Авансы по налогу на прибыль — кто платит и в какие сроки денежные средства должны быть перечислены в бюджет? Ответы на эти вопросы зависят от того, к какой категории налогоплательщиков относится предприятие. Попробуем разобраться в поставленных вопросах в нашей статье и заодно выясним, как правильно рассчитать сумму к уплате и на какие именно доходы ориентироваться.
- Авансовые платежи: что это такое и кто должен их платить
- Кому можно обойтись без авансовых платежей
- Сроки для уплаты авансовых платежей и порядок расчета
- Несвоевременное внесение авансовых платежей: последствия для организации
- Какие нюансы нужно учесть при расчете и внесении платежа
Авансовые платежи: что это такое и кто должен их платить
Действующее налоговое законодательство РФ в полной мере отвечает на вопрос о том, как платить налог на прибыль авансовыми платежами. Вариантов уплаты налога на сегодняшний день существует несколько: ежеквартально и ежемесячно. Важно помнить, что авансовые платежи — это всего лишь предварительные отчисления и они засчитываются в сумму окончательного расчета, который производится по итогам прошедшего года.
Урок 21. Налог на прибыль организаций
Налоговый кодекс устанавливает четкие критерии, по которым определяется периодичность уплаты налога. Для того чтобы определить, когда и в какие сроки производить перечисления в бюджет, необходимо проанализировать доходы за прошлые периоды.
Так, например, чтобы рассчитать сумму и периодичность авансовых платежей в первом квартале текущего года, необходимо сделать анализ доходов от продаж за весь предыдущий год. В случае если по результатам полученных подсчетов будет установлено, что величина доходов за прошлый налоговый период (то есть за все четыре квартала прошлого года) не превышают в среднем 15 млн руб. в квартал, то для организации обязательны только ежеквартальные перечисления налога. Уведомлять в таком случае налоговые органы о результатах проведенных расчетов не нужно. С увеличением суммы доходов предприятия ФНС сама может оповестить налогоплательщика о том, что теперь ему необходимо осуществлять платежи каждый месяц. Ежеквартальные платежи рассчитываются постфактум, по результатам квартала.
Особенностью ежемесячных авансовых платежей является то, что они уплачиваются исходя из прибыли, определяемой по итогам прошлого квартала. Возможен вариант уплаты налога каждый месяц исходя из фактической прибыли, но тогда возникает необходимость в сдаче налоговой декларации каждый месяц.
В любом случае, какой бы способ ни применялся, он должен быть прописан в учетной политике организации.
Кому можно обойтись без авансовых платежей
Налог на прибыль без авансовых платежей может быть уплачен один раз за год по результатам налогового периода узким кругом бюджетных учреждений — библиотеки, театры, музеи и концертные организации. Только данная группа налогоплательщиков освобождена от авансовых платежей.
Все прочие бюджетные и автономные организации всего лишь имеют определенные преимущества по уплате авансов на прибыль в отличие от всех остальных предприятий, которые подчиняются общим правилам НК РФ. Так, автономные бюджетные учреждения могут перечислять налог авансом раз в квартал независимо от общей суммы доходов за предыдущие четыре квартала.
Налог на прибыль. Базовый курс. Часть 1
Что касается казенных учреждений, то тут никаких исключений нет, и периодичность перечислений напрямую зависит от общей суммы полученного дохода за прошедшие четыре квартала. Для них действуют общие требования, установленные НК РФ.
Таким образом, обойтись без авансовых платежей может лишь небольшая группа организаций. Все остальные предприятия никак не смогут избежать их или хотя бы сократить периодичность. Всё будет напрямую зависеть от суммы дохода, полученного за налоговый период.
Сроки для уплаты авансовых платежей и порядок расчета
Согласно действующему законодательству РФ крайний срок для уплаты авансовых платежей зависит от способа исчисления — ежемесячный или ежеквартальный. Налоговый кодекс установил, что последним днем для внесения ежемесячного авансового платежа является 28-е число месяца, следующего за отчетным. Что же касается поквартальных платежей, то здесь крайний срок для перечислений также 28-е число месяца, но уже следующего за прошедшим кварталом.
В случае если последний день для уплаты аванса является выходным или праздничным, то перечислять денежные средства в бюджет необходимо в ближайший следующий за ним рабочий день. Такое правило установлено п. 7 ст. 61 НК РФ.
Получение в текущем периоде прибыли в меньшем объеме или вовсе убытка не является основанием для освобождения от ежемесячных авансовых платежей по итогам предыдущего квартала. По результатам года излишне уплаченные денежные средства будут признаны переплатой. По решению самой компании сумму переплаты можно будет либо вернуть на расчетный счет, либо оставить ее в зачет будущих платежей или же погасить другие долги по налогам (как региональной, так и федеральной части).
Что же касается самого расчета по авансам, то вся информация об этом приведена в ст. 286 НК РФ. По окончании налогового периода сумма к уплате рассчитывается организациями самостоятельно. Авансы производятся по следующей схеме:
- в 1-м квартале ежемесячный платеж будет равен ежемесячному платежу в 4-м квартале прошлого года;
- во 2-м квартале ежемесячный платеж составит 1/3 часть от суммы аванса, рассчитанного по итогу 1-го квартала;
- в 3-м квартале ежемесячный платеж определяется как 1/3 часть от разницы между суммой авансов, рассчитанных по итогам полугодия, и суммой авансов за 1-й квартал;
- в 4-м квартале ежемесячный платеж будет равен 1/3 части от разницы между суммой авансов за 9 месяцев и за полугодие.
Обратите внимание! Если компания по результатам работы за 9 месяцев получит убыток, то она не будет осуществлять уплату авансов в 4-м квартале этого года и в 1-м квартале будущего.
Организации, производящие поквартальные платежи, рассчитывают сумму на основании полученной прибыли и действующей для них налоговой ставки. Суммы, отправленные в бюджет ранее, учитываются при определении налога к уплате по итогам отчетного периода. Рассчитать его можно по следующей формуле:
НП (налог на прибыль) = НБ (налоговая база) × СНП (ставка налога).
Так как авансовые платежи необходимы для укрепления бюджета страны, то рассчитаны они должны быть правильно и в срок, отведенный для этого законодательством. Неправильные расчеты могут привести либо к переплате, либо к недоимкам. Излишне уплаченные суммы никуда не пропадают, и организация может распорядиться ими по своему усмотрению. Недоимка по авансовым платежам приведет к тому, что организация подпадет под штрафные санкции.
Несвоевременное внесение авансовых платежей: последствия для организации
За соблюдением налогового законодательства государство следит очень строго. Все требования к организациям собраны в НК РФ. Там же можно ознакомиться и с размерами штрафов, а также другими санкциями, которые применяются к налогоплательщикам, нарушающим закон.
За нарушение сроков перечисления авансовых платежей по налогу на прибыль также предусмотрены меры воздействия на предприятия. За несоблюдение сроков перечисления денег в бюджет ИФНС начисляет пени. Сумма рассчитывается за каждый день пропуска платежа, включая дату перечисления позднее установленного срока. Никаких других штрафов до окончания года налоговая накладывать не может. Удержания будут осуществлены исходя из 1/300 ставки рефинансирования, которая действовала в день начисления пени, за первые 30 дней просрочки, и исходя из 1/150 — за последующие дни.
Для того чтобы все же получить от организации причитающуюся в бюджет сумму авансового платежа, ИФНС может списать денежные средства с расчетного счета компании.
Так или иначе налоговые органы добьются получения нужных сумм. Несвоевременно внесенный платеж или ошибки в расчетах лишь приведут предприятие к излишним тратам денежных средств, которые пойдут на погашение пеней и штрафов.
Какие нюансы нужно учесть при расчете и внесении платежа
Расчетным документом для производимых перечислений является платежное поручение. Налог является федеральным, тем не менее перечисляется он в различные бюджеты: в федеральный и региональный. Платеж осуществляется по КБК.
Вносить КБК в платежное поручение нужно очень внимательно. Подобная ошибка в лучшем случае может привести к тому, что денежные средства погасят обязательства предприятия по другим видам налогов, а в худшем — платеж повиснет в невыясненных, пока не будут представлены разъяснения.
Так как перечисления должны производиться в разные бюджеты, то и платежки тоже должны быть разными. С 2017 по 2020 год установлено, что 3% от суммы исчисленного налога должно быть направлено в федеральный бюджет, а 17% — в региональный (при общей ставке 20% от прибыли). Ставка для регионального бюджета может иметь и меньший процент отчислений, если это установлено самим регионом РФ. Минимальная ставка определена на уровне 12,5%. Дата уплаты определяется днем, когда со счета предприятия были списаны деньги по платежному поручению.
Таким образом, важно не только правильно рассчитать авансовый платеж и своевременно перечислить его, но и верно прописать все реквизиты в платежке. Ведь в случае ошибки как минимум может возникнуть недопонимание с налоговыми органами. Лучше проявить бдительность, чтобы компания не была наказана рублем.
Авансы по налогу на прибыль уплачиваются организациями на общей системе налогообложения. Варианты исчисления авансов: ежеквартально с уплатой по итогам квартала (возможность его применения ограничена) или ежемесячно. В ст. 286 НК РФ приводится закрытый список критериев, которые позволяют организации платить авансы ежеквартально.
Там же содержится и перечень тех, кто может авансы в течение года не платить — это определенные категории бюджетников. Все остальные рассчитывают и уплачивают авансы по прибыли ежемесячно.
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Налог на прибыль».
Источник: xn--h1apee0d.xn--p1ai
Глава 25 НК РФ. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по НК РФ ч. 2
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от 15.12.2022) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»
Законы Российской Федерации по НК РФ ч. 2
Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»
Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 31.07.2023 N 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по НК РФ ч. 2
Указ Президента РФ от 03.04.2002 N 311 «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по вопросам налогообложения»
Указ Президента РФ от 05.12.2001 N 1408 «О признании утратившими силу Указов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2002 год»
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по НК РФ ч. 2
Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2023 N 2203-р «О внесении изменений в план законопроектной деятельности Правительства РФ на 2023 год»
Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2022 N 4112-р (ред. от 16.08.2023) «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2023 год»
Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 (ред. от 29.07.2023) «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»
Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по НК РФ ч. 2
Информация Минэкономразвития России «Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья, на период с 1 по 31 августа 2023 года»
Информация Минэкономразвития России «О средней цене на нефть сорта «Юралс» за август 2023 года»
Источник: rulaws.ru
Как уплатить налог, если нет денег? Часть 3. Налог на прибыль
Никаких банальных способов типа займов, кредитов и предоплат от покупателей здесь не будет. Эти варианты владельцы бизнеса знают лучше нас.
