УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
Управление предприятием — это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и доступные границы осуществления его деятельности; целесообразное построение системы управления предприятием во времени и пространстве в соответствии с деятельностью в социально-экономической системе и задачами повышения эффективности работы предприятия [51].
Объектом управления предприятия является его коллектив в процессе производственно-хозяйственной деятельности, заключающейся в выполнении работ, оказании услуг.
Субъектом управления предприятия выступает административноуправленческий персонал, который посредством взаимосвязанных методов управления обеспечивает эффективную деятельность предприятия.
На управление предприятием возлагаются следующие функции: образование системы управления, обеспечение функционирования предприятия в соответствии с поставленными целями, совершенствование организационной структуры.
Организационная структура системы управления предприятием представляет собой состав подсистем или элементов системы, каждому из которых соответствует определенная функция в соответствии с принятым разделением управленческих задач и работ, а также организация связей и отношений между подсистемами или элементами системы.
Управление протекающими процессами в подразделениях выполняется самими подразделениями. Организационная структура системы управления предприятием состоит из органов управления протекающими процессами и органов управления предприятием в целом.
В качестве примера приводится структура управления муниципальным предприятием «Лыткаринская теплосеть», представленная на рис. 6.1.
Рис. 6.1. Структура управления муниципальным предприятием «Лыткаринская теплосеть»
Муниципальное предприятие «Лыткаринская теплосеть» состоит из трех основных подразделений: административно-управленческого аппарата, производственных отделов и служб, эксплуатационных районов.
Эксплуатационные районы являются основными производственными подразделениями предприятия.
Управление муниципальным предприятием «Лыткаринская теплосеть», его структурными подразделениями осуществляет директор, назначаемый главой администрации г. Лыткарино. Он руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка в целях повышения качества предоставляемых услуг, экономической эффективности их производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Он ведет плановую и учетную документацию, организует учет смет расходов и расчет заработной платы, руководит сотрудниками бухгалтерии.
Главный инженер определяет техническую политику предприятия. Он обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, рациональное использование производственных ресурсов, высокое качество производимой продукции. Главный инженер организует разработку и реализацию планов внедрения новой техники и технологии, проведения организационнотехнических мероприятий; руководит деятельностью технических служб предприятия, контролирует результаты их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчиненных подразделениях; является первым заместителем директора предприятия и несет ответственность за результаты и эффективность производственной деятельности.
Заместитель директора организует своевременную подготовку производства; осуществляет оперативный контроль за обеспечением материальными и энергетическими ресурсами, экономным расходованием сырья и материалов; выявляет, предотвращает и устраняет причины нарушений хода производства; обеспечивает выполнение предприятием установленных количественных и качественных показателей.
Планово-экономическая группа осуществляет работу по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства; организует подготовку проектов текущих планов предприятия в соответствии с заключенными договорами на потребление тепловой энергии, а также обоснований и расчетов к ним, разрабатывает производственную программу предприятия; обеспечивает доведение плановых заданий до подразделений предприятия; организует разработку прогрессивных плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, тарифов на услуги с целью обеспечения запланированного объема прибыли, составление нормативных калькуляций продукции и контроль за внесением в них текущих изменений планово-расчетных цен на основные виды сырья, материалов, используемых в производстве тепловой энергии; осуществляет проведение комплексного экономического анализа и разработку мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышению производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию теплоэнергии, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводительных расходов; ведет статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы предприятия.
Инспектор по кадрам ведет работу по комплектованию предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификаций в соответствии с целями и стратегией предприятия. Оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями и приказами директора предприятия, а также другую установленную документацию по кадрам.
Юрисконсульт осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии, принимает участие в разработке документации правового характера. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия. Проводит изучение, анализ и обобщение результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров с целью разработки предложений об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Производственно-технический отдел проводит работу по регулированию хода производства тепловой энергии в соответствии с планом и договорами поставок, осуществляет оперативный учет хода производства.
Инженер по технике безопасности изучает условия труда на рабочих местах, подготавливает и вносит предложения о разработке средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Эксплуатационный район № 1 обеспечивает бесперебойное снабжение потребителей теплоэнергией, безопасную эксплуатацию тепловых сетей и ремонт оборудования. Этот район включает пять котельных, участок химводоочистки и ремонтный участок.
Эксплуатационный район № 2 осуществляет контроль за состоянием ЦТП и тепловых сетей, надежной, безаварийной работой оборудования. Он включает два участка по обслуживанию и ремонту тепловых сетей и участок по обслуживанию и ремонту ЦТП.
Участок электрооборудования и контрольно-измерительных приборов и средств автоматики (КИПиЛ) обеспечивает техническую эксплуатацию и бесперебойную работу электронного оборудования.
Отдел сбыта принимает участие в составлении текущих и перспективных планов производства и реализации тепловой энергии в натуральном и денежном выражении; контролирует выполнение удельных норм энергоресурсов, рациональное расходование газа и теплоэнергии, заключает договоры с потребителями на пользование тепловой энергией.
Отдел материально-технического снабжения организует обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами и их рациональное использование.
Участок по ремонту и содержанию зданий обеспечивает сохранность и правильную техническую эксплуатацию производственных объектов и сооружений.
Муниципальное предприятие «Лыткаринская теплосеть» имеет линейно-функциональную организационную структуру. Она включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые не обладают правами принятия решений и руководства какими- либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают линейному руководителю в выполнении отдельных функций управления силами штата специалистов по отдельным функциям [56].
Преимущества линейно-функциональной организационной структуры заключаются в следующем:
более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией определенных категорий персонала;
освобождение линейных руководителей от более глубокого анализа проблем;
централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач предприятия.
Линейно-функциональная структура имеет и свои недостатки:
- — недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение не участвует в его осуществлении;
- — ограниченные масштабы предпринимательства и инноваций;
- — увеличение времени принятия решений из-за необходимости их согласований.
Задача руководителя предприятия состоит в том, чтобы рационально установить функциональные связи и взаимоотношения между всеми участниками трудового процесса, обусловленные принятой системой формирования плана производства, его подготовки и обслуживания, оперативного учета, контроля и регулирования работы.
Можно выделить главные направления деятельности администрации муниципального предприятия «Лыткаринская теплосеть», направленные на повышение эффективности труда и получение максимальных производственных результатов:
- — установление наиболее совершенных трудовых процессов;
- — внедрение прогрессивных форм разделения труда и рациональных трудовых приемов;
- — улучшение технической оснащенности рабочих мест;
- — повышение квалификации рабочих и служащих;
- — применение эффективных систем оплаты труда, рациональных методов управления.
К числу основных системных проблем, осложняющих организацию эффективного механизма функционирования теплоснабжения современных городов, можно отнести следующие:
- — значительный физический и моральный износ оборудования систем теплоснабжения;
- — высокий уровень потерь в тепловых сетях;
- — массовое отсутствие приборов учета тепловой энергии и регуляторов отпуска тепла у жителей;
- — завышенные оценки тепловых нагрузок у потребителей;
- — несовершенство нормативно-правовой и законодательной базы.
В общем числе отопительных котельных преобладают мелкие и малоэффективные. Оборудование предприятий теплоэнергетики и тепловых сетей имеют в среднем по России высокую степень износа, достигшую 70%. Процесс их ликвидации и реконструкции протекает очень медленно. Прирост тепловых мощностей ежегодно отстает от возрастающих нагрузок в два раза и более.
Из-за систематических перебоев в обеспечении котельных топливом во многих городах ежегодно возникают серьезные трудности в теплоснабжении жилых кварталов и домов. Пуск систем отопления осенью растягивается на несколько месяцев, недогревы жилых помещений в зимний период стали нормой, а не исключением; темпы замены оборудования снижаются, и, собственно, увеличивается количество оборудования, находящегося в аварийном состоянии. Это предопределило резкий десятикратный рост аварийности систем теплоснабжения.
Одна из причин «недотопов» — катастрофические потери тепловой энергии при ее транспортировке в теплосетях. В среднем по стране аварийность тепловых сетей составляет 0,9 случая на 1 км в год для трубопроводов максимальных диаметров и три случая — для трубопроводов диаметром 200 мм и менее. Из-за аварий на теплотрассах, из которых более 80% нуждаются в замене и капитальном ремонте, в трубопроводах систем централизованного теплоснабжения потери достигают почти 31% произведенного тепла, что эквивалентно годовому перерасходу первичных энергоресурсов более чем на 80 млн т условного топлива в год.
Проблема роста аварийности в системах теплоснабжения в ближайшие годы будет обостряться. Высокая степень изношенности и отказа оборудования тепловых станций и котельных установок, тепловых сетей, внутридомовых сетей, дефицит топлива, а также экстремальные климатические события являются причинами частых аварий и порождаемых ими отключений потребителей. Кроме того, острой проблемой роста энергоемкости систем теплоснабжения являются значительные потери тепла в жилых домах со сниженными тепловыми характеристиками. Для всего жилищного фонда, построенного до 1995 г., характерны потери тепла втрое более высокие, чем установленные в 2001 г. строительными нормами и правилами для новых зданий. К сожалению, такие жилые строения сегодня составляют большую часть жилищного фонда городов.
Одной из насущных проблем энергорасточительности и неэкономичности систем централизованного теплоснабжения является массовое отсутствие приборов учета и регуляторов расхода тепловой энергии у потребителей. В настоящее время в существующих жилых зданиях и квартирах практически полностью отсутствуют какие-либо регуляторы работы систем отопления, и потребитель лишен возможности регулировать затраты тепла для отопления и горячего водоснабжения.
Так, например, в жилищном секторе жители получают тепло в процессе оказания услуги. В качестве критерия качества оказания услуги принимается температура в помещении. Если она соответствует критерию «не ниже 18 °С», то услуга считается оказанной и должна быть оплачена по действующему нормативу. Однако температура внутри помещения не может быть использована для оценки количества поставляемого тепла, так как в разных зданиях для отопления одной и той же площади может расходоваться различное количество тепловой энергии, и эти различия могут составлять до 40—60% только за счет различных тепловых характеристик зданий. Следует также принять во внимание укоренившуюся привычку регулировать температуру форточками и повсеместное разбалансирование систем отопления.
Регулирование параметров работы централизованных систем отопления зданий ведется, как правило, на центральных тепловых пунктах. Потребитель (житель) в таких условиях может только предъявить претензии в тех случаях, когда температура воздуха в его жилище недостаточна. Решение проблемы «перетопа» помещений совсем не зависит от потребителя, хотя именно в этом случае возможна значительная экономия тепла. В существующих условиях в большинстве зданий (до 30—35% их общего числа) потребление тепла для отопления здания выше нормативного, и жители никак не могут влиять на его потребление в целях экономии своих средств и энергоресурсов страны.
Население оплачивает отопление и горячую воду, как правило, не прямо за 1 Гкал фактически потребленного тепла, а по нормам расхода, которые устанавливаются органами власти в каждом субъекте Российской Федерации. При этом на основе принципа соблюдения социальной справедливости тариф на отопление устанавливается единым не только для целых городов, но и для целых областей. Тепловая энергия не воспринимается жителями как товар, который нужно покупать. Тепло рассматривается как некоторая данность: своеобразное приложение к квартире.
По оценкам экспертов Минэнерго, из-за невозможности контролировать реальные объемы тепла, поступающего из систем центрального отопления, потребители вынуждены ежегодно переплачивать за недопоставленное им тепло около 3,8 млрд дол., в том числе население — около 1,7 млрд дол.
Таким образом, в системах центрального отопления экономическая нагрузка постоянно переносится на социальных потребителей тепла — население городов. Основная часть оплаты приходится на энергетическое обслуживание жилищ. Роль оплаты тепла населением в перспективе будет постоянно возрастать как источник средств для обеспечения функционирования и развития теплоснабжения. При этом очевидно, что плата населения за тепловую энергию никак не связана с объемом и качеством услуг теплоснабжения. В результате несоответствия объема и режима поставляемого тепла его необходимому количеству возникает целый ряд негативных последствий:
- — население переплачивает за ненужное либо за недопоставленное ему тепло, причем в последнем случае расходует дополнительные средства на электроэнергию для обогрева квартир;
- — завоз лишнего топлива в город перегружает транспортные коммуникации;
— из-за дополнительных выбросов и отходов теплоснабжающих установок ухудшается экология городов.
Порядок в учете и контроле количества и параметров качества тепловой энергии, которое расходует население, в настоящее время отсутствует. Поэтому одной из насущных задач совершенствования организации теплоснабжения должно стать наведение порядка в нормативных расходах тепла на отопление (в соответствии с теплотехническими и другими характеристиками жилых зданий) и горячее водоснабжение (на основе объективно определенных санитарно-гигиенических данных). В качестве первоочередных мер необходимо организовать установку общедомовых приборов учета горячей воды и тепловой энергии во всех жилых зданиях города. Это мероприятие позволит заменить действующую до сих пор систему оплаты тепла в соответствии с тепловой нагрузкой, рассчитанной теплоснабжающей организацией по относительным показателям, оплатой в соответствии с тепловой нагрузкой, рассчитанной по среднему фактическому потреблению тепловой энергии. Это исключит возможность включать стоимость тепловых потерь в сетях в счета, выставляемые жителям.
В последующем необходим переход на повсеместную установку внутриквартирных приборов учета потребляемой тепловой энергии. До сих пор основными препятствиями для массового применения квартирного учета были сравнительно низкие цены на тепло (по сравнению с мировыми), дотации на коммунальные услуги, отсутствие организационных механизмов и нормативно-законодательной базы.
Законодательство, регулирующее деятельность предприятий теплоснабжения, практически отсутствует. Качество теплоснабжения федеральные органы управления никак не регулируют, нет нормативных документов, определяющих критерии качества. Надежность систем теплоснабжения регулируется только через технические надзорные органы.
Но так как взаимодействие между ними и тарифными органами ни в одном нормативном документе не закреплено, оно часто отсутствует. Технический надзор по существующим нормативным документам сводится к контролю отдельных технических узлов, причем тех, по которым существует больше правил. Система во взаимодействии всех ее элементов не рассматривается, не выявляются мероприятия, дающие наибольший общесистемный эффект.
Пути решения проблем организации эффективного теплоснабжения городов известны и очевидны. В отдельных городах России предпринимаются попытки внедрения новых технологий, организации коммерческого учета, децентрализации теплоснабжения. Однако в большинстве случаев эти попытки носят демонстративный, несистемный характер и к коренному изменению ситуации не приводят. Крайне необходимо проведение комплексной реформы всей существующей системы теплоснабжения городов. Реформирование теплоснабжения должно способствовать заинтересованности всех субъектов процесса выработки, транспортировки и потребления тепла в повышении надежности, минимизации издержек, организации точного уче та количества и качества тепловой энергии и повышении энергоэффективности.
Таким образом, теплоснабжение — отрасль городского хозяйства, в которой не работают привычные рыночные схемы и чрезвычайно затруднена конкуренция. Действуют часто взаимоисключающие интересы государства, муниципалитетов, естественных монополий и контрольных органов. Поэтому организация эффективного управления деятельностью такой отрасли является насущной и одновременно трудной задачей.
Источник: bstudy.net
Прямые платежи за тепловую энергию
Действующим законодательством предусмотрены следующие случаи заключения ресурсоснабжающей организацией (РСО) прямых договоров (исполнения обязанности) по оказанию коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению конечных потребителей:
1. При принятии решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, при этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией (п.7.1. Жилищного кодекса Российской Федерации).
2. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме выбрана непосредственная форма управления многоквартирным домом (ст.164 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.17 «а» Правил представления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 );
3. Собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления(п.17 «б» Правил представления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354);
4. Собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ управления, но у Управляющей организации (Товарищества собственников жилья или жилищного кооператива) отсутствует договор с ресурсоснабжающей организацией (не заключен или расторгнут) (п.17 «б» Правил представления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354).
Телефон для справок в Петербурге: +7(812) 688-32-88
Как контролировать действия своей управляющей компании?
В сложившейся на коммунальном рынке ситуации поставщики ресурсов стали заложниками недобросовестных управляющих компаний.
Эффективное решение проблемы контроля действий управляющих компаний – переход на прямые расчеты между потребителем и ресурсоснабжающей организацией. Прямые платежи гарантируют целевое использование средств, направленных собственниками на оплату тепла и горячего водоснабжения.
Ежемесячно ТГК-1 составляет рейтинг управляющих компаний и ТСЖ, по которому можно оценить деятельность организаций, исполняющих коммунальные услуги, а также узнать о существующей задолженности перед поставщиками ресурсов.
В чем преимущество оплаты напрямую теплоснабжающей организации?
Оплата коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению напрямую на расчетный счет теплоснабжающей организации позволяет избежать нецелевого использования денежных средств. Это, в свою очередь, позволит не наращивать долги исполнителей коммунальных услуг перед теплоснабжающей организацией.
Сегодня задолженность УК и ТСЖ за тепловую энергию перед ПАО «ТГК-1» составляет больше 4.5 млрд рублей.
Увеличится ли платеж жителей при переходе на оплату непосредственно теплоснабжающей организации?
Принятие собранием собственников помещений в многоквартирном доме (или общего собрания членов товарищества или кооператива) решения о внесении платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению непосредственно «ТГК-1» не повлечет за собой ее увеличение.
В этом случае все затраты на выпуск отдельного платежного документа готово взять на себя ПАО «ТГК-1».
Кто собирает данные показаний прибора учета тепловой энергии и ГВС?
Обязанность по сбору и передаче показаний приборов учета тепловой энергии лежит в зоне ответственности управляющей или обслуживающей организации. Расчет размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению будет производиться в строгом соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 №354, с учетом показаний приборов учета тепловой энергии.
При переходе на прямые платежи за тепло и ГВС сохранятся ли обычные квитанции? Что в них останется?
Да, сохранятся. В общей квитанции при переходе на прямые платежи в графе «отопление и горячее водоснабжение» должны стоять нули или прочерк.
Однако в случае, если у собственника был долг за потребленный ресурс, — здесь будет стоять задолженность за предыдущие периоды.
Чем занимается управляющая организация в случае с прямыми платежами? Какие функции остаются у исполнителей коммунальных услуг?
В случае прямых платежей изменяется только расчетный счет, указываемый в квитанциях. Распределение обязанностей между теплоснабжающей и управляющей организациями не меняется.
Взыскание задолженности с потребителей, т.е. ведение претензионной работы, может оставаться как на исполнителе коммунальных услуг, так и переходить к теплоснабжающей организации (в зависимости от договорных условий).
Кроме того, обслуживание внутридомовых инженерных сетей относится к компетенции управляющей и эксплуатирующей дом организации (УК и ТСЖ).
Как начать платить напрямую теплоснабжающей организации?
Жилищным законодательством определено несколько вариантов обеспечения организации оплаты напрямую теплоснабжающей организации.
Первый из них — выбор собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников непосредственного способа управления своим домом.
Другой вариант — принятие собственниками помещений в многоквартирном доме (или общего собрания членов товарищества или кооператива) решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
В этом случае будет выпускаться отдельный платежный документ за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, а сбор средств будет осуществляться не на счета УК или ТСЖ, а на счета теплоснабжающей организации.
Данная схема абсолютно прозрачна и гарантирует целевое использование денежных средств.
Источник: www.tgc1.ru
Статус теплосети
Правовое регулирование отношений, складывающихся в сфере передачи тепловой энергии, уже не первый год ставит в тупик как правоприменителей, так и исследователей теории договорного права. Неоднозначная судебная практика, противоречивые подходы арбитражных судов различного уровня — все это является следствием внедрения новой модели функционирования рынка тепловой энергии в России.
Есть вопросы
Изучение практики судов за последние годы выявило ряд вопросов, которые возникают при рассмотрении споров об оказании услуг по передаче тепловой энергии:
1) Свидетельствует ли отсутствие утвержденного в установленном законом порядке тарифа на услуги по передаче тепловой энергии о лишении статуса теплосетевой организации?
2) Соответствует ли положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» или иным нормативным правовым актам договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, в котором предусмотрено условие об оплате потребителем оказанных услуг в виде возмещения стоимости затрат, понесенных сетевой организацией?
3) Вправе ли организация, владеющая на законном основании тепловыми сетями и основным видом деятельности которой является оказание услуг по передаче тепловой энергии, но не имеющая установленного для нее тарифа, заключать с потребителями договоры оказания услуг по передаче энергии и фактически исполнять их?
4) Какое правовое последствие при рассмотрении споров, связанных с деятельностью организации, для которой не был в установленном порядке утвержден тариф на услуги по передаче тепловой энергии, влечет принятие ФСТ России решения о введении государственного регулирования деятельности такой организации и о включении ее в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе?
В соответствии с п. 5, 16 ст. 2 Закона N 190-ФЗ под теплосетевой организацией понимается организация или индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями, с использованием которых они оказывают услуги по передаче энергии. Учитывая монопольное положение теплосетевой организации, в целях защиты интересов потребителей для теплосетевой организации заключение договора, опосредующего отношения по передаче энергии, признано обязательным (ст. 17 Закона N 190-ФЗ), и, как следствие, государственному регулированию подлежат тарифы на услуги по передаче энергии.
Всех субъектов в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии предлагается подразделять на профессиональных участников и непрофессиональных. Ключевым критерием такого разделения выступает оказание организацией услуг по передаче энергии в качестве своего основного вида деятельности. При этом как для первых, так и для вторых заключаемые ими договоры должны являться публичными. Непрофессиональные участники, владеющие на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями, через которые опосредованно присоединены к сетям профессионального субъекта энергопринимающие устройства потребителей, вправе оказывать услуги по передаче энергии с использованием принадлежащих им объектов.
Из смысла закона следует, что для приобретения статуса теплосетевой организации необходимо владение на законном основании тепловыми сетями, с помощью которых обеспечивается оказание услуг по передаче энергии. И соответственно не имеет никакого принципиального значения принятие ФСТ России решения о введении государственного регулирования деятельности такой организации и о включении ее в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Однако этот вопрос на практике решается неоднозначно.
Решения разные
В одном из дел был заявлен иск о взыскании задолженности за оказанные услуги по передаче тепловой энергии. Как усматривается из материалов дела, договор оказания услуг по передаче тепловой энергии стороны не заключили. Предприятие, в хозяйственном ведении которого находятся теплосети, указывало на получение обществом как теплоснабжающей организацией в составе оплаты по тарифу стоимости услуг по передаче тепловой энергии, что повлекло возникновение неосновательного обогащения, поскольку общество данные услуги не оказывало и не оплачивало. В удовлетворении требования суд отказал, поскольку для предприятия в спорный период тариф на услуги по передаче тепловой энергии утвержден не был, размер неосновательного обогащения не доказан (Постановление ФАС ЗСО от 18.05.2012 по делу N А45-12725/2011).
Очень часто возникают вопросы, связанные с отнесением того или иного владельца к теплосетевой организации. После вступления в силу Закона N 190-ФЗ судебная практика пошла по пути ограничения круга теплосетевых организаций теми из них, которым в установленном законом порядке утверждены тарифы на услуги по передаче энергии. Соответственно, если тарифы на услуги по передаче энергии утверждены в установленном порядке, между участниками возникает обязательство из договора оказания услуг по передаче энергии, в противном случае — внедоговорное обязательство вследствие неосновательного обогащения.
Так, в Постановлении ФАС УО от 20.02.2012 N Ф09-9914/11 по делу N А50-5014/11 иск был заявлен о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости оказанных услуг по передаче тепловой энергии. Истец, являющийся арендатором теплотрассы и пункта учета тепловой энергии, полагал, что потребитель услуги по передаче тепловой энергии не оплатил. В удовлетворении исковых требований суд отказал, так как не были представлены документы, подтверждающие, что арендатор является теплосетевой организацией, а также документы, подтверждающие утверждение соответствующих тарифов на оказание услуг по передаче тепловой энергии.
Комплексный подход
В юридической литературе высказывалось критическое отношение к позиции судов, исходящих при рассмотрении споров из того, что круг теплосетевых организаций должен ограничиваться владельцами, которым в установленном порядке утверждены тарифы на услуги по передаче энергии.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 16.02.2010 N 13851/09, собственник сети вправе требовать от поставщика энергоресурсов возмещения затрат, связанных с использованием его имущества. В силу ст. 1102 и п. 2 ст. 1105 ГК РФ потерпевший — лицо, владеющее на законных основаниях сетями, которые неосновательно использовались другими лицами (приобретателями) для передачи энергии, вправе потребовать от этих лиц возмещения того, что они сберегли вследствие такого пользования сетями, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. Соответствующая обязанность возникает вне зависимости от наличия утвержденного в отношении собственника сети тарифа на транспортировку воды, тепловой и электрической энергии (аналогичная позиция находит свое подтверждение в определениях ВАС РФ от 17.01.2011 N ВАС-15256/10, от 19.07.2012 N ВАС-9419/12).
Взыскание неосновательного обогащения в виде затрат на поддержание тепловых сетей в работоспособном состоянии в судебном порядке открывает возможность для недобросовестных теплосетевых организаций приобретать незаконные имущественные выгоды в обход положений Закона N 190-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 «Основы ценообразования в сфере теплоснабжения». Осуществление расчетов за оказанные услуги по передаче энергии в виде затрат неминуемо может повлечь нарушение законодательства о тарифном регулировании и привести к расчетам между участниками рынка тепловой энергии не по регулируемым ценам, а по произвольно определенным ценам в нарушение ст. 8 Закона N 190-ФЗ. В связи с этим включение в договор оказания услуг по передаче тепловой энергии условия об оплате потребителем оказанных услуг в виде возмещения стоимости затрат, понесенных теплосетевой организацией, незаконно.
Источник: prom-nadzor.ru