Основные средства и нематериальные активы
1. Общая характеристика МСФО(IAS) 16 «Основные средства»
МСФО (IAS) 16 «Основные средства» является основным международным стандартом, регулирующим порядок учета основных средств.
Также при изучении правил учета основных средств необходимо руководствоваться МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IAS) 17 «Аренда», МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам», МСФО (IAS) 36 «Обеспечение активов».
Основные средства — это материальные активы, которые используются компанией для производства или поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду другим компаниям или для административных целей; и предполагается использовать в течение более чем одного годового периода.
При определении того, что составляется отдельный объект основных средств, критерии признания должны применяться с учетом конкретных обстоятельств и специфику финансово-хозяйственной деятельности компании. Например, незначительные по стоимости мелкие приспособления, штампы, шаблоны и другие аналогичные детали могут приниматься к учету как единый учетный объект; запасные части и оборудование для обслуживания основных средств, как правило, включаются в состав материально-производственных запасов и списываются на расходы по мере их использования. Однако крупные запасные части, резервное оборудование, а также запчасти и оборудование для обслуживания конкретного объекта могут приниматься к учету как основные средства, если компания предполагает их использовать в течение более одного (годового) периода, но не более срока полезного использования соответствующего объекта основных средств.
Урок 7. Основные средства, нематериальные активы и вложения во внеоборотные активы
При определенных условиях общую сумму затрат на актив, целесообразно разделять на составляющие части и учитывать каждую часть как отдельный объект основных средств. Это имеет место, когда составные части актива имеют разный срок полезного использования или извлечение выгоды от использования отдельных частей происходит по разным схемам, требуя применения различных норм и методов амортизации. Например, самолет и его двигатели следует учитывать по отдельности, поскольку они имеют разные сроки полезного использования.
Активы, имеющие отношение к экологической безопасности и защите окружающей среды, принимаются к учету как основные средства, если они позволяют компании увеличить будущие экономические выгоды от других активов, принадлежащих компании. При этом балансовая стоимость всей группы соответствующих активов не должна превышать их общую возмещаемую стоимость. Первоначальное приобретение объектов основных средств осуществляется по фактической себестоимости.
Первоначальная стоимость — это сумма уплаченных денежных средств или их эквивалентов или справедливая стоимость другого переданного за него возмещения, на момент приобретения или сооружения актива.
Первоначальная стоимость объектов, включает следующие элементы:
покупную стоимость, в том числе пошлины (за вычетом торговых скидок);
прямые затраты по доставке актива к месту назначения приведению его в рабочее состояние (затраты на площадку, доставку и разгрузку, на установку, стоимость профессиональных архитекторов, инженеров и т.д.)
Основные средства и нематериальные активы
предполагаемую стоимость разборки и удалении актива (затраты на демонтаж) и восстановление площадки, на которой он располагался.
Первоначальная стоимость основных средств собственного изготовления определяется по сумме произведенных компанией затрат.
дминистративные, общехозяйственные и другие аналогичные косвенные расходы не включаются фактические затраты на приобретение, создание и изготовление, кроме случаев когда они непосредственно связаны с приобретением, созданием или изготовлением основных средств.
При использовании альтернативного подхода, предусмотренного МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам» в первоначальную стоимость основных средств включаются расходы на привлечение заемных средств.
Если объект приобретается за счет полученных государственных субсидий, то балансовая стоимость объекта может быть уменьшена на сумму субсидий с соответствии с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».
МСФО (IAS) 16 «Основные средства»
Введено в эксплуатацию оборудование стоимостью 800 000 рублей.
Схема платежей выглядит следующим образом:
§ 01.01.01 г. — 70% (560 000 руб.)
§ 31.12.01 г. — 30% (240 000 руб.)
Транспортные расходы составляют 80 000 рублей
Срок использования — 10 лет
Стоимость по выводу из эксплуатации 50 000 рублей
Коэффициент дисконтирования равен 7%
Для покупки основного средства получена субсидия в размере 10% от стоимости.
Рыночная стоимость основного средства:
§ на 31.12.01 г. — 760 000 рублей
§ на 31.12.02 г. — 650 000 рублей
МСФО (IAS) 16 «Основные средства» являются основным международным стандартом, регулирующим порядок учета основных средств.
Также при изучении правил учета основных средств необходимо руководствоваться МСФО (IAS) 1 «Предоставление финансовой отчетности», МСФО (IAS) 17» Аренда», МСФО (IAS) 36 «Обеспечение активов».
Основные средства — это материальные активы, которые используются компанией для производства или поставки товаров и услуг для сдачи в аренду другим компаниям или для административных целей, и предполагается использовать в течение более чем одного годового периода.
Первоначальная стоимость объекта основных средств:
Денежные средства, уплаченные 01.01.01 г. — 560 000 руб.
Отсроченная сумма оплаты:
— будущая стоимость денежной единицы;- текущая стоимость денежной единицы;- ставка дохода или процентная ставка;- число периодов накопления, в годах;
FV = 240 000/(1+0,07) = 224299,07 руб.
Транспортные расходы 80 000 руб.
Резерв по текущей дисконтированной стоимости:
FV = PV/(1+i) n = 50 000/(1+0,07) 10 =4672,89 руб.
Первоначальная стоимость оборудования:
000+224299,07 +80 000+4672,89 = 868 971,96 руб.
Ввод в эксплуатацию основного средства будет отражен следующей бухгалтерской записью:
. Отражаем приобретение производственного оборудования:
Д-т сч. Основные средства 868 971,96 рублей
К-т сч. Расчеты с поставщиками и подрядчиками 864299,07 рублей
К-т сч. Резерв по выводу из эксплуатации 4672,89 рублей
Если объект приобретается за счет полученных государственных субсидий, то балансовая стоимость объекта может быть уменьшена на сумму субсидий в соответствии с МСФО (IAS) 20 «Учёт государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».
. Отражаем получение государственной субсидии:
как уменьшение стоимости актива на величину субсидии
Д-т сч. Денежные средства 80 000 рублей
К-т сч. Основные средства 80 000 рублей
. Начисляем амортизацию за отчетный период
(868 971,96 — 4672,89 — 80 000) / 10 = 784299,07 / 10 = 78429,90 руб.
Д-т сч. Расходы на амортизацию 78429,90 руб.
К-т сч. Амортизация основных средств 78429,90 руб.
Выписка из финансовой отчетности компании:
Баланс на 31.12.01 г. основное средство в составе активов
(868 971,96 — 80 000 — 78429,90) = 710542,06 руб.
Рыночная стоимость основного средства:
§ на 31.12.01 г. — 760 000 рублей
Коэффициент переоценки равен 1,07 (760 000/710542,06).
Таким образом, применив коэффициент переоценки, необходимо увеличить:
первоначальную стоимость основного средства
(868 971,96 *1,07 — 868 971,96)= 60828,04 рубля,
(78429,90*1,07 — 78429,90) = 5490,09 рублей.
Делается бухгалтерская запись:
.12.01 г. отражена переоценка оборудования;
Д-т сч. Основное средство 60828,04 руб.
К-т сч. Амортизация основного средства 5490,09 руб.
Амортизация на 2002 год определяется исходя из «новой» первоначальной стоимости и старого срока полезной службы:
(800 000 — 4672,89 — 80 000) / 10 = 715327,11 / 10 = 71532,71 рубля
Баланс на 31.12.02 г. основное средство в составе активов
(800000 — 80 000 -71532,71) = 648467,29 руб.
Рыночная стоимость основного средства:
§ на 31.12.02 г. — 650 000 рублей
Коэффициент переоценки равен 1,002 (650 000/648467,29).
Таким образом, применив коэффициент переоценки, необходимо увеличить:
первоначальную стоимость основного средства
(650000 * 1,002 — 650000)= 1300 рубля.
(71532,71 * 1,002 — 71532,71) = 143,07 рублей.
Делается бухгалтерская запись:
.12.02 г. отражена переоценка оборудования;
Д-т сч. Основное средство 1300 руб.
К-т сч. Амортизация основного средства 143,07 руб.
международный учет стандарт актив
2. Учет нематериальных активов в соответствии с МСФО
Учет нематериальных активов (НМА) регламентируется МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» (Intangible Assets). Нематериальный актив — это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы. Таковыми могут считаться торговые марки, фирменные наименования, программное обеспечение, лицензии, авторские права, патенты, права на эксплуатацию, рецепты, формулы, проекты, макеты, интеллектуальная собственность и другие подобные объекты.
Однако чтобы быть признанным в финансовой отчетности, нематериальный актив должен удовлетворять определениям и критериям признания, установленным международными стандартами.
