Какое значение имеет слово метанойя

Метанойя — это греческое слово, которое означает «изменение мышления» или «переосмысление». В христианском контексте метанойя относится к процессу обращения к Богу и изменения своей жизни в соответствии с Его волей.

Метанойя начинается с осознания своих грехов и признания их перед Богом. Это может быть трудным шагом, но он необходим для того, чтобы начать процесс изменения. Затем следует покаяние — это означает, что мы должны раскаяться в своих грехах и обратиться к Богу за прощением. Бог всегда готов простить наши грехи, если мы искренне раскаиваемся.

Далее, метанойя включает в себя изменение нашего мышления и поведения. Мы должны отказаться от наших грехов и начать жить в соответствии с Божьими заповедями. Это может быть трудным процессом, но Бог дает нам Своего Духа, чтобы помочь нам измениться.

Метанойя — это не одноразовый процесс, это постоянное обращение к Богу и стремление жить в соответствии с Его волей. Это может быть трудным, но это приводит к настоящей свободе и миру в нашей жизни.

В заключение, метанойя — это процесс изменения мышления и жизни в соответствии с Божьей волей. Это начинается с признания своих грехов и покаяния, а затем включает в себя изменение нашего мышления и поведения. Это не легкий процесс, но он приводит к настоящей свободе и миру в нашей жизни.

Метанойя простым языком для детей

Метанойя — это слово, которое означает изменение мышления и поведения. Когда мы говорим о метанойе, мы говорим о том, что человек осознает свои ошибки и решает измениться.

Например, если ребенок обидел друга, то он может понять, что это было неправильно, и решить больше не обижать его. Это и есть метанойя — изменение мышления и поведения.

Метанойя очень важна для нашей жизни. Когда мы осознаем свои ошибки и решаем измениться, мы становимся лучше и счастливее. Метанойя помогает нам стать более добрыми, заботливыми и ответственными людьми.

Чтобы осуществить метанойю, нужно сначала понять, что мы делаем не так. Можно задуматься о своих поступках и попросить совета у родителей или друзей. Затем нужно решить, что мы будем делать по-другому и начать это делать.

Метанойя может быть трудной, но она очень важна для нашего развития и счастья. Если мы готовы измениться и стать лучше, то мы сможем достичь больших успехов в жизни и стать настоящими героями.

Источник: svoimi-slovami.su

Метанойя (богословие) — Metanoia (theology)

Метанойя, а транслитерация из Греческий μετάνοια, означает запоздалое или запредельное, с мета означает «после» или «за» (как в современном слове «метафизика») и ум значение «ум» (как в современном мире «паранойя»). Обычно это понимается как «преобразующее изменение взглядов; особенно: духовное обращение.» [1] Этот термин предполагает отречение, изменение мнения, покаяние и искупление; но «обращение» и «преобразование» лучше всего могут соответствовать его коннотации. [2] В Версия короля Джеймса Библии, его словесный аналог метаноэ/ μετανοέω переводится как покаяться. [3]

  • 1 Языческое использование
  • 2 Использование в Новом Завете
  • 3 Использование в раннем христианстве
  • 4 Смысл
  • 5 Другие интерпретации
  • 6 Смотрите также
  • 7 Рекомендации

Языческое использование

На классическом греческом метанойя означало изменить свое мнение о ком-то или о чем-то. [4] В воплощении Метанойя изображалась как призрачная богиня, скрытая и печальная, которая сопровождала Кайроса, бога Возможностей, сея сожаления и вдохновляя раскаяние за «упущенный момент». Это традиционное изображение продолжалось в эпоху Возрождения. «Элементы покаяния, сожаления, размышлений и трансформации всегда присутствуют в концепции метанойи в той или иной степени . » [5]

Филон Иудей Александрийский (ок. 25 г. до н. Э. — ок. 50 г. н. Э.) Изобразил Метанойю как «небесную, прекрасную и особенно добрую дочь Всевышнего». Там она «ежечасно умоляет Бога Всевышнего» от имени людей. [6]

Использование в Новом Завете

Современные английские переводы греческого Нового Завета используют слово «покаяние» для обоих слов. метанойя и метамеломаи. Первый термин переводится почти в десять раз чаще, чем второй. [4] Метанойя можно проследить до главы 1 Марка, где Иисус объявляет, что Царство Божье близко, и просит покаяния.

В Матфея 27: 3 используется греческий глагол метамеломаи заявив, что Иуда «раскаялся» после того, как увидел Иисус уводят. Метамеломаи означает «мучительную печаль» или «раскаяние». По словам Джеймса Глентворта Батлера, «насколько это возможно [метамеломаи] является точным эквивалентом слова «Покаяние» или «Покаяние» «. [7] Библеист А. Т. Робертсон отмечает, что у Иуды были только печаль и сожаление, и «простая печаль не приносит никакой пользы, если она не ведет к изменению ума и жизни [метанойя].» [8]

Существительное метанойя/ μετάνοια переводится как «покаяние» и родственный ему глагол метаноеō/ μετανοέω переводится как «каяться» в двадцати двух случаях в Версия короля Джеймса из Новый Завет.

Абид Роджерс Бхатти в своей книге Учебник сотериологии пишет о значении метанойи / μετάνοια. в Урду Библия, слово «покаяние» — «тоба». Тоба означает сожаление, печаль и печаль из-за греховных поступков, которые приводят к изменению ума и жизни. Абид соглашается с Тертуллианом [9] в предпочтении «обращения», а не «покаяния» в переводе метанойя / μετάνοια в Марка 1: 4. Таким образом, Абид считает, что «обращение» (а не «покаяние») — лучшее английское слово для выражения значения греческого слова metanoia / μετάνοια. [ нужна цитата ]

Использование в раннем христианстве

Термин «. постоянно использовался в литературе того времени для обозначения фундаментального изменения мышления, которое ведет к фундаментальному изменению поведения и / или образа жизни». [10] В 2006 году экуменическая группа ученых опубликовала исследование покаяния в Библии и Церкви. После «тщательного изучения эллинистических еврейских писаний» исследование показало, что для евреев, живших во времена Иисуса, «покаяние» означало «фундаментальное изменение в мышлении и жизни». Для Нового Завета это изменение — необходимый ингредиент в выполнении Божьего плана спасения и сообщества для всех. [11]

В Деяния Петра связывает метанойю с крестом, на котором был распят Петр. Когда Петра распинали, он объяснил части креста, на котором он висел, в том числе «гвоздь, удерживающий поперечную балку в середине». Этот гвоздь — «обращение [epistrophē] и покаяние [metanoia] человека». [12]

По словам Роберта Н. Уилкина, «Латинские отцы перевели метанойя в качестве paenitentia, что стало означать «покаяние» или «покаяние». [4] Тертуллиан протестовал против неподходящего перевода греческого метаноэ на латынь paenitentiam назад утверждая, что «по-гречески метанойя — это не исповедание грехов, а изменение ума». [9] «Преобразование» (от лат. разговорчивый оборачиваясь) со значением «изменение характера» больше похоже на метанойю, чем на покаяние. [13]

Смысл

Словарь Мерриам-Вебстера транслитерирует греческое μετάνοια в metanoia и заимствует его как английское слово с определением, которое соответствует греческому: «преобразующее изменение сердца; особенно: духовное обращение, «дополненное объяснением греческого источника Метанойи:» из метаноеин передумать, покаяться, от мета- + ноин думать, от ум разум.» [1] Синонимы слова «обращение» включают «изменение сердца» и «метанойя». [14]

В отличие от церковной интерпретации метанойя как содержащие раскаяние, исповедь и покаяние, Мартин Лютер возразил, что он сохранил свой классический смысл «изменения взглядов». [15] По мнению Джона Штаупица, «. метанойя может быть получена, хотя и не без насилия, не только из post и mentem, но также из trans и mentem, так что метанойя означает изменение ума и сердца, потому что, казалось, это не означает только изменение сердца, но и способ его изменения, т. е. благодать Божия ». [16] Метанойя — это концепция фундаментального характера Лютера, поскольку она знаменует собой основу первого из его 95 диссертаций.

Джон Кальвин указал на двойное происхождение еврейского и греческого слов, обозначающих «покаяние»: еврейское происходит от обращения или повторного обращения, а греческое означает изменение ума и цели. Значение этого слова для Кальвина подходит для обоих производных, потому что покаяние (а) включает в себя «уход от самих себя», (б) обращение к Богу, (в) «отказ от старого» и (г) обретение одежды ». новый разум «. [17]

Грегори Мартин, переводчик Дуэ-Реймс, утверждал в главе 13 своей работы «Обнаружение множества искажений Писания» в пользу перевода «покаяния». Он основывал свои выводы на трудах отцов церкви и неловких предложениях, к которым приводят другие чтения ». [18]

Другие интерпретации

Эта секция могут содержать чрезмерные или неуместные ссылки на самостоятельно опубликованные источники. Пожалуйста помоги Улучши это удалив ссылки на ненадежные источники где они используются ненадлежащим образом. ( Сентябрь 2016 ) (Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)

Греческая Православная Церковь в Америке учит, что «греческий термин для покаяния, метанойя, означает изменение мышления, переориентацию, фундаментальное преобразование мировоззрения, видения человеком мира и самого себя, а также новый способ любить других и Бога. Говоря словами текста второго века, В Пастырь Ермы, это подразумевает «великое понимание» или проницательность. [19]

