Кто хозяин сети лента

Первая по величине сеть гипермаркетов России и четвертая среди крупнейших розничных сетей страны. Компания была основана в 1993 году в Петербурге. Управляет 249 гипермаркетами в 88 городах России и 131 супермаркетом в Москве, Петербурге, Сибири, Уральском и Центральном регионах.

Общая торговая площадь объектов составляет 1,5 млн м 2 . Компания также оперирует 12 распределительными центрами. И развивает несколько форматов гипермаркетов с низкими ценами. Штат компании на конец 2019 года превышал 48 тыс. человек.

Дмитрий, каков ландшафт вашего онлайн-канала сейчас, и каким он, по вашему прогнозу, будет к концу года?
— В онлайне «Лента» представлена уже три года. Ландшафт делится на две части: партнерские локальные сервисы доставки и наша собственная экспресс-доставка «Ленточка», а также самовывоз. Оба своих проекта мы запустили в этом году. Подготовка шла давно, но пандемия ускорила развитие. К концу года мы планируем партнерские проекты продолжать, а свои – развивать.

В планах – значительное расширение географии работы по всем фронтам.

«Ленточка» появилась на рынке совсем недавно. Можно сказать, стартап…
— Да, для нас это действительно стартап. Началось с того, что в конце 2019 года мы открыли первый даркстор в Москве. Но быстро поняли, что надо менять эту модель на доставку из магазинов. Это оказалось удобнее, учитывая, как широка наша сеть.

Какие вызовы вам пришлось преодолеть, чтобы запустить работу «Ленточки»?
— Такая большая компания, как «Лента», живет в определенном ритме планирования и бюджетирования. Он очень четкий, не терпит самодеятельности. А с «Ленточкой» нам пришлось отважиться на эксперимент. Но нам повезло. Год назад у нас, как вы знаете, поменялся акционер. Новый собственник делает акцент на инновационном развитии.

Сейчас «Лента» строит инновационную платформу и стремится быстро запускать в работу новые экспериментальные идеи. Финансы на такие проекты тоже выделяют по упрощенной схеме. В общем, все получилось.

Какой объем продаж дал вам онлайн, если считать с начала этого года?
— В онлайне у нас оборот за полугодие составил 1,9 млрд рублей. Это менее 1% от общих продаж «Ленты» с начала года. Но онлайн за год вырос более, чем в 3 раза. Думаю, динамика сохранится.

А средний чек как изменился?
— Пиковые показатели чека были в апреле-мае. Он тогда вырос в 2-2,5 раза по сравнению с показателем до самоизоляции. Потом был откат, а сейчас чек стабилизировался. Думаю, на него повлияли начало летнего сезона и окончание пандемии. Сейчас чек вполовину меньше, чем до снятия карантина.

Весь ли ассортимент сети покупатель сейчас может заказать онлайн?
— Нет. В «Ленточке» он ограничен набором из 5 тыс. товаров. Но мы планируем список расширять почти до всего ассортимента. Исключение составят тяжелые вещи и товары, которые онлайн нельзя продавать по закону. А для самовывоза можно заказать все.

Как вы перестраивали бизнес-процессы во время локдауна? Пришлось ли нанимать персонал?
— В партнерских сервисах вся инициатива по перестройке процессов была на стороне партнеров. Мы со своей стороны, как могли создавали условия и помогали. Что касается собственных сервисов, то тут главная задача, которую пришлось решать – это ускорение работы. Стали смотреть на индустрии, где люди оказались без работы. Нанимали персонал.

А вообще, применили, наверное, 20-30 разных инициатив, которые нам позволили быстро перестроиться. Во время пандемии в «Ленте» работал штаб быстрого реагирования. И все изменения принимались оперативно.

Есть ли у вас сейчас излишек персонала?
— Нет, мы же растем — появляются новые города и объекты. Мы просто переводим персонал на новые проекты. Так что, нет у нас излишка рук. Скорее, есть дефицит.

Как вы на карантине поддерживали сервис? Были ли сбои в выполнении заказов?
— На пике пандемии срок доставки большой продуктовой корзины у партнеров вырос. Обещали доставлять на следующий день, но бывали задержки. Время доставки у «Ленточки» в этот период тоже возросло. Оказалось не 30 минут, как мы обещали, а 1-3 часа. Но привозили в тот же день и часто — в течение часа.

Народ был благодарен, что доставка случилась день в день. Но тут вопрос расстановки приоритетов. Сейчас снова идет борьба за сервис и скорость. А в пандемию проблемой было просто выполнить заказ. Но мы хорошо справились.

У вас много партнеров по доставке. Как получалось наладить с ними диалог в пандемию?
— У нас была главная цель – обеспечить безопасность в магазинах. А у партнеров – расширить географию покрытия и набрать персонал. Тут мы совершенно друг другу не мешали. И даже наоборот – смотрели, где и чем можем помочь. Делились контактами по лизингу персонала.

Не было противоречий.

Изменился ли покупатель?
— Видим несколько изменений. Во-первых, народ стал ходить в магазин реже и покупать больше – берут продукты сразу на 1-2 недели, чтобы меньше быть на людях. Во-вторых, вырос средний чек. В-третьих, сократилось число сетей, которые человек в принципе посещает. Он теперь выбирает любимые магазины и ходит только туда. За разнообразием не гонится.

Ну, и поведение в онлайне изменилось. Люди стали смелее. Покупают больше и чаще, средний чек тут тоже вырос. Да, сейчас случился откат в продажах, связанный с завершением карантина, и мы вышли на плато. Но с этого уровня дальше будет рост.

Вся аналитика это подтверждает.

С чем «Лента» останется в онлайне после кризиса? Что будете развивать дальше?
— Мы продолжим расширение географии партнерских сервисов. Наша задача – чтобы онлайн-сервис был во всех городах нашего присутствия. Самовывоз и «Ленточку» тоже планируем раскрутить на всю страну. Но у этих программ разный срок реализации. Думаем также над новыми моделями онлайна – продолжим экспериментировать.

Что можете сказать о конкуренции в сегменте? Как она на вас влияет?
— Партнеров в этой области мы не воспринимаем, как конкурентов. А на других конкурентов смотрим с интересом, учимся у них. В этой гонке победит тот, кто даст лучший клиентский сервис.

Из выступления на онлайн-конференции «Гиперскачок онлайн-торговли: вызовы и выводы», организованной порталом Retail.ru

Над материалом работала Наталья Ковтун

Источник: marketmedia.ru

Обзор компании Лента: Наступление по всем направлениям

Лента (LNTA) — один из ведущих российских ретейлеров, крупнейшая в стране сеть гипермаркетов. С 2013 года работает также в формате супермаркетов. По состоянию на 30 сентября 2021 года под управлением Ленты в 88 городах России было 255 гипермаркетов и 419 супермаркетов общей торговой площадью более 1,7 млн кв. м. Ценные бумаги компании торгуются на Лондонской и Московской бирже

Общие сведения

Магазины и торговая площадь

С начала 2019 года до второго квартала 2021-го в сети Лента появилось только 15 новых магазинов, торговая площадь расширилась на скромные 4%. Весной уходящего года компания объявила о намерении развиваться в формате «у дома». К сентябрю число магазинов этого формата под названием Мини Лента достигло 36. В третьем квартале ретейлер провел две крупные сделки MA-активность

После покупки сети «Билла» общей площадью 137 тыс. кв. м с выручкой 41 млрд руб. в год доля Ленты на рынке Москвы и области расширилась до 3%. На конец квартала 82 магазина «Билла» были перезапущены в формате Супер Лента, в остальных ребрендинг должен завершиться в ближайшие месяцы. После поглощения сети «Семья» общей торговой площадью 47 тыс. кв. м с выручкой около 12 млрд руб. в год доля Ленты в Пермском крае увеличилась до 7%. Перевод этих магазинов в формат Ленты запланирован на будущий год.

Онлайн-бизнес

16 декабря Лента объявила о приобретении за 20 млрд руб. онлайн-ретейлера Утконос. Рынок положительно воспринял новость: котировки компании-покупателя поднялись на 9,4%. На данный момент основным акционером обоих ретейлеров выступает Севергрупп. Финансирование покупки будет обеспечено за счет дополнительного выпуска акций через закрытую подписку в пользу Севергрупп.

Сделка будет завершена в феврале 2022 года. В результате Лента существенно увеличит присутствие в сегменте онлайн-продаж. По итогам 2020 года сеть «Утконос» занимала третье место в отечественном e-grocery с показателем общего объема оборотов (GMV) 14,3 млрд руб. За январь-сентябрь 2021 года сеть «Утконос» сгенерировала 13 млрд руб. выручки.

Совокупный показатель Ленты Онлайн и «Утконоса» составил 25,3 млрд руб. Это пятый результат в отечественном сегменте интернет-розницы, уступающий лишь выручке Сбермаркета, ВкусВилла, Х5 и Самоката. К 2025 году Лента планирует довести долю онлайн-продаж в выручке до 10%. Наша модель, учитывающая последние прогнозы объема рынка к 2025-му на уровне 1,2 трлн руб., предполагает, что к этому времени компания займет на рынке интернет-розницы 8%.

Более подробный обзор операционных и финансовых показателей эмитента содержится в приложенном pdf-файле.

Факторы инвестиционной привлекательности, дивиденды, риски

Котировки Ленты до новости о покупке сети «Утконос» находились в глубоком даунтренде. С начала года компания растеряла около 26% своей капитализации. Это может быть связано как с сокращением доли нерезидентов, так и с продажей бумаг локальными игроками. Эмитент намерен прекратить торги расписками в России.

На LSE оборот этими бумагами продолжится, но некоторые категории инвесторов могут расценить делистинг в РФ как негативный сигнал. Впрочем, долговременным этот эффект не будет. По основным мультипликаторам компания оценивается дешевле конкурентов на фоне относительно устойчивых показателей рентабельности.

В будущем году на маржинальность могут отрицательно повлиять повышение ставок по кредитам и убытки сети «Утконос», которые будут консолидированы в результатах Ленты. Инвестиционная привлекательность компании увеличится в связи с планами начать делиться прибылью с акционерами.

Дивидендная политика, предполагает выплату 100% свободного денежного потока при соотношении чистый долг/EBITDA менее 1,5х. Если долговая нагрузка выше 1,5х, в виде дивиденда будет перечислено 50% свободного денежного потока, а если ниже 1х, акционеры могут рассчитывать на выплату более 100% свободного денежного потока. По нашим прогнозам, чистый долг/EBITDA Ленты уже в будущем году опустится ниже 1,5х, а в виде дивиденда за 2022-й компания перечислит 90% свободного денежного потока (21,5 млрд руб.). Наша модель предполагает, что в дальнейшем, до 2025 года, эти выплаты будут составлять 100%. При текущей стоимости акции в 2022 году это обеспечивает доходность 22%.

Дальнейшее ускорение продуктовой инфляции, которая в октябре-ноябре 2021 года достигла 10,9%, будет способствовать ускорению роста выручки Ленты. В то же время сдерживать этот рост будет снижение реальных доходов населения, а ввиду увеличения операционных затрат усилится давление на рентабельность.

Развитие формата магазинов «у дома», в том числе за счет поглощения сетей «Билла» и «Семья» вкупе с продолжением открытия новых супермаркетов и покупкой онлайн-ретейлера мы оцениваем как позитивные для Ленты факторы. Между тем 80% выручки компания продолжает генерировать за счет гипермаркетов. Прогнозируем уменьшение доли магазинов этого формата в выручке Ленты до 65% к 2025 году за счет расширения доли продаж в супермаркетах, магазинах «у дома» и онлайн. Тенденция к перетоку трафика из гипермаркетов в магазины «у дома» и дискаунтеры развивается уже несколько лет, а фактор пандемии только усилил ее.

Целевая цена

Наша целевая цена по акции Ленты равна 373 руб., потенциал роста — 83%. Для определения терминальной стоимости мы применили мультипликатор EV/EBITDA, равный 5,5х. Анализ чувствительности модели к средневзвешенной стоимости капитала и указанному коэффициенту дал диапазон значений котировок от 244 руб. (потенциал снижения — 19%) до 520 руб. (потенциал роста — 155%).

Техническая картина

Акции движутся в устойчивом нисходящем канале с начала года. Даунтренд слабеет в последние 14 дней. Вероятно боковое движение в коридоре ₽ 185–205 в ближайшие две-три недели.

Источник: Фридом Финанс

Источник: investfuture.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома