Нефтепродукты являются традиционным подакцизным товаром во многих странах. Они облагаются акцизами в целях изъятия сверхприбыли, возникающей в сфере производства нефтепродуктов.
Лица, совершающие операции с нефтепродуктами, могут получить свидетельство о регистрации. Такое свидетельство служит основанием для применения налоговых вычетов при определении налогоплательщиком сумм акцизов, подлежащих уплатев бюджет. Оно выдается лицам, осуществляющим следующие виды деятельности:
оптовая реализация нефтепродуктов;
оптово-розничная реализация нефтепродуктов;
розничная реализация нефтепродуктов;
производство продукции нефтехимии.
Основное требование для получения свидетельства — наличие мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов.
Для получения свидетельства на производство необходимы мощности по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов:
оптовая реализация — при наличии мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов;
оптово-розничная реализация — при наличии мощностипо хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарные топливораздаточные колонки;
Почему бензин в России такой «дорогой»?
розничная реализация — при наличии мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов со стационарных топливораздаточных колонок.
Акцизами облагаются следующие операции с нефтепродуктами:
оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственных сырья и материалов;
получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктовиз давальческого сырья и материалов;
получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельства, в томчисле:
приобретение нефтепродуктов в собственность,
оприходование нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственных сырья и материалов,
оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов,
получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этих сырья и материалов на основании договора переработки;
4) передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов, собственнику, не имеющему свидетельства.
Освобождена от налогообложения реализации подакцизных товаров на экспорт, а также реализация нефтепродуктов на территории РФ.
Сумма акцизов определяется в отдельности по каждому виду нефтепродуктов. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму акцизов.
Налоговая база представлена на схеме.
По нефтепродуктам, для которых установлены разные ставки, налоговая база определяется в отдельности по каждой налоговой ставке.
Определение суммы акциза. При определении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, проводятся налоговые вычеты. Налогоплательщики, имеющие свидетельство, вправе уменьшить начисленную сумму акцизов на величину налоговых вычетов, за исключением налогоплательщика, имеющего свидетельство на розничную продажу.
Критические цены на бензин и дизель: как правительство РФ планирует с ними бороться
Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется в следующем порядке. При получении нефтепродуктов налогоплательщик, имеющий свидетельство, начисляет акциз. Затем при реализации (передаче) этих нефтепродуктов налогоплательщикам, также имеющим свидетельство, начисленная сумма акциза уменьшается на сумму акциза по фактически реализованным нефтепродуктам.
Чтобы получить вычет, необходимо выполнить следующиеусловия:
продавец должен представить в налоговый орган копию договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющимсвидетельство, а также счета-фактуры с отметкой налоговогооргана, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов;
покупатель нефтепродуктов должен отразить в налоговойдекларации объемы полученных нефтепродуктов.
Налоговые вычеты проводят для того, чтобы перенести бремя уплаты акцизов с производителей на продавцов и тем самым равномерно распределить сумму налога между бюджетами разных регионов. Акцизы могут быть уплачены на любой стадии реализации нефтепродуктов. Это зависит от наличия свидетельства у участников цепочки «от производителя до потребителя».
При реализации нефтепродуктов лицом, имеющим свидетельство, лицу, имеющему свидетельство, акциз в цену не включается и отдельной строкой в счетах-фактурах не выделяется. Если же лицо, имеющее свидетельство, реализует нефтепродукты лицу, не имеющему свидетельства, то акциз включается в цену нефтепродуктов.
Пример. Нефтеперерабатывающий завод, не имеющий свидетельства, произвел 1000 т автомобильного бензина 3 класса. Весь бензин продан оптовику, не имеющему свидетельства. На момент оприходования завод должен начислить акциз в сумме 9 157 000 руб. (9157 руб. х 1000 т). У завода нет свидетельства, и он не имеет права на налоговый вычет, поэтому начисленную сумму акциза завод должен уплатить в бюджет и включить в цену реализуемого топлива.
ООО «Атлант», имеющее свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов, закупило у ООО «НефтьПрод», имеющего свидетельство на производство нефтепродуктов, 2000 т автомобильного бензина 4 класса. В этом же месяце вся продукция была продана автозаправочной станции, имеющей свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов. Автозаправочная станция, в свою очередь, продала бензин населению. Какая сумма акциза и у кого подлежит уплате в бюджет? Ставка акциза на бензин — 8560 руб. за 1 т.
Сумма акциза, начисленная при оприходовании закупленного у ООО «Атлант» бензина, равна 17 120 000 руб. (8560 руб. х 2000 т).
При реализации с заправочной станции, имеющей свидетельство, оптовик принимает указанную сумму к вычету. Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, у ООО «Атлант» по автомобильному бензину составит 0 руб. (17 120 000 руб. — 17 120 000 руб.).
Автозаправочная станция при получении бензина от оптовой организации начисляет акциз в сумме 17 120 000 руб. (8560 руб. х 2000 т).
Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, вычетам не подлежат. Следовательно, автозаправочная станция должна уплатить в бюджет всю сумму, начисленную при получении нефтепродуктов, т.е.17 120 000 руб.
Источник: studwood.net
РФ завершает налоговый манёвр отрицательным акцизом
(Рейтер) Правительство РФ рассчитывает на дополнительные доходы для бюджета в рамках завершающего этапа налогового маневра для нефтяной отрасли, однако несколько компонентов расчёта, которые могут повлиять на конечный результат, правительство пока не определило.
Кабинет министров утвердил законопроект в четверг.
«Были проведены согласования, встречи с представителями отрасли, сегодня обсудим доработанный документ, чтобы в ближайшее время внести в Госдуму», — сказал журналистам отвечающий в правительстве за энергетический комплекс вице-премьер Дмитрий Козак.
Согласно документу, копия которого есть у Рейтер, к 2024 году власти планируют поэтапное обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и зеркальное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) такими же темпами и на такую же величину. Рейтер пока не удалось подтвердить, является ли копия законопроекта окончательной версией документа.
Поскольку обнуление экспортной пошлины сократит маржу НПЗ, а также грозит значительным повышением внутренних цен на топливо из-за роста экспортного паритета, законопроект предусматривает субсидию для нефтепереработки в виде отрицательного акциза на нефть и дополнительную демпфирующую надбавку к нему, сглаживающую влияние мировых цен на внутренний рынок.
Согласно законопроекту, основным условием предоставления отрицательного акциза на нефть является наличие у компании перерабатывающих мощностей и выполнение требования о производстве и поставке на рынок РФ автобензина класса Евро-5 в количестве более 10 процентов от объема переработки нефти.
Безусловное право на получение отрицательного акциза получают НПЗ компаний, против которых действуют иностранные санкции.
Также его смогут получить НПЗ, завершающие модернизацию.
«Предусмотрено предоставление отрицательного акциза тем компаниям, которые осуществляют модернизацию нефтеперерабатывающих производств, которые возьмут на себя обязательства, кто не успел в предыдущий период завершить модернизацию, в течение трёх лет модернизировать производство», — сказал Козак журналистам.
Федеральный бюджет в ходе реализации заключительного этапа налогового маневра, по словам Козака, в течение шести лет дополнительно получит 1,3-1,6 триллиона рублей.
Однако предусмотренная законопроектом демпфирующая надбавка к возвратному акцизу, призванная защищать внутренний рынок от резких скачков мировых цен, потребует дополнительных расходов из госбюджета. Объём её применения оценить заранее невозможно, поскольку он зависит от колебаний мировых цен а сама формула будет уточнена, как предполагается, ко второму чтению законопроекта в Госдуме.
Другой неопределённый компонент расчётов — повышающий коэффициент к отрицательному акцизу в размере 1-1,6 в зависимости от удаленности НПЗ от рынков сбыта. Он должен компенсировать заводам логистические издержки при экспорте. По словам Козака, Минфин и Минэнерго планируют внести его в документ ко второму чтению в Думе.
ЗАЩИТА ОТ САНКЦИЙ
Условие, позволяющее получить возвратный акциз — если в компании-заявителе по состоянию на 1 января 2018 года «прямо и (или) косвенно участвуют российские организации, которые на указанную дату подпадали под действие введенных иностранными государствами. в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации запретительных, ограничительных и (или) иных аналогичных мер», говорится в законопроекте.
При этом совокупная доля участия санкционных компаний должна составлять не менее 50 процентов.
Из российских переработчиков под это условие подпадают Роснефть и Новатэк. Причём Новатэк сможет воспользоваться отрицательным акцизом для своего завода в Усть-Луге, поставляющем продукцию исключительно на экспорт, а не на внутренний рынок, где применяются акцизные сборы.
ЭКСПОРТНАЯ ПОШЛИНА
Законопроект предусматривает, что экспортная пошлина будет равномерно уменьшаться на 1/6 ежегодно с 2019 года. Для этого к действующей формуле экспортной пошлины вводится корректирующий коэффициент — 0,833 в 2019 году, 0,666 в 2020 году и так далее, до 0 в 2024 году.
В четверг на брифинге Козак сообщил журналистам, что законопроект предусматривает возможность для правительства временно устанавливать повышенную экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты для защиты в внутреннего рынка.
«Предусмотрена возможность правительства введения на временной основе, в случае форс-мажорных обстоятельств, чтобы не допустить галопирующий рост цен на моторное топливо, вводить (повышенные) экспортные пошлины на нефтепродукты и на нефть», — сказал Козак.
Ранее сообщалось, что верхняя граница временных заградительных пошлин на нефтепродукты сможет достигать 90 процентов от пошлины на нефть.
Пошлина на нефть в 2018 году, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть марки Urals, составляет $124,7 за тонну, пошлина на корзину нефтепродуктов из тонны нефти по общим выходам НПЗ РФ в 2018 году — $63,1 за тонну.
Законопроект дополняет формулу расчёта НДПИ новым слагаемым, которое в точности повторяет формулу экспортной пошлины в рублевом выражении (умноженную на средний за месяц курс доллара) с корректирующим коэффициентом, который в 2019 году устанавливается в размере 1/6, ежегодно увеличивается на 1/6 до 1 (единицы) в 2024 году.
Сумма прироста НДПИ за 2019-2024 годы, по расчётам Рейтер, составит 9,4 триллиона рублей. Расчёт экстраполирует объём добычи в 2017 году нефти, не подпадающей под льготную ставку, и сложившиеся в 2018 году средние значения цены Urals и курса доллара к рублю.
ПОДДЕРЖКА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ
Сумма экспортных пошлин на корзину выпускаемых заводами нефтепродуктов сейчас в среднем вдвое меньше экспортной пошлины на объем нефти, из которой они были получены. Эта разница многие годы обеспечивала значительную маржу НПЗ, которую владельцы заводов, как предполагалось, направят на модернизацию для повышения глубины переработки и увеличения выпуска высококачественного топлива.
Поэтапное снижение и обнуление в итоге экспортной пошлины на нефть и зависящих от нее пошлин на нефтепродукты и одновременное удорожание сырья за счет роста НДПИ существенно снизит маржу НПЗ, а для заводов с простой схемой переработки окончательно сделает ее убыточной.
Манёвр предоставит самим себе мини-НПЗ, давно вызывавшие раздражение и властей, и нефтяных компаний, но крупные НПЗ, которые производят в том числе качественное моторное топливо для внутреннего рынка, государство решило поддержать отрицательным акцизом, который будет примерно соответствовать существующему диспаритету экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Введение обратного акциза на нефть для переработчиков потребовало бы от государства выплатить 3,4 триллиона рублей в 2019-2024 годах, показали расчёты Рейтер для объема переработки по итогам 2017 года и при сложившихся за январь-июнь 2018 года средней цене Urals и курсе доллара.
Предложенная в законопроекте формула акциза на нефть содержит ту же формулу экспортной пошлины и корректирующий коэффициент, возрастающий на 1/6 в год, как и в расчёте НДПИ, а также ещё один коэффициент (обозначенный как «Спю»), который рассчитывается исходя из объемов производства нефтепродуктов: нафты (в формуле обозначается «пб»), светлых нефтепродуктов («св»), включая масла и подакцизную ароматику, кокса («кс») и темных нефтепродуктов («т»), соотнесенных с объёмом сырья («нс»).
Документ приводит следующую формулу расчёта коэффициента:
Спю = (Vнс − 0,55×Vпб − 0,3×Vсв − 0,065×Vкс − Vт)/ Vнс
Чтобы исключить занижение значений в числителе формулы, законопроект содержит условие, согласно которому сумма использованных в формуле весов нефтепродуктов должна составлять не менее 0,8 от переработанного нефтяного сырья.
Наибольший эффект от введения отрицательного акциза могут получить НПЗ, выпускающие моторное топливо 5 класса (Евро-5) и светлые нефтепродукты, то есть или хорошо оснащённые, или перерабатывающие газоконденсат, практически не содержащий тёмных фракций.
Представленная в законопроекте формула дает среднее значение акциза на нефть для НПЗ РФ в 2019 году — 610 рублей за тонну при текущих значениях средней цены на нефть, курсе доллара и показателях производства, а к 2024 году, по мере роста корректирующего коэффициента — 3.640 рублей за тонну. Примерно столько же составляет разность пошлин на нефть и нефтепродукты, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть.
Для хорошо оснащенных НПЗ: ТАНЕКО Татнефти, Новойл, Уфанефтехим Роснефти, ПермНОС, Волгоградского НПЗ Лукойла, а также газоконденсатных Сургутского ЗСК и Астраханского ГПЗ Газпрома расчётное значение отрицательного акциза на нефть в 2024 году составляет около 4.500 рублей за тонну и больше.
Наименьший акциз на нефть, с учетом показателей производства в первом полугодии 2018 года, получат заводы Роснефти — Саратовский НПЗ (2.900 рублей за тонну), Уфимский НПЗ (2.750), Ачинский (3.000) и Ухтинский НПЗ Лукойла (3.000).
(при участии Полины Никольской, Натальи Чумаковой, Александра Шкурина, редактор Александр Ершов)
Источник: assoneft.ru
На импортную газировку с 1 июля вводится новый акциз
С 01 июля 2023 года на импортную газировку вводится новый акциз — 7 рублей с литра, сообщили в пресс-службе Уральского таможенного управления (УТУ).
На импортную газировку с 1 июля вводится новый акциз
2023-06-02T15:40:00+0500
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87
«Акциз вводится на всей территории страны в рамках поддержки федерального проекта „Борьба с сахарным диабетом“ и с целью оздоровление населения. С 1 июля 2023 года дополнительным косвенным налогом будут облагаться почти все импортные сахаросодержащие напитки», — прокомментировал нововведение начальник Уральской электронной таможни Сергей Епифанов.
За четыре месяца этого года инспекторы Уральской электронной таможни выпустили более 1 миллиона литров газировки. Только в Уральском регионе эффект от этой меры может доходить до 30 миллионов рублей в год.
Чаще всего в регион импортируются «безалкогольные сильногазированные напитки с добавлением сахара и вкусо-ароматических веществ» в алюминиевых банках, стеклянных и пластиковых бутылках объёмом от 0,3 до 2 л.
Нововведения не коснутся сокосодержащих напитков, кваса, молочной продукции, а также специального питания и БАДов, которые законодательством РФ сахаросодержащими напитками не признаются.
Эксперты отмечают, что введение акциза не повлияет на отечественного производителя и на занятость населения в этой отрасли экономики, сообщает УТУ.
Источник: www.uralweb.ru