Как зарабатывают певцы в России

Разбираемся в особенностях легализации доходов с музыки.

Музыканты и налоги ИП, самозанятость или физическое лицо

ПОДЕЛИЛОСЬ
SAMESOUND в Телеграме
Подписывайтесь на SAMESOUND в Телеграме

Исполнитель работает в первую очередь на себя, получая доход от своей музыки. Никто не запрещает вести музыкальную деятельность без какой-либо регистрации — получать выплаты можно и в статусе физического лица, но так ли это удобно? Легально ли? И главное: стоит ли регистрировать себя в качестве юридического лица, чтобы зарабатывать своим творчеством? Телеграм-канал о продвижении музыки Рузке Продюсер рассказывает об особенностях легализации музыкальных доходов в России и отличиях разных налоговых статусов с точки зрения музыканта.

Каждый раз, когда артисту приходят финансовые отчёты от дистрибьютора, в мире начинает грустить один бухгалтер. «Какого хера я вообще должен кому-то что-то платить?! Ты чё, не можешь на карту скинуть просто?», — восклицает обиженный артист, чьё эго и хрупкое финансовое положение были задеты неловкой фразой менеджера о НДП — налоге на профессиональный доход.

ТОП САМЫХ БОГАТЫХ РЭПЕРОВ РОССИИ 2021 l Сколько зарабатывают русские рэперы?

Ответ лежит на поверхности. Во-первых, когда доходы становятся значительными, — вы автоматически попадаете в поле зрения налоговой.

Во-вторых, без официального оформления своей деятельности далеко не уедешь — все прелести можно ощутить в первом серьёзном туре, при первых контактах с брендами или найме нормальных специалистов в свою команду. Когда я говорю о серьёзности, то намекаю на:

  • нормальные поездки с настроенным тикетингом, промо и планированием, а не на покатушки по ближайшим обрыганским барам;
  • специалистов с нужными и верифицируемыми навыками;
  • денежные потоки со систематизацией и распределением.

В этой статье речь пойдёт о сложных системах российского налогообложения, особенностях выплат физическим лицам и трудностях легализации копеечных музыкальных доходов.

Не торопись закрывать статью, братишка! Если ты не разобрался в этом, далеко не самом сложном топике, то в нём разберётся кто-то другой. Например, твой лейбл, менеджер или дистрибьютор. Их задница уж точно прикрыта от любых проблем с законом, но что насчёт твоей?

Если мы говорим о законных методах работы, то главное, что нужно уяснить — налоги будут уплачены в любом случае. Вопрос в том, кого в этом чудесном круговороте голландских штурвалов они коснутся в большей степени — артистов, лейблов или других участников процесса.

Маленькому исполнителю кажется, что сложные материи налогов обойдут его стороной. Хрен с ними, ведь выплаты со стримов не превышают десяти баксов, а до ближайшего серьёзного тура ещё надо записать полноценный альбом? Может быть и так, но дело в другом: чем раньше исполнитель занырнёт в налоговое говно с головой, тем приятнее выныривать, доставая со дна красивые блестяшки, среди которых иногда будут попадаться настоящие деньги. Возможно, что нырять придётся даже не на дно фонтана, в который туристы бросают монетки, а куда глубже. Но это не точно.

Физическое лицо: приятное неведение, боль для лейбла, восторг налоговой

Если рассуждать теоретически, работать исключительно в статусе физического лица можно. Например, когда по каким-либо причинам нет возможности или желания общаться с налоговыми органами — ранний возраст, судебное решение, процедура банкротства.

Проблемы возникнут при найме контрагентов и получении выплат. Пока у вас нет тур-менеджера особых проблем не будет. Однако появляется закономерный вопрос: как учитываются выплаты от дистрибьютора или лейбла? Вот несколько гипотетических ситуаций.

Вы подписаны на лейбле

Размер лейбла не имеет значения. Итак, представим: звукозаписывающая компания худо-бедно помогает с промо, копается в бумажках, забирает свои 30%, отдаёт вам 70% от доходов.

Нишевый небольшой лейбл, скорее всего, работает по упрощённой системе налогообложения (УСН доходы минус расходы). За счёт этого он обязан уплачивать в бюджет 6% от всего, что удалось заработать. В большинстве случаев 6% легко обнаруживаются в отчётах о выплатах в доле артиста: лейбл получает деньги, вычитает из них 6%, следом вычитает свою долю (допустим, 30%), а затем снимает ещё немного в счёт расходов на маркетинг и прочие радости.

Здесь же с музыканта могут снять деньги за всевозможные менеджерские сопровождения, обслуживания бэк-каталога и прочую чушь, о которой вы и понятия не имеете, если внимательно не прочитали собственный договор. В общем, лейбл вычтет всё, что может, а остальное перечислит артисту. Тут и начнётся самое интересное — классика общения с физическими лицами.

При подписании на лейбле вы заключаете Лицензионный договор, по которому компания обязана платить вам деньги за музыку — доход, зависящий от индивидуальных условий (хитрожопости лейбла, внимательности юриста и ещё десятка факторов). Если есть доход, значит с него нужно платить налог. Так уж принято в России.

Налоги на музыку

Законодательство трактуется однозначно: если вы сами не платите налоги со своих доходов в статусе физического лица, то заплатить их должен тот, кто перечислил вам деньги. В нашем случае, лейбл. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, выплачивающие вознаграждения физическим лицам по трудовым или гражданско-праWowым договорам (в том числе лицензионным договорам) автоматически становятся налоговыми агентами.

  1. НДФЛ (кроме ситуации, когда работодатель тоже является обычным физлицом), удержав его из дохода работника (п. 1 ст. 226 НК РФ);
  2. страховые взносы на ОПС и ОМС (от начисления взносов на ОСС в части нетрудоспособности и материнства такие доходы освобождены — подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ);
  3. страховые взносы на травматизм, если такое условие предусмотрено в ГПД (п. 1 ст. 20.1 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

«Да и хер бы с ним», — скажете вы и, конечно же, будете правы. Кого вообще интересует благосостояние какого-то там лейбла, верно?

Однако, если вернуться немного назад и вспомнить про снятие 6% с ваших доходов в счёт налогов, то ситуация станет значительно интереснее. Эти несчастные 6% лейбл снимает в счёт собственных налоговых обязательств — это реальная практика, с которой ничего не поделать.

Но что же с налогами физического лица, если лейбл стал налоговым агентом? А то, что на него дополнительно ложатся:

  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%;
  • страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 22%;
  • страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 5,1%.

Это дополнительные 40,1% лейбл должен заплатить за физическое лицо. Докиньте сюда расходы на маркетинг релиза, дизайн обложки и прочие сопутствующие траты на артиста и от заработка на музыке останется хер с маслом.

Музыкант имеет полное право настоять на отказе от регистрации в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя. Но в таком случае лейбл предложит такие условия работы, при которых он не будет страдать от дополнительной налоговой нагрузки. Все дополнительные расходы, включая выплату налогов, лейбл удержит с музыканта.

Тебе не придется платить налоги, если у тебя не будет денег

В итоге музыкант лишится ещё 40,1% доходов от собственного творчества. Более того, эти самые 40,1% лейбл тоже не получит. Доходы от музыки уйдут третьему лицу — Федеральной налоговой службе (ФНС).

Естественно, что во многих случаях местечковым лейблам и менеджерам наплевать на законы. Они либо не заключают договоров и работают на честном слове, либо, что ещё хуже, заключают договор и платят в обход расчётных счетов. Оплата в последнем случае происходит напрямую между личными счетами во избежание налогообложения — два физических лица просто переводят деньги друг другу.

Возможные судебные издержки никто не учитывает. Суть в том, что поставить ноль в графе вознаграждения нельзя: как гласит статья 1235 Гражданского кодекса РФ, «при отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключённым». Получается, договор существует, но не существует. В случае каких-либо проблем перевести разбирательства в законное юридическое поле не выйдет — договора по факту нет.

Не допускается безвозмездное предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в отношениях между коммерческими организациями на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии, если настоящим Кодексом не установлено иное.

ст. 1235 ГК РФ (п. 5.1 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

В общем, если кто-то что-то делает с вашей музыкой и вы заключили по этому поводу договор — вы должны получать вознаграждение. Однако никто не исключает десятков хитрых пунктов в договоре мелким шрифтом, которые сведут выплаты к нулю.

Вы не подписаны на лейбле и работаете с дистрибьютором

Итак, вы физическое лицо, распространяющее своё творчество через один из множества агрегаторов и сервисов дистрибуции. Всё вроде бы отлично, но нюанс в том, что большинство агрегаторов клали огромный болт на налоговые нюансы. Выплаты в таких случаях зачастую происходят через всевозможные PayPal, Payoneer и другие сервисы, о налогах никто не заботится.

В Интернете популярна гипотеза, что таким образом происходит банальный обнал с последующими перечислениями между физическими лицами, но прямых подтверждений этому не существует. Так или иначе, ситуация круто меняется, если исполнителю предлагают подписать эксклюзивный договор на продвижение.

Ряд агрегаторов предлагают дополнительные услуги продвижения исполнителей в случаях, когда музыка артиста интересная и популярная. Ну или менеджер исполнителя качественно сделал свою работу. В таких ситуациях никто не станет ковыряться с физическим лицом и терять десятки процентов прибыли на бесконечных налогах. От исполнителя ждут трансформации в более серьёзного артиста с собственным ИП или хотя бы статусом самозанятого.

Интересная схема обнаружилась у популярного дистрибьютора Distrokid. В его модели монетизации предусмотрен безлимитный годовой доступ на загрузку собственной музыки во все площадки с возвратом 100% прибыли от музыки. Звучит круто, но ровно до тех пор, пока дело не доходит до вывода вознаграждения.

Так как российский музыкант не является резидентом США, то налогов будет очень много – от 30% и выше плюс комиссии за вывод и другие платежи. Подробно о модели со 100% прибылью рассказал вот этот товарищ, ознакомьтесь обязательно:

Как себя ведут остальные дистрибьюторы — отличный вопрос. Если вы знаете какие-то подробности, то милости просим в комментарии — делитесь опытом.

Индивидуальный предприниматель: серьёзный бизнес, ночёвка в налоговой, уважение каких-то дядей

Для большинства моих знакомых исполнителей процедура открытия и ведения ИП сродни запуску Falcon 9 в космос. Но родниться с Илоном Маском уважаемые музыканты не торопятся, отчего и страдают.

Получение статуса индивидуального предпринимателя достаточно проста: нужны паспорт, СНИЛС и ИНН. Дальше всё достаточно просто и понятно — отдаёте документы, ожидаете подтверждений, получаете статус ИП. Остаётся только перевестись на упрощённую систему налогообложения с пониженной налоговой ставкой в первые 20 дней после регистрации.

Несмотря на явный недостаток в виде обязательных ежегодных отчислений, ИП — довольно удобный способ вести дела официально. Налогов всего 6%, что значительно меньше в сравнении с выплатами физического лица. Более того статус ИП позволяет адекватно взаимодейстWowать с подрядчиками при организации концертов, промо-туров в онлайне и офлайне и при любых других мероприятиях, требующих заключения договора.