Прежде всего, это критерии, общие для всех активов:
· подконтрольность организации . Подконтрольность актива подразумевает, что компания имеет право получать связанные с ним экономические выгоды и может ограничить доступ к этим выгодам других компаний. Чаще всего свидетельством этого является право собственности, тем не менее, даже отсутствие такого юридического права не является препятствием к осуществлению организацией контроля над активом. Например, объект, полученный в лизинг, должен учитываться на балансе лизингополучателя, поскольку именно он использует актив в своей деятельности и по своему усмотрению, то есть контролирует актив. В то же время, нельзя считать нематериальным активом знания и опыт сотрудников компании, поскольку организация не способна в полной мере контролировать связанные с ними будущие выгоды;
· способность приносить экономические выгоды в будущем. Будущие экономические выгоды, связанные с использованием НМА, выражаются в увеличении выручки от продажи товаров (услуг) или сокращении затрат;
· высокая вероятность получения таких выгод. Вероятность поступления будущих выгод оценивается с использованием профессионального суждения, основываясь на имеющихся первоначальных данных и обоснованных допущениях, касающихся дальнейшего использования НМА;
· возможность надежной оценки актива . Не всегда стоимость актива является определенной величиной. Во многих случаях применяются расчетные оценки. В полной мере это относится и к НМА. Расчетная оценка должна быть обоснованна и осмотрительна. Если невозможно провести обоснованный расчет, актив не признается в отчетности.
Специфическими для нематериальных активов являются следующие признаки:
· отсутствие физической формы. Часто активы, учитываемые в качестве НМА, существуют в какой-либо материальной форме (к примеру, лицензия — в виде документа, программное обеспечение — на компакт-диске), однако во всех случаях материальный элемент актива должен быть вторичен по отношению к его нематериальному элементу. Актив, сочетающий материальные и нематериальные элементы может учитываться как по МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (Property, Plant and Equipment), так и по МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» (Intangible Assets) в зависимости от того, какая из составляющих является более важной для эксплуатации, материальная или нематериальная. Например, операционная система компьютера учитывается в составе самого компьютера (основного средства), поскольку отдельно от него функционировать не может;
· идентифицируемость. Под идентифицируемостью в МСФО подразумевается, что нематериальный актив представляет собой отдельный учетный объект, то есть актив является отделяемым и его можно реализовать как самостоятельную единицу, например, продать или обменять. Помимо этого НМА является идентифицируемым и в случае, если он проистекает из договорных или прочих юридических прав, причем передаваемость и отчуждаемость этих прав не имеет значения. Например, лицензия, выданная государственным органом, не может быть передана другой компании, но дает организации юридическое право на осуществление определенной деятельности.
Итак, объект, чтобы быть признанным в отчетности в качестве НМА, должен соответствовать как общим, так и специфическим критериям. Объекты, не отвечающие хотя бы одному из перечисленных требований, должны признаваться в качестве расходов по мере их возникновения, либо включаться в величину деловой репутации (при объединении компаний).
МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» (Intangible Assets) впервые был принят в 1998 году. Действующая в настоящее время редакция стандарта появилась в 2004 году и применяется в отношении годовых периодов, начинающихся с 31 марта 2004 г. Отдельный стандарт IAS 9 «Затраты на исследования и разработки» существовал с 1974 года (редактировался в 1993 г.). С принятием МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» (Intangible Assets) данный стандарт был отменен.
По российскому законодательству, учет НМА регулируется ПБУ 14/2000, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ — ПБУ 17/02. Отличия выявляются уже на этапе признания объектов в качестве НМА.
ПБУ 14/2000 требует наличия «надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности». Тем самым сводится «на нет» принцип преобладания экономической сущности над юридической формой.
На практике это выражается в том, что такие широко распространенные объекты как лицензии или приобретенные компьютерные программы не могут учитываться в качестве НМА, а отражаются в составе расходов будущих периодов. И напротив, организационные расходы, относящиеся к НМА, не соответствуют критериям МСФО. Причем до принятия ПБУ 14/2000 такое требование отсутствовало, а значит, и не возникало такого противоречия. Существуют и другие отличия: в отечественном учете нет необходимости пересмотра срока полезного использования и метода амортизации, не производится переоценка НМА, отсутствуют НМА с неопределенным сроком службы.
Первоначальная оценка НМА
Первоначальная оценка нематериального актива зависит от способа его поступления в компанию (см. Таблицу).
Оценка НМА в зависимости от способа приобретения
Способ поступления НМА в организациюПервоначальная оценка НМАОтдельная покупкаСебестоимостьОбменСправедливая стоимость или балансовая стоимость переданного активаГосударственная субсидияСправедливая стоимость или номинальная стоимость плюс затратыОбъединение компанийСправедливая стоимостьСоздание собственными силамиСебестоимость, рассчитанная с момента удовлетворения требуемым критериям
При покупке НМА первоначальная стоимость включает в себя:
· Невозмещаемые налоги, включаемые в стоимость приобретения
· Прочие затраты, напрямую связанные с подготовкой актива к использованию по назначению
Отнесение затрат на себестоимость прекращается с момента, когда НМА становится пригоден для использования по назначению, независимо от того, когда началось его фактическое использование.
Обмен
НМА, полученный при обмене на другой актив, оценивается по справедливой стоимости передаваемого или полученного актива (в зависимости от того, какая из них более очевидна). В том случае, если справедливая стоимость активов не может быть достоверно оценена, НМА принимается к учету по балансовой стоимости передаваемого актива.
Приобретение НМА через государственную субсидию
НМА, полученные в качестве государственных субсидий, по усмотрению компании могут быть учтены как по справедливой стоимости, так и по номинальной стоимости (себестоимости) актива плюс затраты, непосредственно относимые на подготовку НМА к использованию.
Приобретение НМА при объединении предприятий
Нематериальные активы, полученные при объединении компаний, первоначально оцениваются по справедливой стоимости на дату приобретения. Важно при этом признать все идентифицируемые НМА, справедливая стоимость которых поддается надежной оценке, отдельно от деловой репутации, независимо от того, был ли данный актив признан до объединения предприятий или нет.
Создание НМА внутри компании
Процесс создания актива МСФО (IAS) 38 делит на две стадии: исследование и разработка.
Затраты на стадии исследования всегда признаются расходами периода, поскольку на этом этапе компания не может продемонстрировать, что существует НМА, способный приносить экономические выгоды компании в будущем.
НМА, возникающий на стадии разработки, может быть признан только, если компания сможет показать:
· техническую осуществимость завершения создания НМА с тем, чтобы он был готов к использованию или продаже;
· намерение завершить создание НМА, а также использовать или продать его;
· свою способность использовать или продать НМА;
· способ получения вероятных будущих экономических выгод от НМА;
· наличие достаточных технических, финансовых и других ресурсов для завершения разработки, а также использования либо продажи НМА;
· способность надежно оценить затраты, относящиеся к НМА в ходе его разработки.
Стоимость созданного внутри компании НМА представляет собой общую сумму расходов, понесенных с момента, когда актив стал отвечать всем критериям признания и компания может продемонстрировать выполнение всех вышеназванных условий.
В себестоимость НМА, созданного компанией включаются:
· затраты на использованные в процессе создания НМА материалы и услуги;
· затраты на оплату труда сотрудников, непосредственно связанных с разработкой НМА;
· затраты на регистрацию юридических прав;
· амортизация оборудования, а также патентов и лицензий, использованных при создании НМА;
· прочие затраты, непосредственно связанные с созданием НМА.
Если этапы в рамках одного проекта разделить невозможно, то весь проект признается исследовательским и все затраты на него списываются как расходы периода. Нового НМА в финансовой отчетности не возникает.
Если затраты на нематериальный актив первоначально были признаны в качестве расхода периода в предыдущей отчетности, то они не могут впоследствии восстанавливаться и признаваться частью стоимости НМА.
МСФО (IAS) 38 специально оговаривает, что внутренне созданные торговые марки, списки клиентов и аналогичные статьи не могут быть признаны в отчетности в качестве НМА, так как затраты на них невозможно отличить от затрат на развитие компании в целом.
Все затраты, производимые после принятия объекта на баланс называются последующими затратами. Последующие затраты включаются в стоимость нематериального актива и увеличивают его балансовую стоимость лишь в очень редких случаях. Обычно подобные затраты признаются в качестве расходов, поскольку зачастую бывает невозможно определить, будут ли эти затраты усиливать экономические выгоды, поступающие в компанию от НМА. Кроме того, бывает трудно отнести такие затраты непосредственно на конкретный НМА, а не на деятельность компании в целом.
Последующие затраты на НМА, произведенные после его покупки или создания, увеличивают балансовую стоимость актива только если они позволят НМА принести компании будущие экономические выгоды сверх первоначально определенных и если эти затраты могут быть оценены и обоснованно отнесены на определенный актив.
Оценка после первоначального признания
После первоначального признания объекта в качестве НМА МСФО (IAS) 38 позволяет на усмотрение компании использовать два метода дальнейшего учета: по первоначальной стоимости или по переоцененной стоимости.
Метод учета по первоначальной стоимости заключается в учете нематериального актива по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации, а также накопленных убытков от обесценения.
Метод учета по переоцененной стоимости состоит в том, что после первоначального признания НМА учитывается по переоцененной сумме, которая представляет собой справедливую стоимость актива на дату переоценки, за вычетом накопленной впоследствии амортизации и любых последующих накопленных убытков от обесценения. Справедливая стоимость при применении данного метода должна определяться только со ссылкой на активный рынок.
Переоценка должна производиться с достаточной регулярностью, то есть балансовая стоимость актива на отчетную дату не должна существенно отличаться от справедливой стоимости. Для использования этого метода учета необходимо, чтобы первоначально актив был принят к учету по себестоимости.
Если на момент переоценки признано увеличение стоимости НМА, то такая дооценка кредитуется непосредственно на капитал (за исключением признанного ранее убытка), снижение же стоимости должно быть отнесено на расходы, кроме случаев, когда оно покрывается ранее признанным увеличением стоимости.
По мере эксплуатации актива реализуется сумма его дооценки. Включенная в капитал дооценка переводится на нераспределенную прибыль (без отражения в отчете о прибылях и убытках) в сумме разницы между амортизацией, рассчитанной после переоценки, и амортизацией на основе первоначальной стоимости. При выбытии актива так же реализуется вся сумма прироста стоимости.
На практике учет по переоцененной стоимости встречается довольно редко, поскольку требует определения в разные моменты времени справедливой стоимости НМА со ссылкой на активный рынок, которого для многих нематериальных активов не существует.
Организация должна выбрать и применять последовательно метод учета для каждого класса нематериальных активов.
Срок полезного использования и амортизация нематериального актива
Срок полезного использования (СПИ) НМА определяется как период времени, на протяжении которого компания предполагает использовать актив или, исходя из количества единиц продукции, которое компания предполагает получить при его использовании.
При установлении СПИ НМА учитывается множество факторов, например:
· предполагаемый способ использования актива;
· типичная продолжительность жизненного цикла для аналогичных активов;
· быстрота технического устаревания в результате совершенствования производства;
· изменения рыночного спроса на продукцию, производимую с использованием НМА;
· ограничения на использование актива (например, истечение договора аренды);
· зависимость СПИ НМА от сроков полезной службы других активов компании.
Срок службы актива может быть признан неопределенным, если невозможно установить период, в течение которого ожидаются поступления денежных средств от его использования.
НМА с неопределенным сроком службы не амортизируются, а в обязательном порядке ежегодно тестируются на предмет обесценения (а при наличии признаков возможного обесценения и чаще) в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
Амортизация НМА с определенным сроком службы начинает исчисляться с момента, когда актив готов к использованию и распределяется на систематической основе на протяжении всего расчетного срока его использования.
Существует несколько методов начисления амортизации: линейный, метод уменьшаемого остатка, метод суммы изделий. Метод амортизации выбирается компанией самостоятельно на основании графика потребления экономических выгод от использования актива и применяется последовательно.
Обычно амортизация признается расходом компании, но существуют случаи, когда амортизационные отчисления частично формируют себестоимость выпускаемой продукции. К таким случаям относится амортизация НМА, используемых в производственном процессе.
Сумма амортизационных отчислений зависит от ликвидационной стоимости актива. МСФО (IAS) 38 предполагает, что ликвидационная стоимость нематериального актива равна нулю. Исключением являются ситуации, когда есть обязательство третьей стороны приобрести этот НМА или для актива существует рынок и есть вероятность, что этот рынок продолжит существовать после истечения срока использования актива.
МСФО (IAS) 38 обязывает организации пересматривать оценки ликвидационной стоимости, СПИ и метода начисления амортизации как минимум в конце каждого финансового года. Существенные изменения должны быть отражены в отчетности согласно МСФО (IAS 8) «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки» (Accounting Policies, Changes in Accounting Estimates and Errors).
Амортизация НМА прекращается на более раннюю из дат: дату, когда актив начинает классифицироваться как предназначенный для продажи и дату прекращения признания актива.
При наличии признаков возможного обесценения стоимость нематериальных активов подлежит пересмотру в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» (Impairment of Assets).
Признание нематериального актива прекращается, и он исключается из отчетности при выбытии или в случае, когда от его использования и выбытия не ожидается более получение экономических выгод. Финансовый результат от выбытия нематериального актива определяется как разница между чистыми поступлениями от выбытия и балансовой стоимостью актива и учитывается в отчете о прибылях и убытках.
Раскрытие информации о НМА в финансовой отчетности
МСФО (IAS) 38 содержит весьма широкий перечень аспектов учета, которые должны раскрываться в отчетности. Для каждого класса НМА раскрытию подлежит следующая информация:
· сроки полезного использования (отдельно указываются НМА с неопределенными сроками службы);
· используемые методы амортизации;
· валовая балансовая стоимость с накопленной амортизацией и убытками от обесценения;
· статьи отчета о прибылях и убытках, в которые включена амортизация;
· выверка балансовой стоимости на начало и конец периода, с указанием всех изменений сумм в течение периода, с анализом по видам.
При этом компания обязана проводить разграничение между внутренне созданными НМА и другими нематериальными активами.
Финансовая отчетность в части НМА должна также раскрывать информацию о переоценке, обесценении, неопределенном сроке службы, государственных субсидиях, расходах на исследования и разработках. Может оказаться полезным предоставление дополнительной информации, позволяющей пользователям получить полную картину о данном виде активов предприятия.
Теги: Основные средства и нематериальные активы Контрольная работа Бухучет, управленческий учет
Просмотров: 19522
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Основные средства и нематериальные активы
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Источник: diplomba.ru
Основные средства предприятия
Понятие, сущность и классификация основных средств предприятия. Износ, амортизация, методы оценки стоимости.
Нестеров А.К. Основные средства предприятия // Энциклопедия Нестеровых
Понятие основных средств предприятия
Основные средства – это ключевой фактор в деятельности любого предприятия. Основные средства, представляя собой наиболее дорогостоящую часть средств производства, обеспечивают производственный цикл в течение длительного времени.
Природа основных средств обусловлена тем, что они переносят свою стоимость на стоимость продукции предприятия по частям. Отметим, что ряд авторов и специалистов отождествляют понятия «основные средства» и «основные фонды».
Использование предприятием основных средств позволяет осуществлять производственную деятельность благодаря соединению средств производства, предметов труда и человеческого труда.
Следовательно, неудивительно, что регулирования вопросов, касающихся основных средств, касаются несколько нормативных актов: Федеральный закон РФ №402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», «Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств».
Понятие основных средств у разных авторов
Понятие основные средства
Основные средства – совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течении периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев
Основные средства – средства труда (здания, сооружения, оборудование и т.п.), участвующие в производстве длительное время и постепенно переносящие свою стоимость на продукцию предприятия
Основные средства – длительно используемые средства производства, участвующие в производстве в течение многих циклов, имеющие длительные сроки амортизации
Основные средства – это внеоборотные активы, участвующие в
течение длительного периода в хозяйственном процессе и приносящие организации дополнительные экономические выгоды
В ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [1] закреплено, что под основными средствами понимаются активы, которые одновременно соответствуют следующим условиям:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Основные средства предприятия – это активы, используемые как средства труда в производственных процессах (при выполнении работ, оказании услуг) более 12 месяцев и не предназначенные для перепродажи.
Классификация основных средств предприятия

1. Основные средства по отраслевому признаку:
- промышленность
- строительство
- торговля и общественное питание
- транспорт
- связь
- ЖКХ
- здравоохранение
- образование
- культура и т.д.
2. Основные средства по назначению и сфере применения:
- производственные
- непроизводственные
3. Основные средства в зависимости от имеющихся прав на имущественные активы:
- основные средства, находящиеся в собственности предприятия
- основные средства, используемые на основе оперативного управления
- арендованные основные средства
4. Основные средства по степени использования:
- в эксплуатации
- в резерве
- в стадии возведения, достройки, реконструкции и т.п.
- на консервации
5. Основные средства по составу
- здания
- сооружения
- машины и оборудование
- измерительные инструменты и приборы
- производственный и хозяйственный инвентарь
- рабочий и племенной скот
- транспортные средства, внутрихозяйственные дороги
- капитальные вложения на коренное улучшение земель, в арендованные объекты основных средства
- многолетние насаждения, земельные участки, объекты природопользования
При этом основные средства предприятия разделяются на активную и пассивную часть.
Активная часть основных средств – часть активов, наиболее активно применяемой в производственном процессе.
Пассивная часть основных средств – часть активов, которая оказывает косвенное влияние на производственный процесс (здания, сооружения, инвентарь и т.п.) и необходимая для обеспечения производственных процессов.
Роль основных средств для предприятия
В совокупности, основные средства позволяют предприятию осуществлять производственные процессы за счет образования производственно-технической базы. При этом наличие основных средств определяет границы возможностей предприятия по выпуску продукции, оказанию услуг, выполнению работ, а также уровень технической вооруженности труда работников предприятия.
Увеличение основных средств и повышение технической вооруженности труда способствуют обогащению процесса труда, росту результативности производства и культурно-технического уровня на предприятии.
Использование предприятием в своей основной деятельности новых основных средств, их модернизация, особенно это касается орудий труда, – ведет к повышению качества выпускаемой продукции, сокращает затраты труда, повышает производительность труда и снижает себестоимость продукции.
Документы по учету основных средств
Все операции с основными средствами организации должны быть отражены документально и закреплены в соответствующих формах учетной документации.
Формы первичной учетной документации
акт о приеме – передаче основных средств объекта основных средств (кроме зданий и сооружений)
акт о приеме-передаче здания (сооружения)
акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
акт о приеме – сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов
акт о списании объекта основных средств
акт о списании автотранспортных средств
акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
инвентарная карточка учета объекта основных средств
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств
Инвентарная книга учета объектов основных средств
акт о приеме (поступлении) оборудования
акт о приеме – передаче оборудования в монтаж
акт о выявленных дефектах оборудования
Методы оценки основных средств
Оценка основных средств необходима для определения общей стоимости структуры и динамики основных средств, эффективности использования основных средств, рентабельности и т.д.
Методы оценки основных средств
По первоначальной стоимости
Основные средства учитываются и оцениваются в ценах тех лет, когда они были созданы
По восстановительной стоимости
Показывает, сколько денежных средств пришлось бы затратить предприятию в данный момент времени для замены имеющихся изношенных в той или иной степени основных средств такими же, но новыми
По остаточной стоимости
Определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной амортизацией
По ликвидационной стоимости
Величина ожидаемой выручки от реализации какого-либо объекта основных средств по истечении срока его эксплуатации
В хозяйственной деятельности предприятия при приобретении и вводе в строй основные средства учитываются по первоначальной стоимости, а после переоценки – по восстановительной стоимости. В балансе предприятия основные средства отражаются по остаточной стоимости. Оценка основных средств по ликвидационной стоимости используется, например, при продаже отдельных активов.
Понятие износа основных средств
Поскольку основные средства, как особый вид активов, используются в течение длительного времени, они подвержены износу, который может быть вызван как объективными причинами материального и нематериального характера, так и различными непредвиденными случаями.
Износ основных средств – это утрата основными средствами части своей стоимости.
Виды износа
Название вида износа
потеря стоимости в результате изменения физических, механических и т.п. свойств основных средств. Физический износ может возникать как в процессе их эксплуатации, так и в процессе бездействия
1) моральный износ I-го рода – это потеря стоимости в результате появления аналогичных, но более дешевых средств труда.
2) моральный износ II-го рода – это потеря стоимости, в результате появления наналогичных, наиболее производительных средств труда
потеря стоимости в результате того, что новые основные средства обеспечивают более высокий уровень социальных требований (комфортность, безопасность, эргономичность).
это потеря стоимости в результате ужесточения стандартов в области охраны окружающей среды.
наступает вследствие неравномерного износа отдельных элементов основных средств и возмещается путем ремонта.
соответствует полному обесцениванию основных средств, когда их дальнейшее использование убыточно или невозможно. В этом случае основные средства ликвидируются и замещаются новыми.
Амортизация основных средств
Амортизация – это процесс переноса стоимости основных средств на готовую продукцию и возмещение этой стоимости в процессе реализации продукции.
Перенос стоимости в виде амортизационных отчислений в денежном выражении должен соответствовать степени износа основных средств, при этом эти отчисления включаются в себестоимость продукции. Приобретение станков, машин, оборудования и прочих основных средств требует серьезных капиталовложений. Амортизация как финансовая категория определяет возврат ранее произведенных затрат. Преимущество амортизационных отчислений в том, что чем выше нормы амортизации и соответственно чем выше сумма отчислений, тем больше будет размер прибыли, необлагаемый налогом. За счет амортизационных отчислений предприятие создает возможности по финансированию процессов замены основных средств и нематериальных активов.
Существует несколько методов начисления амортизации. При этом каждое предприятие должно в своей учетной политике закрепить и прописать метод амортизации, который используется при начислении амортизации.
Способы начисления амортизации
Название метода начисления амортизации
Линейный метод (способ равномерного, пропорционального списания стоимости основных средств)
сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормой амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Способ уменьшения остатка
сумма начисленной амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств, принимаемой на начало каждого отчетного года, и нормы амортизации, исчисленной при постановке на учет данного объекта исходя из срока его полезного использования и коэффициента ускорения, который устанавливается законодательством РФ.
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
годовая сумма амортизациинных отчислений определяется исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств и соотношения, в числителе которого – число лет, оставшихся до конца срока полезного использования объекта, в знаменателе – сумма лет срока полезного использования.
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции
начисление амортизации производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования такого объекта.
Довольно распространенным методом начисления амортизации является линейный метод. Норма амортизации по каждому объекту основных средств начисляется по формуле:
где, К – норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
n – срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах (годах).
В условиях, когда предприятия сталкиваются с проблемой износа оборудования, как морального, так и физического, амортизационная политика играет важную роль в повышении конкурентоспособности предприятия за счет создания возможности частой замены основных фондов и приобретения более современного оборудования.
Тратить на инвестиции в производство можно свободную прибыль или амортизационные отчисления. При этом следует учесть, что прибыль расходуется на инвестиции по желанию руководства предприятия, и в этом плане никаких регулирующих законов о том, что предприятие обязано тратить часть прибыли на восстановление основных фондов, ни у нас, ни в других странах не существует. А смысл и предназначение амортизации, о чем многие сегодня забывают, заключается именно в том, чтобы служить восстановлению основных фондов, модернизации и реконструкции производства, и она не может быть потрачена на другие цели, кроме одной – на капитальные вложения.
Амортизационная политика также является благоприятным фактором для ведения хозяйственной деятельности в условиях интенсивной конкуренции.
Таким образом, амортизационные отчисления – это мощный инструмент финансирования производства. А чем новее оборудование, тем качественнее сама продукция и тем лучше организован процесс производства. Наличие современного оборудования позволяет предприятиям подняться на новый уровень и повысить свою конкурентоспособность.
Наличие современного промышленного оборудования всегда удобно подчеркнуть при общении с потребителями. Некоторые фирмы даже свой имидж формируют на основе того, что они используют только самое новое и передовое оборудование. Новые технологии – это мощнейший фактор создания конкурентной позиции фирмы.
В условиях относительно стабильного развития национальной экономической системы амортизация является надежным источником финансирования и инвестиций в основной капитал предприятия.
В современной практике широко практикуется применение мер для стимулирования ускоренной амортизации. Для стимулирования капитальных вложений в технологии, приборы и оборудование для научно-исследовательских целей также может использоваться амортизационные отчисления. Затраты на приобретение приборов и оборудование могут ускоренно списываться в размере 50% стоимости в первый же год. Таким образом, государственное планирование и стимулирование капитальных вложений в инфраструктуру страны может осуществляться с применением норм ускоренной амортизации.
Амортизационные отчисления должны покрывать суммы, необходимые для воспроизводства основных фондов предприятия, следовательно, механизм амортизации решает три задачи:
- Возмещение затрат на создание производства, промышленных линий, технологических комплексов.
- Накопление денежных средств на цели воспроизводства основных фондов.
- Использование накопленных денежных средств для воспроизводства основных фондов, обновления промышленных линий, расширения производства.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н (ред. от 16.05.2016)
- Астахов В.П. Бухгалтерский учет от «А» до «Я» – М.: Феникс, 2013
- Бородин В.А. Бухгалтерский учет. – М.: Юнити-Дана, 2012
- Мескон М. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Современный экономический словарь. – М.: Инфра-М, 2010
Источник: odiplom.ru
