Кроме транспортного до 1 декабря (включительно) необходимо также оплатить имущественный и земельный налог. На что они начисляются, как рассчитываются, предусмотрены ли льготы, рассмотрим в этой статье.
Имущественный налог
За какое имущество нужно платить налог
Налогом на имущество физических лиц (налогом на недвижимость) облагается недвижимость, которая находится в собственности налогоплательщика: дом, квартира, комната, садовые постройки (те, которые имеют фундамент, то есть, являются объектами капитального строительства) а также гараж, машиноместо и недостроенные здания (ст. 401 НК РФ). Если человек владеет долей в квартире, доме или ином помещении, он платит пропорциональную его доле часть общей начисленной суммы налога.
Внести плату необходимо до 1 декабря, а оплачиваемый период – предшествующий год, то есть, в 2022 году приходят квитанции за 2021 год.
Как рассчитывается налог
Сейчас налог рассчитывается на основе кадастровой стоимости (которая в свою очередь пересматривается каждые пять лет). При этом учитываются многие факторы, влияющие на стоимость жилья: расположение, инфраструктура, параметры дома, стоимость аналоговой недвижимости, и так далее.
Освобождение от налога при продаже квартир для семей с детьми
Врезка: Кадастровую стоимость недвижимости в собственности легко узнать. Для этого собственник должен сделать запрос в ЕГРН на сайте Росреестра или через сервис «Мои документы».
Кроме того, важно отметить, что налог на имущество относится к местным, поэтому каждый регион может устанавливать свои ставки, главное – чтобы они не противоречили общим требованиям. Поэтому для того, чтобы узнать конкретные ставки для вашей недвижимости, вам следует изучить документы по вашему региону. Общая ставка, которая установлена как базовая для всей страны, составляет 0,1% от кадастровой стоимости недвижимости.
Не облагаются налогом маленькие объекты недвижимости:
- Комната до 10 кв. м.
- Квартира до 20 кв. м.
- Дом до 50 кв. м.
Земельный налог
За какое имущество нужно платить налог
Земельный налог распространяется на участки, которые находятся в частной собственности. Его уплачивают организации и физические лица.
Расчет суммы налога также зависит от кадастровой стоимости участка и коэффициента, который может устанавливать регион (уточняйте ставки по вашему месту проживания).
Куда приходит платежный документ на налог (имущественный и земельный)
Если собственник зарегистрирован на сайте налоговой службы или госуслугах, квитанция приходит в личный кабинет в электронном виде. Там же можно оплатить онлайн при помощи карты.
Если собственник не зарегистрирован на сайтах, квитанция придет ему по почте. Оплатить ее можно в одном из отделений удобного банка.
А если квитанция не пришла, можно обратиться самостоятельно в налоговую службу (отделение по месту прописки или жительства), чтобы уточнить, в чем причина и получить платежку. В противном случае собственник будет платить пени!
Налог с продажи квартиры в 2022 году — Надо ли платить налог при продаже квартиры, дома, земли 3НДФЛ
Какие льготы предусмотрены по уплате имущественного налога
Как мы уже упоминали выше, маленькие помещения не облагаются налогом. Это не вполне льгота, но, вне всякого сомнения, приятная новость.
А есть отдельные категории льготников, которые полностью или частично освобождены от уплаты имущественного налога:
- Инвалиды.
- Получатели социальной пенсии.
- Люди в предпенсионном возрасте или имеющие достаточный стаж для выплаты пенсии.
- Жертвы катастроф Чернобыля, Семипалатинска, Кыштыма.
- Участники Великой Отечественной войны, участники боевых действий.
- И другие категории, которые вы найдете в ст. 407 НК РФ.
Не полностью освобождаются от уплаты налога многодетные родители с тремя и более детьми, но они получают скидку в размере стоимости 5 кв. м. кадастровой стоимости.
Получить льготы можно только на один объект недвижимости.
Льготы по уплате земельного налога
В этом случае также есть льготные категории граждан, которые получают льготу. Это:
- Инвалиды.
- Пенсионеры.
- Люди в предпенсионном возрасте.
- И другие категории.
Льготы по уплате земельного налога заключаются в том, что плательщики не освобождаются от налога полностью, но сумма его уменьшается на размер, эквивалентный кадастровой стоимости 600 кв. м. участка.
Есть региональные льготы. Например, в Москве полностью освобождены от уплаты этого налога Герои Советского Союза, Герои РФ, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, трудовой Славы и «За служение Родине в Вооруженных Силах СССР».
Не платят налог коренные малые народы Севера, Сибири, Дальнего Востока России. Но только для тех участков, которые используются для сохранения и поддержания традиционных промысла и хозяйствования.
Как оформить льготу на любой из двух налогов
Для этого нужно подготовить пакет документов:
- Заявление на предоставление льготы.
- Уведомление о выбранных объектах.
- Документы, подтверждающие право на льготу (в каждом случае свой набор документов, в зависимости от того, по какому основанию собственник претендует на льготу).
Оформить льготу на имущественный налог и земельный налог можно онлайн на сайте ФНС, в любом налоговом отделении или через сервис «Мои документы». Также можно обратиться в налоговую инспекцию, чтобы уточнить, имеете ли вы право на льготы.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Источник: rskrf.ru
Порядок получения налоговых льгот на имущество физических лиц

от Светлана Нестерова Опубликовано Авг 26, 2021
Поделиться
Освобождение от налогового бремени на недвижимое имущество получили не только граждане, имеющие льготную категорию, но и пенсионеры с предпенсионерами. Многодетные семьи претендуют на дополнительный вычет по налогооблагаемой базе, что существенно снизит сумму. Главное — подать заявление в ИФНС, на основании которого оформят преференцию.
Что за льготы
- 1 Что за льготы
- 2 Кому положена льгота по имущественному налогу
- 3 Как ее получить
- 4 Как выбрать объект для льготы
- 5 Информация о сроке применения
- 6 Как проверить, учтена ли льгота
- 7 Что делать, если ее не применили
- 8 Образец заполнения налоговых льгот на квартиру
Россияне, имеющие во владении недвижимость, должны ежегодно пополнять местный бюджет налогом.
Согласно ст. 401 НК РФ, взнос берется с:
- отдельно стоящего жилого дома;
- целой квартиры или только доли;
- комнаты;
- гаражной постройки, машино-места;
- незавершенного строительства и прочего.
Это есть сбор на имущество физических лиц. Базой для расчета является кадастровая стоимость помещения. Для объектов, принадлежащих гражданам и не используемых в целях предпринимательства, устанавливается ставка в 0,1% от стоимости (ст. 406 НК).
Законодательство предоставляет льготу на один объект. Объем преференции равен сумме насчитанного налога. То есть физлицо полностью избавляется от уплаты.
Кроме освобождения от сбора, предлагается налоговый вычет (ст. 403 НК). Он уменьшает базу для расчета по одному объекту. Владелец недвижимости, не имеющий привилегий, может сэкономить за счет вычета. А льготник вправе понизить базу у другого.
Результат равен произведению кадастровой стоимости на вычитаемые из базы квадратные метры:
- 20 м2 — квартиры или оформленной доли жилого дома;
- 10 м2 — доли в квартире или комнаты;
- 50 м2 — всего жилого дома.
Положены в дополнение вычеты на каждого несовершеннолетнего, если у родителей их 3-е и больше:
- 5 м2 — на всю квартиру, долю в ней или комнату;
- 7 м2 — на дом или его часть.
После вычета остаток базы будет нулевой или уйдет в минус — платеж не начисляется.
Кому положена льгота по имущественному налогу
Преференциями вправе воспользоваться (ст. 407 НК):
- обладатели высшего звания — Героя СССР или Героя России;
- люди, отмеченные орденом Славы 3-х степеней;
- инвалиды первых двух групп (I или II);
- несовершеннолетние дети-инвалиды;
- инвалиды с детства;
- участники и ветераны происходивших когда-либо войн (гражданская, Wow), боевых действий по защите Родины;
- физлица, получающие социальную поддержку как чернобыльцы, подвергшиеся радиационному облучению на ПО «Маяк» или Семипалатинском полигоне;
- лица, проходящие военную службу. Льгота полагается тем, кого уволили, с общим периодом службы более 20 лет;
- вольнонаемные и военнослужащие, принимавшие прямое участие в испытании ядерного арсенала и ликвидации установок;
- близкие родственники военнослужащего, утратившие кормильца;
- пенсионеры и предпенсионеры (женщины в возрасте 55 лет, мужчины — 60 лет);
- воевавшие в Афгане и других странах;
- мать, отец, супруг, супруга госслужащего или военнослужащего, отдавших жизнь при выполнении своего долга;
- лица, имеющие свои частные художественные студии, помещения под пошив и ремонт одежды, музеи, библиотеки, в отношении указанных объектов;
- садоводы и огородники в отношении одной постройки для личных хозяйственных нужд размером не более 50 кв. м.
Перечисленные категории освобождаются от уплаты по следующим объектам:
- полностью на всю квартиру, на выделенную долю или комнату;
- весь жилой дом или только его часть;
- частные мастерские, ателье, галереи, музеи, студии на период эксплуатации для этих целей;
- хозяйственную постройку на территории частного подсобного хозяйства или индивидуальной застройки размером до 50 кв. м.;
- ограниченные разметкой места для машин или гараж.
Материалы по теме
Освобождение дается на один объект по каждому варианту.
Пример. Пенсионер имеет в собственности 2 квартиры. Налог он не будет платить только за одну. Если у пенсионера будет одна квартира и одна хозпостройка, преференция положена на обе недвижимости.
Муниципалитеты районов могут проявить заботу и лояльность к своим жителям, относящимся к другим социально незащищенным категориям. Региональные законы снимают с них бремя уплаты.
В Ярославской области дополнительно предоставлена привилегия (решение муниципалитета г.Ярославль № 441 от 27.11.2014 г.) в размере:
- 100% — детям и совершеннолетним лицам до 24 лет, которые обучаются на дневной форме и находятся на иждивении пенсионеров;
- 60% — собственникам жилья, признанного непригодным или аварийным.
Как ее получить
Чтобы воспользоваться преференцией требуется предоставить:
- заявление установленного образца в обязательном порядке;
- документы, подтверждающие привилегию заявителя, по его желанию. Если их не предоставить, сотрудники ИФНС сами найдут нужную информацию.
Способы подачи:
- В близлежащей налоговой инспекции.
- В многофункциональном центре.
- Отправить через личный кабинет сайта ФНС.
- Почтой.
Обращение рассматривается налоговиками 30 дней. Если требуется дополнительная информация, срок продлевается на 30 дней, о чем гражданин уведомляется.
В случае положительного результата заявителю направляется уведомление с указанием основания предоставления преференции, объекта и срока необлагаемого периода.
В законе нет даты подачи заявления. Рекомендуется обратиться в ИФНС до 01 мая года, следующего за отчетным, до рассылки налоговых уведомлений.
Как выбрать объект для льготы
Подается информация до 31 декабря. Тогда в следующем году уведомления об уплате налога на выбранный объект не будет.
Если гражданин забудет выбрать, за него это сделают работники ИФНС. Они выделят вариант, где уплата в бюджет будет наибольшая, и освободят от бремени.
Информация о сроке применения
В заявлении есть строка «Срок предоставления налоговой льготы» и варианты выбора:
Материалы по теме
- Бессрочно. После первого визита ежегодное подтверждение не требуется. Преференция автоматически перейдет на следующий налоговый период.
- С указанием срока: начало и конец периода. Связано с тем, что по истечении этого времени условия, предоставляющие привилегию, закончатся.
Если не ставить никаких отметок, работники ИФНС зачтут период как бессрочный, и льгота пролонгируется на следующий год.
Как проверить, учтена ли льгота
Когда придет налоговое уведомление надо обратить внимание на две графы:
- «Размер налоговых льгот».
- «Налоговый вычет».
Если там пусто, нет цифр, значит преференция не учтена. Можно проверить информацию в «Личном кабинете налогоплательщика».
Что делать, если ее не применили
Если право на освобождение возникло недавно, а новоиспеченный льготник не обращался в ИФНС, стоит собрать все документы с заявлением и предоставить их в структуру удобным способом. Работники налоговой не всегда имеют полную информацию о новых гражданах, получивших привилегию.
Если выяснилось, что россиянин давно имеет право на освобождение, но не знал об этом и платил, он может оформить возврат переплаченных средств за последние 3 года (ст. 78 НК РФ).
Образец заполнения налоговых льгот на квартиру
Основные требования:
- заполнять ручкой черного цвета;
- забивать на компьютере шрифтом «CourierNew» размер 16 — 18;
- никаких ошибок, опечаток, зачеркиваний, замазываний корректором;
- нельзя применять двустороннюю печать. Только с одной стороны;
- буквы вписываются, начиная слева и двигаясь вправо;
- при написании от руки буквы заглавные печатные.
Форма состоит из титульного листа, раздела на транспортный налог, на земельный и на имущественный. Заполняется только титульник и лист на имущество, по образцу.
С 2015 года за расчетную базу берется не инвентаризационная стоимость, а кадастровая. Последняя намного ближе по размеру к рыночной цене, чем инвентаризационная, что увеличивает и сам налог. Россиянам стоит внимательно изучить местные законы, чтобы узнать, претендуют ли они на послабления по имущественному сбору или нет.
Также читают по этой теме
- Оформление и получение налоговых льгот на имущество организаций
- Порядок получения льгот пенсионерам по старости
- Виды налоговых льгот для пенсионеров
Источник: invalid.expert
Льготы на налог на имущество в 2023 году
Многие граждане РФ интересуются, предполагает ли Налог на имущество физических лиц какие-нибудь льготы. Такие преференции имеются, но их предоставление предполагает некоторые нюансы.
Общие положения
При получении льготы налог может быть отменен/уменьшен в размере.
Право на льготное налогообложение имеет только собственник недвижимости, с которой взимается сбор. Проживающим и прописанным в квартире лицам, не владеющим данным имуществом, преференция не предоставляется.
Если Гражданин , имевший право на льготу, востребовал ее спустя длительное время, то переплаченную сумму сбора на имущество могут возвратить. Однако он будет вправе обратиться за пересчетом средств, внесенных исключительно за 3 последних года. Чтобы реализовать желание вернуть эту сумму, нужно составить 2 заявления: на предоставление преференции и возврат переплаченных денег.
Лица, имеющие право получить льготы по сбору на имущество, перечисляются статьей 407 НК (часть II). Региональные власти могут расширить этот перечень, но не сократить. Новые категории налоговых льготников среди физических лиц, обладающих имуществом, были определены 1.01.2015.
Льготники за военные заслуги перед Отечеством

Военная категория налоговых льготников включает лиц, которым государство (Советский Союз/Россия) присвоило звание Героя, наградило их орденом Славы всех степеней.
Еще преференции распространяются на лиц, участвовавших в войнах (гражданской, 1941-1945 гг.), переживших другие военные операции, оборонявших СССР и военнослужащих, служивших непосредственно в учреждениях наподобие военных штабов, являющихся частями армии, разведчики.
Льготы по налогу на имущество физических лиц положены ветеранам, участвовавшим в боевых действиях.
Скидки предоставляют наемникам Советской Армии, ВМФ, сотрудникам правоохранительных структур МВД , госбезопасности, работавшим на штатских должностях в военных штабах (во времена Wow являлись частями армии).
Подобные налоговые вычеты получают лица, проживавшие в период Wow в районах, участие в защите которых заносится пожилым гражданам в выслугу лет, а пенсионерам дает право пользоваться льготами.
Соответствующие льготы положены членам семей, лишившихся кормильца, который проходил военную службу.
Аналогичное право имеют родители, супруги бывших военнослужащими/госслужащими и трагически погибших при исполнении обязанностей.
Льготники по состоянию здоровья
По медицинским показаниям преференции полагаются инвалидам двух категорий: 1 — 2 группы и с детского возраста.
Льготы, установленные на налог на имущество, вправе получать граждане, пострадавшие от радиационного бедствия, катастрофы на Семипалатинском полигоне.
Данными скидками могут пользоваться лица, непосредственно участвовавшие в пробах оружия, признанного особо опасным, ядерным, термоядерным, погашении аварий, вызванных ядерными установками на объектах военного, государственного значений.
Такую же возможность имеют граждане, имеющие лучевую болезнь, ставшие инвалидами после проведения ядерных испытаний/учений с использованием соответствующего оружия, установок, всевозможной техники.
Другие категории льготников
Имущественные налоговые льготы также предоставляются:
- пенсионерам (женщинам после 55, мужчинам – достигшим 60 лет);
- лицам, отслужившим на военных должностях, регулировавшим ситуацию в Афганистане и других государствах, переживавших военные конфликты, боевые действия;
- лицам, несшим военную службу и уволенным вследствие достижения предельно допустимого возрастного ценза, если их стаж составляет минимум 20 лет;
- творческим деятелям, работающим в специально построенных зданиях, помещениях (студии, творческие ателье, помещения, в которых организовали частные музеи, выставки предметов искусства, картинные галереи, библиотеки);
- лицам, владеющим строениями размером до 50 м2 на территории, отведенной под личное хозяйство (приусадебное, дачное), занятие садоводством.
Какое имущество охватывается данным налогом
Этот налог распространяется на лиц, которые являются владельцами следующих видов имущества:
- жилой дом (дача, пристройка, сарай на приусадебном участке);
- помещение для проживания (квартира, комната);
- общий недвижимый комплекс;
- недостроенный объект;
- другие здания, склады;
- гаражное помещение;
- сооружения.
Имущество многоэтажки налогом не облагается.
Расчет стоимости налога
Узнать, какая плата взимается государством за имущество физических лиц можно в госкадастре, где расписана кадастровая стоимость каждого вида имущества.
В расчетах имеет значение цена нажитого в течение календарного года имущества, бывшая актуальной в период его постановки на учет. Колебания стоимости за год никак не влияют на пересчет кадастровой цены.
Недавние изменения в законодательстве

С 2015 г. набрал силу новый документ о порядке расчета государственного сбора, взимаемого за имущество физических лиц. Главное отличие этого закона заключается в уплате по кадастровой стоимости. Ранее эта Процедура совершалась по инвентаризационной цене, размер которой несколько ниже. Кадастровая оценка наиболее полно раскрывает реальную стоимость имущества. Расчет налога с учетом рыночных цен делается более объективным.
Также изменился срок уплаты имущественного сбора – теперь гражданин обязан внести начисленные средства до 1 октября.
Вычеты
Механизм предоставления вычетов на имущественный налог также претерпел изменения. Кадастровая стоимость (база) уменьшается на определенную сумму, вследствие чего сокращается размер налога.
Вычеты можно оформить только на жилые помещения. База уменьшится в следующих размерах:
- комната – на 10 м2 общей площади;
- квартира – на 20 м2 для каждого из собственников;
- частный дом – на 50 м2.
Кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса, включающего Жилое помещение (дом/квартиру), уменьшается на установленную сумму – 1 млн.
Указанные значения вычетов установила федеральная власть. На региональном уровне база может дополнительно снизиться, вплоть до обнуления (в последнем случае плательщик освобождается от налога).
Имущественные налоги, их ставки и льготы
Ставка налогообложения колеблется в пределах 0,1 — 2 %. Она распределяется следующим образом:
- 2 % – Недвижимость , имеющая коммерческое назначение, а также кадастровую стоимость от 300 млн;
- 0,1 % – на гаражи, квартиры, единый недвижимый комплекс (ЕНК), незавершенные стройки, машиноместа и другие помещения жилого характера;
- 0,5 % – все остальные объекты.На этот показатель влияет совокупная оценочная стоимость имущества в конкретной местности. Региональные органы власти вправе сводить процентную ставку к нулю или, напротив увеличивать ее. Подобные изменения разрешается вносить трижды.
Первые 4 года налогоплательщик может ожидать, что налоговая служба пойдет на уступки. Если подтвердится факт повышения прежней суммы налога с 2015 года, у него будет основание получить понижающий коэффициент.
В любом случае, государственный сбор определяют работники налоговой. Владелец имущества уполномочен только получить справку о внесении необходимой суммы.
Особенности уплаты имущественного налога
Если помещение (здание), досталось физическому лицу от собственника по наследству, он уплачивает за него налог с момента вступления в силу права наследования.
Если строение каким-то образом было уничтожено либо разрушено, моментом прекращения уплаты рассматриваемого налога считается месяц, когда был зафиксирован факт разрушения.
Если имущество передано другому владельцу, с прежнего собственника некоторое время продолжает взиматься налог. Государственный сбор уплачивается с 1 января по число, фиксирующее утрату права собственности.
Как оформить налоговый вычет
Заявить свое право получателя льготы можно посредством предъявления сотруднику территориальной налоговой инспекции письменного заявления и официально подтвержденных бумаг, уполномочивающих гражданина оформить налоговую преференцию. Заявление с требуемыми бумагами можно отдать, лично посетив инспекцию, или переслать по почте (желательно заказным письмом, содержащим уведомление о вручении).
Нужно успеть оформить документы, оплатить выданную сотрудником налогового органа справку до 1 ноября настоящего календарного года. Это число знаменует собой наступление налогового периода, в котором будут действовать имущественные налоговые льготы для физлиц. В противном случае перерасчет рассматриваемого государственного сбора произведен не будет.
Источник: soclgoty.ru
