В начале 80-х годов все более очевидной становилась невозможность сохранения без существенных изменений существующих в СССР порядков. Это требовало глубокого проведения реформ и в первую очередь реформирования народнохозяйственного комплекса.
К середине 80-х гг. в СССР были все признаки экономического, социального и политического кризиса. Была охвачена кризисом и искусственно созданная, построенная на диктате и насилии, так называемая, мировая система социализма, прежде всего ее европейская часть. Кризисные явления в СССР вызывали острую необходимость обновления всех сторон жизни советского общества.
Вся сложность процесса обновления была осознана не сразу. Многое пришлось менять, дополнять и даже полностью отбрасывать в течение того периода развития СССР, который получил название перестройки (апрель 1985 г. — август 1991 г.).
Причины краха перестройки и распада СССР
советский товарный дефицит перестройка
Началась перестройка в 1985 г., когда генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. Горбачева. По его инициативе сначала был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны и только потом — на коренную перестройку всех сфер жизни советского общества. Но ускорять и перестраивать общество одновременно оказалось непосильной задачей.
Никто не верил, что СССР ждут перемены
Важнейшие изменения в этот период произошли в сфере духовной жизни. М. Горбачев объявил о необходимости перехода к демократии и гласности. В соответствии с этой политикой были осуждены проявления тоталитаризма в советской истории, отменена цензура, из тюрем выпущены политзаключенные и диссиденты, покончено с позорной практикой держать людей за политические убеждения в психических больницах.
Для широкой общественности был открыт доступ к спецхранилищам библиотек и читатели смогли познакомиться с произведениями, ранее запретными. Новые возможности для своего развития получили театр, кинематография, писатели, поэты. Большую роль в пробуждении общества играла периодическая печать, средства электронной информации и литературные журналы.
В 1987-1988 гг. выдвигается задача о необходимости перехода к правовому государству и осуществлению в этой связи политической реформы. Внедряя этот курс в жизнь Верховный Совет СССР в 1988 году внес существенные изменения и дополнения в Конституцию СССР. Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов СССР, который должен был созываться ежегодно.
Был принят новый избирательный Закон. Согласно ему в выборах народных депутатов допускалась альтернативность. В марте 1989 г. состоялись выборы народных депутатов. Наряду со списками общесоюзных общественных организаций были выдвинуты кандидаты от территориальных и национально-территориальных округов. В некоторых из них на один депутатский мандат было 10 и более кандидатов.
Поэтому среди первых народных депутатов СССР, кроме представителей партийной и государственно-бюрократической элиты, были и оппозиционно настроенные деятели, в частности академик Сахаров, известные журналисты и писатели В. Коротич, Е. Евтушенко, Ф. Бурлацкий, юрист А. Собчак, экономист Г. Попов и другие [1, c. 97].
4 ОШИБКИ ГОРБАЧЕВА
Уже на первом съезде народных депутатов СССР (май 1989 г.) с его трибуны прозвучала серьезная критика в адрес тогдашних руководителей КПСС и правительства СССР. Она была направлена прежде всего против слишком медленных темпов проведения экономической и особенно аграрной реформ в стране.
Несмотря на разрешение властей создавать кооперативные предприятия и иметь фермерские хозяйства, эти меры еще не находили широкого распространения. Что касается государственного сектора, то в конце 80-х гг. его охватил глубокий кризис. Экономическая реформа предусматривала изменение функций центральных плановых органов, министерств и ведомств.
Предприятия должны были, не дожидаясь централизованных поставок сырья и оборудования, сами искать поставщиков и рынки сбыта готовой продукции, т.е. переходить на самоокупаемость и хозрасчет. Директорам было предоставлено большую свободу действий, чем раньше, но и требования к ним резко возрастали. В этих условиях большинство государственных предприятий оказалась в чрезвычайно трудном положении. Рыночный механизм еще не был разработан и введен, а старые командно-административные методы уже перестали действовать [2, c. 213]. Таким образом, обновление общества начиналось как типичная «революция» сверху.
Первые результаты реализации курса ускорения социально-экономического развития обнадеживающие: за 1985-1986 гг. темпы прироста только промышленной продукции составляли 4,3% и превысили среднегодовые показатели ХI пятилетки, которые составляли лишь 3,5%. То есть после непрерывного падения процента среднегодового прироста, длившийся с начала 60-х годов, он впервые начал расти. Еще больший прогресс наметился в сельском хозяйстве: если в 1981-1985 гг. среднегодовой прирост основных показателей в этой отрасли составил 0,5%, то в 1985/86 гг. — 3,5%. Тенденция к росту принципиальных экономических показателей была общесоюзной и укрепляла в руководстве утопические надежды на быстрое улучшение жизни обычными командными методами [5, c. 248].
Характерными чертами общественного развития государства во второй половине 80-х годов были: импульсы необходимых изменений идут только «сверху»; партийно-государственный аппарат занимал выжидательную позицию, ожидая приказов и инструкций; выжидательная позиция доминировала и в большей части народных масс, однако все острее ощущалась потребность в более развернутой и четкой программе перестройки; общественная мысль была еще относительно малорадикальной и находилась в пределах социалистических стереотипов.
В дальнейшем в трактовке курса перестройки происходят радикальные изменения. Если на первом этапе партийно-государственным руководством СССР только в общих чертах была сформулирована, более-менее согласована программа перестройки, то впоследствии выдвигается ее стратегическая триада перестройки: новое политическое мышление и новые отношения к международным отношениям; радикальная экономическая реформа, демократизация политической системы советского общества.
Постепенно формируется социальная база перестройки. Далее этот процесс резко активизируется. Набирает силу процесс интенсивного формирования народных фронтов — первых независимых организаций, которые имели массовый характер (на февраль 1990 г. в СССР насчитывалось 140 Народных фронтов и объединений подобного типа).
Например, на лето 1989 г. в «Народном фронте Эстонии» было до 60 тыс. человек, в «Народном фронте Латвии» — 115 тыс., Литовском «Саюдис» — 180 тыс. человек. Возникает независимое массовое рабочее движение [5, c. 210]. Появление на политической арене неформальных организаций способствовало открытой и резкой критике правяoего режима за бесхозяйственность, сталинщину и тоталитаризм.
Возникает широкая нецензурированная пресса, возрождаются такие формы отстаивания прав и свобод как митинги, собрания, демонстрации. К весне 1989 г. в стране сложилась новая политическая ситуация резко отличающаяся от той, что была в 1985 и даже в 1988 г. Процесс демократизации, в отличие от первых лет перестройки, перестает быть делом верхов, началось движение снизу, со стороны широких народных масс. Идет политизация общественного сознания, поляризация и радикализация общественных сил. Процесс образования многочисленных общественных формирований активизируется и отражает разные настроения социальных групп советского общества. На основе некоторых из них начинают формироваться политические партии, зарождается реальный политический плюрализм.
Начатая еще в июне 1987 г. экономическая реформа имела целью перейти от административных к использованию преимущественно экономических методов управления народным хозяйством.
Свобода государственного предприятия должна была базироваться на двух основных принципах: хозрасчета и самофинансирования. К сожалению, еще в разработке методологии этой реформы была половинчатость. Она сохраняла основы командно-административной системы; не допускала плюрализма форм собственности, не предвидела реформирования ценообразования, материального снабжения и т.д.
Половинчатый характер реформы привел к разбалансировке в экономике, быстрому нарастанию деформаций и диспропорций и как результат этого — обострение ситуации в стране. Спад производства привел к невиданному дефициту в обеспечении населения товарами первой необходимости и продуктами питания [3, c. 176]. Серьезно дестабилизировало ситуацию в обществе и то, что КПСС все больше начинает «не вписываться» в перестройку. В условиях, когда ситуация начинает кардинально меняться, партия не успевает за ходом событий. Ее бюрократический аппарат не мог и не желал проявить ни гибкости, ни адаптационных возможностей, чем еще больше ухудшалось положение дел.
Углубление разграничений и растущая консолидация оппозиционных настроений широких народных масс к властным структурам были убедительными симптомом того, что монополия КПСС в политической сфере постепенно вытесняется реальным плюрализмом. Но, кроме реалий, была еще формальная сторона дела — наличие в Конституции СССР 6 статьи. В ней КПСС провозглашалась ядром и единственной руководящей силой в советском обществе. Это закрывало путь к образованию других политических партий.
Под влиянием растущего кризиса партийно-государственное руководство СССР раскалывается на прогрессивную и консервативную части. Консерваторы пошли в наступление с желанием вернуться назад. Возникает идея временного введения в стране чрезвычайных мероприятий, что на практике означало оттягивание радикальных как экономических, так и политических реформ.
Архитектор перестройки стал колебаться и с целью сохранить власть, начинает балансировать между прогрессивным и консервативным крылом ЦК КПСС. Такая трансформация взглядов, была обусловлена рядом с экономическими факторами и резким обострением политической ситуацией в СССР. Так, по мнению даже М.С.Горбачева, размах демократических народных движений и глубина их целей далеко вышли за «допустимые» либерально-реформаторские черты. Все это привело к тому, что «революция сверху», все больше приобретала черты хаотического, неконтролируемого процесса, в котором импульсы «снизу» становились все крепче и нередко опережали реакцию «инициаторов перестройки» на ход событий. Именно поэтому возникновение идеи перехода в СССР к президентскому государству и отмена 6 статьи Конституции СССР почти совпали.
Горбачеву нужно было удержать в своих руках ключевой властный рычаг для контроля за процессом перестройки. В марте 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР М.С.Горбачева избирают президентом Советского Союза. Отказ Горбачева поддержать проект перехода к рынку за 500 дней, который был подготовлен комиссией Шаталина-Явлинского, кровавые события в Тбилиси, Вильнюсе убедительно свидетельствовали о нарастающей склонность горбачевского руководства к союзу с консерваторами, о его существенном сползании вправо.
До некоторой степени закономерно, что IV съезд народных депутатов СССР осуществил поворот от демократии к политике «крепкой руки». Еще неокрепший парламентаризм уступает место президентскому правлению фактически с неограниченными полномочиями. Принципиальные ориентиры перестройки «плюрализм», «демократия», «гласность» сначала вытесняются, а затем и заменяются в официальной политике на «дисциплину», «порядок» и «стабильность».
Крайне острой проблемой в Советском Союзе в годы перестройки (особенно в конце 80-х гг.) стали отношения центра и союзных республик. Демократизация, гласность, открытость пробуждали национальное сознание, задавали вопросы связанные с государственным устройством и правовым статусом республик в составе СССР.
Союзные республики и национальные автономии не желали больше мириться со своим бесправным положением в составе Союза ССР. От тех принципов федерации, на которых они когда-то объединились, ничего не осталось. СССР превратился в унитарное государство со всемогущим грабительским центром. Союзные республики требовали расширения своих прав, ставили все острее (как, например, в Прибалтике) вопрос о политической независимости и выходе из состава СССР. Ситуация усугублялась возникновением межнациональных конфликтов в Закавказье и Средней Азии.
Союзный центр сначала не придавал должного значения требованиям республик. Даже Декларации о государственном суверенитете, принятые во всех союзных республиках в июне-июле 1990 г., М.Горбачев с иронией назвал «парадом суверенитетов». Однако вносить серьезные коррективы в политику общесоюзных органов республик все-таки пришлось.
Возникла идея обновления Союза ССР, поиска принципиальных основ нового Союзного Договора (встреча руководителей девяти республик в Ново-Огарево 28 апреля 1991 г.). Руководство Союза ССР вместе с представителями от национальных республик начало работать над его новым Союзным Договором. Работа проходила медленно, не раз она прерывалась и снова начиналась.
Представители республик, особенно РСФСР, не соглашались со многими положениями этого документа. Становилось ясно, что политика союзного центра не устраивает большинство республиканских элит. В стране быстро растут центробежные процессы. На фоне противоборства центра и республик начинается «война законов» между парламентами прибалтийских республик, РСФСР и Союза ССР, углубляются противоречия между лидерами демократических сил, президентами России Б.Ельциным и СССР М. Горбачевым.
Чтобы прекратить процесс децентрализации, восстановить старые порядки, 19-21 августа 1991 г. в Москве была предпринята попытка государственного переворота. Заговорщики, входивших в состав партийно-государственного руководства СССР, попытались убедить М.Горбачева ввести в стране чрезвычайное положение и, пользуясь этим, расправиться с оппозицией.
Когда же М. Горбачев отказался, то был объявлен больным. Он, по сути был изолирован и помещен под домашний арест. Заговорщики создали так называемый Государственный комитет чрезвычайного положения — «ГКЧП», который объявил о взятии власти в свои руки. В Москву были введены войска и объявлено чрезвычайное положение. Однако ГКЧП не удалось удержать власть.
Борьбу против него возглавило руководство РСФСР во главе с ее президентом Б. Ельциным. ГКЧП был арестован, началась чистка государственного аппарата от консервативных элементов, которые поддержали ГКЧП. Главными факторами, которые способствовали, а, по сути, и привели к поражению мятежа было желание народов, входивших в СССР, получить право на самостоятельное определение своей судьбы, единение обще-демократического, национально-демократического движений и государственных структур, которые не поддержали заговор.
Путч ускорил распад СССР и ликвидацию его государственных структур. В стране начался новый этап — этап общедемократической революции, в ходе которой юридически было ликвидировано компартийную систему (деятельность КПСС была запрещена), которая существовала более семи десятилетии. Начался необратимый процесс объективной суверенизации республик. Однако это был не «парад», а естественное движение народов к свободе, стремление создать свои суверенные государства.
- 8 декабря 1991 г. на встрече лидеров Белоруссии, России и Украины в Беловежской Пуще было подписано соглашение о денонсации договора 1922 г. о создании СССР (это означало его ликвидацию) и образование Содружества Независимых Государств (СНГ), открытого для вступления в нее других государств, возникших на территории бывшего СССР. Такое решение, по сути, аппаратным путем устраняло от должности Президента СССР М. Горбачева.
- 21 декабря 1991 на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще 8 республик.
Возникновение нового структурно слабого геополитического объединения СНГ в определенной степени затормозило процесс хаотичного распада СССР, вводя его в цивилизованные рамки, но обеспечить сохранение выгодных связей и отношений в условиях тотальных разрывов и распадов так и не смогло.
Источник: studwood.net
Причины краха перестройки
— раскол в партийно-государственном руководстве страны.
Предпосылки распада СССР
Зарождение национального сепаратизма
Неэффективность советской экономической модели и неудачи экономических реформ в период перестройки
Борьба за власть между центральными и национально-региональными политическими элитами
Кризис коммунистической идеологии, ослабление КПСС
Декларации о суверенитетах, 1990 год – «парад суверенитетов»:12 июня – Россия; 27 июля – Белоруссия; 23 августа – Армения.
Попытка Горбачева стабилизировать ситуацию в области национальных отношений, подготовка нового проекта союзного договора(Новоогаревский процесс) 9+1
17марта1991 года – первый в истории страны референдум по вопросу о сохранении СССР. За сохранение высказалось 76,4% принявших участие в голосовании.
18-21 августа 1991 августовский путч.
Члены ГКЧП: Г.Янаев – вице президент; В.Павлов – премьер-министр; Д.Язов – министр обороны; В.Пуго – министр внутренних дел; В.Крючков – председатель КГБ.
ГКЧП изолировал Президента Горбачева в Крыму и объявил в стране военное положение, руководство РСФСР во главе с Ельциным выступает с заявлением о незаконности действий ГКЧП. 21 августа действия ГКЧП были квалифицированны как государственный переворот.
24 августа – Горбачев отказался от поста Генсека ЦК КПСС и обратился в ЦК с призывом о самороспуске
6 ноября – Указ Б.Ельцина о запрещении деятельности на территории РСФСР КПСС и роспуск партийных структур
8 декабря – Беловежское соглашение лидеров 3-х стран России(Ельцин), Белоруссии(Шушкевич), Украины(Кравчук) о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств
25 декабря – заявление Горбачева о своей отставке с поста Президента СССР. Конец перестройки
Внешняя политика СССР – новое политическое мышление.
Новое политическое мышление – совокупность идей и подходов, выражающих общие интересы людей, независимо от их государственной и национальной принадлежности и обеспечивающих выживание человечества в ядерно-космический век.
— деидеологизация межгосударственных отношений
— приоритет общечеловеческих ценностей
— признание общепринятых норм морали как обязательного критерия всякой политики
НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
1. Советско-американские договоры: 1987 год – о ликвидации ракет средней и меньшей дальности; 1991 год – о сокращении стратегических наступательных вооружениях
2. Улучшение отношений с западными странами: 1990 год – договор об обычных вооруженных силах в Европе; ликвидация гонки вооружений.
3. Отказ от вмешательства во внутренние дела братских стран: 1989-1990 объединение Германии; падение просоветских режимов в странах Восточной Европы; ликвидация СЭВ и ОВД
4. Вывод Советских войск из Афганистана – февраль 1989года
Вопрос 41
Российская федерация 1992-2015 гг.
После распада СССР наступил новый важный этап в истории российской государственности. Это время можно условно разделить на три основных хронологических этапа: 1991-1993 гг., 1993-2000 гг., 2000-2012 гг.
Первый период (1992-1993 гг.) следует характеризовать как «постсоветский», во многих отношениях переходный. В сжатые сроки, в условиях продолжавшегося экономического кризиса, в Российской Федерации был осуществлен демонтаж советской экономической системы и заложены основы рыночной экономики. Эти задачи были в основном реализованы в ходе либеральных по содержанию и радикальных по исполнению экономических реформ, начатых правительством Ельцина-Гайдара в январе 1992 г. «Шоковая терапия» привела к резкому снижению уровня жизни населения. Усилились голоса критиков радикальных реформ, в том числе среди членов депутатского корпуса, представлявшего интересы избирателей.
Нараставшее с середины 1992 г. противостояние президентской и парламентской (в лице съезда народный депутатов и Верховного Совета РСФСР) ветвей власти привело в 1993 г. к политико-конституционному кризису, выразившемуся в «войне законов» и параличу власти. Это грозило развалом страны.
В результате победы Ельцина после трагических событий в Москве в октябре 1993 г. в России произошла кардинальная смена политической системы. Была проведена поэтапная конституционная реформа, создана президентская республика. Завершением первого периода стала окончательная ликвидация доставшейся в наследство от СССР системы Советов и принятие в конце 1993 г. ныне действующей российской Конституции.
Второй период в истории российской государственности (конец 1993-2000 гг.) связан с корректировкой курса реформ и попытками экономической стабилизации. В 1998 г. экономику потряс новый финансовый кризис (дефолт), оказавший временное благотворное влияние на экономические процессы.
Однако параллельно нарастал кризис центральной власти, который усугублялся болезнью правительственной чехардой, коррупционными скандалами, военно-политическим кризисом в восстановлением конституционного порядка в Чеченской Республике. На этом фоне росло общественное недовольство и угроза распада страны. В этих условиях президент Б.Н. Ельцин подал в отставку и, в соответствии с Конституцией, руководителем государства стал премьер-министр В.В.Путин, избранный вскоре новым президентом России.
В ходе третьего периода (2000-2012 гг.) В.В.Путин в рамках своего первого и второго президентских сроков сумел стабилизировать ситуацию в стране, провести меры по укреплению властной вертикали. Благоприятная конъюнктура способствовала экономическому росту, который продолжался в России вплоть до начала мирового экономического кризиса 2008 г. При президенте Д.А.Медведеве и премьер-министре В.В.Путине (май 2008 — май 2012 гг.) стране в целом успешнее, чем большинству других стран мира, удалось преодолеть основную волну экономического кризиса. Преемственность власти была подтверждена возращением на пост президента России В.В. Путина в 2012 г.
Становление новой России (1991-2000 гг.)
Б.Н.Ельцин и его окружение. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики.
Рост цен и падение жизненного уровня населения.
Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Особенности осуществления радикальных реформ в регионах России. Меры по смягчению последствий «шоковой терапии» в Татарстане.
Противостояние исполнительной и законодательной власти в 1992-1993 гг. Причины и последствия политико-конституционного кризиса. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Референдум по новой Конституции: ликвидация Советов и новая система государственного устройства. Принятие новой Конституции России. Утверждение государственной символики.
Итоги радикальных преобразований 1992-1993 гг.
Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Альтернативные модели федеративного процесса («модель Татарстана»). Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма.
Чеченская война: основные этапы, экономические и морально-политические последствия.
Экономика во 2-й пол. 1990-х гг. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы.
Дефолт 1998 г. и его последствия.
Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Кризис образования и науки. Падение престижа интеллектуальных профессий. Религиозный ренессанс. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. «Новые русские».
Новые приоритеты внешней политики. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Вступление России в «большую семерку». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве.
СНГ и союз с Белоруссией. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг.
Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Болезнь Ельцина и кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологи. «Олигархический» капитализм. Правительство Примакова.
Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок на территорию Дагестана. Отставка Ельцина.
Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации
Политические и экономические приоритеты
Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Избрание В.В. Путина президентом на третий срок. Государственная Дума. Многопартийность.
Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти. Стратегия развития страны. Совершенствование строительства гражданского общества. Экономическое развитие в 2000-е годы.
Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999-2008 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики.
Человек и общество в конце XX – начале XXI вв.
Новый облик российского общества. Социальная структура. Основные направления социальной политики. Демографическая проблема. Здравоохранение.
Повседневная жизнь. Качество и уровень жизни. Модернизация бытовой сферы.
Принятие новых правовых кодексов и правоприменительная практика. Россиянин в информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет.
Вопрос 42
Внешняя политика в конце XX – начале XXI вв.
Внешнеполитический курс в годы президентства Б.Н. Ельцина. Восстановление позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС.
Отношения с США и Евросоюзом. Дальневосточное и другие направления политики России.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI вв.
Изменения в условиях развития культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Основные научные достижения. Конфессии и их роль в жизни страны. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства.
Массовая культура.
Персоналии: Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А. Медведев, Е.Т. Гайдар, А.Б. Чубайс, B.C.
Черномырдин, Р.И. Хасбулатов, А.В. Руцкой, Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский, Б.А.
Березовский, М.Б. Ходорковский, М.М. Фридман, П.О. Авен, В.А. Гусинский, В.О. Потанин, А.П. Смоленский, М.Ш. Шаймиев, А.И. Лебедь, Е.М. Примаков, Д.М.
Дудаев, А.А. Масхадов, А.Х. Кадыров, В.А. Гергиев, И.Д. Кобзон, В.Т. Спиваков, Ю.А. Башмет, Д.Л.
Мацуев, З.К. Церетели, И.С. Глазунов, A.M. Шилов, Л.М. Рошаль, Ж.И.
Алфёров, В.Л. Гинзбург.
Понятия и термины: «шоковая терапия», дефолт, ваучер, залоговый аукцион, либерализация цен, приватизация, Международный валютный фонд (МВФ), Конституционный суд, импичмент, олигархи, вертикаль власти, стабилизационный фонд, «челноки» (челночная торговля), «финансовые пирамиды», «потребительская корзина», естественная монополия, диверсификация производства, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, исламский радикализм (фундаментализм), вертикаль власти.
1992 г., 2 января – начало экономической реформы
1992 г. — указ Президента РФ о введении в действие системы приватизационных чеков (ваучеров), начало приватизации госимущества
1993, январь – подписание Договора СНВ-2 между Россией и США
1993 г., 25 апреля – референдум о доверии Президенту Б.Н.Ельцину и Верховному совету.
1993 г., 21 сентября — Указ Президента РФ№ 1400 «О поэтапной конституционной реформе», объявление о роспуске съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по новой Конституции
1993, октябрь – трагические события в Москве, расстрел Белого дома.
1993 г., 12 декабря – Принятие Конституции РФ и выборы в Госдуму.
1994 г., декабрь – начало военно-политического кризиса в Чеченской Республике
1995 г., июнь – нападение боевиков на г. Буденновск
1996 г. — выборы Президента РФ.
1996 г. – подписание перемирия в Чеченской республике.
1998 г., август – дефолт, финансовый кризис
1999 г. – возобновление военного конфликта на Кавказе.
2000 г. – выборы и вступление в должность Президента РФ В.В.Путина
2000 – создание института Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, создание Государственного Совета РФ
2000 — утверждение новой концепции внешней политики РФ
2003 — выборы в Государственную Думу
2004 – избрание В.В. Путина Президентом РФ на второй срок
2008 г. – избрание Д.А. Медведева Президентом РФ
2008, август – операция по принуждению к миру
2008 г. – Мировой финансовый кризис. Корректировка тактики социально-экономического развития в условиях финансово-экономического кризиса в РФ (2008 г.)
2008 г. – закон об увеличении срока полномочий Государственной Думы до 5 лет и Президента РФ до 6 лет
2012 г. – избрание В.В. Путина Президентом РФ
Источник: mydocx.ru
Причины и следствия провала перестройки как комплексной политико-экономической реформы
У политического поведения М.С. Горбачева наверняка должна быть какая-то универсальная формула. Ведь если человек вторгается в различные сферы жизни, но одинаково безуспешно, то здесь помимо конкретных причин неудач должен присутствовать некий коренной порок, даже добро превращающий во зло.
В благих намерениях М.С. Горбачева никто, пожалуй, не сомневается, даже те, кто сегодня изображает президента коварным политиканом и интриганом, чуть ли не заговорщиком и кандидатом в диктаторы.
Вспомним, с чего М.С. Горбачеву приходилось начинать. Страна плелась в хвосте мировых политических социально-экономических, научно-технических процессов, превращаясь постепенно из великой державы в третьеразрядное государство, мощь которого измеряется в основном ракетно-ядерным потенциалом. Было ясно, что вывести страну из застоя будет неимоверно трудно.
Тому, кто возьмет на себя смелость и ответственность начать процесс перемен, необходимо обладать не только политической мудростью, но и политическим мужеством.
М.С. Горбачев, конечно же, понимал, какую нелегкую долю он себе выбирает. Ход мыслей у него был верный, и форму выражения им он нашел адекватную: «Каждый начинает перестройку у себя». Среди перестроечных афоризмов, на которые так щедр Михаил Сергеевич, считаю эту формулу ключевой, способной многое объяснить и в политическом поведении, и в судьбе Горбачева. Он решил перестраивать партию и страну одновременно, пытаясь попутно вылепить из себя самого политического деятеля нового типа.
Что ж, игра стоила свеч, но вот осуществление задуманного оказалось Михаилу Сергеевичу не под силу. Слишком сложна была задача, да и оковы усвоенных в недрах старых партийных структур представлений о том, из чего складываются авторитет и влияние политического лидера, сковывали мысль и действия. Пока М.С.
Горбачев созревал до очередного «смелого» решения, его пора было уже менять на иное, иногда прямо противоположное. В итоге многое делалось невпопад, с опозданием или, наоборот, преждевременно, с разрушительным для самого Горбачева и его политического авторитета эффектом. Переоценив себя, не осуществив в необходимых масштабах личной перестройки, М.С. Горбачев неизбежно должен был оказаться в незавидной роли вселенского обманщика. Что это, вина его или беда?
Теперь попробуем разобраться: кто в такой ситуации поддерживал М.С. Горбачева? Очень немногие.
КПСС — в той мере, в какой М.С. Горбачев, будучи у власти, постарается не допустить против партии политического геноцида.
Так называемые демократические силы — в той мере, в какой он способен сдерживать агрессивность консервативного движения, строящего свою политику на использовании усугубляющихся трудностей, которые сегодня многими рассматриваются как результат дилетантских действий «демократов».
Профессиональные, творческие, молодежные, женские союзы и массовые организации — в той мере, в какой они разделяют позиции демократического или консервативного крыла.
Церковь — постольку, поскольку М.С. Горбачев не препятствует росту ее активности и влияния среди населения.
Общественное мнение — лишь в той мере, в какой оно опасается, что политика того, кто может прийти на смену Горбачеву, окажется еще более губительной.
Многочисленные группировки «неформалов» — в той мере, в какой они считают, что, до тех пор пока они окончательно не оформятся, будет лучше, если бразды правления останутся в руках М.С. Горбачева.
А кто был против Горбачева? Те же самые силы, но теперь уже в зависимости от того, какие у них имеются программы вывода страны из кризиса, поскольку абсолютно все убеждены, что М.С. Горбачеву сделать это не удастся. Процесс разрушения его политического имиджа, падения авторитета и влияния стал необратимым. Слишком много за минувшие шесть лет допущено ошибок, просчетов, сделано невыверенных политических ходов.
В этой ситуации М.С. Горбачеву помогает держаться у власти только страх «правых», что победят «левые», и страх «левых», что победят «правые». Политического центра, способного притягивать к себе хоть какие-то силы, в стране практически нет. Ситуация уникальная, по сути дела, тупиковая. Попытки самого Горбачева найти из нее выход заведомо обречены.
Те, кто не понимал этого прежде, начинают сознавать сейчас, после того как начался процесс формирования новой президентской рати, вместе с которой М.С. Горбачев уже пообещал уйти в отставку, если не удастся стабилизировать обстановку, добиться перемен к лучшему.
Это заявление свидетельствует только о том, что президент политически дезориентирован и, похоже, деморализован. Иначе он должен был бы знать, что в обозримой перспективе сделать нечто такое, что можно было бы рассматривать как стабилизацию обстановки, а тем более как радикальный поворот к лучшему, ни ему, ни кому-либо еще не удастся.
Развитие событий вышло из-под контроля, и в нынешней ситуации никто не сможет предсказать, какая очередная «бомба» взорвется на политическом полигоне страны. Но что бы ни случилось, вина за это будет возложена на М.С. Горбачева, на тот кабинет министров, который он формирует.
Кто бы в него ни вошел, заведомо ясно, что там не будет ни одной действительно заметной личности, знающей себе политическую цену. Не исключаю, что именно по этим соображениям дистанцировались от президента А.Н. Яковлев и Э.А. Шеварднадзе, а также некоторые авторитетные эксперты из команды президентских советников.
К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского.
Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности.
Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок.
Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги.
Произошло падение жизненного уровня населения.
По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи.
В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно.
Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%.
Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.
К несомненному свидетельству провала в экономике можно отнести антиалкогольную компанию. Изначальная задумка реформы была весьма положительной- уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий этом направлении антиалкогольная кампания привела к плачевным результатам:
Антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на «пьяных» деньгах. Казна же стремительно пустела.
Вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР (Грузия и т.д.)
Рост наркомании, токсикомании, самогоноварения
Много миллиардные убытки бюджета
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать о том, почему, на наш взгляд, перестройка потерпела крах. Причин тому несколько:
1. Начиная перестройку М.С. Горбачев намеревался прежде всего осуществить ее в партии. И в этом была его фатальная ошибка.
2. Обещал разгромить политический и экономический тоталитаризм, открыть путь для подъема экономики и повышения благосостояния народа. На шестом году перестройки основные звенья командно-административной системы в основном сохранились. В лучшем случае в слегка модифицированном виде.
3. Михаил Сергеевич еще до перестройки, будучи инициатором разработки еще одной программы — продовольственной, обещал к 1990 году обеспечить изобилие продуктов и товаров сельскохозяйственного производства. Но до сих пор никто не знает, куда сгинули затраченные на реализацию «программы изобилия» миллиарды рублей.
4. На заре перестройки М.С. Горбачев уверял, что она приведет к процветанию каждую входящую в Союз республику. Сейчас СССР превратился в конгломерат враждующих друг с другом республик. Во многих регионах дело дошло фактически до гражданской войны.
5. И наконец, Михаил Сергеевич начиная перестройку заявлял о своей приверженности идеалам свободы, гуманизма, демократии, прав человека. Однако вместо демократических органов власти люди получили президента, который чем меньшего добивается, тем больших полномочий для себя требует. Законы тиражировались десятками и не исполнялись. Мощная волна преступности захлестнула страну.
Единственный закон, который позволил советским людям вдохнуть глоток свободы, — Закон о печати — тоже оказался под угрозой. С подачи президента его действие все хотели приостановить или, во всяком случае, ограничить. Предчувствия и настроения это намерение породило мрачные, в основе своей — антигорбачевские.
Скептики, еще на заре перестройки сочинившие строки: «Товарищ, верь, пройдет она, так называемая гласность, и вот тогда госбезопасность припомнит наши имена», — злорадствовали. В очередной раз М.С. Горбачев совершил непростительную ошибку, говорящую об изъянах не столько его политического сознания, сколько обыденного, житейского — выпущенного из бутылки джинна невозможно загнать обратно силой.
Однако в обеих своих ипостасях, с шараханьем между реформаторством и ретроградством, с шагом вперед и двумя назад он все равно был человеком, словно пришедшим из другого мира, а не из провинциального Ставрополья. После старых, измученных болезнями генсеков, невежественных вождей «из крестьян» перед страной и миром появился человек, который на фоне остальных тамошних старцев выглядел, несмотря на раннюю лысину, едва ли не мальчишкой.
