Жизнь непредсказуемая, поэтому на следующий день после декрета может понадобиться получать больничный лист. Но закон предусмотрел такое право женщины после выхода из такого длительного отпуска. Кроме того, расчет, оплата осуществляется на самых выгодных условиях.
- 1 От чего зависит размер оплаты больничного после декрета?
- 1.1 Оплата больничного после декрета как происходит?
- 2.1 Образец заявления на расчет больничного после декретного отпуска
- 2.2 Как рассчитать больничный по уходу за ребенком после декрета?
- 2.3 Похожее
От чего зависит размер оплаты больничного после декрета?
Согласно законодательству, на то каким будет пособие при нетрудоспособности после декретного отпуска влияют два фактора:
1. Средний заработок за 2 последних года. Пусть женщина, у которой заработок за этот период отсутствовал не волнуется. Так как в данной ситуации закон делает исключение и позволяет сотруднице после выхода написать заявление, где самостоятельно указать годы на основании заработка за которые произойдет расчет, оплата больничного после декрета.
Больничный после выхода из декрета: как рассчитывается, пример
2. Наличие стажа. Так женщина, за которую платили положенные взносы в ФСС более 8 лет получит 100% от своего среднего заработка. Если человек работал 5-8 лет, тогда оплата составит 80%, а при стаже до 5 лет минимальные 60%. Когда стажа практически нет (до полугода), то работница после отпуска получит сумму, равняющуюся минимальной оплате труда.
Если после декретного отпуска заболел ребенок и лечится дома, тогда за уход выплатят следующие деньги:
- За первые 10 дней согласно стажу;
- За все оставшееся время 50% от рассчитанного среднего заработка за 2 последних года.
Когда после данного вида отпуска ребенок попал в больницу, то расчет, оплата будут выполнены на основании имеющегося стажа.
Если женщина сразу после декрета собралась уходить с работы и даже написала заявление или даже произошло увольнение, то работодатель все равно обязан выполнить расчет, оплату компенсации. Но после расторжения трудовых отношений на компенсацию за больничный лист может рассчитывать только мать, за уход денег платить не будут.
Оплата больничного после декрета как происходит?
После декретного отпуска оплата больничного листа осуществляется следующим образом:
- Работодателю сдается выданный медиками лист. Руководитель вправе проверить правильность его оформления, если он не соответствует требованиям, то необходимо будет заменить его на новый или внести необходимое изменение;
- Если нужно выбрать годы для расчета суммы, то необходимо написать заявление с просьбой об этом;
- Расчет осуществляется в десятидневный срок после подачи листа, полученного после декрета. Образец расчета приведен в конце статьи;
- Оплата производится в первый же день выдачи зарплаты после подачи листа, полученного по окончании отпуска.
Заявление на расчет больничного после декретного отпуска как написать?
Если изучить образец данного заявления, то женщина, нуждающаяся в нем, поймет, что решить этот вопрос просто. Так как главное здесь указать годы за какие была хорошая зарплата, чтобы после выходы с отпуска получить пособие достаточного размера. Законодательство позволяет писать такое заявление всегда, исключением является только один случай — если такой документ не принесет заявительнице выгоды.
Права декретного сотрудника
Закон даже позволяет указывать период времени, когда работница трудилась в другой организации. Чтобы иметь такую возможность достаточно предоставить справку 2-НДФЛ за необходимый период. Подается данный акт одновременно с больничным листом, расчет которого работодатель обязан выполнить в стандартном порядке.
Образец заявления на расчет больничного после декретного отпуска
Необходимое после декрета заявление всегда составляется в произвольной форме, но с указанием такой информации:
- Наименования организации, причем оно должно быть полным;
- ФИО женщины, нуждающейся в выплате по больничному листу после выхода из отпуска указанного вида, ее должность;
- Оглавление. Здесь достаточно указать название документа;
- Суть просьбы. Здесь необходимо дословно написать следующее: в соответствии с правом на замену расчетного периода прошу заменить такие-то годы на такие. Для подтверждения своих прав необходимо указать закон с номером 255-ФЗ, статья 14 которого позволяет выполнять такую процедуру.
Подпись заявительницы, дата обязательны. После увольнения замену периодов обязан выполнить последний работодатель. Если женщина на момент болезни после декрета будет работать уже в другой организации, тогда для подтверждения своих прав следует написать письменное обращение старому работодателю с просьбой предоставить справку 2-НДФЛ, а затем приложить ее к данному заявлению. После чего каждый работодатель должный будет выполнить расчет больничного листа после выхода с учетом таких данных.
Образец справки можно не искать, так как ее должен оформить сам старый работодатель у которого работала женщина пока не наступила беременность.
Как рассчитать больничный по уходу за ребенком после декрета?
Чтобы рассчитать размер компенсации, положенной по больничному листу после декрета необходимо выполнить следующие действия:
- Рассчитать среднедневной заработок. Для чего полная сумма зарплаты за последних 2 года делится на 730, то есть на количество дней за этот период;
- Полученное число необходимо умножить на количество дней, указанных в листе, полученном после декрета. Например, если это неделя, то умножить на 7 дней;
- Умножить полученную сумму на коэффициент стажа — это будет сумма, которую получит женщина после выхода из отпуска.
Эти несложные действия стандартные, их несложно выполнить самому даже, если под рукой отсутствует письменный образец, облегчающий расчет.
Но необходимо помнить, что из пособия будет исчисляться налог, поэтому сумма всегда будет выходить несколько меньшей. Причем удержание налога — это обязанность, работа работодателя, то есть часть компенсации при болезни после декрета гражданка сразу же не получит на руки.
Похожее
Больничный лист во время оплачиваемого отпуска Нередко работник в отпуске получает травму или по другим причинам временно утрачивает трудоспособность. В этом…
Как продлить больничный лист во время отпуска? Если нетрудоспособность работника формально возникла во время проведения ежегодного отдыха, то он вправе обратиться к…
Больничный лист после операции Восстановление после полученной травмы неизбежно занимает определенный период времени. Если подобная ситуация происходит с работником,…
Оформление декретного отпуска 2018 — документы Каждая молодая семья сталкивается с моментом, когда появляется ребенок. Часто возникает вопрос — кто будет…
Как открыть больничный лист задним числом? Закон не допускает подобных злоупотреблений, в частности Приказ №624н Министерства здравсоцразвития. России не определяет данное…
Можно ли сократить должность декретницы во время декретного отпуска Законодательство предусматривает для женщин — декретниц возможность уйти в отпуск без переживаний о том, что…
Источник: legionfg.ru
Расчет больничного после декретного
Больничный после декретного отпуска. Когда выплатят декретные после сдачи больничного. Расчет пособия по нетрудоспособности после декрета.
30 авг. 2023 2 1671
✅ Пишите нам , что вас интересует ? Мы быстро выложим актуальную и нужную вам информацию.
Рассмотрены следующие важные вопросы:
- Расчет больничного сразу после декрета. Какой расчетный период, как рассчитать, оплатить. Размер пособия по нетрудоспособности;
- Как рассчитывается и начисляется больничный лист после выхода из декрета. Как оплачивается после двух декретов;
- Какие года брать для расчета больничного листа после декрета с ребенком, если сотрудник работает полгода;
- Образец заявления на замену лет и годов. Как написать, перерасчет больничного, расчетный период, стаж, порядок расчета.
Как рассчитать больничное пособие после декретного отпуска, если в расчетном периоде работница была в отпуске по уходу за ребенком
Зачем нужен Больничный, Пример расчета, Оплата и стаж Что такое больничный. Показан расчет пособия нетрудоспособности, стажа работы на калькуляторе. Какой стаж и срок оплаты листа больничного.
Калькулятор Больничного в 2023 году Автоматический расчет выплат по больничному листу на калькуляторе. Дана программа расчета и печати больничного листа. Калькулятор ФСС.
При расчете среднего заработка какие-либо периоды из расчетного периода не исключаются. Можно по заявлению работницы заменить календарный год (годы). В котором она была в отпуске по уходу за ребенком, предшествующим календарным годом (годами). Заменяют год (годы) только при условии. Что это приведет к увеличению размера пособия. (часть 1 ст.
14 Закона N 255-ФЗ. пункт 11 Положения об исчислении пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством). Чтобы определить, нужна ли замена года (лет) в расчетном периоде, как правило, достаточно сравнить базы для расчета больничного. Если база для расчета пособия с учетом замены года (годов) в расчетном периоде окажется больше. Чем база, рассчитанная без нее, то такая замена допустима. В противном случае заменять год (годы) в расчетном периоде нельзя.
