, в балансе не отражается. Затраты, собранные в течении месяца по дебету счета 26, в конце месяца распределяются между видами продукции пропорционально некоторой базе, например, пропорционально заработной плате рабочих основного производства.
На счете 26 учитываются следующие расходы:
– зарплата специалистов и служащих заводоуправления
– социальные отчисления с указанной зарплаты
– амортизация здания заводоуправления
– обеспечение нормальных условий труда
– почтовые, телефонные, телеграфные, типографские расходы
– расходы на периодическую и прочую литературу
В конце месяца общехозяйственные расходы (по заводоуправлению) полностью переносятся на себестоимость продукции (работ, услуг) основного (и вспомогательного) производства проводкой:
Дебет счета 20 (23) Кредит счета 26
с соответствующим распределением между видами продукции.
Пример 6.2. На предприятии выпускается 3 вида изделий: А, Б, В. Зарплата рабочих основного производства за текущий месяц составила:
– по изделию А – 200 000 руб.
– по изделию Б – 250 000 руб.
– по изделию В – 300 000 руб.
Общехозяйственные расходы (расходы на управление предприятием) текущего месяца составили 90 000 руб. (дебетовое сальдо счета 26).
Распределение общехозяйственных расходов по изделиям будет иметь вид:
Коэффициент распределения равен
90 000 руб. : (200 000 руб. +250 000 руб. +300 000 руб.) = 0,12.
Тогда списание со счета 25 на виды изделий будет иметь вид:
– по изделию А: Дебет счета 20 Кредит счета 26 – 24 000 руб. (= 200 000 руб. * 0,12)
– по изделию Б: Дебет счета 20 Кредит счета 26 – 30 000 руб. (= 250 000 руб. * 0,12)
– по изделию В: Дебет счета 20 Кредит счета 26 – 36 000 руб. (= 300 000 руб. * 0,12)

ОСНОВНЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ПО СЧЕТУ 26 «ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ»
Представительские расходы организации – это затраты по приему и обслуживанию представителей других организаций, по проведению деловых встреч:
– по проведению официального приема представителей других организаций
– по их транспортному обеспечению
– по посещению ими культурно-зрелищных мероприятий
– по их буфетному обслуживанию во время переговоров.
Представительские расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм. В соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ это суммы в пределах 4% от расходов на оплату труда за отчетный период, причем только при наличии соответствующих оправдательных документов (договора на обслуживание, платежные поручения, чеки контрольно-кассовых машин).
Представительские расходы отражаются проводками вида:
Дебет счета 26 Кредит счета 10, 50, 70, 69, 71.
Сумма представительских расходов включается в себестоимость продукции (работ, услуг) без «входящего» НДС. Весь «входящий» НДС отражается по счету 19. При этом из бюджета возмещается только та часть «входящего» НДС, которая соответствует нормативной величине представительских расходов. «Входящий» НДС по сверхнормативным представительским расходам списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91—2 «Прочие расходы», причем эта сумма «входящего» НДС по сверхнормативным представительским расходам не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
Пример 6.3. В январе предприятие принимало делегацию деловых партнеров и потратило на соответствующие представительские расходы (буфетное и транспортное обслуживание) 17 700 руб. (включая НДС – 2 700 руб.). Расходы по оплате труда работников предприятия в январе составили 250 000 руб.
Нормативная величина представительских расходов за январь —
10 000 руб. (= 250 000 руб. * 4%).
Соответствующая нормативная величина «входящего» НДС —
1 800 руб. (= 10 000 руб. * 18%).
Бухгалтерские проводки будут иметь вид:
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
15 000 руб. – сумма представительских расходов (без «входящего» НДС).
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
2 700 руб. – «входящий» НДС по представительским расходам.
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит счета 51 «Расчетные счета»
17 700 руб. – оплачены счета за представительские расходы.
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
1 800 руб. – возмещена из бюджета нормативная величина «входящего» НДС.
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91—2 «Прочие расходы»
Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
900 руб. (= 2 700 руб. – 1 800 руб.) – списан «входящий» НДС соответствующий превышению нормативов представительских расходов.
Дебет счета 90 «Продажи» субсчет 90—2 «Себестоимость продаж»
Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы»
15 000 руб. – списаны представительские расходы на себестоимость продаж.
В международных стандартах бухгалтерского учета общехозяйственные расходы называют «некалькулируемыми», так как их объем не связан с объемом производства. Поэтому в отличии от общепроизводственных расходов общехозяйственные расходы относят не на себестоимость продукции (работ, услуг), то есть не на производственные счета (20, 23), а на уменьшение доходов от продаж проводкой:
Дебет счета 90 «Продажи» субсчет 90—2 «Себестоимость продаж»
Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы».
