Лица, которые обязаны платить страховые взносы, называются страхователями. Они подразделяются на две группы. А именно: тех, кто уплачивает взносы с начислений физическим лицам, и тех, кто платит взносы в виде фиксированного платежа (то есть за себя). Об этом говорится в п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее — Закон N 167-ФЗ).
В первую группу входят организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, которые выплачивают доходы физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона 167-ФЗ).
Если вы заключили гражданско-правовой договор с индивидуальным предпринимателем, то уплачивать страховые взносы с выплачиваемых ему по данному договору сумм не нужно. В данном случае плательщиком взносов будет сам предприниматель, который относится к следующей группе страхователей. Если же договор трудовой, то выплаты по нему облагаются пенсионными взносами независимо от того, является работник индивидуальным предпринимателем или нет.
Фиксированные взносы ИП за себя в 2023 году: как, куда, когда платить. Можно ли вообще не платить?
Вторая группа представлена индивидуальными предпринимателями, адвокатами, частными нотариусами, частными детективами, иными лицами, занимающимися частной практикой, а также лицами, которые добровольно вступили в отношения по ОПС в соответствии со ст. 29 Закона N 167-ФЗ. Основанием служат пп. 2 п. 1 и п. 2 ст. 6 данного Закона.
А как быть, если вы одновременно относитесь и к первой, и ко второй группе страхователей? Тогда платить страховые взносы вы должны сразу по двум основаниям (абз. 7 п. 1 ст. 6 Закона 167-ФЗ).
Например, индивидуальный предприниматель А.А. Петров занимается оптовой торговлей. У него в штате три работника, нанятых по трудовому договору. Таким образом, А.А. Петров признается плательщиком страховых взносов по двум основаниям:
— как индивидуальный предприниматель, который производит выплаты физическим лицам;
— как индивидуальный предприниматель, который уплачивает страховые взносы за себя.
Остановимся еще на некоторых неоднозначных моментах, касающихся страхователей.
Так, у многих бухгалтеров возникают следующие вопросы. А все ли организации должны платить страховые взносы? Платят ли их бюджетники, «спецрежимники», иностранные организации?
Да, все без исключения организации признаются страхователями и обязаны платить взносы с начислений физическим лицам. Причем ни организационно-правовая форма, ни форма собственности или применяемый режим налогообложения в данном случае не имеют значения.
Платить страховые взносы должны и российские, и иностранные, и коммерческие, и некоммерческие организации, а также организации, применяющие общий режим налогообложения, «спецрежимники» и т.д. (ст. 6 Закона N 167-ФЗ, абз. 2, 5 п. 3 ст. 346.1, абз. 2 п. 3 ст.
346.11, абз. 5 п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Итак, мы выяснили, что все организации признаются страхователями. Однако платить страховые взносы они будут, только если производят выплаты физическим лицам. Такие выплаты должны относиться к объекту обложения взносами и учитываться в базе для их начисления. В противном случае оснований для уплаты взносов не возникает.
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: ВИДЫ, НА ЧТО НАЧИСЛЯЮТСЯ, КТО ПЛАТИТ
О том, что признается объектом и базой для взносов на ОПС, вы можете узнать в гл. 4 «Объект обложения и база для начисления страховых взносов». О порядке исчисления и уплаты взносов с выплат физическим лицам читайте в гл. 7 «Порядок исчисления и уплаты взносов на ОПС с выплат в пользу физических лиц».
А вот индивидуальные предприниматели обязаны платить страховые взносы в виде фиксированного платежа всегда . Даже в тех случаях, когда предпринимательскую деятельность они не ведут и, соответственно, доходов от нее не получают. Их обязанность по уплате взносов прекратится, только когда их свидетельство о госрегистрации в качестве предпринимателя будет аннулировано. На это указал Конституционный Суд РФ в Определении от 12.05.2005 N 211-О.
Отметим, что индивидуальные предприниматели, как и организации, признаются страхователями независимо от применяемого режима налогообложения.
Например, индивидуальный предприниматель И.А. Сидоров занимается производством и продажей дачной садовой мебели. Из-за низкого спроса на эту продукцию в осенне-зимний период И.А. Сидоров приостанавливает свою деятельность с ноября по март. И хотя доход за указанный период предприниматель не получит, заплатить страховые взносы ему придется.
Однако из приведенного правила есть исключения.
В частности, предприниматели освобождаются от уплаты фиксированного платежа за так называемые нестраховые периоды. Последние засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности. Речь идет о периодах ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, получения госпособия по временной нетрудоспособности и др. (ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Данный вывод следует из Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 182-О, п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.04.2006 N 107.
В некоторых случаях освободить предпринимателя от уплаты фиксированного платежа может арбитражный суд. В частности, если предприниматель «докажет существование обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности». Такие рекомендации дал арбитражным судам Президиум ВАС РФ в п. 1 упомянутого нами Информационного письма от 11.04.2006 N 107.
Полагаем, что это применимо также к нотариусам и адвокатам, учитывая общность правового положения самозанятых лиц, на что обратил внимание Конституционный Суд РФ в Определении от 24.09.2012 N 1536-О, рассматривая данный вопрос в отношении адвокатов.
Примерами таких обстоятельств могут служить:
— нахождение предпринимателя в местах лишения свободы (Постановления ФАС Поволжского округа от 07.06.2012 N А72-6998/2011 (оставлено в силе Определением ВАС России от 01.08.2012 N ВАС-9884/12), ФАС Северо-Кавказского округа от 06.04.2012 N А53-16401/2011);
— состояние здоровья предпринимателя после перенесенной травмы, повлекшее длительный период реабилитации (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2013 N А05-8546/2012).
Подробнее об уплате предпринимателями и другими страхователями фиксированного платежа вы можете узнать в гл. 8 «Порядок исчисления и уплаты взносов на ОПС в виде фиксированного платежа».
Источник: studfile.net
За кого и кто должен платить страховые взносы по обязательному социальному страхованию.

Лица, которые обязаны платить страховые взносы, называются страхователями.
Согласно абз. 7 ст. 3 Закона N 125-ФЗ к ним относятся:
— российские организации;
— иностранные организации, которые ведут деятельность на территории РФ и нанимают на работу российских граждан;
— физические лица.
Платить страховые взносы должны и коммерческие, и некоммерческие организации, и организации, применяющие общий режим налогообложения, и «спецрежимники». Их организационно-правовая форма, форма собственности и применяемый режим налогообложения в данном случае не имеют значения.
Российская организация платит страховые взносы как за работников-россиян, так и за иностранцев.
Согласно абз. 7 ст. 3 Закона N 125-ФЗ иностранная организация становится страхователем, только если нанимает на работу российских граждан.
Что касается физических лиц (индивидуальный предприниматель или нет), то они признаются страхователями, только если нанимают на работу граждан, подлежащих обязательному страхованию по Закону N 125-ФЗ.
Например, Молотов А.Б. не являющийся индивидуальным предпринимателем, нанял на работу по трудовым договорам водителя, повара и садовника. Следовательно, Молотов А.Б. признается страхователем и обязан уплачивать страховые взносы, предусмотренные Законом N 125-ФЗ.
Лица, за которых нужно платить страховые взносы, называются застрахованными
Застрахованными должны быть:
1. Физические лица, работающие по трудовому договору (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ).
2. Физические лица, выполняющие работу по гражданско-правовому договору (абз. 4 п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ).
Обратите внимание!
Физические лица, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, признаются застрахованными, только если в договоре зафиксировано, что заказчик работ (услуг) обязан платить за работника страховые взносы в ФСС РФ.
Например: организация «ВоДвор» заключила со слесарем Поповым А.Г. гражданско-правовой договор на оказание услуг по ремонту кондиционеров. В договоре прописано условие о том, что организация обязуется уплачивать за Попова А.Г. страховые взносы в ФСС РФ.
А с юристом Шалимовым П.Ю. организация «Альфа» заключила гражданско-правовой договор на оказание консультационных юридических услуг, в котором не содержится такого условия.
Таким образом, Попов А.Г. признается застрахованным, а Шалимов П.Ю.- нет. Следовательно, организация «ВоДвор» обязана платить за Попова А.Г. страховые взносы. В отношении Шалимова П.Ю. у организации такой обязанности не возникает.
3.Физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем (абз. 3 п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ).
Также по общему правилу застрахованными признаются россияне, иностранцы, а также лица без гражданства.
Если сотрудник Российской фирмы, работает за рубежом (в филиале, представительстве), то он тоже должен быть застрахован и при возникновении несчастного случая на производстве или профессиональном заболевании имеет право на страховое обеспечение.
Также не имеет значения, на каких условиях трудится у вас работник: временно, сезонно или по совместительству. Во всех организациях работающих по совместительству работник должен быть застрахован.
НУЖНО ЗНАТЬ что за неуплату (неполную уплату) страховых взносов организации и физические лица — страхователи могут привлекаться к ответственности.
Ответственность наступает, если взносы не были уплачены из-за занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления взносов или других неправомерных действий (бездействия).
Размер штрафа в этом случае равен 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Однако если такое нарушение совершено умышленно, сумма штрафа будет больше. И тогда составит 40% суммы страховых взносов, причитающейся к уплате (абз. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ).
Например: организация по ошибке не включила в базу для начисления страховых взносов суммы отпускных, которые были начислены работникам в том же месяце. Вследствие этого организация не уплатила страховые взносы в размере 1500 руб. В таком случае штраф за неполную уплату страховых взносов за февраль составил 300 руб. (1500 руб. x 20%).
Но ответственность не может наступить, если неуплата суммы страховых взносов произошла из-за отказа ФСС РФ в зачете расходов на выплату работникам страхового обеспечения.
Также стоит обратить внимание на то, что органы ФСС РФ не вправе привлекать к ответственности обособленные подразделения. Решение о привлечении к ответственности может быть вынесено только в отношении юридического лица.
Источник: otdeltruda.ru
Снижение страховых взносов с 30% до 15%

Тарифы страховых взносов в 2023 году для малых предприятий нужно рассчитывать с учетом МРОТ. Какой МРОТ применять при расчете взносов малому предприятию, рассмотрим в статье далее, а также приведем примеры расчета.
- Кто может применять пониженные тарифы страховых взносов с 30 до 15 процентов
- При каких условиях допускается снижение страховых взносов до 15%
- Новый размер тарифов
- Пример 1
- Пример 2
Кто может применять пониженные тарифы страховых взносов с 30 до 15 процентов
Не все компании и ИП смогут снизить страховые взносы до 15%. Закон разрешает воспользоваться льготой только предприятиям среднего и малого бизнеса, микропредприятиям и ИП, если они внесены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства.
Пониженный тариф вводится для выплат, начисленных в пользу физлиц, то есть их и применяется, начиная с 1 апреля 2020 г. Срок действия пониженных тарифов не ограничивается.
При каких условиях допускается снижение страховых взносов до 15%
Льготная ставка в 15,1 % по страховым взносам применяется в отношении не всех доходов застрахованных лиц, а лишь для их части, превышающей федеральный МРОТ. В 2023 г. – это выплаты свыше 16 242 руб.
При расчете облагаемой базы:
- выплаты учитываются отдельно по каждому застрахованному физическому лицу;
- сумма выплат сравнивается с предельным уровнем (16 242 руб.) ежемесячно.
Статьей 133 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда за месяц не должна быть меньше МРОТ, если норма времени отработана полностью и выполнены установленные нормы труда. Уменьшение страховых взносов с 30 до 15 % действует только для сумм, начисленных свыше МРОТ за расчетный месяц. Соответственно, работодатели, начисляющие зарплату по «минималке» или ниже, применять пониженные тарифы не вправе.
При расчете величина регионального МРОТ значения не имеет – учитывают только федеральный размер минимальной оплаты труда, действующий на начало расчетного периода.
Новый размер тарифов
Для выплат в пределах МРОТ размер ставки указан в ст. 425 НК РФ и в целом составляет 30%.
Уменьшить общую ставку страховых взносов с 30 до 15 % можно только по доходам, начисленным сверх «минималки». Пониженный размер тарифов для этих выплат составляет 15%.
Тарифы взносов на «травматизм» остаются на прежнем уровне, их размер утверждает ФСС в зависимости от вида деятельности компании.
Как заполнить расчет по страховым взносам при применении пониженных тарифов? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Рассмотрим на простых примерах механизм применения пониженных страхвзносов.
Пример 1
У ИП Панкратова, включенного в реестр МСП, есть 2 наемных сотрудника, которым заработная плата ежемесячно начисляется в размере оклада, не превышающего МРОТ, т.е. по 16 242 руб. В апреле 2023 г. переработок и доплат у них нет, предприниматель начислил им зарплату, указанную в штатном расписании. Поскольку облагаемая база не превышает установленного лимита (фактически она равна федеральному МРОТ), тарифы страхвзносов для Панкратова не снижаются.
За апрель 2023 г. ИП начислит (исходя из фонда оплаты труда 16 242 х 2 чел. = 32 484 руб. и установленного ст. 425 НК РФ тарифа) 9 745,20 руб. (32 484 × 30%).
Однако, даже при минимальных окладах может возникнуть ситуация, когда произойдет уменьшение страховых взносов до 15 %. Например, в месяце начисления отпускных или при выплате премий.
Пример 2
- С суммы 16 242 руб. страхвзносы начисляются по единому тарифу 4 872,60 руб. (16 242 × 30%).
- Сумма превышения над МРОТ составляет 1 648 руб. (17 890 – 16 242).
- При начислении страхвзносов на сумму выплат в 1 648 руб. происходит снижение страховых взносов с 30 до 15% . Величина взносов составит 247,20 руб. (1 648 × 15%)
Такой расчет придется производить по каждому сотруднику, у которого начисления за месяц будут больше федеральной «минималки».
Итоги
Плательщиками, отнесенными к категории субъектов МСП, применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 15,0% в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода. Ставка взносов для суммы в размере МРОТ равна 30%.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: spmag.ru
