Кто имеет право на социальное обеспечение

Содержание

В данной статье рассматривается Конституционное право граждан на социальное обеспечение . Как гражданские или политические права имеют фундаментальное значение в системе прав и свобод человека и гражданина , так и право на социальное обеспечение играет важную роль в этой системе. Эти права даны от рождения и являются неотчуждаемыми для каждого.

В свою очередь это накладывает на все ветви власти определенные обязанности по проведению социальной политики в Российской Федерации. Социальное обеспечение важная часть государственной политики, так как захватывает экономическую и социальную сферу общества, а самое важное – обезопасить человека при возможных социальных рисках.

Цель работы: определить является ли право социального обеспечения в Российской Федерации юридически значимым средством для реализации прав и интересов человека. Методы исследования: анализ научно-методической литературы. Объектом исследования является конституция и право социального обеспечения в Российской Федерации. Результаты: реализация прав социального обеспечения регламентирована различными законами и Конституцией Российской Федерации и является для многих граждан важным юридическим средством. Выводы: Конституция Российской Федерации закрепляет основные права человека на право социального обеспечения . Отраслевое законодательство подробнее рассматривает различные права отдельных категорий граждан.

Социальное обеспечение | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ | СОТКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морозов И.Д.

Механизм обеспечения конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации

Социальное обеспечение военнослужащих РФ в сфере обеспечении жильем (на примере войсковой части полевая почта 01162 в Республике Таджикистан)

Социальное обеспечение военнослужащих РФ (на примере войсковой части полевая почта 01162 в Республике Таджикистан)

Конституционно-правовые проблемы статуса государственных языков республик в составе РФ
Нормативно-правовое регулирование экономических прав человека и гражданина РФ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional right to social security in the Russian Federation

This article discusses the constitutional right of citizens to social security . As civil or political rights are of fundamental importance in the system of human and civil rights and freedoms , so the right to social security plays an important role in this system. These rights are given from birth and are inalienable to everyone. In turn, this imposes on all branches of government certain responsibilities for the implementation of social policy in the Russian Federation. Social security is an important part of state policy, as it captures the economic and social sphere of society, and most importantly, to protect a person in case of possible social risks.

Purpose of the work is to determine whether the right of social security in the Russian Federation is a legally significant means for the realization of human rights and interests. Research methods: analysis of scientific and methodological literature. The object of the study is the constitution and the law of social security in the Russian Federation. Results: the implementation of social security rights is regulated by various laws and the Constitution of the Russian Federation and is an important legal tool for many citizens. Conclusions: the Constitution of the Russian Federation enshrines the basic human rights to the right to social security . Sectoral legislation considers in more detail the various rights of certain categories of citizens.

Тема 1 1 Понятие, сущность и виды социального обеспечения Функции социального обеспечения

Текст научной работы на тему «Конституционное право на социальное обеспечение в Российской Федерации»

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http: //forummn.ru/article-3.2.10.html

Конституционное право на социальное обеспечение в

ФГАОУВО «Волгоградский государственный университет» (г. Волгоград, Россия)

Аннотация. В данной статье рассматривается Конституционное право граждан на социальное обеспечение. Как гражданские или политические права имеют фундаментальное значение в системе прав и свобод человека и гражданина, так и право на социальное обеспечение играет важную роль в этой системе. Эти права даны от рождения и являются неотчуждаемыми для каждого.

В свою очередь это накладывает на все ветви власти определенные обязанности по проведению социальной политики в Российской Федерации. Социальное обеспечение важная часть государственной политики, так как захватывает экономическую и социальную сферу общества, а самое важное — обезопасить человека при возможных социальных рисках.

Цель работы: определить является ли право социального обеспечения в Российской Федерации юридически значимым средством для реализации прав и интересов человека. Методы исследования: анализ научно-методической литературы. Объектом исследования является конституция и право социального обеспечения в Российской Федерации.

Результаты: реализация прав социального обеспечения регламентирована различными законами и Конституцией Российской Федерации и является для многих граждан важным юридическим средством. Выводы: Конституция Российской Федерации закрепляет основные права человека на право социального обеспечения. Отраслевое законодательство подробнее рассматривает различные права отдельных категорий граждан.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, социальное обеспечение, конституционное право.

Constitutional right to social security in the Russian

Volgograd State University (Volgograd, Russia)

Abstract. This article discusses the constitutional right of citizens to social security. As civil or political rights are of fundamental importance in the system of human and civil rights and freedoms, so the right to social security plays an important role in this system. These rights are given from birth and are inalienable to everyone. In turn, this imposes on all branches of government certain responsibilities for the implementation of social policy in the Russian Federation. Social security is an important part of state policy, as it captures the economic and social sphere of society, and

most importantly, to protect a person in case of possible social risks. Purpose of the work is to determine whether the right of social security in the Russian Federation is a legally significant means for the realization of human rights and interests. Research methods: analysis of scientific and methodological literature. The object of the study is the constitution and the law of social security in the Russian Federation. Results: the implementation of social security rights is regulated by various laws and the Constitution of the Russian Federation and is an important legal tool for many citizens.

Conclusions: the Constitution of the Russian Federation enshrines the basic human rights to the right to social security. Sectoral legislation considers in more detail the various rights of certain categories of citizens.

Keywords: human and civil rights and freedoms, social security, constitutional law.

Основам конституционного строя Российской Федерации посвящена первая глава Конституции Российской Федерации, в которой отмечается, что Россия представляет собой демократическое федеративное правовое государство, имеющее республиканскую форму правления. Действующая сегодня Конституция была принята в 1993 году, когда образовалось новое государство под названием Российская Федерация.

До этого она находилась в статусе союзной республики, входившей в Советский Союз (СССР). В 2008, 2014 и 2020 годах в этот документ были внесены поправки. Любая Конституция является базовым юридическим документом, на основе которого формируется вся правовая система страны.

Базовый характер проявляется в декларации основных прав и свобод граждан, принципов устройства государства и отдельных его структур. Описать в одном документе все правовые механизмы реализации декларируемых норм невозможно, поэтому вся правовая система страны строится по принципу детализации системы защиты конституционных прав, свобод и обязанностей. Конституция РФ делится на три части: описание строя как принципиальной основы формирования общества; устройство системы управления; защищаемые властью права людей.

Изначально следует обратиться к главному и важнейшему закону в нашей стране -Конституции. В ст. 2 Конституции Российской Федерации говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Также в ст.

39 закреплено, что «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Но стоит отметить важную деталь. В отличии от иных прав граждан (на жизнь, на свободу, на свободное распоряжение способностями к труду и другими), которые гарантируются каждому вне зависимости от условий, то в данной статье конкретно указаны условия социального обеспечения (возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей и иные случаи). Из-за этих условий некоторые ученые считают, что право на социальное обеспечение не относится к конституционным правам, так как действие Конституции имеет прямое действие, а ч.1 ст.39 говорит лишь о направлении деятельности законодателя [5].

Youth Science Forum Journal

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 63 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.2.10.html

Но есть и другие ученые, которые наоборот считают, что право на социальное обеспечение -конституционное право. О.С. Мозолевая считает, что такое право представляет собой комплекс прав и свобод, включающий в себя право на получение благ в материальном и натуральном выражении, как раз в тех самых условиях ч.1 ст.39. К. Б. Бароцкая сделала акцент на то, что право социального обеспечения необходимо рассматривать не только как юридическую гарантию государства на достойный уровень жизни, но и как конституционное право, которое дает возможность удовлетворить интересы и потребности гражданина [4]. Для нашего понимания, мы бы сказали, что «социальное обеспечение» в ст.39 Конституции следует рассматривать как некое собирательное понятие, которое зависит от условий и помогает в случае потери или необходимости средств к существованию граждан.

Нам также следует учесть один факт — помощь государства в виде выплат и услуг, как социальное обеспечение, получают миллионы людей в Российской Федерации. По данным Пенсионного фонда России на 1 апреля 2021 года в нашей стране проживает 42,6 миллиона пенсионеров. Также нужно учитывать страховое обеспечение всех, кто работает по трудовым договорам, семьи у которых только родились дети получают выплаты и материнский капитал, а также поддержка инвалидов, участников Великой Отечественной Войны и т.д. То есть главная задача конституционного права на социальное обеспечение — материальная гарантия государства, что при наличии некоторых условий человек получит определенные выплаты или социальные услуги.

В рамках данной статьи мы бы хотели раскрыть вышеупомянутое, является ли конституционное право на социальное обеспечение граждан юридическим средством для реализации интересов и потребностей.

Необходимо вспомнить из курса «Теории государства и права», что юридическое средство -это «инструмент» или «механизм» при помощи которого субъект (гражданин, лицо, человек), действует или направляет свои действия на создание, реализацию или восстановление имеющегося у него права. Создание прав — процесс, при котором придумывают или утверждают устоявшееся правило поведения на законодательном уровне. Реализация прав -непосредственное осуществление правовых предписаний при правомерном поведении граждан, организаций или органов государственной власти [1]. Реализация прав подразделяется на четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение — воздержание от совершения определенных действий, исполнение — обязательное совершение действий, использование — совершение действий, дозволенных правовыми нормами и осуществление своих прав, применение — деятельность государственных органов по реализации правовых норм. Восстановление прав — возвращение лицу утраченного им права, ради чего отменяются юридические последствия того события, которое прекратило собою существование этого права

Подводя итог, мы можем утверждать, что ст.39 Конституции РФ говорит лишь о социальном обеспечении человека. Надлежащее обеспечение права на социальное обеспечение способствует реализации большинства прав и свобод [2]. Реализация и защита средств граждан Российской Федерации содержится в ст.33, 45, 46, 48 Конституции РФ, а отраслевое законодательство уже непосредственно закрепляет и регламентирует конкретные средства защиты прав и интересов граждан.

1. Боков Ю.А., Бокова О.Н., Бокова Н.А. Дихотомия права и правоприменительной практики: две стороны одной медали // Вопросы образования и науки: теоретический и

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 64 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.2.10.html

практический аспекты: Международная научно-практическая конференция, Самара, 25 декабря 2015 года. Самара: ООО «Офорт», 2015. С. 108-109.

2. Боков Ю.А., Мезина О.Н. Право на человеческое достоинство // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 1. С. 43-45.

3. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Изд-во «Спарк», 1998. 448 с.

4. Мозолева О.С. Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение. Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Тюмень, 2011.

5. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» / Под ред. К.А. Экштайна. М.: ЭКОМ, 2000. 265 с.

Источник: cyberleninka.ru

Социальная сфера. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

яяяя5

Право социального обеспечения – самостоятельная отрасль российского права, на основе норм которой устанавливаются юридические факты, реализуется и защищается право граждан на различные виды социального обеспечения

Конституцией РФ (ст. 38, 39, 41) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Материнство и детство находятся под защитой государства.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Социальная защита и обеспечение.

Социальная защита – конкретная социальная политика государства, которое стремится правовыми средствами обеспечить существование определенных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.

Социальное обеспечение – это один из основных способов социальной защиты населения при наступлении социальных рисков (необходимость получения медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье и профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, старость, признание безработным, потеря кормильца и др.)

Социальное обеспечение – совокупность мероприятий, проводимых или поддерживаемых государством, направленных на обеспечение и обслуживание нуждающихся в социальной поддержке групп населения (престарелых и нетрудоспособных граждан, безработных, семей с детьми и др.).

Функции социального обеспечения.

  • политическая – поддержание социальной стабильности при оказании материальной помощи;
  • демографическая – стимулирование воспроизводства населения;
  • экономическая – направленность на замещение дохода, утраченного по причине нетрудоспособности, потери кормильца, наступления определённого возраста, возникновения неприятного жизненного обстоятельства, а также на оказание финансовой помощи малоимущим;
  • социально-реабилитационна я – создание условий для ощущения людьми себя полноценными членами общества;
  • стабилизационная – предотвращение социальных конфликтов и др.

Особенности системы социального обеспечения:

  • государственное распределение материальных благ через систему социального обеспечения;
  • законодательное закрепление видов социального обеспечения и перечня социальных рисков;
  • закрепление в нормах права круга лиц, подлежащих обеспечению, и условий его предоставления;
  • установление государством объемов предоставления социального обеспечения.

Основные элементы системы социального обеспечения:

  • пенсионная система;
  • система пособий и иных социальных выплат;
  • система страхового обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и или профессиональных заболеваний;
  • система медицинской и лекарственной помощи, санаторно-курортного лечения;
  • система социального обслуживания;
  • система государственной социальной помощи и льгот.

Формы социального обеспечения:

  • страховые платежи, входящие в составе единого социального налога (взноса), зачисляемого в Пенсионный фонд РФ,
  • Фонд социального страхования РФ,
  • федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Источники финансирования социального обеспечения:

  • прямые ассигнования из бюджетов различных уровней (федеральный, субъектов РФ, муниципальных образований);
  • иные источники, не запрещенных законодательством РФ (например, благотворительная деятельность граждан и юридических лиц).

Виды социальной защиты и обеспечения:

Формы осуществления социального обеспечения:

  • денежная,
  • натуральная форма,
  • оказание различного рода услуг.

ВАЖНО!

Иностранные лица и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на социальное обеспечение наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

яяяя6

ПЕНСИИ.

Пенсии – один из основных видов социального обеспечения в РФ.

Виды пенсий:

  • трудовые пенсии;
  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Основное отличие между указанными выше видами пенсий – в источнике финансирования: государственная пенсия выплачивается за счет средств федерального бюджета, а трудовая пенсия в значительной части – за счет средств обязательного пенсионного страхования.

Виды трудовых пенсий:

  • трудовая пенсия по старости;
  • трудовая пенсия по инвалидности;
  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

Случаи досрочной пенсии (по выслуге лет):

  • лицам, занятых на подземных работах,
  • на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах);
  • занятые на работах с другими тяжелыми условиями труда;
  • занятые в определенных отраслях экономики (на железнодорожном транспорте и метрополитене, на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, в гражданской авиации и др.);
  • женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;
  • одному из родителей, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет;
  • инвалидам по зрению;
  • инвалидам вследствие военной травмы;
  • лилипутам и диспропорциональным карликам;
  • спасателям;
  • лицам, длительно работавшим на Крайнем Севере, и др.).

Важно!

Досрочная пенсия назначается при наличии определённого стажа.

Трудовая пенсия по инвалидности.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничений способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Инвалидом признается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.

Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Части трудовой пенсии и пенсии по инвалидности:

  • базовой части;
  • страховой части;
  • накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Условия получения пенсии по случаю потери кормильца:

  • потеря (смерть) фактического кормильца либо его безвестное отсутствие;
  • наличие нетрудоспособных членов семьи, круг которых определен законом;
  • нахождение, как правило, указанных лиц на иждивении кормильца.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

  • базовой части;
  • страховой части.

ВАЖНО!

Базовая часть всех пенсий по Закону о трудовых пенсиях устанавливается данным законом в твердом размере, а страховая и накопительная часть – по определенным формулам.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

По Закону о государственных пенсиях право на пенсию имеют:

  • федеральные государственные служащие;
  • военнослужащие, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • нетрудоспособные граждане;
  • члены семей указанных в перечне граждан имеют право на пенсию в случаях, предусмотренных настоящим законом.

Право на социальную пенсию имеют те нетрудоспособные и пожилые граждане, которые по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию:

  • дети-инвалиды;
  • инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства;
  • дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, а также дети умершей одинокой матери;
  • граждане, достигшие 65 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);
  • граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

ПОСОБИЯ.

Пособия, в отличие от пенсий (постоянного и основного источника средств к существованию), являются социальной помощью, которая в установленных законом случаях либо заменяет заработок, либо дополняется к пенсии или заработку.

Виды пособий:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие гражданам, имеющим детей;
  • пособие по безработице (Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г.);
  • пособие беженцам и вынужденным переселенцам;
  • пособие на погребение (дифференцировано в зависимости от того, в какой местности осуществлялось погребение, каков возраст умершего и т.д.) и др.

Пособие по временной нетрудоспособности.

Основания для получения пособия:

  • болезнь (травма);
  • санаторно-курортное лечение;
  • уход за больным членом семьи;
  • карантин;
  • протезирование.

Пособия гражданам, имеющим детей:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • ежемесячное пособие на ребенка.

Компенсационные выплаты.

Компенсационные выплаты – это выплаты с целью социальной поддержки граждан, нуждающихся в социальной помощи, как дополнение к пособиям либо как самостоятельные выплаты.

Виды компенсационных выплат:

  • за время отпуска до достижения ребенком возраста 3 лет;
  • студентам и аспирантам за время академического отпуска;
  • женам сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих-контрактников, проживающих в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
  • гражданам, занятым уходом за инвалидом, престарелым или ребенком-инвалидом;
  • на детей, находящихся под опекой и попечительством;
  • вынужденным переселенцам и беженцам;
  • учащимся на питание и др.

Социальные пособия.

Социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Предоставляется на основании Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г.:

  • малоимущим семьям,
  • малоимущим одиноко проживающим гражданам,
  • некоторым иным категориям граждан.

Формы пособий:

  • субсидия,
  • социальные услуги,
  • жизненно необходимые товары.

Субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Набор социальных услуг – перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с законом.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц (г. Ленинграда);
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды.

Виды социальных услуг:

  • дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осу ществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно и др.

Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения «в натуральной форме». После такого отказа он будет получать ежемесячно соответствующую денежную выплату. Для этого надо обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год должно быть подано в срок до 1 октября текущего года. Можно отказаться от получения в натуральной форме всего набора социальных услуг либо одной социальной услуги.

Для отдельных категорий граждан, в частности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним граждан, установлены несколько иные правила предоставления социальных услуг.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Пенсионная реформа – это совокупность правовых, организационных, политических и экономических мероприятий, которые связаны с изменением системы пенсионного обеспечения.

Пенсионная реформа 2019—2028 годов — этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий постепенный подъём пенсионного возраста от 55 до 60 лет для женщин и от 60 до 65 для мужчин.

Пенсионный возраст — этот тот возраст, когда у любого гражданина России возникает право каждый месяц получать деньги от государства потому, что ему исполнилось сколько-то лет.

Изменения касаются большинства граждан РФ, однако есть ряд льгот для работников определённых специальностей:

  • медработники, педагоги, артисты и др.,
  • выработавшие установленный северный стаж жители Крайнего Севера и приравнённых местностей,
  • женщины с тремя и более детьми,
  • мужчины (женщин) со стажем свыше 42 (37) лет;
  • реформа не затрагивает представителей коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Главное из пенсионной реформы.

  • Пенсионный возраст повысили до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.
  • Повышение будет постепенным.
  • Право на досрочную пенсию за тяжелый и вредный труд сохранили.
  • Многодетные матери смогут получать пенсию на три или четыре года раньше. А некоторые — с 50 лет.
  • Женщины со стажем 37 лет и мужчины со стажем 42 года могут выйти на пенсию на два года раньше. Но только с 55 и 60 лет.
  • Безработные предпенсионеры смогут получать пенсию досрочно по решению службы занятости.
  • Жители Крайнего Севера выходят на пенсию на пять лет раньше остальных, но возраст им тоже повысили на пять лет. Требования к стажу не изменились, и есть переходный период.
  • Социальную пенсию без стажа и баллов будут платить с 65 лет женщинам и с 70 лет мужчинам. То есть на пять лет позже, чем было. Переходный период тоже действует.
  • Учителям, врачам и артистам сохранили досрочную пенсию за выслугу, но платить ее будут с отсрочкой.
  • Госслужащим пенсионный возраст повысят постепенно: женщинам до 63 лет, мужчинам до 65 лет.
  • Средняя пенсия по старости будет расти на 1000 рублей каждый год. Прибавку заплатят сверх прожиточного минимума.
  • Предпенсионерам дали льготы с учетом возраста: по налогам, наследству, пособиям, алиментам и диспансеризации.

Разделы

  • ЭКЗАМЕНЫ — 2024
  • Конституция Российской Федерации 1993 года с поправками 2020.Текст + комментарий.
  • ЕГЭ. Обществознание. Задание № 23. Вариант № 31.КОНСТИТУЦИЯ РФ.
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — ШКОЛЬНИКАМ.
  • Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Карточки: вопрос-ответ.
  • СЛОЖНЫЙ ВОПРОС – ПРОСТОЙ ОТВЕТ
  • Готовиться к ЕГЭ легко и просто.
  • Обществознание. ВСЯ ТЕОРИЯ В ОДНОМ МЕСТЕ.
  • ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.
  • Готовимся к экзаменам.Трудные вопросы.
  • ЕГЭ. Обществознание. Задание № 24. ПЛАН.
  • Предэкзаменационный марафон. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
  • Общество. Теория
  • ОБЩЕСТВО. Термины.
  • Человек. Теория
  • ЧЕЛОВЕК. Термины.
  • Познание. Теория
  • ПОЗНАНИЕ. Термины.
  • Духовная сфера. Теория
  • Духовная сфера. Термины.
  • Политика. Теория
  • ПОЛИТИКА. Термины.
  • Право. Теория.
  • ПРАВО. Термины.
  • Социальная сфера. Теория
  • Социальная сфера. Термины.
  • Экономика. Теория
  • Экономика. Термины.

Источник: obschestvoznanie-ege.ru

Кто имеет право на социальное обеспечение

Виды социального обеспечения — предоставление какого-то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) или неимущественного (например, психологическая помощь) характера нуждающемуся гражданину с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме. Предоставление имущественного или неимущественного блага осуществляется тем категориям физических лиц, которые, по мнению государства, утратили собственный источник средств к существованию, либо они определенными средствами располагают, но не в должном объеме. Отсюда любой вид социального обеспечения обладает качеством государственного иждивения.

Предоставление определенного блага нуждающемуся гражданину преследует цель:

— оказать человеку (субъекту права социального обеспечения) государственную помощь, так как он находится в трудной жизненной ситуации;

Социально-обеспечительная помощь — помощь по системе права социального обеспечения оказываемая тем категориям нуждающихся граждан, которые:

— имеют конкретный источник доходов к существованию, но он временно был ими утрачен и в ближайшем времени подлежит восстановлению, с последующим решением вопроса необеспеченности;

— имеют постоянный источник доходов, но его невысокий размер не может обеспечить удовлетворение минимальных потребностей;

— в силу форс-мажорных обстоятельств (катастрофы, стихийные бедствия, ухудшение здоровья) оказывается в числе нуждающихся.

Отличие социально-обеспечительной помощи от социально-обеспечительного содержания состоит в том, что она не предоставляется на постоянной основе, а если это и имеет место быть, то соответствующие средства или мероприятия предоставляются или осуществляются наряду, а не вместо утраченного или еще не приобретенного самостоятельного источника средств к существованию. Главное отличие этих видов социального обеспечения состоит в том, что помощь, по общему правилу, имеет:

— не является основным или ведущим источником средств к существованию.

К видам социально-обеспечительной помощи относят:

— имущественная помощь (продукты питания, обувь, одежда) малоимущим гражданам и семьям;

— социальные и медицинские услуги (некоторые виды) за счет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.

— частичные социальные услуги (оказываются социальными службами);

Социальное обеспечение делится на две формы выплаты: денежная и натуральная.

Денежная форма выплаты подразделяется на:

— пенсии (все разновидности и виды);

— пособия (все виды).

К натуральной форме выплаты относятся:

— льготы (например, бесплатное лекарство);

— компенсации (например, предоставление жилья вследствие катастроф и т.д.);

— медицинские услуги, в том числе санаторно-курортное лечение;

— предметы первой необходимости;

Законодательством Российской Федерации закреплены основные виды социального обеспечения:

— предметы первой необходимости;

— медицинские и социальные услуги;

Каждый из указанных видов, как правило, состоит из определенного числа разновидностей. Причем, если виды социального обеспечения имеют устойчивый, стабильный характер, то их разновидности постоянно изменяются, варьируются в зависимости от конкретных политических, экономических и других условий, в которых находится государство на определенном этапе его исторического существования.

Право на социальное обеспечение — одно из основных прав человека. Данное право закреплено как в международных актах, так и в законодательствах большинства стран. Право на социальное обеспечение возникает лишь с момента наступления юридического факта по данному виду обеспечения. Участниками, с одной стороны, являются граждане, нуждающиеся в социальной поддержке.

В основном это нетрудоспособные граждане, инвалиды. Малоимущие, дети, престарелые, беженцы и вынужденные переселенцы и др. А с другой — государственные органы, обязанные назначить и предоставить данный вид обеспечения. Виды, в свою очередь — это предоставление каких-либо благ нуждающемуся гражданину для оказания ему помощи. Они могут носить как имущественный, так и неимущественный характер.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома