Какой наказ дал отец чичикову

2. Где происходит действие пьесы «Горе от ума»?

А) в городе Н
Б) в доме Чацкого
В) в доме Фамусова

3. Определите жанровую принадлежность произведения «Горе от ума»:

А) комедия,
Б) трагедия
В) роман в стихах

4. Кому посвящено стихотворение «Во глубине сибирских руд…»?

А) декабристам
Б) императору Александру
В) Наталье Гончаровой

5. Кто из героинь романа “Евгений Онегин”
Дика, печальна, молчалива,…
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой …

А) Татьяна
Б) няня Татьяны
В) Ольга

6. Сколько строк в «онегинской строфе»

А) четыре
Б) восемь
В) семь
Г) четырнадцать

7. Назовите стихотворение, в котором Бог повелевает своему посланнику “глаголом жечь сердца людей”

А) “Пророк”,
Б) “Узник”,
В) “Памятник”

8. Как погиб Пушкин?

А) погиб на каторге
Б) погиб на дуэли
В) погиб на войне

9. Какое произведение сделало имя М.Ю.Лермонтова знаменитым?

А) «Парус»
Б) «Герой нашего времени»
В) «Смерть поэта»

10.Какая повесть из составляющих роман «Герой нашего времени» является последней

А) «Бэла»
Б) «Максим Максимыч»
В) «Фаталист»
Г) «Княжна Мери»

11. Сколько частей по первоначальному замыслу Н.В. Гоголя должно было быть в произведении «Мертвые души»

А) три
Б) две
В) четыре
Г) одна

12. Какого помещика Чичиков посетил первым

А) Ноздрева
Б) Коробочку
В) Плюшкина
Г) Манилова

13. Кто из помещиков в хозяйстве много хлопотал о прочности (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)?

А) Манилов
Б) Коробочка
В) Плюшкин
Г) Собакевич

14. Кто предложил Чичикову на ночь почесать пятки (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)?

А) Манилов
Б) Коробочка
В) Плюшкин
Г) Собакевич

15. Кто из помещиков прежде был бережливым хозяином?

А) Плюшкин
Б) Собакевич
В) Манилов
Г) Ноздрев

16. У кого в кабинете всегда лежала книжка с закладкой на 14 странице (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)?

А) у Коробочки
Б) у Собакевича
В) у Плюшкина
Г) у Манилова

17. Какой наказ дал отец Чичикову (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)?

А) «береги копейку»
Б) «верно служи Отчизне»
В) «береги честь смолоду»

18.Какое произведение является лишним для «маленькой трилогии» А.П. Чехова

А) «Крыжовник»
Б) «Ионыч»
В) «О любви»
Г) «Человек в футляре»

19. Действие повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова происходит

А) в Москве
Б) в Петрограде
В) в Киеве
Г) в городе N

20. Кто не является героем повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

А) профессор Персиков
Б) доктор Борменталь
В) профессор Преображенский
Г) Швондер

21. Какие художественные средства выразительности использованы в строке С.Есенина: «Отговорила роща золотая…»

А) гипербола и метафора
Б) сравнение и градация
В) олицетворение, эпитет, инверсия
Г) олицетворение и инверсия

22. Главного героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» зовут

А) Андрей Гуськов
Б) Андрей Соколов
В) Андрей Петров
Г) Андрей Болконский

Напишите сочинение-миниатюру на тему

— «История души человеческой, быть может, интереснее истории целого народа» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

— Живые и мёртвые души в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Источник: 4ege.ru

Итоговый тест по русской литературе. 9 класс
тест по литературе (9 класс) по теме

Капитан Копейкин и «рыцарь копейки» Чичиков: перекличка между образами героев («Мертвые души» Н. В. Гоголя)

Классическая литература

«… При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление:

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными.

Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сорóке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу…»

Анализ эпизода Наставление отца Чичикова (9 класс)

Отец не просто наставлял Павлушу, то есть не просто учил его, а ещё и провожал в другой город – далекий. И наверное, отец понимал, что после нескольких лет учебы Павел не вернётся домой работать – там и места нет. Сын взрослый останется в городе, там будет карьеру делать. Про женитьбу речь не идёт совсем. Только про друзей…

Наставление это начинается нормально вроде бы… Учиться нужно, не стоит хулиганить, вести разгульный образ жизни. То есть не гулять и пить! А то студенты могут плохо повлиять… Но тут же всё это привычное и нормальное сворачивает на то, чтобы угодить учителям, а ещё начальникам, то есть тем, кто «важней». Отец поясняет, какой толк от хороших отношений с начальством.

Если там всё хорошо, то и учиться не нужно. Тут же он противоречит тому, что сказал выше. Вроде нужно учиться, но не нужно, если всё у вас хорошо с начальниками. Если таланта нет, то тем более нужно угождать. Наверное, отец считает, что у его сына особого таланта нет…

Нужно, по его мнению, всех опередить! А с ровесниками отец не советует дружить. Толку от них? Но вдруг так получится, то дружить можно с богатыми. Ведь от них может быть польза! Если что, то они тебя выручат… Вообще, это уже всё ужасно, ведь отец учит его дружить («оценивать людей») по их достатку.

Если человек потеряет своё состояние, то потеряет и дружбу! И ещё учит его не угощать людей, а делать так, чтобы они его угощали. Это уже совсем некрасиво! Есть и пить за чужой счёт! А самому экономить… И тут отец говорит, что самое важное – беречь копейку. Она вроде как не выдаст! А товарищ, типа, выдаст. Но с нашим курсом денег всё может быть – и копейка предаст.

Вот так будешь копить, а тут деноминация какая-нибудь, кризис или реформа.

Понятно, почему он так говорит, но всё-таки это слишком подло, так мелочно. Если услышать такое, то и не захочешь дружить с таким человеком. А ведь Павлуша ни разу не возразил отцу! Хотя это было бы, может, и не очень вежливо – спорить со старым человеком. Но после ведь говорится, что Павел Иванович впитал эти слова родителя, следовал им всю жизнь. И мы знаем, к чему это его привело!

Скупать мертвые души! Сориентировал его отец на деньги, против людей.

Наверное, отец у Чичикова не самый добрый человек. Вот сын его и не приезжал к нему. Сбиты ориентиры с людей, просто с чего-то хорошего, на просто деньги. А они ведь средство! Чего хотел Чичиков (отец) этими деньгами добиться?

Власти – задавить других.

Цитаты второстепенных персонажей

«О! Павел Иванович, позвольте мне быть откровенным: я бы с радостию отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы. » Манилов

— Помещик сладостно лукавит, без каких-либо целей задабривая разговор. Словами Гоголя «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се».

(Чичиков и Собакевич. Картина Александра Алексеевича А́гина)

«Выдумали диету, лечить голодом! Что у них немецкая жидкостная натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят!» Собакевич

— Помещик рассказывает о своих пристрастиях Чичикову во время сделки. По мнению Собакевича, его неотесанность, чрезмерность в еде и нежелание быть сдержанным являются следствием русского характера. Из-за своего невежества он не понимает и не принимает иное мнение, отличающееся от его собственного.

(Отец читает маленькому Чичикову наставление)

«… больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был» Отец Чичикова

— Так наставлял маленького Чичикова в детстве его отец. Бедный дворянин по происхождению, его отец всегда ревностно следил за своими сбережениями. Именно от него Чичиков и унаследовал постоянное стремление к приобретению богатства.

Вариант 2

В детстве Чичикову приходилось непросто: жил он безрадостно и трудно. Его отец часто болел, и ласки от него было не дождаться. Когда отец провожал Павлушу в другой город, то дал ему наставление, которое кардинально повлияло на становление характера и его дальнейшую жизнь.

В своем наставлении отец советовал Чичикову учиться и не перечить учителям; выслуживаться начальству; заводить общение с теми, кто посостоятельнее; вести себя лучше так, чтобы тебя угощали, а не угощать кого-то; беречь и ценить каждую копеечку. Отец ничего не говорил про честность, доброту, отзывчивость и милосердие, хотя Чичиков и сам не спрашивал про это. Однако вскоре вспомнил, что дополнения к наставлению отца совершенно не нужны, ведь они только мешают, тревожа чувство совести.

В своем наказе отец противоречит сам себе: сначала говорит, что необходимо учиться, но сразу, после всего вышесказанного, повествует о том, что учиться совсем и не обязательно, если ладить с начальство. А талант к этому отсутствует, то тем более нужно угождать. Скорее всего отец считал, что у Чичикова таланта не было.

Чичиков постоянно угождал всем учителям, даже в самых незначительных вещах, что помогло ему стать любимчиком. «При выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение».

Чичиков обладал такими качествами, как смекалка, приспособленчество и ловкость. Он мог манипулировать людьми, получая с ним выгоду, и это не составляло для него труда. Чичиков рано научился лицемерить, угадывать желания начальства, что помогло ему сделать карьеру.

Для Чичикова стало занятием первой важности выслуживаться начальникам, чтобы добиться главной цели – копить богатство. По этой причине руководство относилось к нему всегда хорошо.

С самого начала Чичиков интересовался финансовым вопросом. Он постоянно копил деньги: мог слепить фигуру из воска и продать ее, купить пряников и ждать, пока товарищи проголодаются, а он в свою очередь с них возьмет в тридорого.

На протяжении всей поэмы мы видели, как формировались личность и подсознание главного героя. Душа Чичикова даже на вершине его успехов находилась где-то там, в глубоком детстве, в атмосфере вечной сырой осени за окнами старого дома.

Об отношениях с людьми

“Больше всего угождай учителям и начальникам” – таким был завет отца. Бесспорно, это не самое лучший наказ для начала жизни, но в этот Чичиков-старший видел путь к достижению успеха и признания. Он не верил в ум и талант собственного ребёнка, хотя в школе Павлуша оказался вполне успешным, пусть и не самым лучшим учеником. У него была склонность к арифметике, и в будущем Чичиков оказался умельцем просчитать и вычислить все необходимые действия.

Советы отца Павлуша воспринял буквально, поэтому со времён училища научился водиться с теми, “кто побогаче, чтобы при случае могли быть … полезными”. Родитель советует Павлуше никого не угощать, не тратить деньги на товарищей, а вести себя так, чтобы другие угощали его. Эту науку мальчик постиг быстро, и умудрялся продавать угощения своим же одноклассникам прямо на занятиях.

Капитан Копейкин – характеристика и роль в поэме “Мертвые души”

Цитаты из поэмы «Мёртвые души» (Гоголь Н.В.)

А уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а всё сам-самородок, живой и бойкой русской ум

О меткости прозвищ, которые дают русские люди.

Во рту точно эскадрон переночевал

Слова помещика Ноздрева.

Городничему всегда место найдется
Дама, приятная во всех отношениях

Так Гоголь называет одну из дам города N.

Доедет ли это колесо до Казани?

Этими словами мужики обсуждают бричку Чичикова, на которой он въехал в губернский город NN.

Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины

О помещике Ноздреве.

Закон — я немею пред законом

Слова Чичикова из беседы с Маниловым, когда он уговаривает последнего продать ему мертвых крестьян.

И какой же русский не любит быстрой езды?

Из лирического отступления, о путешествии Чичикова.

Именины сердца

Слова помещика Манилова, которыми он описывает радость от встречи с приехавшим к нему в гости другом Чичиковым.

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога

О путешествующем Чичикове.

Маниловщина

Беспочвенная мечтательность, пассивно-благодушное отношение к действительности (от помещика Манилова).

Молодость счастлива тем, что у ней есть будущее

О юности помещика Тентетникова.

Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет

Слова помещика Собакевича, обращенные к Чичикову.

Мышиный жеребчик

Молодящийся старик, любящий ухаживать за женщинами (том I, глава 8 (о Чичикове)).

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?

Из последнего лирического отступления поэмы, о путешествии Чичикова (ч. 1, гл. 11).

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово

Последнее предложение главы 5.

О моя юность! о моя свежесть!

Из рассуждений Чичикова.

Плачем горю не поможешь, нужно дело делать

Из рассказа Чичикова об эпизоде своей жизни, когда у него не сложились отношения с начальником.

Плюшкин

Так называют жадных и скупых людей (от помещика Плюшкина).

Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит
Пошла писать губерния!

Слова Чичикова, который увидел на балу танец, в котором участвует все губернское светское общество.

Русской человек способен ко всему и привыкает во всякому климату

Горожане рассуждают о том, приживутся ли на новом месте в Херсонской губернии купленные Чичиковым крестьяне.

Русь! Русь! вижу тебя из моего чудного прекрасного далека… но какая же непостижимая тайная сила влечет к тебе?
Скупость, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее

Из описания помещика Плюшкина (том 1, глава 6).

Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие
У! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь.

Том 1, гл. 11 (из лирического отступления).

Эх, русской народец! не любит умирать своею смертью!
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома