Налоговая база по НДС зависит от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне товаров.
Налоговая база определяется:
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, в т.ч. по товарообменным (бартерным) операциям, а также на безвозмездной основе, при передаче права собственности, при передаче товаров (результатов работ, услуг) в счет оплаты труда — как их стоимость с учетом акцизов и без учета НДС.
При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с уплаченным НДС, — как разница между ценой реализуемого имущества (с учетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью имущества с учетом переоценок.
При реализации сельхозпродукции, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками, и продуктов ее переработки по Перечню Правительства РФ — как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и ценой приобретения данной продукции.
При реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья — как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов и без включения в нее НДС.
При реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи — как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и ценой приобретения указанных автомобилей.
При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам — как их стоимость, указанная в договоре, но не ниже их стоимости, определяемой в соответствии со статьей 40 НК РФ и действующей действующих на дату определения налоговой базы, с учетом акцизов и без учета НДС.
При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций из бюджетов с применением государственных регулируемых цен или с учетом льгот — как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При реализации товаров в многооборотной таре залоговые цены не включаются в налоговую базу, если указанная тара подлежит возврату продавцу.
Особенности определения налоговой базы по различным видам операций изложены в статьях 154-162.1 НК РФ.
Увеличение стоимости (без учета налога) отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав, учитывается при определении налогоплательщиком налоговой базы за налоговый период, в котором осуществлена отгрузка соответствующих товаров (выполнены работы, оказаны услуги), передача имущественных прав.
Налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС на установленные законом налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, которые:
предъявлены поставщиками (исполнителями, подрядчиками) при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ;
уплачены при ввозе товаров в Россию в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;
уплачены при ввозе в Россию товаров, которые перемещаются через ее таможенную границу без таможенного оформления.
Все прочие суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, к вычету не принимаются.
Полный перечень налогоплательщиков, имеющих право на вычет по НДС, содержится в ст. 171 НК РФ.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее — налоговые агенты) устанавливается как квартал.
Налогом на добавленную стоимость товары (работы, услуги) облагаются по основным ставкам 0%, 10% или 18%. Расчетные ставки — 10/110 и 18/118. Применяются в зависимости от категории товаров, работ, услуг, указанных в ст. 164 НК РФ.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров;
услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;
товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами;
построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.
Полный перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 0% приведен в п.1 статьи 164 НК РФ.
Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:
товаров для детей;
периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
племенного скота (в том числе свиней, овец, коз и лошадей), семени и эмбрионов этих животных, а также племенных яиц;
медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.
Полный перечень товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 10% приведен в п.2 статьи 164 НК РФ.
В остальных случаях применяется ставка 18%.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки 10 и 18 процентов.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исчисления и уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей.
Данное положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары.
Лица, желающие использовать право на освобождение от налога, должны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и подтверждающие документы, указанные в пункте 6 ст.145 НК РФ.
Уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
Участники инновационного проекта «Сколково» тоже имеют право на освобождение от налога — в течение десяти лет со дня получения данного статуса. Об особенностях предоставления и утраты указанного права см. ст.145.1 НК РФ.
При осуществлении некоторых операций, являющихся объектом налогообложения по НДС, организации и предприниматели не обязаны исчислять и уплачивать налог. Такие операции отнесены к категории льготных. Их закрытый перечень, а также необходимые условия для предоставления данных льгот предусмотрены ст. 149 НК РФ.
Источник: vuzlit.com
Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы налога.
При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом суммы налога.
При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в связи с выпуском таким налогоплательщиком цифрового права, включающего одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право, данные суммы в целях настоящего Кодекса приравниваются к получению налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), предстоящей передачи имущественных прав, право требования передачи (выполнения, оказания) которых удостоверено этим цифровым правом.
В налоговую базу не включаются оплата, частичная оплата, полученные налогоплательщиком в счет предстоящей передачи цифровых финансовых активов, а также оплата, частичная оплата, полученные налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):
длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями пункта 13 статьи 167 настоящего Кодекса;
которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса;
которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Налоговая база при отгрузке (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенных ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, если иное не предусмотрено пунктом 6.1 настоящей статьи.
