О купюре XX века рассказал Государственный архив Псковской области. Информационное видео учреждение опубликовало на своих страницах в социальных сетях.
Видео: Государственный архив Псковской области
«Как думаете, что можно было приобрести на 100 рублей в 1910 году? Предлагаем рассмотреть одну из самых известных купюр в истории российских денег – «Катеньку». Так называли купюру с изображением портрета Екатерины II номиналом в 100 рублей», — рассказали в учреждении.
Как объяснила специалист архива, в 1910 году за такую банкноту можно было купить лошадь, парадный офицерский мундир, а за пару сотен — рояль.
Готовитесь ли вы к очередной волне сезонных заболеваний?
Электронное периодическое издание. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-42756 от 25 ноября 2010 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Гражданская пресса»
Полное использование материалов сайта запрещено. При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковская лента новостей» обязательна
Источник: pln-pskov.ru
Загадки банкнот РИ, Временного Правительста и ранних Советов
[more]
https://serge-blr.livejournal.com/273.html
Прочитав статьи в ЖЖ:
https://izofatov.livejournal.com/104784.html автор izofatov
https://vaduhan-08.livejournal.com/393675.html автор vaduhan_08
и т.к. сам являюсь коллекционером решил несколько расширить и углубить тему.
Первые свои вопросы были заданы на форуме бонистов (https://bonistika.net/forum/viewtopic.php?t=41421postorder=asci=38045)
Кстати, вот интересный факт из биографии Кардакова: https://bobruisk.ru/news/2011/09/16/21916.
Конечно же, были и переиздания каталогов с дополнениями (вот библиография: http://www.bonistikaweb.ru/bibluogr.htm).
Лично я вижу деградацию в издании каталогов.
*
Бумажные деньги печатаются с 1769 года. И в течении, почти, 150-ти лет их ни кто не замечает. Появился фундаментальный труд «Корпус русских монет» а, про банкноты — тишина. Нумизматы есть, бонистов нету (точнее есть какие-то фамилии но, не более того). Бумажные деньги не замечают в упор?
Но, появились Чижов, Чучин и Кардаков и вместе с ними появились бумажные деньги.
Есть мнение, что бумажные деньги были очень дорогие для коллекционирования.
Дальше провал: в период с 1927 по 1950 не выпускаются каталоги по бумажным деньгам. Ни кому они не были интересны (бумажные деньги)? А два последних каталога выпущены в Германии (в РСФСР-СССР не было кому этим заняться или не было что каталогизировать?)
И ещё одно не понятное: СФА продавала конверты с ден.знаками вышедшими из обращения с надпечаткой «Коллекционный».
Но, в этих подборках не было денег РИ и Временного Правительства. Как будто их вообще не было.
*
2. Российская Империя
Склоняюсь в выводу, что с бумажными деньгами РИ не всё так просто и понятно, как нам описывает матчасть и учат классики.
Утверждают: России не надо было указывать страну — все и так знали, что это за страна и какой Государственный Банк выпускает рубли.
Но, может быть, всё было по другому? Империя одна и в этой Империи только один Государственный банк. Правильно было подмечено: «Моя фамилия слишком известна, чтобы её называть» (с)
А дальше атрибуты государства: герб Империи, вензель правителя. Был отсыл к нумизматам, они так определяют принадлежность (в порядке убывания):
1. Портрет главы государства.
2. Герб государства
3. Эмблема (вензель)
4. Название страны (государства).
Имея некоторую знания рассмотрим бумажные деньги периода правления Николая II (выпуски 1898 — 1912). Для начала: малый герб Империи
(как утверждают на форуме бонистов, что монограмма (вензель) может быть любого начертания и нет ни каких строгих правил. Если честно то, я сильно в этом сомневаюсь. Это символ правителя и он должен быть единым и не должно быть ни каких разночтений и т.п.)
Смотрим (все изображения банкнот взяты отсюда):
1. 1 рубль 1898 — портрета нет, герб есть, вензель есть. По вензелю определяем правителя: Николай II
2. 3 рубля 1898 — такая же картина как и с рублём 1898
3. 5 рублей 1898 — женщина на троне (символ России?), портреты каких-то тёток и вензеля нет. Получается, что правителя нет (т.к. отсутствует эмблема (вензель) или правитель — женщина на троне (?). Есть мнение, что женщина на троне — Марина Мнишек. (Читаем комментарии к посту:https://vaduhan-08.livejournal.com/393675.html)
4. 10 рублей 1898 — женщина на троне (символ России?), портреты тёток пропадают. Опять вензеля нет и мы не знаем правителя или правитель — женщина на троне (?). Опять же: ситуация как и с 5 рублей 1898 женщина на троне Марина Мнишек?
5. 25 рублей 1899 — та же женщина ( Марина Мнишек?) но, уже стоит (символ России?), снова появляются портреты тёток и, снова, отсутствие вензеля правителя. За то есть водяной знак с изображением Александра III. Кто правит?
6. 50 рублей 1898 — появился портрет (по нумизматам это самый главный атрибут правителя). Правитель Николай I?
7. 100 рублей 1898 — опять портрет и, даже, с подписью, что это «Самодержица Всероссийская» Правитель: Екатерина II?
8. 500 рублей 1898 — портрет и вензель. Вензель не соответствует портрету. Кто правитель? На что обращать внимание? По нумизматам правитель Петр I
9. 3 рубля 1905 — есть вензель правителя. Но вот такая закавырка: этот вензель не похож на тот, что был ранее и на тот, который на монетах. Почему?
10. 5 рублей 1909 — только герб. Ни портретов ни вензелей. Кто правитель определить не можем.
11. 10 рублей 1909 — такая же ситуация как и с 5 рублей 1909
12. 25 рублей 1909 — появляется портрет. Правитель Александр III?
13. 100 рублей 1910 — портрет и аж два вензеля. Причём вензель Екатерины II, почти, в два раза больше вензеля Николая II. Николаевский вензель скромненько так в уголочке разместился. Кто главней тут? Кто правитель? По нумизматам — Екатерина II
14. 500 рублей 1912 — вензель не соответствует портрету. Получается правитель Петр I (по нумизматам).
На всех банкнотах нет общего стиля оформления. То горизонтальные, то вертикальные, то, снова, горизонтальные.
Зачем размещать символы и портреты не действующих императоров? (это совсем не по Имперски). И почему не разместить портрет действующего Императора? (вот это бы было по Имперски). На монетах такого нет. Короновался Император и весь период его чеканят на рублях, полтинах и четвертаках. Складывается странная ситуация: кто печатал банкноты не знал ни правителя ни его символ (вензель) в указанный период и лепил всех и вся.
Ещё, учат, что женщина изображённая на купюрах является символом России но, почему он изменился к 1912 году? (сомневаюсь, что так легко и просто можно менять символы). А что это за голый дядька у портрета Екатерины II на 100 рублей 1910? Что он символизирует? Орлова или Потёмкина?
Классики утверждают, что это была «портретная» серия истории РИ. А почему не изменили дизайн 1 рубля 1989 — потому, что это был маленький (. ) номинал и его не целесообразно было подделывать. Почему не поменяли дизайн 50 рублей 1899? Объясняют странно, мутно и запутанно (http://www.bonistika.ru/anncms/biblio/36/).
Чуть позже я напишу и про более раннии серии банкнот РИ.
Хорошо, поверим, что весь мир знал, что за Империя выпускала рубли. Но, были ещё и облигации и займы и на всех Государственных займах (облигациях) было указано «Российское Императорское Правительство».

И эти ценные бумаги, в основном, размещались за границей. Получается какая-то не стыковка: знали, кто выпускает деньги и не знали, кто выпускает займы. Парадокс.
И последнее: в России у Николая было звание: полковник Российской Армии. Но у него были и иностранные звания, например: от Великобритании адмирал флота и фельдмаршал британской армии.
*
Временное Правительство 2 марта — 25 октября 1917 .
(тут, вообще, песня)
Напомню, бумажные деньги РИ были признаны самыми красивыми и защищенными деньгами мира.
Итак, такое впечатление, что Временное правительство только и занималось выпусками денег.
В апреле 250 рублей,
в июне 1000 рублей,
по осени 20 и 40 рублей.
А еще указы по выпуску в оборот Обязательств Гос.казначейства и Создание Союза Акционерных банков с подготовкой их собственной эмиссии. Плюс подписание договора с ABNC на печатание новых денег и тут же Государственные кредитные билеты образца 1918 года.
Что мешало Временному Правительству внести изменения на деньгах РИ? Заштемпелевать старый герб, вензель, портреты. Сделать надпечтки указывающие на новое Правительство и поставить соответствующую дату? Это дело одного дня. Тем более с такими гравёрами (мы помним, что деньги РИ были самые-самые).
Но, Временное Правительство мечется по всему миру в поисках печатника для новых денег.
Я думаю, что Государственный банк (со всеми службами и отделами) не принял Временное Правительство и отказался с ним сотрудничать. Печать денег была прекращена. У Гос.банка был какой-то запас, который и попал в оборот. Когда с Гос.банком договориться не получилось (или не дали разрешение), тогда начался поиск нового печатника денег. Нашли в США. Договорились.
В это же время в «кустарной» типографии печатается 250 рублей. Потом — 1000 рублей. Для увеличения объема наличных денег выпускают в оборот Обязательства. И осенью, уже при Керенском А.Ф., выпускаются очень странные номиналы в 20 и 40 рублей. В это же период Временное Правительство нашло общий язык и как-то заинтересовало правления акционерных банков.
Банки объединяются и готовится выпуск новой серии рублей.
Образец из этой серии (кстати, были они отпечатаны в Типографии «Товарищество Р.Голике и А.Вильборг», Петроград, а не в ЭЗГБ).

(кстати, довольно примитивного исполнения, судя по картинкам).
Это говорит о том, что деньги эти готовили не служащие Гос.банка, которые делали деньги для РИ). Но, не успели. Советы взяли власть в свои руки.
Откатаем назад.
1. Договор с ABNC на печать новых денег.
Сколько времени должно пройти с момента подписания договора и до выпуска банкнот?
Как написано в классике: в сентябре князь Львов поехал в США получать новые деньги. Т.е. деньги были готовы за 7 месяцев (при условии, что договор подписан марте)? Серьёзно? Допустим, договор на изготовление подписал Посол России в США. Но, принять решение об оформлении банкнот и утверждении образцов он не мог.
Значит, кто-то из Петрограда должен был съездить в США и посмотреть напечатанные образцы а, для начала, обсудить оформление и цветовую гамму (либо американцы должны были приезжать сами). Это время. И не маленькое. А если образцы утвердили не с первого раза? Можно сказать, с большой долей уверенности, что эти деньги готовились еще до Временного Правительства.
Вот так выглядели эти деньги:
(были отпечатаны: 50 копеек, 25, 50, 100, 250, 500 и 1000 рублей).
Еще момент. ABNC находится на восточном побережье США но, доставку новых денег они организовали через Дальний Восток. Т.е. был транспорт через всю территорию США и потом через Атлантику. Не проще ли было отправить в Мурманск или Архангельск? Там Великобритания и они союзники.
Ах да, нас же учат, что эти деньги предназначались (потом) адмиралу А.В.Кочаку.
Или, вот вариант: США готовило оккупацию России и заготовила деньги. Зона вторжения: Сибирь и Дальний Восток. Поэтому эти деньги и появились в том регионе и использовались различными правительствами (разновидности рассматривать тут не будем).
2. Государственные кредитные билеты образца 1918 года т.н. «пятаковский» выпуск
Как известно эту серию относят к проекту Временного Правительства. Но, в оборот эти деньги выпустили Советы.
Зачем Временному Правительству ещё серия рублей? Запасной вариант? Может быть. Может стоит рассмотреть такой вариант: в период двоевластия Временное Правительство заказывает деньги в США а, Совдеп нашли вариант на территории России. Два разных правительства заказывают два разных вариант денег.
Это вполне реально и разумно.
Вот так выглядели эти деньги:
(выпуск был с 1 рубля до 10000 рублей)
Когда у Совдепа было всё готово они пришли в Зимний и сказали: Вы не смогли обеспечить страну наличкой а, у нас всё готово. Теперь мы будем править.
