Когда не хватает средств на запись альбома, релиз трека или съемку клипа, можно обратиться к слушателям через краудфандинговую платформу. И для этого необязательно быть очень популярной группой с армией фанатов. «ИМИ.Журнал» поговорил с сервисом Planeta.ru о том, как начинающим музыкантам правильно выстраивать все три этапа крауд-проекта: подготовку, ведение и посткоммуникацию.
Что важно сделать перед запуском кампании
Перед стартом стоит рассказать аудитории, что ее ждет. Менеджер Planeta.ru Татьяна Самойленко отмечает, что в «прогреве» нужно объяснить слушателям систему краудфандинга: « В соцсетях группы или артиста можно разместить пост о запуске проекта, но необходимо рассказать, что такое краудфандинг: это не просто донаты и не интернет-магазин, где ты оформляешь заказ и через несколько дней тебе приходит товар. Это возможность поддержать музыканта и получить от него какой-то бонус ».
Чтобы не только подогреть аудиторию, но и понять, что ей интересно. Можно сделать опрос, готовы ли люди финансово поддержать проект и что они хотят получить взамен: цифровой альбом, CD, винил, мерч, билет на концерт, автограф или что-то другое. Всех, кто участвовал в опросе, лучше выписать в отдельную таблицу. А когда проект запустится, написать им в личные сообщения напоминание: вы отмечали свою готовность нас поддержать, теперь это можно сделать, ловите ссылку.
Суть краудфандинга. ТОП 5 краудфандинговых платформ
Акцент лучше делать на эксклюзивности: лоты, которые человек покупает на платформе, доступны только там и больше нигде. Потом, когда-нибудь, через долгое время, у перекупщиков и за совсем другие деньги эти материалы, может, и появятся. Но на таких условиях — только сейчас и только тут. «Очень важно для любого автора подготовить проект до мелочей заранее. Нельзя сегодня придумать, а завтра запустить. Необходимо продумать оформление, записать видеообращение, подготовить текст, собрать вознаграждения », — говорит менеджер Planeta.ru Ольга Герман.
Некоторые музыканты запускают кампанию внезапно. Иногда случается вау-эффект, и аудитория хорошо реагирует. Но, как отмечают менеджеры краудфандинговой платформы, такой подход может сработать далеко не всегда. «Сюрпризные запуски подходят больше для крупных артистов, а если вы средний или начинающий, то лучше не рисковать и тщательно подготовиться, подогреть интерес», — говорит Татьяна.
Как определить необходимую сумму сбора
Какую сумму сбора открывать — решает сам артист. Конечно, хочется заявить побольше, но удастся ли эту сумму собрать, если группа только начинает — это другой вопрос. «Есть музыканты, у которых, например, 300 человек в „ВК“ на личной странице и 300 человек в паблике. И тем не менее, они набирают заявленные крупные суммы. Не столь важно, миллион у вас человек аудитории или три сотни.
Важно, как вы с ней коммуницируете. Я вела проект Веры Горячих, которая при скромном количестве подписчиков собрала более 100 тысяч рублей, потому что она прислушивается к своим поклонникам, а они готовы ее поддерживать», — говорит Ольга Герман.
Не заламывать цену важно еще и в определении стоимости лотов. Просить за цифровой вариант альбома несколько тысяч рублей — не совсем разумно. Лучше посмотреть, какие вознаграждения и за сколько предлагают другие авторы крауд-проектов . Самые дорогие бонусы, как правило, виниловые пластинки и личное общение с артистом.
Даже если он еще не суперзвезда, посмотреть на «музыкальную кухню» хотят многие и они готовы за это отдать больше денег. «Удивительно, что бывают проекты, когда, например, музыкальная группа собирает на альбом, при этом сам альбом в лотах не предложен. Не надо так. Сначала то вознаграждение, на которое идет сбор, а потом уже автографы и все остальное », — добавляет Ольга.
Кампания создана. Что дальше?
Запустить проект и ждать, что деньги будут сыпаться сами — неправильный сценарий. Нужно продумывать инфоповоды, чтобы напоминания о сборе средств в соцсетях не выглядели надоедливым спамом .
Конкурсы, флешмобы, новые видеообращения — можно использовать самые разные варианты. Отличным решением будет добавление новых лотов. Не стоит при запуске публиковать сразу 20-30 вариантов, некоторые из них лучше оставить на потом, чтобы поддерживать интерес и расширять аудиторию поддерживающих.
Татьяна Самойленко говорит, что информационное продвижение в данном случае не будет лишним и советует рассылать пресс-релизы по СМИ, просить лидеров мнений, чтобы они записывали видеообращения и делали посты в поддержку проекта. «Но опять же, список СМИ и лидеров мнений лучше подготовить заранее. Желательно и договориться с ними заранее, потому что если делать все пока проект идет, впопыхах, — это слишком нервозно», — добавляет Татьяна.
Что делать по окончании краудфандинговой кампании
Когда сбор завершен, не нужно пропадать. Н еобходимо сделать пост в соцсетях и в самом проекте о финале, поблагодарить всех, кто поддержал, и рассказать о дальнейших шагах: когда релиз, в какие сроки будут отправлены лоты, что планирует артист делать дальше.
Если какие-то даты сдвигаются, об этом тоже нужно сообщать. Так, например, делал Антоха МС, который из-за своих сложностей с продюсером переносил окончание сбора средств на новый альбом. А у группы «Кино» были сорваны поставки винила — об этом тоже сообщалось поддержавшим, чтобы они были уверены, что вознаграждения к ним все-таки придут, но чуть позже.
Даже если заявленную сумму собрать не удалось, поговорить с аудиторией все равно нужно. «Попросите фидбек, чтобы узнать, что было не так: может, лоты были неинтересные или слишком дорогие, возможно, что-то не так написали в проекте или неправильно объяснили, что вообще происходило все это время. Собрать обратную связь важно для того, чтобы лучше разобраться в ситуации и повторить этот опыт как-нибудь позже», — говорит Татьяна Самойленко.
Менеджеры краудфандинговой платформы отмечают, что 99% успеха проекта заключаются в уверенности артиста: если музыкант знает, что его аудитория с ним заодно и его творчество нужно слушателям, то все получится . Главное — правильно оценивать свои силы, не сравнивать себя с большими артистами и с теми, кто не стал заморачиваться над стратегией, а продумать все детали и уже запускаться. Слушатели заждались.
Источник: i-m-i.ru
Что любят краудфандинговые платформы и как сделать сотрудничество комфортным
Предлагаем вашему вниманию выступление Анны Сухачевой, фандрайзера Детской выездной паллиативной службы Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие». В лекции «Постановка фандрайзинговой задачи на примерах краудфандинга» Анна рассказывает о том, как составить бюджет проекта и рассчитать сумму для сбора, иллюстрируя это многочисленными примерами из практики.
Для вашего удобства мы подготовили тезисы лекции в виде тайм-кода.
00:12 Подробнее о курсе «Фандрайзинговый сторителлинг и маркетинговые инструменты продвижения в соцсетях». Организационные вопросы.
07:20 Знакомство со спикером. Особенности фандрайзинга в паллиативной службе Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
09:20 Немного о цифрах и бюджете проекта – в фандрайзинге без этого не обойтись, с этого начинается любая работа.
10:48 Что такое бюджет в фандрайзинге – по сути, это бюджет доходов проекта, которые необходимо привлечь. Пример такого бюджета. Каналы поступления средств: разовые пожертвования, рекуррентные пожертвования (физ. лица и юр. лица), гранты, субсидии, неденежные пожертвования.
13:44 Лайфхак: если вы начинаете работу с краудфандинговыми площадками, выделяйте каждую площадку в бюджете отдельной строчкой. Это нужно для того, чтобы можно было анализировать данные и видеть, откуда идут поступления.
15:39 Бывают площадки, с которыми легко и быстро выстраиваются отношения, а есть такие, на которых процедура верификации занимает до полугода. Это необходимо учитывать.
16:10 Какую долю бюджета можно собрать сторителлингом на краудфандинговых площадках? Даже без инструментов диджитал-продвижения, без пиара можно собирать таким образом средства. Но необходимо работать с большим числом площадок (3-4, а лучше 6), и хотя бы часть из них должна быть крупными.
19:00 Какие статьи бюджета можно подавать на сбор? Имеет смысл размещать на краудфандинговых площадках не только адресную помощь, но и проектные сборы – на зарплату специалистов и т.д. Но есть несколько нюансов: рассказываем, какие именно.
22:39 Как написать текст для сбора на зарплату специалиста? Примеры таких просьб о помощи.
27:12 Обоснованность сбора: фандрайзер не должен слепо следовать указаниям руководителя, и взвешивать, какие истории подойдут для сбора и краудфандинга.
28:41 Избегайте дублирования, проверьте, не писали ли вы аналогичную историю недавно, т.к. это отрицательно сказывается на репутации фонда. Ее ранее не должно быть нигде, в том числе на разных площадках, в соцсетях фонда, в различных медиа, с которыми вы общаетесь (радио, ТВ).
31:00 Написание истории для сбора или сбор фактуры. У разных площадок – разные требования, кто-то сам готовит текст «под ключ», кто-то просит собрать фактуру, а где-то придется писать самостоятельно. Не забывайте о качественных фотографиях!
37:17 Важно придумать хороший заголовок для просьбы: он бесплатно продвигает вашу просьбу на любой площадке.
39:04 Не забудьте подробно обосновать для жертвователей сумму сбора, «разложив» ее по месяцам или по другим показателям.
40:40 Конкретные примеры текстов для сбора на зарплату специалиста.
46:35 Бухгалтерия и фандрайзер: важно изначально выстроить сотрудничество и обмениваться информацией. При планировании годового бюджета фандрайзер и бухгалтер плотно взаимодействуют. В дальнейшем обмениваются актуальной информацией о поступающих средствах, планируемых сборах и т.д.
54:34 Отчеты для площадок: содержательные готовит фандрайзер, финансовые – бухгалтер. Нюансы отчетов для различных площадок.
01:02:28 Примеры отчетов для различных площадок.
01:08:18 Сложности в работе с различными фандрайзинговыми площадками.
01:10:21 Дублирование сборов на различных площадках – почему это плохо и как этого избегать. На какие неочевидные моменты стоит обратить внимание.
01.16.03 Возможные проблемы в сотрудничестве с краудфандинговой площадкой: бухгалтерию и юриста фонда не устраивает стандартный договор. Что делать в этом случае?
01.20.09 Что делать, если площадка принципиально не готова размещать сборы на зарплату сотрудников? Выход можно найти.
01:21:52 Если содержательный и/или финансовый отчет не устраивают площадку, в чем причина и как это исправить?
01:29:13 Здесь и далее: ответы на вопросы участников.
01:42:20 Домашнее задание по итогам лекции.
Личный опытС миру по нитке: Как собрать деньги через краудфандинг
В декабре 2017 года на американской платформе Kickstarter в течение 19 минут миниатюрная настольная игра Kingdom Death собрала свой первый миллион, а в конце краудфандинговой кампании сумма составила более 12 миллионов долларов.
Краудфандинг — это сбор средств от людей, неравнодушных к проекту или идее, происходящий без помощи банков, биржи или венчурных инвесторов. Самые известные краудфандинговые платформы — Kickstarter и Indiegogo. У каждой из них свои особенности; к примеру, на Kickstarter собранные средства можно снимать только в. конце кампании, в то время как на Indiegogo это можно сделать в любое время.
В Казахстане есть успешные кейсы краудфандинга, а также существуют активные платформы, как Starttime.kz и Baribirge.kz, помогающие авторам рассказать о своей идее. The Village выяснил, как запустить проект на краудфандинговой платформе, чего нужно опасаться и как привлечь внимание общественности.
Азиза Утегенова проектный директор Starttime.kz
Платформа Starttime.kz запустилась в ноябре 2016 года. За год работы зарегистрировались 2000 вкладчиков, более 100 идей были приняты, 26 из них были оформлены и собрали более 20 миллионов тенге.
Я вдохновилась краудфандингом после того, как на платформе Kickstarter прочла удивительные истории о людях и их стартапах. Краудфандинг в США получил развитие еще с конца прошлого столетия. Сейчас в Америке работает несколько сотен платформ.
Что нужно сделать, чтобы запустить краудфандинговую кампанию на Start-time.kz?
Автор регистрирует идею с помощью кнопки «Начни» на сайте. Идея попадает в модераторскую комнату и далее оценивается маркетологами, финансистами и юристами.
Если идея проходит отбор, для заключения договора необходимо предоставить список документов по требованию платформы. В обязательном порядке должно быть зарегистрированное ТОО или ИП. После документальных процессий идею уже видят все на сайте.
Далее начинается этап сбора денег. Если автор собрал меньше 50 % заявленной суммы, деньги вкладчикам возвращаются и проект считается неуспешным. При успешном исходе кампании, когда собирается более 50 % суммы, деньги переводятся на расчетный счет компании.
Срок кампании определяет сам автор проекта — от 30 до 90 дней.
Комиссия Starttime.kz составляет 15 %. В США комиссия колеблется от 5 до 10 % из-за высокой конкуренции. Комиссия Starttime.kz для социальных проектов — 5 %, а на коммерческих стартапах — 15 %. На благотворительных проектах платформа не удерживает ничего.
Когда нужен краудфандинг? Когда с финансовой стороны ты готов к открытию бизнеса более, чем на 50 %, а оставшиеся средства намерен собрать с помощью людей.
Для успешного краудфандинга необходимо хорошее продвижение. Без промоушена даже интересная идея может остаться без финансирования, поэтому мы советуем применить простой и эффективный метод «кругов». В первом круге деньги вкладывают близкие, далее вовлекаются друзья друзей, а затем приходят и незнакомцы. За взнос определенной суммы авторы проектов вознаграждают своих вкладчиков.
Второй метод — сторителлинг. Если в банках вы должны показать бизнес-план для получения кредита, заложить имущество, то в краудфандинге твой бизнес-план — история о вашем деле, которая затронет души и сподвигнет других людей внести взнос.
Рашида Тыливалдиева
основатель Dalatunes — первого национального музыкально-образовательного портала.
Проект: «Дыхание степи. Возрождение казахской музыки».
Сумма сбора: 413 000 тенге
Собрано: 428 081 тенге
Срок: 12 октября 2017 — 15 декабря 2017
Количество вкладчиков: 20
Проект начался с истории незрячего музыканта Руслана Башаева, которому общество собрало деньги на новый кобыз. Через посредничество Dalatunes Руслану изготовили индивидуальный заказ. После этой истории Руслан рассказал о своей готовности преподавать бесплатно детям с ограниченными возможностями. Так проект и получил старт.
Краудфандиговая кампания по сбору средств на новые инструменты для занятий длилась два месяца. Мы решили собрать необходимую сумму через платформу Starttime.kz. Я писала всем знакомым, рассказывала об инициативе и проекте. Большую часть средств внесла девушка по имени Асель Татишева перед самым окончанием сбора. На собранную сумму мы купили два кобыза и один жетиген.
1 февраля 2018 года в музыкальной школе Dalamedia прошел день открытых дверей. С тех пор девять детей два раза в неделю ходят на уроки по пяти предметам: домбра, вокал, гитара, кобыз и фортепиано. Для добора в группы мы будем ежемесячно проводить дни открытых дверей.
Анастасия Тарасова
управляющий директор театра ARTиШОК
Проект: «ARTиШОК уже большой»
Сумма сбора: 3 миллиона тенге
Собрано: 4 226 322 тенге
Срок: 28 апреля 2017 — 28 августа 2017
Количество вКЛАДЧИКов: 177