Коллеги, скажите, пожалуйста, может кто сталкивался на практике с вопросами ЗС ГО и взаимодействию с МЧС. Помогите, пожалуйста, разобраться в указанных вопросах. Судя по судебной практике, всех без разбора обязывают содержать ЗС ГО, но я с этим не согласен в отношении моей ситуации с ЗПИФ.
Ситуация сложилась следующая.
В общей долевой собственности ЗПИФ находится нежилое здание вместе с подвалом. Часть подвала является защитным сооружением гражданской обороны (ЗС ГО).
Нежилое здание перешло в собственность ЗПИФ в 2009 году. Зарегистрировано право собственности, выдано свидетельство без обременений о том, что в здании есть объект ГО. Здание перешло по акту-приема передачи Управляющей компании ЗПИФ как единственному акционеру от ликвидируемого ОАО. В акте также не отражалось, что передается в том числе объект ГО.
УК ЗПИФ не знала о том, что в здани есть объект ГО.
УК ЗПИФ здала здание в аренду.
В 2012 году, при проверках, арендатор совместно с МЧС оофрмил паспорт объекта ГО, в котором указал, что собственником ЗС ГО является УК ЗПИФ. ЗС ГО поставлен на учет в МЧС. До 2012 года ЗС ГО документально оформлено не было. С 2019 года МЧС ежеквартально пишет арендатору письма с требованием сообщить о мероприятиях по финансированию и улучшению ЗС ГО. Арендатор на эти письма не отвечает, так как нет возможности финансировать такие мероприятия.
УК ЗПИФ также не имеет возможности финансировать ЗС ГО.
ЗС ГО в силу закона не может находится в частной собственности, а только в федеральной. Каким образом ЗС ГО не было выделено в федеральную собственность — нет сведений. Есть только документы, подтверждающие переход права собственности от ликвидируемого ОАО в ЗПИФ. По данным на сайте Росимущества (официальный запрос не направлялся) нежилое здание не числится в федеральной собственности. В муниципальной тоже нет.
В связи с этим, возникают вопросы:
1. Может ли МЧС обязывать содержать ЗС ГО собственника здания УК ЗПИФ за свой счет?
Если здание находится в собственности ЗПИФ, в федеральную собственность не переходило, Росимущество не обращалось с иском об истребовании из незаконного владения федеральной собственности, договор с Росимуществом о правах и обязанностях в отношении ЗС ГО не заключался. К тому же, если Росимущество и обратится с таким иском, то срок давности прошел. Суд откажет в удовлетворении. Выходит, что здание так и останется в собственности ЗПИФ. Я думаю, что в таком случае, МЧС не вправе ограничивать УК ЗПИФ в использовании своего имущества по усмотрению.
2. Если предположить, что Росимущество все-таки истребует у УК ЗПИФ часть нежилого здания (подвал ЗС ГО) и обяжет заключить договор, согласно которому УК ЗПИФ, как собственник остальной части помещения, будет обязан содержать за свой счет ЗС ГО, то как это реализовать, ведь УК ЗПИФ не вправе совершать сделки в отношении имущества, которое не принадлежит ЗПИФ? И как такие затраты возмещаются со стороны государства?
P.S. Я тут пишу первый раз и не знаю, выносятся ли здесь на обсуждение рабочие вопросы или нет, но будут рад, если кто-то сможет помочь. Прошу прощения за возможные ошибки, торопился:)
Источник: zakon.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Защитные сооружения гражданской обороны и порядок укрытия в них неработающего населения», 11.2020г.
методическая разработка
Защитные сооружения гражданской обороны — инженерные сооружения, предназначенные для защиты укрываемых в военное время от воздействия современных средств поражения, а также от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТОГБПОУ «МНОГООТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Защитные сооружения гражданской обороны и порядок укрытия в них неработающего населения»
Рассмотрен на заседании цикловой комиссии
Общегуманитарных и социально –
Председатель _______/Загородникова Т.И./
Преподаватель ___________/Кузьмин С.В./
1.Общие сведения о защитных сооружениях гражданской обороны и их предназначении ………………………………………………………. …….…..4
2. Типы защитных сооружений ……………..…..………..…………………. 9
3. Планировка и состав помещений ………………………………………….12
4. Входы и аварийные выходы …………. ………..………….……………..17
5.Порядок заполнения защитных сооружений и пребывание в них ……. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….27
Защитные сооружения гражданской обороны — инженерные сооружения, предназначенные для защиты укрываемых в военное время от воздействия современных средств поражения, а также от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов. В мирное время защитные сооружения могут использоваться в установленном порядке для нужд экономики и обслуживания населения.
В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Для обслуживания ЗС ГО в мирное время и поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых в организациях создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений.
В методической разработке собран материал по устройству, назначению и эксплуатации основных типов убежищ и укрытий. Учтен имеющийся положительный опыт проектирования, строительства и эксплуатации защитных сооружений, а также использования их в мирное время для нужд экономики.
- Общие сведения о защитных сооружениях гражданской обороны и их предназначении
Термин «защитные сооружения гражданской обороны» объединяет различные типы убежищ и противорадиационных укрытий (ПРУ), предназначенных для защиты населения от современных средств поражения.
Степень защиты, конструктивно-планировочные решения, требования к системам жизнеобеспечения защитных сооружений ГО и порядок их использования в мирное время определяются нормами проектирования инженерно-технических мероприятий ГО (ИТМ ГО), строительными нормами и правилами СНиП-II-11-77 («Защитные сооружения ГО») и другими нормативными документами по проектированию жилых, общественных производственных и вспомогательных зданий и сооружений.
Защитные сооружения ГО приводятся в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов, а на атомных станциях (АС) и химически опасных объектах (ХОО) содержатся в готовности к немедленному приему укрываемых.
Защитные сооружения, входящие в состав ХОО и АС, включаются в пусковые объекты первой очереди. Ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве АС предусматривается до физического пуска первого энергоблока.
Защита наибольших работающих смен (НРС) объектов экономики, расположенных в зонах возможных сильных разрушений (ЗВСР) и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и объектов экономики особой важности осуществляется в убежищах.
На АС предусматривается защита в убежищах персонала, личного состава воинских и пожарных частей, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций.
Защиту НРС объектов первой и второй категории по ГО и других объектов, расположенных за пределами ЗВСР, а также населения, проживающего в городах, не отнесенных к группам по ГО, поселках, сельских населенных пунктах, и населения, эвакуируемого в указанные населенные пункты, планируется осуществлять в противорадиационных укрытиях.
В местах размещения убежищ для личного состава боевых расчетов пожарной охраны городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, следует предусматривать строительство защитных укрытий для пожарной техники из расчета на 30% основных пожарных автомобилей дежурной смены гарнизона пожарной охраны, дежурного караула пожарной части по охране объектов особой важности.
На объектах и в жилой застройке населенных пунктов в одном из ЗС должен быть оборудован пункт управления (ПУ) объекта, населенного пункта, района города.
Защиту нетранспортабельных больных, а также медицинского персонала во вновь проектируемых, строящихся и действующих учреждениях здравоохранения (больницы и клиники), располагаемых в ЗВСР осуществляют в убежищах. Численность укрываемых больных при этом принимается не менее 10% от общей проектируемой вместимости лечебных учреждений в мирное время.
Защита больных, медицинского и обслуживающего персонала учреждений здравоохранения, располагающегося за ЗВСР городов, отнесенных к группам по ГО, и объектов «ОВ», а также лечебных учреждений, развертываемых в военное время, должна осуществляться в ПРУ, которые проектируются на полный численный состав учреждений по условиям их функционирования в мирное время.
В ЗС, действующих в мирное время учреждений здравоохранения, имеющих в своем составе коечный фонд, и лечебных учреждений, разворачиваемых в военное время, кроме основных помещений для укрытия больных, медицинского и обслуживающего персонала следует предусматривать функциональные помещения, обеспечивающие проведение лечебного процесса.
Защита персонала работающих смен предприятий по добыче полезных ископаемых должна, как правило, предусматриваться в ЗС, размещаемых в подземных горных выработках, шахтах и рудниках. При невозможности защиты в указанных сооружениях рабочих и служащих, работающих на поверхности, их укрытие необходимо осуществлять в ЗС, размещаемых в подвалах, этажах зданий или отдельно стоящих ЗС.
Строители и другие рабочие и служащие, участвующие в строительстве новых или в расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих объектов, расположенных в ЗВСР, должны защищаться в убежищах, предусмотренных для защиты НРС этих объектов. В случае возведения объектов за пределами ЗВСР, строители укрываются в ПРУ по месту работы, жительства или эвакуации.
Фонд защитных сооружений (ЗС) для НРС создается на территории предприятий или вблизи них, а для остального населения — в районах жилой застройки.
Создание фонда ЗС осуществляется заблаговременно, в мирное время, и при переводе ГО на военное положение. Строительство быстровозводимых убежищ и укрытий (БВУ) планируется осуществлять в угрожаемый период из готовых железобетонных и деревянных конструкций.
Основными направлениями по созданию фонда ЗС и его наращиванию могут быть:
1. Комплексное освоение подземного пространства городов для нужд экономики с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения:
а) приспособление под ЗС подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;
б) приспособление под ЗС вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;
в) приспособление под убежища метрополитенов;
г) приспособление для защиты населения подземных горных выработок, пещер и других подземных полостей.
2. Приспособление под ЗС помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведение отдельно стоящих возвышающихся ЗС.
К основным ЗС ГО относятся убежища и противорадиационные укрытия. В интересах решения задачи ГО по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, могут использоваться и простейшие укрытия.
Убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения (без учета прямого попадания), бактериальных (биологических) средств (БС), отравляющих веществ (ОВ), а также, при необходимости, от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ (АХОВ), радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Системы жизнеобеспечения убежищ должны обеспечивать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение двух суток (за исключением убежищ, размещаемых в ЗВСР вокруг АС). Воздухоснабжение убежищ, как правило, должно осуществляться по двум режимам: чистой вентиляции (1-й режим) и фильтровентиляции (2-й режим). В убежищах, размещаемых в районах АС, ХОО, в зонах возможного затопления (ЗВЗ) и пожаров, применяется режим полной или частичной изоляции (3-й режим).
Убежища классифицируются по следующим признакам:
— обеспечению фильтровентиляционным оборудованием (ФВО);
— характеру использования в мирное время.
Противорадиационные укрытия предназначены для обеспечения защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускают непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение двух суток (за исключением ПРУ, размещенных в ЗВСР вокруг АС).
Противорадиационные укрытия классифицируются по следующим признакам:
— по защитным свойствам;
— по фонду помещений под ПРУ;
— по обеспечению вентиляцией.
Простейшие укрытия — это сооружения, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения и обломков разрушенных зданий, а также снижают воздействие проникающей радиации и радиоактивных излучений, кроме того защищают от непогоды и других неблагоприятных условий.
К простейшим укрытиям относятся:
щели (открытые и перекрытые);
траншеи (с одеждой крутости или без нее);
подвалы и подполья (из лесоматериалов и других местных материалов);
цокольные и первые этажи зданий и другие заглубленные помещения.
Открытые щели и траншеи оборудуются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются. В течение 2-х суток такие простейшие укрытия дооборудуются и превращаются, в основном в ПРУ, а затем (в отдельных случаях) — и в убежища. Вместимость простейших укрытий 10 — 40 человек. Планы и графики строительства простейших укрытий увязываются с планами строительства быстровозводимых сооружений, а также с планами рассредоточения эвакуации различных групп населения.
Убежища и укрытия проектируют по строительным нормам и правилам СНиП II-11-77 и дополнениям к ним. Назначение сооружений в мирное время определяется заданием на проектирование.
Современные убежища — сложные в техническом отношении сооружения, оборудованные комплексом различных инженерных систем и измерительных приборов, которые должны обеспечить требуемые нормативные условия жизнеобитания людей в течение расчетного времени. Учитывая, что все системы и устройства взаимосвязаны, такие условия может обеспечить только их совместная и слаженная работа. От надежной работы любой из систем в конечном итоге зависит безопасность находящихся в сооружениях людей.
От ударной волны и обломков разрушающихся зданий защищают прочные ограждающие конструкции (стены, перекрытия, защитно-герметические двери, ставни и ворота), противовзрывные устройства и клапаны на воздухозаборных, выхлопных и других отверстиях. Эти конструкции защищают также от воздействия проникающей радиации, светового излучения и высоких температур. Для защиты от отравляющих веществ, бактериальных средств и радиоактивной пыли убежища герметизируют и оснащают фильтровентиляционным оборудованием, которое очищает наружный воздух, распределяет его по отсекам и создает в убежище избыточное давление (подпор), препятствующее проникновению зараженного воздуха внутрь помещения через мельчайшие трещины в ограждающих конструкциях.
Но одной защиты еще недостаточно. Требуется обеспечить возможность длительного пребывания людей в убежище (до прекращения пожаров, спада уровней радиации). Для этого, сооружения помимо фильтровентиляции, снабжающей людей воздухом, должны иметь надежное электропитание, санитарно-технические устройства (водопровод, канализацию, отопление), радио- и телефонную связь, а также запасы воды и продовольствия.
Устройство убежища и его внутреннее оборудование во многом зависят от вместимости, т.е. от максимального количества людей, которое можно укрыть в сооружении.
Убежища большой вместимости имеют более сложное внутреннее оборудование по сравнению с сооружениями малой вместимости. Сложность внутреннего оборудования и инженерных сетей, оснащенность агрегатами, механизмами, приборами зависят также от назначения и характера использования помещений в мирное время.
Строительство убежищ началось еще до Великой Отечественной войны. Естественно, с того времени требования к убежищам неоднократно изменялись. Поэтому в практике эксплуатации можно встретить самые различные убежища как по планировочным и конструктивным решениям, так и по внутреннему их оборудованию и оснащению. В данной главе наряду с характеристикой современных сооружений в необходимых случаях приведена характеристика убежищ, построенных сравнительно давно.
Противорадиационные укрытия по сравнению с убежищами имеют более простое оборудование. Практически ПРУ может быть размещено в любом подвале, а при определенных условиях (например, высокий уровень грунтовых вод) — в цокольных и первых этажах зданий, однако предпочтительно их полное заглубление.
В ПРУ не предусматривают противовзрывные устройства на системах воздухоснабжения; двери в сооружении, находящемся в зоне действия ударной волны, при режиме укрытия людей к моменту воздействия этой волны должны быть открыты. В этом случае ударная волна, затекающая в ПРУ, не наносит людям травм и в то же время компенсирует изнутри избыточное давление, действующее снаружи. После прохождения ударной волны двери в ПРУ плотно закрывают.
Фильтровентиляционное оборудование БВУ включает в себя фильтры для очистки воздуха, средства подачи воздуха (вентилятор или мехмешок), воздуховоды и противовзрывные устройства на воздухозаборных каналах.
- Типы защитных сооружений
В зависимости от места размещения и конструкций защитные сооружения подразделяют на встроенные и отдельностоящие.
Встроенные сооружения (рис. 1 а ) размещают в подземной части здания, они составляют с ним единый объем, выполняя, как правило, функцию фундамента. Они могут быть размещены на всей площади подвала или занимать часть его (преимущественно центральную), а могут и выходить за контур здания. Если за контур здания выносят значительную часть сооружения или блок вспомогательных помещений, то такие сооружения называют встроенно-пристроенными (рис. 1 б ).
Убежища и ПРУ могут быть запроектированы и построены одновременно с основным зданием или приспособлены, т.е. оборудованы в уже существующих подвальных помещениях зданий. В последнем случае защитные сооружения называют приспособленными (рис. 1 г ). Это в основном убежища старой постройки, а также оборудованные в горных выработках.
Одна из особенностей встроенных убежищ — наличие аварийного выхода для эвакуации людей из сооружения при разрушении наземных этажей здания. За пределы здания выходят также воздухозаборные, воздуховыбросные и газовыхлопные устройства. ПРУ аварийных выходов не имеют.
Отдельно стоящие сооружения (рис. 1 в ) автономны по объемно-планировочным и конструктивным решениям. Размещают их на свободных территориях предприятий, во дворах, скверах, парках и других местах, по возможности вне зоны возможных завалов от наземных зданий и сооружений. Отдельно стоящие убежища, как правило, не имеют аварийных выходов.
Исключение составляют случаи, когда сооружение или выходы размещаются в зоне возможных завалов от зданий окружающей застройки. Эти убежища, как правило, полностью заглубляют в землю и, кроме того, защищают дополнительно земляной обсыпкой.
Поверхность над сооружением можно использовать для различных целей: озеленения, физкультурных площадок, стоянок машин и т.п.
По технико-экономическим и эксплуатационным показателям большое преимущество имеют встроенные убежища. Они значительно дешевле отдельно стоящих (обычно это готовый фундамент для наземного здания), не требуются отдельная территория и коммуникации при строительстве, они удобнее в эксплуатации и, что очень важно, могут быстрее без выхода людей из здания заполняться по сигналу оповещения. Поэтому строительство отдельно стоящих убежищ допускается лишь в том случае, если по обоснованным причинам строительство встроенного сооружения исключается.
Рис. 1. Типы защитных сооружений
1 — наземная часть здания; 2 — убежище (ПРУ); 3 — грунтовая обсыпка; 4 — подвал существующего здания
Вместимость убежищ определяется потребностью в укрытии нужного количества людей в короткие сроки.
По вместимости убежища можно условно разделить на:
— убежища малой вместимости — 150 — 600 чел.;
— убежища средней вместимости — 600 — 2000 чел.;
— убежища большой вместимости — свыше 2000 чел.
Большинство убежищ, построенных давно, имеют малую вместимость, поскольку были рассчитаны на защиту от обычных средств поражения. Кроме того, они оснащены фильтровентиляционными агрегатами ФВА-49 с электроручным приводом, с воздухоподачей 300 м 3 /ч (на 150 чел.) по режиму фильтровентиляции.
Часто под одним крупным зданием оборудовалось несколько убежищ; они размещались в смежных помещениях и имели общую стену с двумя защитно-герметическими дверями, но каждое имело собственную фильтровентиляционную и другие системы жизнеобеспечения.
Позднее выявилась необходимость обеспечить в убежищах средней вместимости аварийное электроснабжение от защищенных дизельных электростанций.
Современные убежища характеризуются большой вместимостью (2000 — 5000 чел.). Это делает их более автономными и надежными, более удобными для эксплуатации в мирное время и более экономичными. Строительство убежищ вместимостью менее 150 чел. допускается только в исключительных случаях.
Вместимость ПРУ, как правило, не превышает 1000 чел.
Источник: nsportal.ru
Государственная тайна: работа с данными и их защита
Несмотря на то, что каждый житель России согласно Конституции имеет право свободно получать и распространять информацию любым законным способом, есть категория данных, свободное распространение которых запрещается. К таким данным относится государственная тайна.
Законодательство РФ четко регламентирует сведения, относящиеся к государственной тайне, порядок доступа к ней, инструменты и способы защиты, а также ответственность, которую несет гражданин, допустивший разглашение тайны государственной важности.
Объекты государственной тайны
Согласно определению, принятому в российском законодательстве, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб государству.
Перечень сведений, сосведенияставляющих государственную тайну, определяется федеральным законом №5485-1 «О государственной тайне». В соответствии со статьей 5 ФЗ к гостайне относятся сведения в:
- военной области;
- области экономики, науки и техники;
- области внешней политики и экономики;
- области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
- области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.
Сведения, которые 5485-1-ФЗ не относит к государственной тайне перечислены в статье 7. К ним относится информация о:
- чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью людей, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- размерах золотого запаса и государственных валютных резервов РФ;
- состоянии здоровья высших должностных лиц страны;
- фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Ограничения на разглашение гостайны устанавливаются государством с момента ее создания или заранее. Органы власти, которые обладают полномочиями по отнесению информации к гостайне, разрабатывают перечни сведений, которые необходимо засекретить.
Исполнители, руководствуясь перечнями, определяют степени секретности информации, устанавливают грифы секретности документов и выполняют ограничительные мероприятия.
Степень секретности сведений соответствует тяжести ущерба, который может быть нанесен государственной безопасности, если они будут разглашены. Устанавливаются три степени секретности сведений и соответствующие им грифы секретности:
- особой важности;
- совершенно секретно;
- секретно.
Срок, на который данные засекречиваются, не должен превышать 30 лет, за исключением случаев, когда межведомственная комиссия принимает решение об увеличении временного промежутка.
Инструменты защиты
Система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты гостайны, используемых средств и методов защиты информации и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.
Согласно статье 20 закона «О государственной тайне» к органам по защите государственной тайны относятся:
- межведомственная комиссия;
- органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны
Также в действующем законодательстве закреплены меры защиты государственной тайны. Основными являются:
- формирование органов, обеспечивающих защиту гостайны, а также распределение обязанностей по ее защите между государственными органами, должностными лицами и организациями;
- создание порядка по допуску граждан и должностных лиц к информации, составляющей государственную тайну;
- разработка и внедрение комплекса мероприятий по сертификации средств защиты информации;
- обеспечение финансирования мероприятий, направленных на защиту гостайны;
- надзор за обеспечением защиты государственной тайны.
Для защиты гостайны применяются комбинированные способы защиты, включающие технические средства, программные средства, организационные мероприятия и криптографию.
Порядок доступа
Доступ к государственной тайне определяется постановлением правительства РФ №63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».
В общем положении постановления сказано, что в форма допуска граждан к государственной тайне зависит от ее степени секретности. Существует три формы:
- первая — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
- вторая — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
- третья — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Допуск к сведениям высокой степени секретности означает, что его владелец имеет право доступа к информации более низкой степени секретности.
Лица, имеющие доступ к гостайне в связи с исполнением должностных обязанностей, предупреждаются о ее неразглашении и об ответственности, которая грозит в случае разглашения.
Сохранность государственной тайны гарантируется установления ответственности, которую несут должностные лица перед федеральным законодательством.
Наказания за нарушения
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «О безопасности» и «О государственной тайне». Нарушителю может грозить как замечание, выговор, увольнение, взыскание ущерба, лишение лицензии, так и штрафы и тюремный срок.
Согласно статье 13.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях за ведение деятельности по защите информации, составляющей гостайну, без соответствующего разрешения должностное лицо получит штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей, юридическое лицо — от 30 тыс. до 40 тыс. рублей. Также у нарушителей конфискуют средства защиты информации при их наличии.
Закон «О государственной тайне» предусматривает уголовную ответственность, прописанную в четырех статьях УК РФ:
Статья 275. Государственная измена. За разглашение иностранному государству либо организации государственной тайны, а также за оказание финансовой, материально-технической, консультационной помощи подсудимый получит наказание в виде лишения свободы от 12 до 20 лет и штраф в размере 500 тыс. рублей.
Статья 276. Шпионаж. Сбор, передача, кража или хранение гостайны в целях ее передачи иностранному государству или организации, а также передача и сбор информации по заданию иностранной разведки карается законом лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.
Статья 283. Разглашение государственной тайны. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, гражданин может быть арестован на срок от 4 месяцев до 4 лет. Если содеянное привело к тяжким последствиям, наказание может составить от 3 до 7 лет лишения свободы.
Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну. Это нарушение может грозить нарушителю арестом от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы до 3 лет с лишением права заниматься определенным видом деятельности.
Источник: isoit.ru