Кто признается налоговым агентом

Налоговый агент – это посредник между государством и налогоплательщиками. Такие посреднические услуги необходимы для перечисления налогов и сборов в бюджеты. В данной статье будут рассмотрены основные аспекты, регулирующие их деятельность.

Налоговый агент может быть представлен организацией, которая выполняет обязанности по расчетам и удержаниям у налогоплательщиков, а также перечисляет эти суммы в бюджет. При этом у нее те же права, что и у обычного налогоплательщика.

Основная задача налогового агента – своевременно и достоверно удерживать налоги с последующим перечислением в российский бюджет. Он должен вести адресный (по каждому конкретному налогоплательщику) учет доходов, расходов и налогов, которые должны поступить в бюджеты.

Весь документооборот также должен вестись этим субъектом хозяйствования. Ему необходимо, кроме предоставления в налоговые органы документов, в любой момент подтверждающих правильность исчисления и уплаты при налогообложении, еще и обеспечивать сохранность вышеуказанных материалов на протяжении четырех лет.

Учет НДС налоговым агентом

Налоговый агент – организация, которая может, как и любой плательщик, находиться на любой системе налогообложения. Свои функции такая компания выполняет по конкретным налогам. Постараемся рассмотреть их поподробнее.

Налоговые агенты по НДС – процедура их определения имеет некоторые особенности. В случае, когда иностранные компании или простые зарубежные граждане, не состоящие на налоговом учете, занимаются реализацией товаров на территории России, то сумма дохода от их реализации определяется в качестве базы налогообложения и налог, исчисленный с нее, подлежит уплате в бюджет. При этом основная функция агентов по налогообложению и лежит в проведении расчета по каждой отдельной операции.

Как налоговый агент может выступать и обычное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель. Обязательное условие – эти субъекты хозяйствования должны состоять на учете в налоговых органах и приобретать товары на территории России у вышеизложенных иностранных лиц.

В случае, когда на российской территории госорганами сдается имущество в аренду, налоговая база должна быть определена на уровне суммы арендной платы, рассчитываемой по каждому арендованному имущественному объекту. В этом случае арендатор выступает как налоговый агент, который обязан начислить и удержать налоги из полученных доходов, перечисленных арендодателю, и уплатить полученную сумму в бюджет.

При реализации на российской территории товаров, которые принадлежат иностранцам, не состоящим на российской налоговом учете, агентами признаются компании, ведущие хозяйственную деятельность, закрепленную договорами поручения, комиссии, агентскими договорами.

Данные документы должны содержать информацию об иностранных физических и юридических лицах, участвующих в предпринимательстве. В данном случае база налогообложения определяется стоимостью товаров за вычетом налога. Налоговый агент, имеющий обособленные подразделения, обязан перечислять налог по месту нахождения как его структурных подразделений, так и своего основного предприятия.

Кто такой налоговый агент? / Когда налоги платят за Вас?

Любая российская организация, нотариус и индивидуальный предприниматель, адвокат могут быть налоговыми агентами по НДФЛ. Это может произойти только в том случае, когда плательщик налогов получает от них доходы. Рассчитанный и удержанный налог уплачивается касательно всего дохода плательщиков, источником которого является налоговый агент.

НДФЛ рассчитывается ежемесячно с начала каждого налогового периода нарастающим итогом по результатам деятельности.

Источник: fb.ru

Кто признается налоговым агентом

Дорогие друзья! Мы работаем с 10:00 до 20:00 в будни.
С 10.00 до 16.00 в выходные дни.

10 сентября (воскресенье) Учебный центр не работает!

ПЕРЕД ОПЛАТОЙ КУРСА СВЯЖИТЕСЬ С УЧЕБНЫМ ЦЕНТРОМ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ НАЛИЧИЯ СВОБОДНЫХ МЕСТ

Главная » Новости » Налоговый агент — функции, права и обязательства

Кто такой налоговый агент, его функции, права и обязательства

Курсы бухучета в Москве

Налоговый агент — это объект в налоговом законодательстве, который уполномочен исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять налог в бюджет.

Более подробно о характерных чертах налогового агента расписано в статье 226 НК РФ.

Статья помогает выделить следующих налоговых агентов:

  • индивидуальные предприниматели;
  • организации;
  • адвокаты, владеющие собственным кабинетом;
  • нотариусы, ведущие частную практику;
  • подразделения иностранной организаций, находящиеся на территории России.

По сути, налогоплательщик от налогового агента различается тем, что налоговый агент производит платеж средствами налогоплательщиками, а не собственными, являясь связующим звеном между ним и фискальными органами.

Обязательства и привилегии налогового агента

Ссылаясь на ст. 24 НК РФ становится понятным, что налоговый агент и налогоплательщик имеют идентичные преимущества. Но специфика налогового агента состоит в том, что ему требуется производить отчисления всегда, и это не зависит от того, является ли он сам плательщиком конкретного налога или нет. Также в ряд их должностных полномочий входит следующее:

  • правильное отражение начисленного и выплаченного дохода, всех требуемых начислений, удержаний и переводов по каждому из налогов плательщика;
  • в срок выполненный расчет, удержание, а также перечисление налогов;
  • предоставление органам, пополняющим бюджет, нужную документацию для проверки корректности проведенных операций, а также создание условий для сбережения всех данных;
  • оповещение в письменном виде налоговых органов, если удержание средств для налогов невозможно.

При каком налогообложении обязательно участие налогового агента?

Налог на прибыль. Применимо к юридическим лицам. При данных условиях налоговый агент — это российские организации, выплачивающие средства некоторых категорий доходов иностранных организаций, которые в России не имеют постоянного представительства.

Подоходный налог. Если работодатель (юридическое лицо или ИП) выплачивает суммы дохода работнику, не являющемуся ИП, должен быть удержан подоходный налог. Это применимо в трудовых отношениях, оказании услуг в порядке гражданского права. В этом случает работодатель в отношении своего наемного работника выступает в роли налогового агента.

Налогоплательщик является исполнителем своих обязанностей по уплате налогов тогда, когда происходит удержание суммы налога. Подробнее об этом говорится в ст 45 НК РФ).

НДС. Применимо и для юридических, и для физических лиц. При реализации продукции иностранных фирм на территории РФ не всегда подразумевается учет в ИФНС. Покупатель может выступить налоговым агентом, который выплачивает средства, основываясь на условия агентского договора.

В этом случае важно правильно оформить счет-фактуру и указать иностранного контрагента в книге продаж и покупок. Затем нужно предоставить декларацию в ИФНС. В случае арендных отношений муниципальной собственности у органов власти, арендатор сам должен оплатить НДС, предоставить декларацию в налоговую.

Случаи штрафов и пеней

В НК и КоАПе указаны следующие случаи, при которых может списываться пеня или налоговый агент может быть оштрафован:

  • сильное нарушение регламентов бухгалтерского учета (нет нужных налоговых регистров, неправомерное преуменьшение налоговой базы);
  • уменьшенная сумма налогов, изменение иных показателей такой же величины;
  • подобная повторная ошибка может повлечь не только штраф, но и отстранение на 1-2 года;
  • не сданный в срок 2-НДФЛ, 6-НДФЛ;
  • пени в праве начислять в случае не вовремя удержанных налогов.

Пройдите наши курсы бухгалтеров-калькуляторов и освойте новую профессию, с легкостью справляйтесь с бухалтерской и налоговой отчетностью.

Источник: gor-c.ru

Налоговый агент

Taxslov.ru Телеграмм Вконтакте

— лицо, на которое законодательством возложена обязанность по перечислению (и удержанию) налога за налогоплательщика.

Комментарий

В некоторых случаях Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) обязывает российские организации удержать и перечислить в бюджет налог за налогоплательщиков. В этом случае такие российские организации выступают в роли налоговых агентов. Обычно такая обязанность возлагается на российские организации в случаях, когда есть риск того, что налоговому органу будет затруднительно взыскать налог с налогоплательщика или когда налоговый орган иных образом может не получить сведения о доходах налогоплательщика. Такие случаи прямо указаны в НК РФ (в главах, посвященных отдельным налогам).

Так, к примеру, организации, выплачивающие заработную плату работникам, выступают налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) — они удерживают НДФЛ из заработной платы работника и перечисляют в бюджет.

Российские организации, выплачивающие дивиденды, обязаны удержать и перечислить в бюджет сумму налога на прибыль организаций или НДФЛ с суммы дивидендов (ст. 275 НК РФ).

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом России возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 24 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Статьей 123 НК РФ устанавливается ответственность за Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов:

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Налоговые агенты по НДС

Налоговыми агентами по НДС признаются (ст. 161 НК РФ)

— лица, приобретающие товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория Российской Федерации, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ)

— лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. Налоговая база определяется как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы НДС (п. 5 ст. 161 НК РФ)

— лица, арендующие государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти и управления (органов местного самоуправления). Налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).

— лица, приобретающие государственное (муниципальное) имущество не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющее государственную (муниципальную) казну. Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).

— лица реализующие на территории Российской Федерации конфискованное имущество, имущество, реализуемое по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса*), бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству. Налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) (п. 4 ст. 161 НК).

— лица, приобретающие сырые шкуры животных, а также лом и отходы черных и цветных металлов, алюминий вторичный и его сплавы (п. 8 ст. 161 НК РФ, с 01.01.2018 — Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

*Не признаются объектом налогообложения операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Налог на прибыль организации

Налогоплательщик может также выступать налоговым агентом по налогу на прибыль. Например, при выплате дивидендов, выплате доходов иностранным организациям.

Налоговый агент (налог на прибыль) при выплате дивидендов по акциям российских компаний

При выплате дивидендов по акциям российских компаний может быть несколько ситуаций. В базовом варианте, налоговый агент тот, кто является непосредственно эмитентом акций. Но на практике нередко акционерные общества передают ведение реестра акционеров депозитариям, которые ведут операции с этими акциями, в том числе и выплату дивидендов.

В таком случае, налоговым агентом при выплате дивидендов будет выступать депозитарий. Если акции переданы в управление доверительному управляющему, то доверительный управляющий будет выступать налоговым агентом при выплате дивидендов. Эти правила описаны в п. 7 ст. 275 НК РФ.

Для расчета суммы налога с дивидендов налоговому агенту необходима информация о полученных и выплачиваемых дивидендах от эмитента акций (депозитария). Пункты 5.1. и 5.2. статьи 275 НК РФ определяют, что эмитент или депозитарий должны передать эти показатели налоговому агенту.

Налоговым агентом при осуществлении выплат доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, признаются (п. 7 ст. 275 НК РФ):

1) российская организация, осуществляющая выплату доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, права на которые учитываются в реестре ценных бумаг российской организации на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по таким ценным бумагам, на следующих счетах:

лицевом счете владельца;

депозитном лицевом счете применительно к организации, которая имеет право на получение ценных бумаг с указанного счета;

счете неустановленных лиц применительно к организации, в отношении которой установлено право на получение такого дохода;

лицевом счете доверительного управляющего, если этот доверительный управляющий не является профессиональным участником рынка ценных бумаг;

2) доверительный управляющий при выплате доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, права на которые учитываются на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по таким акциям, на лицевом счете или счете депо этого доверительного управляющего в случае, если этот доверительный управляющий на дату приобретения акций, указанных в настоящем подпункте, является профессиональным участником рынка ценных бумаг;

3) депозитарий, осуществляющий выплату доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, права по которым учитываются в таком депозитарии на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по ценным бумагам, на следующих счетах:

счете депо владельца этих ценных бумаг, в том числе торговом счете депо владельца;

открытом депозитарием счете неустановленных лиц применительно к организации, в отношении которой установлено право на получение такого дохода;

счете депо иностранного номинального держателя;

счете депо иностранного уполномоченного держателя;

счете депо депозитарных программ;

депозитном счете депо применительно к организации, которая имеет право на получение ценных бумаг с указанного счета;

субсчете депо, открытом в депозитарии в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», за исключением субсчета депо номинального держателя;

субсчете депо, открытом в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Важное судебное решение

Сумма не удержанного налоговым агентом НДС с доходов иностранной организации (незарегистрированной в российских налоговых органах) подлежит удержанию у российской организации.

Российская организация заключила договор с иностранной организацией, по которому выплатила иностранной организации доход. Иностранная организация не стояла на учете в российских налоговых органах, поэтому, в силу ст. 161 НК РФ, российская организация должны была удержать и перечислить в бюджет НДС как налоговый агент. Российская организация не удержав НДС с суммы дохода иностранного лица.

Применение пеней и штрафов (ст. 123 НК РФ) к налоговому агенту не вызвало сомнения судей нижестоящих арбитражных судов. Удержание же суммы налога с налогового агента суды посчитали неправильным.

ВАС РФ встал на сторону налогового органа, отметив, вне зависимости от условий заключенного с иностранным лицом договора неисполнение российской организацией, состоящей на учете в налоговых органах, обязанности по удержанию налога на добавленную стоимость из выплачиваемых контрагенту средств не освобождает ее от обязанности исчислить этот налог и уплатить его в бюджет.

Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11 по делу N А72-5929/2010

Важная правовая позиция ВАС РФ

В том случае, когда денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось и удержание суммы налога оказалось невозможным, налоговый агент на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 24 Кодекса обязан лишь исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика.

п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Важная правовая позиция ВАС РФ

Если из норм части второй Кодекса не вытекают на этот счет специальные правила (например, из пункта 2 статьи 231 Кодекса*), принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм налога, а также соответствующих сумм пеней возможно в случае, когда налоговым агентом сумма налога была удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет.

Вместе с тем, учитывая компенсационный характер пеней как платежа, направленного на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок, с налогового агента, не удержавшего налог из денежных средств налогоплательщика, могут быть взысканы пени за период с момента, когда налог должен был быть им удержан и перечислен в бюджет, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно по итогам соответствующего налогового периода.

Кроме того, указанные рекомендации о невозможности взыскания с налогового агента не удержанной им суммы налога и об ограничении периода взыскания пеней, основанные на том, что обязанным лицом продолжает оставаться налогоплательщик (подпункт 5 пункта 3 статьи 45 Кодекса), к которому и должно быть предъявлено налоговым органом соответствующее требование об уплате налога, не применимы при выплате денежных средств иностранному лицу в связи с неучетом данного лица в российских налоговых органах и невозможностью его налогового администрирования. Следовательно, в случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога.

* Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 231 НК РФ).

п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Дополнительно

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, который установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса России. НДС является федеральным налогом.

Источник: taxslov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома