Почему женщин не берут в пожарные

Социологи давно знают, что женщины, работающие в «мужских» сферах деятельности, таких, как пожарное дело, испытывают стресс на рабочем месте, а мужчины, которые занимаются «женскими» профессиями, например, сестринским делом, стресса не испытывают.

Исследование социологов университета Индианы предполагает, что дело не в каких-то психологических особенностях женщин и мужчин, а в самой работе.

Ученые разработали и провели эксперимент, который ставил мужчин и женщин в негативные социальные условия, которые многие женщины испытывают в мужских сферах деятельности. В результате мужчины показали те же физиологические реакции на стресс, как и женщины.

Скорее всего, как женщины, так и мужчины проявляют практически одинаковую реакцию на одни и те же типы стрессовых состояний на рабочем месте.

Исследование фокусировалось на «социальной изоляции пола», поведении, которое приводит к тому, что женщины или мужчины чувствуют себя исключенными из группы коллег, в основном другого пола. Например, мужчины могут исключать женщин-коллег, постоянно говоря о футболе или иных интересах, стереотипных для мужчин.

Женщины-пожарные развели огонь и не СМОГЛИ потушить

Социологи предположили, женщины просто чаще, чем мужчины, оказываются отвергнутыми от социального взаимодействия на рабочем месте.

Полученные результаты позволяют предположить, что социальные условия, связанные с «мужскими» профессиями — вот что заставляет женщин испытывать высокие уровни стресса на «мужской» работе. Решение проблемы находится не в том, чтобы «исправить» женщин, обучая их полюбить футбол или стать менее чувствительными, а в искоренении социальной изоляции на рабочем месте, с которыми сталкиваются гендерные меньшинства в своих профессиях.

Источник: nsopb.ru

Итальянку не взяли в пожарные из-за роста, за нее заступилась ООН

Комитет ООН по правам человека признал дискриминацией отказ принять итальянку в ряды пожарных. Ее отказывались брать из-за роста 161 см, так как минимальный рост итальянского пожарного должен быть 165 см. При этом она была волонтером-пожарным больше 20 лет.

Комитет ООН по правам человека признал дискриминацией отказ принять итальянку в ряды пожарных из-за низкого роста.

Женщина с 1999 года была волонтером противопожарной службы в области Лацио. В 2007 году она попыталась устроиться на ставку пожарного, но ей отказали. Согласно правилам, служащие Национального корпуса пожарных должны быть выше 165 сантиметров, а рост женщины — 161 сантиметр. Тогда итальянка обратилась в региональный суд Лацио.

По ее мнению, ее не взяли в пожарные из-за гендерной дискриминации, так как средний рост итальянок составляет 161 сантиметр, а итальянцев — 175 сантиметров. Кроме того, для волонтеров-пожарных никаких ограничений по росту нет. Однако ее иски отклонил суд в Лацио, а также Государственный совет Италии. После того, как все ее апелляции были отклонены, она направила жалобу в ООН.

В Тюмени работает единственная в регионе девушка-пожарный

В итоге комитет ООН встал на сторону итальянки. По мнению независимых экспертов, включение в правила найма на работу требования минимального роста для всех кандидатов без гендерной дифференциации «фактически привело к дискриминации в отношении женщин».

Теперь у итальянских властей есть 180 дней для того, чтобы исправить ситуацию, передает ТАСС. Кроме того, женщине должны выплатить компенсацию и повторно рассмотреть возможность ее трудоустройства в качестве пожарного.

Источник: www.vesti.ru

Не кочегарки и не плотницы: как женщины осваивают запрещенные раньше в России профессии

Фото Getty Images

Список запрещенных для женщин профессий устарел: работодатели хотят нанимать женщин машинистами и мотористами, а шума, подъема тяжестей и других нагрузок хватает и в разрешенных профессиях. Forbes Woman поговорил с героинями, которые отвоевали свое право водить поезда, фуры и суда

С 1 января 2021 года в силу вступил приказ Министерства труда и социальной защиты об утверждении сокращенного списка профессий, ограничивающих применение труда женщин. Теперь в перечень входит не 456, а 100 специальностей. Женщины могут работать водителями большегрузных автомобилей и сельскохозяйственной спецтехники, слесарями по ремонту автомобилей, быть боцманами и шкиперами на судне, выполнять работы на высоте свыше десяти метров, занимать должность машиниста электричек, скоростных поездов и поездов метро.

«В наше время, мы считаем, должен быть выбор у всех: заниматься и работать там, где он хочет, независимо от пола. Поэтому мы очень рады, что Московский метрополитен одним из первых в Российской Федерации дает женщинам возможность получить новую профессию», — заявил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов 3 января 2021 года на первом пуске поезда с машинистом-женщиной.

К производствам, работам и должностям, на которых до сих пор ограничивается применение женского труда, относятся сферы:

  • химического производства,
  • подземных работ,
  • горных работ,
  • металлообработки,
  • бурения скважин,
  • добычи нефти и газа,
  • черной и цветной металлургии,
  • радиотехнического и электронного производства,
  • производства,
  • ремонта и обслуживания летательных аппаратов,
  • судостроения и судоремонта,
  • производства целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них,
  • производства цемента,
  • производства теплоизоляционных материалов,
  • полиграфического производства,
  • текстильной и легкой промышленности,
  • пищевой промышленности,
  • железнодорожного транспорта

и некоторые другие.

При этом в перечисленных сферах женщины могут занимать позиции руководителей, научных или медицинских специалистов, которые не выполняют физической работы.

Перечень производств, работ и должностей с вредными и/или опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, впервые был утвержден в 1978 году и обновлен в 2000-м, последняя редакция и действовала до недавнего времени. Заявленной целью при его принятии была защита женщин. И сейчас критериями при пересмотре перечня, как сообщали в Минтруде, стали факторы, «опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия».

Однако подтвержденных исследованиями доказательств того, что запрещенные профессии влияют на репродуктивное здоровье, не приводится. Во всяком случае, государство не представило их в свое время Комитету ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ ООН). В 2016 году КЛДЖ признал, что Россия нарушила «Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» в деле Светланы Медведевой, которая в 2012 году не смогла устроиться в ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» на должность моториста-рулевого, хотя имела диплом по специальности. Комитет заявил, что, во-первых, запреты отражают консервативные представления о ролях и обязанностях женщины и мужчины в семье и обществе и закрепляют за женщиной главным образом роль жены и матери, что подрывает ее социальный статус и перспективы образования и карьерного роста. Во-вторых, нужно не ограничивать людей по признаку пола, а стимулировать работодателей улучшать технологии, чтобы профессии становились безопасными.

До кейса Медведевой, которая вместе с экспертами Антидискриминационного центра (АДЦ) «Мемориал» проходила инстанции российских судов и обращалась в ООН, было дело Анны Клевец: она пыталась добиться признания дискриминационным запрета на работу женщин машинистами метро. В 2009-м Верховный суд принял решение не в ее пользу. К слову, дело Медведевой ВС отправил на пересмотр, и в 2017-м Самарский районный суд счел отказ в приеме ее на работу дискриминационным, признав верховенство международного права над российским.

После Медведевой в борьбу включились дальнобойщицы во главе с Евгенией Марковой. Они написали открытое письмо уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой. Москалькова заявила, что список надо пересмотреть.

И Светлану Медведеву, и Евгению Маркову поддерживал АДЦ «Мемориал», который проводит долгосрочную кампанию Alljobs4allwomen.

«Мы хотели добиться большего, потому что сама идея запрета профессий для женщин, не важно, вредны они или нет, дискриминационная, — говорит эксперт «Мемориала» Стефания Кулаева. — Рожать не обязанность, а право женщины, требующее защиты, но не ограничений. Мужчины тоже могут потерять репродуктивные способности на некоторых видах работ, например на атомных подводных лодках. Тем не менее мужчинам их не запрещают».

«Однако такому шагу, как сокращение, мы тоже рады. Одним из тезисов было то, что женщинам и не нужны запрещенные профессии, но это не так. Например, транспортные профессии очень востребованы. Мы гордимся боровшимися женщинами. То, что женщины повели поезда метрополитена и РЖД, — огромное достижение», — добавляет она.

