В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ [1] .
Согласно пункту 1 статьи 337 НК РФ в целях настоящей главы указанные в пункте 1 статьи 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.
НДПИ: определение объекта налогообложения
На основании пункта 2 статьи 337 видами добытого полезного ископаемого являются:
6) горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера природная и сера в газовых, серно-колчеданных и комплексных рудных месторождениях, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные породы и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений);
10) (в редакции, применяемой с 01.09.2022) неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный (за исключением камня строительного, предназначенного для получения щебня), щебень, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).
Коллегия Налоговых Консультантов, номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО,
оказывает весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05
До внесения изменений в подпункт 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ, в нем были определены следующие виды полезных ископаемых:
10) неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).
Таким образом, до 1 сентября 2022 года в качестве добытого полезного ископаемого, входящего в состав неметаллического сырья, используемого в строительной индустрии, предусматривались, в частности:
— известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента;
— другие неметаллические ископаемые.
До настоящего времени являлся спорным вопрос, что считать полезным ископаемым, строительный камень или щебень, является ли дробление камня частью производственного процесса или частью процесса добычи.
Внесенные в НК РФ изменения устранили спорную ситуацию, с 01.09.2022 камень строительный, используемый для производства щебня, не признается полезным ископаемым. В этом случае полезным ископаемым будет признаваться щебень.
При этом в силу пункта 13 статьи 343 НК РФ (вступившего в силу с 01.09.2022) сумма налога, исчисленная налогоплательщиком за налоговый период в отношении щебня, не может превышать величину НБК, рассчитываемую в рублях как произведение количества добытого полезного ископаемого за налоговый период, приведенного в единицах массы (тоннах), и числа 16,5.
Величина НБК, определенная в соответствии с настоящим пунктом, округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления.
В случае превышения исчисленной за налоговый период суммы налога над значением величины НБК, рассчитанной за этот же налоговый период, сумма налога принимается равной величине НБК.
Приведенная норма введена для того, чтобы не допустить существенной налоговой нагрузки по НДПИ для налогоплательщиков, осуществляющих добычу щебня (Письмо Минфина РФ от 25.07.2022 № 03-06-06-01/71357).
Таким образом, с 01.09.2022 была устранена спорная ситуация, касающаяся того, что признается объектом налогообложения НДПИ – строительный камень или щебень. При этом нормами НК РФ было установлено ограничение в части суммы налога, которая может быть исчислена со стоимости добытого полезного ископаемого.
С 01.09.2022 НДПИ со стоимости щебня не может превышать суммы, исчисленной как произведение количества добытого полезного ископаемого, умноженного на число 16,5.
Коллегия Налоговых Консультантов, 3 апреля 2023 года
[1] В целях настоящей главы залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 НК РФ (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов.
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Источник: www.mosnalogi.ru
Статья 336. Объект налогообложения. 1. Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе — налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются:
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:
1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.
(пп. 5 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Комментарий к статье 336
1. Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Там же установлено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и с учетом указанной статьи.
В качестве объекта налогообложения НДПИ определены полезные ископаемые, указанные в п. 1 комментируемой статьи и именуемые в соответствии с п. 1 ст. 337 НК РФ в целях гл. 26 НК РФ добытым полезным ископаемым (см. комментарий к ст. 337 НК РФ).
В пункте 1 комментируемой статьи указаны:
полезные ископаемые, добытые из недр;
полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства.
Полезные ископаемые, добытые из недр, указаны в качестве объекта налогообложения НДПИ в п. 1 комментируемой статьи следующим образом:
полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. 1 п. 1);
полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование (подп. 3 п. 1).
Согласно подп. 2 п. 1 комментируемой статьи полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, признаются объектом налогообложения НДПИ в случае, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. В пункте 11 Методических рекомендаций МНС России по применению главы 26 НК РФ уточнено, что полезные ископаемые, извлеченные из отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, признаются отдельным объектом налогообложения только в том случае, когда на использование указанных отходов в соответствии с Законом РФ «О недрах» выдана отдельная лицензия либо использование указанных отходов указано как отдельный объект лицензирования, отличный от добычи полезных ископаемых из недр.
Полезные ископаемые, указанные в п. 1 комментируемой статьи, признаются объектом налогообложения НДПИ в том случае, если иное не предусмотрено п. 2 комментируемой статьи.
2. В пункте 2 комментируемой статьи перечислены полезные ископаемые, которые не признаются объектом налогообложения НДПИ и, соответственно, не могут именоваться в целях гл. 26 НК РФ добытым полезным ископаемым.
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления (подп. 1 п. 2).
В соответствии с подп. 6 ч. 1 ст. 3 Закона РФ «О недрах» (в ред. Федеральных законов N 32-ФЗ и N 122-ФЗ) к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится определение совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным.
В целях упорядочения рассмотрения материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, распоряжением Государственной геологической службы Министерства природных ресурсов РФ от 7 февраля 2003 г. N 47-р утверждены Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным .
———————————
Справочные правовые системы.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О недрах» утверждены:
распоряжением МПР России от 25 марта 1997 г. N 24-р, Госгортехнадзора России от 21 февраля 1997 г. N 6 — Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Коми-Пермяцкому автономному округу ;
———————————
Там же.
Постановлением Госгортехнадзора России от 14 марта 2000 г. N 8 — Перечень общераспространенных полезных ископаемых Иркутской области ;
———————————
Там же.
Постановлением Госгортехнадзора России от 17 апреля 2000 г. N 22 — Перечень общераспространенных полезных ископаемых Кировской области ;
———————————
Там же.
распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России, Администрации Пермской области от 16 апреля 2003 г. N 177-р — Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Пермской области ;
———————————
Российская газета. 2003. N 115.
распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Правительства Чеченской Республики от 25 сентября 2003 г. N 436-р — Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Чеченской Республике ;
———————————
Там же. 2003. N 263.
распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Администрации Томской области от 25 сентября 2003 г. N 437-р — Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Томской области ;
———————————
Там же. 2004. N 5.
распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2003 г. N 438-p/24/1202-р — Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия) ;
———————————
Там же. N 17.
распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Правительства Республики Татарстан от 26 сентября 2003 г. N 440-р — Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Татарстан ;
———————————
Там же. N 5.
распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Администрации Ростовской области от 26 сентября 2003 г. N 441-р — Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Ростовской области ;
———————————
Там же. N 5.
распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2003 г. N 570-р/23/522 — Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Башкортостан ;
———————————
Там же. N 19.
распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Администрации Президента Республики Бурятия от 24 февраля 2004 г. N 95-р/Р-2/147-р — Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Бурятия ;
———————————
Там же. N 62.
распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Администрации Самарской области от 24 февраля 2004 г. N 96-р/Р-3/345 — Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Самарской области ;
———————————
Там же. N 62.
распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Администрации Пензенской области от 24 февраля 2004 г. N 97-р/Р-4/87-ПП — Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Пензенской области .
———————————
Там же. N 77.
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды не признаются объектом налогообложения НДПИ при одновременном выполнении следующих условий:
полезные ископаемые не числятся на государственном балансе запасов полезных ископаемых;
полезные ископаемые добыты индивидуальным предпринимателем;
полезные ископаемые используются этим индивидуальным предпринимателем непосредственно для личного потребления.
Государственный баланс запасов полезных ископаемых согласно ч. 1 ст. 31 Закона РФ «О недрах» ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Там же установлено, что он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона РФ «О недрах» постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Статьей 32 Закона РФ «О недрах» установлено, что государственный баланс запасов полезных ископаемых (как и государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых) составляется и ведется федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с названным Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «О недрах» Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 215 утвержден Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 12. Ст. 1110.
Приказом МПР России от 9 июля 1997 г. N 122 утверждено Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса (Приказом МПР России от 28 апреля 2001 г. N 378 в Положение внесено дополнение).
———————————
Справочные правовые системы.
Природно-ресурсные ведомости. 2001. N 22.
По мнению МНС России, выраженному в п. 13 Методических рекомендаций по применению главы 26 НК РФ, не могут быть отнесены к личному потреблению полезных ископаемых индивидуальными предпринимателями реализация и иное использование при осуществлении предпринимательской деятельности полезных ископаемых и (или) продуктов их передела. МНС России также считает, что индивидуальный предприниматель обязан вести раздельный учет полезных ископаемых, добываемых для предпринимательской деятельности и для личного потребления.
Добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы (подп. 2 п. 2).
Согласно п. 6 ст. 6 Закона РФ «О недрах» сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов является одним из самостоятельных видов пользования недрами.
Приказом Комитета РФ по геологии и использованию недр от 28 октября 1993 г. N 95 утверждено Типовое положение о порядке предоставления лицензий на сбор минералогических и других геологических коллекционных материалов .
———————————
Справочные правовые системы.
Статьей 6 Закона РФ «О недрах» установлено, что недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.
Исходя из положений ст. 6 данного Закона в п. 14 Методических рекомендаций МНС России по применению главы 26 НК РФ разъяснено, что сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, не признаваемых объектом налогообложения, может осуществляться:
а) либо в рамках самостоятельного вида пользования недрами, предусмотренного Законом РФ «О недрах», в соответствии с лицензией на сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
б) либо в рамках работ на геологическое изучение недр, проводимых на основании соответствующей лицензии. Коллекционные материалы, добытые в рамках геологических работ, подлежат регистрации, хранению и уничтожению в установленном порядке.
Полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение (подп. 3 п. 2).
Образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, в соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ «О недрах» является одним из самостоятельных видов пользования недрами: это научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости.
Согласно подп. 3 п. 2 комментируемой статьи порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. N 900 «Об особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение» установлено, что геологические объекты, имеющие научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, могут быть отнесены (признаны) к особо охраняемым геологическим объектам в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» .
———————————
СЗ РФ. 2001. N 53. Ч. II. Ст.
5189.
СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
Статьей 4 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрен государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий на основании и в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определен Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. N 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 44. Ст. 5014.
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 4 июля 1997 г. N 312 утверждены Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (Приказом Госкомэкологии России от 31 марта 1998 г. N 185 в Правила внесены дополнения).
———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 16.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 12.
Полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (подп. 4 п. 2).
В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 22 Закона РФ «О недрах» (в ред. Федерального закона N 32-ФЗ) пользователь недр имеет право использовать отходы своего горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции.
Согласно подп. 4 п. 2 комментируемой статьи полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, не признаются объектом налогообложения НДПИ только в том случае, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке.
Дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений (подп. 5 п. 2).
Как следует из подп. 5 п. 2 комментируемой статьи, дренажные подземные воды, извлекаемые при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не признаются объектом налогообложения налогом при условии отнесения указанных вод к полезным ископаемым, не учитываемым на государственном балансе запасов полезных ископаемых. Именно такое пояснение и сделано в п. 16 Методических рекомендаций МНС России по применению главы 26 НК РФ (о государственном балансе запасов полезных ископаемых см. выше).
МНС России в п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 26 НК РФ также напомнило, что при осуществлении налогового контроля за правильностью применения подп. 5 п. 2 комментируемой статьи налоговый орган в соответствии со ст. 31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика документы, выданные органом управления государственным фондом недр (об уполномоченном органе см. комментарий к ст. 335 НК РФ).
Источник: www.zonazakona.ru
Налог на добычу полезных ископаемых: нормативная база, порядок исчисления и уплаты в 2019 году
Налог на добычу полезных ископаемых взимается со всех пользователей недр и относится к федеральным.
Нормативно-правовая база НДПИ
Основным регулирующим нормативным актом является глава 26 Налогового кодекса РФ, которая получила юридическую силу 24 июля 2002 года в соответствии с положениями ФЗ №104.
Процесс взимания и исчисления НДПИ также регулируется:
- Ст. 336 НК РФ, в которой перечислены категории добываемых полезных ископаемых.
- Ст. 334 НК РФ, в которой перечислены те граждане и организации, обязанные уплачивать указанный налог.
- В ст. 335 НК РФ даны указания относительно постановки недропользователей на учет в зависимости от местоположения участка недр, предоставленных им в пользование.
- В ст. 337 НК РФ дано определение добытых полезных ископаемых.
В нормативно-правовую базу также включены:
- Письмо Минфина от 31 мая 2012 года № 03-06-05-01/66.
- ФЗ №204 от 29 ноября 2012.
Объекты налогообложения
НДПИ уплачивается в соответствии с положениями статьи 336 НК РФ:
- на все полезные ископаемые, добытые внутри страны;
- на полезные ископаемые, которые были извлечены из отходов основного производства (если способ извлечения был лицензирован);
- на полезные ископаемые, которые были добыты за пределами России.
Плательщики налога
Плательщиками НДПИ в соответствии с действующим законодательством признаются предприятия и ИП (как российские, так и иностранные), являющиеся пользователями недр.
Ставки по НДПИ
Величина адвалорных процентных ставок, взимаемых с недропользователей, устанавливается п. 2 ст. 342 НК РФ:
- при добыче калийных солей ее размер составит 3,8%;
- при добыче торфа, апатитовых и др. руд величина ставки составит 4%;
- при добыче кондиционных руд черных металлов размер ставки составит 4,8%, при этом ее размер должен быть умножен на соответствующий коэффициент (Кподз);
- при добыче радиоактивного сырья, солей, термальных вод бокситов и др. размер ставки составит 5,5%;
- при извлечении горнорудного неметаллического сырья, концентратов и т. д. размер ставки составит 6%;
- при добыче сырья с примесями драгоценных металлов – 6,5%;
- при добыче термальных вод и грязей – 7,5%;
- при добыче редких металлов и камней размер ставки составит 8%.
Отдельные категории облагаются специфическими ставками:
- за 1 тонну газового конденсата взимается ставка в размере 42 рублей, которая должна быть умножена на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, установленный в зависимости от сложности добычи, а также на корректирующий коэффициент, размер которого указан в статье 343.4 НК РФ. С 1.01.2019 также вступили в силу изменения, в соответствии с которыми полученную сумму также следует увеличить на произведение показателя Кман, указанного в пункте 7 статьи 342.5 НК РФ, и коэффициента, характеризующего величину добытого газового конденсата, в отношении которого Кман не может быть применён, и равного 0,75;
- нефть — 919 рублей (с 1.01.2017) за 1 тонну. Полученная сумма также должна быть умножена на показатель Дм, который характеризует особенности добывающего процесса.
Способы исчисления НДПИ
Размер налога может быть рассчитан одним из следующих способов:
- Первый способ может быть использован для расчета НДПИ при добыче большинства полезных ископаемых. Рассчитывается как общая сумма извлеченного из недр сырья, а действующие ставки берутся из соответствующей статьи НК РФ.
- Второй способ исчисления применяется при добыче газа. В этом случае учитывается общий объем добытого сырья и специфические ставки, определяемые НК РФ.
- Третий способ применяется при расчете НДПИ на драгоценные металлы. Налоговая база зависит от стоимости реализации готового сырья или самородков, которые были добыты на месте.
- Четвертый метод создан для расчета НДПИ при добыче нефти. База определяется в тоннах, а ставку корректируют установленные НК РФ коэффициенты.
Формула, по которой рассчитывается налог на добычу полезных ископаемых, выглядит так:
НДПИ = НБ * НС, где НБ означает налоговую базу, рассчитанную за отчетный период, а НС – ставку процента, установленную НК РФ.
Коэфициент Ктд
Ктд – коэффициент, применяемый для характеристики территорий добычи полезных ископаемых (ст. 342.3 НК РФ). Его применение обосновано положениями пп. 1 п. 1 ст. 28.5 НК РФ в отношении участников региональных инвестиционных проектов, имеющих статус резидентов территорий, опережающих социально-экономическое развитие.
Размер этого коэффициента приравнивается к нулю до того момента, когда участник регионального инвестиционного проекта начинает применять налоговую ставку на прибыль организации (в соответствии с нормами, описанными в пункте 1.5 статьи 284 НК РФ).
На протяжении 120 отчетных периодов начиная с момента применения ставки налога на доходы организации для участника проекта Ктд устанавливается на уровне следующих значений:
- в течение первых 24 периодов – 0.
- с 25 по 48 период включительно – 0,2.
- с 49 по 72 период – 0,4.
- с 73 по 96 период – 0,6.
- начиная с 97 периода и во все последующие – 1.
Изменения в порядке исчисления НДПИ в части потерь при добыче нефти
В отношении нефти, добытой на тех участках недр, в отношении которых на протяжении всего отчетного периода действовал налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), ставка НДПИ устанавливается законодательством РФ на уровне 1 рубля за 1 тонну извлеченного сырья, однако, полученная сумма должна быть умножена на коэффициент, характеризующий уровень налогообложения нефти, размеры которого определены в статье 342.6 НК РФ.
Также в соответствии с пояснениями Министерства Финансов от 17 и 24 мая 2019 года налогообложение в части нормативных потерь добываемого сырья должно быть произведено по нулевой ставке.
Прочие изменения
В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 21.01. 2019 №53613 в 2019 году также изменились размеры коэффициентов-дефляторов к ставке НДПИ при добыче угля:
- коэффициент, используемый при добыче антрацита — 0,970.
- при добыче коксующегося угля – 1,047.
- при добыче бурого угля – 1,004.
- на все прочие типы угля – 1,026.
Как заполнить декларацию по НДПИ
Действующая форма документа (№ КНД 1151054) была утверждена в 2015 году и состоит из титульного листа и 7 разделов.
Декларатор не должен заполнять все листы этого документа. Сведения должны быть внесены только в те графы, которые непосредственно связаны с его деятельностью. В том случае, если компания занимается добычей нескольких видов полезных ископаемых, декларация должна быть заполнена для каждого из них.
Титульный лист отчета (лист 01) должен содержать следующие данные:
- ИНН и КПП налогоплательщика;
- номер отчетного периода, по результатам которого подается декларация;
- год, за который подается отчет;
- код НО;
- наименование организации или ИП;
- ОКВЭД;
- личные данные налогоплательщика;
- число страниц в заполняемой декларации;
- сведения о доверенном лице и номер доверенности.
Остальные разделы специфичны и в новой форме декларации разделены в зависимости от типа и категории добываемых полезных ископаемых:
- Раздел 1. Здесь должны быть указаны суммы по итогам расчётов всех прочих разделов декларации, а также коды КБК и ОКТМО.
- Раздел 2. Заполняется в том случае, если предприятие занимается добычей нефти.
- Раздел 3. Посвящен добыче природного газа и газового конденсата, но при этом не заполняется теми разработчиками, которые ведут свою деятельность на морском шельфе. В строках 050, 060 и 070 должны быть указаны следующие данные: о стоимости транспортировки единицы добытого сырья; о проценте участия в продажах отдельной организации; о доле добычи природного газа в общих объемах. Строки 100 — 130 заполняются на основании сведений, указанных в лицензии на разработку.
- Раздел 4. Его должны заполнить те недропользователи, которые ведут деятельность по добыче углеводородного сырья на морских шельфах. Деклараторы обязаны самостоятельно внести данные по коду добываемых ископаемых, названию месторождения и датам разработки. Сумма НДПИ рассчитывается путем умножения суммы налогооблагаемой базы на установленную законом ставку. Итог должен быть вписан в строку 140.
- Раздел 5. Заполняется всеми прочими недропользователями, добывающими те виды полезных ископаемых, которые не были отражены в предыдущих разделах отчета. К ним относят: горючие сланцы, руды, песок, драгоценные металлы. Гражданин, составляющий декларацию, должен вписать в соответствующие сроки исходные данные, рассчитать количество добытого сырья и стоимость единицы.
- Раздел 6. Сюда вносится информация о проведении оценки стоимости единицы извлеченного из недр сырья. В форме должны быть учтены прямые, косвенные и внереализационные расходы на их извлечение.
- Раздел 7. Должен быть заполнен теми пользователями недр, которые занимаются угледобычей. Так же, как и в 4 разделе, деклараторы должны самостоятельно внести в отчёт сведения о месторождении, дате и названии добываемых полезных ископаемых.
Бланк декларации можно по НДПИ можно скачать здесь.
Отчет по НДПИ должен предоставляться в ФНС ежемесячно, при этом суммировать уплаченную сумму с нарастающим итогом по месяцам не нужно.
Источник: zakonguru.com