Как зарабатывают на комиксах

Содержание

Можно ли зарабатывать на жизнь, рисуя небольшие смешные комиксы? Личный опыт

На прошлой неделе вышло мое новое интервью (почитать можно вот здесь ) и я в очередной раз убедился, что один из часто задаваемых вопросов по поводу творческой деятельности — это можно ли на ней заработать. Этот вопрос задают в каждом интервью, об этом часто спрашивают подписчики, а новые знакомые то и дело удивляются, что рисование смешных картинок может приносить хоть какой-то доход. Даже в уже упомянутом недавнем интервью вопрос денег вынесен прямо в заголовок, который звучит так: «Фрилансер из Архангельска рисует смешные комиксы, и это приносит ему деньги ». И раз уж этот вопрос всех так волнует, я решил, почему бы не рассказать обо всем поподробнее в собственном блоге.

В этой статье я, во-первых, отвечу на тот самый вопрос — можно ли жить на деньги с рисования небольших юмористических комиксов (я специально уточняю насчет жанра, потому что комиксы могут быть разными и создание, к примеру, больших сюжетных графических романов — это заработок совсем иного рода, к которому я пока что не имею отношения). А, во-вторых, подробно расскажу о трех способах заработка, которые я использую лично.

Комиксы манга как заработать часть 1 — Tapas

Иллюстрация к статье «Фрилансер из Архангельска рисует смешные комиксы, и это приносит ему деньги» на сайте 29.ru

Начну я с пары слов о себе — специально для тех, кто еще со мной не знаком: меня зовут Павел Пако , я являюсь фрилансером и создателем комикс-проекта Мозги трески . Уже довольно продолжительное время я работаю исключительно дома. Началось все с того, что пару лет назад я решил начать делать небольшие смешные комиксы. Рисовать я тогда почти не умел (и до сих пор этому нигде не учился), немного умел придумывать шутки (в силу какого-то личного опыта, а не образования), но очень увлекся этим делом и занимался творчеством просто в свое удовольствие, не задумываясь о заработке. Единственное, что я сделал на тот момент — это группа ВКонтакте, которую я время от времени пополнял новым контентом. Как станет понятно из следующего пункта — это оказалось одним из важнейших шагов для заработка.

Соцсети, реклама и прочий доход за счет личных проектов

Если вы решили заниматься творчеством, а еще хотите популярности и денег, то страничка в соцсетях или даже свой сайт в этом очень помогут. Для меня главная площадка — это группа ВКонтакте, сейчас на меня подписано более 24 тысяч человек, эту аудиторию я набрал не вкладываясь в рекламу и не занимаясь никакими накрутками.

Люди находили меня сами за счет репостов, рекомендаций и других вполне закономерных видов распространения контента. Я просто рисую смешные картинки, выкладываю в группе и дальше, если картинка действительно удачная и смешная, она расходится по сети. Когда таких картинок много — тебя уже начинают узнавать по стилю, писать про твои комиксы статьи и брать у тебя интервью, что еще больше популяризирует твое творчество. А с приростом аудитории приходят и заказчики.

Есть несколько способов монетизировать свою группу ВКонтакте. Если у тебя все хорошо с охватами, то можно подключить рекламную сеть и получать доход с показов рекламы. Для меня это способ, к сожалению, не подходит, потому что в моей группе не так много контента (обычно один комикс в неделю) и я просто не подхожу по средним показателям охвата подписчиков.

Еще можно собирать донаты с подписчиков, которые хотят поддержать твое творчество — способ тоже вполне распространенный, но его я тоже не особо практикую, хотя пару раз добрые подписчики кидали мне небольшую денежку. Также многие художники продают свой мерч — и я в том числе: в моей группе и сейчас можно купить открытки и стикеры. Но, не скажу, что я на этом много заработал. Чаще всего я использую иной способ заработка через группу — нативная реклама.

Время от времени (сейчас такое стало происходить чаще) мне пишут из рекламных агентств (или сразу же бренды напрямую) с просьбой что-то прорекламировать. Так как основной контент в моей группе — это комиксы, то обычно для рекламы требуется нарисовать смешной комикс в стиле моего проекта. В итоге мне платят как за создание комикса, так и за размещение рекламы у меня в группе. Сумму автор обычно назначает сам. К примеру, вот такой рекламный комикс выходил в моей группе недавно:

Рекламный комикс из моей группы «Мозги трески»

Даже за этот год я уже успел посотрудничать с несколькими крупными компаниями и предложения продолжают появляться. Во многом, конечно же, это заслуга того, что в моей группе накопилось достаточно аудитории, чтобы рекламодатели начали рассматривать ее как рекламную площадку. Плюс — креативная реклама всегда смотрится круто.

А еще довольно ощутимую часть дохода мне приносит этот блог, но здесь я все-таки пишу далеко не только о своем творчестве, так что подробнее об этом как-нибудь в следующий раз.

Заказы

Заказы начали появляться, когда в моей группе не было и 500 человек — люди стали просить что-то нарисовать и я понял, что на этом можно попробовать заработать. По-началу на заказ я рисовал не только комиксы, но и портреты, причем зачастую даже не в своем стиле, а копируя каких-нибудь «Симпсонов» или «Рика и Морти» (портреты в стиле любимых мультяшек заказывали охотнее). С увеличением спроса я увеличивал и цену своих услуг. Но со временем я понял, что рисование портретов совсем не приносит мне удовольствия и переключился на иллюстрации и комиксы в своем авторском стиле.

Сейчас в связи с загруженностью я редко беру небольшие заказы, но в целом мне часто пишут с просьбами нарисовать комикс в подарок или придумать какой-нибудь смешной контент для чьей-нибудь группы. К примеру, в прошлом году я рисовал целую серию комиксов для одной организации, занимающейся установкой рулонных штор. Вот один из этих комиксов:

Комикс на заказ

Бывали случаи, когда у меня слетал какой-нибудь постоянный источник дохода (о них в следующем пункте) и тогда, чтобы быстренько снова заработать денег я просто писал в своей группе, что принимаю заказы на комиксы и иллюстрации. Новые заказчики обязательно появлялись и мне не приходилось паниковать из-за отсутствия заработка.

Сотрудничество/работа на чужие проекты

Самый ощутимый доход за все время моей фрилансерской деятельности я получал за счет продолжительного сотрудничества с какими-либо проектами и компаниями.

Началось все еще в самые первые месяцы существования моей группы с комиксами. Мне написала хозяйка одного онлайн-магазина кружек и предложила создавать милые и смешные комиксы для ее соцсетей. Деньги тогда были смешные, но и рисовал я еще совсем не очень. Но главное — именно тогда я понял, что на этом можно заработать.

Комикс для магазина Buy My Mug

Затем я наткнулся на объявление о поиске пикчера (это такой человек, который умеет шутить и рисовать) в игровой паблик GameHub . Я им написал, показал свои комиксы и они меня взяли. В итоге я проработал у них где-то пол года (платили что-то около 30 тысяч в месяц), каждый день по будням мне нужно было рисовать и придумывать смешные картинки на тему игр. Такой темп оказался для меня немного сложноват и я решил переключиться на что-то другое, к тому же на горизонте как раз появился один интересный проект.

Комикс для паблика GameHub

В 2018 году создатели сайта Memepedia искали человека, который нарисует и придумает им авторскую серию комикс-стрипов и в итоге этим человеком стал я. Новый комикс выходил каждый день и в итоге вышло 100 выпусков. Комиксы серии рассказывал о пришельце и его роботе, которых угораздило разбиться в России. Платили мне тогда, если не изменяет память, 750 рублей за один комикс (сейчас я, конечно, беру больше). Потом я также рисовал для них очень большую серию иллюстраций на тему мемов. Заработал в тот год вполне неплохо и уехал в отпуск в Европу.

Комикс для сайта Memepedia

Еще я сотрудничал с ADME (рисовал персонажей для их анимационного проекта, правда совсем не долго) и рисовал комиксы для Подслушано (парочку в неделю на протяжении около полугода). Обе эти работы я получил просто написав представителям проекта и предложив им свои услуги.

Из места, где я работаю сейчас, мне написали сами. Это московское рекламное агентство и там я придумываю комиксы для различных брендов. Работаю я удаленно, не целыми днями, а по мере появления новых заданий и платят мне за каждый созданный комикс отдельно. Сейчас формат комикса в целом востребован как реклама, потому что в сети смешные зарисовки имеют популярность.

Пример комикса для рекламного агентства

Итог

Можно ли зарабатывать на рисовании комиксов? Да, можно. И даже способы есть разные. Лично я на данный момент занимаюсь следующим — рисую комиксы в свою группу (в основном бесплатно, но зато личный проект — это как портфолио, привлекающее клиентов), веду блог на тему комиксов (и получаю деньги за счет встраиваемой рекламы), а также удаленно работаю в рекламном агентстве (где тоже вполне нормально платят). Денег на жизнь, отдых и все прочее хватает (ну и пооткладывать, конечно, тоже).

Причем у вас может быть и совсем другой путь — все зависит от ваших интересов и усердия. Понятное дело, что пришел я к заработку с комиксов совсем не сразу, пришлось много что пробовать и искать, так что это точно не такой уж и легкий путь. Главное не забрасывать — особенно, если такой вид творчества приносит вам удовольствие.

Пишите в комментариях, что еще бы вы хотели узнать о работе иллюстратора-фрилансера, а также обязательно подписывайтесь на канал и на мою группу Мозги трески — впереди еще очень много интересного!

Материалы по теме:

  • Как придумать смешной комикс
  • Создание комикс-стрипа — От идеи до публикации
  • Как я поучаствовал в рекламной компании 4 сезона «Рика и Морти» и какие еще известные художники нарисовали комиксы для нее

Источник: dzen.ru

Капитализм на книжках с картинками: как продавать бумажные комиксы в век цифры Статьи редакции

Рассказывает директор издательства «Альпака» и владелец магазина комиксов «Книжки с картинками» Антон Котов журналу «Чек».

2096 просмотров

Антон Котов четыре года назад открыл свой первый магазин комиксов «Книжки с картинками». С тех пор он успел сделать ремонт в книжном, поучаствовать в фестивалях и увеличить ассортимент в 10 раз. Сейчас у предпринимателя собственное издательство «Альпака». Оно выпускает комиксы Marvel, Dark Horse, Boom! Studios и работы отечественных авторов.

Как ушёл из «Газпрома», чтобы продавать комиксы. Антон работал в офисе и всё это время коллекционировал книги. Но в один момент уволился и решил, что хочет открыть свой магазин с комиксами. Идея безумная, но Антон хотел попробовать. В 2018 году зарегистрировал ИП, выбрал систему налогообложения, подключил онлайн-кассу и с июня начал развивать своё дело.

Оглядываясь назад, Антон понимает, что его знаний было катастрофически мало, но тогда это его не остановило.

Антон подсчитал, что для открытия ему нужен миллион. Таких денег у Антона не было, поэтому он предложил знакомому вписаться в проект. У него как раз был опыт продаж комиксов. Скинулись и вложили в магазин. Со временем партнёр Антона потерял интерес к комиксам и вышел из бизнеса.

Магазин в бывшей кальянной. «Книжки с картинками» начали с физического магазина. Арендовали полуподвальное помещение на Старом Арбате. Раньше там находилась кальянная. Сделали ремонт. Наняли двух сотрудников. Заключили первые договоры с издательствами.

Меньше чем за месяц всё было готово к открытию.

Чтобы привлечь внимание к магазину, решили нанять «зазывалу». Нарядили его в костюм супермена, который нашли во время ремонта в магазине, и поставили у входа. В то время проходил Чемпионат мира, поэтому в городе было много туристов, которые активно покупали комиксы.

На грани закрытия. Когда последние туристы уехали, продаж с каждым днём становилось всё меньше. Офлайн-магазин работал в убыток. Не закрылись благодаря клиентам, которые приходили по сарафанному радио и из рекламы в гиковских пабликах. Но продаж всё равно было мало, поэтому пришлось вкладывать сбережения из собственного кармана.

Сила интернета. Поняли, что офлайн не приносит тот поток клиентов, на который рассчитывали, и переориентировались на онлайн-продажи, подключили продвижение. Это помогло выйти на окупаемость к Новому году. Сам Антон не разбирался в рекламе, поэтому по рекомендации знакомого нанял маркетолога, чтобы тот оптимизировал сайт и запустил таргетинг в соцсетях. С его приходом в компании начался новый этап: магазин вышел в плюс, появились новые клиенты.

Антон пробовал сотрудничать с пабликами Вконтакте, которые пишут про комиксы, и отправлял книги на обзоры блогерам. Но бесплатно мало кто соглашался рекламировать чужой бизнес, а дополнительного бюджета не было, всё уходило на таргетированную рекламу.

Комикс на вес золота

Особенность бизнеса на комиксах в том, что продажи сильно зависят от лояльности и количества постоянных клиентов. Если в книжный заходят 1000 человек и могут купить романы, детективы или канцтовары, то в комиксный идут целенаправленно за новыми изданиями любимых комиксов. У «Книжек с картинками» таких человек 100, которые покупают почти все комиксы издательства и поддерживают магазин. Фан-базу собрали за два года.

Когда открыли собственное издательство «Альпака», то анонсировали это на страницах «Книжек с картинками». Так лояльные покупатели узнали о новом проекте, и нарабатывать клиентскую базу не пришлось с нуля.

Бывает так, что комикс выстреливает с огромным тиражом. Чаще всего это зависит от инфоповода. Если вышел фильм или сериал, то комикс по нему окажется популярным. Ещё важно, кто его автор. Если это известный и признанный в индустрии человек, то люди в первую очередь покупают комиксы его авторства.

Нет случайных клиентов. У «Книжек с картинками» есть клиенты во всех городах-миллионниках, а также в маленьких деревнях. Клиенты преимущественно мужчины — 25–35 лет, хотя женская аудитория тоже есть. Это не самое дешёвое удовольствие, поэтому основная ЦА — работающие люди средних лет.

Первое время Антон большую часть работы делал сам: ездил по издательствам, подписывал накладные, принимал товар и расставлял его на складе. Потом распределил обязанности между сотрудниками и делегировал бухучёт на аутсорсинг. Себе оставил поиск новых партнёров и каналов продаж.

В индустрии комиксов нет случайных людей. Если появляется открытая вакансия, её быстро закрывают среди своих знакомых или по их рекомендациям.

Антон Котов, основатель магазина комиксов «Книжки с картинками»

На фото слева Дмитрий Чинов, редактор издательства Alpaca, и основатель «Книжек с картинками» Антон Котов

Сейчас в офлайн-магазине работают три человека — это два продавца и управляющий. Складом занимаются ещё человек семь. Плюс на издательство «Альпака» работают несколько верстальщиков, переводчиков, редакторов и корректоров. Всего около 20–30 человек. Большая часть из них самозанятые.

В книжном бизнесе многие специалисты работают проектно сразу в нескольких местах. Если есть заказ на книгу, то подписывают контракт и выполняют работу.

Чтобы комикс с прилавка в магазине попал к клиенту, он должен пройти несколько этапов

Вопросы перевода. Основной ассортимент магазина — комиксы и книги. В большей степени отечественные, так как нацелены на русскоязычную аудиторию. Антон заказывает комиксы напрямую у издательств. Можно покупать у посредников. Например, есть «Комиксы оптом». Это крупный поставщик, где представлен ассортимент почти всех известных издательств.

Там многие продавцы закупают интересные им комиксы для продажи в своих магазинах. С иностранными комиксами сложнее работать напрямую, поэтому многие книжные покупают у посредников.

«Книжки с картинками» на постоянной основе работают с 10 отечественными издательствами — как с гигантами вроде «Эксмо-Аст», так и с небольшими и малоизвестными.

Ещё поддерживают начинающих авторов, которым сложно выйти на крупные издательства. «Книжки с картинками» стараются поддерживать таких авторов и приобретать несколько экземпляров в свой ассортимент.

Право на печать. На каждый комикс нужна лицензия, без неё продавать нельзя. Её покупают у самого издательства. Лицензия позволяет переводить, распространять и продавать произведение. За это издательство получает вознаграждение — роялти за проданные экземпляры. Если это зарубежное издательство, то лицензия на продажу комиксов идёт в долларах.

Цена варьируется от 10 до 15% от стоимости книги.

Окупить затраты на лицензию не всегда получается быстро: какие-то комиксы выстреливают, но большая часть находится на грани окупаемости.

Раньше средний тираж комиксов был 3000 экземпляров. Сейчас 1500–2000. Несмотря на сокращение количества печатных экземпляров, новинки выходят каждую неделю.

До пандемии значительная часть доходов для книжных магазинов и издательств приходилась на фестивали, ярмарки выходного дня. До ковидных ограничений Антон с магазином посетил несколько крупных фестивалей: Bubble Comics Con, Non Fiction, Geek Vision и «Красная Площадь» в ГУМе.

На «Красной Площади» он заработал около 300 000 ₽. Тогда много издательств отказались участвовать, люди опасались за своё здоровье и старались избегать массовых мероприятий. Но Антон решил не отказываться от участия, и риск оправдал себя.

Чтобы участвовать на фестивале, нужно оплатить место. Обычно плата за участие около 20 000 ₽, но заработок в несколько раз больше.

Формула продаж на акциях

Большую часть денег магазин получает от розничных продаж с сайта. В компании также занимаются оптовыми поставками в другие книжные и комиксные магазины. Товар представлен на Ozon, Wildberries и на Яндекс Маркете.

Также есть магазины, с которыми сотрудничают в рамках реализации: отдают часть комиксов, а когда их кто-то покупает, то с этих продаж и получают деньги. По такой модели сотрудничают с «Читай-городом». Такая модель может показаться не самой удобной для продавца — товар отдал, а деньги будут когда-то потом, но Антон рассказал, что это обычная практика для книжного бизнеса.

Свободных денег в бизнесе практически нет. Если что-то появляется, либо эти средства кому-то выплачивают за работу, либо закупают новые комиксы. Со слов Антона, кассовых разрывов в компании нет. Если в бюджете образуется дыра, её закрывают с помощью акций. У «Книжек с картинками» есть целый раздел на сайте с акционными позициями.

Клиент всегда может найти что-то интересное по скидке. А благодаря тому, что в магазине есть склад, Антон может закупить много комиксов оптом по низкой цене и продавать с хорошей наценкой.

Чтобы первыми получать уведомления о скидках и акциях, нужно подписаться на рассылку во Вконтакте. Сейчас за обновлениями следят 2000 клиентов. Источник: comicbooks.ru

В среднем стандартная наценка на товар — 50% к стоимости закупки.

Маркетплейсы

На маркетплейсы подключились в 2019 году — ещё до локдауна. Когда начались ограничения и магазины вынужденно закрылись, «Книжки с картинками» присутствовали на всех основных маркетплейсах — на «Яндекс Маркете», Ozon и Wildberries. Это помогло пережить ограничения и не потерять заработок

Без сложностей не обошлось. В первый же день на «Маркете» пришло много заказов. Но каталог на маркетплейсе ещё не подключили к системе «Мой склад». Поэтому не получалось оперативно обновлять ассортимент и остатки. В итоге в магазине отображались карточки товаров, которых уже не было в наличии.

В итоге магазин не мог обработать заказы.

Пришлось всё закрыть и отложить на время. Сейчас уже разобрались, что проблема была с выгрузкой товаров. Карточки были неправильно заполнены и поэтому выгружались с ошибками; чтобы ошибка не повторилась, решили пока подключить магазин через таблицу в Excel и только по Москве.

Сейчас «Книжки с картинками» представлены на «Яндекс Маркете» и пополняют ассортимент магазина.

Первое время доставляли заказы со своего склада. Сейчас стараются сразу отгружать на склады маркетплейсов. Места на собственном стало не хватать. Плюс тариф при доставке со склада маркетплейса ниже, чем со своего.

Продвижение на маркетплейсах не используют, высокая стоимость рекламы не окупается. Благодаря известному имени в книжной индустрии, постоянные клиенты находят на разных площадках и заказывают там, где им удобнее, а маркетплейсы, видя интерес покупателей, органически выдают товары магазина.

Без упоминания авторства. На сайте и в группе «Вконтакте» «Книжек с картинками» не публикуют ссылки на маркетплейсы, чтобы не смешивать аудиторию. Исключение составляют только комиксы собственного издательства. На них делают ссылки, потому что бренд новый и мало кому известен.

В обычное время маркетплейсы приносят около 1000 заказов в неделю. Во время акций их количество кратно увеличивается. К работе подключают всех сотрудников, чтобы не пропустить заказ и клиент не остался недоволен работой.

Проблемы с доставкой были в январе, когда не успевали обрабатывать заказы из-за огромного наплыва на сайте. Но люди отнеслись с пониманием. Отменённых заказов практически не было. Антон связывает это не только с лояльностью клиентов, но и с выгодными акциями. И люди были готовы ждать месяц, чтобы получить свой заказ.

Сейчас план — выжить, другого нет, хотя мы достаточно оптимистичные люди. Любая новая точка продаж на вес золота, поэтому сейчас пора окончательно охватить маркетплейсы, не сдавать позиции и делать всё, чтобы сохранить те же обороты, которые есть сейчас. Пока получается.

Антон Котов, основатель магазина комиксов «Книжки с картинками»

Материал подготовил журнал «Чек», автор — Анастасия Костыркина. Издание пишет о бизнесе и развитии продаж в интернете:

  • Почему покупают экологичную одежду? Рассказывает основательница бренда Petrichor.
  • Продали автомобиль, чтобы перезапустить бизнес в новой нише — как появилась «Кузнечная лавка».
  • DomUm Decoration — платформа, объединяющая художников с покупателями.

Источник: vc.ru

Есть ли мозги у трески, или как заработать на комиксах? Откровения известного автора комиксов из Архангельска

Комикс — это история, рассказанная в картинках. Этому жанру уже много веков. Но в России почему-то до сих пор в массовом сознании есть такое убеждение, что комиксы — это развлечение для детей, что это неинтересно взрослым. Но это не соответствует действительности. Ведь хороший развлекательный контент привлекает людей.

Сегодня в гостях у журнала Reconomica Павел Пако, известный архангельский комиксист. Читателям Павел подробно расскажет о профессии, о достоинствах и недостатках, а также о том, что комиксы — не просто смешные картинки из интернета, а деятельность, приносящая деньги. А еще покажет примеры своих работ.

Путь в профессию

Меня зовут Павел Пако (Пако — творческий псевдоним, настоящая фамилия показалась мне длинноватой и недостаточно звучной). Живу в Архангельске, работаю на фрилансе. Преимущественно занимаюсь развлекательным контентом для сайтов и соцсетей.

Уже примерно два года я являюсь иллюстратором и автором комиксов. За это время я успел посотрудничать с различными проектами и компаниями, в том числе и с такими крупными, как Aliexpress и КиноПоиск, выиграл парочку творческих конкурсов, а мои работы были опубликованы в нескольких сборниках комиксов. Также у меня есть личный проект — «Мозги трески» — это юмористические комиксы на разные темы, которые выходят каждую неделю и частенько разлетаются по просторам Интернета. На данный момент в моей группе на сайте vk около 13,5 тысяч подписчиков, но я уверен, что это не предел.

Павел Пако

На фото я и «Мозги трески» — мой самый известный и успешный личный проект.

Нужно ли «солидное» образование?

После школы я пять лет учился на экономиста — сейчас уже и сам не знаю зачем. Просто все вокруг говорили, что мне нужна «солидная» профессия, и я выбрал институт и специальность, которые показались мне достаточно «солидными», а еще куда было не очень сложно поступить бесплатно. И это несмотря на то, что творчеством я любил заниматься всегда (с детства много писал и рисовал), но на тот момент в голове еще был стереотип, что на этом денег не заработаешь.

Во время учебы в институте (а учился я на заочке), я уже немного зарабатывал. Работал продавцом, администратором 3D-аттракциона, кредитным менеджером, даже разнорабочим. А уже на последних курсах нашел постоянную работу в офисе одной ипотечной организации — там я занимался сканированием и проверкой документов.

По началу меня все очень даже устраивало — платили хорошо, коллектив был приятный, все выходные и праздники я мог отдыхать и даже на сессии спокойно отпускали. Потом закончилась учеба, я написал диплом и сразу же после этого меня повысили на работе — зарплата стала еще больше. И вроде бы все было хорошо, но рутина начала очень сильно на меня давить. Наверное, во время учебы мне просто было некогда об этом подумать, а когда осталась одна только работа, мысли о том, что я занимаюсь нелюбимым и главное — бесполезным делом, все чаще и чаще стали посещать меня.

Какое-то время я еще продолжал работать в офисе, но затем на работе все стало не так гладко — начались сокращения, и я решил, что раз уж все теперь и так от меня не зависит, то стоит попробовать себя в чем-то еще. Когда со скучной работой было покончено, я решил исполнить свою давнюю мечту — написать книгу. Денежных накоплений хватало, чтобы какое-то время позаниматься чем-то для себя, так что где-то полгода я упорно писал свой первый серьезный роман. Но, когда дело было закончено — никто не захотел его публиковать.

Все же, я решил не опускать руки и просто переключился на иной вид творчества — рисование.

Павел Пако

Комикс с случаем из жизни.

Рисовать я начал для удовольствия

У меня в семье нет художников и рисовать я начал просто так, для удовольствия. В детстве я любил перерисовывать разных героев мультфильмов, а в школе, начитавшись комиксов про супергероев, мы с друзьями долгое время пытались рисовать что-то подобное. Все же, я не могу сказать, что у меня когда-либо было особое рвение к рисованию — я всегда больше любил писать и придумывать истории.

Уже повзрослев, я пришел к иллюстраторской деятельности скорее случайно. Долгое время я пытался писать рассказы и книги, но они не находили особого отклика. Тогда я решил делать комиксы, ведь они как раз были уже довольно популярны и нравились мне самому. Но, так как знакомых художников у меня не было, иллюстрировать собственные сюжеты мне пришлось учиться самому. Так я и начал рисовать.

Я никогда не ходил в художественную школу и по специальности я экономист, так что, по сути, рисовать я нигде не учился. Еще во время работы в офисе мы с братом пару месяцев по вечерам ходили на какие-то курсы рисования, скорее просто ради развлечения, но это было не особо продуктивно — там нам в основном просто говорили: «Сегодня мы рисуем шар». И мы сидели и рисовали.

В общем, было скучновато. В целом, все, что я сейчас умею — я постигал на практике. Просто садился и рисовал. Если возникали какие-то технические вопросы — находил видео в интернете по нужной мне теме и делал все так, как там говорят. Вот и вся премудрость.

Павел Пако

Комикс из сборника комиксов «Гоголь».

Иллюстратор-самоучка

Было бы немного самоуверенно назвать себя художником, все-таки для меня художник — это тот, кто рисует действительно на профессиональном уровне. Ну а я — самоучка и процесс обучения все еще продолжается. Но определение «иллюстратор», думаю, вполне подойдет. Иллюстрации — это как раз то, чем я обычно занимаюсь. А еще комиксы.

Так что для определения моей профессии также могут подойти такие слова как «комиксист» или модное в интернете слово «пикчер» (человек, которые рисует смешные картинки к статьям и инфоповодам).

Само собой все началось не с мыслей о деньгах. Мне просто нравилось заниматься творчеством. Долгое время я даже не думал, что на этом можно заработать. Мой личный проект со смешными комиксами вообще начинался как шутка, я и понятия не имел, что он принесет мне хоть какую-то известность или заработок. Просто у меня в голове накопилось несколько идей, и я решил их зарисовать.

А потом подумал — почему бы не создать группу в vk? Перерисовал покрасивее несколько своих задумок — первые комиксы были про зомби и приведений — а потом выложил все это в сеть. И самое удивительное — почти сразу начали появляться читатели и заказчики.

Первый заказчик нашел меня сам

Первый заказчик нашел меня сам — это была девушка, которая занимается собственным магазином кружек с авторскими принтами. Им был нужен развлекательный контент в группу, так что я рисовал для них милые и смешные комиксы раз в неделю. Работал так где-то год. Деньги были небольшие, но надо же с чего-то начинать.

К тому же, на тот момент я только учился рисовать и аудитория у меня была маленькая — что-то около 300 человек в группе в vk. Когда мне написали, я только начал выкладывать свои комиксы в сеть, прошел только месяц или около того, поэтому мне было очень приятно, что меня так быстро нашли и заметили.

Я работаю у себя дома — в той же комнате, в которой сплю. На моем столе стоит ноутбук, к нему подключен графический планшет — вот и все, что я использую во время работы. Думаю, со стороны это выглядит довольно скучно — я просто весь день сижу за компьютером и либо вожу пером по планшету, либо бью по клавишам, записывая идеи.

Павел Пако

Случайный комикс Мозги трески.

Сейчас я рисую только в электронном формате, так что никаких материалов мне не требуется. Ну, разве что сменные батарейки для беспроводной мышки. Это очень сильно упрощает работу. Да, начинал я с рисования традиционным методом — приходилось покупать бумагу, карандаши, ручки. Комиксы я рисовал на бумаге, а потом сканировал их и дорабатывал уже на компьютере.

У меня был ноутбук и старый сканер, но как только у меня появился планшет — я стал рисовать на нем. Заработал на новый компьютер, купил его — на этом все мои вложения закончились, так что в плюс в моей работе я вышел, можно сказать, сразу же. Рисовать на компьютере гораздо проще — любую помарку легко исправить и не нужно тратить деньги и место на материалы.

Достоинства и недостатки профессии

Естественно, для меня самый главный плюс в том, что на данный момент мне интересно то, чем я занимаюсь. Я люблю придумывать идеи, люблю их реализовывать. Но это вовсе не значит, что я совсем избежал рутины и делаю только то, что мне нравится. Если выделить тезисно, то вот основные плюсы в работе иллюстратора-фрилансера:

  • возможность работать дома;
  • уровень дохода зависит только от тебя и может постоянно увеличиваться;
  • не нужно тратить время и деньги на дорогу на работу и одеваться можно так, как тебе удобно;
  • график работы можно составить так, чтобы основная часть работы концентрировалась в самое продуктивное для тебя время;
  • общение с людьми практически отсутствует — для людей, которые предпочитают спокойный вид деятельности — это плюс;
  • работа связанная с творчеством — это всегда интереснее чего-то более обыденного.

Но есть и минусы, вот несколько из них:

  • нет постоянства, нужно всегда находиться в поиске новых проектов, чтобы в определенный момент не остаться без источника дохода;
  • твое личное видение задачи далеко не всегда совпадает с видением заказчиков;
  • иногда бывает сложно переключиться на отдых — работая дома, ты, по сути, всегда находишься на работе;
  • работать в любом случае придется очень много;
  • рутины все равно не избежать, зачастую приходится делать то, что тебе не особо нравится, иначе просто не заработать — по крайней мере на первоначальном этапе.

Павел Пако

Комикс о работе фрилансера.

Мои клиенты

Думаю, что моя целевая аудитория — это молодежь, которая любит смешные картинки из интернета. Портреты обычно заказывают именно мои подписчики — это хороший подарок друзьям на день рождения или другие праздники. Когда речь идет об иллюстрациях — тут спектр уже более широкий, ведь они нужны почти всем — иллюстрации используют на сайтах, в блогах, в книгах, их печатают на постерах и футболках, и еще многое-многое другое, поэтому заказчики могут быть абсолютно из любых сфер деятельности. Ну а комиксы, как правило, требуются различным развлекательным порталам — сейчас это довольно популярный вид контента, который вполне может привлечь новую аудиторию.

Заказчик хочет, чтобы все было быстро и лучше бесплатно. А в остальном желания разнятся в зависимости от ситуации, кто-то хочет, чтобы было смешно, кто-то чтобы красиво нарисовано, а некоторые вообще просят скопировать понравившийся им стиль, который они увидели где-нибудь в интернете.

Павел Пако

Случайный комикс Мозги трески.

Цена вопроса

Мои работы стоят по-разному — это зависит в основном от сложности работы и от конечной цели проекта. Какие-то единичные заказы, например, нарисовать самый простенький портрет, могут стоить начиная от 500 руб. Комиксы я делаю не дешевле чем за 1000 руб., но за такую сумму, естественно, тоже только что-то самое простое — не больше 4 кадров.

Некоторые заказчики платят за часы, потраченные за работу. Кому как удобнее. Нарисовать комикс или картинку дело не такое уж и быстрое, даже для опытного художника. К тому же, надо еще придумать, что и как нарисовать. Время работы над комиксом или иллюстрацией может занимать от часа до нескольких дней — все зависит от конкретной ситуации.

Если работаешь на каком-то постоянном проекте — зарплата за месяц может быть фиксированной. Например, в прошлом году я регулярно рисовал комиксы для двух развлекательных сайтов и в сумме получал с этого около 60 тысяч в месяц. Естественно, были месяцы, когда получалось гораздо больше — за счет дополнительных заказов.

Сейчас у меня нет какой-то регулярной занятости — только отдельные заказы, поэтому из месяца в месяц суммы варьируются. Иногда бывают месяцы затишья, когда месячный доход довольно скромный. Но, могу сказать, что самый большой доход, которого я достигал за месяц, у меня был уже именно на фрилансе.

Павел Пако

Случайный комикс Мозги трески.

Я специализируюсь на комикс-стрипах

Я очень люблю придумывать истории. А комиксы — это один из способов эти истории рассказать. К тому же, я и сам люблю читать комиксы, так что этот формат мне очень даже близок.

Долгое время у меня в планах было создание длинных сюжетных комиксов, но так как на начальном этапе я практически не умел рисовать, было решено потренироваться на комикс-стрипах, ведь в рамках этого жанра вполне допускается и схематичное изображение. Есть много примеров популярных интернет-комиксов, в которых художники используют технику по типу «палка, палка, огуречик». В общем, в итоге как-то так получилось, что именно комикс-стрипы и стали моим основным форматом. Сам по себе комикс-стрип — это, по сути, небольшая история, которая умещается в несколько кадров. В ней тоже есть завязка, есть сюжет, есть финал — просто повествование сильно сжато, поэтому задумка должна быть четкой и лаконичной.

В целом, создание комикса происходит по-разному — иногда идеи приходят спонтанно, иногда возникают в разговорах с друзьями, но чаще всего все куда более прозаично — я выбираю тему, придумываю сюжет или шутку и сажусь рисовать. Так как комиксы и иллюстрации — это мой основной источник дохода, мне некогда ждать мифического «вдохновения». И чем опытнее я становлюсь — тем быстрее в голову приходят хорошие идеи. Но когда речь заходит о комиксах, идея — это лишь половина результата, не менее важным является и то, как ты ее изобразишь. Мне кажется, в этом и есть основная прелесть комиксов — литература здесь сочетается с визуальным искусством, и они существуют на равных правах.

У меня не было какой-то конкретной точки отсчета в том, когда началась моя карьера — я всю жизнь пробовал себя в творчестве, пока это не привело к определенным результатам. Сначала я просто рисовал комиксы как хобби, потом меня заметили, начали обо мне писать и распространять мое творчество, появились заказчики. Все было постепенно. Но если все-таки выбирать с чего именно началась моя нынешняя карьера, то, пожалуй, это день создания моего личного проекта «Мозги трески». Именно после этого события я смог найти себе первую работу иллюстратором.

Павел Пако

Открытка на день святого Валентина.

Конкуренция очень высока

Если говорить об иллюстрациях — это очень даже конкурентный бизнес. Художников сейчас просто невероятное количество и большинство из них намного талантливее меня — да, я могу нарисовать миленькую красивую иллюстрацию, но что-то более детальное и реалистичное, это уже не мой конек.

Но когда речь заходит именно о развлекательном контенте (комиксы и смешные картинки), то тут мне уже есть что предложить. На самом деле, существует не так уж и много авторов, которые умеют и хорошо шутить и самостоятельно эти шутки иллюстрировать. Поэтому чаще всего у меня заказывают именно комиксы — гораздо проще поручить это одному человеку, чем целой команде, тем более если у этого человека имеется большой опыт в данной сфере.

Никакой команды у меня нет, я работаю один и не люблю, когда меня кто-то отвлекает. Обычно я встаю утром, сажусь за компьютер и либо придумываю идеи для комиксов или других проектов, либо рисую. Заканчиваю вечером. Иногда ночью, если много работы. Если у меня есть заказы — я делаю их.

Если нет — то ищу заказчиков и в свободное время делаю что-то свое. На самом деле, у меня не бывает такого, что мне нечем заняться. Поэтому, пока я дома, я почти всегда работаю.

Постоянных клиентов нет, но часто бывают довольно длительные сотрудничества с различными компаниями или проектами. Например, сейчас я уже больше полугода рисую комиксы для «Подслушано» — это социальный развлекательный проект.

Павел Пако

Комикс о рабочем процессе.

Проект «Мозги трески»

«Мозги трески» — это мой самый известный и успешный личный проект. Проще говоря, «Мозги трески» — это название серии еженедельных юмористических комикс-стрипов. Все началось с того, что я решил потренироваться рисовать комиксы и продолжается вот уже больше двух лет. Когда я создал свои первые зарисовки из этой серии, было решено создать группу, где я их выложу. Тогда я не думал, что из этого выйдет что-то серьезное, поэтому решил быстренько придумать какое-нибудь глупое словосочетание в качестве названия для группы.

Первый комикс был про зомби, поэтому в голове крутилось слово «мозги». Оставалось лишь подобрать к нему созвучное слово, так и появилось словосочетание «мозги трески» (можно особо не удивляться, что мне вспомнилась именно треска, потому что про мой родной город говорят, что, мол, у нас есть только «доска, тоска и треска»). Я наспех нарисовал треску-зомби, которая мечтает только о том, чтобы съесть чьи-нибудь мозги (она и стала маскотом проекта) и создал группу. Уверен, сейчас я подошел бы к выбору название более ответственно, но уж случилось как случилось. Сейчас уже поздно что-то менять, да и не сильно хочется.

Павел Пако

Комикс на конкурс от VK Talents.

Как я продвигаю свои услуги

Я выкладываю свои смешные комиксы в группе в vk, а еще в Инстаграме и на развлекательном сайте Пикабу. Оттуда мои работы (особенно самые удачные) разлетаются по сети, их выкладывают на сайтах и репостят в соцсетях. Люди видят мои комиксы и если им нравится, то они легко меня находят (на каждом комиксе указаны ссылки). Так происходит продвижение.

Канал на Ютубе тоже есть, но пока что некогда им заниматься. Хотя идей полно — думаю, что когда-нибудь доберусь и до формата видео-контента. Еще есть канал в Телеграм, но пока что он не очень популярен. Также я веду свой блог на Яндекс.Дзен, там я пишу как про свои комиксы, так и рассказываю про других авторов. Блог, кстати, тоже приносит доход — за счет рекламы.

Еще можно вкладываться в рекламу, но я пока этим не занимался — нет опыта, да и не возникало сильной необходимости. Но с помощью соцсетей появляется только часть клиентов. Очень часто я пишу кому-нибудь сам. Например, есть какой-нибудь развлекательный сайт, который мне нравится.

Я нахожу их электронную почту и пишу письмо в стиле «Здравствуйте, меня зовут Павел, я иллюстратор, умею вот это и это, вот примеры проектов, над которыми я работал, не хотите посотрудничать?». Да, зачастую мне совсем не отвечают, иногда отвечают отказом, но в остальных случаях все складывается и у меня появляется новый заказ.

Павел Пако

Комикс с случаем из жизни.

Профессиональные планы

Я планирую продолжать развивать навык в рисовании, находить новые интересные проекты. Еще было бы здорово издать сборник уже вышедших комиксов и в будущем нарисовать что-то более масштабное — давно об этом мечтаю. В остальном — не люблю загадывать, обычно все самое интересно случается неожиданно.

Я очень много рисую, а также смотрю и читаю что-то на смежную тематику. Практика — это всегда очень важно. Если вы считаете, что вам помогут какие-нибудь профильные курсы — почему бы и нет? Также я слежу за другими авторами, и много общаюсь с ними лично. Обмен опытом иногда тоже очень помогает.

Очень часто мне говорят что-то вроде «как тебе повезло, что ты точно знаешь, чем хочешь заниматься» или «как здорово, что ты нашел любимое дело». Но оба этих утверждения не совсем верны. Чтобы понять, чем я хочу заниматься, я потратил почти всю свою жизнь. Просто я никогда не прекращал попытки, даже если у меня ничего не получалось.

К тому же, поиск никогда и не заканчивался — я все еще экспериментирую и пробую себя в разных областях. Ну а насчет «любимого дела» — это только отчасти близко к правде. Да, я очень люблю творчество, но даже у меня не получается делать только то, что я хочу. Поэтому будет правильнее сказать, что я нашел ту работу, которая кажется мне более комфортной, чем все то, чем я занимался раньше.

А вот видео о том, как я рисую:

Советы желающим научиться рисовать

Мой главный совет — это побольше практиковаться. Но, наверное, это применимо к любой работе. Меня часто спрашивают, что нужно сделать, чтобы начать рисовать комиксы. И если честно, я не вижу другого способа, кроме как просто сесть и начать работать. А со временем все необходимые навыки сами придут: истории станут интереснее, а рисунок — лучше.

Когда ты иллюстратор, даже если ты очень любишь рисовать, нужно смириться с тем, что рисовать придется очень много и в какой-то момент это может совсем не приносить удовольствия. Важно давать себе передышки. Плюс, чтобы не заскучать, я часто включаю музыку или какие-нибудь сериалы фоном — так работа идет веселее. Еще, конечно, важный момент — это авторский стиль. Со временем, он вырабатывается у всех иллюстраторов, но, я все-таки советую определиться с ним побыстрее, потому что именно благодаря этому ваши работы будут узнаваемы и заметны среди многих других.

Я думаю, что специальное образование — это полезная вещь, у меня его не было, поэтому пришлось все постигать самому. Думаю, что с образованием было бы проще. Помимо навыка в рисовании, для иллюстратора главное — это образное мышление и усидчивость. Для создателя комиксов — хорошее воображение и умение выстраивать ассоциативный ряд. Все это можно развить путем практики.

Ну а если вы боитесь сразу же окунаться в этот омут — попробуйте для начала сделать рисование своим хобби. Кто знает к чему это приведет?

Павел Пако

Иллюстрация из серии картинок про проблемы известных свиней.

P.S. «Мозги трески» в соцсетях: VK , Instagram. Блог о комиксах в Яндекс.Дзен.

Источник: reconomica.ru

«Зарабатывать у нас сложно»: создатели комиксов о Бэтмене, переводах Marvel и зарплатах сценаристов

На Западе комиксы — процветающая индустрия с огромной аудиторией и многомиллионными бюджетами. По комиксам снимают дорогие фильмы ведущие режиссеры Голливуда, а тысячи фанатов косплеят понравившихся героев на Comic-Con. А как развивается этот бизнес в России? Об этом и многом другом говорят художники FRANTSEV и MORKET вместе со сценаристами издательства « Зловещая мембрана » .

О знакомстве с комиксами

Евгений Францев, FRANTSEV :

О комиксах я знал давно: на них были основаны все мои любимые фильмы и мультики детства. Но подержать настоящий комикс в руках мне тогда не удавалось. Максимум, что было доступно, — это обложки комиксов о Человеке-пауке, которые надо было собирать на уровнях игры Spider-man 2000-го года выхода.

Первый мой комикс принес школьный друг. Это был «Бэтмен» — продолжение истории становления персонажа. Я зачитывал его до дыр. Было крышесносно: комикс о любимом герое, да еще и на русском языке! В те времена это было настоящим сокровищем. Позже, уже в начале 2000-х, когда мне тогда было 10-11 лет, я открыл для себя комиксы Marvel.

Это была лицензированная линейка Ultimate и продолжение классических серий Marvel от издательства «Комикс», «Человек-паук», «Люди Икс», «Фантастическая четверка». Еще были комиксы «Ген 13» и журнал «Дед Мороз», где публиковали небольшие главы комиксов от Dark Horse. И понеслось.

Я с головой ушел в этот мир: срисовывал понравившиеся картинки из журналов, придумывал свои . С маминой помощью я создал свой первый комикс «Братья Металл» (он до сих пор лежит в шкафу). Это история о братьях-супергероях в броне, как у железного человека. Конкретно в первой и единственной истории они боролись с гигантским роботом, который ранил младшего из братьев и был заброшен на солнце старшим.

Уже тогда я начал мечтать о том, чтобы рисовать комиксы профессионально. Но в подростковом возрасте увлекся музыкой, потом поступил в университет, переехал в Москву — и как-то не до этого стало. Впрочем, рисовать я не переставал, просто все работы уходили в стол. Ближе к окончанию учебы я понял, что хочу полностью посвятить себя комиксам. Даже дипломную работу (а по образованию я маркетолог) связал с комиксами, нарисовал для нее около 10 страниц истории, которые и стали моим первым портфолио.

Комиксы — завораживающая вещь: они создают огромное поле для экспериментов и позволяют воплощать самые невероятные идеи.

Это меня и подкупило. Изучать комиксы — очень важно, но, если у вас есть возможность учиться рисованию, вперед, это никогда не помешает. Впрочем, практика показывает, что рисунок необязательно должен быть красивым и технически выверенным. Если он работает на повествование, соответствует духу истории, создает атмосферу, появляется магия комиксов.

Григорий Старостин, Vicious Membrane:

Как и у большинства детей 90-х, моя страсть к комиксам появилась благодаря черепахомании головного мозга, коей я подвержен с младых ногтей. Первые несколько номеров «Черепашек-Ниндзя» от издательства «Махаон», попавшие ко мне в очень юном возрасте, сильно запали мне в душу и посеяли в ней семена токсичной зависимости от странных мифов и кислотных мутантов. Восторг от созерцания веселых картинок скоро перешел в попытки их имитировать. Перерисовывания стильных уродцев увлекли меня настолько, что в итоге моей наивной башке появилась надежда о том, что я смогу преуспеть как художник.

Затем, в начале нулевых, когда я уже был в старших классах, у нас начали выходить марвеловские комиксы от издательства ИДК. И вот тогда детское увлечение внезапно стало маниакальной одержимостью, а намерение связать свое будущее с этой индустрией овладело моим разумом. Поэтому я недолго думая перевелся в художественную школу, которая подготовила меня для поступления в колледж анимации #333 — уникальное место, где обучают ремеслу создания мультипликации. Однако к моменту окончания этой прекрасной шараги я понял, что нет возможности продвигаться в индустрии.

Тут бы и сказочке конец, но пристрастие к комиксам меня никак не покидало, как и амбиции реализоваться на любимом поприще. Помотавшись пять лет по дерьмовым работкам, я внезапно обнаружил, что пресловутые книжки с картинками, оказывается, нужны не мне одному, ведь по всей стране начали открываться настоящие магазины комиксов. Так сложилось, что в жизни появились единомышленники, сбившись в небольшую стаю, мы создали издательство комиксов «Зловещая Мембрана».

Олег Кудрин, Vicious Membrane:

Мое знакомство с комиксами началось еще в далеком 2008 году, когда буквально в каждом ларьке у метро продавались синглы ИДК. Это 20-30 страничный выпуск комиксов, например «Человек-паук» Бендиса, «Люди Икс» Моррисона, «Гражданская война» Миллара. Тогда я и влип в книжки с картинками. Лет в 10, то есть в 2011 году, я решил, что было бы неплохо поинтересоваться еще чем-нибудь, скачал на свой Samsung Galaxy mini приложения для чтения комиксов, где были «Хищники» Dark Horse. Там же «Y последний мужчина на земле» Брайана К. Вона — первый более серьёзный комикс, который я прочел, а через пару лет понеслось: «Джон Константин» (Hellblazer); «Возвращение темного рыцаря». В 2014 году обратил внимание на Bubble Comics…

Затем в 15 лет попал в театральную студию, где учился и выступал, влюбился в истории. Примерно в том же возрасте решил связать свою жизнь с комиксами и начал более профессионально изучать драматургию. А в этот момент в школе начались проблемы с русским языком, да такие, что пришлось нанимать репетитора. Сейчас я безумно благодарен своему наставнику, не побоюсь этого слова.

Она и привила мне любовь к писательству. Когда-то не мог и двадцати слов кряду связать, а сейчас способен написать до 5К слов в день.

По ее совету я пошел в медиашколу МГУ, какое-то время грезил журналистикой, но в конце концов разочаровался. Начал заниматься драматургией и по совету родителей, во имя «стабильности», после 9-го класса пошел в колледж учиться на верстальщика.

Создал МЕТРОПОЛИСЪ и даже какое-то время имел свою команду (кто-то сейчас ушел в бизнес, а кто-то в профессиональную журналистику). Идея была в том, чтобы создать площадку с новостями про русскую андеграунд-культуру. Музыка, игры, кино и комиксы — все варятся в своих кастрюлях, но не могут сделать суп. Вот мы и пытались всех объединить. Но без моего руководства и пинков группа не жила, а я хотел сконцентрироваться на проектах для MOLOT HARDCORP , так как душа горела творчеством, а не критикой.

Сейчас я своего рода фрилансер, работаю над многими проектами.

Про комиксы я узнала из рекламы по телевизору про журналы с карточками о Человеке-пауке и Черепашках-Ниндзя. Конечно, если сейчас, в осознанном возрасте, их прочитать, то они не особо впечатляют, но меня как ребенка в то время эти эпичные истории в картинках не отпускали очень долго.

Открыв для себя вселенную Бэтмена, я создала свой первый комикс с сюжетом. Это случилось после выхода фильма «Джокер». У меня на тот момент уже почти пропал всякий энтузиазм к рисованию, мне хотелось чего-то нового, чего-то, что погрузит меня в работу с головой. Этот фильм буквально спас меня. Я открыла для себя вселенную DC, ее злодеев и героев.

У меня был просто сумасшедший поток мыслей от того, что можно с ними придумать. Работа художника комиксов похожа на рисование ключевых кадров из фильма, просто они все компонуются на листах бумаги . Представьте: он будто снимает целый фильм, и история переносится вместо экрана на бумагу! Еще бы звук и двигающиеся картинки были, как в Гарри Поттере…

За Бэтмена я зацепилась больше всего, он обычный человек, он побеждает умом и хитростью. Злодеев Бэтмена я просто обожаю. Они такие же простые люди, но каждый из них особенный, каждый со своими тараканами в голове. Я мечтаю создать комикс о Бэтмене и его врагах, где было бы практически невозможно разобрать, кто есть герой, а кто злодей — настолько тонкая между ними грань.

По этой причине мне нравятся комиксы, поскольку сюжет и рисунок погружают читателя, эмоции после прочтения не уступают просмотру целой киноленты. В искусстве мне нравится возможность трогать людей за душу, психологически и эмоционально . Показывать на лицах персонажей обычную человеческую тревогу, радость и печаль. Даже неважно, положительный это персонаж или отрицательный.

Наверное, мои фолловеры такие же любители историй в картинках, как и я. Тоже могут поплакать над трагической судьбой персонажа или посмеяться над мемами. Человеку свойственна эмпатия, и мы сопереживаем даже злодеям. Человек любит побеждать, и мы подражаем героям.

Интереснее всего, когда герой совершает множество ошибок и сам становится злодеем, а злодей, напротив, оказывается вовсе не плохим человеком. По этой же причине мне нравится мультфильм «Мегамозг» и мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге», где Зуко является отличным примером трансформации из злодея в героя. Все эти моменты я обычно отражаю в своих рисунках: все персонажи так или иначе простые люди, кому-то просто везет больше других.

На самом деле я не ограничиваюсь только одним созданием комиксов. Помимо них мне нравится 3D-моделировать и разрабатывать видеоигры, поэтому останавливаться на чем-то одном мне очень сложно. Плюс у меня нет классического академического образования, я самоучка. Как-то раз пошла на обучение в художественную школу у себя в городе. Я не проучилась там и трех недель, ушла.

Мне было неинтересно, ребят там не учили. Это не значит, что все школы такие. Кому-то обучение в художке сильно повысит навыки в рисовании, а кто-то просто потеряет энтузиазм.

Рисование, как и любой другой вид искусства, рассчитано на одержимых.

Заставить научить себя невозможно, должно быть огромное желание, а с ним возможно все. Ты можешь сидеть дома сутки напролет, разбирая стиль любимого художника, подражать ему, учиться на своих ошибках, разрабатывать свой стиль. Этот вариант развития событий никак не уступает учебе в художественной школе. Каждый выбирает свой удобный метод обучения.

О любимых жанрах, авторах и героях

Евгений:

Фантастика и киберпанк — мои любимые жанры. За последние несколько лет я поработал над разными комиксами: рисовал постапокалиптический пельмени-вестерн «Фронтир» (по аналогии с итальянскими «спагетти-вестернами» — особый поджанр вестернов — Прим. ред.) , биографический комикс «Лаки» о гангстере «Лаки Лучано», собственную киберпанк-историю vol 1 и научно-фантастический комикс «Сокол» про первого советского космонавта. Им я горжусь больше всего. Мы работали над ним вместе с моей женой Лерой и нашей общей подругой Ингой Канареевой в рамках конкурса «Новые герои Bubble».

Мне нравятся многие художники: Майк Миньола, Оливер Куапель, Грег Токкини, Шон Мерфи. Они поражают своим стилем, тем, как они работают со страницами, от композиции до отдельных штрихов в рисунке. Я люблю открывать в комиксах что-то новое.

Сейчас читаю мангу Масамуне Сиро («Яблочное зернышко», «Призрак в доспехах»), Сатоси Кона («Опус», «Серафим 266613336 крыльев») и Кацухиро Отомо («Акира», «Дому»). Это очень крутые, легендарные авторы. А самые мои любимые герои — это Бэтмен, Хеллбой и Спаун. Мечтаю когда-нибудь поработать над кроссовером этих персонажей

Обложка комикса Vol1 Евгения Францева. Источник: личные архивы художника

Григорий:

Из отечественных — это Даниил Кузьмичев и Алексей Горбут. Из зарубежных я топлю за Саймона Бисли, Джонена Васкеза, Берни Райтсона и Q Hayashida. Нравится их стиль.

Любимые тайтлы: Dorohedoro, Tales From the Crypt, Swamp Thing, TMNT, Hellblazer, Johnny the Homicidal Maniac.

Олег:

Комиксы — в первую очередь формат, один из множества способов рассказать историю. Если ты сценарист, то по сути не ограничен социальными факторами, особенно при современном доступе к информации. Важно вовремя понять разницу между жанром (как совокупность обстоятельств внутри сюжета, характеризующая историю) и сеттингом (пространством и временем, в котором происходит сюжет).

Многие упускают этот момент и загоняют себя в рамки, которые не дают им разглядеть ошибки и начать расти. Если хочешь стать сценаристом, нужно много читать, постоянно упражняться, разбираться в психологии. Например, трансакционный анализ и теория игр Эрика Берна могут помочь с диалогами лучше любого учебника по драматургии, там хорошо разбирается поведение человека. Не стоит забывать и о художественности текста. Но в общем и целом — «делай то, что мог бы читать и перечитывать сам».

Стоит обращать внимание на авторов, ведь за ними стоят идеи, мысли, умения. У Тома Тейлора хорошая химия персонажей, у Замского — лучшая в России игра с культурным пространством, а Леша Хромогин способен сделать хорошую историю, даже не умея рисовать. У этих ребят можно поучиться — и не только у них!

Интересно следить за личностями вроде Гранта Моррисона, чье творчество зиждется на оккультизме и теологии. Этот мужик воспринимает героев как современную мифологию, помню, как залпом прочел его «Superman All Stars», где он буквально написал свою версию нового завета с Суперменом. Под впечатлением я накатал свою первую серьезную статью, которую опубликовали в группе издательства Азбука.

M0rket:

Столько разных стилей, задающих свою атмосферу для комикса, очень сложно выбрать какого-то одного художника. Думаю, я могу хотя бы выделить троих: Дэн Мора — очень характерный диджитал художник (рисует на компьютере, хотя и на бумаге очень хорош). Люблю угловатые формы в его рисунке. Первый раз о нем узнала, когда прочитала комикс «Клаус» от Гранта Моррисона.

Клэй Манн — безумно люблю этого художника. С анатомией он на ты, а от его мастерства композиции панелей и разворотов в комиксах захватывает дух. В «Кризисе героев» от Тома Кинга он показал настоящий мастер-класс.

Степан Шеич — хорватский художник комиксов, еще и их автор. Он хорошо рисует мимику персонажей, относится к тем художникам, которым не нужен колорист. Советую прочитать его комикс «Харлин» по DC.

Также обожаю Бэтмена и бэтсемью, в особенности Барбару Гордон и Джейсона Тодда. Люблю Зеленого фонаря, Человека-паука (Питер Паркер), Росомаху, Рафаэля (Черепашки-ниндзя) и по-особенному Трансформеров (у меня в детстве были горы игрушек и фигурок по ним).

О комикс-индустрии в России

Евгений:

Российская индустрия комиксов пока что в начале своего пути. Конечно, у нас уже есть свои рок-звезды среди авторов, художников, издателей, например, Ольга Лаврентьева, Глеб Мельников, Bubble Comics. Но в целом индустрия все еще нащупывает свой путь. Очень надеюсь, что она разовьется и превратится в такой же серьезный рынок, как на Западе. Перспективы есть, главное не бросать это дело.

Люди, которые считают комиксы чем-то непонятным, детским, иногда встречаются. Когда человек видит что-то новое и не хочет это понимать, он просто высказывает негатив. Многие блогеры, библиотекари и сами авторы занимаются активным просвещением читателей. И комиксами начинает интересоваться не только условная «молодежь», но и люди старших поколений.

Главное — помнить, что в комиксах, как и в другом искусстве, есть как «жвачка», так и серьезные произведения. И я рад, что люди начинают адекватно воспринимать «книжки с картинками». Я очень люблю печатные комиксы. Потрясающее ощущение: читать и разглядывать их на бумаге, особенно когда это большая книга с клевым рисунком.

Например, работы Серджио Топпи — детализированные, проработанные, невероятно красивые. Такое удовольствие вглядываться в эти детали на бумажных страницах! Но цифра захватывает индустрию. Это естественный процесс: я и сам спокойно читаю комиксы в электронном формате (и «классику», и вебтуны). Главное — чтобы программа для чтения была удобная и хорошо работала на гаджетах.

Григорий:

Состояние индустрии комиксов в России? Оно неустойчивое. Бывает пульс пропадает, но все легко поправимо, небольшой разряд электричества, пара-тройка заклинаний из Некрономикона, и как новенькая! А то, что у нее один глаз навыкате, так это ничего, мы ее и такой любим. На страницах наших изданий правят бал монстры, мутанты, маньяки, уроды, пришельцы, колдуны, забытые боги.

Нам по душе зловоние канализации и спертый воздух древних крипт. В наших сердцах гремит панк-рок и черный металл. Мы не жалуем цивилов и ненавидим все, что видим. А наша публика состоит из упырей, сатанистов и маргиналов со вкусом.

Олег:

Главные фанаты комиксов — сами авторы. На мероприятиях именно мы скупаем у друзей новые произведения и именно мы присутствуем на автограф-сессиях друг у друга. Но рано или поздно что-то даст сильный толчок, и у русского человека появится интерес к этому жанру.

M0rket:

Я застала тот момент, когда Bubble выпускали еще только Игоря Грома, Бесобоя, Инока и Красную Фурию. Отечественные комиксы для меня тогда были чем-то совершенно новым и неизведанным, и популярность Игоря Грома только зарождалась. Сейчас же по нему уже снимают одноименный фильм, а линейки комиксов приумножились вместе с новыми персонажами.

Аудитория растет, привлекают новых авторов со своими сюжетами. Это заметный прогресс в индустрии комиксов в России. Конечно, ситуация с коронавирусом сильно подорвала продажи, и многие серии комиксов сдвинули анонсы, как отечественные, так и западные. Так или иначе индустрия разрослась, и после ослабления карантина снова будет бить ключом.

О том, как зарабатывать комиксами

Евгений:

Художник комиксов в России может работать в издательстве или быть фрилансером. Многие художники работают ретушерами для издательств, выпускающих лицензионные русские переводы комиксов Marvel, DC и других. Это очень трудоемкая работа: ретушеры перерисовывают звуковые эффекты в стиле оригинала, адаптируют их, рисуют надписи и так далее.

Сейчас эта работа выполняется на разных слоях в графическом редакторе, но менее сложной от этого не становится. Кто-то подрабатывает в геймдеве, кто-то занимается дизайном, рисует рекламные и коммерческие комиксы. Только комиксами у нас зарабатывать сложно, рынок все еще формируется, пока что он относительно небольшой. Я в основном рисую для иностранных независимых авторов.

Иногда делаю что-то для наших ребят. Что касается продаж в магазинах, по личным ощущениям, лучше всего продаются лицензированные западные серии о супергероях. Но и российские истории постепенно становятся популярными.

Олег:

В комикс-индустрии важно уметь себя продавать, как пример — Виталий Терлецкий: только он может позволить себе выпустить «Роман Победитель ласточек», где Рома 800 страниц бьет ласточек (и выпустит это в нескольких вариантах издания, которые раскупят). Придётся искать своих покупателей, научиться организовывать свое время, процесс работы, иначе ты никому не нужен.

Нельзя выдавать по 3 страницы сценария в день и надеяться на положительный результат. Я обычно работаю всегда, и в будни, и в выходные, приучил себя спать 5-6 часов. Так и живу. Книжками с картинками я и счастлив!

В среднем, если ты начинающий, то за 110-страничный сценарий для издательства получаешь 10-15 000, в то время как художнику за 1 страницу платят 1000-2000 рублей. Поэтому многие сценаристы не могут полностью посвятить себя комиксам. Тупо мало денег.

Лично у меня стабильный заработок начался с работы продавцом комиксов в Comic Street . При этом я горжусь своей работой, приобщаю людей к комиксам и стараюсь быть больше своим человеком, который не обманет при подборе комикса, чем продавцом. Однако тусовка в индустрии не такая большая, пробиться достаточно просто.

Можно ходить на какие-то ивенты, общаться на автограф-сессиях с авторами, писать необычные статьи (например, я в свое время обращал внимание на химию работы колористов и художников), в общем, не сидеть на месте.

Самое важное — не продавать душу. Готовьте только то, что самим съесть не стыдно.

Вот, например, Снэппер Карр прославился внутри части КИ с помощью своей статьи про то, что Черно-белые комиксы — зло и вообще вредят зрению (напомню, что первые комиксы только и были в Ч/Б, так как выходили на одной полосе газет). Если это не продажа души, то дьявол давно среди нас, ребята.

M0rket:

Для начала лучше всего набрать свою аудиторию, чтобы продвинуть свои идеи. Если публиковать материал на бесплатных ресурсах, аудитория сама даст вам понять, стоящий он или нет. После можно переходить на такие площадки, как Patreon и прочие, чтобы вы получали доход со своих работ, а аудитория — вознаграждение, например, в виде новых страниц комикса.

Вместо Patreon можно обратиться за поддержкой сразу в издательство. Можно зарабатывать на продаже мерча или брать заказы. Способов очень много. Я пока только беру заказы на рисунок. Чтобы продавать свои комиксы, мне необходимо разработать свою историю с оригинальными персонажами.

Жаль, что нельзя издать свой комикс с Бэтменом из-за отсутствия авторских прав.

Бэтмен и Джокер в творчестве m0rket. Источник: личные архивы художницы

Источник: ambivert.club

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома