Позже других вступила на путь признания Признание СССР Советского Союза Французская республика. Ещё 22 декабря 1923 г. Пуанкаре обратился к советскому правительству с предложением возобновить дипломатические отношения. Но это предложение не могло стать базой для переговоров, ибо Пуанкаре потребовал от советского правительства признания довоенных долгов и компенсации держателей русских ценностей и бывших владельцев национализированных предприятий. Между прочим французская дипломатия намечала создать в России с помощью иностранного капитала концессионные предприятия, прибыль с которых шла бы на возмещение убытков, понесённых иностранцами от национализации.
Прямое содействие бывшим русским собственникам и кредиторам Пуанкаре оказывал и в возникавших судебных процессах. Так, на процессе братьев Бунатьян против общества «Опторг», зафрахтовавшего груз шёлка, который братья Бунатьяа объявляли своей собственностью, было оглашено письмо Пуанкаре о том, что французское правительство поддерживает претензии бывших русских собственников. Приговор от 3 декабря 1923 г., вынесенный в пользу братьев Бунатьян, содержал указание, что официальные акты советского правительства не будут действительны для французского суда, пока СССР не будет признан Францией.
Какие страны появились бы в ходе распада СССР ? | Альтернативные страны
Ввиду этой активно враждебной деятельности французских капиталистов Наркоминдел сделал французскому правительству заявление о невозможности дальнейшего развития торговых сношений с Францией. «Во всей Восточной Европе, — заявлял Чичерин в беседе с корреспондентом «Правды», — международные отношения не могут как следует наладиться и не может наступить безусловно прочный мир в результате враждебной деятельности французской дипломатии против Советской республики». Это решение встревожило деловые круги Франции. Против политики Пуанкаре в стране росла оппозиция.
Общественное мнение Франции всё решительнее высказывалось в пользу скорейшего урегулирования взаимоотношений между Францией и СССР. Поездки виднейших политических и общественных деятелей Франции — Эррио, Даладье и др. — в Советский Союз приводили к одному результату: все побывавшие в СССР требовали немедленного признания Советской России. С конца 1923 г. активную кампанию в этом направлении в печати и на митингах развернул сенатор де Монзи, посетивший Москву летом 1923 г. На конференции, организованной Лигой защиты прав человека, де Монзи выступил с подробным докладом о своей поездке в Россию. Он настаивал на необходимости возобновления отношений с СССР, подчёркивая особую важность равноправного участия советского правительства в европейских делах.
Без России невозможна никакая политика, немыслим никакой европейский мир — таков был общий вывод де Монзи (впоследствии перешедшего в лагерь Виши). В своей книге «В Россию и обратно» он обвинял французскую дипломатию в заносчивости и медлительности. «В области дипломатии, как и в домашней жизни, дверь не остаётся в течение долгого времени приоткрытой», — писал де Монзи, предостерегая против дальнейшей политики выжидания, а иногда и враждебных действий французской дипломатии против СССР.
СОЗДАНИЕ И РАЗВАЛ СССР [ИСТОРИЯ НА ПАЛЬЦАХ]
В своей книге де Монзи привёл много фактов, свидетельствовавших, по его мнению, об укреплении международных связей и авторитета Советского государства. Советское правительство, писал де Монзи, послало за границу и содержит там двадцать полномочных представителей и поверенных в делах.
Германское посольство в Москве с чрезвычайным и полномочным послом графом Брокдорф-Рантцау во главе имеет многочисленный штат. Турция, Персия и Афганистан также имеют в Москве свои Посольства. Эстония, Финляндия, Латвия, Литва, а также Польша содержат здесь свои миссии. Послала в Москву своего дипломатического представителя и Австрия.
Великобританская тортовая миссия в России также весьма активна. Италия, Дания, Чехословакия установили с правительством СССР не только торговые, но и общие, вполне доброжелательные отношения. В гостинице «Савой» живёт делегат Китайской республики; Токио ведутся переговоры с Японией. Только Франция продолжает держаться в своих взаимоотношениях с СССР той уморительной формулы, которую она применяла, когда приглашала СССР в Геную и Гаагу: «Я приглашала советское правительство, но я его не знаю. Я звала его, но я его отрицаю».
О своих впечатлениях и выводах де Монзи написал из Москвы письмо Пуанкаре ещё 19 августа 1923 г. Он настаивал на необходимости торопиться с признанием СССР. Но Пуанкаре не внял этим советам. Он продолжал вести свою линию на изоляцию СССР.
С целью осложнить международное положение СССР французская дипломатия не только поддерживала притязания Румынии на Бессарабию, но и стремилась превратить бессарабский вопрос в casus belli между СССР и Румынией.
11 марта 1924 г. проведена была ратификация французским Парламентом Парижского соглашения 1920 г. о Бессарабии. Этим актом правительство Пуанкаре спешило подкрепить позиции Румынии на предстоявшей в конце марта 1924 г. советско-румынской конференции по вопросу о Бессарабии.
На конференции в Вене Румыния отклонила предложение советской делегации о плебисците в Бессарабии. 2 апреля 1924 г. она прервала переговоры с Советским Союзом.
В заключительной декларации советские делегаты заявили, что СССР продолжает считать Бессарабию частью советской территории. Советское правительство не может признать, чтобы «насильственный захват Бессарабии в 1918 г. войсками румынского короля создал какие бы то ни было права на Бессарабию для румынской короны».
Советское правительство предупреждало, что будет рассматривать всякую материальную и моральную поддержку Румынии в бессарабском вопросе со стороны какой-либо державы как враждебный акт по отношению к СССР. «Впредь до плебисцита мы будем считать Бессарабию неотъемлемой частью Украины и Советского Союза. » — так формулировал позицию советского правительства в бессарабском вопросе т. Литвинов в беседе с корреспондентом «Правды».
Ни Франция, ни Румыния не добились изоляции СССР. Наоборот, своими действиями румынская дипломатия изолировала свою собственную страну. Члены Малой Антанты — Чехословакия и Югославия — отказались поддержать антисоветскую позицию Румынии. Италия и Япония также не решились пойти ей навстречу: ратификация бессарабского протокола вновь была ими отложена. Захват Бессарабии Румынией попрежнему оставался неутверждённым державами.
Антисоветская демонстрация Пуанкаре в бессарабском вопросе явилась одним из последних проявлений его ненависти к СССР. Пришедшее ему на смену правительство «левого блока» во главе с Эдуардом Эррио было сторонником признания СССР
Ещё начиная с 1922/23 г., после своей поездки на Нижегородскую ярмарку, Эррио горячо выступал за признание СССР. Однако и его правительству потребовалось несколько месяцев, прежде чем вопрос о признании СССР стал на практическую почву.
Лишь 28 октября 1924 г. Эррио сообщил телеграммой на имя председателя Совнаркома и народного комиссара иностранных дел. что Франция признаёт де юре советское правительство. «Правительство республики, — гласило сообщение, — верное дружбе, соединяющей русский и французский народы, начиная с настоящего дня признаёт де юре правительство СССР как правительство территорий бывшей российской империи, где его власть признана населением, и как преемника в этих территориях предшествующих российских правительств. Оно готово поэтому завязать теперь же регулярные дипломатические сношения с правительством Союза путём взаимного обмена послами».
Следует отметить, что телеграмма Эррио об установления дипломатических отношений с СССР содержала некоторые характерные оговорки. Так, в ней нашла своё отражение ещё тлевшая у французов надежда оторвать от СССР кое-какие территории, в частности Грузию, где в 1924 г. меньшевики попытались поднять мятеж против СССР. Вот почему французское правительство подчёркивало, что признаёт правительство СССР лишь там, «где его власть признана населением».
Эррко предложил советскому правительству прислать в Париж делегацию для переговоров. В тот же день Совнарком ответил согласием.
Приветствуя установление дружественных отношений с демократической Францией, отказавшейся от агрессивных замашек. Пуанкаре, сессия ЦИК СССР единогласно признала необходимость возобновления дипломатических отношений с Французской республикой.
Этим актом было положено начало развитию нормальных политических и экономических отношений между Советской Россией и Францией.
![]() |
Оставьте Ваш комментарий к этой статье и получите доступ к закрытому разделу сайта |
Источник: tajni.ru
Когда признали ссср как государство
Особенно остро к концу 1923 г. стал вопрос о признании СССР перед английским правительством. Неустойчивость международного положения, экономический кризис, сужение европейского рынка, прогрессирующий рост безработицы в Англии явно не могли быть преодолены без экономического и политического сближения с СССР.
Даже консервативная английская печать — правда, со многими оговорками — высказывалась осенью 1923 г. за восстановление нормальных отношений с СССР. Немедленного признанию СССР требовали рабочие массы Англии и общественная организация “Руки прочь от России”.
Конгресс английских тред-юнионов, собравшийся в сентябре 1923 г., на котором участвовало несколько сот делегатов от 4.000.000 рабочих, единогласно принял резолюцию о признании Советской России (см. приложение 1).
На декабрьских выборах 1923 года консерваторы, боровшиеся против признания Советской России, ведшие вызывающую политику против рабоче-крестьянского правительства, потерпели решительное поражение. 24 января в Англии образовалось новое правительство, сформированное рабочей партией с членом II Интернационала, Макдональдом, как премьером, во главе. Уже на другой день после того, как выяснились результаты выборов и поражения консерваторов, вся европейская пресса заговорила о неизбежности признания де-юре Советской России Англией в результате усиления влияния английского рабочего класса на внутреннюю и внешнюю политику страны.
Когда в результате этих выборов у власти стало правительство представителя II Интернационала Макдональда, не могло быть уже сомнений в том, что это правительство, желает ли оно этого или нет, вынуждено будет немедленно признать Советскую власть под угрозой в противном случае окончательной дискредитации «рабочей» партии и всего II Интернационала в глазах миллионов английских пролетариев.
Десять дней колебалось английское правительство, сформированное Макдональдом, между противоположными влияниями и, наконец, решилось на смелый шаг. То, с чем боролся до последнего издыхания лорд Керзон, что не удалось либералу Ллойд-Джорджу, выполнило правительство, выдвинутое рабочими, и выполнило под прямым давлением рабочих Англии. 2 февраля 1924 г. британский официальный агент в Москве Ходжсон в ноте на имя народного комиссара иностранных дел известил, что правительство Великобритании “признает Союз Советских Социалистических Республик как правительство де-юре тех территорий бывшей Российской империи, которые признают его власть”.
Восстановление дипломатических отношений между СССР и Великобританией еще не означало, полного урегулирования взаимоотношений между обеими странами. На основании ноты Ходжсона от 2 февраля 1924 г. спорные вопросы, разделявшие СССР и Англию, должны были подвергнуться обсуждению на специальной англо-советской конференции в Лондоне.
Вокруг англо-советской конференции создалась напряженная атмосфера. В первые месяцы переговоры продвигались чрезвычайно туго. Однако, срыв конференции был бы невыгоден и опасен прежде всего для самого правительства Макдональда. Поэтому в конце концов стороны все же пришли к соглашению по основным вопросам.
8 августа 1924 г. между Советским Союзом и Великобританией были подписаны 2 договора — общий и отдельный торговый договор. Общий договор был посвящен вопросам отмены старых договоров, претензиях и займе, урегулировании рыбной ловли в водах, прилегающих к северным берегам СССР, а также миру и невмешательству во внутренние дела друг друга. Торговый договор заменял англо-советское торговое соглашение на более взаимовыгодный, а также признавал монополию Советской власти на торговлю.
Этому договору не было суждено войти в силу. 8 октября 1924 г. правительство Макдональда потерпело поражение. Новый консервативный кабинет Болдуина-Остина Чемберлена отказался от ратификации англо-советского договора.
Вслед за Англией поспешила закончить давно начатые переговоры с СССР и Италия. Ещё по предварительному соглашению между итальянским и советским правительством от 26 декабря 1921 г. обе стороны условились иметь в Москве и Риме официальных уполномоченных. Несколько позже, 30 ноября 1923 г., Муссолини заявил, что Италия не должна игнорировать роль и значение возрождающейся России и что “для признания Советской России де юре у фашистского режима нет никаких препятствий”.
Советское правительство соглашалось дать Италии некоторые преимущества и льготы при заключении с ней торгового договора. Италия особенно нуждалась в русском зерне, нефтепродуктах, угле, железной руде, лесе, пеньке, льне. Однако, хотя Муссолини и обещал провести признание СССР в течение двух недель, переговоры затянулись почти на полгода.
Лишь 8 февраля 1924 г. итальянский представитель в Москве Патерно посетил заместителя наркома по иностранным делам и сообщил ему о признании советского правительства де юре. Затем Патерно прислал в наркоминдел ноту Муссолини от 7 февраля 1924 г., сообщавшую о подписании договора о восстановлении дипломатических отношений, торговле и мореплавании. Хотя признание СССР Италией оказалось не первым, советское правительство признало ей номинальный приоритет и не отказывалось от предоставлении Италии некоторых льгот по торговому договору. Со своей стороны, итальянское правительство по договору 7 февраля 1924 г. признало монополию внешней торговли Советского Союза. При этом оно предоставило торговому представительству Советского Союза дипломатические привилегии.
Восстановление нормальных отношений СССР с Англией и Италией повлекло за собой признание СССР и со стороны ряда других государств. Более того, советское правительство после заключения договоров с Англией и Италией объявило, что будет предоставлять права наибольшего благоприятствования тем странам, которые признали СССР де юре до 15 февраля 1924 г. Это решение свидетельствовало об укреплении силы и авторитета Советского государства. Теперь оно уже обходилось без послаблений тем капиталистическим странам, которые все еще колебались в деле признания советского правительства.
13 февраля 1924 г. представителю СССР в Норвегии была вручена нота норвежского правительства: фактически и юридически единственно законной и суверенной властью признавалось ею правительство СССР.
25 февраля 1924 г. австрийское правительство известило наркоминдел СССР о своем решении немедленно возобновить с Советским Союзом нормальные отношения и заменить свое представительство в Москве дипломатической миссией.
8 марта 1924 г. последовало признание СССР со стороны Греции. Переговоры с ней также затянулись в связи с борьбой вокруг признания СССР в Англии. Греция была первой из балканских стран, вступившей с СССР в нормальные отношения
К началу 1924 г. из скандинавских стран одна только Швеция не находилась в договорных отношениях с Советским Союзом. Предварительное соглашение от 1 марта 1922 г., весьма выгодное для Швеции, не было ратифицировано шведским парламентом: этому помешала оппозиция буржуазных партий, требовавших возмещения убытков, понесенных в России в результате национализации промышленности. Лишь 15 марта 1924 г. шведское правительство заявило о своем признании СССР де юре. В тот же день было подписано и торговое соглашение.
Признание СССР со стороны Норвегии и Швеции не могло не отразиться и на позиции Дании. В начале апреля 1924 г. с ней были начаты официальные переговоры о признании СССР де юре. Вследствие внутренних политических перемен в Дании они затянулись на несколько месяцев. Лишь 18 июня 1924 г. эти переговоры закончились признанием СССР де юре со стороны Дании.
Позже других в Европе вступила на путь признания Советского Союза Французская республика. Еще 22 декабря 1923 г. Пуанкаре обратился к советскому правительству с предложением возобновить дипломатические отношения. Но это предложение не могло стать базой для переговоров, так как Пуанкаре потребовал от советского правительства признания довоенных долгов и компенсации держателей русских ценностей и бывших владельцев национализированных предприятий.
Из-за активно враждебной деятельности французских капиталистов наркоминдел сделал французскому правительству заявление о невозможности дальнейших торговых сношений с Францией. “Во всей Восточной Европе, — заявлял Чичерин в беседе с корреспондентом “Правды”, — международные отношения не могут как следует наладиться и не может наступить безусловно прочный мир в результате враждебной деятельности против Советской республики”. Это решение потревожило деловые круги Франции. Против политики Пуанкаре в стране росла оппозиция.
Общественное мнение Франции все решительнее высказывалось в пользу скорейшего урегулирования взаимоотношений между Францией и СССР. На конференции, организованной Лигой защиты прав человека, де Монзи выступал с подробным докладом о поездке в Россию. Он настаивал на необходимости возобновления отношений с СССР, подчеркивая особую важность равноправного участия советского правительства в европейских делах. Без России невозможна никакая политика, немыслим никакой европейский мир — такой был общий вывод де Монзи.
В своей книге “В Россию и обратно” он привел много фактов, свидетельствовавших об укреплении международных связей и авторитета Советского государства. “Советское правительство, писал де Монзи, послало за границу и держит там двадцать уполномоченных представителей и поверенных в делах. Германское посольство в Москве с чрезвычайным и уполномоченным послом графом Брокдорф-Рантцау во главе имеет многочисленный штат.
Турция, Персия и Афганистан также имеют в Москве свои посольства. Эстония, Финляндия, Латвия, Литва, а также Польша содержат здесь свои миссии. Послала в Москву своего дипломатического представителя и Австрия. Великобританская торговая миссия торговая миссия в России также весьма активна.
Италия, Дания, Чехословакия установили с правительством СССР не только торговые, но и общие, вполне доброжелательные отношения. В гостинице “Савой” живет делегат китайской республики; в Токио ведутся переговоры с Японией. Только Франция продолжает держаться в своих взаимоотношениях с СССР той уморительной формулы, которую она применяла, когда приглашала СССР в Геную и Гаагу: “Я приглашала советское правительство, ноя его не знаю. Я звала его, но я его отрицаю” “История дипломатии”, т. 3. 1945 г. с. 413.
С целью осложнить международное положение СССР французская дипломатия не только поддержала притязания Румынии на Бессарабию, но и стремилась превратить бессарабский вопрос в casus belli между СССР и Румынией. 11 марта 1924 г. проведена была ратификация французским парламентом Парижского соглашения 1920 г. о Бессарабии. Этим актом правительство Пуанкаре спешило подкрепит позиции Румынии на предстоящей в конце марта 1924 г. советско-румынской конференции по вопросу о Бессарабии.
Эта антисоветская демонстрация Пуанкаре явилась одним из последних проявлений его ненависти к СССР. Пришедшее ему на смену правительство “левого блока” во главе с Эдуардом Эррио было сторонником признания СССР. Однако и его правительству потребовалось несколько месяцев, прежде чем вопрос о признании СССР стал на практическую почву.
Лишь 28 октября 1924 г. Эррио сообщил телеграммой на имя председателя совнаркома и народного комиссара иностранных дел, что Франция признает де юре советское правительство (смотри прил. 2).
Следует отметить, что телеграмма Эррио об установлении дипломатических отношений с СССР содержала некоторые характерные оговорки. Так, в ней нашла свое отражение еще тлевшая у французов надежда оторвать от СССР кое-какие территории, в частности Грузию, где в 1924 г. меньшевики пытались поднять мятеж против СССР. Вот почему французское правительство подчеркивало, что признает правительство СССР лишь там, “где его власть признана населением”.
Эррио предложил советскому правительству прислать в Париж делегацию для переговоров. В тот же день совнарком ответил согласием. Приветствуя установление дружественных отношений с демократической Францией, отказавшейся от агрессивных замашек Пуанкаре, сессия ЦИК СССР единогласно признала необходимость возобновления дипломатических отношений с Французской республикой. Этим актом было положено начало развитию нормальных экономических и политических отношений с Французской республикой. Этим актом было положено начало развитию нормальных политических и экономических отношений между Советской Россией и Францией.
Следующим международным актом “полосы признаний” было японо-советское соглашение, заключенное в Пекине 20 января 1925 г. Это соглашение устанавливало нормальные дипломатические и экономические отношения между СССР и Японией. Пекинская конвенция исходила из принципа невмешательства во внутренние дела другой страны и предусматривала, что ни одна из сторон не допустит на её территории организаций или групп, претендующих на звание правительства какой-либо части территории другой страны. На первых порах японское правительство предполагало обменяться лишь поверенными в делах. Но в конце концов оно изъявило согласие на принятие полномочного советского посла.
В то время, как страны западной Европы постепенно становились на путь признания советского правительства, влиятельные круги американской буржуазии все ещё упорствовали, требуя от России обязательства уплатить долги. В.И.Ленин отмечал, что политика отказа от развития торговли с Советской Россией, которую проводило правительство президента В.Вильсона, является недальновидной и наносит вред самим Соединенным Штатам. “Нравится им это или нет, — говорил он в октябре 1920 г. — Советская Россия — великая держава. После трех лет блокады, контрреволюции, вооруженной интервенции и польской войны советская Россия сильна как никогда прежде. Америке ничего не даст вильсоновская политика благочестивого отказа иметь с нами дело на том основании, что наше правительство им не по вкусу” “История дипломатии”, Т. 3. 1945 г. с. 516..
Тем не менее, в конце 1920 — начале 1921 г. в США развернулась довольно острая дискуссия по вопросу развития торговли и признания Советской России, которая захватила и конгресс. Сенаторы У.Бора, Дж. Франс, Р. Лафоллет, Д. Норрис и другие выступали в первую очередь за нормализацию советско-американских торговых отношений.
Отражением таких настроений было предложение американского промышленника и банкира В. Вандерлипа от имени синдиката, объединявшего 12 капиталистов тихоокеанского побережья США, подписать концессионный договор с Советским правительством на эксплуатацию природных богатств Приморья и Камчатки. Находившийся в Лондоне Л.Б. Красин вел переговоры с агентами «Стандарт ойл» о закупке этой компанией нефтепродуктов в Баку и с «Фаундейшн К» о строительстве нефтепровода Грозный — Черное море. В октябре 1921 г. Красин телеграфировал в Москву о важности этих переговоров как «первой серьезной деловой связи с крайне авторитетными американскими кругами» Там же, с 517.
Многие из этих соглашений не были реализованы. Тенденция к налаживанию торговых и экономических связей между двумя государствами не возобладала в политике США. Официальные круги страны продолжали держаться курса на непризнание. Повторяя аргументы белогвардейского «посла» Бахметьева, госдепартамент заявлял, что России нечем торговать, она обладает нулевой покупательной способностью, разорена, является «гигантским экономическим вакуумом» и никакое восстановление не предвидится, пока существует советский строй.
Можно говорить о том, что в целом споры об отношении к Советской России в начале 20-х годов окончились победой сторонников жесткой линии. Правительство Гардинга взяло курс на продолжение политики экономической блокады и дипломатической изоляции Страны Советов.
В ноте опубликованной 25 марта 1921 г. госсекретарь США Ч.Хьюз объявил, что до “коренных изменений” в социально-экономическом строе России “правительство Соединенных Штатов … не может считать, что существует надлежащая база для рассмотрения вопроса о торговых отношениях “История дипломатии” Т. 3. 1945 г. с. 517.”. Эта политика продолжилась даже тогда, когда ряд крупнейших капиталистических государств встал в 1924 — 1925 гг. на путь установления дипломатических отношений с СССР. Некоторые надежды на перемену политики правительства в вопросе о признании СССР возникли после отставки Хьюза с поста государственного секретаря в марте 1925 г. однако позиция правительства осталась прежней. Вскоре это подтвердили и государственный департамент, и его новый руководитель — госсекретарь Ф. Келлог.
Даже при отсутствии дипломатических отношений между двумя странами, отмечал неофициальный представитель СССР в США Б.Е. Сквирский в речи 12 мая 1928 г. в американской Академии политических и социальных наук, объем советско-американской торговли возрастал.
Так, если за весь 1913 г. товарооборот между царской Россией и США составлял 48 млн. долл., то за шесть месяцев — с октября 1927 по март 1928 г. — он достиг 80 млн. долл. Налицо заметный рост советско-американской торговли. Но развитие торговли наталкивалось на множество барьеров и препятствий, искусственно создаваемых правительственными органами США. То они изобретали фальшивую версию о «принудительном труде» в СССР, то отказывались принимать советское золото, ввезенное в США для выравнивания пассива торгового баланса, то вдруг поднимали шумиху о мнимом советском «демпинге».
Признанию Советской России США способствовал рост авторитета СССР. Несмотря на имевшие место трудности, шло развитие социализма по всему фронту и в городе, и в деревне. В стране была ликвидирована безработица. И это в то время, когда в штатах наступил экономический кризис. В 1932 г. там насчитывалось до 17 млн. безработных — почти половина рабочего класса того времени.
С приходом к власти в США Ф. Рузвельта в 1933, возобновились переговоры с СССР о налаживании торговых отношений. Это предложение было отклонено советским правительством, так как торговые отношения между обеими странами могут быть созданы лишь на твердой юридической базе, которую может дать лишь установление дипломатических отношений в полном объеме.
7 ноября 1933 г. нарком иностранных дел СССР М.М.Литвинов прибыл в столицу США. В результате недельных переговоров, которые временами носили довольно острый характер, стороны договорились обменяться нотами и письмами по ряду обсуждавшихся вопросов. В ноте от 16 ноября 1933 г. президент Рузвельт уведомлял главу советской делегации, что правительство США решило установить нормальные дипломатические отношения с правительством Союза Советских социалистических республик и обменяться послами.
В том же году, 14 октября 1933 г. Германия, вслед за Японией вышла из Лиги Наций. Для поднятия авторитета Лиги Наций, появилась идея пригласить Советский Союз. Одним из её авторов являлся Барту. Это тем более интересно, что 10 лет назад он вел жесткую антисоветскую политику, стремился провалить Генуэзскую и Гаагскую конференции.
Именно по инициативе французской дипломатии 30 государств — членов Лиги Наций направили советскому правительству телеграмму с предложением СССР вступить в Лигу. Советский Союз, считая, что, будучи членом Лиги, он сможет с большей пользой способствовать укреплению мира и борьбе с агрессией, дал своё согласие. Одновременно советское правительство заявило, что оно вступит в Лигу только в случае предоставления СССР постоянного места в Совете этой организации.
18 сентября 1934 общее собрание Лиги Наций приняло постановление о приёме СССР в Лигу и включении его представителя в её Совет в качестве постоянного члена. 34 члена Лиги проголосовали «за» и только три — Голландия, Португалия и Швейцария — «против». Глава советской делегации Литвинов М.М. сказал, что Советский Союз не несёт никакой ответственности за прежние решения Лиги, принятые без его участия и согласия “История дипломатии”, Т. 3, 1945 г., с. 549.
Принятие СССР в Лигу Наций можно считать фактом признания СССР как страны, с которой надо считаться и которую надо уважать. Представитель СССР был наравне с представителем Великобритании или Франции, хотя слова Советской России в этой организации были не столь значимы, как у Великобритании или Франции, из-за недоверия, тайной озлобленности на данную страну. Но ведь дали голос!!
Таким образом, открытая агрессия против советского государства странами Запада в начале его существования меняется на признание её важности на мировой арене. Многие люди, готовые в начале её существования пойти на любые шаги ради свержения советской власти, со временем начинают привыкать к мысли, что с новым правительством нужно считаться и как бы ни был противен политический строй этой страны, с ней лучше не враждовать, а наоборот, войти в тесное мирное сотрудничество.
Источник: studbooks.net
Правопреемство Российской Федерации в отношении СССР
Выдвинутая Российской Федерацией концепция государства-продолжателя, полностью принимающего на себя обязательства Союза Советских Социалистических Республик, была поддержана решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года. В названном решении другие правопреемники СССР поддержали Российскую Федерацию в том, чтобы она «продолжала членство СССР в Организации Объединенных Наций, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях». [1]
Переход в ООН места СССР к Российской Федерации не потребовал никаких официальных решений Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. Генеральный секретарь ООН исходил из того, что обращение к нему Президента Российской Федерации от 24 декабря 1991 г. о продолжении Россией членства в ООН и других международных организациях системы ООН носит уведомительный характер. О согласии с этим сообщили постоянные члены Совета Безопасности и ряд других стран. Этот подход не встретил никаких препятствий в других международных организациях. [2]
Континуитет в отношении членства в ООН и других международных организациях означал и продолжение участия Российской Федерации в Уставе ООН, являющемся международным договором, и в договорных актах, на основе которых функционируют другие международные организации, включая специализированные учреждения ООН. [3]
Статус государства-продолжателя нашел отражение и в иных международно-правовых актах. Так, в преамбуле Договора между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г. констатировалось, что Российская Федерация является государством-продолжателем СССР. В Совместной декларации Российской Федерации и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 30 января 1992 г. предусмотрено, что «Российская Федерация продолжает в полном объеме международные права и обязательства, которыми ранее обладал Советский Союз». [4]
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что действующие международные договоры, заключенные СССР, являются частью правовой системы Российской Федерации. В отношении данных договоров Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства-продолжателя Союза ССР». [5]
Безусловно, по ряду параметров Российская Федерация нетождественна Советскому Союзу, но именно на ней лежит бремя континуитета, под которым понимается продолжение Россией осуществления предусмотренных в международных договорах прав и обязательств СССР. [6]
История
20 марта 1992 года в Киеве было принято Решение Совета глав государств СНГ «О правопреемстве в отношении Договоров, государственной собственности, архивов, долгов и активов бывшего СССР», в котором государства-участники СНГ были названы в качестве правопреемников прав и обязательств бывшего Союза ССР. [7]
6 июля 1992 года было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом с определёнными процентами долгов и активов всех союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики. [8]
Имущество СССР
Движимое имущество
К движимой части зарубежного имущества СССР относились активы в виде банковских вкладов, драгметаллов, акций предприятий за рубежом и других ценных бумаг. Эта часть госсобственности без особых проблем перешла к России как правопреемнице СССР. [9]
Недвижимость
По состоянию на январь 2001 года во многих странах объекты недвижимости до сих пор числились за СССР, то есть не были переоформлены на его правопреемника — Россию. [10]
Дипломатические представительства СССР
Послы СССР в иностранных государствах стали послами России. [11]
Участие СССР в международных организациях
Согласно решению Совета глав государств СНГ от 21.12.1991 о членстве государств Содружества в ООН и других международных организациях, государства Содружества «поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях». [12]
Представитель СССР при ООН с 1990 года Юлий Воронцов с 24 декабря 1991 года «явочным порядком» стал представителем России. [13]
Межгосударственные договоры СССР
Нотой Министерства иностранных дел России от 13 января 1992 г. N 11/Угп иностранные государства были уведомлены о том, что Российская Федерация является «государством-продолжателем Союза ССР» в отношении международных договоров СССР. [14]
Все советские конвенции и международные договоры продолжили действовать для России. [15]
Признание правопреемства
Государством-продолжателем СССР Россия, в частности, названа в двусторонних договорах с Францией, Венгрией, Японией, ФРГ, Италией и многими другими государствами. [16]
По состоянию на январь 2001 года в Европе правопреемником СССР Россию официально признали только Болгария, Венгрия, Исландия, Финляндия и Швеция. [17]
Интересна формулировка в двустороннем договоре между Россией и Словакией об инвентаризации нормативно-правовой базы и действии двусторонних договоров от 31 октября 1995 году, где Россия названа «государством-продолжателем» СССР, а Словакия — «одним из Правопреемников Чешской и Словацкой Федеративной Республики». [18]
В постановлении Международного суда ООН от 15 октября 2008 года говорилось, что Российская Федерация является государством-продолжателем правосубъектности СССР. [19]
Россия как государство-продолжатель СССР
С точки зрения международного права геополитические преобразования 1991 года не привели к исчезновению СССР как субъекта международного права. Несмотря на изменения территории, протяжённости границ, размеров населения и т. п., государство под названием «СССР» не прекратило, а продолжило свою международную правосубъектность под названием «Российская Федерация». Для обозначения такого рода явлений в международном праве используется понятие «продолжательство» или «континуитет» («continuité»). Государство же, продолжающее под новым названием выполнять международные права и обязательства в отношении соответствующей территории, населения, имущества и т. д., называется «государство-продолжатель» («État-continuateur»).
По своим юридическим последствиям ситуация продолжательства принципиально отличается от правопреемства («succession»). Если при правопреемстве международные права и обязательства при соответствующем волеизъявлении переходят от одного государства («государства-предшественника») к другому («государству-правопреемнику» («État successeur»)), то есть от одного субъекта международного права к другому, то в случае продолжательства их осуществление автоматически продолжается тем же государством-субъектом международного права, но с другим названием.
Российская Федерация неоднократно заявляла о своей позиции, согласно которой она является государством-продолжателем СССР. В послании от 24 декабря 1991 года Президент России уведомил Генерального секретаря ООН о том, что Россия в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. Нотой от 3 января 1992 года МИД России информировал диппредставительства иностранных государств в Москве о том, что аккредитованные в соответствующих государствах дипломатические и консульские миссии СССР следует рассматривать в качестве дипломатических и консульских миссий Российской Федерации. Наконец, нотой от 13 января 1992 года МИД России уведомил глав диппредставительств в Москве о том, что «Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик».
Статус Российской Федерации как государства-продолжателя СССР был официально признан международным сообществом в целом и практически всеми государствами по отдельности. Констатация российского продолжательства содержится, к примеру, в российско-германском заявлении от 21 ноября 1991 года, совместной декларации Российской Федерации и Великобритании от 1992 года, а также официальных заявлениях правительств Бельгии и Швеции. В совместном заявлении от 23 декабря 1991 года государства-члены ЕЭС признали, что «международные права и обязательства бывшего СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться Россией». Государства-члены ЕЭС приветствовали согласие Правительства России принять на себя такие обязательства и ответственность и заявили, что в этом качестве будут продолжать свои дружественные отношения с нашей страной с учетом изменения ее конституционного статуса.
Эта позиция была вновь подтверждена в мае 2006 года ЕС в письме Федерального министра иностранных дел Австрийской Республики Урсулы Плассник в качестве Председателя Совета ЕС Министру иностранных дел Украины.
Статус России как государства-продолжателя СССР обозначен во многих международных договорах, заключенных нашей страной после 1991 года, в том числе в соглашениях об инвентаризации договорно-правовой базы между Россией и иностранными государствами.
Признание статуса государства-продолжателя СССР выразилось и в продолжении Россией членства Советского Союза в международных организациях. В решении Совета глав государств СНГ от 21 декабря 1991 года государства Содружества (включая Украину) поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях. Письмо Президента России от 24 декабря 1991 года, сообщающее это решение, было разослано Генеральным секретарем ООН всем членам Организации. Возражений не последовало. Аналогично продолжение членства России в Совещании по сотрудничеству и безопасности в Европе (ныне — ОБСЕ) было признано после направления в Секретариат Совещания вербальной ноты МИД России от 6 января 1992 года.
Статус России как государства-продолжателя СССР был подтвержден Международным Судом — одним из шести главных органов ООН. В частности, в Определении Международного Суда от 15 октября 2008 г. о предписании временных мер по делу, касающемуся применения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Грузия против Российской Федерации), в параграфе 105 говорится, что Российская Федерация является государством, продолжающим юридическую личность Союза Советских Социалистических Республик. В Решении Международного Суда от 3 февраля 2009 г. по делу, касающемуся разграничения морских пространств в Черном море (Румыния против Украины), в параграфе 175 Международный Суд заявил, что Российская Федерация является государством, продолжающим международную юридическую личность Союза Советских Социалистических Республик, а Украина является одним из государств-правопреемников СССР.
Примечания
- ↑О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией
- ↑О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией
- ↑О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией
- ↑О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией
- ↑О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией
- ↑О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией
- ↑[1]
- ↑[2]
- ↑[3]
- ↑[4]
- ↑[5]
- ↑[6]
- ↑[7]
- ↑[8]
- ↑[9]
- ↑[10]
- ↑[11]
- ↑[12]
- ↑Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда. 2008—2012 годы
Источник: newsruss.ru