Комментарий к статье 42
Животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Водные беспозвоночные, рыбы и морские млекопитающие являются объектами животного мира. Согласно ст. 3 комментируемого Закона (см. комментарий к этой статье) отношения в области использования объектов животного мира регулируются данным Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Комментируемая статья является отсылочной к законодательству о рыболовстве и охране водных биологических ресурсов. Обратимся к этому законодательству и рассмотрим основные положения, регулирующие отношения по использованию водных беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих.
Основным методом использования данного объекта животного мира является рыбный промысел. Добычей, переработкой, воспроизводством и увеличением запасов рыбы и других водных организмов занимается рыбное хозяйство. Кроме морской и пресноводной рыбы, добываются морские млекопитающие, ракообразные, моллюски, водная растительность.
Рыбное хозяйство дает ценные пищевые, лекарственные, кормовые и технические продукты: рыбные пищевые продукты, рыбную муку, используемую в качестве корма для сельскохозяйственных животных, рыбий жир. Ценные осетровые рыбы и их икра являются важным предметом экспорта.
В связи с сооружением на реках России мощных гидроузлов изменяются естественные условия размножения наиболее ценных проходных и полупроходных рыб. Вследствие этого проводятся мероприятия по воспроизводству рыбных запасов и комплексному рыбохозяйственному устройству водоемов.
Статья 140 Водного кодекса РФ определяет, что водные объекты или их участки, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, предоставляются преимущественно для этих целей. В этих случаях использование водных объектов или их участков для иных целей, кроме питьевого и хозяйственно — бытового водоснабжения, может быть ограничено в соответствии с Кодексом.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4471.
Кодекс обязывает граждан и юридических лиц, использующих водные объекты для рыбного хозяйства, содержать берега водных объектов в местах их использования в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических и других сооружений на водных объектах, используемых для рыбного хозяйства, предусмотрена обязанность своевременного осуществления мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов, рыбных ресурсов, водных и околоводных животных и растений.
Водные объекты могут использоваться для охотничьего хозяйства. Это объекты, являющиеся местами обитания диких водоплавающих и околоводных птиц, ценных пушных зверей, отнесенных к объектам охоты, и предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, имеющим лицензию на пользование объектами животного мира, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (ст. 141 Водного кодекса РФ).
Положения вышеназванной статьи Водного кодекса РФ соответствуют требованиям законодательства о животном мире в части лицензирования деятельности, связанной с использованием объектов животного мира. Положение о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 967 (с последующими изменениями).
Положение предусматривает, что промышленное рыболовство и рыбоводство (за исключением товарного рыборазведения) осуществляется юридическими лицами, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, на основании лицензии. Лицензия выдается Государственным комитетом РФ по рыболовству и его бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства. Госкомрыболовство вправе передавать полномочия по лицензированию промышленного рыболовства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, подлежащих лицензированию, утвержден Приказом Минсельхозпрода России от 1 июля 1998 г. N 414.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 40. Ст. 131.
Рыбное хозяйство Российской Федерации играет значительную роль в развитии продовольственного комплекса страны. В ряде регионов страны (в первую очередь в прибрежных, окраинных районах Российской Федерации: Приморском крае, Камчатской, Сахалинской, Калининградской, Астраханской и Мурманской областях) рыбное хозяйство является градообразующей отраслью, основным источником занятости населения.
Специфика рыбной отрасли состоит в том, что около 94% сырья добывается в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в экономических зонах иностранных государств, открытых районах Мирового океана и только 6% рыбы изымается во внутренних водоемах России, включая ее товарное рыбоводство.
Несмотря на произошедшие в последние годы негативные изменения в рыбном хозяйстве, Российская Федерация продолжает оставаться одним из ведущих рыбопромышленных государств, определяющих стратегию развития мирового рыболовства. Неудовлетворительное положение сложилось во внутренних водоемах Российской Федерации. Из-за сложной экономической обстановки, нарушения хозяйственных связей, непрекращающегося ухудшения экологического состояния водоемов и недостаточного объема работ по воспроизводству рыбных запасов значительно снизилась добыча рыбы.
Для изменения сложившейся ситуации Правительство РФ разработало комплекс мер, направленных на улучшение состояния биоресурсов водных объектов. С целью успешной реализации этих мер принимались нормативные правовые акты, затрагивающие проблемы стабилизации и развития рыбного хозяйства (Постановление Совета Федерации Федерального Собрания от 5 июля 1995 г. N 520-1 СФ «О проблемах стабилизации и развития рыбного хозяйства Российской Федерации» ).
———————————
СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2631.
Одним из способов достижения благоприятной тенденции в развитии и существовании рыбной отрасли является формирование правового механизма охраны биологических ресурсов. Как уже было выше сказано, основная доля добычи рыбных ресурсов приходится на территорию континентального шельфа РФ, исключительной экономической зоны РФ, открытых районов Мирового океана. Поэтому Указ Президента РФ от 29 августа 1997 г. N 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» был направлен прежде всего на охрану морских биоресурсов. Кроме того, добыча биологических ресурсов не может быть нелимитирована. Существуют определенные квоты на добычу этих ресурсов, установленные в Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1010 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации» .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 35. Ст. 4060.
СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст.
136.
Квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации по районам вылова (добычи) и видам этих ресурсов в пределах установленных общих допустимых уловов водных биологических ресурсов ежегодно утверждаются Правительством Российской Федерации и подразделяются на:
а) квоты на вылов для иностранных государств, устанавливаемые в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации в области рыболовства и решениями четырехсторонней Комиссии по водным биологическим ресурсам Каспийского моря;
б) квоты на вылов для использования водных биологических ресурсов в научно — исследовательских, контрольных и рыбоводных целях, определяемые на основании научных программ и планов ресурсных исследований;
в) промышленные квоты на вылов для продажи на аукционной основе;
г) промышленные квоты на вылов, выделяемые субъектам Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, для распределения между заявителями, осуществляющими поставки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, или реализацию продукции на территории Российской Федерации.
Для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, рационального использования, изучения запасов и сохранения водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации, Каспийского и Азовского морей, а также наблюдения за промысловой деятельностью российских судов на морских акваториях, находящихся за пределами юрисдикции Российской Федерации, создана отраслевая система мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. N 226) .
———————————
СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1243.
Сохранение и дальнейшее развитие производственного потенциала рыбной отрасли на основе реализации приоритетных направлений развития рыбного хозяйства, обеспечения стабилизации и в дальнейшем роста производства рыбной продукции возможно при выработке определенной программы действий соответствующих органов государственной власти и управления. В этих целях Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную программу развития рыбного хозяйства РФ «Рыба» (Постановление Правительства РФ от 18 сентября 1995 г. N 930).
Программа предусматривает сохранение и развитие производственного потенциала отрасли за счет реализации приоритетных направлений развития рыбного хозяйства при максимальном использовании собственных и заемных средств финансирования и частичной государственной поддержке и на этой основе преодоление падения производства в 1995 г., его стабилизацию в последующие годы на уровне 1993 г. с целью обеспечения потребности страны в рыбных товарах и технической продукции.
Региональная политика развития рыбного хозяйства отражена в Программе в качестве приоритетных направлений. Разработка региональных и других специальных программ развития рыбного хозяйства проводится на основе положений Программы с ориентацией преимущественно на возможности местных бюджетов, собственных средств предприятий, заемных источников финансирования и с учетом финансовых возможностей более длительного периода реализации. Отдельным региональным программам, имеющим особо важное народнохозяйственное значение, может придаваться статус федеральных программ регионального значения.
В настоящее время сложилась система управления рыбным хозяйством на основе бассейнового принципа. В целях осуществления бассейнового принципа управления биоресурсами, разработки и проведения единой бассейновой политики в области их сохранения, воспроизводства и рационального использования созданы региональные и бассейновые научно — промысловые советы, в состав которых в качестве постоянных членов входят представители соответствующих администраций, органов охраны окружающей среды, органов рыбоохраны, научно — исследовательских и рыбохозяйственных организаций.
В целях реализации принципа совместного управления водными биоресурсами (ст. 72 Конституции Российской Федерации) между Комитетом Российской Федерации по рыболовству и субъектами Российской Федерации заключаются договоры «О координации и совместной деятельности по вопросам государственного управления рыбным хозяйством», в которых четко определены права и обязанности каждой из договаривающихся сторон по вопросам управления водными биоресурсами и их использования. Такие договоры заключены Комитетом Российской Федерации по рыболовству с администрациями Мурманской, Астраханской, Калининградской, Сахалинской и Камчатской областей, Приморского края, Корякского автономного округа и Правительством Республики Карелия.
Источник: www.zonazakona.ru
Не одуемые — гражданское законодательство и судебные прецеденты
в муниципальном образовании «Икрянинский район». Согласно протоколу заседания комиссии по проведению процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 30.08.2021 года победителем конкурса по лоту № 19 – РУ № 46 Удачный, Икрянинский район признано Общество с ограниченной ответственностью «Рыбо – перерабатывающий цех «Кировский». Места между участниками конкурса были распределены следующим образом: ООО «Рыбо – перерабатывающий цех «Кировский» -1 место (83,2 балла): средневзвешенные показатели освоения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов либо не ОДУемых водных биологических ресурсов – 99,6% (20 баллов), среднесуточный объем производства рыбной и иной продукции на рыбоперерабатывающем заводе – 22,8 тонн/сутки (30 баллов), средняя численность работников – 20 человек (13,2 балла), предложение участника конкурса о размере платы за предоставление рыболовного участка – 200.000 рублей (20 баллов); Рыболовецкий колхоз им XX Партсъезда — 2 место (66,4 балла): средневзвешенные показатели освоения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов либо не ОДУемых водных биологических ресурсов – 97,3% (19,5 балла),
№ и № в период с 22 по ДД.ММ.ГГГГ, находятся в районе Западно-Беринговоморской зоны, западней 174°00″ восточной долготы (примерно от 170°00″ до 174°00″), в котором пунктом 13.2 «Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна» (утв. Приказом Минсельхоза РФ № от ДД.ММ.ГГГГ) установлен запрет на специализированный промысел сельди тихоокеанской донными и разноглубинными тралами. Опрошенный ДД.ММ.ГГГГ по данному факту капитан судна СРТМ «Мыс Чупрова» ФИО6 пояснил, что он осуществлял промышленное рыболовство в части добычи сельди тихоокеанской ( не ОДУемой ) в период времени с 23:40 ДД.ММ.ГГГГ по 02:35 ДД.ММ.ГГГГ в Западно-Беринговоморской промысловой зоне (район 6101) Берингова моря, в ИЭЗ РФ, и в указанный период осуществил две промысловые операции. Записи в судовом журнале, координаты постановки орудия лова и окончания промысловых операций в промысловом журнале, он указывал согласно прибору навигационного контроля FURUNO GPS 3300. Указанные значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, соответствуют данным судового и промыслового журналов за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно два траления,
проверки улова водных биологических ресурсов, согласно которому улов тихоокеанской сельди составил 38,4 % и отражен в данном акте как не ОДУемый. При составлении указанного выше акта старший государственный инспектор РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 отделения ОРКМ ФИО4 консультировался у вышестоящего руководства Пограничного управления ФСБ РФ по Восточному Арктическому району по вопросу, касающемуся прилова тихоокеанской сельди, и получил подтверждение, что сельдь тихоокеанская в Охотском море, Западно-Камчатской подзоне (6105.2) является не ОДУемой и может составлять до 49 % от улова, поэтому подлежит переработке. Им (Устиновым) была проведена устная консультация с начальником промыслового района ФИО5 по вопросу, касающемуся прилова тихоокеанской сельди, который также подтвердил, что сельдь тихоокеанская в Охотском море, Западно-Камчатской подзоне (6105.2) является не ОДУемой и может составлять до 49 % от улова. О вступлении в законную силу приказа Минсельхоза РФ от 30.12.2019г. № 733, которым внесены изменения в перечень видов водных биологических ресурсов, в отношении
2022 года, в отдел поступил запрос из ПЛО МВД на транспорте, в котором было указано, что в ходе дознания было установлено, что НРП и ПОДСУДИМосуществляли рыболовство отдельно, каждый своим орудием лова, и в разном количестве, где просили рассчитать ущерб на каждого. Мы дали ответ, где указали, что ущерб, причиненный ПОДСУДИМ составил 649 700 руб., поскольку им было поймано 6 497 экземпляров.
Сейчас нет таких понятий как промысловая, ценная рыба, рыба делится на одуемую и не одуемую . К первому виду относится общий улов, который утверждается Федеральным агентством по рыболовству, а именно лещ, щука, судак, стерлядь для водоемов Пермского края. В отношении всех остальных рыб, которые могут изыматься из водоемов края, Федеральным агентством по рыболовству выносится рекомендованный объем вылова. Тюлька входит в этот перечень, в отношении которых, разрабатываются рекомендованные объемы вылова. Для каждого водоема Камского и Воткинского водохранилища также есть общий объем, который можно добыть не нарушая при этом остальные правила.
Источник: lawnotes.ru
Устрицы из Приморья покоряют Москву
В условиях санкций традиционный путь приобретения спата (молоди) за рубежом ограничен для российских устрицеводов. Встают вопросы изучения развития и адаптации устричной молоди, полученной в Тихоокеанском регионе, в условиях других рыбохозяйственных бассейнов. Но, как и во всей аквакультуре, нелегальный бизнес вытесняет законный в связи с меньшими издержками.
Недавно специалисты Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ФГБНУ «ВНИРО», подведомственный Росрыболовству) начали проводить эксперимент по выращиванию устриц в Черном море из спата, привезенных из Приморского края. В конце марта молодь тихоокеанской устрицы, доставленная из Владивостока, была помещена на специальные носители в двух специализированных хозяйствах, расположенных на кавказском и крымском побережьях Черного моря. На протяжении всего процесса товарного выращивания ученые будут вести постоянный мониторинг развития устриц в черноморской воде – изучать темпы роста, выживаемость.
Интерес не праздный – по данным аналитиков Центра отраслевой экспертизы (ЦОЭ), спрос на отечественных устриц стремительно растет. Это обусловлено как модой на этот деликатес, так и возросшими объемами аквакультурного производства данного вида моллюсков с 2 тонн в 2013 г. до 4 600 тонн в 2021 г. и соответственным снижением стоимости.
В 2021 г. более 400 тонн этих моллюсков Россия импортировала из Марокко, Новой Зеландии и Японии, ранее крупные закупки осуществлялись также у европейских и американских поставщиков. Импорт также растет быстрыми темпами (с темпом более 10% в год), но доля отечественного производства в потреблении уже превышает 90%. По оценке ЦОЭ, объем рынка в 2022 г. составил примерно 5 тыс. тонн. По данным Росрыболовства, основной объем производства устриц приходится на Приморский край.
Это притом, что «дикая» устрица, несмотря на резкие колебания объемов вылова в Приморье (663, 1475, 1148 тонн в 2020, 2021, 2022 гг. соответственно), формирует основную массу предложения на рынке. Поскольку, несмотря на то что хозяйствами аквакультуры края в прошлом году выращено 62,7 тыс. тонн всей продукции (и устриц в этой массе 3,5 тыс. тонн), предприятия реализовали на рынке всего лишь 1 945 тонн. Вылавливают устрицы, если сравнивать с другими моллюсками, немногим меньше, чем трубача (1622 тонны в 2022 г.), но значительно больше, чем мидии (59 тонн).
Добытчики моллюска вылавливают устрицу весом до 200 граммов (а это как раз тот размер моллюска, который нерестится наиболее активно), берут и молодь по 50–100 граммов. «С чем нам пришлось столкнуться? – говорит руководитель РПК «Моряк» Ольга Жолобова. – Есть дикая дальневосточная устрица, а есть та, которую мы выращиваем, – аквакультурная. Причем разрешенный объем изъятия из природы с каждым годом возрастает, а количество устрицы уменьшается.
В 2014 г. промышленный вылов устрицы составил 0,3 тонны, а в прошлом году – 1149 тонн. Она попросту не успевает восстанавливаться в природе. Спросом пользуются мелкие устрицы. Крупные не ценятся, поскольку ресторанам невыгодно их продавать. Так, в Хасанском районе устрицу почти вывели, да и в целом хасанской устрицы – как вида – практически не стало.
Остались особи размером от 300 граммов. В прошлом году прошли сильные дожди, малек погибал от опреснения, а в 2021-м была аномальная жара. Это негативно повлияло на воспроизводство моллюсков».
По словам экспертов, устрицы – морской деликатес, не являющийся продуктом массового спроса, главным каналом сбыта для производителей являются предприятия сегмента HoReCa, а основные потребители продуктов в большей части сосредоточены в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, городах-миллионниках, а также в курортных зонах. По потреблению Россия сейчас сравнялась даже с Марокко, в этой североафриканской стране основной объем потребления устриц приходится на кафе и рестораны, рассчитанные на потребителя со средним уровнем дохода. Такая сегментация по спросу позволяет Марокко не только обеспечивать деликатесом внутренний рынок, но и, с учетом хорошей переносимости транспортировки у продукта, поставлять аквакультуру за рубеж.
Приморские устрицеводы пытаются не отставать. Сергей Вахнин, директор ООО «Акварион»: «Свою продукцию мы поставляем на рынок Москвы, и этого нам достаточно. В Приморье устрица спросом не пользуется в силу отсутствия соответствующей культуры питания. В свое время работал в компании «Нереида», объемы гребешка, который поставлялся на внутренний рынок, были крайне незначительными. Практически сто процентов продукции отправлялось в Корею и Китай».
«Технология культивирования этого моллюска лишь несколько более сложная, чем у мидии. Кстати, в 2010–2011 гг. мы мидию в Крым отправляли, и она там хорошо прижилась. Устрица тоже «зайдет», тем более что соленость воды подходящая», – говорит экс-президент Дальневосточной ассоциации аквакультуры Александр Платонов.
Устрицы выращиваются на специальных технических средствах (в садках, на коллекторах) в прибрежной части морских акваторий. Они питаются фитопланктоном – микроводорослями, обитающими в морской воде. Специального кормления дополнительными кормами устрицам не требуется, объем выращивания устриц на конкретной акватории ограничивается ее кормовыми условиями: видовым составом и биомассой кормового фитопланктона. И часто все выгребают браконьеры.
«Как и для всех аквакультурщиков, для нас была и остается острой проблема браконьеров, – подтверждает Ольга Жолобова. – Хотя наш рыбоводный участок – сравнительно маленький, 110 гектаров, его надо охранять и обслуживать. Землю у моря по закону получить официально нельзя, так как она вся в зоне рекреации, а рыбоводникам можно арендовать землю только сельхозназначения.
Таких участков у моря на Дальнем Востоке нет просто. Администрация Владивостока предоставила нам на берегу земельный участок. Но с такой пометкой в договоре, что, если земля будет сдана в аренду, придется освободить его в течение трех суток. Естественно, кроме погрузки-выгрузки, на участке ничего не сделать, не построить.
То есть мы на «птичьих» правах, но и тому рады, что как-то можно охранять рыбоводный участок. Это проблема, которая тормозит большинство марикультурщиков.
Производители признаются, что марикультура – бизнес довольно капиталоемкий. В 4,5 млн руб. обходится аренда небольшого рыбоводного участка. Но ведь участок без оборудования – ничто. Нужны катера, веревки, коллектора, буи и т. д., а все это подвержено разрушению штормами. А чтобы защититься от браконьеров, придется готовить еще и хороший квадрокоптер – это еще несколько сот тысяч.
А вот с выращиванием молоди проблем никаких нет – стадо само себя воспроизводит, мальки с плантации, как и «дикие», самостоятельно цепляются на коллекторы.
«Проблема еще и в том, что вылов устриц идет по разрешениям на определенный срок, так как они «неодуемые» (квоты на вылов не установлены), – объясняет Ольга Жолобова. – На мой взгляд, устриц стоит перевести в «одуемые» водные биоресурсы, чтобы можно было работать круглый год. Можно понять промысловика, который добывает устрицу в дикой природе и перерабатывает ее.
Производственный цех – немаленькие вложения, даже если вы арендуете помещение, само оборудование дорогостоящее. Вы набираете персонал, платите налоги, арендную плату, тут заканчивается разрешение. И что делать данному предприятию? Куда девать рабочих? Ситуация складывается довольно неприятная.
Как итог, водолазы продолжают работать, а моллюск – вылавливаться незаконно. По России можно спокойно лететь с 500 кг продукции без документов в личное пользование. И цена на устрицу в Москве и других городах на западе страны падает вдвое. Вот – недобросовестный демпинг. Клиенты таким товаром, увы, не брезгуют.
Продукцию обрабатывают в большинстве случаев в подпольных цехах с антисанитарными условиями. Можно пересчитать по пальцам хорошие производства, которые соответствуют требованиям. А потом мы удивляемся отравлениям».
Впрочем, с «одуемыми» разрешениями тоже есть проблема, считает марикультурист. В большинстве случаев квоту выкупает «организация с большими деньгами», которая потом не знает, что с ними делать. Ведь, например, добычу дикой устрицы можно осуществить только ручным способом.
По словам Александра Платонова, другой проблемой на пути развития марикультуры является требование по прохождению экологической экспертизы: «Одной рукой государство продает мне акваторию, причем заставляет выращивать там строго определенные виды гидробионтов. И даже не имея представления, будет ли в этом месте развиваться гребешок или устрица.
Затем я должен заплатить за экспертизу еще столько, сколько стоит аренда участка. 4–5 млн стоит участок, столько же нужно вложить в экспертизу. А если три участка, когда они окупятся? Вскоре небольшие хозяйства, которые работают 20–30 лет, должны будут прекратить свою деятельность.
Несмотря на вмешательство даже полпреда Юрия Трутнева, который давал распоряжение убрать этот барьер, «эко» остается. Причем экспертиза смешная. Никто не лезет в воду исследовать, что там на дне. Ребятам привозят бумаги, они проводят «экспертизу» в теплых кабинетах. Почему приравнивают марикультуру к добыче угля – якобы мы можем навредить природе?
Проблема с экологической экспертизой возникла давно, ее прохождение становится все сложнее и затратнее. Рыбоводный участок проходит такую же экоэкспертизу, как нефтяная вышка. Набор документов примерно одинаковый».
Источник: konkurent.ru