Менеджмент как учебная дисциплина

Цель учебного курса «Менеджмент» — освоение студентами основных принципов и методов организации и управления предприятием, изучение, систематизация и закрепление основ теории и практики управления предприятиями в современных условиях хозяйствования, процессами принятия решений в области менеджмента, ознакомление с современными методами и приемами работы в условиях отраслевой конкуренции, поскольку формирование рыночных экономических отношений требует подготовки квалифицированных специалистов, вооруженных новыми знаниями и умениями, владеющими современным аппаратом для решения принципиально новых задач.

Основными задачами курса являются:

  • изучение основных элементов системы менеджмента
  • изучение подходов к понятию менеджмент
  • определение роли и места менеджера в организации, требований к современному руководителю
  • получение комплексного представления о методологии современного менеджмента

В результате освоения курса «Менеджмент» студент должен знать:

Регулярный менеджмент: Что это такое и зачем он нужен?

  • ключевые понятия и основные положения теории управления
  • характеристику основных элементов системы управления
  • принципы и методы управления предприятием
  • особенности управления предприятием в современных условиях
  • иметь представление о субъекте и объекте управления

Уметь характеризовать:

Уметь анализировать:

  • виды менеджмента на различных уровнях экономических систем
  • проводить оценку проблемной ситуации при принятии грамотных управленческих решений
  • факторы, влияющие на формирование стиля руководства и стиля лидерства
  • достоинства и недостатки различных видов ОСУ при проектировании предприятий

Приобрести навыки:

  • постановки целей управления предприятием
  • использования мотивационных теорий при разработке программ мотивации и стимулирования персонала на предприятии
  • применения принципов управления при построении ОСУ

Дисциплина «Менеджмент» опирается на предварительное изучение студентами социально-гуманитарных, экономических дисциплин, предусмотренных учебным планом по специальности.

Записи по теме:

  1. Внутренние «шумы» руководителя и пути их преодоления
  2. Управленческое общение
  3. Управления производством в акционерном обществе. Особенности, характер, черты и сущность
  4. Функция регулирования в менеджменте

Источник: konspekts.ru

Инновационный менеджмент. Ч. 1.

Инновационный менеджмент — научно-практическая учебная дисциплина, вытекающая из курса «Основ менеджмента» и комплексно трактующая вопросы управления созданием и внедрением новшеств. Другими словами, курс «Инновационный менеджмент» представляет собой научно-практическую дисциплину, изучающую управление процессами создания и внедрения новшеств, решение задач их практического использования.

ПОЧЕМУ ДИСЦИПЛИНА РЕШАЕТ? | Повышение самодисциплины

Одно из определений менеджмента — наука и практика управления социально-экономическими процессами. В связи с этим процесс внедрения новшеств должен рассматриваться нами не только как технологический, требующий алгоритма прохождения определенных этапов, но и социальный, связанный с людьми, осуществляющими этот процесс, могущий как ускоряться, так и замедляться в зависимости от факторов, связанных, кроме всего прочего, с этими людьми.

Здесь прослеживается связь инновационного менеджмента с психологией. [Психология (от психо. и . логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков — проблема души (Аристотель, «О душе» и др.).

В 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии.

В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция «двух психологий» — естественно-научной и культурно-исторической. Главные течения психологии 20 в. — гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология.

Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.] Что касается внедрения новшеств в области готовой продукции и услуг, то здесь, имея в виду рынок потенциальных потребителей, мы должны учитывать основные положения как психологии, так и социологии. [Социология (от лат. societas — общество и . логия), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.

Попытки объяснения общественной жизни возникли в античности (Платон, Аристотель и др.), продолжались в философии истории. Создать «позитивную науку» об обществе в сер. 19 в. пытался О. Конт (ввел и сам термин). В 19 — нач. 20 вв. в социологии выделились географическая школа, демографическая школа, биологическое направление и др. Концепции крупнейших социологов (Ф.

Тенниса, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, Т. Веблена), опиравшиеся на философию позитивизма, неокантианство, философию жизни и др., внесли существенный вклад в развитие социологии. С 20-х гг. в социологии получили развитие многие методы, техника и процедуры эмпирических исследований, происходит специализация социологии (социология семьи, города, права и др. — св. 40 отраслей).]

В этой связи любопытна книга [8], где авторы цитируют основоположника инновационного менеджмента американского ученого Дж.Козметского, который считал, что «управление со стороны любой организации происходит в двух направлениях: стимуляция возникновения новых идей и практическое внедрение новаций и открытий». Объектом управления в обоих случаях является человек, методологическая основа инновационного менеджмента -общефилософские представления о самореализации личности, где творение и созидание взаимосвязаны, и только в их единстве возможно полное развертывание сил и способностей индивида. Рефлексивно-инновационные методы — разновидность инновационного менеджмента. [Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад), 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) в философии — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.] Они способны открыть отдаленные горизонты развития социальных систем и дать им мощный импульс управленческого саморазвития на наиболее глубоком (экзистенциальном) уровне. [Экзистенция — человеческое существование.] Эти методы показали свою релевантность различным уровням инновационного решения управленческих задач.

← предыдущая страница следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Российские ВУЗы, возможно, скоро не будут заниматься длительной и утомительной процедурой лицензирования, которую необходимо проходить всем учебным заведениям каждые 5 лет.

2010-05-07 15:42:01 Современный студент: он стал лучше или хуже

Какого преподавателя сейчас не спроси, все в один голос будут утверждать, что студенты прошлых десятилетий были куда лучше, чем нынешние.

2010-04-28 15:44:47 Церковь хочет приблизить к себе ВУЗы

РПЦ (Русская православная церковь) уже не один год призывает к изучению теологии в вузах.

2009-11-24 13:09:56 МГУ и СПбГУ приобрели новый статус

Буквально на днях Госдумой был принят в третьем чтении законопроект о присвоении особого статуса двум крупнейшим университетам страны – МГУ и СПбГУ.

2009-06-22 09:00:06 Как написать дипломную работу?

Как ни странно, пора написания диплома всегда наступает неожиданно. То есть, конечно, все заранее знают, что когда-то придётся заняться дипломной работой, но редкий студент бывает психологически готов к нужному моменту.

2009-06-12 20:46:16 Образовательное кредитование

Нынешние российские студенты оказались весьма в затруднительном положении в связи с потерей возможности оплачивать обучение в вузах.

Источник: studd.ru

8.4. Муниципальный менеджмент как учебная дисциплина

• мониторинге, маркетинге, кадровом сопровождении муниципального менеджмента и др.

• Экономические реформы, осуществляемые сегодня в России, объективно способствуют усилению внимания к территориальному аспекту управления, инициируют его серьезную модернизацию.

Именно на региональный, местный уровень перенесен центр тяжести практического решения проблем реформирования ее социальной сферы, обеспечения действующих социальных стан­дартов, экологических нормативов. От того, насколько успешно будут проходить процессы реформирования и развития эконо­мики, зависят результаты социально-экономического роста стра­ны в целом. В современных условиях территориального хозяйствования, связанных со становлением регионального и местного самоуправления, унифицированный подход, ориентация только на руководство из федерального центра уже показали свою не­состоятельность.

Однако процесс реформирования общества не приемлет строи­тельства нового без учета использования всего рационального из ранее накопленного. Именно поэтому на начальном этапе реформ политические и идеологические противоречия в выборе путей их проведения привели не к перестройке плановой экономики, а к ее разрушению.

Между тем мировая экономическая наука сегодня занята поиском новой парадигмы планологии и государственного регулирования экономики не только в национальных границах, но и в мировой экономической системе. Этим вопросам, например, была посвящена Римская всемирная конференция по планологии[12].

Сегодня стало очевидным, что не следует отрицать некото­рые аспекты функционирования директивного планирования, которое являлось лишь одним из инструментов системы адми­нистративного управления. Ведь анализ практики управления хозяйством стран с рыночной экономикой показывает, что целый ряд достижений отечественной плановой науки там успеш­но используется. Необходимо отказаться от идеологических штампов, осмыслить и взвесить положительные и негативные стороны накопленного опыта территориального управления и сформировать на этой основе новую, отвечающую современным требованиям экономического реформирования систему управления территориальным социально-экономическим развитием, в том числе муниципальных образований.

Экономическая реформа привела к существенному ослабле­нию вертикальных связей, сложившихся в условиях действия ад­министративной системы управления. Следствием этого явились: перераспределение экономической компетенции между различ­ными уровнями управления и появление новых точек взаимодей­ствия региональных и муниципальных органов управления с экономически самостоятельными предприятиями; многоукладность экономики; усиление экономического обособления предприятий, обусловленное противоречиями между коммерческими интересами отдельных юридических лиц и территории в целом.

Причины таких противоречий носят объективный характер, ибо, оказавшись в новой экономической ситуации, предприятия уже не вписываются в полностью сложившуюся ранее систему взаимоотношений с территориальными властными структурами, на которых остается ответственность за обеспечение комплексно­го экономического и социального развития территории, выпол­нение государственных стандартов качества жизни населения.

В развитии современной мировой экономики четко прослежи­вается тенденция усиления взаимодействия механизмов рыночного саморегулирования и государственного планирования. Такая тен­денция носит объективный характер, ибо сам механизм рыночного равновесия спроса и предложения, формирования продажной це­ны не позволяет обеспечить эффективного решения проблем ком­плексного территориального развития.

Функционирование современного механизма территориально­го хозяйствования опирается на два основных взаимосвязанных принципа: самоответственность и самофинансирование. Соблю­дение принципа самоответственности означает, в частности, возможность принятия территориальными органами власти ре­шений (в пределах своей компетенции) по всем вопросам разра­ботки и проведения социально-экономической политики на подведомственной территории. Реализация принципа самофи­нансирования предполагает формирование в регионе, муници­пальном образовании финансовой базы, обеспечивающей практическую возможность реализации принятых решений. Поэтому в современных условиях сущность управления социально-эко­номическим развитием муниципального образования состоит в целенаправленном воздействии органов местного самоуправле­ния на все субъекты хозяйствования, расположенные в границах муниципального образования, с соблюдением принципа баланса интересов преимущественно на договорной основе при условии полной экономической ответственности партнеров, обеспечи­вающем повышение качества жизни населения.

Из сущности управления социально-экономическим разви­тием вытекают задачи местного самоуправления. Главная из них состоит в разработке и реализации социально-экономической политики, соответствующей специфике настоящего этапа экономической реформы: органы местного самоуправления сохра­няют ответственность за решение проблем комплексного соци­ально-экономического развития подведомственной территории, включая задачи ослабления негативных последствий политиче­ского и экономического реформирования для населения.

Развитие многоукладной экономики привело к тому, что ра­ботники органов местного самоуправления зачастую уклоняются от решения проблем в условиях, когда их слово не является ре­шающим. Между тем никто не снимал с них ответственности за все, что происходит на подведомственной им территории, хотя, конечно, методы воздействия на те или иные субъекты хозяйство­вания зависят от форм собственности, ведомственной принадлеж­ности, организационно-правовой формы предприятия. Поэтому объектом управления являются все отрасли и сферы жизнедея­тельности муниципального образования, а также протекающие в рамках его территории экономические и социальные процессы.

Новые экономические условия заставили исследователей и практиков искать адекватные формы, методы и инструменты территориального управления, в частности пытаться (по опыту зарубежных стран) применять принципы и технологии стратеги­ческого планирования, реализуемые на уровне предприятия, к социально-экономическим территориальным системам.

Между тем прямая аналогия между хозяйственной социаль­но-экономической системой, какой является корпорация (фирма), и социально-экономической территориальной системой — му­ниципальным образованием (городом), весьма сомнительна, по­скольку миссии указанных систем имеют принципиальные раз­личия и применение моделей проектного управления не способ­но обеспечить выполнение всех задач, стоящих перед муници­палитетом и охватить все направления его деятельности. Применение теории организаций для сферы государственного и муниципального управления требуют серьезной адаптационной рабо­ты на уровне методологических научных исследований.

Таким образом, в настоящее время многие аспекты управле­ния социально-экономическим развитием муниципальных образований носят дискуссионный характер. Высказываются различные, а порой и взаимоисключающие точки зрения. Тем не менее их анализ дает основания для следующего вывода: потреб­ность в адаптации экономики муниципальных образований и эф­фективном их функционировании и развитии объективно обу­словливает необходимость постоянного обновления механизма управления территорией.

Что мы подразумеваем под термином «обновление управле­ния»?

Особое теоретическое и практическое значение приобретает решение вопросов обновления регионального управления, орга­низующего главную сферу жизнедеятельности человека, — мате­риальное производство, где без использования созидательных организационно-экономических факторов, без коренных изме­нений в характере, содержании, условиях, в уровне использова­ния мотивов и стимулов, без организационных мероприятий, затрагивающих интересы каждого члена, преобразования будут носить разрушительный характер.

