Кроме прибыли от предпринимательской деятельности юридические лицами могут располагать свободными средствами, которые на текущий момент ей и не нужны. К ним относятся расходы на будущие покупки или на расширение бизнеса. Для того чтобы эти деньги не «болтались бед дела» на расчетном счете, ЮЛ могут открывать депозиты. Это позволит наиболее эффективно управлять финансами и получать дополнительную прибыль.
Деятельность ЮЛ подразумевает наличие оборотных активов, а по мере накопления формируются свободные деньги. Эти суммы значительно отличаются от вкладов физлиц, поскольку речь идет о десятках миллионов.
Банки предлагают специальные условия по вкладам юрлиц. Здесь почти нет общих условий, и все депозиты рассматриваются в индивидуальном порядке (в зависимости от суммы, срока, инвестиционной стратегии, условий вложения и опций). Несмотря на то, что ставки невысокие, за счет большой суммы вклада организация может неплохо заработать. У многих участников таких сделок возникает вопрос по поводу налога по процентам вкладов юридических лиц. Рассмотрим этот вопрос в данной статье.
Какие налоги нужно платить при вкладе в банк с 2021 года
Вклады для юридических лиц.
Банки стараются активно привлекать юрлиц на вклады, поскольку здесь речь идет о больших суммах. Прибыль от таких вложений не может не привлекать организации, но массового роста в этой сфере не наблюдается. Это связано с тем, что в отличии от вкладов физлиц, которые попадают под страхование государства, вклады юрлиц не страхуются ни в какой сумме. Поэтому, если организации и размещают вклады, то делают это в крупных госбанках или банках «первого десятка».
Линейка вкладов для ЮЛ выглядит примерно так (может меняться в зависимости от банка):
- Вклад до востребования. Здесь нет четких сроков по хранению, проценты могут не начисляться (до востребования 0,001%) или ставка будет низкая (до 2%). Зато деньги с такого счета ЮЛ может снять/перевести в любой в момент.
- Срочный вклад. Он открывается на оговоренный срок под определенную ставку. В этот период обычно не предусмотрено снятия денег (частичного или полного). Если такое условие и есть, то проценты банком выплачены не будут.
- Сейфовый вклад. В этом случае деньги помещаются в сейф за определенную плату.
Какой бы вид вклада не выбрала организация, об этом она обязана сообщить в налоговые органы. Сокрытие наличия депозита может повлечь на организацию денежный штраф или даже уголовное наказание. С недавнего времени банки стали сами уведомлять налоговые органы о наличии вкладов налогоплательщиков.
Налог по процентам вкладов юридических лиц.
На ЮЛ накладываются обязательства по выплате ряда налогов. Список налогов зависит от системы налогообложения (СНО), по которой работает ЮЛ. Исходя из этого также будет формироваться требование по выплате налога по процентам вкладов юридических лиц. Сумма налога по вкладу будет взиматься с дохода, превышающего СР(ключевая ставка)+5 п.п. В 2016 году она составляет 16% (11%+5 п.п.).
НАЛОГ НА ВКЛАДЫ — КТО ЗАПЛАТИТ? | Давайте разбираться
С необлагаемой части ЮЛ будет платить налог, согласно выбранной системе налогообложения. Рассмотрим особенности налогообложения в разрезе каждой системы.
Налоги при ОСН
.
Это общая система налогообложения. С ней работают в основном крупные компании. Она являются одной из самых сложных и применяется, если компания не выбрала более простую систему или не подходит по требования для выбора «упрощенки». Согласно ст. 270 и ст.
251 НК РФ, деньги, перенаправленные на депозитный счет, не относятся к активам организации. Это означает, что ЮЛ не будет иметь проблем с НДС, если деньги поступают на депозитный счет, а затем возвращаются на счет депозита вместе с процентами.
Ст. 250 НК РФ приравнивает доходы по вкладу ЮЛ к внереализационным доходам. Если срок по вкладу дольше отчетного периода, то прибыль по вкладу признается полученной и входит в отчетного этого периода. Эти проценты будут включены в налоговую базу для выплаты налога по ведомости передвижения денег по счету ЮЛ. Налог рассчитывается, как доходы минус расходы *20% и оплачивается не позднее 25 числа месяца, идущего за отчетным периодом (кварталом).
Налоги при УСН
Это упрощенная система налогообложения. ЮЛ на УСН платят налог от прибыли, полученной от реализации товаров или услуг и внереализационных доходов, к которым по ст. 249 и 250 относятся проценты по вкладу. По ст. 346 НК РФ, днем получения прибыли является день зачисления денег на расчетный счет ЮЛ.
Если проценты капитализируются (выплачиваются на счет депозита), то они не попадают под налогообложение, т.к. ЮЛ не может ими пользоваться.
Как только деньги с депозитного счета будут перечислены на расчетный счет, с этого дня организация обязана отражать их в декларациях для налогообложения. Ставка налогообложения составляет 6%. Подача декларации проводится до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Налоги при ЕНВД
Это единый налог на вмененный доход или так называемая «вмененка». ЮЛ на ЕНВД, открывающие вклады в банках, получают доход в виде процентов, который также попадает под внереализационный доход. Ставка налога составляет 15%. Подача декларации проводится до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В отношениях с ЮЛ налоговым агентом является организация, а не банк, поэтому оплачивать налоги должна только она.
Пример расчета налога по процентам вкладов юридических лиц.
Допустим, ЮЛ открывает вклад на 10 млн. р. на 3 месяца под 17%.
Доход по вкладу составляет:
Доход = 10 000 000 р. * 17% * 91 д./365 д. = 423 835 р.
Сумма процентов с учетом СР составляет:
Доход по СР = 10 000 000 р. * 16% * 91 д./365 д. = 398 904 р.
Налогооблагаемая база = 423 835 р. – 398 904 р. = 24 930 р.
Налог с дохода (35%) = 24 930 р. *35% = 8 726 р.
ЮЛ получает доход со вклада за вычетом этой суммы.
Чистая прибыль со вклада = 423 835 р. – 8 726 р. = 415 109 р.
Далее организация на УСН платит налог 6% с разницы Доходы -Расходы.
Таким образом, организации-вкладчики являются привлекательными для банка. Они размещают большие суммы, активно пополняют депозиты, а банк может пользоваться деньгами и зарабатывать себе прибыль, частью которой он готов поделиться с вкладчиком.
Популярные вопросы по налогам на вклады юридических лиц
Будет ли с юридических лиц действовать налог с процентов по депозитам?
Юридические лица платят налог на доход согласно своей системе налогообложения. Статья 214.2. Налогового кодекса РФ касается только физических лиц. Юридические лица под ее действие не попадают.
В статье есть упоминание только физических лиц. О вкладах юридических лиц речи не идет.
Какой налог на прибыль юридических лиц с процентов от депозита
Налог на прибыль юридических лиц и ИП зависит от применяемой системы налогообложения. Его можно учитывать как обычный налог на доход. Для ИП на упрощенке например, налог будет составлять 6% аналогично налогу на другие доходы
Можно ли применять правила налогообложения доходов по вкладам Юридических лиц к самозанятым?
При получении дохода по вкладу Самозанятым нельзя применять ставку налога НПД. Согласно 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Доход по вкладу не входит в перечень объектов налогообложения, поэтому НПД к нему не применим.
Автор статьи, эксперт по финансам
Дмитрий Тачков
Привет, я автор этой статьи. Имею высшее образование. Квалифицированный инвестор. Специалист по финансам и кредитам. Более 3-х лет работал в коммерческих банках РФ.
Пишу про финансы более 5 лет. Поставьте пожалуйста оценку моей статье, это поможет улучшить ее.
Источник: investor100.ru
Налог на вклады для физических лиц в 2023 году
Сколько составляет налог на вклады для физических лиц в 2023 году, как он рассчитывается, куда платить и сколько — реальные примеры с комментариями юристов в нашем материале.

В 2020 году Владимир Путин объявил, что в России вводят новый налог на вклады для физических лиц. При этом президент подчеркнул, что он будет начисляться лишь с процентов.
Вместе с юристами разбираемся, как устроен закон, кто по нему обязан платить налог и в каком размере.
Когда принят закон
Закон принят и опубликован. В тексте указано, что новые правила налогообложения вкладов вступают в силу с 1 января 2021 года.
— То есть налог будет применяться к доходам от вкладов, которые относятся к налоговому периоду 2021 года, что соответственно наступит в 2022 году, — объясняет юрист Вадим Шадрин.
Налоговые уведомления по вкладам 2021 года налоговая инспекция разошлет осенью 2022 года. По вкладам, которые приносили доход в 2022-м — осенью 2023 года. Если вклад у вас лежал на счете в 2021-м, 2022-м и так далее (долгосрочный на два-три-пять и более лет), то налог заплатите не в конце срока, а по итогам каждого минувшего года.
В марте 2022 года в Госдуме внесли поправки в налоговый кодекс. Таким образом, депутаты разрешили горожанам не платить налог с прибыли, полученной от процентов по вкладам за 2021 и 2022 годы. Таким образом, в 2023-м инвесторам ничего платить не нужно. А вот прибыль, полученная в течение 2023 года, налогом уже облагается.
Какие вклады облагаются налогом
Важное уточнение: налогом облагаются не сами вклады, а проценты, полученные по ним. В законе сказано, что налог взимается с процентов от вкладов в банках, находящихся на территории РФ.
— Проще говоря, все деньги, которые гражданин держит в безналичной форме на своих счетах и вкладах в российских банках, подпадают под действие закона. Не будут учитываться лишь доходы в виде процентов, полученных по рублевым вкладам, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых, — объясняет Шадрин.
Что это за вклады, по которым доходность ниже 1%? Как правило, большинство вкладов до востребования. То есть вы положили в банк деньги не с целью приумножить, а просто на сохранение и хотите иметь возможность снять их в любой момент. Также под категорию попадают эскроу-счета, на которых учитываются денежные средства до наступления определенных обстоятельств или выполнения каких-то обязательств.
Ставка налога на вклады
Ставка налога на доход от вкладов попадает в категорию НДФЛ — 13% (или 15%, если годовой доход физлица превышает 5 миллионов рублей). Но не все так просто. Этот процент не вычтут из вашего дохода сразу. Сначала из доходов отнимут необлагаемый лимит. А уже после, если что-то осталось, то с дохода снимут проценты.
Читайте подробный разбор в следующем пункте.
Расчет налога на вклады
В прессе говорится о налогообложении вкладов свыше 1 миллиона рублей, но аналитики юридической компании «Шадрин и партнеры» обращают внимание, что это неверно. Рассмотрим порядок расчета налога на примерах.
Для начала про необлагаемый лимит. Его устанавливает государство.
- Для вкладов 2021 года, по которым налог заплатят в 2022 году, используют действующую ключевую ставку ЦБ на начало 2021 года.
- Для вкладов 2022 года ставку, актуальную на 1 января этого года .
- Для вкладов 2023 года ставка — 8,5%.
Лимит в 2021 году:
1 000 000 руб. х 4,25% = 42 500 руб.
Лимит в 2022 будет:
1 000 000 руб. х 8,5% = 85 000 руб.
Далее будем рассматривать на примере вкладов 2022 года, по которым налог нужно будет заплатить в 2023 году. 85 000 рублей — это общая сумма процентов за год по всем вашим вкладам, с которой государство налог удерживать не будет. Доход по вкладам, превышающий 85 000 рублей, облагается по ставке 13%.
Предположим, у вас вклад (или сумма вкладов) в 1 000 000 рублей под 10% годовых. Ваш доход составил 100 000 руб. Таким образом, сумма дохода сверх лимита — 15 000 рублей — облагается по ставке 13%, то есть вы заплатите 1950 рублей налога.
Посчитаем, сколько заплатят те, у кого на вкладе лежит сумма 3 000 000 рублей под средний для российских банков процент на начало 2022 года — 7,5%. Получается доход за год составит 225 000 рублей. Вычитаем необлагаемый лимит в 85 000 рублей. Сумма в 140 000 рублей облагается налогом в размере 13%, то есть 18 200 рублей.
При сумме вклада в размере 10 000 000 рублей под 7,5% налог составит 86 450 рублей.
В 2023 году необлагаемый налогом лимит опустится:
1 000 000 руб. х 7,5% = 75 000 руб.
Сроки уплаты налога на вклады
По Налоговому кодексу при налогообложении дохода от вкладов налог должен удерживать банк и выплатить вам проценты уже с вычетом налога.
— Но с принятием нового закона возникла проблема: при расчете налога должна учитываться общая сумма вкладов во всех банках. Таким образом, если в отдельно взятом банке доход гражданина не превысил лимит, это еще не означает, что налог вкладчик платить не будет, — говорит Вадим Шадрин.
Поэтому механизм взимания налога с 2021 года изменится: банк выплатит вам всю сумму процентов. Но затем сообщит о ваших доходах в налоговую. Инспекция сведет воедино информацию из всех банков, в которых вы получили доход, и посчитает сумму налога. Вам придет уведомление, которое нужно оплатить самостоятельно, как это сейчас с налогом на недвижимость и транспорт.
Банки обязаны представлять сведения о ваших доходах в налоговую не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом. Налог подлежит уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
То есть если речь про налог на проценты по вкладам за 2022 год, то отчитываются по ним банки до 1 февраля 2023 года. Заплатить нужно до 1 декабря 2023 года.
Льготы на налог на вклады
Каких-либо специальных льгот для отдельных категорий вкладчиков законом от 1 апреля 2020 года №102-ФЗ не предусмотрено. С точки зрения обывателей льготой можно назвать необлагаемый лимит, про расчет которого мы писали выше.
Популярные вопросы и ответы
Держу вклады в разных банках. С каждого нужно платить налог?
В законе есть формулировка: «по всем вкладам (остаткам на счетах) в банках». Это означает, что при исчислении налога будут суммироваться проценты по всем вашим вкладам и счетам, независимо от того, в одном банке вы храните свои сбережения или в нескольких.
Нужно ли указывать доход от вкладов в декларации 3-НДФЛ?
Нет. Также декларацию по данному виду дохода подавать не нужно.
Проценты по вкладам в валюте также облагаются налогом?
Налогом облагаются также валютные вклады и счета. Доходы по ним подлежат пересчету в рубли по официальному курсу Банка России на дату фактического получения дохода.
Налог с вкладов взимался до 2020 года?
Да. Но поправки в Налоговый кодекс можно считать ужесточением. В прежней редакции НК РФ было условие: ставка по вкладу должна превышать на пять процентных пунктов ставку рефинансирования. В феврале 2020 года ставка рефинансирования составляла 6%. Таким образом, согласно старой редакции, действующей до конца 2020 года, налог взимали лишь с вкладов, по которым размер процентной ставки составляет свыше 11% годовых.
— Очевидно, что сейчас ни один банк не предложит вкладчикам такие условия, поэтому данная норма фактически не работала, следовательно, не приносила доходы бюджету. С принятием новой редакции НК РФ, доходы бюджета в данной части, несомненно, увеличатся, — уточнил Вадим Шадрин.
Когда впервые заговорили о налоге на вклады?
В октябре 2016 года идею о введении налога на большие депозиты озвучил замглавы Минфина Алексей Моисеев. Во время лекции в Финансовом университете при правительстве РФ он сообщил, что в России есть вкладчики, у которых на счетах более 1 млрд рублей и они с них не платят налоги.
В апреле 2017 года на Красноярском экономическом форуме это же мнение высказал замминистра финансов Илья Трунин. В ведомстве заверили, что это был его личный взгляд. После этого на государственном уровне вопрос о налогах со вкладов и счетов не поднимался.
О налоге на проценты по вкладам в 2020 году объявил Владимир Путин во время обращения к нации в связи с распространением коронавируса. Где связь?
Если проследить историю закона через сайт Госдумы, мы увидим, что изначально он внесен в декабре 2019 года. В первоначальном тексте не было ни слова о налогообложении вкладов. Предлагались небольшие поправки по упрощенной системе налогообложения для предпринимателей.
Законопроект прошел первое чтение в Госдуме в начале марта 2020 года и планировался к принятию в окончательной редакции в конце месяца. Однако ситуация в стране изменилась. Правительством был подготовлен пакет срочных мер в период пандемии.
В законопроект внесены изменения в части налогообложения вкладов населения. Они расходятся с общей тенденцией на ослабление налоговой нагрузки, которая прослеживается в выступлениях высших должностных лиц.
В заключении комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам от 31 марта 2020 говорится, что масштабные поправки, внесенные в текст законопроекта, направлены на реализацию поручений президента по итогам обращения к гражданам 25 марта 2020 в связи с распространением коронавирусной инфекции.
— В чем логика данной меры, остается только догадываться. Возможно, тем самым правительство пытается побудить граждан тратить свои сбережения. Заставить деньги работать, а не лежать бесцельным грузом, и тем самым поддержать падающую экономику. Помимо этого, данную норму можно рассматривать как одну из форм налога на богатство, так как чем больше у гражданина денег на вкладах, тем больше он заплатит государству, — считают аналитики «Шадрин и партнеры».
Источник: www.kp.ru