При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав, в том числе цифрового права, включающего одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право, в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 и пунктами 2 — 4 и 6 статьи 155 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как разница между суммой оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящей передачи имущественных прав, в том числе цифрового права, включающего одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право, и суммой расходов на приобретение указанного права (размера денежного требования, в том числе будущего требования), определяемой исходя из доли оплаты, частичной оплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права, в том числе указанное цифровое право.
2. При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
2.1. Выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.
3. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
4. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.
5. Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.
5.1. При реализации приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи отдельных видов электронной, бытовой техники по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, автомобилей и мотоциклов налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных техники автомобилей и мотоциклов.
6. При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене), производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
При реализации базисного актива производных финансовых инструментов, обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива (за исключением реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента. Определение налоговой базы при реализации такого базисного актива осуществляется на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
При реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива, налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента, но не ниже стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В целях настоящей главы под спецификацией производного финансового инструмента понимается документ биржи, определяющий условия производного финансового инструмента.
6.1. Налоговая база при отгрузке (передаче) товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, в счет выкупа цифрового права, включающего одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право, определяется как стоимость указанного цифрового права, исчисленная исходя из цены цифрового права, установленной решением о выпуске указанного цифрового права, без учета суммы налога, но не ниже стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 105.3 настоящего Кодекса, и действующих по состоянию на дату выпуска указанного цифрового права, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы налога.
7. При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу.
8. В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155 — 162 настоящей главы.
9. Утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 04.11.2007 N 255-ФЗ.
10. Изменение в сторону увеличения стоимости (без учета налога) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, учитывается при определении налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 настоящего Кодекса.
Изменение в сторону увеличения стоимости (с учетом налога) отгруженных товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, в том числе в случае увеличения цены и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров, учитывается налоговым агентом, указанным в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, при определении налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для составления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 настоящего Кодекса.
11. При реализации материальных ценностей, приобретенных ответственными хранителями и заемщиками материальных ценностей государственного материального резерва при выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», налоговая база определяется как положительная разница между ценой реализуемых материальных ценностей, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных материальных ценностей.
- Статья 153. Налоговая база
- Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав
В статье 154 Налогового кодекса РФ установлен порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиком. При этом особо выделяются различные способы определения налоговой базы, которые должны выбираться налогоплательщиком в зависимости от условий реализации (отгрузки и т.п.) товаров (работ, услуг). В частности, в настоящем Кодексе выделяются следующие условия:
— получение налогоплательщиком полной или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
— реализация товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передача права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) при оплате труда в натуральной форме;
— реализация товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.
Все поступающие субсидии (субвенции) налоговую базу не увеличивают:
— при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога;
— при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров);
— при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов);
— при реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене);
— при реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены.
В соответствии со статьей 154 Налогового кодекса РФ не включаются в налоговую базу:
— суммы предоплаты, полученные по операциям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ (экспорт и иные операции, облагаемые по ставке 0%) (п. 9 ст. 154 Налогового кодекса РФ);
— суммы предоплаты в счет поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством РФ) (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ). В данном случае налоговая база определяется в соответствии с п. 13 ст. 167 Налогового кодекса РФ как день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Вычет сумм НДС, исчисленного с сумм авансовых платежей, осуществляется с даты отгрузки данных товаров (выполнения работ, оказания услуг), а не после даты реализации (перехода права собственности — для товаров).
17. Определением от 4 июля 2017 года N 1440-О Конституционный Суд выявил смысл положений статей 146, 153, 154, 247 — 249 и 274 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оспоренные положения определяют объект налогообложения и налоговую базу по налогам на добавленную стоимость и на прибыль организаций и направлены на создание нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате указанных налогов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 54, 143, 146, 154, 169, 171, 172, 173, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», принимая во внимание обстоятельства, установленные приговором Дзержинского районного суда города Волгограда от 08.07.2015 по делу N 1-275/2015, пришел к выводу о том, что представленные обществом в подтверждение налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль документы содержат недостоверные сведения, не подтверждают реальности хозяйственных операций с вышеуказанными контрагентами, в связи с чем не могут свидетельствовать о правомерности отнесения спорных затрат в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, и получения налоговых вычетов по НДС.
Отказывая в признании решения инспекции недействительным по эпизоду доначисления НДС за 2 квартал 2011 года в связи с завышением налоговых вычетов по взаимоотношениям с ООО «ТехСтрой» (приобретение транспортного средства по договору купли-продажи от 08.04.2011), судебные инстанции руководствовались статьями 154, 164, 169, 173 Налогового кодекса и исходили из совокупности представленных в материалы дела доказательств.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами статей 154, 170, 247, 249, 252, 255, 270 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 22, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Правил установления и определения нормативов коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57, правовую позицию, выраженную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10077/11, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Признавая неправомерность принятия к вычету сумм налога, суды, руководствуясь положениями статей 154, 171, 250, 265 Налогового кодекса, исходили из того, что действующим законодательством не предусмотрены основания для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость при списании налогоплательщиком (продавцом) по истечении срока исковой давности сумм невостребованной кредиторской задолженности, образовавшейся по суммам авансовых платежей.
Оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 146, 153, 154, 247, 249, 274 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришли к выводу о законности оспариваемого решения инспекции, с чем согласился суд округа.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 154, 171, 172 Налогового кодекса, статей 329, 368, 369, 370, 378, 379 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходили из законности решений налогового органа в обжалуемой части в связи с отсутствием у общества права для применения вычета по НДС за 2 квартал 2014 года по взаимоотношениям с контрагентами.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 31, 146, 154 — 159, 162, 166, 169, 171, 172 НК РФ, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами налогового органа. При этом суды исходили из доказанности налоговым органом наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о получении обществом необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям с вышеназванными контрагентами (в том числе недостоверность представленных первичных документов, отсутствие реального осуществления спорных финансово-хозяйственных операций, непроявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 143, 146, 154, 164, 169, 171, 172 Налогового кодекса, статьей 549 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», исходили из того, что реализация предпринимателем объекта незавершенного строительства подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, поскольку данный объект по своим функциональным характеристикам изначально не предназначен для использования в личных целях (приобретен заявителем, использовался и подлежал продаже при осуществлении предпринимательской деятельности).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 154, 166, 169, 171, 172, 252 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», исходили из наличия у налогового органа правовых оснований для доначисления НДС ввиду доказанности совокупности обстоятельств, свидетельствующих о направленности действий общества на получение из бюджета необоснованной налоговой выгоды.
Таким образом, суды, с учетом установленных фактических обстоятельств, руководствуясь положениями статей 146, 153, 154, 168 Налогового кодекса, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для доначисления предпринимателю налога на добавленную стоимость.
При изучении доводов, изложенных налогоплательщиком в кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской Федерации, усматривается их тождественность доводам, заявляемым в судах трех инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Источник: nkrfkod.ru
Налогоплательщики НДС
Налогоплательщики НДС – это организации, совершающие налогооблагаемые операции, индивидуальные предприниматели, и лица, перемещающие товары через таможенную границу.
Общая характеристика НДС
НДС (налог на добавленную стоимость) является самым сложным для понимания, расчета и уплаты налогом. НДС – это косвенный налог, который в отличие от прямого, переносится на конечных потребителей.
В современной экономике сумма НДС как правило отображается на чеках покупки. Помимо НДС, к косвенным налогам относятся таможенные пошлины и акцизы.
Для полного представления об НДС рассмотрим его основные элементы.
К объектам налогообложения НДС относятся:
- Реализация продукции на территории РФ, передача имущественного права. Безвозмездная передача прав собственности на товары, оказание услуг и результаты работы;
- Строительно-монтажные работы для собственного потребления;
- Ввоз продукции на территорию РФ.
Товары, не облагаемые НДС, перечислены в статье 149 НК РФ. К ним относятся реализация отдельных социально значимых медицинских услуг и товаров, услуги по уходу за детьми и больными, продажа предметов религиозного характера, образовательные услуги, услуги по перевозке пассажиров и т.д. Помимо перечисленных НДС не облагаются банковские операции, услуги на рынке акций и ценных бумаг, адвокатские услуги, услуги страховых компаний, продажа жилых домов, коммунальные услуги.
В 2019 года ставка НДС в России увеличилась с 18 до 20%.
В общем случае налоговая база НДС равняется стоимости реализуемой продукции, оказываемых услуг, учитывая акцизы для подакцизных товаров.
Определение 2
Налоговый период – это период времени, после окончания которого определяется налоговая база и вычисляется сумма, подлежащая уплате по НДС. Как правило, таким периодом является квартал.
Налогоплательщики НДС
Налогоплательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, которые перемещают товары через таможню России.
«Налогоплательщики НДС»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Индивидуальные предприниматели и организации освобождаются от уплаты НДС, если общая сумма выручки от продажи товаров за последние три месяца не превысила 1 млн. рублей. Налоговая база – это стоимость реализуемой продукции, при учете акцизов и без включения НДС.
Если товары ввозятся на таможенную территорию России, то налоговая база включает следующие составляющие:
- Таможенную стоимость данных товаров;
- Таможенную пошлину, подлежащую уплате;
- Акцизы, подлежащие уплате.
НДС не облагаются:
- Предоставление арендодателем помещения в аренду иностранным гражданам или же организациям, которые аккредитованы в РФ;
- Продажа некоторых медицинских товаров и предоставление услуг;
- Услуги по содержанию детей в детских садах;
- Услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом;
- Ритуальные услуги;
- Отдельные образовательные услуги;
- Некоторые услуги, оказываемые учреждениями искусства и культуры.
Вычет по НДС и условия его получения
Определение 3
Налоговый вычет по НДС представляет собой сумму налога, которая была предъявлена налогоплательщику поставщиками при покупке товаров, имущественных прав и т.д.
В случае налога на добавленную стоимость им должна облагаться не вся сумма реализации (продажи), а только лишь добавленная стоимость. Под добавленной стоимостью понимается разница стоимости проданного товара и расходами на покупку сырья, материалов и других ресурсов.
Вычет по НДС уменьшает сумму НДС, который был начислен при реализации, на сумму НДС, уплаченную поставщику в процессе приобретения товаров, услуг, работ.
Рассмотрим пример. Некоторая организация А закупила у другой фирмы В товар с целью перепродажи стоимостью 7000 руб. за единицу. НДС в данном случае составит 1260 руб. при налоговой ставке 18%. Таким образом цена закупки будет равняться 8260 руб. В будущем организация А продаст товар организации С по 10000 руб. за единицу.
Таким образом, НДС при реализации равняется 1800 руб. Эту сумму организация А перечислит в бюджет. Однако, в сумме 1800 уже заложен тот НДС, оплаченный при закупке товара у фирмы В.
Следовательно, обязательство компании А перед бюджетом будет равняться 1800-1260=540 руб. Сумма будет именно такой только при условии, что налоговыми органами зачтется входящий НДС, т.е. налоговый вычет будет предоставлен.
Для получения налогового вычета по НДС, необходимо соблюдение следующих условий:
- Приобретенная продукция, услуги или работы должны быть связаны с объектами налогообложения. Часто налоговые органы интересует вопрос фактического использования приобретенных товаров в операциях, которые облагаются НДС. Другим вопросом является наличие экономической обоснованности приобретения данных товаров. Т.е. налоговый орган вправе отказать в получения вычета по НДС на основании оценок целесообразности работы налогоплательщика;
- Приобретенная продукция, услуги, работы должны быть приняты к учету;
- Счета-фактуры должны быть правильно оформлены. Статья 169 НК РФ содержит требования к сведениям, содержащимся в данном документе;
- Добросовестность налогоплательщика.
К подозрительным налогоплательщикам, по мнению ВАС, относятся:
- Предприятия, которые не имеют достаточных возможностей для реального осуществления операций;
- Предприятия, не имеющие условий доя достижения поставленных целей экономической деятельности;
- Предприятия, совершающие операции с товаром, который не изготавливался в не мог быть изготовлен в указанных объемах;
- Предприятия, учитывающие для целей налогообложения только те хозяйственные операции, которые тесно связаны с получением налоговых выгод.
Также к подозрительным моментам, которые могут помешать получению налогового вычета по НДС, относятся создание фирмы незадолго до проведения хозяйственной операции, использование посредников в сделках, разовый характер операций, проведение операции не в месте нахождения налогоплательщика.
Источник: spravochnick.ru