В настоящее время объективно возрастает значение обнов­ления форм регионального и государственного управления, по­вышения его эффективности. Соглашаясь с возможностью при­менения региональных экономических рычагов, стимулирующих прогрессивное развитие экономики предприятий, необходимо кардинально менять систему управления муниципальных обра­зований, регионов и страны в целом.

Региональное развитие подвержено воздействию целого ряда внешних и внутренних факторов. Это связано в первую очередь со сложной структурой экономики региона, с разноплановостью составляющих ее элементов, с социальной неоднородностью и множеством разнопорядковых экономических и социальных связей.

Существенное влияние на структуру экономики и ее потенциал оказывают географические, территориальные, демографические, транспортные и другие особенности, существенным образом определяющие специфику экономики и региональную структуру управления.

Функционирование механизма обновления системы управле­ния на региональном уровне должно быть подчинено переводу со­циально-экономической сферы в режим устойчивого, а затем и динамичного развития с помощью разработок и проведения в жизнь специальных программ в стратегии регионального, муници­пального и местного управления. Главная цель постоянно дейст­вующего механизма обновления управления в этом процессе за­ключается в том, чтобы объединить инновационную деятельность, осуществляемую в отдельных «точках роста», в один организаци­онно оформленный управляемый процесс.

Что подразумевается под понятием «развитие» применительно к муниципальным образованиям? Известно, что развитие любого объекта — это особый вид изменений, отличающийся качествен­ными преобразованиями, приводящими к возникновению ново­го. Исходя из этого развитие муниципального образования мож­но представить как комплексный процесс качественных преобра­зований его экономической, социальной, пространственной, по­литической и духовной сфер, приводящий к изменениям условий жизни человека.

Социально-экономическое развитие территории — это объек­тивный процесс, происходящий как в самом регионе, так и в стра­не в целом под воздействием исторических, географических, ре­сурсных, демографических и других факторов. Одновременно это и субъективный процесс, происходящий под воздействием управлен­ческих мер в первую очередь со стороны региональной админист­рации, а также администрации федерального уровня.

Современное состояние регионов России определяется общим состоянием экономики страны, но у каждого региона есть и спе­цифические характеристики его социально-экономического со­стояния. Перед всеми регионами стоит задача выхода из кризиса и обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Специфика кризиса отдельных регионов определяется как объективными факторами (спецификой положения региона в общественном разделении труда, отраслевой структурой, географическим положением, природными ресурсами), так и субъективными (методами регионального управления и стабильностью условий ведения бизнеса). Именно последние определяют актуальность постановки проблемы эффективного управления социально-эконо­мическим развитием территорий.

Своеобразие развития российских регионов в последние годы состоит в том, что в них проявляются разнонаправленные тенден­ции. С одной стороны, падал объем производства, прежде всего в обрабатывающей промышленности, старел и деградировал накоп­ленный производственный аппарат, увеличивалась доля добываю­щей промышленности, что в целом свидетельствует о негативных процессах деиндустриализации. В то же время развивалась сфера нематериального производства, рыночная инфраструктура, что го­ворит о позитивных тенденциях. В России после кризиса 1998 г. наблюдается позитивная динамика роста реального сектора.

Сегодня необходимо на основе новых научных идей, подхо­дов, механизмов, методов разработать инновационную концеп­цию управления, связанную с изменением содержания и струк­туры общественного развития.

В практику государственного и муниципального управления все больше проникают методы управления, оправдавшие себя на уровне основного производственного звена, прежде всего в ча­стном секторе. Это относится и к формированию временных рабочих групп, и к стратегическому планированию, и к делеги­рованию полномочий, и к маркетингу, и к методам управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и прие­мам управления. В практику регионального управления внедря­ются современные информационные технологии, управление развитием региона все в большей мере основывается на управленческих и финансовых нововведениях. Происходит постепен­ный переход от традиционной административной модели управ­ления, в которой главным было следование инструкциям, к но­вой модели менеджмента, в которой центральным системообразующим элементом становится ориентация на достижение результата. При этом результатом становится не только высокая эффективность на всех уровнях управления и в целом по региону, но и повышение уровня жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения, инфраструктуры.

Таким образом, концептуальные основы эффективного управления развитием региона неразрывно связаны с созданием усло­вий, обеспечивающих достойную жизнь человека, ее уровень и качество. Главный компонент социально-экономического разви­тия — это воспроизводство самого человека и создание всей ин­фраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности.

Источник: all-sci.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома