Финансовые кризисы последних лет показывают, что без разумного отношения к деньгам и последовательного планирования можно прийти к банкротству.
Жители стран СНГ оказались плохо подготовленными к экономической нестабильности и стали еще сильнее залезать в кредиты. Причины такого поведения кроются в низкой финансовой грамотности и неправильном отношении к деньгам.
Чтобы ваши дети принимали взвешенные решения и умели рационально расходовать доступные им ресурсы, научите их обращению с финансами как можно раньше.
Три типа родителей
В финансовом воспитании детей можно условно выделить три типа родительского поведения:
- безотказные;
- бюджетники;
- инвесторы.
Прежде чем начать прививать ребенку правильное отношение к деньгам, родителям самим желательно разобраться с этим вопросом. После этого выбор собственной модели станет очевидным.
Безотказные родители
Безотказные родители руководствуются двумя идеями:
- у меня в детстве всего этого не было, поэтому мой ребенок будет жить лучше, чем я;
- неважно, какой у меня доход, я должен сделать все, чтобы мой ребенок получил самое лучшее.
Такие установки приводят к тому, что родители устраиваются на три работы и выполняют все желания своих чад. При этом, у детей формируются ложные представления о системе «деньги-человек» и развиваются непомерные аппетиты потребления. Когда желания становятся критически высокими, а родители уже не могут их удовлетворить, возникает отрезвление и шок.
Развлечёба. Финансовая грамотность 💰💸 Сборник серий №1
Нередко такая формула приводит не только к детским капризам и пренебрежительному отношению к родителям, но и к криминальному поведению ребенка.
Родители безотказного типа часто используют также и другую схему – денежное поощрение за прямые обязанности. Если «платить» за успеваемость в школе, уборку в своей комнате, помощь братьям и сестрам или бабушке с дедушкой – в какой-то момент возникнет шантаж.
Ребенок начнет угрожать родителям, что перестанет учиться, прибирать или помогать близким, потому что ему платят слишком мало. От таких практик желательно избавляться постепенно, а лучше их вообще не использовать.
Родители-бюджетники
Такие родители не обязательно получают слишком мало или работают в бюджетной сфере, но при этом они считают каждую копейку. Любую незапланированную трату воспринимают очень критично и даже болезненно. Тему денег поднимают редко и уверены, что «все беды от этих бумажек».
Ребенку в таких семьях или вообще не покупают игрушки, или берут слишком дешевые, которые слишком быстро приходят в негодность. Чаще всего детям не выдают карманных денег, так как уверены, что они не в состоянии разумно их потратить. А если какую-то сумму все же выделяют, требуют отчитаться за каждый потраченный рубль.
Родители-бюджетники часто усугубляют неправильное отношение к финансам и прививают радикальные установки. К примеру, могут обсуждать семьи сверстников своих детей, которые пользуются дорогими гаджетами или отдыхают два раза в году за границей. От таких родителей можно услышать идею, что все богатые воруют или добывают деньги любыми другими незаконными способами, и, сколько ни трудись, богатым все равно не станешь. Эти высказывания могут привести к непредсказуемым и даже криминальным последствиям.
«Азбука денег» | Уроки тетушки Совы | Сборник 1 | Развивающий мультфильм для детей
Возможна и другая ситуация – дети сохранят такое же отношение к деньгам и повторят модель поведения своих родителей, что, сколько ни зарабатывай, все равно всегда будет мало.
Родители-инвесторы
Детям родителей-инвесторов повезло больше всех. У этих взрослых разумное отношение к деньгам. Они с детства учат детей основам финансовой грамотности и на простых примерах показывают как распоряжаться бюджетом.
Родители-инвесторы не боятся финансовых ошибок детей, так как несущественные просчеты научат принимать правильные решения в будущем.
Зачем с детьми говорить о деньгах?
Разговоры с детьми о деньгах желательно начать как можно раньше. Даже в 2-3 года ребенок в состоянии уловить идею, что за товары и услуги надо платить. Любая игрушка или конфета имеют свою цену. Чем раньше малыш осознает ценность денег и поймет, откуда они берутся, тем разумнее его отношения с финансами. Он научится копить и тратить.
Финансово грамотные дети реже поддаются на уловки мошенников. Еще лучше, если родители регулярно проводят беседы о методах и способах обмана, которые используют злоумышленники.
Лучший способ обучения – личный пример родителей. Если вы регулярно ведете семейный бюджет, планируете траты и защищаете свои финансы от рисков, ваши дети с большей вероятностью пойдут тем же путем. Если вы совсем недавно занялись этим вопросом, учитесь вместе с ребенком. Установите MoneyKeeper с семейным доступом и формируйте правильные финансовые привычки сообща.
Учите финансовой грамотности через игры
Знакомство детей с деньгами легче всего организовать через игры и эксперименты. Чем младше ребенок, тем проще формат. Стройте обучение, как и в школе, от простого к сложному, сначала буквы – потом слова и понятия.
Как выглядят деньги
Детям 4-6 лет предложите игру в клад. В качестве сокровищ соберите реальные купюры и монеты, добавьте к ним валюту из «Монополии». Покажите как провести экспертизу и обнаружить настоящие деньги. Не обязательно сразу вдаваться в такие дебри, как металлизированные волокна в структуре бумаги. Покажите общие признаки подлинности – водяные знаки, переливающиеся буквы и цифры, которые легче всего распознать невооруженным взглядом.
Если ребенок усидчив и проявляет повышенный интерес, можно его вооружить лупой и поискать вместе с ним животных, растения и другие мелкие детали на настоящих купюрах. Если часто бываете за рубежом, используйте для игры валюты других государств.
Обязательно покажите ребенку сувенирные деньги, на которых указано, что они не являются платежным средством. Заострите внимание на качестве бумаги и других особенностях – размере или цвете купюры. Такой подход поможет ребенку не стать жертвой обмана, если ему дадут фальшивку на сдачу.
Откуда берутся деньги
Проведите беседу с ребенком об источниках происхождения денег. Расскажите, что купюры не растут на деревьях, их не приносит Зубная фея и не дарит банкомат, как думают многие малыши.
Расскажите о профессиях и уровне оплаты труда разных рабочих и служащих. Объясните иерархию доходов в зависимости от занимаемой должности. Организуйте игру в пекаря, парикмахера или автозаправочную станцию. При этом разъясните, что за каждый товар и услугу надо заплатить. Если детей несколько, выдайте им игрушечные деньги и понаблюдайте, как они адаптируют полученные знания.
Как потратить заработанные деньги
При общении с дошкольниками не приводите в пример сложные траты или инвестиционные стратегии. Покажите, что деньги нужны каждый день и на самые необходимые товары. Если не купить хлеба – не будет бутерброда, если не платить за электричество – перестанет показывать телевизор, работать компьютер, а по вечерам в доме будет темно.
Поиграйте в магазин. Установите ценники на разные товары. Можно купить готовые наборы для игры или организовать ее самостоятельно. Такой магазин можно реализовать даже в парке или на даче, в качестве купюр использовать листочки с разных деревьев или камушки. Главное показать ребенку, что за каждый товар надо платить.
Навык составления бюджета одного мероприятия
Для детей, которые приучены к счету, организуйте игру посложнее: «Поход на пикник». Установите бюджет мероприятия. Составьте список всего, что может понадобиться. Укажите цену каждого предмета. Например, консервы, овощи, фрукты, конфеты, хлеб и объем, сколько и чего нужно одному человеку или всей семье.
В процессе игры ребенок учится не только распоряжаться деньгами, но и продумывать другие детали:
- что нужно купить в первую очередь;
- от чего можно отказаться;
- сколько способен потребить и нести один человек, если речь о пешей прогулке.
Если игру воплотить в реальность и использовать план ребенка в жизни, он поймет, что такое планирование полезно и очень эффективно в быту.
Сравнение цен при покупках
При походах в магазин всегда заостряйте внимание ребенка на ценах на схожие или аналогичные товары. Если заинтересовать пакетом молока на 0,9 и 0,5 л его сложно, покажите разницу на коробках с лего.
Сравните вместе с ребенком, сколько стоит набор из 100 и 150 деталей, а также какие цены у ближайших конкурентов. Поясните, что слишком дешевые товары могут быть сомнительного качества, а слишком дорогие – это чаще всего плата за бренд.
Можно предложить ребенку стать учетчиком и консультантом при покупке продуктов. Например, установите бюджет в 2 000 рублей и дайте список товаров. Ребенок выиграет, если сумеет собрать корзину в рамках предложенного лимита.
Мотивируйте к накоплению
У многих желаний больше, чем денег – это нормально. Сообща трансформируйте «хотелки» ребенка в финансовые цели. Каждому взрослому в жизни пригодится навык выбора – отказаться от сиюминутного в пользу более важного и ценного. Например, не покупать шоколадный батончик каждый день, а в конце месяца купить желанную игрушку.
Мотивацией для начала первых накоплений может стать реальная копилка. Маленьким детям сложно оценить виртуальные деньги на банковском счете, но если речь идет о школьнике, попробуйте оба способа. Некоторым подросткам легче копить деньги на карте, чем наличные. Мобильное приложение MoneyKeeper поможет как в постановке цели, так и с мотивацией при ее достижении.
Поощряйте самостоятельные покупки
Когда ребенок собрал деньги на покупку, позвольте ему самому купить желаемое. Не факт, что с первого раза удастся сделать правильный выбор, но каждый помнит чувство, когда ему удается достичь поставленной цели и реализовать мечту.
Начиная с младшего школьного возраста, дети могут самостоятельно покупать товары по списку родителей. Если до этого вы уже практиковали совместные покупки и правильно расставляли акценты и приоритеты, ребенок справится с этой задачей. Следите, чтобы ребенок в погоне за экономией не увлекся, от этого в большинстве случаев пострадает качество. Не ругайте, если ребенок сделал что-то неправильно. В следующий раз организуйте совместный поход еще раз и покажите разницу между тем, что он купил, и чего вы хотели.
Сыграйте для ребенка роль «придирчивого покупателя»:
- покажите недостатки фруктов и овощей – свежесть, вид, цвет, запах;
- заострите внимание на разнице веса в упаковках – 1 кг и 900 г;
- почитайте с ребенком состав – чем меньше натуральных ингредиентов, тем сомнительнее качество продукта;
- расскажите об уловках мерчендайзеров, когда самые дорогие товары находятся на уровне глаз покупателя;
- обратите внимание на качество и целостность упаковки.
Даже если боитесь ребенка самого отпускать в магазин, ходите вместе с ним и передайте ему ведущую роль. Тогда вы легко сможете скорректировать сделанный выбор. При совместном шопинге оставьте комментарии к моменту, когда соберете все товары. Всегда хвалите ребенка за правильные решения и сделанный выбор. «Ошибочные» товары изучите совместно и покажите, что с ними не так и почему лучше выбрать другие.
Научите управлять бюджетом
Планировать будущие траты – полезный навык. Как потратить карманные деньги, выданные на неделю – за один день или две недели? А может их вообще не тратить, а отложить на «мечту»?
Объясните ребенку, что карманные деньги или денежные подарки на день рождения – это его финансы.
Ему решать, как ими распорядиться.
Выдавайте карманные деньги раз в неделю или месяц. Если дробить суммы ежедневно, гораздо выше вероятность сиюминутных трат на нерациональные покупки.
Постоянно расширяйте зону финансовой ответственности ребенка. После успешного шопинга за продуктами по списку помогите ему составить план по покупке канцелярских и других школьных принадлежностей. Научите ребенка самостоятельно контролировать наличие расходных материалов, таких как ручки, карандаши и тетради.
Не платите ребенку за текущие оценки. Если вам интересен формат мотивации к успешному обучению, предложите школьнику денежный бонус или дорогой гаджет по итогам учебного года. Не нарушайте данного обещания и не дарите подарок просто так, если ребенок не справился с поставленным условием.
Ошибки неизбежны: научите принимать это
Родители и дети – это разные личности, с разными желаниями и приоритетами. Если не признавать этого, выстроить диалог будет сложно. Всегда выслушивайте своего ребенка, прежде чем давать советы или критиковать.
Если ребенок полгода копил на покупку скейтборда, и вдруг часть денег потратил на конфеты и лимонад, спокойно покажите ему на сколько дней, недель или месяцев сдвинулась его финансовая цель. Предложите ему самому делать выводы и принимать дальнейшие решения. В детстве всем сложнее удержаться от соблазнов, но если человек в это вдоволь наиграется, он во взрослой жизни станет более рациональным и последовательным.
Ликвидируйте негативные установки
Не употребляйте в быту неправильные установки в отношении денег:
- не жили богато, нечего и начинать;
- гол как сокол;
- затянуть ремешки;
- в холодильнике мышь повесилась;
- в кармане – вошь на аркане;
- у богатых свои причуды;
- богат – да крив, беден – да прям;
- богатство – вода: пришла и ушла.
Народный фольклор не всегда подходит для воспитания правильного отношения к деньгам. Если даже в вашей семье не употребляют такие фразы, следите, чтобы ребенок не попал под влияние других людей – бабушек, дедушек, друзей или одноклассников. Такие короткие фразы глубоко заседают в подсознании и играют злую шутку с финансовыми установками. Человек невольно начинает в них искать оправдание своим неправильным решениям.
Осторожно комментируйте финансовые успехи других людей – не осуждайте и не превозносите их достижения. Не высказывайте мнение, что для богатства нужны особые таланты или обстоятельства. Вселите ребенку мысль, что успешная учеба, усердие и правильный выбор своего дела в жизни могут привести к финансовому благополучию.
Не перекладывайте на детей взрослые финансовые тяготы – жалобы на непосильную ипотеку, злого начальника, который наказывает деньгами, или маленькую зарплату. Такие разговоры могут напугать ребенка, и впоследствии он будет браться за любой труд, лишь бы не остаться без куска хлеба. Постарайтесь поддерживать в детях чувство финансовой защищенности и уверенности в завтрашнем дне, тогда у них не будет фобий, связанных с деньгами.
Отвечайте на неудобные вопросы ребенка
Все дети задают «неудобные» вопросы, часть из которых относится к финансам. Если от них отмахнуться и не дать ответ, ребенок в лучшем случае спросит у какого-нибудь другого взрослого, а в худшем – перестанет вам доверять, думая, что вы что-то скрываете. Не обязательно впадать в крайности и отчитываться перед ребенком обо всех ваших доходах или расходах, но ответить – надо:
«Мама, а сколько ты зарабатываешь?» или «Сколько зарабатывает наш папа, больше или меньше дяди Саши?»
При ответе на такие вопросы дайте представление от чего зависит заработная плата. Как она начисляется и из чего складывается. Если озвучить готовые цифры, они могут стать предметом хвастовства перед сверстниками или, наоборот, вызовут у ребенка сомнения в финансовом благополучии. Можно ответить, что в вашей семье взрослые зарабатывают достаточно, чтобы это не вызывало опасений в сегодняшнем и завтрашнем дне.
«Мама, а это правда, что у Настиной бабушки все деньги украли телефонные мошенники?»
В этой ситуации расскажите о наиболее распространенных схемах мошенничества, которые используют преступники. Поясните, почему нельзя верить сообщениям в смс или соцсетях, даже если они приходят от родных и друзей. Если ребенок пользуется счетами и картами, покажите какие сведения нельзя разглашать никому и никогда. Заострите внимание на том, как маскируют фишинговые сайты, и какие уловки используют телефонные мошенники.
«Папа, почему у Данила iPhone последней модели, а моему смартфону уже третий год?»
Ошибкой станет критиковать методы воспитания в семье Данила. Еще хуже, если такие вопросы вызовут желание перепрыгнуть чьи-то подарки, и купить новый гаджет в кредит, только бы остаться «на уровне». Такие реакции приведут ребенка к неправильным финансовым установкам. Поговорите с ребенком, в чем задача смартфона, какие у него характеристики и функции. Объясните, какие возникнут последствия для семейного бюджета, если менять рабочий гаджет на новый в погоне за модой.
У любого «неудобного» финансового вопроса есть причина. Отыщите ее, и тогда вам будет проще дать исчерпывающий ответ. Нередко подоплека кроется не в iPhone одноклассника, а в том, что у него отношения со сверстниками складываются лучше, чем у вашего ребенка. После длительной беседы выясняется, что одноклассник прекрасно учится, доброжелателен и активно участвует в жизни класса, а это никак не связано с финансами.
Дополнительные рекомендации родителям в финансовом воспитании детей
Чтобы привить ребенку правильное отношение к деньгам, соблюдайте несколько рекомендаций:
- Не покупайте игрушку по первому требованию.
Научитесь договариваться с ребенком и показывать альтернативы. Иногда малыш забывает о своем желании, как только вышел из магазина, но если идея прочно засела в голове, решите сообща, когда и при каких обстоятельствах вы сделаете покупку. - Позвольте ребенку самому ставить свои финансовые цели.
Не вмешивайтесь в его выбор, твердя, что ему нужны коньки, если он хочет футбольный мяч. - Превратите финансовый план ребенка в увлекательную игру.
Изобразите график в виде гоночной трассы и разместите на ней машинку, которая двигается при увеличении суммы в копилке. - Выдавайте ребенку карманные деньги.