Меня часто спрашивают: «А что будет, если я ничего не буду открывать? Я же всего лишь небольшой певец ртом, пока я не заработаю пару миллионов мои роялти вряд ли заинтересуют налоговую». Что ж, можно и так, однако налоговая эффективно вычисляет таких незарегистрированных «предпринимателей». ФНС даже не нужно обращаться в банк для получения выписки по вашему счету — отследить горе-коммерсанта можно по многим другим признакам, о чём прекрасно рассказано здесь. А затем и покарать.

Самозанятость: тортики и ноготочки на дому, пацанский рэп на сцене Glastonbury, небольшие налоги

В 2019 году Правительство сжалилось над всеми, кто зарабатывает на своих хобби и талантах, придумав для них специальный налоговый статус плательщика налога на профессиональный доход (НПД). В простонародье статус со сложным наименованием быстро получил понятное название — «Самозанятый».

Самозанятые

Статус самозанятого позволяет не платить страховые и пенсионные взносы, ограничившись только выплатой 6% налога с любого дохода. Лучше самой ФНС об этом статусе вряд ли кто-то расскажет:

  • Нет отчётов и деклараций. Декларацию о доходах и налогах представлять не нужно. Учет доходов ведется автоматически в мобильном приложении.
  • Чек формируется в приложении. Не надо покупать кассу. Чек можно сформировать в мобильном приложении «Мой налог».
  • Можно не платить страховые взносы. Отсутствует обязанность по уплате фиксированных взносов на пенсионное страхование. Пенсионное страхование осуществляется в добровольном порядке.
  • Легальная работа без статуса ИП. Можно работать без регистрации в качестве ИП. Доход подтверждается справкой из приложения.
  • Предоставление налогового вычета. Сумма вычета — 10 000 рублей. Ставка 4% уменьшается до 3%, ставка 6% уменьшается до 4%. Расчет автоматический.
  • Не нужно считать налог к уплате. Налог начисляется автоматически в приложении. Уплата — не позднее 25 числа следующего месяца.
  • Выгодные налоговые ставки. 4% — с доходов от физлиц. 6% — с доходов от юрлиц и ИП. Других обязательных платежей нет.
  • Простая регистрация через Интернет. Регистрация без визита в инспекцию: в мобильном приложении, на сайте ФНС России, через банк или портал госуслуг.
  • Совмещение с работой по трудовому договору. Зарплата не учитывается при расчете налога. Трудовой стаж по месту работы не прерывается.

Однако без подвоха не обошлось. Статус самозанятого не вечен и автоматически снимается, если доходы за год профессиональной деятельности превышают 2,4 млн рублей. Зарабатываете больше — регистрируйтесь как ИП, там таких ограничений нет.

Так или иначе, самозанятость — самый удобный формат коммуникации в юридическом поле между лейблом и исполнителем. По сути каждая сторона платит свои 6% с дохода и чувствует себя в полном порядке. Отчётность минимальная, бумажек практически нет. Получить статус самозанятого и заплатить налоги можно не вставая с дивана — большинство банковских приложений позволяют сделать это за несколько минут.

В общем, несомненный плюс для артистов на старте, возьмите на заметку.

Заключение

Вариант работать как физическое лицо всегда остаётся, однако надо быть готовым к тому, что предлагаемые условия работы со стороны лейбла и дистрибьютора будут значительно хуже. Готовы терять доходы, работать на честном слове и испытывать трудности с наймом и партнёрами — оставайтесь физическим лицом.

Хотите чего-то серьёзнее — оформляйтесь как ИП или получайте статус самозанятого. Последнее вообще идеально, учитывая, что получение статуса сводится к нажатию нескольких кнопок в приложении на смартфоне.

А как вы юридически сопровождаете свою творческую и музыкальную деятельность? Расскажите в комментариях здесь или в чате при канале.

Источник: samesound.ru

Как зарабатывают певцы в россии

«Эй, продюсер!» — как в России зарабатывают

новоформатные лейблы независимых артистов

«Эй, продюсер!» — как в России зарабатывают новоформатные лейблы независимых артистов

Текст: Джейхун Мамедов

Иллюстраци: Александр Черепанов для Inc. Russia

Еще 20 лет назад музыкальный бизнес был устроен иначе. «Шанса почти ни у кого не было», — говорит бывший директор по развитию издательства DNK Music Тимур Тахаутдинов. Артисты пробивались на публику с трудом и часто зависели от стоявших за ними продюсеров. С приходом музыкального стриминга и новых каналов распространения музыки все перевернулось. На поверхность вылезли в огромном числе независимые артисты, которые, по правилам прошлого, должны были остаться андеграундом. «В новое время просто тупость кого-то запугивать, хотя есть и такие лейблы», — говорит основатель лейбла cplus Александр Рудич о работе с современными артистами. Inc. разобрался в том, как устроены новые музыкальные лейблы и на чем они зарабатывают.

Из блогеров в музыканты

Музыкальное издательство DNK Music родилось из рекламного агентства Didenok Team, которое работает с крупными блогерами. Его основатель Кирилл Диденок сначала пробовал сотрудничать с крупными издательствами, но столкнулся с их ограничениями и приоритетами. Например, еще три года назад работать с блогерами-музыкантами с точки зрения мастодонтов рынка считалось, как говорит Диденок, «чем-то постыдным». Тогда он решил уйти в самостоятельное плавание и в ноябре 2018 года основал DNK Music. И не прогадал: сейчас соцсети — главный канал распространения музыки.

— За последние два года индустрия глобально изменилась. Артист уже не может позволить себе выпускать музыку раз в три месяца или полгода, ставить ее на радио и потом в течение двух кварталов снимать сливки. Сейчас ты должен присутстWowать в инфополе максимально часто, производить максимально много контента вокруг своего релиза. Блогеры, как никто другой, к этому приспособлены, — объясняет Тимур Тахаутдинов, экс-директор по развитию DNK Music.

DNK Music в цифрах:

300 артистов,

3 тыс. треков выпущено,

24 сотрудника,

600 тыс. руб. в квартал приносит трек «средней успешности»,

2x — ежегодный рост доходов лейбла.

Первое время издательство выпускало музыку клиентов агентства Didenok Team. Это были песни блогеров Кати Адушкиной, Вики Коробковой и Перфе (Никита Морозов) и финалистки «Голос.Дети» Дианы Хитаровой. Потом появились небольшие локальные артисты, например казахстанские исполнители DASHXX и Raikhana Mukhlis.

Спустя два года издательство начало выпускать более крупных артистов: Dose, Mirele, СЛАВА КПСС, Kristina Si, Lida, FLESH. Теперь DNK Music работает с музыкантами, которые уже не имеют отношения к блогингу. При этом издательство внедряет принципы блогеров в работу с музыкальными материалами и развитием артистов.

— Блогер понимает, что релиз продукта в одной соцсети не даст мощного результата, поэтому адаптирует его под каждую соцсеть и создает дополнительный контент для каждой аудитории, — объясняет заместитель директора DNK Music Владислав Деньгин. — В наше время одной песни недостаточно: нужен визуал, инфоповод, диалог с аудиторией. Мы стараемся привить это отношение к контенту своим музыкантам.

По словам основателя DNK Music Кирилла Диденка, запуская любой музыкальный бизнес, ты ходишь по замкнутому кругу, из которого сложно вырваться. С одной стороны, ты не можешь обслужить больших артистов и у тебя только базовые отношения с площадками, радиостанциями, каналами, дистрибьюторами, с другой — хорошие отношения с радио и не построить, если у тебя нет больших артистов. «Поэтому первые годы работы издательства — полная жесть, отверженность и невыносимая тоска», — признается Диденок. Этот период его команда прошла за счет локальных артистов: площадки стали потихоньку замечать издательство. Основатель DNK считает, что именно такая стратегия работает на музыкальном рынке.

— Начинать сразу с чартового артиста рискованно. У него много входящих запросов, и начинающее издательство может просто не успеть их разгрести. Для этого нужна отдельная команда, а это уже просто неэффективно с точки зрения расходов. К тому же хайпующие артисты периодически исчезают — бизнес не должен зависеть от них, — объясняет Диденок.

Сумму первоначальных вложений в запуск издательства основатель DNK Music не называет, при этом замечает, что каждый месяц на зарплаты сотрудников, аренду, авансы и съемки уходит несколько миллионов рублей.

Издательская модель бизнеса на музрынке

  • Поиск артистов и отбор репертуара.
  • Подготовка и дистрибуция композиций.
  • Продвижение релиза на площадках.
  • Разделение доходов со стриминга.

Примеры на рынке — мейджоры Sony, Universal и Warner.

Разница между треком и песней

DNK Music, как и мейджор-лейблы Sony, Universal и Warner в России, работает по издательской модели. Здесь проект — не сам артист, а выпущенная им песня или альбом, объясняет Тимур Тахаутдинов. Все процессы внутри таких компаний построены на том, чтобы выпустить песню, продвинуть ее, максимально высоко закинуть в чарт и с нее зарабатывать.

Другую модель работы представляют лейблы Black Star и Gazgolder. У них небольшое количество актиWow (то есть артистов), и к каждому из них пристальное внимание со всех сторон — продюсирования, продвижения, концертов, и так далее. «Для них проект — это артист, которого они развивают в течение нескольких лет на совершенно других финансовых условиях», — проясняет Тахаутдинов.

У DNK Music пять направлений работы: поиск артистов и отбор репертуара, эккаунтинг (финансовый менеджмент), работа с материалами артистов (менеджмент проектов), маркетинг и PR. По словам Деньгина, бренд издательства теперь известен артистам, поэтому они по большей части сами приходят, но иногда музыкантов находят в соцсетях, через звуки в TikTok.

Отбирая их, команда придерживается двух критериев: насколько звучание, жанр композиции сейчас популярны и есть ли в ней культурная ценность. «Есть артисты, которые следуют трендам и пишут по ним треки, а есть песни, над которыми проделана большая работа, — они попадают в ценности аудитории. Мы фокусируемся на последних, потому что те способны долго жить. Треки ты слушаешь один раз, и тебе уже неинтересно», — объясняет Деньгин. В пример он приводит исполнительниц Mirèle и Zapolya, которые, по его словам, тщательно работают над своим творчеством: используют живые инструменты и аналоговые синтезаторы, продумывают визуал, рекламную кампанию. «Их песни взлетают в TikTok еще до релиза и через некоторое время после него», — добавляет Деньгин.

Потенциал песни становится понятен практически сразу. Иногда треки остаются популярными только в TikTok, но чаще они выходят за пределы платформы и получают признание и поддержку других сервисов. Когда UGC-контент, связанный с песней, растет с шагом 1 тыс. публикаций в сутки, команда DNK Music усиливает рекламную кампанию. Деньгин приводит в пример «Перфе и Tenderlybae — Не верю».

С фрагментом песни было записано 414 тыс. видео в TikTok, и она попала в топ-чарт. Платформы поддержали следующий релиз, и он также поднялся в тренды и в топ-чарте.

Инструменты продвижения современных артистов

  • Таргетированная реклама в соцсетях.
  • Контекстная реклама на YouTube.
  • Посевы в тематических сообществах и каналах.
  • Инфлюенс-маркетинг: для подрастающего поколения — зумеров и альфа — это инструмент более эффективный, чем традиционные каналы рекламы (пример тому — TikTok, благодаря которому треки попадают в топ-чарты).

Издательство DNK Music делит своих артистов на четыре категории (A, B, C и D), определяя таким образом «фронт работы» с ними. Среди критериев деления — ежеквартальный доход артиста, средний доход по его трекам, валовая выручка за год, количество подписчиков в соцсетях. Артисты первых двух категорий периодически попадают в топ-чарты и генерируют 90% дохода DNK по смежным правам.

До недавнего времени у издательства была категория E. Вместе с D она приносила лишь 1% валовой выручки издательства (до распределения доходов), и обслуживание 100 артистов этих категорий попросту не покрывало зарплату менеджера, который ими занимался. «Большинство артистов, которые не генерируют деньги, тратят больше времени менеджеров, чем зарабатывающие артисты», — такое наблюдение озвучивает Диденок. Это неопытные, начинающие музыканты: они знают, как писать песни, но не знакомы с основными принципами музыкального рынка. Из-за этого возникает миллион вопросов к менеджеру. Состоявшиеся артисты, напротив, знают, как устроен рынок, сколько песен выпускать в год, какими они должны быть, и не нуждаются в нецелевом расходе времени.

Источники доходов издательства (средняя квартальная разбивка)

55% — цифровая дистрибуция: доходы с цифровых платформ и спецпроектов со стриминговыми сервисами.

25% — расширенная монетизация музыкального контента: караоке, синхронизация, мобильный контент, пиратские сайты, авторские общества.

10% — коммерческие проекты музыкальной индустрии.

5% — рекламные интеграции в клипы и соцсети артистов.

5% — концерты фокус-артистов.

За все время работы DNK Music выпустил 3 тыс. релизов более 300 артистов. Среди популярных команда выделяет песни казахского исполнителя Dose, релизы Kristina Si, Перфе. «В прошлом году мы выпустили песню Кобякова „Пушка“, и она до сих прирастает по прослушиваниям на 15–20% в неделю.

При этом таких цифр недостаточно, чтобы он залетал в топ-чарты, хотя у него уже почти пять миллионов прослушиваний на песне», — замечает Тахаутдинов. Необычный факт в том, что упомянутый им артист 70% своих денег зарабатывает с площадок вроде zaytsev.net — казалось бы, с пиратского сайта. Но Диденок уверяет: «Этот сайт всегда был оплотом пиратства, но противостоять Universal, Sony и Warner, которые регулярно обращаются в суд, крайне сложно. Поэтому zaytsev.net теперь делится доходами с рекламных показов». Лейбл получает от площадки примерно половину рекламных доходов, приходящихся на его каталог.

Россия для грустных

DNK Music предоставляет расширенный сервис на условиях базового лицензионного договора. По нему артист дает издательству право распоряжаться его релизом и не может передать его другому лейблу. Затем доходы с платформ делятся в соотношении 50/50, 60/40 или 70/30 в пользу артиста. Разбивка зависит от величины артиста и того, какой объем работы требуется для его релиза. «Если песни артиста за квартал набирают 5 млн прослушиваний в Apple Music и он работает по ставке 70% себе, 30% лейблу, то артист с одного только Apple Music получит примерно 480 тыс. руб.», — говорит Деньгин.

До недавнего времени компания занималась только издательской деятельностью. Сейчас у нее есть так называемые «фокус-артисты». «Мы просто даем им больше сервиса, чем остальным», — говорит Тахаутдинов. Помимо стандартной услуги дистрибуции, контракт с фокус-артистами включает расширенный маркетинг с продумыванием концепций и Wowлечением продакшена, пиар, организацию концертных выступлений и мерч. Так издательство ориентируется на долгосрочное сотрудничество и работает уже над персональным брендом артиста, продвигая его самого.

Тимур Тахаутдинов

экс-директор по развитию DNK Music

15 лет назад шанса почти ни у кого не было. Рынок занимали несколько крупных игроков и пользовались своим положением. Баста, например, заплатил $15 тыс. «Муз-ТВ», чтобы поставили в эфир клип на его песню «Осень», который принес ему популярность. Как можно представить, чтобы у какого-нибудь артиста из Ульяновска было $15 тыс. на что-либо вообще?

Пандемия на доходы DNK Music сильно не повлияла, так как больше всего денег компании приносит цифровая дистрибуция. «За рубежом музыку много слушают во время разных коллективных мероприятий. В России немного по-другому: у нас музыка больше меланхолично-лиричная и люди любят погрустить, а во время пандемии это было очень к месту», — рассуждает Диденок. С другой стороны, артисты издательства сидели дома, занимались музыкой и креативом в целом и менеджерам нужно было постоянно уделять им время. «Шанса не работать не было, потому что мы прежде всего сервис и зависим от артистов», — добавляет он.

На прибыль издательство еще не вышло: денег тратится больше, чем приходит. На данном этапе DNK Music наращивает каталог, повышая узнаваемость своих артистов. По словам основателя, если бы лейбл «паразитировал» на двух-трех ярких именах, было бы прибыльнее, но это неперспективно с точки зрения развития. «Диаграмма роста доходности похожа на гору, которая быстро растет», — немногословно замечает Диденок . «Доход лейбла растет с двукратным увеличением каждый год», — уточняет Деньгин.

Характеристики музыкального рынка в России

  • По подсчетам DNK Music, на российском музыкальном рынке около 80 профильных компаний. В их числе музыкальные издательства, продюсерские центры, творческие объединения и агрегаторы.
  • Благодаря тому что музыка «ВКонтакте» стала легальной и были отрегулированы отношения с мейджор-лейблами, музыкальный рынок России вошел в топ-3 наиболее развивающихся по уровню доходов от стриминга.
  • Российский музыкальный рынок был перспективным в 2014 году, когда стриминг только-только появлялся. Пик его роста уже прошел. Сейчас глобальные доходы со стриминга растут на20%в год.
  • Если раньше модель работы с артистом строилась на его личности, на том, чтобы сделать его песню хитом через радиостанции и ТВ, а потом зарабатывать на концертах и корпоративах, то сейчас личность вторична. На первый план выходит песня, которую можно вывести в топ-чарты через маркетинг и зарабатывать со стриминга.
  • Для больших лейблов, работающих с артистами на 360°, возникает новая задача — создавать исполнителей, которых будут узнавать и которые не сойдут с волны хайпа спустя год.
  • Российский музыкальный рынок многонационален. Есть казахский рэп, кавказский кальян-рэп, славянский поп, западный трэп, украинская и белорусская поп-сцены. Все это сосуществует в одном культурном пространстве.

Депрессия как повод

19 апреля 2019 года был выпущен первый совместный альбом рэперов Mayot и Seemee — Scum Off The Pot. Этот день считается началом работы лейбла cplus и первым шагом к популярности артистов тогда еще неизвестного широкой публике творческого объединения Melon Music.

Запуск лейбла cplus произошел на фоне депрессии и творческой нереализованности его основателя, выпускника юрфака СГУПС Александра Рудича. До 2019 года он работал арт-директором на лейбле Rhymes Music. «Я решил, что могу сделать все в этом мире круче, и надо как-то себе это доказать», — вспоминает он. После этого Рудич уволился с работы и стал искать новое применение своим навыкам.

Идея лейбла пришла не сразу. Рудич выписал на доску имена своих друзей, которых можно Wowлечь в проект, и думал, что из этого можно собрать. Список походил на креативное агентство с визуальным продакшеном и проектным менеджментом.

На музыкальный бизнес Рудич переключился случайно. К 2019 году он был уже знаком с андеграундной группировкой Melon Music и считал ее перспективной. Как-то Рудич позвонил одному из ее участников — упомянутому Seemee, Алексею Симинку. Во время разговора артист загружал свой релиз через онлайн-дистрибьютора независимой музыки CD Baby, и Рудич отговорил его это делать. «Я знал, что ему лучше попытаться подписать контракт с Believe и выпускаться через него. Потом через редакторов музыкальных сервисов подтягивать промоматериалы, подключать знакомых дизайнеров и иллюстраторов», — объясняет основатель cplus.

После этого разговора стало понятно, что из выписанных имен можно сделать лейбл: у друзей есть компетенции в дизайне и продакшене видео, а у Рудича — в музыкальном менеджменте. В результате ему удалось собрать команду из дизайнера, иллюстратора и менеджера по дистрибуции. За свою работу Рудич договорился брать 10% с доходов артистов от дистрибуции. «Первое время контрактов как таковых не было. Я выполнял все обязательства и просто надеялся, что артисты тоже будут это делать», — признается Рудич.

Договориться с Believe у Рудича не получилось, и первый релиз Mayot и Seemee в итоге выпустили через музыкальное агентство steezy, в котором работали знакомые Рудича. Релиз он продвинул в BOOM (сейчас VK Music) через знакомого редактора. В сумме на продвижение альбома Mayot и Seemee ушло 150 тыс. руб. личных сбережений. За первый квартал каталог cplus принес около 5 тыс. руб.

Спустя три месяца сумма выросла до 100 тыс. руб. Далее с каждым кварталом доход лейбла увеличивался вдвое. На сегодня Scum Off The Pot суммарно собрал 7,7 млн прослушиваний на площадках.

Лицензионный договор с крупнейшим дистрибьютором Believe Рудич все же подписал. Это получилось сделать через знакомого по Rhymes Music, который работал лейбл-менеджером Believe. После подписания контракта весь каталог cplus перетянули на платформу дистрибьютора.

26 человек в команде,

10 подписанных артистов,

x3 рост лейбла за год,

7,7 млн прослушиваний собрал первый альбом, выпущенный cplus.

Пранк, вышедший из-под контроля

Особых надежд по поводу своего нового проекта Рудич не питал. Сначала он думал, что будет помогать продвигать артистам их релизы и брать за это комиссию, а потом, когда ими заинтересуются мейджор-лейблы, продаст эти релизы, получив свой процент. Но все выросло в самостоятельный лейбл. Об успехе cplus предприниматель в шутку говорит как о «пранке, вышедшем из-под контроля».

Первый пандемийный год оказался для cplus максимально успешным, говорит Рудич: «Мы тогда еще не доросли до концертов, но уже активно двигались в интернете: росли стримы, популярность, узнаваемость». Бум произошел с выпуском альбома Ghetto Garden рэпера Mayot. На конец 2021 года релиз собрал более 12 млн прослушиваний только в VK.

На Soda Luv, второго популярного артиста лейбла, ставки изначально не было. В конце 2019 года он сблизился с артистами Melon Music, записывая совместные композиции, и, как говорит Рудич, «заскочил в последний вагон». Позже стало понятно, что он быстро растет, и cplus начал с ним тесное сотрудничество.

Правда, первый его успешный альбом — Viva la vida — вышел на Rhymes Music: на тот момент у артиста был долг перед лейблом. В апреле 2021 года, уже при поддержке cplus, вышла вторая успешная пластинка рэпера — «КОТЬ! КОТЬ!». Суммарно на обоих альбомах более 11 млн прослушиваний в VK (на конец 2021).

По словам Рудича, все резиденты cplus — рэперы одной волны. Поэтому его компанию можно назвать трэп-лейблом, хотя жанр никак не отражается на внутреннем устройстве лейбла. «В России у хип-хопа огромный потенциал. Это маргинальная музыка: ее может сделать любой», — говорит Рудич.

Летом 2020 года у лейбла появился инвестор (до этого cplus развивался на том, что зарабатывал с релизов, и на личные сбережения основателя). Рудич активно искал инвестиции для запуска полноценной компании с ООО. «У меня был пул артистов, и им нужны были деньги на развитие», — объясняет основатель cplus.

Через знакомого редактора одного из музыкальных сервисов удалось организовать встречи с мейджорами и агрегаторами. Последние не увидели потенциала в проекте и предлагали только средние авансы под релизы. Рудич уже думал соглашаться на эти условия: других вариантов не предвиделось. Но внезапно пришло предложение от инвесторов небольшого лейбла, на встречу с которым основатель cplus сходил «в довесок».

В августе 2020 года было учреждено ООО «Сиплюс». Инвестором выступил «Рлк Капитал», вложив «десятки миллионов рублей» на три года взамен на долю в 60%. «Если все сложится, они будут инвестировать дальше», — замечает Рудич. Других сведений о сделке он не раскрывает.

  • Менеджмент находится в ежедневном контакте с артистами.
  • Дистрибуция отгружает композиции на платформы и собирает метаданные.
  • Продакшн, включающий штатных продюсера, оператора и монтажера, занимается съемкой сниппетов и клипов.
  • Дизайн-отдел оформляет релизы — рисует для них обложки.
  • Реклама и пиар продвигают релизы и артистов.

Концертами артистов лейбла занимается компания — Waves Booking.

Стандартная рыночная разбивка роялти по лицензионным договорам с артистом — 70/30 в пользу артиста. С основной частью подписантов cplus делит роялти пополам. Разбивка зависит от объема инвестиций, уровня популярности артиста на момент подписания соглашения и объема предстоящей работы.

При этом Рудич замечает, что по договору фонограммы, имя и товарные знаки артиста остаются на его стороне. Лейбл оставляет за собой права на клипы и обложки, так как полностью за них отвечает, но не запрещает артистам ими пользоваться после расторжения договора. Также артист получает часть дохода от рекламной интеграции в клип. «Мы исключили из договора множество вещей, которые пугают артиста, например вопрос о правах на имя артиста и его песни. Получилось максимально демократично. Я доволен первой версией нашего соглашения, готовим вторую — еще лучше!», — говорит Рудич.

Жесткого деления артистов на категории на cplus нет. Между тем Рудич указывает, что все артисты лейбла работают по контрактам 360°, в который входит работа по всем основным направлениям: мерчу, дистрибуции, менеджменту, рекламе, концертной деятельности, видеоклипам.

Рудич совмещает в себе сразу несколько ролей — A R-менеджеров на cplus.

В погоне за временем

— Мейджор-лейблы — агрегаторы с деньгами. Они привлекают тремя вещами. Во-первых, тем, что со стриминга им приходит больше денег, так как когда-то давно они договорились об этом с платформами. Во-вторых, сильным брендом вроде: «Мы большая международная компания, и с нами ты сможешь записать фит с западным артистом». В-третьих, просто деньгами, то есть большими авансами.

Но ничего из этого толком не работает. Маленькая команда независимого лейбла способна «выжать» из релиза максимум с большей вероятностью, — утверждает Рудич.

Двух флагманов лейбла — Mayot и Soda Luv — постоянно пытаются выкупить, обращаясь к ним напрямую, в обход руководства лейбла. «Никакого уважения и солидарности», — жалуется Рудич. Основатель cplus выступает против больших авансов (например 20 млн руб. за релиз), которые способны предложить мейджоры. Из-за этого артист может жить в иллюзии, что его релиз уже заработал деньги. Поэтому авансы cplus соразмерные прогнозируемым доходам артиста за первые два квартала, объясняет он.

На второй год сущестWowания cplus вышел на самоокупаемость. Сейчас самые прибыльные направления — дистрибуция и концерты. Они приносят доход примерно поровну. Среди других источников дохода — рекламные интеграции и мерч.

С мерча, как уверяет Рудич, можно зарабатывать больше, чем с дистрибуции и концертов. Это, по его словам, часть фан-сервиса и к нему можно отнести любой другой продукт (футболку, постер, игрушку), способный создать у фаната ощущение причастности к сообществу исполнителя. В коммерциализации сообщества Рудич видит будущие источники дохода лейблов.

Выручку компании за 2021 год основатель cplus не раскрывает, лишь замечает: «Со всех направлений мы зарабатываем десятки миллионов в год. Все наши доходы уходят в компанию». По данным «Контур.Фокуса», выручка ООО «Сиплюс» в 2020 году составила 94 тыс. руб., а чистый убыток — 8 млн руб.

— Музыкальный рынок России живет в прошлом, и любой артист среднего звена на Западе сильнее нашего топового. Мы просто догоняем, и я пытаюсь сократить эту дистанцию, — заключает Рудич.

Источник: incrussia.ru

Кто самый богатый музыкант России

Сейчас уже никого не удивить суммой с шестью нулями. Особенно, если эта сумма – в рублях. У каждого второго музыканта есть такие деньги. Тем более, получить их теперь совсем не трудно: просто загружаешь свою музыку на стриминговые сервисы, т.е. на различные музыкальные сайты, типа Спотифай или Яндекс Музыки. За каждое прослушивание платят деньги, потому что, помимо музыки, такие сервисы транслируют ещё и рекламу.

Вот и выходит, что сейчас каждый в музыке зарабатывает. Но есть такие музыканты, которые не просто зарабатывают – они буквально купаются в деньгах, как Скрудж МакДак. Если кто не в курсе, это та утка-миллионер из мультика, у которой был огромный бассейн с золотыми монетами.

Ольга Бузова

Так вот, говоря о музыкантах миллионерах: по многим из них и не скажешь, что они богачи. Да и в их песнях нет чего-то особенного – простые музыканты на первый взгляд. Поэтому мы решили разобраться в том, как поют самые богатые музыканты России, а также в том, откуда на их счетах каждый год берутся чуть ли не миллиардные суммы денег.

Список самых богатых музыкантов

В 2021 году журнал Forbes опубликовал список самых богатых российских знаменитостей. В него вошли как богачи, в состоянии которых никто не сомневался, так и весьма неожиданные кандидатуры. К первым относятся такие гиганты российской музыки, как Тимати, Дима Билан, Филипп Киркоров. А вот ко вторым – Моргенштерн, Шнур из Ленинграда, Полина Гагарина, Niletto и Даня Милохин. Годовой доход каждого оценивается миллионами долларов.

Список целиком выглядит примерно так:

  1. Сергей Шнуров – 11 млн. долларов
  2. Тимати – 10,4 млн. долларов
  3. MORGENSHTERN – 7,4 млн. долларов
  4. Полина Гагарина – 6 млн. долларов
  5. Zivert – 5,9 млн. долларов
  6. Баста – 5,3 млн. долларов
  7. Филипп Киркоров – 4,9 млн. долларов
  8. Артур Пирожков – 4,1 млн. долларов
  9. Ольга Бузова – 3,3 млн. долларов
  10. Дима Билан – 3,1 млн. долларов
  11. Niletto – 3 млн. долларов
  12. Егор Крид – 2,5 млн. долларов
  13. Клава Кока – 2,5 млн. долларов
  14. Григорий Лепс – 2,2 млн. долларов
  15. Николай Басков – 2,1 млн. долларов
  16. Элджей – 2 млн. долларов
  17. Даня Милохин – 1,5 млн. долларов

Вопросов о том, откуда появились миллионы у Моргенштерна – нет. У музыканта каждый клип набирает десятки миллионов просмотров. Притом в каждом из них транслируется какая-либо реклама. Но откуда миллионы у Клавы Коки или Дани Милохина – та ещё загадка.

Моргенштерн

А вот больше всего нас удивило то, что богатейшим музыкантом России, притом уже не первый год, считается Шнур! Оказывается, помимо музыки, он занимается ещё и ресторанным бизнесом. Судя по всему, весьма удачно.

Тимати

Похожим бизнесом занимается и Тимати, который владеет сетью ресторанов «Black Star Burger» в Москве. Это что-то вроде отечественного «McDonald’s», только немного престижней. Цены, соответственно, выше. А булки и мясо, как утверждает Тимати, состоят из самых натуральных ингредиентов.

Недавно ресторанным бизнесом занялся и Алишер Моргенштерн. Он открыл в Москве ресторан под названием «Kaif». Вышло всё по-взрослому. И место, как говорят, не из плохих. А даже наоборот.

Неудивительно, что и Моргенштерн вошёл в топ богачей.

Как нужно петь, чтобы зарабатывать миллионы долларов в год

Учитывая, что на вершине топа богачей оказался Шнур, а следующие два места занимают рэперы, сложно говорить о том, как нужно петь, чтобы стать миллионером. Самый разумный ответ – не вкладывать много сил в развитие музыкальных навыков. Проще говоря, петь, как умеешь. И даже, если умеешь не очень хорошо – всё равно петь!

Да, для того, чтобы зарабатывать, хорошо петь необязательно. Есть множество талантливых певцов, но едва ли их состояние сопоставимо с тем, что есть у этих музыкантов. Значит – дело в чём-то ещё.

Скорее всего, богатые музыканты – талантливы не только на музыкальном поприще, но ещё и на предпринимательском. Они знают, как правильно продать своё творчество, а затем преумножить полученную выгоду. Вот и выходит, что человек, который талантливо поёт или играет, остаётся без денег, а тот кто играет и поёт на среднем уровне, но знает, как себя подать, может получать действительно много.

Да и на частные концерты, т.е. корпоративы, часто приглашают не тех, кто отлично поёт в классическом смысле, а тех, кто сможет развеселить публику. Это, опять же, подходит и к Шнуру, и к Моргенштерну. Они сделали своё творчество массовым продуктом. Поэтому им не нужно идеально петь, чтобы быть миллионерами.

Ещё немного размышлений о богачах из топа

Неожиданно высоко в топе оказался Артур Пирожков, он же – Александр Ревва. Высоко, потому что он обогнал и Баскова, и Крида, и даже Ольгу Бузову. Странно, что Бузова, на концерты которой ходят тысячи людей, заработала в 2021 году всего 3,3 миллиона рублей. Возможно, сказалось то, что певице не удалось засветиться в СМИ с какими-либо серьёзными инфоповодами. Тот же Пирожков все время был на виду.

Александр Ревва (Артур Пирожков)

Кстати, мы нашли специально нашли ещё одну похожую статистику, но уже за 2016 год. Примечательно, но тогда Григорий Лепс, заработавший в 2021 году всего два миллиона, получил примерно 10 миллионов долларов. Аналогичная ситуация была и с Киркоровым, который тогда заработал восемь.

Зато те музыканты, которые неожиданно стали богатеть в последние годы, ещё 5 лет назад получали в два, а иногда и в три раза меньше денег. Похоже, что ветеранов российской сцены смещают. Это сказывается и на их кошельках. Зато молодые артисты-рэперы и поп-исполнители получают больше денег. Это мотивирует всё большее число людей заниматься музыкой.

Возможно, это даже положительное явление. А что думаете об этом вы?

Источник: fuzz-music.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома