Как вычисляется подоходный налог

Подоходный налог представляет собой один из налогов, перечисляемых в бюджет и взимаемых со всех доходов, получаемых физическими лицами. Показатель обыкновенной налоговой ставки составляет тринадцать процентов от налогооблагаемой базы. Законодательное регулирование Порядок удержания и перечисления НДФЛ указан НК РФ в главе двадцать три.

В главах с 26.1 по 26.3 Налогового Кодекса РФ даётся чёткое понятие плательщиков налога на доходы, а также лиц — льготной категории. Рассмотрим более подробно.

Потенциальными плательщиками подоходного налога необходимо считать:

  1. Физических лиц, проживающих на постоянной основе в Российской Федерации.
  2. Граждан, главным источником выплат которых является работа в России.

Налоговыми резидентами считаются граждане, находящиеся в России не менее ста восьмидесяти трёх календарных дней в расчёте двенадцати месяцев следующих подряд. К льготной категории лиц, освобождённых от уплаты НДФЛ, относятся: Граждане, занимающиеся частным предпринимательством, находящиеся на упрощённой системе сбора налогов, а та же переведённые на уплату единого вменённого налога по отдельным видам своей деятельности.

Что такое «подоходный налог» и зачем его платить?

Калькулятор

Общие рекомендации по порядку расчёта налога на доходы с физических лиц

Для правильного расчёта НДФЛ, необходимо использовать нормы, прописанные в двести двадцать пятой статье Налогового кодекса. Расчетные мероприятия налога на доходы осуществляются следующим образом:

  1. Первым действием для вычисления НДФЛ должно стать определение общего дохода, из которого будет исчисляться подоходный налог.
  2. Затем следует по каждому типу имеющегося дохода уточнить ставку, применив для этого статью двести двадцать четыре Налогового кодекса РФ.
  3. Следующим шагом должно стать исчисление налога на доходы в разрезе каждого отдельного вида дохода. Помимо этого обособлено нужно высчитать налоговую базу, которую образуют доходы, полученные от долевого участия, учитывая требования прописанные в статье двести семьдесят пять НК РФ.
  4. • Заключительным этапом станет вычисление налога на доходы физических лиц.

Для этих целей существует следующая формула: Размер НДФЛ = Налогооблагаемая база * Соответствующую виду дохода налоговую ставку.

При этом надо отметить, что вычисленную математическим путём сумму налога надо округлить до полного рубля в большую сторону. Сложив результаты вычислений по каждому наименованию дохода, в итоге, мы получим НДФЛ, который и следует к оплате в бюджет. Операциями по удержанию и перечислению причитающихся размеров подоходного налога занимается организация-работодатель.

Порядок расчёта налога на доходы, удерживаемого из заработной платы физического лица

Расчет и перечисление НДФЛ осуществляется из поступлений, полученных от основного источника доходов, который является налоговым агентом. Доходы физического лица, которые он получил от остальных источников, основной работодатель не берёт в общий доход. В том случае, если работник предприятия осуществляет свою трудовую деятельность по совмещению в другой организации, то каждый из работодателей рассчитывает НДФЛ для каждого такого сотрудника по отдельности.

К доходам сотрудника–налогоплательщика, из которых производится удержание НДФЛ, относятся следующие выплаты:

  1. Основная заработная плата.
  2. Ежемесячные, квартальные, полугодовые и годовые премии.
  3. Суммы начисленных ежегодных основных и дополнительных отпусков.
  4. Суммы начисленных пособий по листкам временной нетрудоспособности, за исключением сумм пособий по беременности и родам. • Начисленные компенсации на лечение, выплачиваемые вместе с ежегодным отпуском.
  5. Суммы начисленной денежной помощи, свыше четырёх тысяч рублей.
  6. Доплаты за замещение временно отсутствующих сотрудников.
  7. Прочие выплаты.

Налогооблагаемая база рассчитывается исходя из наличия налоговых вычетов, которым обладают сотрудники организации. При налогообложении начисленной заработной платы по каждому сотруднику должны быть учтены следующие типы налоговых вычетов: стандартного вида, имущественные, социальные. В данном случае необходимо отметить, что стандартный налоговый вычет может получить работник, отнесённый к особой категории согласно статье двести пятнадцать Налогового кодекса РФ, или сотрудник, имеющий детей.

Использовать право на имущественный или же социальный вычет может претендовать работник, получивший письменное уведомление в налоговом органе по месту проживания. После того как сотрудник предоставит данный документ бухгалтеру, вычеты могут быть использованы для уменьшения дохода, подлежащего обложению НДФЛ.

Для правильного вычисления налога используется следующая математическая формула: Налог = (Совокупный доход – Вычеты) * ставку.

Обычная налоговая ставка, предусмотренная законодательством, составляет тринадцать процентов. Существует также ряд специальных процентных ставок для разных субъектов налоговых отношений. Так, например, если в организации осуществляют трудовую деятельность иностранные граждане — нерезиденты, то для исчисления налога с их доходов будет применяться ставка равная тридцати процентам.

Наглядный пример, как осуществляется расчёт и перечисление НДФЛ.

В феврале две тысячи пятнадцатого года менеджеру фирмы Интерспорт Калашникову В.В. была начислена заработная плата равная девяноста пяти тысячам рублей. Он известил в письменной форме работодателя, о том, что является отцом двоих детей: 6 и 14 лет и приложил свидетельства об их рождении. На основании предоставленных документов Калашникову В.В. был предоставлен стандартный налоговый вычет на первого ребёнка в сумме 1400 рублей, и на второго ребёнка в размере одна тысяча четыреста рублей.

Расчёт налога будет выглядеть следующим образом:

  1. При расчёте НДФЛ доход будет облагаться по ставке тринадцать процентов.
  2. Налооблагаемый доход составит: 95000 руб. – 1400 руб.-1400 руб.=92200 рублей.
  3. Общий налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет составит: 92200 руб.*13%=11986 рублей.

Платёж будет осуществлён в момент выплаты остатка заработной платы за февраль две тысячи пятнадцатого года.

Налоговые вычеты

В налоговом кодексе прописаны следующие виды вычетов:

  1. Вычеты, имеющие формулировку стандартные.
  2. Социальные вычеты.
  3. Вычеты имущественные.
  4. Профессиональные.

Стандартные налоговые вычеты могут быть следующих видов:

  1. Вычет на самого налогоплательщика, который предоставляется определённым категориям физических лиц. Таким как, участникам ликвидации на Чернобыльской АЭС, инвалидам детства, семьям погибших военнослужащих. Весь перечень данных лиц можно узнать, ознакомившись со статьёй двести восемнадцать НК РФ.
  2. Вычет на ребенка (детей) налогоплательщика, который может быть предоставлен до той поры, пока его совокупный годовой доход не станет больше двухсот восьмидесяти тысяч рублей. При наличии не более двух детей вычет составит по одной тысяче четыреста рублей, на третьего и каждого следующего уже по три тысяч и рублей соответственно. Если в семье есть ребёнок — инвалид возрастом не старше 18 лет, то вычет составит также три тысячи рублей.

Для того чтобы получить стандартный налоговый вычет на ребёнка, необходимо следующее:

  1. Налогоплательщику, имеющему детей, подать заявление на предоставление вычета по месту источника до хода.
  2. Предоставить копию свидетельства о рождении ребёнка. С месяца подачи заявления, налогоплательщику будет уменьшаться налогооблагаемая база на соответствующий размер стандартного вычета, пока его совокупный годовой доход не превысит сумму в 280000 рублей.

Социальные налоговые вычеты имеют пять разновидностей, в зависимости от вида расходных мероприятий:

  1. Благотворительные акции и постановки.
  2. Получение высшего профессионального образования.
  3. Проведение дорогостоящих операций по медицинским показаниям.
  4. Добровольное участие в пенсионных программах.
  5. Пополнение накопительного пенсионного счёта.

Калькулятор

Имущественный налоговый вычет и его порядок предоставления

Имущественный налоговый вычет и его порядок предоставления отражается в статье двести двадцать НК РФ.

Данным вычетом имеет право воспользоваться физическое лицо — налогоплательщик НДФЛ, осуществившее следующие операции с имуществом:

  1. Реализация собственного жилья или участка земли.
  2. Приобретение домовладения, квартиры или земельного надела.
  3. Возведение жилого строения.
  4. Мероприятия по выкупу у плательщика налога личного имущества для госнужд.

Профессиональные налоговые вычеты могут быть предоставлены плательщикам НДФЛ в отношении следующих доходов:

  1. Полученные лицами, ведущими индивидуальную деятельность.
  2. Денежные вознаграждения частным образом практикующих нотариусов, адвокатов, имеющих личные адвокатские офисы и прочих лиц, а имеющие частную практику.
  3. Поступления в денежном эквиваленте за выполнения работ по гражданским договорным обязательствам.
  4. Вознаграждения авторов, за создание и исполнение уникальных произведений, доходы изобретателей и авторов гениальных инноваций.

Исключаются их дохода подлежащего обложению НДФЛ следующие выплаты:

  1. Денежные доходы, которые были получены гражданином в ходе мероприятий по вступлению в наследство.
  2. Суммы начисленной материальной помощи, которые не превышают четыре тысячи рублей за расчётный год.
  3. Прочие денежные поступления в пользу физических лиц.

Таким образом, можно сделать вывод, что налог на доходы с физических лиц является обязательной налоговой ношей, которую несут работающие граждане. Именно благодаря данному налогу происходит пополнение федерального бюджета.

Источник: consultwork.ru

Рассчитать подоходный налог — алгоритм и формула

Налог на доходы физлиц является прямым федеральным налогом, а также одним из самых важных источников, которые формируют доходную часть бюджета Российской Федерации. Данный вид налогов затрагивает интересы каждого слоя экономически активных граждан.

Рассчитать подоходный налог

НДФЛ дает возможность максимально реализовывать базовые принципы налогообложения государства: справедливое и равномерное распределение налогового бремени.

Важнейшей особенностью данного вида налогообложения, которую следует выделить, следует назвать период его расчета. Он равняется одному календарному отчетному году, вместо одного месяца, как у большинства других налогов.

Что не облагается подоходным налогом

Согласно налоговому законодательству РФ, НДФЛ не облагаются:

  • пособия, выплачиваемые в связи с родами или беременностью;
  • выплаты на лечение в санатории;
  • пособия, выплачиваемые в связи с безработицей;
  • стипендии, выплачиваемые учащимся и студентам;
  • алименты;
  • доходы с фермерских хозяйств, на протяжении пятилетнего периода с момента начала ведения подобной хозяйственной деятельности;
  • некоторые другие доходы.

Налоговые вычеты и их виды

Понятие налогового вычета четко определено НК РФ. Под налоговым вычетом следует понимать определенную денежную сумму, вычитаемую из доходов физлиц, чтобы определить налоговую базу НДФЛ.

Сущность налогового вычета заключается в том, что из базы налогообложения (доходов физлиц за некий период времени), будет вычтена некая сумма. Ее размеры, в зависимости от ситуации, различны.

НК РФ содержит четкую классификацию видов налоговых вычетов:

  • стандартные;
  • социальные;
  • имущественные;
  • профессиональные;
  • инвестиционные;

Стандартный вычет

Согласно законодательству, данный вид вычетов предусматривается для некоторых категорий физлиц и в разных размерах, а именно:

  1. Налоговый вычет, размером в 500 рублей для:
    • Физлиц, имеющих звание Героя Союза Советских Социалистических Республик.
    • Физлиц, имеющих звание Героя РФ.
    • Физлиц, имеющих орден Славы.
    • Инвалидов детства.
    • Инвалидов 1,2 групп.
    • Некоторых других.
    • Вычет 1400 руб для родителей, имеющих на содержании ребенка. Стоит отметить, что в число таких родителей, имеющих право на вычет, входят также приемные родители, опекуны и попечители.
    • Вычет 3 тысячи рублей для:
      • Инвалидов Wow.
      • Инвалидов-военнослужащих.
      • Участников ликвидации последствий аварии, произошедшей на ЧАЭС.
      • Родителей, имеющих ребенка-инвалида (до его совершеннолетия).
      • Родителей, имеющих ребенка-инвалида (1,2 груп, до 24 лет), если последний является студентом или проходит обучение в учебном заведении на очной форме.
      • Некоторых других категорий.

      Стоит отметить, что подобные налоговые вычеты должна производить бухгалтерия нанимателя, так как он выступает налоговым агентом (лицом, начисляющим, удерживающим и перечисляющим в бюджет налог).

      В случаях, когда физлицо обладает правом одновременно на несколько вычетов, то в учет будет браться самый больший из них. Суммировать их запрещается.

      Единственное исключение – вычет в 1400 руб, если детей двое, то вычет будет составлять 2800 руб. А за 3-го ребенка полагается вычет в 3000 руб, что в итоге даст вычет 5800 руб.

      Чтобы воспользоваться предоставленным законным правом, сотруднику следует подать в бухгалтерию письменное заявление и соответствующую подтверждающую документацию. Заявление может быть написано в произвольной форме.

      Социальный вычет

      Согласно законодательству, право на социальный налоговый вычет возникает в случаях:

      1. Когда физлицо, на протяжении налогового периода перечисляло часть дохода на благотворительность. Вычет составляет сумму, потраченную на благотворительность, однако, не более 25% от дохода за налоговый период.
      2. Если физлицо из полученного дохода оплачивало собственную учебу или своего ребенка. Вычет составляет сумму оплаченных средств за учебу, однако, не более 120 тыс. руб. (за свое) и 50 тыс. руб. (за ребенка) на протяжении налогового периода.
      3. Если физлицо из полученного дохода заплатило за свое лечение, или уплачивало пенсионные допвзносы. Вычет составляет сумму, которую лицо потратило для этого, однако, не более 120 тыс. руб. на протяжении налогового периода.

      Чтобы получить право на данный вид вычета, каждому физлицу нужно будет подать по завершении отчетного периода (не позже 30 апреля) налоговую декларацию в местный орган Федеральной налоговой службы (ФНС).

      Рассчитать подоходный налог

      В случаях уплаты пенсионных допвзносов вычет может предоставляться до завершения налогового периода. Следует напрямую обратиться к нанимателю.

      Необходимо заметить, что изначально НДФЛ будет взиматься с каждого, и только после предоставления соответствующей документации, предоставляется вычет на последующие взимания или произойдет возврат на банковский счет налогоплательщика.

      Приведем пример:

      Слесарь Александр получил зарплату 100000 рублей за год (налоговый период), с его дохода каждый месяц удерживался НДФЛ и по итогам года на руки он получил сумму в размере 87000 рублей.

      Слесарь Александр каждый месяц перечислял из своей зарплаты (8500 в месяц) в «Фонд помощи голодающим» по 2150 рублей.

      После того, как он, по истечении налогового периода предоставит соответствующую подтверждающую документацию в местное отделение ФНС, НДФЛ 13% в следующем году будет взыматься не с 100000 рублей, а уже с 75000 (100000 — 25% соц. вычета).

      Следовательно, по итогам года ему уже будет выплачено не 87000 рублей, а 90250 рублей, так как 13% от 75000 = 9750.

      Имущественный вычет

      Также как и предыдущий вид вычетов, имущественные предоставляются физлицам, подавшим налоговую декларацию в местную ФНС.

      Правом на данный вид вычетов обладают следующие категории физлиц:

      1. Лица, которые продали жилой дом или квартиру, если они владели данной недвижимостью менее трехлетнего периода. Вычет будет равен 1 миллиону руб. Стоит отметить, что лицам, владевшим недвижимостью более трех лет, уплачивать НДФЛ не требуется.
      2. Лица, продавшие имущество отличное от дома или квартиры, находившееся в собственности менее 3-х лет. Вычет будет составлять стоимость имущества, но не более 125000 руб. Лицам, владевшим имуществом более 3-х лет, уплачивать НДФЛ не требуется.
      3. Лица, которые приобрели жилой дом или квартиру. Лица, которые построили новое жилье. Размер вычета составляет сумму затраченных средств, однако, не может превышать 2 миллионов руб.
      4. Лица, которые приобрели жилой дом,квартиру в кредит. Вычет составляет сумму, «ушедшую» на погашение процентов, и не может превышать 3 миллионов рублей.

      Как рассчитать подоходный налог

      Чтобы рассчитать НДФЛ, изначально необходимо определить налоговую базу, с которой он будет взиматься, так как процентная ставка различна в каждом случае:

      1. Для физлиц, являющихся учредителями организации, акционерами, НДФЛ составляет 9 процентов.
      2. Для физлиц, не являющихся гражданами РФ, и пребывали на территории государства менее полугода, НДФЛ составляет 30 процентов.
      3. Для физлиц, которые получили денежный приз, иной выигрыш НДФЛ составляет 35 процентов.
      4. Для лиц, работающих по трудовому договору, НДФЛ составляет 13%. Необходимо заметить, что для лиц, годовая заработная плата превышает 512000 рублей, НДФЛ составляет 23 процента.

      Стоит отметить, что минимальная зарплата является таким же доходом, как и другие. Следовательно, с нее также будет удержан НДФЛ.

      Алгоритм расчета

      Алгоритм расчета НДФЛ выглядит следующим образом:

      1. Определяем налоговую базу, а также процентную ставку, по которой будет высчитан НДФЛ.
      2. Узнаем, имеет ли право лицо, получившее доход, на какой-либо из видов вычетов.
      3. Если имеет, тогда вычитаем из ранее рассчитанной налоговой базы размер вычета.
      4. Получившуюся сумму умножаем на процентную ставку.
      5. Получаем размер НДФЛ.

      Формула

      Чтобы составить любую формулу, необходимо задать переменные. Определим их:

      1. Б – налоговая база.
      2. В – налоговый вычет.
      3. П – процентная ставка.

      Таким образом НДФЛ может быть высчитан по двум формулам:

      1. Имеется вычет – НДФЛ = (Б-В)хП.
      2. Не имеется вычетов – НДФЛ = БхП

      Ссылка на онлайн-калькулятор: http://www.calc.ru/kalkulyator-nalogov.html

      Примеры расчета

      Пример 1.

      Сотрудник работает в организации, месячный оклад — 10000 руб. Если он не обладает правом на какой-либо из вычетов, с его зарплаты ежемесячно будет удерживаться НДФЛ 13%. В итоге он буде получать 8700 рублей. НДФЛ = 1300 рублей.

      Пример 2.

      Сотрудник работает в организации, месячный оклад — 10000 рублей. Он обладает правом на вычет, например, у него есть несовершеннолетний ребенок, находящийся на содержании.

      В подобном случае — вычет составит 1400 руб. 13% будут высчитываться из 8600 рублей. НДФЛ будет равен 1118, а на руки сотрудник будет получать 8882 рубля.

      Как рассчитать подоходный налог для ИП

      Чтобы рассчитать подоходный налог для ИП, необходимо сперва определить, по какой системе налогообложения предприниматель осуществляет свою хозяйственную деятельность. Это может быть:

      1. Упрощенная система налогообложения.
      2. Общая система налогообложения.
      3. Патентная система налогообложения.

      В каждом случае существует множество нюансов, однако в основном:

      1. ИП, которые используют УСН, освобождаются от уплаты НДФЛ, относительно полученной прибыли, в результате ведения хозяйственной деятельности по УСН. Если этот вид деятельности не относится к УСН, тогда необходимо перечислить в бюджет 13 процентов от прибыли.
      2. ИП, которые используют ОСН, должны перечислять в бюджет 13 процентов от своей прибыли.
      3. ИП, которые используют ПСН, освобождаются от уплаты НДФЛ, относительно полученной прибыли, в результате ведения хозяйственной деятельности, на которую распространяется патент УСН. Если этот вид деятельности не относится к ПСН, тогда необходимо перечислить в бюджет 13 процентов от прибыли.

      В законодательстве предусмотрен довольно широкий перечень налоговых вычетов для ИП, работающих по ОСН, что может дать вполне легальный способ уменьшить размер НДФЛ и максимально увеличить прибыль.

      Стоит отметить, что, доходы предпринимателя, полученные не от ведения хозяйственной деятельности (например, продажа недвижимости), подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях.

      Каждый налогоплательщик в нашей стране должен четко осознавать, что платить подоходный налог в государственный бюджет – обязанность каждого. Рассчитать размер НДФЛ довольно легко, зная формулу расчета и случаи, когда налогоплательщики имеют право на уменьшение налогового бремени.

      Источник: corphunter.ru

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      Заработок в интернете или как начать работать дома