Если хотите ненавязчиво контролировать, на что он их расходует, оформите банковскую карту и приложение для бесконтактных платежей. Большинство современных детей быстро осваивают новые технологии и даже анализируют в каких магазинах выгоднее платить, чтобы получить кешбэк или бонусы. - Подскажите ребенку как можно зарабатывать в его возрасте.
Это может быть выгул домашних животных, расклейка объявлений или помощь младшим школьникам в тех предметах, в которых подросток разбирается лучше всего. Расскажите о рисках, с которыми можно столкнуться при оказании услуг, и об ответственности, с которой связана каждая работа. - Научите ставить достижимые цели – по сроку и сумме.
Бессмысленно пытаться накопить за год на Playstation, откладывая из карманных денег по 300 рублей в неделю. - Подскажите тетям, дядям, бабушкам и дедушкам, что дарить ребенку на день рождения.
Если ребенок собирает «на мечту», денежные подарки со стороны родственников придутся ему по душе больше, чем вторая машинка на пульте или дорогой кукольный домик, который уже негде поставить.
Деньги – важная часть жизни для каждого человека. Но при обучении финансовой грамотности не переусердствуйте. Ребенок должен понимать, что деньги нужны, но счастье заключается не в миллионах.
При разговорах и играх с ребенком всегда уделяйте внимание вопросам добрых дел и благотворительности. Если воспитать скрягу или чрезмерно рачительного финансиста – это может стать проблемой для психологического благополучия человека во взрослой жизни. Покажите, что важно помогать другим, как делом, так и деньгами.
Научите ребенка различать признаки мошенничества и в сфере благотворительности. Если своевременно обсуждать все источники и направления денежных потоков, вы сумеете вырастить успешную и гармоничную личность, которая будет грамотно распоряжаться финансами.
Источник: moneykeeper.com
Как рассказать детям о деньгах
- Акции
- 0 — 3
- 4 — 6
- 7 — 15
- Young adult
- Книга дня
- CleverBox
- Новинки
- Детский досуг
- Художественная литература
- Игровые книги
- Познавательная литература
- Обучающая литература
- Для кого
- Психология и воспитание
- Настольные игры
- Тематические подборки
- Найди и покажи
- Открытки
- Виммельбух
- Рисовалки и раскраски
- Книжки с наклейками
- Лабиринты
- Своими руками
- Активити
- Адвент-календарь
- Книжки-картинки
- Сказки
- Первое чтение
- Приключения
- Проза для школьников
- Стихи
- Комиксы
- Детективы
- Мистика и фэнтези
- Романтика
- Триллеры
- Романы #Trendbooks
- Книжки-картонки
- Интерактивные книги
- Книжки с подвижными элементами
- Книжки-раскладушки
- Книжки с окошками
- Книжки-кубики
- Энциклопедии
- Тело человека
- Животные
- Транспорт
- Космос
- Динозавры
- Природа
- Принцессы и единороги
- Профессии
- Экология
- Азбуки и буквари
- Прописи
- Английский язык
- Русский язык
- Математика
- Окружающий мир
- Эмоциональный интеллект
- Воспитание
- Подготовка к школе
- Раннее развитие
- Знакомство с наукой
- Учебное издание
- Учимся читать
- Учимся писать
- Учимся считать
- Развитие логики, памяти и внимания
- Развитие мелкой моторики
- История
- 0-3 года
- 4-6 лет
- 7-12 лет
- 12+
- 16+
- 18+
- Для девочек
- Для мальчиков
- Для малышей
- Для дошкольников
- Для школьников
- Для подростков
- Для родителей
- В детский сад/школу
- На День рождения
- Книги для родителей
- Clever-nonfiction
- Книги про поведение для детей
- Про эмоции
- Игры для всей семьи
- Книги для детей 6+
- Книги для школы и учебы
- Книжки-картонки для малышей
- Гигантские плакаты
- Книги о Космосе
- Книги про Динозавров
- Книги Елены Ульевой
- Котенок Шмяк
- Чик и Брики
- Тося-Бося
- Книги про котов
- Книги про монстров
- Книги про маму
- Книги про папу
- Книги про братьев и сестер
- Зодиаки
Контактная информация
пн – пт. с 8:00 до 18:00, сб — вс. выходной.
Напишите нам!
- Главная
- Новости
- Обзоры на продукцию
Что такое деньги? Даем ребенку основы финансовой грамотности
Обзоры, 17 Марта 2020
Ребенку бывает непросто объяснить, что деньги не растут на деревьях, а зарабатываются тяжелым трудом: ведь самые очевидные для нас вещи могут быть совершенно непонятны детям. Чтобы «Купи!» не стало любимым словом вашего малыша, важно с раннего детства учить его правильному обращению с деньгами — это поможет избежать многих проблем и ошибок в будущем.
Чтобы обучить ребенка основам финансовой грамотности, нужно прежде всего понять, что такое деньги — именно для этого мы выпустили книгу «История Монетки». Автор книги, Елена Ульева, педагог с 20‑летним стажем, использует авторскую методику обучения через сказки. Отправляясь в увлекательное путешествие с мальчиком Вовой и маленькой Монеткой, ребенок получит много ценной информации, а также закрепит знания при помощи игр и заданий.
Итак, представляем несколько интересных фактов из книжки, которые дадут ребенку основы финансовой грамотности:
• До того как люди придумали деньги, они жили натуральным обменом: человек отдавал то, чего у него в избытке, за что-то, чего у него нет. В ход шли не только продукты, но и глиняная посуда, каменные топоры шкуры — у каждого было что-то свое.
• Эта система оказалась не очень удобной, ведь товары были не равноценны. Чтобы понять реальную стоимость вещей, люди придумали первые аналоги денег. У разных народов их роль выполняли ракушки, шкурки животных, куски соли, сушеная рыба и многое другое.
• Чтобы торговать с другими народами, люди решили приравнять «деньги» к металлам: сначала использовали кусочки меди и железа, позже — золота и серебра, потому что они легкие и не ржавеют со временем.
• Чтобы уберечь монеты от подделки, государства стали чеканить на них свой герб или изображение правителя. Таким образом люди знали: эта монета настоящая! Именно благодаря монетам у нас есть изображения разных правителей древности.
• Цена монеты зависела от количества металла в ней, а ее форма могла быть квадратной или ромбовидной. Но некоторые предприимчивые люди начали срезать края таких монет, чтобы из излишков сделать новые монеты. У круглой же монеты незаметно срезать края было сложнее.
• Первые монеты на Руси появились при Владимире Красное Солнышко — златники и сребреники. Только на этих монетах сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира — это был человек с небольшой бородой и длинными усами.
• Златники заменила гривна — кусок серебра весом 200 граммов. Чтобы деньги было легче носить с собой, гривну начали рубить на 4 части — так появился рубль. Рубль тоже поделили пополам — полтина.
• При Иване Грозном появилась копейка, названная так из-за изображенного на ней Георгия Победоносца с копьем.
• Одной из самых мелких монет считался грош — 2 копейки. Именно он лег в основу русских поговорок о бедности: «За душой ни гроша».
• Первые бумажные деньги появились в Китае в 812 году н.э.: металла в этой стране было мало и потребовалось найти ему замену. Банкноты назывались «фей цянь» — летающие деньги.
Узнать больше интересных фактов о деньгах, полистать и приобрести книгу Елены Ульевой «История Монетки» можно здесь.
Источник: www.clever-media.ru
Как рассказать детям о деньгах
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ НОВЫХ СТАТЕЙ И ИНСТРУКЦИЙ
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ НОВЫХ СТАТЕЙ И ИНСТРУКЦИЙ
как правильно
вести с ребёнком
разговор о деньгах
Зачастую родители, вкладываясь в развивающие занятия и образование детей, игнорируют элементарные основы финансового воспитания. А ведь эти базовые навыки в жизни пригодятся не меньше, поэтому эксперты сходятся во мнении, что просвещение необходимо проводить с дошкольного возраста.
С какого возраста говорить о деньгах
Знакомство с финансами можно смело начинать с 4–5 лет. Например, рассматривайте вместе ценники в магазинах, обращайте внимание на разницу в стоимости товаров, разрешайте рассчитаться картой или купюрой на кассе, обязательно называя номинал. Можно и дома играть в магазин, разыгрывая сценки. Пусть малыш-«покупатель» спросит про акцию, а «продавец» забудет дать сдачу.
Экспериментируйте, эти ситуации с большой долей вероятности произойдут, пусть ребёнок уже сейчас знает о них. Главное в этом возрасте – сформировать первый реальный опыт и понять причинно-следственные связи в отношении финансов.
Многие дети наивно полагают, что родителям каждый день на работе дают деньги, поэтому будет полезно рассказывать о своей занятости, о том, как происходит оплата труда и как вы распределяете деньги. К примеру, часть уходит на оплату жилья, другая – на продукты, а третья – на учебу.
Родители порой волнуются, когда ребёнок сам начинает проявлять интерес к деньгам – спрашивать цены или рисовать купюры. На самом деле это норма, и такое поведение не значит, что малыш зациклен на материальном. Просто дети воспринимают деньги так же, как и другие предметы из повседневной жизни, и включают их в игры и занятия наряду с кукольной посудой или машинками.
Когда давать первые карманные деньги
— Желание получить деньги в руки у ребёнка возникает примерно в 4−4,5 года. Он видит, как родители выступают в новой для него социальной функции покупателя, и тоже хочет попробовать себя в этой роли.
Это логично и правильно, — объясняет Ольга Андреева, финансовый консультант, педагог-психолог, специалист по финансовому воспитанию. — Малышу стоит дать небольшую сумму денег (монеты) и объяснить их отличия от банкнот. Сделайте акцент на том, что на данный момент вы не можете дать ему в руки бумажные деньги, так как они предназначены для больших покупок. Родителям необходимо чётко обосновать, какие покупки не разрешаются, против каких приобретений они резко возражают. Это могут быть, например, продукты, вредные для здоровья, опасные вещи типа спичек, фейерверков и т. д. Что касается не совсем полезных сладостей, лучше обойтись не запретом, а игрой.
Суммы могут быть небольшими и регулярными и без каких-либо условий. За провинности наказывать можно слово и делом, но не деньгами — иначе сформируются неправильные паттерны поведения, когда ребёнок будет слушаться или выполнять обязанности исключительно за деньги, а не из уважения к родителям. Вторая опасность заключается в том, что хотя бы раз «забыв» договоренность о безусловной выдаче денег, вы даёте ребёнку зеленый свет: он тоже будет нарушать обещания.
Ограничения, конечно, могут быть, но в качестве предупреждения. К примеру, «Ты можешь потратить деньги на свое усмотрение, однако помни, что в следующий раз мы дадим ту же сумму ровно через месяц, поэтому, если истратишь их в первый же день, больше не проси».
Именно такая свобода действий даст первый опыт планирования, экономии и ответственности за свой выбор. Ребёнок сможет научиться определять цели и приоритеты — чего готов подождать, а от чего и вовсе отказаться.
В этот же период можно начинать копить на конкретную цель или просто откладывать, чтобы в случае спонтанной «хотелки» малыш мог добавить на незапланированную покупку.
Можно ли платить ребёнку за помощь по дому
Важно определить фронт обязательных работ, которые выполняются априори в качестве добровольной помощи. Другие же — необязательные или внеурочные, возможно, более сложные и ответственные, по обоюдной договоренности за конкретную плату. Эти деньги маленький член семьи должен расходовать — копить или тратить — по своему усмотрению.
— Из плюсов денежной мотивации я бы выделила два момента: родителям так легче мотивировать детей и пробуждение интереса ребенка в соревновании с призом, — продолжает эксперт. — Из минусов: денежная мотивация работает, но недолго, в среднем от недели до месяца; ребенок при получении невысоких оценок труда начинает испытывать стресс; постепенно качество выполненной работы будет падать, а стоимость расти; в конечном счете вы не сможете попросить выполнить какие-либо действие в помощь вам без денежной мотивации, поскольку ребёнок «вам ничего не должен».
Применять такой способ в отношении школьных оценок — не лучший вариант: ребёнок будет «продавать» пятёрки, и учеба станет мотивацией лишь для получения денег, а не знаний.
Стоит ли при ребёнке обсуждать финансы
Не нужно делать из этого секрета: если тема будет табуирована, ребёнок вырастет финансово инфантильным. Конечно, погружать во все детали не обязательно, особенно если есть какие-то глобальные проблемы – это может испугать или повергнуть в уныние. С 10–12 лет на бытовом уровне объясняйте: «Сейчас у нас временные сложности, сокращение на работе, поэтому в ближайшее время мы должны экономить и отказаться от запланированного отпуска, иначе не сможем оплатить ипотеку». И конечно, говорите о том, что собираетесь делать, чтобы показать на своем примере: нет фатальных событий, нужно лишь грамотно взвесить возможности и пошагово решать проблему.
Привлекайте ребёнка к планированию бюджета. Пусть он участвует в совместных обсуждениях и знает, куда, почему и на что семья тратит деньги, как они ей достаются. В этом возрасте дети должны на постоянной основе ходить за покупками в супермаркет, уметь анализировать акционные ценники и просчитывать стоимость корзины покупок до объявления продавцом итоговой суммы. Давайте задание уложиться в конкретный бюджет – так тренируется насмотренность и способность выбирать нужный товар из сотен других.
Полезными в вопросах финпросвещения будут игры, из настольных рекомендуются «Менеджер», «Денежный поток», LibertEx, «Экономикус», «Стартап», «Час расплаты», «Рынок», «Монополия» и «Антимонополия», онлайн – «Спаси копилки детей от злого колдуна», «Финзнайка», «Финансовые будни», «Смешарики в мире финансов», «Первые шаги в мире финансов».
Банковская карта и первая работа
До 14 лет можно оформить ребёнку дебетовую карту с привязкой к родительскому «пластику» – карты для подростков выпускают многие банки. На неё можно переводить деньги для семейных покупок, на школьное питание, в качестве подарка или просто хранить сбережения. Как только ребёнок получит паспорт, ему полагается «взрослая» карта.
На нее, кстати, школьник будет получать первую зарплату, если захочет устроиться на работу. Кстати, перед трудоустройством не забудьте напомнить подростку, что любые трудовые отношения подтверждаются договором. Это обязательно!
Карта позволит не только оплачивать покупки онлайн, но и пользоваться различными финансовыми инструментами и индивидуальными программами лояльности, например вкладом-копилкой. Важно максимально подробно проговорить все моменты кибербезопасности. Поясните, что нельзя никому передавать данные карты и вводить информацию на сомнительных сайтах.
– Первый трудовой опыт для подростка очень значим, – отмечает Ольга Андреева. – Чему он может научить? Понимать цену и ценность денег; сознавать взаимосвязь финансов, времени, ответственности, дисциплины, труда; ставить и достигать цели (хочешь что-то купить или отправиться в поездку – зарабатывай).
Инвестиции в будущее
С 16 лет, ближе к окончанию школы, обязательно обсудите различные способы привлечения капитала — это касается не только будущей профессии, но и пассивного дохода, инвестиций в образование, льгот и пособий, выгодных вкладах, бизнес-идеях и т. д.
Также нужно рассказывать о кредитах, ипотеке, коррупции, государственных программах, платежах ЖКХ, налогах — всем том, что пригодится в самостоятельной жизни. При этом важно показывать не только возможности, но и риски.
Заблуждение многих родителей — считать, будто дети должны сами догадываться о том, что нужно экономить или когда неуместно просить новый телефон, как происходит мошенничество… Но это не те знания, которые приходят интуитивно, тут одно из двух: либо ребёнок усвоит азы финансовой грамотности от близких людей, либо научится на своих ошибках.
У ребёнка должен быть доступ к трем фондам: личные деньги, которые он тратит здесь и сейчас, как пожелает; копилка на близкие цели (до года) – собирает сам или вместе с родителями; и третий, «неприкосновенный», – на долговременные цели: учебу в вузе или автомобиль к совершеннолетию (бабушкам и дедушкам участвовать не возбраняется).
Чужие деньги: воровство и вымогательство
Если вы узнали, что ребёнок вынес деньги из дома или украл у приятеля, необходимо максимально спокойно поговорить на эту тему без обвинений и клише «ты вор». Выясните, почему он так поступил. Возможно, это произошло из-за непонимания границ «моё — чужое», или же ему непреодолимо хотелось купить что-то, в чём вы отказываете, а накопить никак не удается.
Если речь идет о подростке, то тут может быть еще и элемент самоутверждения или подражания, игра в «плохих парней» или действие по чьей-то указке. Объясните последствия таких поступков, обсудите, какие пути решения можно выбрать в сложившейся ситуации (вернуть украденное, принести извинения, начать копить и более разумно расходовать средства, стараться зарабатывать и т. п.). Напомните, что за такие правонарушения может наступить не только административная ответственность, но и уголовная.
Если же ребёнок стал жертвой вымогателей, не оставляйте это без внимания, не отмахивайтесь: «Разбирайся сам». Поговорите по душам, донесите до него, что дружба не строится на рыночных отношениях, а за деньги не купить любовь. Если дело зашло далеко, не бойтесь обращаться в полицию. Он должен знать, что защищен. Особенно внимательно обсуждайте такие ситуации с девочками, чтобы предупредить в будущем абьюзивные отношения и манипуляции со стороны мужчин.
Источник: myfinstory.ru