Цель учебного курса «Менеджмент» — освоение студентами основных принципов и методов организации и управления предприятием, изучение, систематизация и закрепление основ теории и практики управления предприятиями в современных условиях хозяйствования, процессами принятия решений в области менеджмента, ознакомление с современными методами и приемами работы в условиях отраслевой конкуренции, поскольку формирование рыночных экономических отношений требует подготовки квалифицированных специалистов, вооруженных новыми знаниями и умениями, владеющими современным аппаратом для решения принципиально новых задач.
Основными задачами курса являются:
- изучение основных элементов системы менеджмента
- изучение подходов к понятию менеджмент
- определение роли и места менеджера в организации, требований к современному руководителю
- получение комплексного представления о методологии современного менеджмента
В результате освоения курса «Менеджмент» студент должен знать:
Регулярный менеджмент: Что это такое и зачем он нужен?
- ключевые понятия и основные положения теории управления
- характеристику основных элементов системы управления
- принципы и методы управления предприятием
- особенности управления предприятием в современных условиях
- иметь представление о субъекте и объекте управления
Уметь характеризовать:
Уметь анализировать:
- виды менеджмента на различных уровнях экономических систем
- проводить оценку проблемной ситуации при принятии грамотных управленческих решений
- факторы, влияющие на формирование стиля руководства и стиля лидерства
- достоинства и недостатки различных видов ОСУ при проектировании предприятий
Приобрести навыки:
- постановки целей управления предприятием
- использования мотивационных теорий при разработке программ мотивации и стимулирования персонала на предприятии
- применения принципов управления при построении ОСУ
Дисциплина «Менеджмент» опирается на предварительное изучение студентами социально-гуманитарных, экономических дисциплин, предусмотренных учебным планом по специальности.
Записи по теме:
- Внутренние «шумы» руководителя и пути их преодоления
- Управленческое общение
- Управления производством в акционерном обществе. Особенности, характер, черты и сущность
- Функция регулирования в менеджменте
Источник: konspekts.ru
Инновационный менеджмент. Ч. 1.
Инновационный менеджмент — научно-практическая учебная дисциплина, вытекающая из курса «Основ менеджмента» и комплексно трактующая вопросы управления созданием и внедрением новшеств. Другими словами, курс «Инновационный менеджмент» представляет собой научно-практическую дисциплину, изучающую управление процессами создания и внедрения новшеств, решение задач их практического использования.
ПОЧЕМУ ДИСЦИПЛИНА РЕШАЕТ? | Повышение самодисциплины
Одно из определений менеджмента — наука и практика управления социально-экономическими процессами. В связи с этим процесс внедрения новшеств должен рассматриваться нами не только как технологический, требующий алгоритма прохождения определенных этапов, но и социальный, связанный с людьми, осуществляющими этот процесс, могущий как ускоряться, так и замедляться в зависимости от факторов, связанных, кроме всего прочего, с этими людьми.
Здесь прослеживается связь инновационного менеджмента с психологией. [Психология (от психо. и . логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков — проблема души (Аристотель, «О душе» и др.).
В 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии.
В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция «двух психологий» — естественно-научной и культурно-исторической. Главные течения психологии 20 в. — гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология.
Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.] Что касается внедрения новшеств в области готовой продукции и услуг, то здесь, имея в виду рынок потенциальных потребителей, мы должны учитывать основные положения как психологии, так и социологии. [Социология (от лат. societas — общество и . логия), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.
Попытки объяснения общественной жизни возникли в античности (Платон, Аристотель и др.), продолжались в философии истории. Создать «позитивную науку» об обществе в сер. 19 в. пытался О. Конт (ввел и сам термин). В 19 — нач. 20 вв. в социологии выделились географическая школа, демографическая школа, биологическое направление и др. Концепции крупнейших социологов (Ф.
Тенниса, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, Т. Веблена), опиравшиеся на философию позитивизма, неокантианство, философию жизни и др., внесли существенный вклад в развитие социологии. С 20-х гг. в социологии получили развитие многие методы, техника и процедуры эмпирических исследований, происходит специализация социологии (социология семьи, города, права и др. — св. 40 отраслей).]
В этой связи любопытна книга [8], где авторы цитируют основоположника инновационного менеджмента американского ученого Дж.Козметского, который считал, что «управление со стороны любой организации происходит в двух направлениях: стимуляция возникновения новых идей и практическое внедрение новаций и открытий». Объектом управления в обоих случаях является человек, методологическая основа инновационного менеджмента -общефилософские представления о самореализации личности, где творение и созидание взаимосвязаны, и только в их единстве возможно полное развертывание сил и способностей индивида. Рефлексивно-инновационные методы — разновидность инновационного менеджмента. [Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад), 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) в философии — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.] Они способны открыть отдаленные горизонты развития социальных систем и дать им мощный импульс управленческого саморазвития на наиболее глубоком (экзистенциальном) уровне. [Экзистенция — человеческое существование.] Эти методы показали свою релевантность различным уровням инновационного решения управленческих задач.
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Российские ВУЗы, возможно, скоро не будут заниматься длительной и утомительной процедурой лицензирования, которую необходимо проходить всем учебным заведениям каждые 5 лет.
2010-05-07 15:42:01 Современный студент: он стал лучше или хуже
Какого преподавателя сейчас не спроси, все в один голос будут утверждать, что студенты прошлых десятилетий были куда лучше, чем нынешние.
2010-04-28 15:44:47 Церковь хочет приблизить к себе ВУЗы
РПЦ (Русская православная церковь) уже не один год призывает к изучению теологии в вузах.
2009-11-24 13:09:56 МГУ и СПбГУ приобрели новый статус
Буквально на днях Госдумой был принят в третьем чтении законопроект о присвоении особого статуса двум крупнейшим университетам страны – МГУ и СПбГУ.
2009-06-22 09:00:06 Как написать дипломную работу?
Как ни странно, пора написания диплома всегда наступает неожиданно. То есть, конечно, все заранее знают, что когда-то придётся заняться дипломной работой, но редкий студент бывает психологически готов к нужному моменту.
2009-06-12 20:46:16 Образовательное кредитование
Нынешние российские студенты оказались весьма в затруднительном положении в связи с потерей возможности оплачивать обучение в вузах.
Источник: studd.ru
8.4. Муниципальный менеджмент как учебная дисциплина
• мониторинге, маркетинге, кадровом сопровождении муниципального менеджмента и др.
• Экономические реформы, осуществляемые сегодня в России, объективно способствуют усилению внимания к территориальному аспекту управления, инициируют его серьезную модернизацию.
Именно на региональный, местный уровень перенесен центр тяжести практического решения проблем реформирования ее социальной сферы, обеспечения действующих социальных стандартов, экологических нормативов. От того, насколько успешно будут проходить процессы реформирования и развития экономики, зависят результаты социально-экономического роста страны в целом. В современных условиях территориального хозяйствования, связанных со становлением регионального и местного самоуправления, унифицированный подход, ориентация только на руководство из федерального центра уже показали свою несостоятельность.
Однако процесс реформирования общества не приемлет строительства нового без учета использования всего рационального из ранее накопленного. Именно поэтому на начальном этапе реформ политические и идеологические противоречия в выборе путей их проведения привели не к перестройке плановой экономики, а к ее разрушению.
Между тем мировая экономическая наука сегодня занята поиском новой парадигмы планологии и государственного регулирования экономики не только в национальных границах, но и в мировой экономической системе. Этим вопросам, например, была посвящена Римская всемирная конференция по планологии[12].
Сегодня стало очевидным, что не следует отрицать некоторые аспекты функционирования директивного планирования, которое являлось лишь одним из инструментов системы административного управления. Ведь анализ практики управления хозяйством стран с рыночной экономикой показывает, что целый ряд достижений отечественной плановой науки там успешно используется. Необходимо отказаться от идеологических штампов, осмыслить и взвесить положительные и негативные стороны накопленного опыта территориального управления и сформировать на этой основе новую, отвечающую современным требованиям экономического реформирования систему управления территориальным социально-экономическим развитием, в том числе муниципальных образований.
Экономическая реформа привела к существенному ослаблению вертикальных связей, сложившихся в условиях действия административной системы управления. Следствием этого явились: перераспределение экономической компетенции между различными уровнями управления и появление новых точек взаимодействия региональных и муниципальных органов управления с экономически самостоятельными предприятиями; многоукладность экономики; усиление экономического обособления предприятий, обусловленное противоречиями между коммерческими интересами отдельных юридических лиц и территории в целом.
Причины таких противоречий носят объективный характер, ибо, оказавшись в новой экономической ситуации, предприятия уже не вписываются в полностью сложившуюся ранее систему взаимоотношений с территориальными властными структурами, на которых остается ответственность за обеспечение комплексного экономического и социального развития территории, выполнение государственных стандартов качества жизни населения.
В развитии современной мировой экономики четко прослеживается тенденция усиления взаимодействия механизмов рыночного саморегулирования и государственного планирования. Такая тенденция носит объективный характер, ибо сам механизм рыночного равновесия спроса и предложения, формирования продажной цены не позволяет обеспечить эффективного решения проблем комплексного территориального развития.
Функционирование современного механизма территориального хозяйствования опирается на два основных взаимосвязанных принципа: самоответственность и самофинансирование. Соблюдение принципа самоответственности означает, в частности, возможность принятия территориальными органами власти решений (в пределах своей компетенции) по всем вопросам разработки и проведения социально-экономической политики на подведомственной территории. Реализация принципа самофинансирования предполагает формирование в регионе, муниципальном образовании финансовой базы, обеспечивающей практическую возможность реализации принятых решений. Поэтому в современных условиях сущность управления социально-экономическим развитием муниципального образования состоит в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на все субъекты хозяйствования, расположенные в границах муниципального образования, с соблюдением принципа баланса интересов преимущественно на договорной основе при условии полной экономической ответственности партнеров, обеспечивающем повышение качества жизни населения.
Из сущности управления социально-экономическим развитием вытекают задачи местного самоуправления. Главная из них состоит в разработке и реализации социально-экономической политики, соответствующей специфике настоящего этапа экономической реформы: органы местного самоуправления сохраняют ответственность за решение проблем комплексного социально-экономического развития подведомственной территории, включая задачи ослабления негативных последствий политического и экономического реформирования для населения.
Развитие многоукладной экономики привело к тому, что работники органов местного самоуправления зачастую уклоняются от решения проблем в условиях, когда их слово не является решающим. Между тем никто не снимал с них ответственности за все, что происходит на подведомственной им территории, хотя, конечно, методы воздействия на те или иные субъекты хозяйствования зависят от форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы предприятия. Поэтому объектом управления являются все отрасли и сферы жизнедеятельности муниципального образования, а также протекающие в рамках его территории экономические и социальные процессы.
Новые экономические условия заставили исследователей и практиков искать адекватные формы, методы и инструменты территориального управления, в частности пытаться (по опыту зарубежных стран) применять принципы и технологии стратегического планирования, реализуемые на уровне предприятия, к социально-экономическим территориальным системам.
Между тем прямая аналогия между хозяйственной социально-экономической системой, какой является корпорация (фирма), и социально-экономической территориальной системой — муниципальным образованием (городом), весьма сомнительна, поскольку миссии указанных систем имеют принципиальные различия и применение моделей проектного управления не способно обеспечить выполнение всех задач, стоящих перед муниципалитетом и охватить все направления его деятельности. Применение теории организаций для сферы государственного и муниципального управления требуют серьезной адаптационной работы на уровне методологических научных исследований.
Таким образом, в настоящее время многие аспекты управления социально-экономическим развитием муниципальных образований носят дискуссионный характер. Высказываются различные, а порой и взаимоисключающие точки зрения. Тем не менее их анализ дает основания для следующего вывода: потребность в адаптации экономики муниципальных образований и эффективном их функционировании и развитии объективно обусловливает необходимость постоянного обновления механизма управления территорией.
Что мы подразумеваем под термином «обновление управления»?
Особое теоретическое и практическое значение приобретает решение вопросов обновления регионального управления, организующего главную сферу жизнедеятельности человека, — материальное производство, где без использования созидательных организационно-экономических факторов, без коренных изменений в характере, содержании, условиях, в уровне использования мотивов и стимулов, без организационных мероприятий, затрагивающих интересы каждого члена, преобразования будут носить разрушительный характер.
В настоящее время объективно возрастает значение обновления форм регионального и государственного управления, повышения его эффективности. Соглашаясь с возможностью применения региональных экономических рычагов, стимулирующих прогрессивное развитие экономики предприятий, необходимо кардинально менять систему управления муниципальных образований, регионов и страны в целом.
Региональное развитие подвержено воздействию целого ряда внешних и внутренних факторов. Это связано в первую очередь со сложной структурой экономики региона, с разноплановостью составляющих ее элементов, с социальной неоднородностью и множеством разнопорядковых экономических и социальных связей.
Существенное влияние на структуру экономики и ее потенциал оказывают географические, территориальные, демографические, транспортные и другие особенности, существенным образом определяющие специфику экономики и региональную структуру управления.
Функционирование механизма обновления системы управления на региональном уровне должно быть подчинено переводу социально-экономической сферы в режим устойчивого, а затем и динамичного развития с помощью разработок и проведения в жизнь специальных программ в стратегии регионального, муниципального и местного управления. Главная цель постоянно действующего механизма обновления управления в этом процессе заключается в том, чтобы объединить инновационную деятельность, осуществляемую в отдельных «точках роста», в один организационно оформленный управляемый процесс.
Что подразумевается под понятием «развитие» применительно к муниципальным образованиям? Известно, что развитие любого объекта — это особый вид изменений, отличающийся качественными преобразованиями, приводящими к возникновению нового. Исходя из этого развитие муниципального образования можно представить как комплексный процесс качественных преобразований его экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящий к изменениям условий жизни человека.
Социально-экономическое развитие территории — это объективный процесс, происходящий как в самом регионе, так и в стране в целом под воздействием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов. Одновременно это и субъективный процесс, происходящий под воздействием управленческих мер в первую очередь со стороны региональной администрации, а также администрации федерального уровня.
Современное состояние регионов России определяется общим состоянием экономики страны, но у каждого региона есть и специфические характеристики его социально-экономического состояния. Перед всеми регионами стоит задача выхода из кризиса и обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Специфика кризиса отдельных регионов определяется как объективными факторами (спецификой положения региона в общественном разделении труда, отраслевой структурой, географическим положением, природными ресурсами), так и субъективными (методами регионального управления и стабильностью условий ведения бизнеса). Именно последние определяют актуальность постановки проблемы эффективного управления социально-экономическим развитием территорий.
Своеобразие развития российских регионов в последние годы состоит в том, что в них проявляются разнонаправленные тенденции. С одной стороны, падал объем производства, прежде всего в обрабатывающей промышленности, старел и деградировал накопленный производственный аппарат, увеличивалась доля добывающей промышленности, что в целом свидетельствует о негативных процессах деиндустриализации. В то же время развивалась сфера нематериального производства, рыночная инфраструктура, что говорит о позитивных тенденциях. В России после кризиса 1998 г. наблюдается позитивная динамика роста реального сектора.
Сегодня необходимо на основе новых научных идей, подходов, механизмов, методов разработать инновационную концепцию управления, связанную с изменением содержания и структуры общественного развития.
В практику государственного и муниципального управления все больше проникают методы управления, оправдавшие себя на уровне основного производственного звена, прежде всего в частном секторе. Это относится и к формированию временных рабочих групп, и к стратегическому планированию, и к делегированию полномочий, и к маркетингу, и к методам управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и приемам управления. В практику регионального управления внедряются современные информационные технологии, управление развитием региона все в большей мере основывается на управленческих и финансовых нововведениях. Происходит постепенный переход от традиционной административной модели управления, в которой главным было следование инструкциям, к новой модели менеджмента, в которой центральным системообразующим элементом становится ориентация на достижение результата. При этом результатом становится не только высокая эффективность на всех уровнях управления и в целом по региону, но и повышение уровня жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения, инфраструктуры.
Таким образом, концептуальные основы эффективного управления развитием региона неразрывно связаны с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, ее уровень и качество. Главный компонент социально-экономического развития — это воспроизводство самого человека и создание всей инфраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности.
Источник: all-sci.net