Россияне, у которых с зарплаты удерживается подоходный налог 13%, имеют право на получение социального вычета. Вернуть налог можно за оплату обучения, медицинских услуг и лекарств, благотворительные и пенсионные взносы. Суммарная предельная сумма – 120 000 руб. в год., то есть вернут не больше 15 600 руб. Размер не ограничен при оплате дорогостоящего лечения, но не может превышать величину зарплаты. Для получения возмещения подают документы в налоговую или по месту работы.
Государство поддерживает малоимущих граждан разными способами. Один из них – социальный налоговый вычет. Чтобы воспользоваться правом получения этой льготы, нужно знать, кому оно дается и что для этого необходимо.
Коротко о главном
Закон предоставляет возможность трудящимся гражданам вернуть часть денег, потраченных на социальные нужды. Перечень таких затрат и условия их возмещения описаны в налоговом кодексе:
- Налогоплательщики могут одновременно заявлять на получение разных видов социальных льгот.
- За вычетом можно обратиться на протяжении 3 лет с момента возникновения права на него.
- Рассчитывать льготу нужно только, исходя из доходов за тот год, в котором были сделаны расходы.
- Эта помощь предоставляется исключительно плательщику НДФЛ по ставке 13%.
- Если услуги были оплачены деньгами из материнского капитала, то применить социальный вычет не получится.
- Перенести неиспользованный остаток на следующий год нельзя. Он просто сгорает.
- Вернуть деньги через работодателя получается быстрее, чем через ИФНС. Налоговикам необходимо 3 месяца на рассмотрение заявления о возвращении уплаченного подоходного налога.
Что собой представляет льгота
Суть социального вычета заключается в уменьшении налогооблагаемой базы для расчета НДФЛ на суммы затрат, установленных законом. В результате исчисленный платеж, идущий в бюджет, уменьшается, а зарплата работника увеличивается.
Возврат налогов за лечение и обучение // Социальный налоговый вычет
Определен список затрат, которые могут быть использованы для данного вида государственной помощи (ст. 219 НК РФ). Это оплата:
- на благотворительность и пожертвование;
- собственного образования и обучения детей;
- лечения близких родственников и покупки медикаментов;
- взносов по договорам с НПФ;
- накопительной части собственной пенсии;
- за проведение независимой оценки квалификации.
Применить такой вычет может любой резидент РФ (проживающий в стране непрерывно не менее 183 дней за последний год), трудоустроенный официально, так как он должен отчислять НДФЛ.
Внимание. Льготой не сможет воспользоваться неплательщик подоходного налога. А это безработные, неработающие пенсионеры, ИП на упрощенке и ЕНВД.
На пожертвование
Этот вид льготы встречается не часто. В кодексе установлен перечень ситуаций, когда такие пожертвования можно использовать для уменьшения подоходного налога. А именно, при перечислении денег:
- в благотворительные фонды;
- в религиозную сферу;
- некоммерческим организациям здравоохранения, спорта, науки и культуры;
- в помощь школьным и дошкольным учреждениям.

Сумма, которую можно использовать для расчета льготы, в этом случае имеет определенное ограничение: не более 25% от общей годовой суммы дохода налогоплательщика.
Пример. Доход Савельева за 2019 г. составил 1 800 000 руб. За отчетный год он перечислил на счет городской больницы 500 000 руб. Рассчитаем, на какой вычет он может претендовать.
Максимальная сумма льготы по закону:
1 800 000 × 25% = 450 000 руб.
Савельев заплатил больше, но воспользоваться может только предельным вычетом:
450 000 × 13% = 58 500 руб.
Такую сумму верну мужчине из бюджета по окончании отчетного года.
За обучение
Затраты на обучение применяют для уменьшения НДФЛ, если они были сделаны налогоплательщиком за:
- себя;
- родного ребенка до 24 лет;
- подопечного до 18 лет и бывшего подопечного до 24 лет;
- родных брата или сестру до 24 лет.
Справка. Опекуны после достижения их подопечными совершеннолетия называются «бывшими» опекунами в статьях закона.
При затратах на личное образование налогоплательщика форма не имеет значения – она может быть дневной, вечерней, заочной. А вот в остальных случаях обязательным условием является очное обучение. Также необходимо, чтобы учреждение имело государственную лицензию на образовательный вид деятельности.

В законе установлено пороговое значение по сумме при получении такого возмещения:
- при оплате за себя налогоплательщик может применить вычет в размере фактических затрат, но не более 120 000 руб.;
- за остальных детей и родственников, указанных в кодексе, ‒ на обоих родителей будет использована сумма не более 50 000 руб. за каждого ребенка в отчетный год.
Пример 1. Краснов в 2019 г. заплатил за свое обучение 160 000 руб. Он не может всю сумму отнести на уменьшение налогооблагаемой базы, т.к. лимит составляет 120 000 руб. Величина налога, которую ему перечислят:
120 000 × 13% = 15 600 руб.
Пример 2. Ежова потратила на обучение сына 70 000 руб., а дочери ‒ 30 000 руб. В этом случае она может рассчитывать на возврат из бюджета:
50 000 (за сына) + 30 000 (за дочь) = 80 000 × 13% = 10 400 руб.
Еще одно важное условие при оформлении льготы: ее можно получить только в пределах уплаченного за год налога. Т.е. вернуть деньги из бюджета можно не больше той суммы НДФЛ, которую перечислили за отчетный год.
Пример. Мохова в 2019 г. за обучение старшей дочери оплатила 35 000 руб., а младшего сына ‒ 45 000 руб., в общей сумме 80 000 руб. За год она заработала только 73 000 руб. В данном случае ей возместят налог с суммы ее дохода:
73 000 × 13% = 9 490 руб.
Необходимые документы
Чтобы получить право на помощь по обучению, нужно его подтвердить. Потребуется предоставить копии:
- договора с образовательным учреждением;
- лицензии на право деятельности школы или университета;
- платежные документы.
В случае детей, сестер и братьев дополнительно затребуют:
- свидетельство о рождении;
- справку о дневной форме обучения;
- бумаги об опекунстве или родстве.
При подаче документов в ФНС нужно взять с собой также оригиналы этих бумаг для сравнения их инспектором.
Медицинский вычет
Часть затрат на лечение и покупку лекарств можно вернуть согласно Налоговому кодексу следующим лицам:
- гражданам, уплачивающим НДФЛ;
- работающим пенсионерам;
- иностранцам, находящимся на территории России более 183 дней и являющимися плательщиками НДФЛ по ставке 13%.
Принять к учету для определения вычета можно затраты, сделанные в текущем году на:
- лечение себя и своих родных (супруга/и, детей до 18 лет, родителей);
- приобретение медицинских препаратов, назначенных лечащим врачом, для себя и родственников;
- оплату страховых взносов по договору добровольного медицинского личного страхования и своих близких.
Чтобы вернуть НДФЛ за лечение, необходимо, чтобы медицинское учреждение, предоставившее услуги, имело государственную лицензию на оказание такого вида деятельности. Также нужно учесть, что расходы должны быть сделаны собственными деньгами, а не средствами работодателя. В противном случае, воспользоваться вычетом не получится.
Независимо от того, кто будет лечиться, сам налогоплательщик или родственники, договор с медицинским учреждением, а также платежная документация должны быть оформлены на его имя.
Постановлением Правительства РФ № 201 от 19.03.2001 утвержден список медицинских услуг, по которым возможно использовать социальный вычет.
Что такое социальные налоговые вычеты по НДФЛ и где можно их оформить?
Социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при возникновении определенных расходов за прошедший налоговый период. Для его получения необходимо грамотно составить заявление и приложить документы, подтверждающие право на выплату.
Что такое социальный налоговый вычет?
О том, что такое социальный налоговый вычет, и о правилах его предоставления сказано в статье 219 НК РФ. Согласно этому нормативному акту, вычет налоговый – это часть доходов гражданина, которые не облагаются ставкой НДФЛ. Таким способом можно вернуть часть денежной суммы, потраченной на определенные цели.
На вычет могут рассчитывать только официально трудоустроенные физические лица. Главное условие – регулярное отчисление налогов согласно сумме полученных доходов.
Впервые граждане РФ получили право на налоговый вычет в 2000 году. С этого момента нормативный акт неоднократно подлежал изменениям и дополнениям.
Классификация
Вычет предоставляется людям, которые за прошедший налоговый период часть своих доходов потратили в одном или нескольких «льготных» направлениях:
- благотворительность;
- лечение;
- обучение;
- на дополнительные взносы по накопительной части пенсии.
Каждое направление имеет свои особенности и определенный размер социального вычета.
Благотворительность
Вычет доступен физическим лицам, которые в течение года перечислили на благотворительность денежную сумму в виде помощи:
- благотворительным организациям;
- религиозным организациям, действующим в рамках законодательства и имеющим разрешение на оказание услуг в данной сфере;
- некоммерческим организациям с целью создания или пополнения имеющегося целевого капитала;
- некоммерческим социальным организациям, оказывающим помощь социально незащищенным категориям населения;
- некоммерческим организациям, которые работают в сфере науки, образования, просвещения, защиты прав человека, здравоохранения.
Сумма вычета по НДФЛ в данном случае не может превышать 25% от размера дохода налогоплательщика.
Если за год налоговый вычет не использовался, то остаток не переносится на следующий период. Это правило предусмотрено пп.1 п.1 ст. 219 НК РФ.
В некоторых случаях оформить вычет не получится:
- если получателем благотворительности стало физическое лицо;
- если денежные средства перечисляются не в организацию напрямую, а в фонды, ею созданные;
- если благотворительность осуществляется с целью личной выгоды (например, в обмен на имущество).
Чтобы оформить налоговый вычет, необходимо обратиться в налоговый орган по окончании налогового периода. Для этого заполняется декларация, к ней прикладываются документы, подтверждающие расходы на благотворительность. К ним относятся:
- договор, заключенный с благотворительной организацией, где указаны реквизиты плательщика и сумма сделанного взноса (к договору прикладывается акт приема-передачи благотворительного взноса);
- любой платежный документ, подтверждающий перевод средств на счет благотворительной или некоммерческой организации (во внимание принимаются реквизиты получателя, где указывается наименование компании);
- документ, подтверждающий статус организации, которая становится получателем платежа;
- справка по форме 2-НДФЛ с указанием дохода за прошедший налоговый период.
Обучение
Социальные налоговые вычеты можно получить при оплате собственного обучения, а также получения образования детьми в возрасте до 24 лет, сестрами и братьями.
Этот вид вычета имеет несколько особенностей.
- Вычет распространяется на обучение в любом учебном заведении, включая детские сады и курсы. Но оформить его можно при условии, что у учебного заведения есть лицензия, подтверждающая его статус.
- У налогоплательщика должны иметься на руках все платежные документы, подтверждающие фактическую оплату учебы. При этом вычет оформляется только на человека, данные которого указаны в этих документах. Если гражданин оплачивает учебу детей или братьев, сестер, то он лично должен вносить средства и сохранять квитанции.
- Вычет за получение образования для себя предоставляется при любой форме обучения. За детей или братьев, сестер – только при очной форме.
Размер соц. вычета зависит от двух параметров:
- суммы уплаченных за прошедший период налогов (вычет не может быть больше этой суммы);
- суммы, уплаченной за обучение (вычет подразумевает возврат 13% потраченной суммы).
Законом предусмотрены и лимиты. Так, если гражданин обучается самостоятельно, то вычету подлежит сумма, не превышающая 120 000 рублей. Вернуть в этом случае получится 15 600 рублей (13% от 120 000 руб.). За обучение ребенка максимальный размер вычета составляет 50 000 рублей, а вернуть можно только 6 500 рублей (13% от 50 000 руб.).
Оформить вычет можно одновременно на свое обучение и обучение детей, братьев и сестер.
Получение налогового вычета производится после подачи декларации и документов, подтверждающих факт оплаты обучения.
Лечение
Государство возвращает часть суммы, потраченной на лечение и покупку медикаментов. Делается это посредством налогового вычета, который предоставляется налогоплательщикам, имеющим возможность подтвердить доход и оплату медицинских услуг.
Этот вид социального вычета предоставляется только при ряде обязательных условий.
- Лечение и покупка медикаментов осуществлялось в учреждении, имеющем лицензию.
- Был получен вид лечения, указанный в перечне, который утвержден Постановлением Правительства РФ №201 от 19.03.2001 г.
- Оформить вычет можно на собственное лечение, а также медицинские услуги, оказанные супругам, несовершеннолетним детям, братьям, сестрам и родителям.
- У плательщика есть документы, подтверждающие оплату медицинских услуг.
Оформить вычет можно у работодателя или в налоговой инспекции. В первом случае возврат осуществляется частями, во втором – полностью. При оформлении у работодателя 13% от затраченной на лечение суммы будет возвращаться с заработной платы (точнее, не будет вычитаться подоходный налог до достижения полагающейся суммы). В налоговой инспекции осуществляется возврат в денежном эквиваленте посредством безналичного перевода на банковский счет заявителя.
Размер социального вычета зависит от вида полученного лечения. Если оно обычное, что подтверждается кодом «1» в справке, выдаваемой медицинским учреждением, то максимально можно вернуть 13% от 120 000 рублей, потраченных на услуги организации здравоохранения. Если в справке значится код «2», то это говорит об оказанном дорогостоящем лечении, размер вычета на который не ограничен.
К примеру, гражданин потратил 500 000 рублей на операцию. Из нее будет осуществлен возврат 13%, что составит 65 000 рублей. При этом в год можно получить только ту сумму, которая была уплачена заявителем в качестве налогов. Остаток переносится на следующий год.
В том, как получить вычет на дорогостоящее лечение, также есть нюансы. Оформление возможно при соблюдении нескольких условий:
- расходные материалы, приобретенные в ходе оказания медицинских услуг, включены в перечень, утвержденный Правительством;
- медицинское учреждение, где проводится лечение, не имеет бесплатных расходных материалов и медикаментов, требуемых пациенту;
- выдана справка, подтверждающая оказание дорогостоящего лечения;
- выдана справка, предназначенная для налоговых органов.
Заявить о своем праве на возврат части потраченной суммы можно в течение 3 лет с момента получения медицинских услуг.
Накопительная часть пенсии
Вычет предоставляется налогоплательщикам, которые из собственных средств произвели пополнение накопительной части пенсии. Если пополнение осуществлял работодатель, то возврат не положен. Право на оформление вычета сохраняется за налогоплательщиком на протяжении 3 лет.
Максимальная сумма дополнительных взносов в совокупности с расходами на лечение и обучение составляет 120 000 рублей.
Для оформления потребуется документ, подтверждающий пополнение накопительной части пенсии, а также справка 2-НДФЛ и декларация.
Как оформить у работодателя?
Для оформления вычета у работодателя необходимо подготовить пакет документов. В него входит:
- заявление, составленное в территориальном отделении ФНС;
- платежные документы, подтверждающие расходы за прошедший налоговый период;
- после рассмотрения заявления в ФНС выдается документ, подтверждающий право на возврат части уплаченной суммы. Этот документ также передается работодателю.
При обращении к работодателю потребуется написать заявление, указав в нем свое право на возврат части потраченной суммы. После рассмотрения документы передаются в бухгалтерию. После этого производится уменьшение налогооблагаемой базы.
Как оформить в налоговой инспекции?
Преимуществом обращения в ФНС напрямую является возможность получения полагающейся суммы деньгами сразу на руки. Из недостатков – длительное время рассмотрения документов, высокая вероятность отказа. Можно избавить себя от лишней волокиты и обратиться к специалистам, которые за определенную плату возьмут на себя ответственность за оформление документов и обращение в налоговую службу.
Обращаться в ФНС необходимо по окончании налогового периода (года) с комплектом документов:
- декларацией 3-НДФЛ;
- справкой 2-НДФЛ, составленной работодателем;
- заявлением;
- платежными документами;
- договором с учреждением, куда были направлены средства.
Если получение вычета нужно после оплаты лечения или обучения родственников, то также прикладывается свидетельство о браке или свидетельство о рождении, в зависимости от степени родства.
В заявлении обязательно указываются банковские реквизиты, куда будут перечислены деньги.
На рассмотрение документов отводится 30-дневный срок, после чего заявителю высылается уведомление с одобрением или отказом. Во втором случае обязательно указывается причина. Как правило, налоговые органы отказывают при отсутствии нужных документов или неправильно составленном заявлении (декларации). После исправления ошибок документы подаются заново.
Иногда случается, что налоговые органы отказывают без видимой причины. В этой ситуации мы рекомендуем обратиться к юристу или сразу в суд. Но делать это целесообразно при условии, что заявитель действительно имеет право на возврат уплаченного налога.
Итак, социальный налоговый вычет предоставляется физическим лицам в качестве возврата части или полной суммы уплаченных налогов. Это право возникает при получении платных медицинских услуг, обучении, благотворительности и самостоятельных взносах на накопительную часть пенсии. Оформить вычет можно у работодателя или в налоговой службе.
Источник: subsived.ru
Пора готовить документы! За что можно получить налоговый вычет в 2023 году

В российском законодательстве предусмотрено несколько вариантов налоговых вычетов. Это, грубо говоря, такая поблажка для налогоплательщиков — при определенных условиях государство не облагает налогами некоторую часть их доходов.
Например, ежемесячно стандартный налоговый вычет получают родители несовершеннолетних детей, инвалиды 1-й и 2-й групп и некоторые другие категории льготников. Раз в год можно оформить социальный налоговый вычет — на него имеет право каждый резидент и гражданин, но только при условии, что в прошлом году он потратил деньги на определенные нужды. Ограничений много, но забрать часть уплаченных налогов назад возможно. Давайте разберемся как.
Как устроен налоговый вычет?
Налоговый вычет — это та сумма, на которую можно уменьшить налогооблагаемую базу. Например, работодатель платит вам 10 тысяч рублей, вся эта сумма облагается подоходным налогом, он в России составляет 13%. Таким образом, размер налога должен составить 1,3 тысячи рублей, а на руки человек получит 8,7 тысячи.
Если у человека есть право на налоговый вычет, то налог будут насчитывать не на весь доход, а на ту часть, которая выше суммы налогового вычета. Например, стандартный налоговый вычет на первого ребенка составляет 1,4 тысячи рублей. Эта сумма для налоговой неприкосновенна, а всё остальное облагается налогом в обычном порядке. То есть при доходе 10 тысяч рублей налоговой базой будут только 8,6 тысячи рублей. Размер налога составит 1118 рублей, а на руки человек получит 8882 рубля.
При таких суммах выглядит не как что-то существенное, но на самом деле за год накапливается. А социальный налоговый вычет еще и значительно больше — можно получить его на суммарные траты до 120 тысяч рублей в год по общему правилу. То есть на руки можно получить рублей.
Социальный налоговый вычет предоставляется, если человек оплачивал обучение, лечение, страхование, вкладывался в благотворительность или собственную пенсию. Периодически в этом списке что-то меняется: например, под лечением раньше подразумевалась только оплата медицинских услуг и медикаментов из перечня правительства, а с 2020 года сюда входят любые назначенные врачом препараты.

Новое в 2023 году: налоговый вычет на спорт
В позапрошлом году был принят закон, который вводит налоговый вычет за поддержание себя в хорошей форме. В 2022 году он вступил в силу, но впервые воспользоваться им можно сейчас, подав декларацию по итогам 2022 года.
— В 2023 году впервые можно оформить вычет на занятия фитнесом и физкультурой. Для того чтобы воспользоваться, нужно предоставить договор с организацией или ИП о том, что человек в прошлом году оплачивал для себя или детей физкультурно-оздоровительные услуги, — говорит юрист компании Benefactum Денис Валдеев. — Если вы эти чеки не собирали, то можно попробовать обратиться за ними в организацию, которой вы платили. В законе написано, что нужно предоставить документы на оплату, я думаю, что можно обратиться в тот же самый фитнес-центр, у них должны сохраниться чеки и данные о платежах.
Всё, конечно, не так просто: важно, чтобы эта организация входила в перечень, утвержденный Минспортом. Этот документ можно найти на сайте министерства, в прошлом году в нем было более трех с половиной тысяч учреждений.
Как оформить социальный налоговый вычет
По закону сведения о доходах физлиц за 2022 год подаются в налоговую не ранее 1 марта 2023 года, соответственно, после этой даты можно подаваться и на вычет. Получить социальный налоговый вычет можно за последние три года.
Правила для получения вычета во всех случаях примерно одни и те же — нужно собрать документы. Для начала — подтверждающие ваше право на вычет.
Если речь идет о возврате денег за обучение , нужен договор с образовательной организацией, за спорт — с организацией из списка Минспорта, за лечение — договор с медучреждением и справка об оказании медицинских услуг. Также во всех случаях нужны чек или квитанция об оплате. Если вычет вы получаете за покупку лекарства — нужен рецепт на препарат и чек на его покупку. В некоторых случаях рецепт забирают в аптеке, поэтому, если вы знаете, что ваш препарат строго рецептурный, позаботьтесь заранее, чтобы у вас была копия документа с печатями медицинского учреждения и врача. Лекарства, купленные без рецепта и назначения врача, налоговая не учитывает.
Если вы получаете вычет за родственника (список небольшой: это родители, дети, один из супругов) — подготовьте документ, подтверждающий родство. Свидетельство о рождении или свидетельство о заключении брака. Обратите внимание, что, если вы оформляете вычет за услуги на ваших детей или родителей, платежные документы должны быть оформлены на тех, кто платит и хочет получить вычет, то есть на вас. При оплате услуг для мужа или жены документы можно оформлять на кого угодно.
Теперь можно отправляться в бухгалтерию компании, где вы работаете, и заказать справку по форме 2-НДФЛ за предыдущий год, затем скачать на сайте ФНС бланк налоговой декларации по форме 3-НДФЛ и заполнить его. Теперь вместе со всеми этими документами, паспортом и чеками идем в налоговую или сканируем их и вносим данные в личный кабинет налогоплательщика. Для оформления в личном кабинете справка 2-НДФЛ не нужна — данные в нем появляются, как только отчитается работодатель.
Сколько денег вернет налоговая
Зависит от того, сколько налогов вы заплатили и сколько денег потратили. Максимум социального вычета — 120 тысяч рублей, то есть рублей на руки. Исключением является особый перечень дорогостоящих видов лечения, по которым можно получить вычет в неограниченном размере. Кроме того, отдельно считается оплата образования детей — максимальный налоговый вычет для родителей и опекунов составляет 50 тысяч рублей на каждого ребенка, соответственно, возврат — 6500 рублей. Повышение этой суммы обсуждается, но пока конкретных решений не принято.
Если заработок за год был меньше социального вычета, то и вернут меньше. Если заработка и, как следствие, налогов не было — возвращать нечего. Например, неработающие пенсионеры не могут получить налоговый вычет — они не платят подоходный налог.
21 февраля во время послания Федеральному собранию Владимир Путин сказал, что размеры социального налогового вычета нужно увеличить.
— Предлагаю увеличить размер социального налогового вычета по расходам на обучение детей с нынешних 50 тысяч до 110 тысяч рублей в год. А по расходам на собственное обучение, а также на лечение и приобретение лекарств — со 120 до 150 тысяч рублей, — заявил президент.
Когда вступят в силу новые правила и можно ли будет получить увеличенный налоговый вычет уже в этом году, станет понятно после того, как примут соответствующие документы, а пока почитайте, что уже сейчас известно об этих изменениях.
Обычно поручения президента из посланий Федеральному собранию за прошлые годы выполнялись довольно быстро. Например, анонсированные Путиным в январе 2020 года пособия на детей от 3 до 7 лет семьи получили уже в июне того же года.
Источник: ngs55.ru