Это было в ночь с 25 на 26 октября 1917
🙂
И в завершении: по Брест-Литовскому договору Советская Россия должна была выплатить по одному из пунктов контрибуции 600 миллионов бумажных рублей.
Согласитесь, что деньги красивые, многоцветные, с портретами. А теперь посмотрите на деньги Англии этого же периода.
Чёрно-белые бумажки с примитивным дизайном (только не надо говорить про английский консерватизм).
Самые дорогие монеты в мире
Самая дорогая монета в мире должна быть из золота и весить 100 килограмм. Но нет! Такая монета есть в нашем списке, но она аж на 5 месте. Первые места занимают безделушки с копеечным номиналом — но они проданы за несколько миллионов долларов.
Стоит упомянуть и о российских ценных монетах, не смотря на то, что они отсутствуют в этом списке — знайте, существует монета 50 копеек стоимостью в 10 млн. рублей.
Итак, эта красотка с распущенными волосами известна каждому нумизмату. Серебряную монетку 1794 года продали за 7,85 млн. долларов, хотя номинал ее — всего доллар! Теперь она принадлежит некоммерческой образовательной организации CCEF, которая изучает первые американские монеты. Вот фото доллара с их сайта:
На втором месте не алмазная и не платиновая монетка, а простая золотая. Несколько экземпляров украли из казны США, а потом она оказалась в коллекции египетского короля! Эта интригующая история подняла цену монеты до 7,59 млн. долларов, называется она Двуглавый Орёл Сен-Годена. Чеканка 1933 года.
На третьем месте Леопард, и не простой, а двойной. Двойной леопард, или двойной флорентин, пришел из 1343 года, когда Эдвард III отмечал день рождения. В его честь выпустили монетки на 6 шиллингов, но они не пришлись по вкусу торговцам: не вписались в метрическую систему.
К слову, вся она во французских мотивах и показывает претензии Эдварда на французский трон. 7 граммов золота недавно купили за 6,8 млн. долларов, что делает двойной флорентин одной из самых дорогих монет мира.

На четвертом месте снова серебро, в этот раз серебряный доллар 1804 года. Его продали в 2001 году за 4,1 млн. долларов! Как обычно, дело не в монете, а в ее истории. Эта монета чеканилась для самого знаменитого нумизмата в мире — короля Сиама. Именно королевская коллекция и ушла с молотка вместе со знаменитым долларом.

Помните, в начале статьи мы говорили про огромную золотую монету? Сто килограмм с профилем английской королевы — это, может быть, и безвкусица, зато редкая. Коллекционная монета с Елизаветой II ушла за 4 млн. долларов, хотя номинал около 1 млн. долларов.
Это самая чистая золотая монета в истории нумизматике, её сделали в Королевском монетном дворе Канады.

Сразу после огромного куска золота, на шестом месте, никелевая монетка на 5 центов. В идеальном состоянии эта монета стоит 20 млн. долларов, но пока на аукционы попадали только поврежденные копии за 1 млн. долларов. Никелевая Голова Свободы (как Статуя Свободы) отчеканена в 1913 году без ведома Монетного двора, отсюда бешеный интерес коллекционеров.

Вот такой рейтинг, где огромный кусок золота проиграл серебряным монеткам!
http://2planeta.ru/news/samye_dorogie_monety_v_mire/2019-03-26-73821
Источник: terrao.livejournal.com
Конспект классного часа, посвященного неделе предпринимательства по теме: «Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег»
Оборудование: жетоны, таблички-указатели (КЭМ, стадион, банк, музей, школа, рекламное агентство), 3 маркера, 2 приза, 2 диплома, тестовые задания, карточки с заданиями, пустые карточки, карточки с пословицами, деньги для рекламы, 2 билета с заданиями, сигналы (2 штуки), 2 цифровых веера, экономический словарь, коллекция денег.
Ход урока
І. Организация класса.
ІІ. Мотивация.
На доске написан эпиграф:
Всего лучше для державы,
Если ты куешь успех…
Если все рубли в работе,
То владелец их в почете…
И страна богаче всех. (Э. Успенский, И. Агрон. )
– Как вы понимаете эти слова?
ІІІ. Вводная беседа. Сообщение целей и задач.
Сегодня мы с вами закрепим полученные знания по теме: “Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег”. Урок необычный. Для этого отправимся в “Город деловых людей”.
Ваша задача – использовать собственные знания, выполняя задания в учреждениях “Города”.
Давать надо четкие ответы, быть решительными, принимать активное участие в деловой игре.
Ответы оцениваю с помощью жетонов. Президенты компаний фиксируют данные в оценочных листах. В конце урока будет выдан диплом тем, кто лучше справится с заданиями.
Участвуют 2 кампании.
1 компания “…” (названия компаний придумывают учащиеся).
2 компания “…”. Президент –
Выбираем администратора. Он выдает жетоны.
– Президентам компании необходимо подойти для розыгрыша очередности ответов.
ІV. Закрепление изученного материала.
1). КЭ.
Вы попали в клуб экономистов и менеджеров (КЭМ).
Получите комплексные билеты.
Чем больше представителей будет отвечать, тем больше жетонов получит компания.
- Причины возникновения, формы и функции денег.
- Факторы формирования величины денежной массы.
- Роль денег как средства обмена, измерения стоимости, как средства сбережения.
- Причины и виды инфляции.
2). Музей.
Путешествуя по городу, мы попали в музей.
Предлагается ответить на вопросы викторины по истории экономики.
а) полушка (1/4коп. );
б) деньга (1/2 коп. )
б) целковый (1 руб. , серебром).
3) Школа. Тестовая работа.
– Сколько будет правильных ответов, столько жетонов вы получите.
Что не является функцией денег в рыночной экономике?
А) Средство измерения;
Б) средство производства;
В) средство платежа;
Г) средство сохранения стоимости
2. Что обладает более высокой ликвидностью?
А) Купюра в 100 000 рублей;
В) срочный вклад в банке на 3 месяца;
Г) облигация государственного сберегательного займа.
3. Количественная теория денег рассматривает в качестве постоянной величины:
А) количество денег в обращении;
Б) скорость обращения денег;
4. Уравнение количественной теории денег выглядит следующим образом:
(Учащиеся работают самостоятельно, затем – самопроверка. Учитель показывает карточку с правильным ответом, но после того, как покажут учащиеся карточки со своими ответами. )
4). Рекламное агентство.
Каждая компания рекламирует выдуманные денежные единицы. У кого это лучше получится? Чьи деньги наиболее интересные? Для чего они в обращении? Приравняйте их к рублю.
5) Банк.
Каждой компании дается одинаковое задание. Используя необходимую формулу рассчитать:
а) В стране Клюквия продали 2 000 кг клюквы по цене 180 рублей за 1 кг. Количество денег, обращающихся в стране Клюквия равно 60 000 рублей. Чему равна скорость обращения денег в этой стране?
V = PQ/M = 180*2 000/60 000 = 360 000/60 000 = 6 оборотов в год.
б) В стране Атласии продали 300 метров атласной ткани по цене 50 рублей за 1 метр. Скорость обращения денег равна 5 оборотам в год. Рассчитайте количество денег в обращении.
М = PQ/V = 50*30/5 = 15 000/5 = 3 000 рублей.
– Кто придумал уравнение обмена? (Ирвинг Фишер).
6) Стадион.
За 1 минуту ответить правильно. Кто быстрее заполнит пропуски букв? Сколько правильных ответов, столько жетонов получите.
7) Библиотека.
Составить 3 пословицы, поговорки, крылатых выражений из отдельных слов.
Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.
Деньги – гости: то нет, то горсти.
Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
Беднее всех бед, когда денег нет.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Тому хорошо живется, у кого денежка ведется.
V. Итог урока. Рефлексия. Подсчет жетонов. Выставление оценок.
Выдача дипломов.
http://www. gym5cheb. ru/lessons/index. php-numb_artic=411503. htm
Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. – 3-е изд. , дораб. – М. : Вита-Пресс, 2003. – 352 с. : ил.
Л. Н. Канина, МБОУ Староюрьевская СОШ, с. Староюрьево, Староюрьевского района, Тамбовской области
Источник: www.infobraz.ru