Как рассчитать подоходный налог с продажи квартиры

Содержание

Денежные средства, полученные от продажи квартиры считаются доходом, а согласно Налогового кодекса РФ, доходы физических лиц подлежат налогообложению по ставке 13%. Это так называемый подоходный налог или налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Наши клиенты часто обращаются к нам с вопросами, которые касаются расчета налога с продажи недвижимости. Ответим на некоторые из них и разберем ситуации, при которых налогоплательщики – физические лица освобождаются от уплаты налога с продажи квартиры, комнаты, дома, земельного участка и другой недвижимости.

Вопрос:

Квартира подарена сыну в 2016 году. В 2020 году новый владелец собственности (сын) хочет продать квартиру. Обязал ли он будет оплатить подоходный налог с продажи квартиры?

Ответ: Нет, налог с продажи квартиры в этом случае платить НЕ НУЖНО. Квартира в собственности находится более 3-х лет, а правоустанавливающим документом для перехода права собственности является договор дарения. Не смотря на то, что право собственности на квартиру возникло после 2016 года, этих условий достаточно для освобождения от обязанности уплачивать НДФЛ с продажи квартиры.

Золотое правило, как рассчитать налог с продажи квартиры? Самый простой и верный способ.

Вопрос:

В 2017 году купили садовый участок за 600 тыс. рублей. В 2020 году участок был продан за 900 тыс. руб. Какие применить налоговые вычеты, чтобы максимально снизить НДФЛ?

Ответ: При продаже недвижимости возможно применение одного из двух налоговых вычетов.

  1. Уменьшение налоговой базы для исчисления НДФЛ на сумму расходов, связанных с приобретением этой недвижимости. Но, во-первых, у вас должны быть документы, подтверждающие эти расходы, во-вторых этим вычетом не получится воспользоваться, если право собственности перешло к вам по договору дарения или наследству. Ведь в этом случае вы не понесли никаких расходов на приобретение собственности.

Считаем: (900 тыс. руб – 600 тыс. руб)*13%

Подоходный налог составит 39 000 руб.

  1. Фиксированный вычет -1 млн. рублей. Налоговая база для исчисления налога с продажи недвижимости может быть уменьшена на 1 млн. рублей.

Т.к. сумма продажи земельного участка ниже фиксированного налогового вычета, то в этом случае налог с продажи земельного участка платить не нужно.

Ответ очевиден, в данном конкретном случае рекомендуется воспользоваться возможностью применить фиксированный налоговый вычет в размере 900 тыс. рублей.

Вопрос:

Всегда ли нужно платить налог с продажи квартиры?

Ответ: Нет, не всегда.

Если право собственности на квартиру или другую недвижимость получено до 1 января 2016 года:

В случае, если квартира (или другая недвижимость) были приобретены в собственность до 1 января 2016 года, и до момента продажи находились в собственности более 3-х лет, то НДФЛ уплачивать НЕ НУЖНО. При этом способ перехода права собственности не имеет значения. Будь то договор купли-продажи, дарения, переход права по наследству и тд.

Если срок владения недвижимостью составлял менее 3-х лет, то налог заплатить нужно.

Как рассчитать налог с продажи квартиры в 2022 году и как можно не платить?

Если квартира (или другая недвижимость) куплена после 1 января 2016 года :

В этом случае физические лица – плательщики НДФЛ освобождаются от уплаты налога с продажи квартиры, если период владения ими недвижимостью составил более 5 лет. Если квартира была в собственности менее 5 лет, то налог с продажи недвижимости платить НУЖНО.

Если недвижимость перешла в собственность по дарению, наследству и пр. после 1 января 2016 года, то налог с продажи НЕ НУЖНО уплачивать, если период владения собственностью составил более 3-х лет. Ну, а если вы владели собственностью менее 3-х лет, то налог с продажи квартиры оплачивать НУЖНО.

Вопрос:

Можно ли при продаже недвижимости в договоре купли-продажи указать цену ниже кадастровой стоимости?

Ответ: Конечно, цену можно указать любую, но мы не советуем искусственно занижать эту цифру.

Во первых: зачастую на искусственное занижение стоимости недвижимости в договоре купли – продажи не соглашаются покупатели. И на это у них есть свои причины, ведь в случае расторжения договора продавец будет обязан вернуть покупателю стоимость объекта недвижимости, указанную именно в договоре.

Во вторых: Согласно действующему законодательству, если в договоре купли – продажи стоимость объекта недвижимости на 30 и более процентов ниже кадастровой стоимости, то базовой стоимостью недвижимости для исчисления НДФЛ считается 70% от кадастровой стоимости.

Например: Стоимость квартиры в договоре купли – продажи – 1,8 млн. руб.

Кадастровая стоимость – 3 млн. руб

70% от кадастровой стоимости = 2,1 млн.

В договоре стоимость указана ниже этой суммы, значит, налог в 13% будет исчисляться с 2,1 млн. руб.

Вопрос:

Как рассчитать налог с продажи квартиры?

Ответ: Рассчитать размер подоходного налога с продажи квартиры можно с помощью формулы:

НДФЛ =( Стоимость квартиры – налоговый вычет)*13%

Или воспользоваться нашим онлайн калькулятором для расчета суммы налога. Рассчитать налог с продажи квартиры с помощью калькулятора просто и быстро, расчет не займет у вас более 1 минуты . Калькулятор не только произведет математические действия по расчету суммы налога, но и учтет все условия, при которых налог с продажи недвижимости уплачивать не нужно.

Вопрос:

Как оплатить налог с продажи недвижимости?

Ответ: Сначала необходимо заполнить и сдать в ИФНС налоговую декларацию 3-НДФЛ. Сделать это нужно до 30 апреля года, следующего за отчетным. То есть, если вы продали квартиру в 2020 году, то 3-НДФЛ подаем в 2021 году, до 30 апреля. Причем декларацию необходимо подавать не зависимо от того, нужно ли вам будет уплачивать подоходный налог или нет.

Для заполнения декларации 3-НДФЛ лучше всего воспользоваться официальной программой ИФНС «Декларация» Программу нужно скачать с сайта налоговой ( nalog.ru)

Для заполнения 3-НДФЛ за 2019 год нужно скачать программу «Декларация 2019», для заполнения за 2020 год – «Декларация 2020» и так далее.

Далее, нужно оплатить налог. Сделать это можно в личном кабинете на сайте ИФНС, через Госуслуги или просто заполнив платежное поручение. На сайте налоговой есть удобный сервис для заполнения платежного поручения. Заполнение платежного поручения на сайте налоговой не должно вызвать трудностей, на на всякий случай мы покажем наглядно процесс заполнения платежного поручения на уплату налога с продажи недвижимости. Заходим на сайт service.nalog.ru.

Заполнить платежное поручение на оплату налога с продажи квартиры

Выбираем пункт 1 : Уплата налогов, страховых взносов.

Заполнение платежного поручения на уплату налога с продажи квартиры

Выбираем способ уплаты. Мы выбрали «Заполнение всех платежных реквизитов документа.

Заполнение платежного поручения на уплату налога с продажи квартиры - компания Советник по налогам

Реквизиты получателя: выбираем свою ИФНС и ОКТМО

Заполнение платежного поручения на уплату налога с продажи квартиры 1 - компания Советник по налогам

Вид платежа — Очень важно правильно заполнить КБК!

Заполнение платежного поручения на уплату налога с продажи квартиры 2 - компания Советник по налогам

Выбираем из списка реквизиты и указываем суммы платежа.

Заполнение платежного поручения на уплату налога с продажи квартиры 3 - компания Советник по налогам

Здесь нужно заполнить свои реквизиты, далее нужно нажать кнопку УПЛАТИТЬ.

Заполнение платежного поручения на уплату налога с продажи квартиры 3 - компания Советник по налогам

Нажимаем кнопку «Сформировать платежный документ» и скачиваем платежное поручение.

Срок оплаты НДФЛ – 15 июля года, следующего за отчетным.

Источник: support-nalog.ru

Как рассчитать налог с продажи квартиры

В РФ налог с продажи квартиры уплачивается гражданином на основаниях, предусмотренных главой 23 Налогового кодекса РФ (НК). Если физлицо собирается реализовать собственную жилплощадь, ему рекомендуется заранее выяснить, как выполняется налогообложение данной сделки. Знание налогового законодательства поможет продавцу жилья своевременно и корректно выполнить свои обязательства перед государством. Чтобы уменьшить сумму взимаемого налога, можно воспользоваться имущественным вычетом. Иногда продавцу квартиры вообще не придется уплачивать НДФЛ.

Возникают ли у физлица налоговые обязательства при продаже собственного жилья

Закон

Выручка, полученная физлицом от продажи собственной жилплощади, облагается подоходным налогом (НДФЛ), что предусматривается статьей 209 НК. Иными словами, если гражданин получил определенный доход от продажи недвижимости, находящейся в РФ (подпункт 5 пункта 1 статьи 208 НК) или за пределами РФ (подпункт 5 пункта 3 статьи 208 НК), с этого дохода ему придется уплатить НДФЛ.

Налоговые резиденты РФ платят НДФЛ по обычной ставке – 13% (пункт 1 статьи 224 НК). Лица, не относящиеся к налоговым резидентам РФ, вынуждены платить НДФЛ по увеличенной ставке 30% (пункт 3 статьи 224 НК). Как определено пунктом 2 статьи 207 НК, налоговыми резидентами считаются физлица, фактически пребывающие в РФ минимум 183 календарных дня на протяжении 12 месяцев, следующих подряд.

Необходимость уплаты НДФЛ с продажи квартиры предопределяется периодом времени, на протяжении которого данная жилплощадь пребывала в собственности гражданина-продавца до совершения соответствующей сделки. Иными словами, чем больше этот период, тем больше у бывшего собственника шансов освободиться от обязательств по внесению подоходного налога.

Своеобразным рубежом считается дата 01.01.2016. Именно с этого дня началось действие важнейших поправок, внесенных в НК. Данными изменениями определяются условия, соответствие которым позволит физлицу не платить налог с дохода от реализации собственной жилплощади.

Если собственность на жилье была оформлена гражданином до наступления 2016 года , то к настоящему моменту ему не нужно уплачивать НДФЛ с реализации такой недвижимости.

Если квартира была приобретена физлицом после 31.12.2015 , реализовать её без внесения НДФЛ он сможет только по факту истечения 5 лет , отсчитываемых от момента оформления надлежащего права (пункт 4 статьи 217.1 НК).

Как установлено пунктом 3 статьи 217.1 НК, трехлетний минимальный период обладания недвижимостью , позволяющий физлицу не уплачивать НДФЛ при её продаже, сохранился для определенных ситуаций получения данной квартиры в собственность:

  • наследование;
  • получение её в дар от члена семьи (как вариант, близкого родственника);
  • приватизация;
  • получение по соглашению пожизненного содержания (ренты), предусматривающему иждивение.
  • в случае, если реализуемое жилье является единственным (в расчет не берется жилое помещение, приобретенное в течение 90 дней до даты перехода прав на продаваемое жилье).

Освобождение гражданина от перечисления НДФЛ с продажи собственной квартиры осуществляется на основаниях, оговоренных абзацем 2 пункта 17.1 статьи 217 НК и абзацем 1 пункта 2 статьи 217.1 НК. Основанием для такого освобождения является факт обладания соответствующей жилплощадью на протяжении минимального периода (пункты 3-4 статьи 217.1 НК). Чтобы корректно рассчитать налог с реализации собственного жилья, физлицу нужно учитывать все вышеперечисленные моменты.

Как определить НДФЛ с продажи жилья, приобретенного физлицом до 01.01.2016

Если недвижимость приобреталась и оформлялась физлицом до 01.01.2016, в нынешнем году подоходный налог с её реализации платить не нужно. Это объясняется тем, что вышеупомянутые положения статьи 217.1 НК и пункта 17.1 статьи 217 НК относятся к сделкам продажи квартир, приобретенных физлицами после 01.01.2016. Данное требование четко оговорено пунктом 3 статьи 4 закона № 382-ФЗ от 29.11.2014.

Таким образом, квартиры, полученные гражданами в собственность до 01.01.2016 по любым основаниям (купля-продажа, наследование, прочие варианты), в текущем году могут продаваться физлицами без уплаты НДФЛ. Иными словами, если квартира, приобретенная физлицом до 01.01.2016, продается этим же физлицом после 01.01.2019, ему не нужно рассчитывать и, соответственно, перечислять НДФЛ с этой сделки.

Как вычислить НДФЛ с продажи жилья, оформленного гражданином в собственность после 01.01.2016

Чтобы рассчитать сумму подоходного налога с реализации недвижимого актива, приобретенного (оформленного) физлицом в собственность после 01.01.2016, нужно руководствоваться положениями статьи 217.1 НК и располагать значениями следующих параметров:

  1. Стоимость жилья, учитываемая при расчете НДФЛ с его реализации. Во внимание принимается как рыночная цена актива, четко указанная в соглашении купли-продажи, так и его официальная кадастровая стоимость. Как установлено пунктом 5 статьи 217.1 НК, с 01.01.2016 действует следующий порядок: доход от продажи квартиры сравнивается с её актуальной кадастровой стоимостью, умноженной на коэффициент 0,7 . При этом для расчета подоходного налога выбирается та величина, которая оказалась больше.
  2. Величина имущественного вычета, позволяющего уменьшить налогооблагаемую базу (полученный физлицом доход) при расчете НДФЛ с реализации жилья по ставке 13% на основаниях абзаца 1 пункта 3 статьи 210 НК. Право на такой вычет предусматривается подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК. При продаже жилплощади имущественный вычет может составлять максимум 1 млн рублей (абзац 2 подпункта 1 пункта 2 статьи 220 НК).
  3. Как вариант, физлицо вправе уменьшить налогооблагаемый доход от реализации жилья не на сумму вышеупомянутого имущественного вычета (максимум 1 млн рублей), а на общую величину реальных затрат, обусловленных покупкой данного жилья и, соответственно, подтвержденных документально. Возможность оговаривается абзацем 1 подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК. Таким образом, гражданин самостоятельно определяет, какой вариант уменьшения налогооблагаемого дохода является для него подходящим (выгодным), учитывая возможность подтверждения расходов соответствующей документацией.
  4. Четвертый параметр – применяемая ставка НДФЛ. Как уже говорилось ранее, при продаже жилья она может составлять 13% (обычная, для резидентов) или 30% (повышенная, для нерезидентов).

Если сделка продажи жилплощади не освобождается от НДФЛ на основаниях, оговоренных статьей 217.1 НК, продавец должен определить сумму соответствующего налога следующим образом:

  1. Сравнить доход, полученный физлицом от реализации собственной квартиры, с её актуальной кадастровой ценой, умноженной на 0,7. Нужно выбрать ту величину, которая окажется больше. Именно она станет налогооблагаемой стоимостью.
  2. Определиться с подходящим вариантом уменьшения налогооблагаемой стоимости. Можно выбрать либо вычет, составляющий максимум 1 млн рублей, либо сумму подтвержденных реальных затрат физлица, обусловленных приобретением данного жилья. Как правило, налогоплательщик выбирает тот показатель, который окажется больше.
  3. Налогооблагаемая стоимость жилья уменьшается гражданином на сумму вычета (или подтвержденных затрат). Полученную величину умножают на нужную ставку НДФЛ (0,13 или 0,30), чтобы посчитать размер выплачиваемого подоходного налога.

Пример вычисления НДФЛ при продаже подаренной квартиры

В марте 2018 года гражданин РФ – налоговый резидент – получил квартиру в дар от родного отца. На 01.01.2019 официальная кадастровая цена этой жилплощади составила 3 млн рублей. В мае 2019 года он продал данное жилье за 2,5 млн рублей. Необходимо вычислить размер НДФЛ, подлежащего уплате с реализации недвижимости.

Действовать нужно по следующему алгоритму:

  1. Уточнить, есть ли обязательства по НДФЛ. Сделка продажи совершена после 01.01.2016. Минимальный период владения, который составляет 3 года для жилья, полученного в дар от близкого родственника, не был выдержан физлицом. Соответственно, с продажи такой жилплощади придется уплатить подоходный налог.
  2. Определяется налогооблагаемая стоимость реализованного актива (база). Цена продажи (доход физлица) – 2,5 млн рублей. Актуальная кадастровая цена объекта (3 млн рублей) умножается на 0,7 – получается 2,1 млн рублей. За базу следует принять продажную цену (2,5 млн рублей), поскольку она оказалась больше, чем официальная кадастровая цена, умноженная на 0,7.
  3. Определяется подходящий способ уменьшения налогооблагаемой стоимости (базы). В данном случае возможен только один вариант – имущественный вычет, составляющий максимум 1 млн рублей, – так как проданная жилплощадь была получена физлицом в дар (затрат на приобретение не было).
  4. Вычисляется итоговый размер базы для НДФЛ. Из 2,5 млн рублей вычитается 1 млн рублей. Полученная величина – 1,5 млн рублей – становится итоговой базой для расчета нужного налога.
  5. Для вычисления суммы НДФЛ следует использовать ставку 13%, поскольку физлицо-продавец является российским налоговым резидентом.
  6. Чтобы посчитать размер налога, нужно 1,5 млн рублей умножить на 0,13. Размер НДФЛ – 195 тыс рублей.

Пример определения подоходного налога для реализации купленного жилья

В феврале 2017 года гражданин-резидент купил жилплощадь за 2,8 млн рублей. Официальная кадастровая цена этого актива на 01.01.2018 составила 3,5 млн рублей. В октябре 2018 года собственник продал своё жилье за 3,1 млн рублей. Определить НДФЛ.

Очевидно, что налог с реализации заплатить придется. За базу следует принять продажную цену (3,1 млн рублей), поскольку она оказалась больше, чем актуальная кадастровая цена (3,5 млн рублей), умноженная на 0,7. В данном случае базу (3,1 млн) можно сократить на реальные подтвержденные затраты (2,8 млн), поскольку такой вариант является более выгодным для физлица (если сравнивать с уменьшением на 1 млн). Таким образом, база для НДФЛ составила 300 тыс рублей (от 3,1 млн отнять 2,8 млн), а сумма к уплате в бюджет – 39 тыс рублей. Применяемая ставка – 13%.

Пример расчета налога при продаже комнаты

Гражданин-резидент приобрел в июле 2018 года комнату в трехкомнатной квартире. Цена покупки – 700 тыс рублей. В феврале 2019 года он продал данную комнату за 900 тыс рублей. Её официальная кадастровая цена на начало 2019 года – 600 тыс рублей.

В качестве базы принимается цена продажи (900 тыс), учитывая требования НК. Уменьшить базу можно как на реальные затраты (700 тыс), так и на вычет (максимум 1 млн). Для физлица при данных обстоятельствах более выгодным вариантом является применение вычета, позволяющего свести НДФЛ-базу к нулю (от 900 тыс отнимается вычет, также равный 900 тыс). Таким образом, НДФЛ составит ноль, но отчет 3-НДФЛ все-таки придется направить налоговому ведомству.

Пример для НДФЛ с продажи унаследованной доли в квартире

Гражданин-резидент в декабре 2018 года унаследовал 25% квартиры. В июне 2019 года он реализовал унаследованную долю за 600 тыс рублей. Цена этой доли по кадастру – 400 тыс рублей.

Если физлицо продает собственную часть квартиры как обособленный объект, что подразумевает оформление отдельного соглашения купли-продажи, вычет к данному объекту применяется в полном объеме. Если все имеющиеся доли в этой квартире реализуются по общему соглашению купли-продажи, предусмотренный вычет распределяется между ними с учетом установленных пропорций. Очевидно, что для этого примера база имеет нулевое значение (из 600 тыс вычитается 600 тыс), а НДФЛ равняется нулю.

Декларирование и уплата

Если доход от реализации жилья был получен физлицом, а условие минимального периода владения не было соблюдено при этом, гражданин должен задекларировать свои обязательства по НДФЛ. Декларация 3-НДФЛ составляется и подается физлицом до 30 апреля того года, который непосредственно следует за годом реализации жилплощади (абзац 2 пункта 1 статьи 229 НК).

Крайний срок погашения обязательств (уплаты НДФЛ) – 15 июля года подачи 3-НДФЛ, что оговорено пунктом 4 статьи 228 НК. Соблюдение этих правил позволит физлицу-налогоплательщику избежать штрафных санкций.

Источник: walaw.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома