Классики экономической теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т.е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства. Однако разразившийся в 1929-1933 гг. глубочайший кризис капиталистической экономики ознаменовал конец саморегулирования, или свободного предпринимательства, и показал неспособность рыночной системы развиваться без государства как экономического агента.
Вмешательство государства в экономику объективно вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и , связанные с функционированием рыночной экономики.
Необходимость государственного вмешательства, или регулирования рыночной экономики, теоретически обосновал английский экономист Дж.М.Кейнс в книге . Эта теория получила в той или иной степени практическое применение в экономике всех развитых капиталистических стран. В 70-80-х гг. XX столетия стал наблюдаться как бы обратный процесс: усилился интерес к рыночному механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свертывание государственного вмешательства в рыночную экономику развитых стран.
Причинами роста государственного вмешательства в экономику являются: а) рост расходов на оборону; б) рост населения; в) решение проблем окружающей среды и инфраструктуры; г) решение социальных проблем: безработицы, образования, здравоохранения, бедности, социального равенства и справедливости.
Экономическая сила государства определяется долей национального дохода, сосредоточенной , что приводит к формированию государственного сектора.
Если государству (правительству) принадлежит весь национальный доход, то это чисто государственная, или командная, экономика. В таком случае управление экономикой осуществляется из единого центра. Подобная экономика, как уже говорилось, имела место в социалистических странах, в частности, в нашей стране, или бывшем Советском Союзе.
Если государство распоряжается частью национального дохода, то такая экономика является смешанной.
Государственное вмешательство, или регулирование , выступает в двух видах: как косвенное и прямое.
Косвенное, или административное, регулирование — регулирование без инвестиций, без государственных расходов. Это законы, указы, постановления, распоряжения и т.д. Косвенное регулирование осуществляется через механизм законодательной и исполнительной власти с целью создания благоприятных условий для частного предпринимательства в стране. В арсенал косвенного регулирования можно отнести такие виды государственной деятельности, как налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, валютная политика.
Прямое государственное регулирование — непосредственное участие государства в экономической деятельности и социальной сфере. Оно осуществляется в результате государственных расходов с целью уменьшения неравенства в распределении доходов и создании государственного сектора в экономике, или так называемых общественных благ (инфраструктуры) как в экономической сфере, так и в социальной.
Теперь более подробно рассмотрим функции государства в смешанной экономике.
Косвенное регулирование
- Правительство использует механизм законодательной и исполнительной власти для обеспечения эффективной частной деятельности. Оно определяет права частной собственности и предоставляет законный статус частным предприятиям; гарантирует соблюдение контрактов; устанавливает законные между фирмами, производителями и потребителями, рабочими и менеджерами. Однако некоторые экономисты считают, что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих, подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства.
- Правительство проводит ряд антимонополистических, или антитрестовских, законов с целью защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса. Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату потребителя. Появление монополий резко изменяет эту ситуацию. Монополия как бы заменяет собой конкуренцию: продавцы (производители) манипулируют на рынке ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. В связи с этим монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов, а государство поддерживает высокую степень развития конкуренции.
Государство всегда будет иметь свою долю национального дохода в современной рыночной экономике.
Прямое регулирование
- Государство берет на себя задачу уменьшить неравенство доходов в обществе.
Рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении национального дохода между людьми. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой. Эта задача находит решение через трансфертные платежи.
Трансфертные платежи — это выплаты государства, которые просто перераспределяют налоговые поступления, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам войны и т.д. Трансферты представляют собой собственно перераспределительные потоки, так как они связаны с затратами, или <инвестициями в человека>. Трансферты не всегда выдаются в обычной денежной форме. Иногда они имеют вид целевых средств платежа или просто выдаются в натуральной форме (например, детское питание). За последние два десятилетия в развитых странах трансфертные платежи заметно выросли.
Общественные блага (инфраструктура) удовлетворяют коллективные потребности. К ним относятся: национальная оборона, космос, информация, электроэнергия, общественный транспорт, здравоохранение, образование, охрана окружающей среды и т.д.
По своему потребительскому назначению они противоположны товарам индивидуального потребления.
Во-первых, общественные блага неделимы, их нельзя продать поштучно, как, скажем, автомобиль. Например, дорогой пользуется любой человек: имеет он автомобиль или нет.
Во-вторых, каждый человек пользуется этими благами, и не существует эффективных способов отстранения его от пользования ими, как только эти блага возникают. Классическим примером общественного блага служит маяк, предостерегающий корабли от коварного морского побережья или гавани. Практически нет способа исключить для некоторых кораблей возможность пользования выгодами от маяка.
Традиционно в развитых и особенно развивающихся странах производство общественных благ, или инфраструктуры, является сферой деятельности государственного сектора. Это достигается путем налогообложения частного сектора и населения. Налоги высвобождают ресурсы из частной сферы.
Правительство через закупки товаров и услуг направляет эти ресурсы (налоги) в производство общественных благ и услуг. Более широко правительственные закупки — это расходы правительства на закупку оружия, строительство автомагистралей, информационных центров, оплата услуг врачей, судей, пожарных, учителей и т.д. Правительство сознательно перераспределяет ресурсы с целью осуществить значительные изменения в структуре национального продукта страны. Оно может пустить ресурсы как на производство управляемых ракет, военных самолетов, так и на строительство новых школ и автомагистралей, т.е. объектов инфраструктуры. Подробнее об инфраструктуре смотрите ниже.
В конечном итоге государство в смешанной экономике решает три задачи:
- способствует повышению эффективности экономики;
- обеспечивает справедливость в распределении доходов;
- поддерживает макроэкономическую стабильность: а) полную занятость и б) стабильный уровень цен. Как может правительство это осуществить? Ответ один: только через политику правительственных доходов и расходов или механизм фискальной политики.
Можно долго спорить, что важнее — частный или государственный сектор. Это бесполезно: современная экономика уже не может быть или только частной, как это было в капиталистических странах до (1929-1933), или только государственной, как это было в социалистических странах, в частности, в СССР. Она может быть только смешанной.
Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения.
Недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее усиливать их действие.
Следует помнить, что все государственные регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Разрастание бюрократического аппарата усложняет процесс принятия решений . Поэтому рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены политикой государства.
Кругооборот доходов и расходов в смешанной экономике
Теперь мы можем сделать вышеприведенную модель еще более реалистичной, включив в нее государственный сектор. Для этого предположим, что государство выступает как экономический агент , получающий доходы в виде налогов и расходующий его на закупки товаров и услуг. Обобщенная таким образом диаграмма кругооборота доходов и расходов в смешанной экономике представлена на рис. 9.2.
Рис. 9.2. Кругооборот доходов и расходов в смешанной экономике
Согласно рисунку домохозяйства распоряжаются своими доходами тремя способами: они покупают потребительские товары и услуги, делают сбережения и платят налоги государству. Фирмы производят товары и услуги и получают доходы от их реализации, а государство собирает налоги, делает трансфертные платежи — пособия по безработице, бедным, инвалидам, ветеранам войны и т.д., а остальное расходует на покупку товаров и услуг.
При этом надо учесть, что домохозяйства часть доходов расходуют на потребление, а часть — на сбережения. Фирмы же часть дохода направляют на инвестиции с целью расширения производства. В конечном итоге государство как бы интегрируется в кругооборот и становится органичной частью экономической деятельности. В этом и есть суть смешанной экономики.
Проблемные вопросы
- Почему на смену чистому капитализму приходит смешанный капитализм? Что представляет собой ?
- В чем специфика частного сектора в смешанной экономике? Почему частный сектор господствует в прибыльных отраслях экономики?
- Корпоративный сектор, домохозяйства, международный сектор — что важнее в рыночной экономике?
- Как формируется экономическая сила государства?
- Считаете ли вы государственный сектор экономики эффективным? Должен ли расти государственный сектор в рыночной экономике?
- Участвует ли государство в кругообороте доходов и расходов в смешанной экономике? Если , то графически покажите место и роль государства в данной модели.
- Ощущали ли вы на себе экономическую роль правительства?
- Экономический рост, стабильный уровень цен или социальная обеспеченность населения — что важнее или приоритетнее в экономической политике государства?
Источник: intuit.ru
Роль государства в рыночной экономике: зачем нужно вмешательство
Роль государства в рыночной экономике можно осознать, изучив его функции в этой сфере. Среди них можно выделить ряд основных. Из них, наверное, самая главная, демонстрирующая роль государства в рыночной экономике, это определение ее правовых основ (включая обеспечение их соблюдения и вопросы частной собственности). Она служит базой для всего остального.
В частности, государственные институты (органы власти, статистики и т.п.) активно принимают участие в защите потребителей и поддержании конкуренции, стимулировании роста экономики и ее стабилизации, перераспределении национального дохода, решая при этом различные социальные задачи. Они участвуют в предоставлении общественных услуг и товаров, регулирует вопросы, связанные внешними выгодами и издержками. Тут имеются в виду ситуации, когда требуется нейтрализация вещей, не поддающихся воздействию ценового механизма рынка. Внешние эффекты могут быть как со знаком «плюс», так и отрицательными. Кроме того, государственный сектор в рыночной экономике принимает прямое участие в хозяйственной деятельности в различных отраслях.
Также роль государства в рыночной экономике проявляется через обеспечение занятости граждан. Причина этого — постоянная вынужденная безработица какого-то процента населения. Поэтому государство воздействует на рынок рабочей силы разнообразными способами. Организует службы занятости, производит обучение и переподготовку населения, его переквалификацию.
Кроме того, оно напрямую создает рабочие места в различных отраслях. Яркий пример этого — массовое строительство дорог и другой инфраструктуры после кризисов в США или Китае.
Очень ощутимо, причем каждым гражданином, государство в рыночной экономике, когда оно осуществляет перераспределение национального дохода. Основной элемент этого процесса — налогообложение людей и юридических лиц. Роль государства в рыночной экономике этом случае заключается в изъятии части средств, в том числе целевых страховых взносов, и направление их на решение различных задач: социальных, военно-политических, охраны правопорядка, содержания ЖКХ и т.п. Большинство экспертов считает, что функция перераспределения доходов позволяет добиться определенной справедливости в обществе, правда, при условии, что механизм перераспределения отлажен, построен на научных принципах, проверенных временем.
Стоит также подробно остановиться на участии государства в хозяйственной деятельности. Зачем оно вообще нужно, почему не ограничиться только ролью судьи, почему необходимо становиться потребителем и производителем услуг и товаров? Обычно называют четыре причины этого. Первая — это монополии, регулировать и влиять на деятельность которых может только государство, вторая — это упомянутые выше внешние воздействия, третья — неспособность рынка обеспечивать население общественными благами коллективного потребления. Четвертая — разница в доходах, провоцирующая возникновение бедности, которая создает проблемы для всего социума.
Источник: www.syl.ru
Страница № 20. Роль государства в экономике.
Государство в той или иной степени вмешивается в экономическую деятельность страны, регулирует её. Степень этого вмешательства, методы и способы определяются типом экономической системы. Рассмотрим, какова роль государства в каждом из типов экономических систем.
Роль государства в традиционной экономике экономической системе:
- государство активно поддерживает традиции, устои и ценности рассматриваемой системы хозяйствования.;
- государство проявляет заботу и проводит политику социальной поддержки беднейших слоев населения для формирования социально-бытовой и производственной инфраструктуры;
- происходит использование иностранного капитала, но довольно редко
Роль государства в административно-командной экономической системе:
- государство занимает главенствующая роль в экономике страны;
- государство отвечает на главные вопросы экономки: что, как и для кого производить;
- централизованное планирование;
- централизованное ценообразование;
- распределительно-командные методы управления;
- государственная монополия, отсутствие конкуренции, свободного рынка, предпринимательства
Роль государства в рыночной экономической системе.
Цели государственного регулирования:
- минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
- создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Задачи государства в экономике:
- нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций применяемых методов воздействия, соответствующих специфике регулируемых сфер национальной экономики;
- учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.
Методы государственного регулирования.
Прямые методы (или административные) государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, вынуждая их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Они базируются на силе государственной власти.
Цель – создание правовых условий, необходимых для развития экономики.
Функции административных методов:
- обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни;
- защита конкурентной среды;
- гарантирование права собственности и свободы принятия экономических решений.
Правовые методы.
Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. (антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддержка конкуренции)
Косвенные методы (или экономические). При их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической
Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло.
Экономические методы.
- Взимание налогов . Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его.
- Проведение денежной политики . Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.
- Введениетаможенных пошлин. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). К этой же группе относятся налоги, бюджет, государственные инвестиции и др.
Экономическое программирование.
Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период . Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.
Функции государства в рыночной экономике.
- Юридическая – создание нормативно-правовой база. Правительство занимается развитием правовой системы, определяет права и обязанности, создает законы, таким образом, влияя на экономику.
- Стабилизационная – постоянная поддержка отраслей экономики, уменьшение инфляции, стабилизации курса национальной валюты, уменьшение уровня безработицы и регулирование цен на социально значимые группы товаров.
- Социальная – перераспределение финансов между слоями общества, защита незащищенные слоев общества, организация и поддержание в отличном состоянии отраслей, которыми не занимается частный бизнес: медицина, транспорт, наука, оборону, связь, образование.
- Социальные гарантии. Государство должно и обязано гарантировать минимум. Обеспечивать граждан минимальной пенсией по старости либо инвалидности, обеспечивать граждан получением заработной платы не меньше установленного минимума, обеспечивать пособие по безработице.
Основные направления экономической политики государства в условиях рыночной экономики.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика: бюджет + налоги;
Основные направления фискальной политики:
- деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета;
- обеспечение занятости населения
- предотвращение, подавление инфляционных процессов;
Кредитно-денежная (монетарная) политика: денежная эмиссия + изменение учётной ставки + изменение нормы обязательных резервов).
Способы кредитно-денежного регулирования:
- денежная эмиссия (выпуск государством (центральным банком) в обращение дополнительного количества денежных знаков.
- установление учётной ставки процента (норма процента, под которой центральный банк даёт кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учётную ставку, центральный банк делает кредит более дорогим или более дешёвым);
- установление нормы обязательных резервов (коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Для этого Центральный банк устанавливает норму обязательных резервов.
Операции Центрального банка на открытом рынк е.
Центральный банк продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке, выплачивая по ним высокий процент, привлекает средства инвесторов для покрытия бюджетного дефицита. В результате количество денег в экономике сокращается, они сосредотачиваются у государства.
Роль государства в экономике РФ.
- Государство РФ инвестирует огромные средства во все отрасли страны, особо это видно на фоне судостроения, авиастроения и машиностроения.
- Большое внимание уделяется экспорту продукции, проводится протекционистская политика, то есть поддержка местного производителя.
- Поддержка малого и среднего бизнеса, предоставление льготных кредитов и займов.
- Проведение политики импортозамещения (особенно в условиях западных санкций).
- Создание новых предприятий, появление новых рабочих мест.
- Государство РФ выполняет экономическую, социальную, культурно-воспитательную, охранную функции.
ОБЩИЙ ВЫВОД.
Роль государства в экономике:
- стабилизация экономики,
- защита прав собственности,
- регулирование денежного обращения,
- перераспределение доходов путём налоговой политики,
- регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками,
- контроль над внешнеэкономической деятельностью,
- производство общественных благ,
- поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Разделы
- ЭКЗАМЕНЫ — 2024
- Конституция Российской Федерации 1993 года с поправками 2020.Текст + комментарий.
- ЕГЭ. Обществознание. Задание № 23. Вариант № 31.КОНСТИТУЦИЯ РФ.
- ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — ШКОЛЬНИКАМ.
- Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Карточки: вопрос-ответ.
- СЛОЖНЫЙ ВОПРОС – ПРОСТОЙ ОТВЕТ
- Готовиться к ЕГЭ легко и просто.
- Обществознание. ВСЯ ТЕОРИЯ В ОДНОМ МЕСТЕ.
- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.
- Готовимся к экзаменам.Трудные вопросы.
- ЕГЭ. Обществознание. Задание № 24. ПЛАН.
- Предэкзаменационный марафон. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
- Общество. Теория
- ОБЩЕСТВО. Термины.
- Человек. Теория
- ЧЕЛОВЕК. Термины.
- Познание. Теория
- ПОЗНАНИЕ. Термины.
- Духовная сфера. Теория
- Духовная сфера. Термины.
- Политика. Теория
- ПОЛИТИКА. Термины.
- Право. Теория.
- ПРАВО. Термины.
- Социальная сфера. Теория
- Социальная сфера. Термины.
- Экономика. Теория
- Экономика. Термины.
Источник: obschestvoznanie-ege.ru