Да еще с университетским образованием, обуреваемый идеями и желающий что-то изменить. Общество, привыкшее к полуподпольным, полудиссидентским разговорам на кухне, с удивлением обнаруживало, что Горбачев, в 49 лет ставший членом Политбюро, которого мы считали либо выдающимся карьеристом, либо толковым мужиком, не тронутым маразмом, часами говорит без бумажки и, как мы, считает, что так дальше жить нельзя. Он объезжает всю страну, говорит с людьми, нарушая все каноны советского протокола и запреты службы безопасности, не скрывает своей любви к жене, которая почти всегда ездит вместе с ним.
Этого было вполне достаточно, чтобы влюбить в себя почти всю страну, отвыкшую от нормальной жизни, привыкшую бояться и презирать власть. Он дал людям надежду и волю.
Тому, что едва ли не всенародное обожание сменилось столь же единодушной неприязнью, есть много причин. Ну ясно же теперь, что Горбачев вовсе не хотел привести СССР к победе «капиталистического» труда! Да и о социал-демократии, что бы сегодня ни говорилось, он не помышлял.
Пожалуй, он думал о Дубчеке, о том социализме, какой не довелось построить в Чехословакии. Скорее всего, в процессе реформ, политических и экономических, он в какой-то момент с ужасом понял, что система нереформируема и скрещивание советской управленческой машины с элементами демократии невозможно из-за сопротивления старых, но все еще мощных партструктур, из-за слабости и пассивности общества. Из-за того, что практика неумолимо доказывала — социализм «с человеческим лицом» невозможен, и его старый университетский товарищ Зденек Млынарж ошибался — реальный социализм бывает только с тоталитарной мордой ГУЛАГа и тотальным же дефицитом. Из-за того, что единственный его политический конкурент, им же самим и созданный, Борис Ельцин все это понял и, решительно отказавшись от старых догматов, не побоялся порвать с партаппаратом и опереться на «улицу».
Горбачев хотел лишь приоткрыть шлюзы и первоначально пытался контролировать демократизацию и дозировать гласность. И временами он вел себя как типичный провинциальный партийный босс хрущевско-брежневских времен. Так было после чернобыльской катастрофы, когда власть следовала принципу: «если ничего никому не говорить, никто и не узнает».
И когда он грозился уволить редактора «Аргументов и фактов», осмелившегося напечатать не очень лестный для Горбачева политический рейтинг. И когда устроил разнос «Московским новостям», опубликовавшим некролог «антисоветчику» Виктору Некрасову. Однако справляться с давлением внутри общества становилось все сложнее. Плотину прорвало.
Процесс, который «пошел», был сродни неуправляемой цепной реакции. И постепенно все то, за что народ полюбил Горбачева, стало вызывать только раздражение: остановиться не умеет, говорит, как заезженная пластинка, и жену зачем-то за собой таскает, и от жизни отстал, и окружил себя посредственностями типа Янаева. От него хотели четкой позиции и реального движения в ту или иную сторону.
А он предлагал все новые и новые компромиссы, не допустимые в революционную эпоху. Он пытался казаться центристом, маскируя тем самым свой страх и нерешительность. В итоге номенклатура его возненавидела, а демократы от него отвернулись. Первые считали его предателем корпоративных интересов. Вторые корили его за отказ от программы «500 дней», презирали за то, что верит запугиваниям КГБ, и наконец не могли простить ему крови Тбилиси, Баку и танков в Прибалтике.
Запуская реформы, Михаил Горбачев исходил из того, что партийно-советская управленческая система в принципе вполне пригодна для построения светлого будущего, ее лишь следует слегка подремонтировать, сделать более гибкой, придать «человечности». Горбачев до самого последнего момента отказывался смириться с мыслью, что советская государственная машина в принципе порочна, что ее не исправит никакой капитальный ремонт, не говоря уже о косметическом. Он так и не признал, что главным его оппонентом, тормозившим реформы, на борьбу с которым уходило столько сил и средств (борьба всякий раз заканчивалась очередным консенсусом), была не интеллигенция, вышедшая на улицы Москвы, и не возбудившиеся по всей стране националисты, и тем более не Борис Ельцин. Его оппонентом всегда был номенклатурный аппарат, видевший в любом начинании генсека угрозу своему существованию — гарантированным пайкам и спецсанаториям.
Жесткая вертикаль тоталитарного режима не предполагала обратной связи, поскольку сам факт обсуждения, а тем более оспаривания отданного приказа подрывал ее основы. А главное, советская политическая система совершенно не допускала внутренней конкуренции. Пригодная для управления обществом тотального единомыслия, она стала разваливаться, едва Горбачев попытался привить ей отдельные элементы демократии.
Источник: studentopedia.ru