Доход – это общие денежные выплаты, товары и услуги, которые физическое или юридическое лицо получает за определённое время (чаще всего, при расчёте берётся период времени в один год). Денежные доходы населения – это совокупность материальных и нематериальных ценностей, произведённых собственным домашним хозяйством в конкретный временной период. Кроме этого, к ним относятся средства, полученные из внешних источников.
Доходы классифицируются на несколько основных видов:
| Доходы | Объяснение значения термина |
| Денежные | Источниками финансовых поступлений можно считать заработную плату, пособия и выплаты от государства, ренту, рост сбережений в банке, прибыль от реализации продукции сельского хозяйства, денежные подарки и т.д. |
| Натуральные | Это совокупные товары, полученные напрямую, а не купленные за деньги: сельскохозяйственные продукты (овощи и фрукты, выращенные самостоятельно), ценные подарки, материальная помощь и т.п. |
| Косвенные | Получаются бесплатно в социальных учреждениях: лечение в больнице, получение образования и т.д. |
| Номинальные | Составляются из суммы всех денежных поступлений. В расчёт не включаются налоги и скачки цен на товары и услуги |
| Реальные | Рассчитываются с учётом налогов и инфляции (уровня цен) |
| Совокупные | Состоят из натуральных и денежных поступлений |
| Реальные располагаемые | Это текущие финансовые прибыли с вычетом всех налогов и регулярных обязательных выплат с учётом роста или падения цен |

Различия между прибылью и выручкой
Чтобы уметь находить издержки и считать выручку, нужно быть финансово грамотным. Часто люди не различают понятия «выручка» и «прибыль».
Виды прибыли:
- Экономическая.
- Бухгалтерская.
Это два основных вида. Также можно выделять и по другим критериям: чистая, балансовая, налогооблагаемая и так далее.
Выручка – это поступление денег от реализации услуг или товаров, а также имущества и имущественных прав. Учитывается выручка от продаж, перепродажи или отсуждения.
Пример получения выручки:
Предприниматель закупил партию телефонов, каждый из которых стоит 500 рублей. Получается, за 10 штук он заплатил 5000 рублей. Это его затраты. Продавал он телефоны дороже, чем купил, на 300 рублей. В итоге его выручка составила: 8000 рублей. Но чтобы узнать прибыль, нужно от выручка отнять расходы.
Получится: 8000-5000=3000 рублей.
Это общий пример, однако прибыль зависит еще от нескольких факторов:
- Налоговой нагрузки,
- Категорий затрат.
- Принципов.
3 принципа формирования прибыли
- Расходы должны иметь отношение к коммерческой деятельности.
Все деньги, потраченные на личные нужды фирмы, а не для дела, не заинтересуют систему налогооблажения.
Закупка оборудование и другие расходы должны быть оправданы.
Если будут утеряны накладные и невозможно подтвердить покупки, то эти товары не будут учтены с целю уменьшения налоговой базы.
Номинальный доход
Номинальным доходом называются абсолютно все поступления денежных сумм за определенный период времени и состоящего из совокупного количества материальных благ и денег, которые пополнили бюджет. Источники, формирующие номинальный бюджет могут быть самыми разными. Основными являются:
- прибыль, полученная при ведении бизнеса;
- заработная плата;
- плата за аренду, полученная владельцем собственности;
- социальные выплаты;
- платежи, полученные по госпрограммам;
- прибыль, которая образовалась при увеличении стоимости ценных бумаг (акций, облигаций);
- денежные средства, взятые в кредит в банке;
- выигрыши в лотерею;
- выплаты компенсаций;
- доходы от продажи личных вещей.

Когда доходность рассчитать нельзя
Однако в некоторых случаях некоторые виды доходности рассчитать не получится:
- если нет оферты – то не будет доходности к оферте;
- если облигация вечная – то не будет доходности к погашению;
- если по облигации предлагается переменный или плавающий доход – не получится рассчитать эффективной и доходности к погашению.
В случае с плавающим купоном нужно смотреть, от каких условий зависит доход, а затем уже делать свои выводы. Если купон привязан к индексу потребительских цен (то бишь инфляции), то если инфляция вырастет, то доходность такой облигации тоже возрастет.
Реальные доходы
В отличие от номинальных, реальные доходы представляют собой все финансовые поступления с учётом факторов, влияющих на возможность приобретения определённого количества услуг и товаров, которые покупаются за эти деньги. То есть, это величина получаемая делением номинального дохода на показатель инфляции в настоящее время. Источники реальных доходов идентичны номинальным.
Реальная доходность выражается в естественной форме преимуществами и товарами, которые можно приобрести по настоящей цене. Она является показателем прожиточного потенциала определённого источника прибыли и регулируется действующими ценами. Реальная доходность населения считается частью общенационального дохода.
Чтобы определить уровень реальных доходов, необходимо объединить все денежные и натуральные доходы граждан. В эту сумму включаются: зарплаты, пенсии, гонорары и другие источники прибыли. От полученного показателя вычитается сумма отчисления в государственный бюджет, добровольные взносы в различные организации, вклады и оплаты коммунальных услуг. В результате получится уровень действительных поступлений, на которые люди живут в данный период времени.
Реальная доходность
Реальная доходность – это доходность, учитывающая инфляцию.
Нужно учесть итоговый прирост портфеля инвестора и разделить его на инфляцию.

Формула и пример реальной доходности
Зачем нужна реальная доходность?
Реальная доходность показывает, на сколько реально стал богаче человек с учетом роста цен.
Например, в конце 2013 году стандартный продуктовый набор стоил 1000 рублей. Инфляция за 2014 год составила 11,36%.
Пусть у инвестора было 100 000 рублей. На конец 2013 года он бы мог купить 100 наборов. (100 000/1000).
За год продуктовый набор подорожал до 1113,6 рублей.
Рассмотрим 3 случая использования денег
Случай 1: храним деньги дома. У нас все так же осталось 100 000 рублей. Теперь мы можем купить:
Случай 1: храним деньги дома
“Инвестор” стал на 10,2% беднее.
Случай 2: инвестируем деньги в банк. Банк пообещал нам 10% в год, капитализация один раз в конце срока. В итоге мы сможем купить такое количество продуктовых наборов:
Случай 2: вкладываем в банк
Реально инвестор стал беднее на 1,22%. Инфляция “съела часть денег”. Банк не смог приумножить деньги. Это нормально.
Случай 3: инвестируем деньги на биржу. Предположим, что в итоге на счету клиента стало 115 780 рублей.
Случай 3: инвестируем на бирже
“Инвестор” стал богаче на 3,97%. Убедимся по формуле расчета реальной доходности:
Проверяем по формуле
Отличительные особенности
В разное время человек, получая одинаковый номинальный доход, имеет возможность купить разное количество вещей или услуг за эту сумму денег. На рост или снижение реальной доходности влияют несколько факторов:
| Фактор | Особенности |
| Индекс цен | Ежегодно из-за инфляции обесцениваются деньги |
| Уровень налоговых отчислений | Большинство физических лиц ежемесячно платят налоги в региональный и федеральный бюджет. Налоговая ставка может меняться, изменится и сумма денег, фактически получаемая человеком |
| Оплата обязательных услуг | Обычно к этой категории относятся коммунальные услуги |
К примеру, когда повышаются налоги, для того чтобы не стать банкротами, большинство предпринимателей будут поднимать цены на свои товары и услуги. Это приведёт к росту цен и сильно отразится на количестве вещей и услуг, которые человек может себе позволить за фиксированную зарплату.
При каком условии увеличивается реальный доход? При снижении налоговых ставок человек будет получать больше денег. Разница в сумме будет давать возможность приобретения дополнительных товаров и услуг, значит, при снижении налогов растут реальные доходы.
Когда физическое лицо имеет фиксированные доходы, реальная доходность всегда будет меньше номинальной из-за обесценивания денег при инфляции.
Необходимо понимать важность финансовых отношений в ежедневной работе, и при каких условиях увеличивается номинальная прибыль. Чтобы её повысить, нужно использовать льготные услуги и товары. Кроме этого, нужно повышать свою профессиональную квалификацию, что будет способствовать повышению заработной платы.
Объём общих выплат со стороны граждан в бюджет государства находится в прямой зависимости от количества материальных благ, имеющихся в запасе каждой семьи. Такими материальными благами считаются: объекты недвижимости, участки земли, автомобили и прочее. Этими составляющими значительно повышается финансовое положение. Большое значение имеют денежные активы, находящиеся в пользовании каждого гражданина. От реальной доходности напрямую зависит благосостояние людей.
Для повышения уровня номинального дохода граждане продают свои услуги на рынке труда, занимаются предпринимательством или реализуют продукцию домохозяйства. Повышение доходности и благосостояния населения – задача правительства, которая реализуется эффективным управлением финансовой системой и правильным ведением кредитно-денежной политики.
Чем выше темпы инфляции, тем меньше человек может приобретать товаров и услуг за полученный заработок. Резкое понижение реальной доходности населения вызывает гиперинфляцию, которая приводит к падению доходности и быстрому снижению уровня жизни всех граждан.
Рассчитываем чистую прибыль
Остаются свободные деньги, бухгалтер подводит итог. Руководство оценивает результат и планирует, куда эти деньги направить. Чистую прибыль также оценивают потенциальные инвесторы. Они решают, насколько предприятие платежеспособно и перспективно. Если прибыль высокая, банки охотнее дают кредиты.
При расчете чистой прибыли учитываются чрезвычайные ситуации. Например, может случиться стихийное бедствие, из-за которого появятся дополнительные расходы. Поэтому формула расчет чистой прибыли такая:
ЧП = прибыль от налогооблажения- чрезвычайные доходы- чрезвычайные расходы- налог.
Значение доходности населения для страны
Реальный доход населения – один из важнейших показателей для правительства страны, при помощи которого определяется степень материальной обеспеченности всех граждан. Кроме того, этот показатель может влиять на рост производительности трудящихся. Поэтому регулярно исследуются новые методы для расчёта показателя уровня жизни.
Величина реальной доходности общества влияет на социальный климат в государстве. При росте материальных благ населения улучшается общий уровень жизни государства. Для этого необходимо соблюдать единственное условие – равномерно распределять реальные доходы всему населению страны.
Реальный доход является экономическим показателем, позволяющим эффективно корректировать количественную прибыль, которую получают все слои населения и разрабатывать новые способы повышения уровня жизни в государстве. Чем выше материальное состояние общества, тем стабильнее и в больших объёмах будут поступать выплаты в бюджет государства.
Соотношение между реальным и номинальным доходом выражается формулой: ДР = ДН / Ц. Где:
- ДР – реальная доходность.
- ДН – номинальная доходность.
- Ц – абсолютный уровень цен.
За счет чего формируется доходность облигаций
Для начала разберемся, за счет чего вообще владелец облигаций получает доход. Он (доход) образуется за счет двух составляющих:
- купонного дохода;
- разницы между покупкой и продажей облигации.
Оговорка: здесь и далее я буду писать о купонных облигациях, а не о дисконтных, в чем между ними разница – читайте в статье об облигациях.
Купонный доход в большинстве определен заранее. Например, по ОФЗ-26215-ПД размер купона равен 7% годовых, выплата производится раз в полгода. Следовательно, инвесторы будут получать по 7% от номинала бонда каждые 182 дня – т.е. по 34,9 рублей (номинал равен 1000 рублей).
Второй вид дохода – разница между ценой покупки и продажи. По номиналу облигации продаются редко – чаще всего рыночная цена облиги находится выше или ниже номинала. Почему меняется цена облигации, зависит от многих факторов, но главный – ставка Центробанка. Если ЦБ поднимает ключевую ставку, то прежние выпуски облигаций становятся невыгодными, и они дешевеют.
Если же ставка снижается, то инвесторы начинаю покупать бонды с высокими ставками (т.е. большой доходностью), и цена облигации возрастет. Подробности: Как, почему и от чего меняется цена облигации?
Но рыночная цена облигации относительно номинала меняется мало, поэтому всерьез заработать на этом вряд ли получится. Чаще всего бонды покупают ради купонного дохода.
Теперь, когда понятно, от чего зависит доходность облигаций, поговорим о том, какие виды доходности бывают на фондовом рынке и какие выбрать именно вам для анализа.

Расчет доходности за несколько лет инвестиций
Когда накапливается опыт инвестиций, то наиболее удобным способом их оценки становится расчет среднегодовой доходности на основе ежегодных показателей.
Простое среднее
Использование среднего арифметического является самым простым методом, который дает очень приблизительные, но быстрые результаты.
Для расчета достаточно просуммировать все промежуточные ежегодные доходности и результат разделить на количество лет.
Предположим, мы инвестировали 5 лет и ежегодные доходности составили:
| 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
| 5% | 10% | -8% | 12% | 21% |
Просуммировав эти результаты, мы получим 40%. Для получение среднего арифметического остается разделить на 5. Итогом станет среднегодовая доходность 8%.
Средняя доходность с капитализацией
Точный результат с учетом капитализации составляет 7,5%. В приведенном примере разница небольшая, но с течением лет и ростом доходности капитализация начинает чувствоваться все больше. Как рассчитать результат с учетом капитализации?
Для начала полезно понимать, что каждый год, получив прибыль, мы приумножаем
сбережения. Это значит, что начальную сумму инвестиций (А0) мы умножаем на определенный коэффициент или множитель, который зависит от доходности. Т.е. после первого года мы имеем на счету сумму (А1) равную произведению А0 и этого множителя (k1):
Очевидно, что в следующие годы взаимодействие начального результата и итога повторяется:
А2=А1 х k2=А0 х k1 x k2
В итоге после произвольного количества лет (N) итоговая сумма на счету составит произведение первоначальной инвестиции и всех последующих коэффициентов:
А= А0 х k = А0 х k1 x k2 х … х kN
В случае с банковскими вкладами условия год от года не меняются, следовательно все коэффициенты одинаковые:
Теперь считаем прибыль. Для этого достаточно из итоговой суммы на счете вычесть начальные инвестиции:
А – А0= А0 х k1 x k2 х … х kN – А0 = А0 (k1 x k2 х … х kN – 1)
Т.к. доходность (D) определяется отношением прибыли к начальной инвестиции, то в итоге получаем довольно простую формулу:
D= k1 x k2 х … х kN – 1
Для получения доходности в процентах достаточно результат умножить на 100.
Если нас интересует среднегодовая доходность (Dy), то из итогового коэффициента (k) следует извлечь корень степени N и вычесть единицу:
Dy = (k1/N — 1= (k1 x k2 х … х kN)1/N — 1
Этот результат показывает, какой процент в банке необходимо иметь для получения аналогичного инвестиционного результата
. Вообще сравнение с депозитом довольно распространенная практика оценки инвестиций, т.к. депозит является традиционно эквивалентом безрисковой (мало рискованной) инвестиции.
Типичной ошибкой
, которую допускают иногда даже продвинутые инвесторы, является получение среднегодовой доходности путем
деления общей доходности на количество лет
. Правильный результат можно получить только при извлечении корня степени N.
Для полной ясности остается разобраться, как получить коэффициенты. Если помните, мы в начале определили коэффициент k1 как множитель, определяемый соотношением А1= А0 х k1
Но соотношение (A1-A0)/A0 это всего лишь доходность первого года (D1), т.е. прибыль разделенная на размер инвестиции.
Как можно заметить, каждый из коэффициентов определяется как доходность периода (выражаемая при помощи десятичной дроби) увеличенная на единицу.
Для примера рассмотрим предыдущую ситуацию с инвестициями на 5 лет:
| 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | |
| Доходность | 5% | 10% | -8% | 12% | 21% |
| Коэффициент | 1,05 | 1,10 | 0,92 | 1,12 | 1,21 |
Для удобства в таблице мы сразу указали коэффициенты, которые соответствуют доходности за каждый год.
Итоговая доходности составит:
D = 1,05 x 1,10 x 0,92 x 1,12 x 1,21 – 1 = 1,44 – 1 = 0,44 или 44%
Dy = (1,44)1/5 — 1= 0,75 или 7,5%
Как можно заметить, результат несколько отличается от полученного методом среднего арифметического.
Однако, далеко не всегда разница между точным расчетом и средним арифметическим малозаметна. Разберем еще один пример.
Предположим первый год инвестиции принесли 100% (1,0) а во второй год мы потеряли 50% (0,5). Простое среднее нам даст среднегодовую доходность:
Dy = (1-0,5)/2 = 0,25 или 25%
Среднегодовая доходность с капитализацией:
Dy = ((1+1,0) x (1 – 0,5))1/2 – 1 = 0
Результат расчета с капитализацией показывает, что инвестиции принесли нулевой результат. Очевидно, что приближенный подход здесь значительно преувеличивает доходность. Надо сказать, что среднее арифметическое практически всегда ошибается в сторону завышения результата.
Разница при учете капитализации и средним арифметическим увеличивается вместе с волатильностью (непостоянством результатов) инвестиций. Это объясняет тот феномен, когда инвестиции «съедаются» сильными колебаниями рынка. При потере в 50% рынок должен вырасти на 100% просто чтобы компенсировать результат.
Источник: stimul40.ru
ВНП и ВВП, способы измерения. Другие показатели дохода и продукта
ВВП (валовой внутренний продукт)1 измеряет стоимость конечной продукции, произведенной резидентами данной страны за определенный период времени.
Конечными товарами и услугами являются те из них, которые используются на конечное потребление, накопление и экспорт. Стоимость промежуточных товаров и услуг, израсходованных в процессе производства (сырье, материалы, топливо, энергия, инструменты, семена, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, рекламных агентств, платежи за аренду помещений и др.) не включаются в ВВП. В противном случае имел бы место повторный счет, так как стоимость промежуточных продуктов входит в состав стоимости конечных товаров и услуг.
Существует три способа измерения ВВП:
а) по добавленной стоимости (производственный метод);
б) по расходам (метод конечного использования);
в) по доходам (распределительный метод).
При подсчете ВВП производственным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.
Добавленная стоимость — это разность между стоимостью произведенных товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в процессе производства (промежуточным потреблением).
ВВП — это сумма валовой добавленной стоимости всех производителей-резидентов плюс та часть (а возможно, и вся сумма) налогов за вычетом субсидий на продукты, которая не включена в добавленную стоимость. В целях упрощения в макроэкономике ВВП определяют как сумму добавленной стоимости всех производителей. Данный метод подсчета ВВП позволяет учесть вклад различных фирм и отраслей в создание ВВП. Исключение промежуточной продукции позволяет решить проблему двойного счета.
При расчете ВВП по расходам суммируются расходы на конечное потребление товаров и услуг домашних хозяйств, государства; валовые инвестиции; чистый экспорт. Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВВП. Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:

где С — личные потребительские расходы, включающие расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги, но не включающие расходы на покупку жилья;
I — валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения, или инвестиции в основные производственные фонды (затраты фирм на приобретение новых производственных предприятий и оборудования); инвестиции в жилищное строительство; инвестиции в запасы (рост запасов учитывается со знаком ‘’+», уменьшение — со знаком» -«.Валовые инвестиции можно также представить как сумму чистых инвестиций и амортизации. Чистые инвестиции увеличивают запас капитала в экономике.
Хп — чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта и импорта. При подсчетеВВП необходимо учесть все расходы, связанные с покупками конечных товаров и услуг2, произведенных в данной стране, в том числе и расходов иностранцев, т.е. стоимость экспорта данной страны. Одновременно необходимо исключить из покупок экономических агентов данной страны те товары и услуги, которые были произведены за рубежом, т.е. стоимость импорта.
При подсчете ВНП производственным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.
Добавленная стоимость (ДС) – это разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и стоимостью промежуточных продуктов, приобретенных фирмой.
Величина ВНП в этом случае представляет собой сумму добавленной стоимости всех производящих фирм. Этот метод позволяет учесть вклад различных фирм и отраслей в создание ВНП.
ВНП = Σ Добавленная стоимость + Косвенные налоги – Государственные субсидии.
Существует связь между показателями ВНП и ВВП:
ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.
Чистые факторные доходы из-за рубежа – это разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.
При расчете ВВП по доходам (распределительным методом) суммируются первичные доходы, выплаченные из добавленной стоимости производственными единицами-резидентами.К таким доходам относятся:
— оплата труда наемных работников (заработная плата, включая премии, доплаты, надбавки, начисленные в денежной или натуральной формах и др., исчисленные до выплаты налогов и других удержаний); отчисления работодателей на социальное страхование;
-налоги на производство и импорт за вычетом субсидий (чистые косвенные налоги), куда включаются НДС, акцизы, налоги на продажи, налоги на землю, здания, фонд оплаты труда и др.;
-валовая прибыль и валовые смешанные доходы или чистая прибыль и чистые смешанные доходы плюс потребление основного капитала (амортизация).
Для учета всех первичных доходов, полученных резидентами данной страны в связи с их участием в производстве как ВВП Данной страны, так и ВВП других стран, используется показатель валового национального дохода (ВНД).
Различие между показателями ВВП и ВНД заключается в следующем. С качественной стороны принципиальное различие состоит в том, что ВВП измеряет поток конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны, а ВНД поток первичных доходов, полученных ее резидентами. С количественной точки зрения ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы, т.е. разницу между доходами резидентов данной страны, полученными из-за границы, и доходами нерезидентов, переданными за границу из данной страны (выплаченными резидентами данной страны нерезидентам). Эту разницу называют также » чистым доходом из-за границы».
Таким образом, оба показателя (ВВП и ВНД) относятся ко всей экономике, но один измеряет выпуск (ВВП), а другой доход (ВНД). Показатель ВНД идентичен показателю ВНП (валовой национальный продукт), использовавшемуся в старой редакции СНС. В принципе, термины » внутренний» и » национальный» применимы к обоим показателям и ВВП, и ВНД. Но поскольку оба термина уже глубоко укоренились в теории и практике, то было предложено лишь переименовать ВНП в ВНД, так как ВНП в действительности является категорией дохода, а не продукта. ВНД это совокупность первичных доходов, полученных резидентами в результате их участия в производстве и от собственности.
Показатели внутреннего продукта и национального дохода могут быть рассчитаны как на валовой, так и на чистой основе. Соответственно, в первом случае мы имеем ВВП и ВНД, а вычитая из них потребление основного капитала, мы получаем чистый внутренний продукт (ЧВП) и чистый национальный доход (ЧНД)
В макроэкономическом анализе используется показатель личного дохода. Как таковой он отсутствует в СНС, но может быть рассчитан на базе других показателей СНС.
Показатель личного дохода получается путем вычитания из чистого национального дохода взносов на социальное страхование, косвенных налогов (с учетом новой трактовки национального дохода, включающего в себя и сумму косвенных налогов), нераспределенной прибыли корпораций, налогов на прибыль корпораций и добавления суммы трансфертных платежей. Необходимо также вычесть процентные доходы бизнеса и прибавить личные доходы, полученные в виде процентов, в том числе процентов по государственному долгу.
Располагаемый личный доход исчисляется уменьшением личного дохода на сумму подоходного налога с граждан и некоторых неналоговых платежей государству. Располагаемый личный доход используется домашним хозяйством на потребление и сбережения.
Потребление (С) — важнейшая и самая большая составляющая ВВП. В долгосрочной перспективе изменения ВВП и потребительских расходов приблизительно одинаковы, но в краткосрочном периоде потребительские расходы колеблются в меньшей степени, чем ВВП, так как зависят главным образом от располагаемого дохода, который, как по величине, так и по своим компонентам, не совпадает с ВВП. Например, две важнейших составляющих располагаемого дохода, отличающие его от ВВП — налоги (особенно при прогрессивной системе налогообложения) и трансферты, — действуют как автоматические стабилизаторы в периоды спадов и подъемов: налоги снижаются в период спада, а трансферты растут, поэтому располагаемый доход сокращается не так быстро, как ВВП.
Сбережения (S) определяются как доход за вычетом потребления.
Располагаемый доход может определяться не только на уровне Домашних хозяйств (располагаемый личный доход), но и экономики в целом. Валовой национальный располагаемый доход получается путем суммирования ВНД и чистых трансфертов из-за рубежа, т.е. трансфертов, полученных от » остального мира» (дарения, пожертвования, гуманитарная помощь и пр.), за вычетом аналогичных трансфертов, переданных за рубеж. Валовой национальный располагаемый доход используется для конечного потребления и национального сбережения.
Источник: lektsia.com
Рассчитать юнит-экономику? Легко! Нужно знать всего 3 простые формулы
Да-да, никаких ARPU, ARPA, ACV и прочих аббревиатур, от которых волосы на голове шевелятся. Вам потребуется только 3 формулы, калькулятор и знание математики за 6 класс.
10K показов
3K открытий
Привет! Я Лера – руководитель отдела маркетинга в сервисе финансового учета для бизнеса Adesk, и я не понаслышке знаю, что такое юнит-экономика. А еще я знаю, что многие предприниматели и маркетологи не берутся за расчеты, думая, что юнит-экономика – это что-то сложное. Решила, что хватит это терпеть
Пригласила Андрея Федорова, руководителя агентства продуктового маркетинга Rocketyze, чтобы вместе с ним развеять миф о сложности юнит-экономики. Надеюсь, вам будет полезно!
В интернете много статей с формулами и не сразу очевидными показателями, поэтому кажется, что юнит-экономика — это нечто сложное. В реальности это относительно простой расчет, и после прочтения статьи вы сами в этом убедитесь.
Андрей Федоров
Что такое юнит-экономика
Юнит-экономика – это оценка прибыльности одного юнита. Юнит, с англ. unit, единица измерения – это то, что приносит бизнесу доход. Юнитом может выступать сделка, товар или платящий пользователь.
Сеть цветочных магазинов запускает доставку цветов по подписке, значит юнит – это платящий клиент. Суть юнит-экономики в этом случае такая: если юнит приносит больше, чем компания тратит на его привлечение, сам букет и доставку, значит всё хорошо 🙂
Юнит-экономика нужна всем – хоть продавцу на маркетплейсах, хоть рекламному агентству, хоть онлайн-сервису.
Юнит-экономика — это одна из вариаций расчета ROI (Return on Investment, возврат инвестиций), а ROI нужно считать всем. Другое дело, что сам термин «юнит-экономика» скорее существует в стартап-среде, но рассчитывать прибыльность одного юнита, то есть сделки или платящего клиента, полезно любому бизнесу.
Андрей Федоров
Что можно сделать с помощью юнит-экономики:
- Узнать, сколько денег вы можете тратить на привлечение 1 юнита, чтобы не уйти в минус
- Понять приносят ли прибыль действующие пользователи/клиенты
- Выяснить, на какую часть воронки воздействовать, чтобы увеличить прибыль
- Оценить, хорошо ли работают рекламные компании и какие каналы выгоднее
- Прикинуть, будет ли прибыльным бизнес, который вы планируете открывать
- Проанализировать, адекватно ли компания ставит цели
Метрики и показатели юнит-экономики: на что ориентироваться при расчётах
Если откроете любую статью про юнит-экономику увидите поток формул, непонятных аббревиатур и еще тонну информации (бывают исключения, но чаще именно так). Как переложить это на свой бизнес? Как понять, что выбранная маркетинговая стратегия верна? Как посчитать, приносят ли клиенты деньги бизнесу? Загадка.
Фишка в том, что для простого анализа, который ответит на большинство ваших вопросов, все эти AMPPU, ARR и прочие страшные штуки не нужны.
Но: в основу юнит-экономики ложится когортный анализ, то есть изучение метрик на основе определенной когорты — группы людей. В когорты выделяются юниты, объединенные общим признаком, например, только новые клиенты или только те клиенты, которые оплатили подписку в мае. Сваливать всех-всех клиентов в кучу и считать юнит-экономику – занятие бесполезное. Вы получите очень средние показатели, которые не расскажут вообще ничего.
Основные метрики юнит-экономики
Customer Acquisition Cost
Customer Acquisition Cost (далее CAC) – сколько денег мы потратили на привлечение клиента.
CAC = расходы на привлечение/ количество полученных клиентов.
Сейчас могут возникнуть вопросы. Например, стоит учитывать постоянные затраты? Нужно ли включать в расчеты оплату работы директолога, который настраивал рекламу? Или дизайнера, который делал рекламные баннеры?
Однозначно сказать нельзя – все зависит от конкретного бизнеса. Например, если вы привлекли специалиста специально для настройки определенной рекламной кампании, то учитывать затраты на него будет разумно. Если у вас штатный ppc-маркетолог, который настраивает вообще все кампании, связанные с платным трафиком, то их в расчеты не берем.
Пример. На рекламу услуг диджитал-агентства потратили 50 000 ₽. Настройкой занимался штатный специалист на фиксированной зарплате – ее не учитываем. По результатам рекламной кампании к вам обратилось 30 человек, из которых 15 стали клиентами.
CAC = 50 000 / 15 = 3 333 ₽
Источник: vc.ru