В его 1881 г. Великое значение слова Метанойя, Тредуэлл Уолден, епископальный священник, а иногда и настоятель Церковь Святого Павла, Бостон, названный собором епархии в 1912 году, утверждает, что метанойя передает сущность христианского Евангелия. Уолден считает, что значение греческого метанойя сильно отличается от значения английского «покаяние». Он описывает перевод метанойя как покаяние, как «чрезвычайно неправильный перевод». Уолден верил в смысл метанойя как «трансмутацию» сознания в отличие от классического греческого языка, который он рассматривал как выражение поверхностного изменения ума. [20] Уолден стремился продвигать правильное значение метанойи как «изменения разума, изменения тенденции и действия всей внутренней природы, интеллектуальной, нежной и моральной», а не переводил ее как покаяние. [21]

В Покаяние: космический сдвиг разума и сердцаЭдвард Дж. Антон отмечает, что в большинстве словарей и в сознании большинства христиан основное значение слова «покаяние» — это оглядываться на прошлое поведение с печалью, самоубийством или раскаянием, иногда с поправкой на жизнь. Но ни Иисус, ни Иоанн Креститель не говорят оглядываться назад в печали. Для Святого Павла «метанойя «преображение вашего мозга», открывающее новое будущее. [22]

Именно в его использовании в Новом Завете и в писаниях, основанных на Новом Завете, глубина метанойи увеличивалась до тех пор, пока, по словам архиепископа Ричард К. Тренч, он пришел «выразить ту могущественную перемену в разуме, сердце и жизни, совершенную Духом Божьим». [23]

Ученый Дж. Глентворт Батлер говорит, что в греческом языке нет печали или сожаления, содержащихся в словах покаяние и покаяние. Покаяние означает «сожаление о том, что сделал или не сделал; особенно сокрушение о грехе». [24] Каяться в первую очередь означает «пересмотреть свои действия и почувствовать раскаяние или сожаление о том, что сделал или не сделал». [25] Следовательно, Батлер утверждает, что перевод метаноеō/ μετανοέω и метанойя/ μετάνοια, поскольку покаяние и покаяние составляют «полное миссперевод », который переводчики оправдывают тем, что ни одно английское слово не может адекватно передать значение греческих слов. [7]

А. Т. Робертсон соглашается с Батлером. Что касается перевода метанойя как покаяние Робертсон называет это «лингвистической и теологической трагедией». [26] О призыве Иоанна Крестителя «покаяться» как о переводе с греческого метаноэит, Цитаты Робертсона Broadus говоря, что это «худший перевод Нового Завета». Покаяться означает «сожалеть», но призыв Иоанна был не в том, чтобы сожалеть, а в том, чтобы изменить умственное отношение [метаноэит] и поведения. [27] Робертсон сетовал на то, что в его время не существовало английского слова, которое означало бы значение греческого μετάνοια (метанойя). [28]

Алоис Х. Дирксен в своем Новозаветная концепция Метанойи выступает против метанойи как простого «покаяния» и против метанойи как «обращения». [29] Другой [ ВОЗ? ] охарактеризовали перевод metanoia / μετάνοια как «покаяние» с подобной негативностью. Покаяние — это «неподходящий» перевод. [30] «Совершенно неадекватно» нести значение метанойи. [31]

Из десяти самых популярных версий Библии в Соединенных Штатах, основанных на продажах за штуку, семь читают «крещение покаяния» в Марка 1: 4, что означает «покаяние». метанойя. [32] Три из десяти самых продаваемых версий и еще одна в первой десятке, основанная на продажах в долларах, пытаются уловить смысл метанойя. Ни один из них не транслитерирует греческое μετἀνοια как metanoia. [33]

  • Новый живой перевод: «крестились, чтобы показать, что они отвернулись от своих грехов и обратились к Богу»
  • Общая английская Библия: «крестились, чтобы показать, что они меняют свои сердца и жизнь»
  • Новая международная версия для читателей: «крестились и отвернулись от грехов своих»
  • Сообщение: «крещение, меняющее жизнь»

Несмотря на эти усилия, Роберт Н. Уилкин предсказывает, что «покаяние» как перевод метанойя вероятно, будет продолжаться в большинстве английских переводов. Поэтому он советует читателям заменить слова «покаяние» и «покаяние» на «изменение мнения». [34]

В своем толковании Подтверждения Объединенная методистская церковь Миннехаха Миннеаполиса, Миннесота, отмечает:

Метанойя используется для обозначения изменения ума, которое происходит в покаянии. Покаяние необходимо и ценно, потому что оно приводит к изменению ума или метанойи. Это изменение ума заставит изменившегося человека возненавидеть грех и полюбить Бога.

Эти два термина (покаяние и метанойя) часто используются как синонимы. «Мета-» дополнительно используется для обозначения «за пределами» и «вне». Например, . метафизика как выходящая за рамки физики. Слово «метанойя» вошло в моду в межконфессиональных диалогах как просто означающее «изменение взглядов».

Хотя это близко к его христианскому богословскому значению, возможно, кто-то может сделать вывод, что метанойя — это «вывод своего ума / мыслей за пределы и за пределы своих привычек». Да, английские переводчики Христианских Писаний не могут найти подходящего слова, соответствующего метанойе, поэтому они прибегают к удобству и легкости слова «покайтесь». И все же раскаяние несет в себе негативный тон, почти запрет, вызванный виной; метанойя вызывает положительный, активный жизнеутверждающий ответ. Когда Иисус призывает людей «каяться», «метанойя», может ли он иметь в виду: «Измените свои мыслительные процессы и выйдите за пределы нынешнего состояния ограничений вашего разума»? Разве это не требует самооценки и межличностного принятия? [35]

Чарльз Тейлор определяет метанойю как «изменение позиции» и строит свой метод пастырского консультирования на «модели метанойи». Поступая так, Тейлор напоминает, что центром служения Иисуса был призыв к метанойе. [36] Для Милтона Крума метанойя означает «изменение восприятия с его поведенческими плодами». Таким образом, метанойя представляет собой центральную вещь, которая должна происходить в проповеди. [37] Питер Сенге отмечает, что то, что происходит в «Образовательная организация «который переживает« более глубокое значение «обучения» »- это« метанойя », что означает« сдвиг ума ». Следовательно, заключает Сенге,« уловить значение «метанойя» — значит уловить более глубокое значение «обучения». » [38]

Ульрих Вилькенс находит в проповеди Петра в Деяниях 2: 38-40, переданной Евангелист Лука, шесть шагов, которые необходимы для спасения человека. Метанойя — это шаг номер один, и он важен, потому что другие шаги зависят от того, как человек переживает метанойю. Вилкенс считает, что это нормативный путь к спасению в теологии Луки. [39]

Смотрите также

Рекомендации

  1. ^ аб»Метанойя», Мерриам-Вебстер
  2. ^Папа Бенедикт XVI. «Вера как обращение-Метанойя», Принципы католического богословия, Игнатиус Пресс, 1987ISBN 9780898701333
  3. ^ Сильный, Джеймс Исчерпывающее соответствие Библии (Eaton Словесные изображения в Новом Завете — Матфей» (PDF) . Гранд-Рапидс, штат Миссури: христианская классическая эфирная библиотека . Получено 14 ноября 2014 .
  4. ^ аб Эдвард Дж. Антон, Покаяние: космический сдвиг разума и сердца (Публикации ученичества, 2005) 32-33.
  5. ^ Неф, Гай. Роль и функция покаяния в Евангелии от Луки и Деяний, Общество библейской литературы, 2002 г.
  6. ^ Марк Дж. Бода и Гордон Т. Смит, ред., Покаяние в христианском богословии (Майкл Глейзер, 2006), 90, 95.
  7. ^ Дж. К. Эллиотт, редактор, Апокрифический Новый Завет: собрание апокрифической христианской литературы в английском переводе (Oxford University Press, 2005), 425. Вставлены греческие слова.
  8. ^»Интернет-каталог тысячелетия». Oed.com.librarycatalog.vts.edu . Получено 14 ноября 2014 .
  9. ^«Синонимы преобразования, антонимы преобразования». Thesaurus.com . Получено 14 ноября 2014 .
  10. ^Лютера, Vol. 48, Письма (30 мая 1518 г., Письмо Джону фон Штаупицу), 65-70.
  11. ^»Письмо Джона Штаупица, сопровождающее» Резолюции «к тезисам XCV доктора Мартина Лютера, 1518 г.», Работы Мартина Лютера, (Адольф Спет, Л.Д. Рид, Генри Эйстер Якобс и др., Trans. Пересмотренный несокращенный словарь Вебстера (1913 г.) — Проект ARTFL». Machaut.uchicago.edu. Архивировано из оригинал 10 июля 2012 г. . Получено 14 ноября 2014 .
  12. ^»Интернет-каталог тысячелетия». Oed.com.librarycatalog.vts.edu . Получено 14 ноября 2014 .
  13. ^ В. Робертсон. «Слова-изображения в Новом Завете — 2 Коринфянам» (PDF) . Гранд-Рапидс, штат Миссури: христианская классическая эфирная библиотека . Получено 14 ноября 2014 .
  14. ^ В. Робертсон. «Словесные изображения в Новом Завете — Матфей» (PDF) . Гранд-Рапидс, штат Миссури: христианская классическая эфирная библиотека . Получено 14 ноября 2014 .
  15. ^ В. Робертсон. «Словесные изображения в Новом Завете — Матфей» (PDF) . Гранд-Рапидс, штат Миссури: христианская классическая эфирная библиотека . Получено 14 ноября 2014 .
  16. ^ Д. Таррант, обзор Новозаветная концепция Метанойи (Вашингтон, округ Колумбия: Католический университет Америки, 1932 г.) в Классический обзор 47:4 (1933).
  17. ^ Герберт Джордж Марш, Происхождение и значение новозаветного крещения (Издательство Манчестерского университета, 1941), 43.
  18. ^ Джеймс Гастингс и другие, Энциклопедия религии и этики: Том 10 (Scribner’s, 1919), s.v. «Покаяние», 733.
  19. ^«Бестселлеры CBA» (PDF) . CBAonline.org. Февраль 2013. Архивировано с оригинал (PDF) на 2012-07-14 . Получено 2013-02-24 .
  20. ^«Марка 1: 4. И вот Иоанн пришел, крестя в пустынной местности — Инструменты для изучения Библии онлайн». BibleStudyTools.com . Получено 14 ноября 2014 .
  21. ^ Роберт Н. Уилкин. «Покаяние и спасение. Часть 3: Новозаветное покаяние: лексические соображения». Журнал Евангелического общества благодати . Получено 14 ноября 2014 .
  22. ^»Confirmation 101″, Объединенная методистская церковь Миннехаха Миннеаполиса, Миннесота
  23. ^ Чарльз Тейлор Опытный пастор (Аугсбургская крепость, 1991), 8, 64.
  24. ^ Милтон Крам, Руководство по проповеди (Джадсон, 1977 г. и Морхаус, 1988 г.) 101
  25. ^ Питер М. Сенге, Пятая дисциплина: искусство и практика организации обучения (Doubleday, 2006), 13. Также Питер М. Сенге, «Metanoia — A Shift of Mind» in Читатель Джосси-Басса о лидерстве в образовании (Джосси-Басс, 2-е изд, 2006 г.)
  26. ^ Франсуа Бовон, Лука Богослов: пятьдесят пять лет исследований, 1950-2005 гг. (Бейлорский университет, 2006 г.), 314.

Basis of this page is in Wikipedia. Text is available under the CC BY-SA 3.0 Unported License. Non-text media are available under their specified licenses. Wikipedia® is a registered trademark of the Wikimedia Foundation, Inc. wikiaro.ru is an independent company and has no affiliation with Wikimedia Foundation.

Источник: wikiaro.ru

МЕТАНОЙЯ КАК ИЗМЕНЕНИЕ ДУХОВНОГО ОПЫТА

Метанойя на русском языке часто ассоциируется с термином покаяние, однако мы поднимаем эту тему не только как покаяние в церкви перед Причастием, но покаяние как изменение ума. Покаяние как такое экзистенциальное изменение в жизни человека, которое поворачивает его к Богу.

Метанойя – это греческое слово и его точный перевод означает изменение ума. Но ум здесь нужно понимать очень аккуратно, ибо в православной литературе существует разное представление о градациях человеческого ума. Говорят, например, о духовном интеллекте, о разуме или рассудке (дианойя на греческом). Можно говорить о духе и о других его аспектах, но важно то, что изменение ума, изменение духа соответствует не этическому, а экзистенциальному изменению, изменению жизни человека.

— Что мы имеем в виду, говоря о метанойе как изменении духовного опыта?

— В современной православной практике термин метанойя имеет множество оттенков и наша задача – раскрыть эти оттенки. Начнем с простого евангельского примера, когда к Христу пришел молодой человек и задал вопрос, как ему обрести вечную жизнь.

И Христос ему ответил: если ты выполняешь все заповеди, то тебе остается сделать только одно: продать свое имение, раздать деньги нищим и пойти со мной. Молодой человек отошел с тяжелым сердцем, потому что он был богат и не мог осуществить эти изменения.

Вот здесь показаны принципиальные отличия того, что понимается под метанойей в истинном смысле этого слова от этического покаяния. Этот человек был праведен, шел по путям заповедей, но он не смог осуществить экзистенциальной трансформации, он не смог сделать себя полезным христианству, он не пошел за Христом и не исполнил заповедь, связанную с изменением его жизни. Обратите внимание, что изменение, которое Христос просил его совершить, не этическое, а онтологическое, изменение по сути, изменение природы. Поэтому опыт метанойи предполагает очень важные изменения не поведенческие, это изменения отношения к жизни вообще, изменение нас самих, как результат этого отношения. То есть такая трансформация, когда мы необратимо меняемся.

— Можно ли определить, из чего состоит метанойя?

— Понятие метанойи многосложно. Здесь можно воспользоваться приемом, основанном на иллюстрациях. Постараемся придерживаться пастырского отношения в объяснении метанойи. Например, ощущение метанойи может связываться с тем, что когда-то вы почувствовали, что Бог покинул вас.

И это ощущение богопокинутости приводит к неизбежной просьбе о помощи, вы протягиваете руку, вы осознаете, что у вас есть только один Отец Небесный. И Бог вам помогает с помощью Святого Духа, который посылает на вас благодать Божию и вы меняетесь.

Архимандрит Софроний Сахаров, поскольку он увлекался трансперсональной психологией и был склонен к изучению восточных философий, рассказывал, как в своих попытках дойти до начала неперсонального основания мира, до истины, он свел себя к нулю и после этого ощутил в себе богопокинутость, когда его личность оказалась ни перед чем. Бог услышал его крик о помощи и Дух Святой его вытащил из этого состояния. Результат этого был колоссальный, потому что архимандрит Софроний стал подвижником христианского благочестия в 20 веке, одним из столпов Православия на Западе.

Этот пример интересен тем, что метанойя здесь означает первоначальную попытку уйти из мира к некоему безличному основанию, чтобы обрести себя в личном Боге, тем самым восстановив себя как личность. Именно поэтому метанойя в различных аспектах предполагает возвращение к личностному познанию всякого опыта. Такой личный опыт, к сожалению, в современном обществе часто забывается, потому что общество развивается по законам анонимной логики, обобщенного коллективного сознания – будь то сознание науки, культуры, в которых человек теряет ощущение своего личного вклада, своего личного присутствия.

А становление личности — это важнейший аспект метанойи, и мы к этому еще вернемся.

— Если метанойе может предшествовать ощущение богооставленности, богопокинутости, то метанойя – это процесс или результат?

— Это и то, и другое. В примере архимандрита Софрония это был результат, который, будучи инициированным, уже никуда не исчезает. Но опыт богопокинутости всегда напоминает о себе. Человек получил благодать, когда этот опыт был преодолен, и он никогда не забывает о присутствии этой благодати. Даже если благодать от него ушла, он все равно стремится восполнить ее.

Он стремится реализовать эту метанойю снова и снова. Поэтому метанойя не есть статическая конструкция, нечто законченное, это не рецепт для изменения опыта, для изменения человеческого сознания. Это некая программа, стратегия.

— Каковы признаки метанойи?

— Пожалуй, следует говорить не о признаках метанойи, а о модальностях, в которых она может проявляться. Метанойя в жизни человека может играть роль полного осознания того, что в данный момент хочет от человека Бог. Это очень важно, потому что человек живет в таком обществе, когда он пытается диктовать свою волю событиям, он строит свою жизнь по определенному плану. Когда этот план не случается по причинам, не зависящим от человека, человек поставлен перед конкретной необходимостью.

К примеру, у человека была семья и вдруг один из супругов заболел. Человеку остается задача воспитывать ребенка. С одной стороны – его карьера, желание достичь чего-то в обществе, с другой стороны он поставлен перед фактом того, что он должен поднимать жизнь маленького человека. Человек должен исполнить волю Бога. А Бог скажет, что нужно воспитывать ребенка.

Тот путь Христа, о котором мы слышали в Евангелии, будет являться путем помощи для этого ребенка. Увидеть эту волю Бога, смириться – это и есть некое ощущение метанойи. Мы отказываемся от своей воли и согласны творить волю Божию. Мы передаем свое сердце и свою жизнь для служения другому человеку.

Человек может отдать свои силы Церкви, он может быть в ситуации, когда Церковь призовет его служить. Это будет другой путь, но очень важно прислушиваться к тому, что говорит Бог, не пропускать Его знаки и развивать в себе духовную интуицию, некий мистический элемент, видение того, что стоит за обычными вещами мира.

— Как проявляется метанойя в контексте современной науки и современного богословия?

— Метанойя играет здесь очень важную роль. Современная наука имеет амбивалентное значение, в особенности что касается ее технических приложений. Позиция Православия по отношению к науке сложна и отличается от позиций других деноминаций Христианской Церкви.

Эта позиция связана с определенным опытом восприятия науки, начиная с патристических времен и заканчивая современным двадцатым веком. Науку сложно сравнивать с богословием напрямую. Наука и богословие по своему статусному опыту разные. Богословие является опытным типом активности человека, как знание о Боге оно связано с непосредственной вовлеченностью общения с Богом.

Наука полагает некий тип абстрагирования и работы в анонимном сознании, когда предметный мир, вселенная рассматриваются как внешние проявления этого анонимного сознания. Соответственно, присутствие личности здесь отсутствует.

И вот метанойя в данном случае и есть попытка свести научный разум на алтарь сердца, попытка свести науку к сердечной деятельности богословствующего разума, то есть в какой-то степени освятить науку. И это очень сложный процесс, потому что он означает некое изменение точки зрения на науку.

Это не просто процесс, который существует сам по себе безотносительно, но процесс, который в себе содержит некие богословские и философские основания. И эти основания сидят в человеке, который творит науку. Но установить эти основания очень сложно и для этого-то и нужна метанойя.

Деконструкция этого научного разума приводит к ощущению ипостасности, личностности, которая стоит за тем, что творится в науке. И понимание того, что научная реальность, как бы она ни была хорошо описана с помощью уравнений и проверенных приборов, не существует вне человеческого разума. Обретение человечности.

Отсюда изменение мнения на современную технику, которая является следствием дела рук человеческих. Мы не можем выработать негативное ощущение к технике, осудить ее, когда она способствует экологическому кризису, или когда мы создаем ядерные бомбы. Важно осознать, насколько техника является продолжением нашего человеческого состояния.

Термин метанойя стал часто использоваться в работах по экологии. Греческие богословы вводят термин метанойя именно как тот императив, который позволяет изменить наше отношение к природе, потому что мы должны ощутить, что природа – это таинство. А раз это таинство на алтаре сердца, то оно должно быть воспринято по-другому, мы должны относиться к ней бережно, сохранять ее. Здесь важен диалог экологии и богословия.

— Кто из древних отцов Церкви говорил о метанойе?

— Метанойя является одной из ведущих узловых категорий добротолюбия. Многие отцы-аскеты, говоря о духовном пути, о содержании благодати, предполагали метанойю, потому что метанойя – это покаяние без распятия, это принятие креста на себя. Без нее невозможен путь спасения.

В Добротолюбии термин метанойя присутствует у многих отцов, в том числе и у преподобного Максима Исповедника. Но в том объеме, о котором мы говорим сейчас, в то время термин еще не существовал, потому что не существовало таких проблем – метанойя в контексте экологии или науки. Но термин метанойя чрезвычайно популярен среди современных греческих богословов в контексте преобразования структуры общества, изменения современных форм церковности в обществе. Это предполагает метанойю на более нетривиальном уровне. Если мы понимаем метанойю как отказ от анонимности сознания, то мы вступаем на путь, который не является социальным.

Так, например, вступая на путь Православия в неправославной стране, человек обрекает себя на некое неприятие со стороны общества. Поэтому метанойя – это вызов, борьба, это не то, что можно взять с поверхности, это не готовый рецепт, по которому можно действовать. Это свой личный опыт, который требует духовного напряжения.

— Метанойя как цель и самоцель…

— По-видимому, ни то и ни другое. Рассмотрим пример, когда метанойя становится целью, не подкрепленной духовным опытом. Человек говорит, что бросает все и идет в монастырь, оставив семью и близких. Казалось бы, что внешне он следует за заповедью Христа. Но на самом деле это не так. В данном случае он не прислушивается к воле Христа.

Воля Христа по отношению к разным людям разная. Так же, как и крест, который дан каждому человеку Богом. В данном случае цель эгоистическая. И так как она лишена благодати и не соответствует воле Бога, такая цель может стать разновидностью прельщения, быть зловещей, потому что ради достижения ее человек может пренебречь интересами других людей.

Здесь человек не выполнит главную функцию любви к людям. Метанойя без любви не имеет никакого оправдания. И поэтому если в этой цели или самоцели нет любви, то вряд ли мы можем сказать, что это тот путь, по которому Христос призывает следовать.

Не нужно понимать, что метанойя – это некая абстракция в себе, что метанойю можно достичь внеэклезиологически, внецерковно. Конечно, метанойя – это путь, и истина этого пути должна быть проверена. Это происходит благодаря тому, что человек участвует в церковной жизни, в Евхаристии, в Литургии, он молится, ходит на исповедь.

Поэтому метанойя не может пониматься вне церковного опыта. А церковный путь не даст вам путь к метанойе, если вы пренебрегаете другими людьми. Поэтому метанойя – это процесс очень сложный. На разных этапах человеческой жизни он приобретает разные формы.

И, пожалуй, важно сохранить свою целостность как эклезиологической, как церковной сущности и в то же время быть очень чувствительным к этим изменениям метанойи. Нужно понимать, что в данный момент нужно делать, чтобы изменить этот опыт. Но главное в метанойе – спасение и обожение. Цель, конечно, есть. Но это цель как эсхатологический идеал, к которому мы стремимся.

— Метанойя как путь, как цель, которую можно достичь. Можно ли прийти к метанойе логическими умозаключениями?

— Достичь цели онтологического покаяния и преобразования на пути чисто логического выстраивания метанойи вряд ли возможно. Если бы это было возможно, это привело бы к ситуации, в которой христианские авторы критиковали гностические учения. С другой стороны я бы не стал отрицать т акой путь, потому что для людей, которые воспитаны не в вере, а в разуме, например, для ученых, путь метанойи как логического перехода к деконструкции химер сознания был бы очень полезен.

Упомянутый пример архимандрита Софрония очень полезен для ученых, потому что фактически то, о чем он говорил, можно перенести в ту же космологию. Люди увлекаются теорией происхождения мира из ничего, Большим взрывом, из которого все произошло. Но давайте задумаемся над вопросом, а что такое Большой взрыв?

Это такое недифференцированное состояние вещества, в котором все было, но не было и не может быть человека. Ученые-космологи думают, что они знают, откуда все произошло. Но это и есть космологическое прельщение. Ощутить свою брошенность в огненный шар, в его нежизненность, может быть очень полезно любому космологу.

Тогда он поймет, что существует некое внутреннее экзистенциальное противоречие в случае, когда возникает восхищение теориями, которые предполагают отсутствие жизни. Такой логический путь деконструкции может привести к тому, что человек ощутит некое покаяние. Конечно, полнота этого покаяния зависит от того, будет ли следующим этапом выход на Живого Бога Христа. Конечно, можно все разрушить, но что же дальше? Личный Бог при этом найден или нет?

— Как метанойя ведет себя по отношению ко времени, как она ориентируется в пространстве?

— Это вопрос, который имеет несколько различных измерений. Два примера я приведу. Первое – метанойя умеет ощущать реальность в безвременье и приостановленной активности. Современная жизнь навязывает человеку определенный тип деятельности, в котором он утверждает себя как существующего.

Например, современный человек должен что то смотреть, читать, куда-то идти, он отсчитывает свое существование посредством неких актов. Выйти из бесконечного диалога с самим собой он не может, потому как в этом случае возникает дискомфорт. Метанойя как раз и означает, говоря словами митрополита Сурожского Антония, умение ничего не делать, когда нечего делать.

Эта тонкая формула говорит о том, что метанойя может остановить время, когда ты ощущаешь существование как таковое, как свое личное существование. Этого сложно достичь, потому что современное сознание коррумпировано анонимностью, прикрытой стереотипами социальных программ. Деконструировать эти программы очень сложно, потому что человек остается наедине с собой.

Преодоление этого страха важно, потому что, преодолевая страх, ты остаешься один на один с Богом. Существование, отличное от героев сериалов, от героев компьютерных игр, от других развлечений. Но разум нужно остановить, свести к сердцу. Конечно, когда это происходит, происходит и трансформация времени. Общепринятый отсчет времени исчезает.

Второй пример – метанойя, связанная с любовью. Любовь, как мы говорили, лежит в основе метанойи. Без любви метанойя невозможна. Но любовь предполагает сведение на нет пространства между вами и любимым человеком.

Даже если этот человек в другом городе, стране, даже если этот человек умер, а вы его любите, когда вы смотрите на его фотографию, вы фактически сводите на нет пространство, оно исчезает. Такая способность свести пространство на нет – один из предикатов метанойи, одно из ее свойств. Достичь этого сложно, потому что мы присваиваем людей в пространственном отношении. Но высшее достижение монахов в том, что весь мир сведен в их душе и пространственного деления там нет.

— В таком случае не является ли метанойя сутью монашеского делания?

— В идеале, да. Потому что в идеале метанойя с трудом реализуема в социальной жизни. Монахи преобразуют мир, поддерживаемый их молитвой. Молитва – один из способов поддержания стен мира.

Но наша задача, задача мирян состоит в том, чтобы пытаться изменить свое сознание, сознание своих близких, детей и привить эту идею как практику самонаблюдения, слежения за своим духовным миром, практику отсева бесконечного мусора, который мы потребляем в жизни. Методологически метанойя очень полезна и нам необходимо объяснять людям, что это такое.

Алексей Всеволодович Нестерук – известный ученый, специалист в области космологии и квантовой физики, научный сотрудник Института православных исследований в Кембридже (Англия), преподаватель Библейско-богословского института Апостола Андрея (Москва)

Источник: xn—-8sbbeenvihiqhfdbj0bjiu3qxa5c.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома