Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.
северный морской путь
Энциклопедический словарь
Се́верный морско́й путь — СМП, до начала XX в. назывался Северо-Восточный проход, главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные российские порты. Длина (от Карских Ворот до бухты Провидения) 5600 км.
СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в том числе за границу, и др.). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов).
СМП впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878-79 шведской экспедицией Н. А. Э. Норденшельда. Впервые за одну навигацию (1932) СМП пройден экспедицией О. Ю. Шмидта на судне «Сибиряков». В 1932 создано Главное управление СМП (Главсевморпуть), в 1971 учреждена Администрация СМП при Министерстве морского флота, с 1992 при Департаменте морского транспорта Российской Федерации.
Большой энциклопедический словарь
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ путь (СМП) (до нач. 20 в. назывался Северо-восточный проход) — главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Сев. Ледовитого ок., соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до бухты Провидения) 5600 км.
Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т. ч. за границу, и др.). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов).
Северный морской путь впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878-79 шведской экспедицией Н. А. Э. Норденшельда. Впервые за одну навигацию (1932) Северный морской путь пройден экспедицией О. Ю. Шмидта на судне «Сибиряков». В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), в 1971 учреждена Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота, с 1992 при Департаменте морского транспорта Российской Федерации.
Гуманитарный словарь
СЕ́ВЕРНЫЙ МОРСКО́Й ПУТЬ (до нач. 20 в. наз. Сев.-вост. проход) — гл. судоход. магистраль России, соединяет европ., дальневост. порты и устья судоход. рек в единую трансп. систему. Проходит через моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Вост.-Сибирское, Чукотское и Берингово. С. М. П. обслуживают пароходства, полярная авиация, науч.-иссл. ин-ты, гидрометеостанции, речные и мор. порты, гидрографич. и трансп. предприятия.
Уже в 11-13 вв. поморы совершали плавания в этом направлении. О практич. применении такого пути высказался рус. дипломат Дм. Герасимов в 1525. В 16 в. англичанами предпринимались попытки плавания в этих р-нах (Х. Уиллоби, Р. Чанслер, С. Барроу), вплоть до Новой Земли. В 1580 А. Пет и Ч. Джексон смогли проникнуть в юго-зап. ч. Карского моря. Но осн. вклад в открытие и освоение С. М. П. внесли россияне.
Сибирские казаки и промышленники отд. участками прошли почти все побережье С. М. П. В 1648 отряды С. Дежнева и Ф. Попова фактически доказали существование мор. прохода из Сев. Ледовитого ок. в Тихий. Бесценный вклад в изучение сев. и вост. р-нов страны внесли Камчатские эксп.
Способствовали освоению С. М. П. и теоретич. разработки М. Ломоносова, в частности его догадка о дрейфе льдов с востока на запад в Атлантику. Изучение р-нов С. М. П. способствовали мн. эксп.: В. Чичагова (1764-66), Ф. Розмыслова (1768-69), И. Биллингса — Г. Сарычева (1785-94), П. Анжу и Ф. Врангеля (1820-24), Ф. Литке (1821-24), П. Пахтусова (1832-33), А. Циволько (1837-39), А. Миддендорфа (1842-45).
В 1876 организуются Карские эксп. с практич. целью провоза на мир. рынок минер. сырья, леса, с.-х. продукции. До 1919 было сделано 122 карских рейса. Трудности плавания усугублялись отсутствием хорошего навигац. оборудования, ледоколов. В 1878 швед. эксп. Э. Норденшельда (на шхуне «Вега») впервые совершила сквозное плавание по С. М. П. с одной зимовкой у Чукотки.
Позднее для исслед. сев. морей работали А. Бунге (1885-86), С. Макаров на первом ледоколе «Ермак» (1899-1901), Э. Толль на шхуне «Заря» (1900-03), Г. Брусилов на шхуне «Св. Анна» (1912-14), В. Русанов на транспорте «Геркулес» (1912-13). Была совершена попытка плавания к Сев. полюсу Г. Седова на судне «Св. Фока», гидрогр. плавания на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1913, в результате к-рого открыта Сев. Земля.
Сквозное плавание с востока на запад с зимовкой совершил Дж. У. Де-Лонг на амер. шхуне «Жаннетта» (1879-81), Ф. Нансен на «Фраме» (1893-96), Р. Амундсен прошел с запада на восток по С. М. П. на судне «Мод» с зимовкой у Таймыра и Чукотки (1918-25).
С 1921 стали действовать сов. Карские эксп., с 1923 — Колымские рейсы. В 1929 начинает строиться порт Игарка на Енисее. В 1932 ледокольный пароход «Сибиряков» во главе с О. Шмидтом впервые прошел из Архангельска до Берингова прол. без зимовки. В 1932 создается Гл. управление С. М. П. В 1930-40-е гг. построены порты Диксон, Тикси, Певек и Провидения.
Для освоения пути продолжали организовываться эксп.: высокоширотная на ледоколе «Садко» под начальством Г. Ушакова (1935), первая станция «Северный полюс», дрейф ледокола «Седов» (1938), перелеты летчиков В. Чкалова, А. Белякова, Г. Байдукова.
Во время 2-й мир. войны по С. М. П. перегоняли дальневост. боевые корабли в Баренцево море, этим путем перевозили жизненно необходимые грузы. В послевоен. годы для совершенствования навигации организуются высокоширотные эксп. «Север» и продолжается орг-ция дрейфующих станций «Северный полюс».
Для обслуживания С. М. П. строится атомоход «Ленин», а также атомоходы «Арктика» и «Сибирь», на трассе работают дизель-электроходы типа «Обь». Иссл. по увеличению срока навигации продолжаются, что связано с развивающейся экономикой Крайнего Севера и Зап. Сибири. Научно-практич. рейс совершил атомоход «Арктика» к Сев. полюсу в 1967, протяженность маршрута 3876 миль, поход занял 14 суток.
Лекции О. Ю. Шмидта в «Ледовом лагере». Шарж Ф. П. Решетникова
Иллюстрированный энциклопедический словарь
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП) (до начала 20 в. назывался Северо-Восточный проход), главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до Бухты Провидения) 5600 км. Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.
Продолжительность навигации 2 — 4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов). СМП впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878 — 79 шведской экспедицией Н.А.Э. Норденшельда. Впервые за одну навигацию (1932) СМП пройден советской экспедицией О.Ю. Шмидта на судне «Сибиряков».
Орфографический словарь
Се́верный морско́й пу́ть
Источник: sanstv.ru
Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь. Моря, через которые он проходит, почти 8—10 месяцев
Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь. Моря, через которые он проходит, почти 8—10 месяцев в году скованы льдом. Почему же Северный морской путь имеет большое значение для народного хозяйства? Укажите не менее двух причин. 1. 2.
6 лет назад
1. Это самый короткий путь из Европейской части нашей страны на Дальний Восток, поэтому судоходство здесь экономически обосновано.
2. Это эффективный и оправданный способ перевозки всевозможных товаров, а значит, и развития торговли с другими странами.
Значение данной магистрали было велико еще издавна, а в наши дни, когда появились мощные ледоколы, этот путь стал еще более востребован. Его использование позволяет экономить средства, которые могли быть затрачены для перевозок по суше, — в условиях сурового климата доставлять грузы по материку еще сложнее. Для некоторых районов региона это единственная возможность обеспечения людей всем необходимым.
Источник: travelask.ru
Кому сегодня принадлежит Северный морской путь?
Перспективы освоения Северного морского пути являются важнейшим заделом для развития России. Публикация «Снежные короли» в прошлом номере «Нашей Версии» получила большой отклик среди информированных читателей газеты. Однако, оценивая битву за контроль над арктическими проектами в будущем, мы оставили за рамками историю этой магистрали и те организации, которые уже сейчас имеют большой флот и активно пользуются Северным морским путём.
Сегодня по объёмам перевозки грузов лидирующую позицию занимает «Норникель», за которым следуют «Газпром нефть», «Роснефть», «Новатэк» и ЛУКОЙЛ.
Минувший 2017 год ознаменовался для истории Северного морского пути (СМП) очередным рекордом. По итогам календарной навигации грузопоток по главной арктической судоходной магистрали составил 10 млн тонн, вновь превысив показатели предыдущего года.
Резкое увеличение объёмов перевозок по Севморпути, наблюдающееся на протяжении последних лет, уже привело к тому, что СМП вполне официально (и небезосновательно) называют одним из самых динамично развивающихся отечественных экономических проектов. И нынешние достижения, похоже, далеко не предел.
К примеру, по мнению вице-президента Объединённой судостроительной корпорации Евгения Загороднего, к 2030 году грузопоток на северной транспортной артерии может вырасти до 70 млн тонн, а впоследствии – до 105 млн тонн. Драйверами роста обещает стать возросший интерес зарубежных компаний к перевозке грузов по значительно более короткому, нежели через Суэцкий канал, маршруту из Европы в Азию.
Предпосылки к этому уже есть. На прошлой неделе Китай уже объявил о своём желании проложить через арктическую зону «Полярный шёлковый путь». Делать это он намерен в партнёрстве с «третьими странами, имеющими отношение к Севморпути». Понятно, что речь идёт об РФ.
Север для России
Значение Севморпути для экономики России и мира в целом сложно переоценить. Это кратчайший морской маршрут между европейской частью РФ и Дальним Востоком. Его протяжённость от Архангельска до Владивостока составляет 11 237 километров против 23 700 километров длины Суэцкого канала.
Кроме того, Севморпуть открывает широкие возможности для исследования Арктики – по мнению специалистов, мировым центром для этого со временем вполне мог бы стать Норильск. В самом деле, почему бы и нет? Город, находящийся за полярным кругом, обладает научным потенциалом, инфраструктурой и производственной базой. К тому же поблизости Северный Ледовитый океан, река Енисей, тундра, плато Путорана и ареалы проживания малых народов Севера.
Крепость-фактория Мангазея фото с сайта «Маленькие» истории»
Источник: https://little-histories.org/
Предположения о том, что морским путём можно из Европы через север проникнуть в Азию, возникли в середине XVI века. В 1594–1597 годах голландский мореплаватель Виллем Баренц трижды пытался найти морской проход в Ост-Индию. В 1600 году на берегу реки Таз для контроля над богатствами Сибири была построена крепость-фактория Мангазея. Поскольку Мангазеей вовсю интересовались иностранцы, царь Алексей Михайлович под страхом смерти запретил купцам добираться в крепость по морю. Позже англичане предприняли ряд попыток пройти северным маршрутом, однако экспедиции оказались неудачными, и почти на 200 лет о них забыли.
О главной проблеме для дальнейшего активного развития грузопотока по Северному морскому пути рассказал возглавляющий Минвостокразвития Алексей Чекунков.
Развитие рудного дела подстегнуло интерес к исследованиям Сибири и поискам прохода через льды. В частности, разработкой и теоретическим обоснованием экспедиции активно занимался М.В. Ломоносов. Однако впервые преодолеть весь маршрут Севморпути удалось лишь в 1879 году Адольфу Норденшёльду на барке «Вега». Тем не менее это и последующие путешествия сопровождались вынужденной зимовкой – пройти за одну навигацию по Севморпути смогла лишь экспедиция Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».
Встреча ледокола «Малыгин» с германским дирижаблем «Граф Цеппелин» в бухте Тихой. фото с сайта «Маленькие» истории»
Источник: https://little-histories.org/
Понимая, что контроль над СМП, сибирскими недрами и возникшими в регионе новыми производствами имеет стратегическое значение, иностранцы под видом экспедиций вовсю вели разведку. В 1931 году немецкий дирижабль «Граф Цеппелин» пролетел над советской частью Арктики, проведя аэрофотосъёмку, а в 1940 году по Севморпути прошёл немецкий крейсер «Комета», имевший на борту аппаратуру для пеленгации и радиоперехвата. Уже в 70-е годы XX века выяснилось, что немцы смогли построить на острове Земля Александры и в дельте Лены секретные опорные пункты для снабжения подводных лодок.
Расцвет навигации на Севморпути начался в 60-е годы, когда в состав советского флота вошёл первый в мире атомный ледокол «Ленин». 1 мая 1978 года атомный ледокол «Сибирь» положил начало круглогодичной навигации. В 1991 году Северный морской путь открылся для международного судоходства.
Впрочем, пока что он большей частью используется не в качестве транзитного коридора, а как логистический маршрут для транспортировки углеводородов и другой продукции с северных месторождений и производств. Активное освоение СМП подтолкнуло увеличение мощностей Норильского горно-металлургического комбината (с 1989 года – в составе ГМК «Норникель»), потребовало круглогодичной навигации по маршруту Мурманск – Дудинка. Сегодня развитие СМП также связывают с созданием новых промышленных производств в арктической зоне РФ. Очередным этапным моментом в этом процессе стал запуск завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ» компании «Новатэк».
Сырьевики зашли в Арктику
Старт производства в разы увеличил интересы «Новатэка» к использованию в своих целях возможностей Северного морского пути. Тут стоит отметить, что на протяжении постсоветской истории крупные игроки уже не однажды пытались применить функционал СМП к своим бизнес-горизонтам. К примеру, ещё в середине 90-х на Северном морском пути начала доминировать компания ЛУКОЙЛ.
Контролируя региональные пароходства и получив от государства в доверительное управление большую часть ледокольного флота страны, ЛУКОЙЛ тогда фактически обрёл статус монопольного перевозчика по Арктике. Такое положение дел привело к тому, что выполнение даже жизненно важного северного завоза стало зависеть от компании.
Впрочем, главной задачей для детища Вагита Алекперова оставалась перевозка нефтепродуктов – их с 1995 по 1999 год ЛУКОЙЛ перевёз по Арктике свыше миллиона тонн. Однако северные нефтяные проекты не оправдались, и компания продала принадлежащие ей ледовые танкеры, сократив своё присутствие в Арктике. В настоящее время у ЛУКОЙЛа на побережье Печорского моря имеется порт Варандей, где помимо нефти, добываемой в Западной Сибири, на экспорт отгружается нефть с месторождений им. Требса и Титова.
«Газпром» нашел альтернативный путь сбыта ямальского газа, который ранее направлялся в Германию по трубопроводу «Северный поток». Теперь его отправляют по Северному морскому пути – вероятно, в Китай.
Не меньший интерес к Севморпути проявляли и другие сырьевики. В числе ключевых пользователей водной магистрали обычно называют «Газпром нефть» и «Роснефть». Для «дочки» империи Алексея Миллера СМП привлекателен в качестве средства вывоза нефти с платформы «Приразломная» в Печорском море, а также для транспортировки сырья с нефтегазоконденсатного месторождения Новопортовское, которое расположено на Ямале. «Долгосрочная стратегия «Газпром нефти» предусматривает увеличение добычи на месторождениях Крайнего Севера как на суше, так и на море. Эти проекты продолжают активно развиваться, и уже через несколько лет на их долю будет приходиться существенная часть добычи компании», – отметил председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков.
«Роснефть» действует ещё амбициознее. В сентябре 2017 года компания увеличила свой флот, дополнительно заложив четыре корабля ледового класса. Танкеры будут использоваться для перевозки нефти, добываемой на Пайяхском месторождении, из устья Енисея по трассе Северного морского пути.
Третьим заметным игроком считается компания «ВостокУголь», обеспечившая в минувшем году перевозку 1 млн тонн грузов по Севморпути. В настоящее время компания строит рядом с посёлком Диксон порт Чайка, а также планирует начать строительство второго порта – Бухта Север. Всё это должно значительно увеличить транспортный потенциал арктического морского коридора.
Взяли груз
Однако же крупнейшим пользователем Севморпути продолжает оставаться компания «Норникель». Она же, кстати, заодно является и старейшим эксплуатантом из числа нынешних – именно для перевозки стратегически важной продукции «Норникеля» в СССР были построены корабли усиленного ледового класса, проводку которых в порт Дудинка осуществляли атомные ледоколы.
Сегодня «Норникель» обеспечивает свыше половины грузооборота Северного морского пути. Отчасти это лидерство может выглядеть нарочито – Норильский промышленный район не имеет железнодорожного сообщения с Большой землёй, потому приходится использовать морской транспорт. Тем не менее в реальности объёмы перевозок увеличиваются по объективным причинам.
Закрытие устаревшего никелевого завода в Норильске привело к тому, что полуфабрикат теперь транспортируется в Мончегорск. Из-за этого объём перевозок вырос до 1,5 млн тонн. Ещё 3 млн тонн грузов приходится на северный завоз с материка.
В перспективе грузооборот «Норникеля» по Севморпути может увеличиться ещё на 2 млн тонн благодаря претворению в жизнь так называемого серного проекта – программы по утилизации серы. В рамках её «Норникель» весной 2017 года провёл комплексную модернизацию второго причала в Мурманском транспортном филиале, обошедшуюся в 4,6 млрд рублей. Ранее глобальной модернизации подвергся порт Дудинка, где по причине ежегодного затопления причалов во время паводка установили мобильные краны.
Для перевозки грузов «Норникель» использует собственный флот, состоящий из шести кораблей усиленного ледового класса Ars7. Благодаря особой системе движителей Azipod они могут без сопровождения ледоколов выполнять круглогодичные рейсы среди льдов толщиной до 1,8 метра.
Таким образом, Северный морской путь можно считать практически освоенным. Теперь задача – скорее превратить его в полноценную транспортную магистраль, уникальность которой станет залогом развития экономики страны.
Источник: versia.ru