По словам Кулаевой, некоторые работодатели поддерживали правозащитников, например РЖД и морской профсоюз. Они были вынуждены выполнять требования, но при этом хотели брать женщин на работу.

«Сегодня мы видим, что все девушки, как заканчивающие учиться на профессию, так и уже приступившие к работе, настроены не останавливаться на достигнутом. На экзаменах девушки демонстрируют даже более успешные результаты, чем мужчины», — рассказала Forbes Woman советник генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» Ирина Костенец.

Правда, общество, в отличие от работодателей, относится к нововведениям по-разному и не всегда готово их принять. Так, много дискриминирующих комментариев появилось в соцсетях, когда 3 января на Филевской линии метро отправился первый поезд с машинистом-женщиной. На странице метрополитена во «ВКонтакте» пользователи писали, что женщин нельзя допускать к управлению составами и теперь им «страшновато» ездить в метро. Среди комментаторов были как мужчины, так и женщины. «Я согласна с тем, что надо объявлять, что метро поездом управляет дама, что бы можно было пропустить его, и поехать на нормальном, то же касается самолетов», — написала одна из пользовательниц соцсети (орфография и пунктуация сохранены).

Между тем в списке еще остались профессии, за которые нужно бороться. Женщины по-прежнему не могут быть ни спасателями на воде, ни пожарными. При этом работающие в этой сфере женщины есть, рассказывает Кулаева. Так, одной спасательнице пришлось уехать за границу, где женщин среди таких специалистов много. Девушка успешно работает в другой стране и обучает коллег-мужчин.

Наилучший пример юридического решения вопроса, как считает правозащитница, показывает Молдова. Там решили, что надо не запрещать профессии в целом, а позволять женщинам во время беременности выполнять более легкую работу.

Светлана Медведева

Капитан-механик

Медведева поступила в речной техникум в 2001 году. По окончании она могла работать третьим штурманом. Сложности у Светланы возникли в 2012 году: после декрета нужно было подтверждать квалификацию, для чего требовалось отработать навигацию в рядовой должности — ниже той, что у Медведевой была ранее. Светлану взяли на корабль матросом: капитан и экипаж ей нравились (все матросы, к слову, были женщинами), но зарплата была маленькой — около 8000 рублей.

Капитан посоветовал Медведевой место, где был нужен рулевой-моторист. Она подала заявление, которое руководство и юристы компании одобрили. Но в отделе кадров заявили, что есть документ, по которому женщине нельзя работать мотористом. Тогда Медведева подала в суд.

Евгения Маркова

Водительница фуры

Прежде чем стать водителем категории Е, Маркова много лет работала специалистом в области защиты информации в «Лаборатории Касперского», потому что получить профессию мечты до недавних пор было ей было невозможно.

Отменять запреты стали постепенно, пока шли обсуждения законопроекта, и в какой-то момент женщинам стало можно работать дальнобойщицами на себя. Евгения с мужем организовали собственные грузоперевозки. Теперь трудиться можно по найму, и Маркова ушла в чужую компанию, поскольку так, на ее взгляд, выгоднее

За сутки в рейсе она получает 3300 рублей, выходные не оплачиваются. Вахта длится 40 дней, потом 20 дней отдыха. Таким образом, в месяц можно заработать 132 000 рублей. Работая в IT, Маркова получала больше, но любовь к дороге оказалось важнее зарплаты.

«Мы обращались к Уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой через открытое письмо. Она сказала официально, что ситуация с запретом ненормальна и раз женщины хотят, то у них должна быть возможность получать желаемые профессии. Не знаю, сделала ли она что-то конкретное, но пересмотр начали», — рассказывает Евгения о своем участии в кампании за пересмотр «черного списка»

«Во время кампании звонила каждой девочке (речь идет о женщинах, работавших водителями фур нелегально, — Forbes Woman) и говорила, что молчать нельзя, нужно объяснять, обращаться. Первый месяц отвечали, что нужно сидеть молча, не то уволят. В итоге девчонок уговорила, но потратила на это много времени. Однако без борьбы ничего не получится», — вспоминает Маркова.

Дария Каменская

Автомеханик, гендиректор и владелица автосервиса

Каменская начала карьеру автомеханика с маленького сервиса. В то время ей нужен был заработок, а директору сервиса Давиду — помощница-администратор. Достаточно быстро Дарию из-за нехватки рук стали подключать и к технической работе. Что-то она уже умела делать, поскольку владела машиной, чему-то ее быстро научили. Вскоре Каменская начала самостоятельно ремонтировать автомобили.

В профессии автослесаря есть физически тяжелая работа, но она тяжела для всех, говорит Дария. К примеру, установка коробки передач, когда нужно поменять сцепление, одинаково тяжела и для мужчин, и для женщин.

Когда Давид заболел и надолго уехал лечиться, он оставил Каменскую за главную, поскольку она была наиболее коммуникабельна. Так она впервые стала директором.

Позже Дария открыла собственный автосервис — ООО «ДашаГараж». В месяц она получает около 150 000 рублей.

Анастасия Прихожая и Татьяна Бакова

Машинисты электропоезда

Анастасия Прихожая работала в Сбербанке, но ощущала, что это не ее. Узнав, что в метрополитене идет первый набор машинистов-женщин, она решила попробовать: «Это фантастическая возможность. К тому же метрополитен — стабильная структура, где я социально застрахована». Татьяна Бакова была начальником одной из станций метро.

Она решила сменить профессию, потому что с техникой ей работать интереснее. Для отбора на обучение обе прошли медкомиссию, трехчасовой психологический тест и собеседование.

Управление составом метро совсем не похоже на управление машиной, отмечает Прихожая. Учиться оказалось сложно: на занятиях разбирали электронику, механику. «Мы старались предугадать, как машина сама «думает», как себя будет вести», — вспоминает Анастасия.

По словам Прихожей, ее сокурсницы стремились стать машинистами целенаправленно, а не пришли поэкспериментировать. Уверенность черпали из желания доказать себе, что способны это сделать: «Мы тоже хотим и можем».

Во время практики Татьяна принимала подвижной состав, проводила его осмотр, загоняла в депо, делала ночную расстановку. Экзамены были достаточно сложными, вспоминает Бакова, но она считает, что так и должно быть: «Нужно знать подвижной состав, специфику работы, нюансы, выход из сложных ситуаций».

Прихожая считает, что сложности работы машиниста одинаковы для мужчин и женщин. Нужно быть сосредоточенным и пунктуальным. В метрополитене строгое расписание, все рассчитано до секунды. «Именно следование правилам обеспечивает безопасную перевозку пассажиров», — подтверждает Бакова. Во всем остальном это обычная работа, считает она. График Татьяна называет комфортным.

Есть дневные смены, вечерние и ночные.

Дискриминации и неуместных высказываний во время обучения не было. «Мы хорошо выполняем свою работу, и коллектив это ценит. Если нет преград тому, чтобы женщина выполняла какую-либо работу, то почему нет?» — рассуждает Татьяна Бакова.

Надежда Мягкова, Екатерина Сергеева и Анжела Лемешко

Помощники машиниста электропоезда

Надежда Мягкова родилась в Ярославской области, где большая часть населения работала на железной дороге. «Я мечтала, что выучусь на машиниста. Спустя 30 лет я пришла к своей детской мечте», — рассказывает Мягкова. Екатерина Сергеева также говорит, что интерес к поездам у нее был с детства.

После школы Екатерина окончила железнодорожный техникум. Тогда получить профессию машиниста женщинам было нельзя. После выпуска Сергеева три года работала слесарем по ремонту подвижного состава. Когда в июле 2020 года РЖД открыли спецкурсы помощников машиниста электропоезда, она поступила, пройдя тесты на профпригодность, медкомиссию и собеседование. Туда же поступила Анжела Лемешко.

Надежда Мягкова обучалась профессии в Даниловском политехническом колледже. Ранее она окончила Ярославский филиал Московского государственного университета путей сообщения и восемь лет работала в РЖД в области управления персоналом. Лемешко работала кассиром-контролером в ЦППК.

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома