В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан.
Содержимое работы — 1 файл
предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики
By admin — Posted on 31 Январь 2010
На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. На предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства.
В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан.
Таким образом, предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Оно является юридическим лицом, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс.
Организация как хозяйствующий субъект Производство и технология
Предприятие производит продукцию. В данном случае продукция рассматривается как результат деятельности предприятия, который может выступать в виде вещественного продукта, работ и услуг.
С точки зрения всей системы экономических отношений все хозяйствующие субъекты рыночной экономики понимаются как предприятия, а в Гражданском Кодексе (ГК) Республики Беларусь они представлены как коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли. К ним относятся общественные, религиозные организации, благотворительные и иные фонды и другие формы, предусмотренные законом.
В Беларуси могут действовать предприятия, основанные на государственной и частной формах собственности. В ГК Республики Беларусь определены общие правовые основы для организации предприятий разных форм собственности.
Каждое предприятие, как юридическое лицо, действует на основе устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В перечисленных документах указывается вид деятельности предприятия в соответствии с «Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности».
Начало деятельности предприятия определяется в соответствии с ГК Республики Беларусь, где указывается, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в местных органах. Данные госрегистрации, фирменное наименование включаются в Единый государственный реестр юридических лиц.
Лекция «Предприятия в условиях рыночной экономики»
Источник: www.turboreferat.ru
Интеграция хозяйствующих субъектов в рыночной экономике Попов Андрей Алексеевич
Актуальность темы исследования. Процесс формирования и развития рыночных отношений в России требует углубленного изучения теоретических и методологических аспектов фундаментальных проблем экономической теории, одна из которых — интеграция хозяйствующих субъектов.
В современных условиях создание интегрированных структур обеспечивает снижение трансакционных издержек, оптимизацию организационной структуры бизнеса, диверсификацию деятельности, возможность привлечения необходимых финансовых ресурсов и концентрации на приоритетных направлениях производства и перспективных НИОКР для экспансии на новые сегменты рынков и другие преимущества. В рамках интегрированных структур с большей эффективностью решаются задачи повышения конкурентоспособности продукции.
В то же время отсутствие концепции экономического развития в области интеграции хозяйствующих субъектов, отказ государства от принятия действенных мер по сохранению сложившихся хозяйственных связей и сепаратизм региональных властей привели к резкому усилению центробежных тенденций в экономике России. Неготовность сложившихся в условиях командно-административной экономической системы крупных производственных объединений к функционированию в новых экономических условиях предопределила их распад. В сочетании с сокращением государственной поддержки такое положение вызвало проблему деградации ресурсного потенциала большинства отраслей, появление технологической и экономической несбалансированности субъектов хозяйствования. Восстановление производственного потенциала России, необходимость радикального преобразования предприятий реального сектора экономики требуют выработки новых подходов к интеграции хозяйствующих субъектов, способствующих преодолению структурной раздробленности промышленных отраслей и комплексов, созданию стабильных устойчивых интеграционных взаимодействий между предприятиями.
Проводимые в настоящее время исследования в этой области в большей степени нацелены на решение практических задач. В этой связи актуальным и необходимым представляется разработка действенной теоретической концепции интеграции хозяйствующих субъектов, определение направлений повыше ния эффективности интеграции российских предприятий реального сектора экономики.
Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы позволяет выделить в рамках экономической теории различные методологические подходы к исследованию интеграции хозяйствующих субъектов, что объясняется сложностью и многокомпонентностью изучаемого предмета.
Значительный вклад в разработку теоретических основ интеграции как общенаучной категории внесли A.FL Аверьянов, Г.Н. Богачева, А.А. Богданов, Г. Гегель, Б.А. Денисов, Б.М. Кедров, Т.П. Короткое, Г. Павельциг, Г. Спенсер, Ю.В. Шишков, В.А. Энгельгардт, И.П.
Яковлев и другие авторы, работы которых составляют методологическую основу исследования проблемы.
Осмысление интеграции как экономического феномена отечественными учеными началось в 50-60-х гг. XX в. Существенное внимание в работах советских экономистов Л.Я. Берри, В.Я. Ельмеева, А.А. Зворыкина, Я.А. Кронрода, Г.И. Самборского, Г.Г. Шишкова, И.Я.
Ягодкиной и других ученых уделяется характеристике интеграции с точки зрения ее взаимосвязи с конечной ступенью развития процессов концентрации и дифференциации производства. В 70-е гг.
XX в. интеграция широко представлена в характеристике внешнеэкономической деятельности и межгосударственных связей, пространственной интеграции в рамках СЭВ, анализ которых осуществлен в работах М.П. Алампиева, И.В. Голубева, И.В. Дудинского, М.М. Максимовой, М.В. Сенина, С. Сударева, Я.А.
Певзнера, И. Фаминского, В. Шенаева, Ю.С. Ширяева и других авторов. В экономических исследованиях в 70-80-х гг. XX в. актуализована проблема разграничения уровней экономической интеграции. В частности Ю.А. Лавриков, Ф.М. Русинов, В.И. Чумаков, И.С.
Шарапов исследуют интеграцию в экономике с точки зрения основного хозяйственного звена социалистического производства; И.А. Киршин, М.П. Василенко — с позиции отрасли; О.Г. Белорус, Т.Л. Когарян, Ю.В. Шишков — на уровне народного хозяйства, экономической системы в целом.
Формирование крупных межотраслевых и межгосударственных промышленных объединений в 80-90-х гг. XX в., появление новых форм их реализации потребовало более глубокого исследования интеграции прежде всего на уровне субъектов хозяйствования.
Наиболее распространенная точка зрения основывалась на взаимосвязи интеграции хозяйствующих субъектов с функциональными и уровневыми формами обобществления производства. В работах Л.И. Абалкина, Г.В. Горланова, А. Мокроносова, И.П. Николаевой, В.Н. Овчинникова, И.С.
Шарапова, А.Ф. Шишкина, В. Яковлева и других представлена комплексная научная характеристика обобществления в его взаимосвязи с процессами функциональных и уровневых форм организации производства, исследованы его закономерности, движущие силы, факторы развития и эффективность, определено соотношение интеграции и различных форм обобществления (разделения труда, кооперации, специализации, концентрации, централизации, комбинирования и прочих).
Интеграция хозяйствующих субъектов определяется в сравнении с функциональными формами организации производства (В.Н. Овчинников, И.А. Киршин, И.П. Николаева, Н.В. Шишкина, А.В. Улезько и др.) или как экономический феномен качественно и количественно иного порядка (А. Мокроносов, И.С.
Шарапов, Е.М. Коростышевская, В.В. Курченков и др.).
В отечественной экономической литературе намечены подходы к исследованию интеграции хозяйствующих субъектов: информационно-финансовый (А.Г. Мовсесян); маркетинговый (О.П. Иванова, Г.Д. Антонов и др.); основанный на теории экономической власти (В. Е. Дементьев); теории финансового капитала (И.Ю. Беляева, М.А. Эскиндаров, Я.Ш.
Паппэ и др).
Значительный вклад в исследование экономического содержания интеграции хозяйствующих субъектов внесли М.И. Бакланова, Е.Ф. Герштейн, А.А. Мануйлова, С.А. Мещерякова, И.Ф. Суханова, О.Ю.
Челнокова и др., рассматривающие логику развертывания интеграции в экономике с позиций системно-эволюционного подхода.
В работах Ю.Б. Винслава, И.Г. Владимировой, М.М. Вороновицкого, В.Е. Дементьева, Е.Л. Драчевой, О.П. Ивановой, A.M. Либман, А.С. Плещин-ского, В.И.
Токмакова, М.А. Эскиндарова, Ю.В. Якутина и других рассмотрены экономические формы интеграции хозяйствующих субъектов, систематизированы показатели оценки эффективности, предложены меры по улучшению результативности интегрированных структур в российской экономике.
В зарубежной экономической науке проблема интеграции хозяйствующих субъектов получила разработку в трудах неоклассиков (Р. Борк, Р. Блэйр, Д. Ка-зерман, Дж. Викерс, Р. Винтер, X. Марвел, Дж. Спенглер и др.) и представителей неоинституционального направления (Р. Коуз, К. Эрроу, Д. Норт, О. Уиль-ямсон, А. Алчайн, X. Демсетц и др.).
Теоретический материал, накопленный в западной экономической науке, предоставляет определенную возможность оценки современных тенденций интеграции хозяйствующих субъектов в эко номике России, что нашло отражение в работах СБ. Авдашевой, P.M. Качалова, Г.Б. Клейнера, В.Л. Тамбовцева и других, исследующих стимулы к интеграции хозяйствующих субъектов и ее последствия.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в исследовании сущности и экономического содержания интеграции хозяйствующих субъектов, определении основных направлений повышения ее эффективности в рыночной экономике.
Для реализация поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
— систематизировать теоретико-методологические подходы к исследованию интеграции в экономике, основанные на различных экономических теориях;
-выявить основные методологические принципы интеграции хозяйствующих субъектов;
-охарактеризовать функции интеграции хозяйствующих субъектов на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях;
— выделить виды, формы и методы (способы) интеграции хозяйствующих субъектов реального сектора экономики, определить их особенности, провести сравнительную характеристику, выявить взаимосвязь и взаимообусловленность;
-проанализировать состояние и специфику интеграции хозяйствующих субъектов реального сектора российской экономики в современных условиях, выявить специфические противоречия как движущие силы ее развития;
— выявить и систематизировать факторы, оказывающие влияние на эффективность формирования и функционирования интегрированных структур;
-разработать методологический аппарат оценки эффективности интеграции хозяйствующих субъектов;
— определить основные направления повышения эффективной интеграции хозяйствующих субъектов в рыночной экономике с учетом российской специфики.
Область исследования. 1.1. Политическая экономия; взаимодействие производительных сил, экономических форм, методов хозяйствования и институциональных структур; эффективность общественного производства. 1.4. Институциональная и эволюционная экономическая теория; институциональная теория фирмы.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования является совокупность экономических отношений по поводу интеграции хозяйствующих субъектов. Объектом исследования выступают действующие и формирующиеся в реальном секторе экономики России интегрированные структуры.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания, в первую очередь, диалектический и историко-логический, предусматривающие системный подход к решению организационных и социально-экономических проблем, исследование экономических явлений в развитии, во взаимосвязи и взаимообусловленности. В работе применяется концепция экономической синергетики, структурный и функциональный подходы к изучению интеграции хозяйствующих субъектов, методы научной абстракции, анализа и синтеза, анализа общественной практики, расчетные, экономико-статистические и др.
Эмпирическая база исследования представлена законодательными и нормативными актами правительственных структур, регламентирующими процессы организационно-структурного развития экономики, официальными данными Государственного комитета РФ по статистике, материалами, опубликованными в монографиях отечественных и зарубежных исследователей, статьях в периодической печати, а также результатами хозяйственной практики крупнейших российских компаний.
Концепция диссертационного исследования. Интеграция хозяйствующих субъектов представляет специфическую совокупность организационно-экономических отношений, возникающую на определенном уровне развития производительных сил и находящуюся под влиянием системы экономических отношений общества. Исследуемая экономическая категория выступает в осо бой специфической форме, зависящей от реальных социально-экономических условий. Сложность структуры интеграции хозяйствующих субъектов обуславливает необходимость ее рассмотрения в статическом, основанном на выделении бытия свойства (явления); динамическом (генетическом), предполагающем исследование развития (генезиса) явления; категориальном, означающем исследование конституирующих исследуемую экономическую категорию сущностных признаков, аспектах. Комплексное изучение данных аспектов интеграции хозяйствующих субъектов позволяет выявить факторы и обосновать направления повышения ее эффективности в рыночной экономике.
Научная новизна результатов диссертационного исследования характеризуется следующими основными положениями:
-определены принципы интеграции хозяйствующих субъектов в рыночной экономике — универсальность и полиморфичность, неразрывная связь процесса и результата, диалектическая взаимообусловленность интеграции и дифференциации, органическое единство целого и его частей;
— разработан концептуальный подход к исследованию интеграции хозяйствующих субъектов, суть которого состоит в раскрытии ее как экономической категории, свойства социально-экономической системы, экономического процесса;
— раскрыта сущность интеграции хозяйствующих субъектов как экономической категории, которая выражает совокупность организационно-экономических отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами по поводу установления повторяющихся устойчивых взаимодействий в процессах организации производства, труда и управления, обмена результатами производства с целью гармонизации экономических интересов и достижения си-нергетического эффекта;
— интеграции хозяйствующих субъектов рассмотрена как свойство социально-экономической системы, проявляющееся в укреплении связи между элементами системы, объединения их в одно целое, возникновения структурной и функциональной форм организации производства, которые характеризуются единой системой целей, экономических интересов, связей и функций; выявлены основные ее системные качества: устойчивость связей, нелинейность развития, целостность и структурность;
основных этапов развития системы и предполагающего движение включенных в него элементов — хозяйствующих субъектов — к количественно и качественно новому состоянию; выделены основные стадии цикла интеграции, отражающие ее специфику на каждом этапе развития системы;
— определены и охарактеризованы функции интеграции хозяйствующих субъектов: согласующая, организационная, стимулирующая, средство разрешения противоречий, воспроизводственная;
— раскрыты специфические для экономики России противоречия интеграции хозяйствующих субъектов, представляющие внутренний источник развития интеграции — между тенденцией к объединению и относительной обособленностью хозяйствующих субъектов, развитием интеграции вглубь и расширением состава участников интегрированной структуры, частными интересами отдельных хозяйствующих субъектов и их общим экономическим интересом и другие;
— предложена типология интегрированных структур в рыночной экономике, включающая их классификации по видам, формам и методам (способам); представлена матрица классификаций, позволяющая проводить сравнительный анализ при формировании интегрированных структур с учетом российской специфики;
— выявлены факторы эффективности интеграции хозяйствующих субъектов — внутренней экономической среды, обусловленные собственным потенциалом субъектов хозяйствования, а также внешней экономической среды, связанные с воздействием макро- и мезоэкономического окружения интегрированной структуры, что позволило расширить представление об имеющихся направлениях и резервах повышения эффективности интеграции;
— предложен методологический подход к оценке эффективности интеграции хозяйствующих субъектов, суть которого заключается в определении суммарной результативности частных мероприятий, предусмотренных в рамках программного сценария интеграции, в разрезе функциональной, технологической, экономической, институциональной, бюджетной, экологической и других составляющих эффективности;
— обоснованы основные направления повышения эффективности интеграции российских хозяйствующих субъектов, дифференцированные по группам: технико-экономические, производственно-экономические, финансово инвестиционные, экономико-географические, институциональные, научно-технические, рыночной конъюнктуры, экономической политики.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость выполненного исследования заключается в том, что предложенная автором концепция может послужить методологической основной для дальнейших научных исследований в данной области.
Практическая значимость исследования выражается в возможности использования основных выводов и предложений, обоснованных в диссертации, государственными органами при формировании экономической политики в процессе совершенствования законодательства в отношении интегрированных структур, а также хозяйствующими субъектами при поиске направлений развития и повышения эффективности интеграции как на этапе ее планирования, так и в процессе функционирования интегрированной структуры.
Ряд положений диссертации может быть использован в учебном процессе в высших учебных заведениях при преподавании учебных курсов «Экономическая теория», «Институциональная экономика», «Микроэкономика» и других; в учебно-методической работе; системе повышения квалификации специалистов и руководителей предприятий и организаций различных отраслей экономики.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на международной научно-практической конференции «Современные проблемы экономической теории» (Воронеж, 2003), Всероссийских научно-практических конференциях «Современные проблемы экономической теории» (Воронеж, 2003), «Актуальные проблемы политической экономии» (Воронеж, 2004), «Актуальные проблемы роста и развития российской экономики» (Воронеж, 2004), «Онтология эволюции экономической системы АПК России» (Воронеж, 2004), «Современные социально-экономические проблемы труда» (Воронеж, 2005) и других.
Основные положения диссертационной работы внедрены в практику преподавания базового курса «Экономическая теория» Воронежского государственного университета.
Результаты научных исследований опубликованы в 9 работах общим объемом 13,07 п.л., в том числе доля автора — 12,74 п.л.
Теоретические основы и принципы интеграциихозяйствующих субъектов
Исследование интеграции хозяйствующих субъектов предполагает прежде всего анализ теоретического ее содержания и общих методологических принципов, обуславливающих интеграцию в экономике. Это, в свою очередь, служит предпосылкой для дальнейшей конкретизации предмета исследования применительно к условиям осуществления интеграции на уровне хозяйствующих субъектов.
Методологическую базу исследования интеграции в экономике составляют работы А. Богданова, Г. Гегеля, Б. Кедрова, Г. Павельцига, П. Сорокина, Г. Спенсера, В. Энгельгардта и других, рассматривающие логико-методологические и общетеоретические проблемы интеграции.
Так, В. Энгельгардт в своей работе «Интегратизм — путь от простого к сложному в познании явлений»1 предпринял попытку определения природы интеграции. В частности, определены три ступени интеграции частей и целого: возникновение системы связей между частями; утрата частями своих первоначальных идентификационных качеств при вхождении в состав целого; появление у возникающей целостности новых свойств, обусловленных как свойствами частей, так и возникновением новых систем межчастных связей2.
Основоположник теории организации А. Богданов выделил три фазы, присущие «тектологическому переходу форм», то есть фактически интеграции. Первая характеризуется неопределенностью, система здесь находится в стадии становления, объединения; интеграция прямо не выражена. Во второй фазе осуществляется системная дифференциация, то есть поляризация элементов системы, увеличение их разнообразия. Третья фаза — системная консолидация — предполагает целостное оформление системы3.
Г. Спенсер (Spencer) связывает интеграцию с дифференциацией тканей в процессе эволюции и специализацией функций живой материи. «Развитие всех организмов, — пишет Г. Спенсер, — порождается совокупностью дифференцирований и интеграции. ». Данные процессы «. должны быть обобщены и подведены под формулу, выражающую весь процесс развития. . Изменения, в силу которых многие вещи становятся одною, должны быть известны настолько же, насколько и перемены, в силу которых одна вещь раздробляется на несколько»4. Подобное закономерное чередование интеграции и дезинтеграции на каждом новом витке общественно-экономического развития именуется инте-гративизмом, при этом некоторые исследователи отмечают, что «. универсальная концепция пульсации, или интегративизма, пронизывает ткань любого серьезного научного исследования, делает его более солидным, фундаментальным. »5.
Содержательный анализ взаимоотношений интеграции и дезинтеграции представлен в работах Ю. Шишкова6, Г. Павельцига (Pawelzig)7. Многомерное видение интеграции способствует адекватному пониманию роли процессов интеграции и дезинтеграции в экономике. Значительный вклад в понимание сути интеграции хозяйствующих субъектов вносят рассуждения о различных фазах интеграции; взаимодействии понятий «интеграция» и «процесс», «интеграция» и «развитие», «интеграция» и «прогресс».
В научной литературе рассматриваются генетические аспекты интеграции. Наиболее полное выражение они нашли у В. Кедрова, выделяющего три периода развития дифференциации и интеграции: недифференцированный период; период односторонней дифференциации, период истинной интеграции.
В свою очередь второй период включает в себя «фундаментальную» и «техническую», а третий — начальную, среднюю и высшую стадии8. С некоторыми уточнениями такую периодизацию можно использовать и применительно к развитию интеграции субъектов хозяйствования.
Исследование интеграции раскрывает ее способности иметь в качестве своих общенаучных характеристик ряд инвариантных признаков, совокупность которых образует систему концептуального подхода к политико-экономическому исследованию проблемы: 1) универсальность и полиморфич-ность интеграции; 2) неразрывная связь процесса и результата; 3) взаимообусловленность процессов интеграции и дифференциации; 4) органическое единство целого и его частей. Их значимость настолько велика, что они способны выполнять роль закономерностей интеграции в целом и интеграции хозяйствующих субъектов в частности. -универсальность означает, что интеграция — «. феномен всеобщий и универсальный, что в мире просто нет вещей или явлений, которые бы не являлись интегративными связями»9.
Это равно касается и онтологической и гносеологической сторон социально-экономической сферы, где интеграция пронизывает все стороны экономических отношений, на всех стадиях воспроизводственного цикла и на всех уровнях иерархии. Полиморфичность выражает способность интеграции выступать в различных качествах, иметь различные типы (виды), формы проявления и методы (способы) осуществления на поверхности общества. — неразрывная связь процесса и результата.
В основе данного принципа — гипотеза, в соответствии с которой интеграция является системным образованием, объединяющим в себе: 1) интеграцию как процесс — слияние в единое целое ранее дифференцированных элементов, приводящее к новым качественным и потенциальным возможностям этой целостности, а также изменениям свойств самих элементов; 2) интеграцию как результат — состояние целостности, упорядоченного функционирования частей целого, взаимосвязанность, системное соединение, включение, отражающее момент фиксации полученного в ходе осуществления интеграционного процесса определенного состояния; 3) интегративное целое, представляющее собой синтез процессуальных и результирующих составляющих интеграции, представляющее собой систему отношений и связей между целым и его частями. В целом можно выделить три позиции в оценке интеграции как процесса и как результата. Согласно первой — интеграция рассматривается как процесс становления единого целого10. Исследователи, разделяющие данную точку зрения, трактуют понятие интеграции как «. процесс координирования и объединения несоизмеримых элементов в целое»11; «. процесс или действие, имеющий своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства»12.
Очевидно, исследование сущности интеграции хозяйствующих субъектов как может быть осуществлено как со стороны содержания, так и формы. Однако, как указывают А. Покрытая и С. Новиков: «. не анализ форм экономических процессов, а исследование их через сущностные связи может отобразить реальный механизм осуществления этих процессов Наибольшая заслуга классической политэкономии состоит как раз в том, что не от форм экономических процессов к их обобщению, а от наиболее общей основы к формам шла она в своих исследованиях»107. В. Ленин, анализируя «Капитал», отметил, что «. таков же должен быть метод изложения (respective изучения) диалектики вообще»108. Попытка идти другим путем может привести к блужданию в кругу поверхностных явлений. Применительно к исследованию экономического содержания интеграции хозяйствующих субъектов это означает, что не от исследования видов, форм и методов интеграции субъектов хозяйствования к выделению их общих свойств, а от определения сущностных и категориальных характеристик к конкретным фактам действительности должно идти исследование, «. к тем причинно-следственным закономерностям, которые бы позволили их объяснить. »109.
Исходным пунктом в исследовании экономического содержания интеграции хозяйствующих субъектов, несомненно, является представление о наличии и взаимодействии хозяйствующих субъектов — ее носителей. Интеграция по своей социальной природе есть результат взаимодействия экономических субъектов. Следовательно, если мы хотим зафиксировать это общественное явление, необходимо прежде всего определить наличие его взаимодействующих сторон, его носителей, что первоначально можно рассматривать как некую эмпирическую данность.
Известно, что экономическую теорию субъективный фактор интересует не вообще как таковой, а в меру его участия в экономической жизни, его роли субъекта производственных отношений110. В этой связи, на наш взгляд, следует различать субъект вообще и субъективный фактор в частности: хозяйствующий субъект выступает как носитель определенных свойств и потенциальных возможностей, в частности — интеграционных, а субъективный фактор — действие, целеполагающая деятельность этих субъектов.
В экономической литературе до сих пор нет четкого определения понятия «хозяйствующий субъект». Но в то же время исследователи солидарны в том, что хозяйствующий субъект является тем фокусом, где сходится все многообразие экономических отношений. Главное предназначение хозяйствующих субъектов — обеспечение постоянного функционирования объектов (процессов) экономической системы, поэтому хозяйствующий субъект является базовой ячейкой экономической системы любой страны.
Понятие «хозяйствующий субъект» рассматривается в узком и широком смысле. Так, А. Богатко представляет хозяйствующий субъект в узком смысле как сложную систему, причинность развития которой подчинена одной идее.
Поскольку система хозяйствующего субъекта является подсистемой всей экономической системы в целом, то в широком смысле хозяйствующий субъект рассматривается «. как система, входящая в систему как общегосударственных, так и международных отношений»111. Одни экономисты под хозяйствующими субъектами понимают только предприятия, производящие продукцию и выступающие на рынке как продавцы112.
Другие вкладывают в это понятие более широкий смысл, включая помимо предприятий финансово-кредитные учреждения, государство, государственные учреждения, общественные институты, отдельные физические лица (предпринимателей, инвесторов, вкладчиков, акционеров, работников по найму и др.)113. Интересной представляется позиция французских ученых И. Бернара и Ж.-К. Колли, отмечающих «. среди хозяйствующих субъектов двоякого рода различия» — по статусу (резиденты и нерезиденты, национальные и ненациональные) и по функциям (нефинансовые предприятия, семьи, административные учреждения и финансовые учреждения). При этом авторы уточняют понятие хозяйствующего субъекта: «Это либо предприятия, занятые однородной производственной деятельностью, то есть исключительно производством определенного товара или группы товаров (для описания движения средств в рамках производственного процесса), либо институциональная единица с . автономией в принятии решений по выполнению своей главной функции (для описания движения средств, связанного с распределительными и финансовыми операциями)»114.
Особенности развития российских интегрированных структур реального сектора экономики
Образование интегрированных промышленных структур является важнейшей тенденцией развития хозяйственных связей в современной экономике России, определяемой с одной стороны наследственностью планово-административной экономической системы, с другой — общей интеграционной тенденцией в мировой экономике.
Переход от административно-командной к рыночной экономике потребовал отказа от централизованного планирования, при которой, как отмечают В. Макаров и Г. Клейнер, невысокая степень интеграции компенсировалась из-лишней централизацией функций .
Первой попыткой усиления производственно-хозяйственных связей было создание промышленных и производственных объединений. Ряд производственных объединений был образован по принципу вертикальной интеграции, что давало возможность концентрации производства, централизации функций материально-технического снабжения, сбыта продукции, изучения рынка. Однако их самостоятельность была крайне ограниченной. В частности, В. Н. Петухов указывает, что деятельность многих крупных предприятий в рамках технологических связей была чрезмерно регламентирована, и по своему правовому положению они являлись лишь производственными единицами272. Кроме того, производственные объединения подчинялись либо промышленным объединениям, либо министерствам, что также сужало возможность разработки собственной стратегии, совершенствования производства, хозяйственной инициативы273.
В условиях централизованного планирования эффективность взаимодействия хозяйствующих субъектов снижалась по причине безальтернативности каналов снабжения, низкой кооперации в развитии совместных инновационных проектов . Кроме того, как указывает Д. Старк, в социалистической экономике взаимодействие поставщиков и потребителей характеризовалось высокими трансакционными издержками, поскольку существовавший дефицит требовал создания неформальных групп, способных заключать сделки с теми, кто имел доступ к снабжению . Дефицит порождал такие проблемы, как несвоевременные поставки сырья и комплектующих, что приводило к остановкам производства, распространявшееся на всю производственную цепочку предприятий. Следует согласиться с Т. Эггертссоном в том, что в рамках централизованного планирования обеспечить эффективное управление экономикой можно лишь при условиях: 1) преобладания предприятий со значительной экономией от масштаба производства; 2) процесс производства включает ограниченное количество стадий по вертикали; 3) конечная продукция обладает сравнительно ма-лым числом качественных параметров . В то же иремя набирающий темп, технический прогресс требует развития отраслей, для которых характерны более сложные хозяйственные межотраслевые связи, однако централизация управления в плановой экономике ограничивала эффективность и гибкость интеграции хозяйствующих субъектов. Иерархическая система существенно усложняла координацию большого числа уровней и вызывала значительные издержки. Все это привело к замедлению развития экономики, застою в становлении новых технологически сложных производств.
Интегрированные структуры в командно-административной и рыночной экономической системе различаются радикально, поэтому типичное приватизированное предприятие не могло стать основой эффективной жизнеспособной интегрированной промышленной структуры без преобразования его организационной структуры, пересмотра производственных программ, инвестиционных и финансовых решений. В большинстве случаев для снижения трансакционных издержек и повышения эффективности интеграции хозяйствующих рубъектов требовались как выделение из компаний старых подразделений, так и включение в интегрированную структуру новых производств. Проведенное С. Б. Авдашевой исследование позволило заключить, что в первой половине 1990-х годов преобладали процессы первого типа — разделение предприятий, выделение структурных подразделений в дочерние компании, продажа активов, во второй половине десятилетия начали набирать обороты процессы второго типа — присоединение компании, создание интегрированных структур
С началом реформ у предприятий существенно обострилась проблема хозяйственных связей, обусловленная политическими, экономическими и институциональными причинами — распадом СССР и СЭВ, отсутствием управленческого опыта в поиске каналов сбыта и снабжения, запаздыванием формирования институциональной среды, регулирующей деловые отношения предприятий с рыночными контрагентами. Кроме того, дробление крупных предприятий в ходе приватизации приводило к возникновению локальных монополий в цепочке производств, и многие компании не могли противостоять проявлениям рыночной власти отдельных производителей.
В этих условиях должны были создаваться интегрированные структуры, способные противодействовать разрушению хозяйственных связей в экономике. С одной стороны, в ходе проведения приватизации эффективным признавалось создание вертикально интегрированных комплексов в виде холдингов.
Однако, как отмечают В. А. Цветков и Е. В. Ленский, этому препятствовала «распыленность» акций предприятий, отсутствие необходимых финансовых ресурсов для покупки акций других организаций, нежелание руководителей становиться дочерним звеном другой компании, отсутствием закона о холдинговых структурах. Названные препятствия сдерживали начавшиеся реформы и развитие жизнеобеспечивающих производств, поэтому государству требовалось предотвратить остановку важнейших для экономики отраслей, и оно активно использовало собственные крупные пакеты акций для формирования холдинговых структур. Это позволило в достаточно быстрые сроки нормализовать отношения в технологических цепочках и создать такие крупные холдинговые компании, как РАО «Газпром», «ЛУКойл», «Роснефть», РАО «ЕЭС России», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «Связьинвест», «Транснефть» и др. Многие из названных холдингов развивались при участии крупных банков, как «Менатеп», «Инкомбанк», «Газпромбанк», «Империал», «ОНЭКСИМбанк». Данные группы не нуждались в получении статуса официальных финансово-промышленных групп, поскольку создавались по решению государства.
Вместе с тем, для тех предприятий, в приватизации которых государство не принимало участия, цель формирования целостных холдинговых структур была практически недостижима, т.к. для этого требовались значительные финансовые ресурсы, необходимые для закупки акций других участников технологической цепочки. Поэтому государство стимулировало создание финансово-промышленных групп, участники которых могли бы объединяться на основе децентрализованных видов интеграции, используя договорные отношения (консорциум, стратегический альянс, союз). При этом не ставилось преград для развития различных организационно-правовых форм интеграции, и по Федеральному закону «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ предусматривалось объединение предприятий как на основе собственности (через взаимодействие материнской и дочерней компании), так и на базе добровольного (полного или частичного) объединения капиталов с учреждением центральной компании.
Основные направления повышения эффективности интеграции хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
При определении направлений повышения эффективности интеграции хозяйствующих субъектов нами используется система факторов внутренней (микроэкономической) и внешней (макроэкономической) среды функционирования субъектов хозяйствования. Это предопределяет наличие основных групп направлений повышения эффективности интеграции, общих для рыночных экономических систем. При этом в каждой из групп направлений выделены мероприятия, являющиеся специфическими для российской экономики.
Направления, обусловленные воздействием фактора научно-технического прогресса (изменения технологической составляющей производственного процесса, научно-техническое развитие): — приобретение новых навыков (технологий, отлаженных организационных процессов, эффективных рабочих процедур, высококвалифицированного персонала с навыками в разных областях, в т.ч. управлении); — углубление разделения труда и его специализации, усиление производственной соподчиненности и тесного экономического сотрудничества между субъектами хозяйствования, объединенными совместным изготовлением технологически сложной продукции и проведением НИОКР; — поддержание высокого технологического и технического уровня каждого из участников; — усложнение производственного организма, дифференциация его элементов, функций, отраслевой, организационной и территориальной структуры. » -Развитие научно-технического потенциала связано с целым комплексом работ, как проведение исследований, разработка, проектирование, подготовка к внедрению в производство. Для успешного воплощения результатов НИОКР необходимо опытное производство, проведение технологических усовершенствований, которые требуют взаимодействия с производителями и поставщиками в технологической цепочке.
Маркетинговая служба оценивает возможности внедрения продукта на определенные рынки, его характеристики, объемы производства. Вместе с тем, отработка технологий производства, внедрение новых моделей зависит от слаженной работы предприятий, находящихся на последовательных стадиях производства.
В рамках данных направлений считаем необходимыми ряда мероприятий, направленных на повышение эффективности интеграции хозяйствующих субъектов с учетом российской специфики: ? проведение НИОКР и внедрение их результатов в производственную деятельность и управление; разработка инновационных стратегий и планов ? своевременная модернизация, техническое перевооружение, разработка и реализация мероприятий по повышению качества продукции и снижению себестоимости ? анализ деятельности и обоснование состава интегрированной структуры, постоянный пересмотр состава участников ? создание рабочих групп специалистов предприятий-участников для обмена опытом и решения различных задач; проведение совместных семинаров; обмен работниками; наставничество ? повышение стимулов для совместной реализации инновационных проектов. ? снижение расходов на НИОКР посредством тесного сотрудничества поставщиков и потребителей, совместного поиска способов улучшения технических характеристик изделий, распределение расходов на НИОКР среди участников ? совместное освоение новых образцов, вследствие чего каждое предприятие может вносить свой вклад в улучшение качества изделий. Головная компания может предоставлять поставщикам научно-техническую информацию, консультирует ведущих специалистов и инженеров, оказывают поддержку в покупке нового оборудования и автоматизации производства ? включение в состав интегрированной структуры финансовых институтов, что может способствовать привлечению средств для финансирования НИОКР на более выгодной основе.
При реализации указанных мероприятий в рамках данных направлений следует учитывать российскую специфику интегрированных структур: — синхронная перестройка работы при реализации инноваций признается одной из самых сложных даже для 45% успешных российских предприятии . — многие интегрированные структуры испытывают ряд проблем в развитии новых технологий. Часто предприятия не стремятся разрабатывать и производить сложные детали и комплектующие, а закупают их у зарубежных производителей.
Для осуществления инноваций требуется обновление технологий, оборудования. Большинство используемых основных фондов устарели, достаточно высоки энергозатраты производства, что требует массовой замены оборудования, а, следовательно, значительных инвестиций.
Однако большинство российских предприятий развивают инновационную деятельность за счет самофинансирования, и эти вложения имеют довольно — замедление развития новых технологий приводит к снижению конкурентоспособности продукции российских интегрированных структур перед западными ТНК. Например, слабые технические характеристики продукции машиностроительных компаний заставляют предприятия переключаться на закупку импортного оборудования; — ограниченность инвестиционных ресурсов как правило не позволяет российским компаниям осуществлять крупные научно-технические проекты, поскольку нет точной уверенности в том, что эти новшества окупятся. В развитых странах проблемами разработки «ноу-хау» часто занимаются малые фирмы, которые поддерживаются крупными предприятиями. В России предложение услуг подобного рода со стороны инновационных компаний еще не сложилось, или они не всегда устойчивы. Вместе с тем, есть и положительные результаты сотрудничества в области НИОКР .
Направления, связанные с воздействием институциональных факторов (трансакционные издержки; информационная асимметрия; альтернативные механизмы обеспечения контрактов):
Источник: www.dslib.net
Презентация на тему Предприятие как субъект рыночной экономики
ПЛАН Предпринимательство и предприятие. Особенности формирования и функционирования различных строительных предприятий. Хозяйственные товарищества и общества. Строительные (производственные) кооперативы. Малые предприятия в строительстве.
Внешняя и внутренняя среда предприятия.
- Главная
- Экономика
- Предприятие как субъект рыночной экономики
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1ЛЕКЦИЯ №8 «ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ»
Ассистент-профессора
ФСТИМ
Ажигужаева А.Б.
Слайд 2ПЛАН
Предпринимательство и предприятие.
Особенности формирования и функционирования
различных строительных предприятий.
Хозяйственные товарищества и общества.
Строительные (производственные)
кооперативы.
Малые предприятия в строительстве.
Внешняя и внутренняя среда предприятия.
Слайд 31. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИЯТИЕ.
В условиях развития
рыночных отношений в стране среди задач, стоящих
перед обществом, важное место занимает развитие предпринимательства как активной формы экономической деятельности.
Под предпринимательством понимается инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность физических и юридических лиц, осуществляемая на свой риск и под имущественную ответственность, направленная к взаимной выгоде заинтересованных лиц и предприятий.
Под предпринимательской деятельностью понимается совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом.
Субъектами предпринимательской деятельности в РК могут быть: граждане страны, граждане иностранных государств и объединение партнеров.
Слайд 41. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИЯТИЕ.
Основной формой организации
предпринимательской деятельности является предприятие.
Предприятие — это обособленный
хозяйствующий субъект, действующий в рыночной экономике, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие для осуществления своей деятельности формирует имущество, которое может принадлежать ему на праве собственности или полного хозяйственного ведения. Источниками имущества предприятия являются: денежные и материальные взносы учредителей; доходы от реализации продукции, работ и услуг; доходы от ценных бумаг, капитальные вложения и дотации от бюджетов различных уровней; выкуп имущества государственных предприятий путем акционирования, конкурса, аукциона, тендера и иные источники, не запрещенные законодательством.
Слайд 52. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ.
Строительное предприятие прежде всего характеризуется выбранной
организационно-правовой формой при его создании и конкретными целями и задачами, определяющими его деятельность на предстоящий и длительный период.
Предприятия строительной отрасли используют следующие принципы рыночной экономики: свобода предпринимательства, полная хозяйственная самостоятельность; использование различных форм собственности с преобладанием частной; свободные цены (кроме особо регулируемых государством и субъектами РК); антимонопольность деятельности; открытость внутреннего рынка (свобода выхода на внешние рынки); договорные формы между хозяйствующими субъектами.
Слайд 62. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ.
Управленческая стратегия строительного предприятия зависит от
организационно-правовой формы зарегистрированного предприятия и от того, какие рычаги государственного регулирования на него воздействуют.
Слайд 73. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА.
Хозяйственные товарищества и
общества — это коммерческие организации с разделенным
на доли (вклады) учредителей уставным капиталом. Все имущество хозяйственного товарищества или общества принадлежит его членам на праве собственности.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в виде:
Полного товарищества.
Товарищества на вере (коммандитного).
Слайд 83. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА.
В полное товарищество
могут объединяться только индивидуальные предприниматели и (или)
коммерческие организации. Для этого они должны ставить и подписывать учредительный договор. В нем оговаривается порядок управления товариществом и сведения о вкладах. Все участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам.
Дела в полном товариществе, как правило, ведутся совместно, при этом для принятия решений требуется участие всех членов. Однако в учредительном договоре можно предусмотреть и иной способ управления. Ведение дел может быть поручено одному из товарищей, тогда другие участники на право заключения сделок должны получать у него доверенности.
Каждый член полного товарищества имеет один голос, если в учредительном договоре не предусмотрен иной порядок голосования. Прибыль среди партнеров распределяется пропорционально их вкладам в капитал предприятия. Все участники имеют право знакомиться со всей документацией по ведению дел. Ограничений прав участников на получение доли прибыли и информации по ведению дел не допускается. Это краткая характеристика структуры полного товарищества показывает, что у него есть весомые преимущества.
Слайд 93. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА.
Товарищество на вере
(коммандитное товарищество) имеет значительно больше возможностей для
привлечения дополнительного капитала, для чего, собственно, оно и создается. Его участники делятся на полных товарищей и членов-вкладчиков (коммандистов). По экономической сути товарищество на вере — это полное товарищество, которому разрешено принимать вклады от физических и юридических лиц, называемых членами-вкладчиками.
Управление деятельностью товарищества осуществляется только полными товарищами и ничем не отличается от управления полным товариществом. Вкладчики не вправе участвовать в ведении дел товарищества на вере, они не вправе даже оспаривать действия полных товарищей.
Слайд 103. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА.
Товарищество с ограниченной
ответственностью наиболее распространенная форма ведения среднего бизнеса.
Главное преимущество этой формы заключается в том, что участники такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риски убытков только в пределах стоимости своих вкладов.
Высший орган управления товарищества с ограниченной ответственностью — общее собрание его учредителей. Текущее управление товариществом осуществляет исполнительный орган — коллегиальный или единоличный, при этом единоличный орган может быть избран и не из числа участников. Каждый участник товарищества с ограниченной ответственностью может продать или уступить свою долю другому участнику. Участники товарищества вправе в любое время выйти из его состава независимо от согласия других участников.
Слайд 114. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
В Республике Казахстан
к субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели
без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта.
Слайд 124. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Субъектами малого предпринимательства
не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и
юридические лица, осуществляющие:
деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
проведение лотереи;
деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса;
деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии;
деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
аудиторскую деятельность;
профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
деятельность кредитных бюро.
Слайд 134. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Государственная поддержка малого
предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
совершенствование законодательства
по вопросам регулирования малого предпринимательства;
создание и развитие центров поддержки частного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технологических парков, индустриальных зон и других объектов инфраструктуры частного предпринимательства;
учебно-методологическое, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности субъектов частного предпринимательства за счет бюджетных средств;
финансовая поддержка частного предпринимательства.
Слайд 144. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Государственная поддержка малого
предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
создание условий
для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
разработку государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ развития малого предпринимательства;
установление упрощенного порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов малого предпринимательства;
установление оптимального режима налогообложения;
принятие программ кредитования малого предпринимательства;
создание системы привлечения и использования инвестиций, в том числе иностранных, для поддержки и развития малого предпринимательства;
Слайд 154. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Государственная поддержка малого
предпринимательства осуществляется по направлениям включая:
обеспечение гарантированного объема
закупа товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;
организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров путем развития существующих и создания новых учебных и исследовательских центров, консалтинговых организаций и информационных систем поддержки и развития малого предпринимательства;
создание национальных институтов развития.
Слайд 164. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Мировой опыт показывает,
что малое предпринимательство в строительстве следует рассматривать
как одно из эффективных направлений активизации инновационной строительной деятельности, которое способствует вовлечению инициативных людей в работу, связанную с быстрым развитием сферы малого инновационного бизнеса как базы социально-экономического развития общества.
Спросу на инновации в строительстве со стороны малых предприятий препятствуют их незначительная ресурсная база, недоступность кредитных ресурсов и отчасти несовершенство патентного законодательства. Потому на этом направлении должны быть сконцентрированы усилия законодательной и исполнительной властей, учёных, предпринимателей, менеджеров, поскольку решение лежит в плоскостях научно-технической и инновационной деятельности, а также совершенствования рыночного механизма управления. Нужна планомерная реализация комплекса мероприятий, что позволит постепенно создать условия, когда малый бизнес полноценно «заработает» в инновационной сфере.
Слайд 174. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Переход экономики Республики
Казахстан к рыночному способу ведения хозяйства ознаменовался
повышенным спросом организаций всех форм собственности на инвестиции в основной капитал, что в свою очередь привело к оживлению деятельности организаций строительной индустрии. Данный процесс способствовал появлению малых предприятий в строительстве. Основной барьер для входа малых предприятий на строительный рынок проявляется в потребности в капитале, поскольку строительство – достаточно капиталоёмкая отрасль. Вместе с тем, так как малый бизнес имеет небольшой первоначальный капитал, то соответственно, и располагает незначительными организационно-техническими возможностями. Это обуславливает длительные сроки развития, трудности привлечения высококвалифицированных кадров, относительно большие риски, высокую занятость руководителя малого предприятия.
Слайд 184. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Развитие малого предпринимательства
требует совершенствования внешней среды строительного бизнеса, и
в первую очередь, необходимо поменять идеологические приоритеты, а также улучшать законодательную и нормативно-правовую базу. Необходимо законодательно регламентировать максимальный уровень налогового бремени для малого бизнеса, включать гарантии его неувеличения, в том числе в отношении страховых взносов. Кроме того, нужно сформировать нормативно-правовую базу для снижения административных барьеров в строительстве, повышения доступности застройщиков к земельным участкам, установления льготных режимов налогообложения для отдельных категорий юридических лиц. Следует обеспечить механизмы, при которых поддержка малого предпринимательства станет инструментом региональной политики государства.
Источник: thepresentation.ru