Пример расчета пособия по временной нетрудоспособности работницы, которая в расчетном периоде находилась в отпуске по уходу за ребенком
В период с декабря 2016 г. по февраль 2019 г. работница находилась в декретном отпуске. И в отпуске по уходу за ребенком. С 21 по 29 января 2021 г. согласно больничному листу работница была временно нетрудоспособна. Работница представила заявление с просьбой заменить в расчетном периоде. В целях расчета среднего заработка 2019 г. на 2015 г.
Работодатель выплачивает пособие только за первые три дня нетрудоспособности. Начиная с 4-го дня пособие назначает и выплачивает ФСС РФ. (пункт 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ. пункт 8 Положения о выплатах по ВНиМ в 2021 г.).
Как рассчитать больничное пособие после декретного отпуска, если в расчетном периоде работница была в отпуске по уходу за ребенком ?
Источник: www.assessor.ru
Больничный после декрета: оплата и расчёт
Больничный после декрета, как оплачивается? При начислении выплат учитывается сразу несколько показателей:
- Страховой стаж.
- Заработная плата, полученная за последние 2 года.
- Длительность настоящего больничного.
С каждым из вышеуказанных показателей стоит ознакомиться в отдельности.
Страховой стаж
Под страховым стажем принято подразумевать отработанное время, по которому осуществлялись отчисления в ФСС. На процент выплат будет влиять коэффициент стажности. Этот показатель очень важен, так как если работник имеет общий страховой стаж менее 8 лет, то он не сможет получить максимальную выплату.
В нижеуказанной таблице можно увидеть, каким образом изменяется размер выплат в зависимости от страхового стажа:
| Страховой стаж | Процент от среднего заработка |
| Менее полугода | Зависит от МРОТ |
| Более шести месяцев вплоть до одного года | 30% |
| Более одного года вплоть до 5 лет | 60% |
| Более 5 лет вплоть до 8 лет | 80% |
| 8 лет и более | 100% |
Рассчитывать страховой стаж – обязанность бухгалтера. Для этого изучаются все подтверждающие документы.
В страховой стаж принято включать:
- период осуществления трудовой деятельности по договору;
- иные периоды выплаты страховых взносов.
Если совпали сразу несколько периодов, то в стаж будет включен только один из них.
Заработная плата
Со страховым стажем все понятно, но как быть с зарплатой, ведь на протяжении трех лет женщина ее не получала. Если обращаться к действующему законодательству РФ, то для расчета больничного после декрета необходимо взять заработную плату за предшествующие декрету 2 года.
Для расчета берется не только заработная плата, но и иные выплаты, которые облагаются взносами. Речь идет о премиях и отпускных.
Длительность настоящего больничного
Чтобы определить количество дней отпуска по болезни, необходимо взять лист нетрудоспособности и подсчитать все календарные дни. При расчете нужно брать в учет праздники и выходные.
Больничный после выхода из декрета в 2020 году
- Зарплата за последние два года. Если по предыдущему показателю все понятно, то вопрос возникает только по зарплате. Ведь, находясь в декрете почти три года, женщина ее не получала. И соответственно, взносы в фонды за нее не отчислялись. А пособие в расчет больничного принимать нельзя. По закону, для расчета больничного женщине после декрета, мы имеем право взять заработок за те 2 года, которые предшествовали декрету. Помимо зарплаты, для расчета больничного берут все выплаты, облагаемые взносами, то есть и отпускные и премии.
- Длительность настоящего больничного. Количество дней больничного определяют путем подсчета всех календарных дней по листу нетрудоспособности, включая и выходные и праздничные дни.
Порядок оформления
Оплата больничного листа после декрета подразумевает за собой выполнение следующего алгоритма действий:
- Первым делом необходимо получить лист нетрудоспособности в медицинском учреждении. В течение определенного периода времени документ нужно передать работодателю. На это работнику отводится полгода после окончания больничного. Если сотрудник не уложится в установленные законодательством сроки, то работодатель имеет полное право не осуществлять выплату.
- Работодатель проверит полученный документ. Если в больничном листе будут обнаружены ошибки, то его вернут обратно сотруднику.
- После этого сотрудница пишет заявление о замене года в расчете больничного.
- Бухгалтер будет заниматься расчетом больничного по листу нетрудоспособности. На эту процедуру отводится максимум 10 дней. Составленная форма будет передана в ФСС.
- Заключительным этапом является оплата. Работница получит денежные средства в день выдачи заработной платы.
Не стоит удивляться тому, что работодатель выдал меньшую сумму, чем указана в расчете. Это объясняется тем, что с нее удерживается налог.
Нюансы заполнения бюллетени
Оформлением бюллетени имеет право заниматься лечащий врач больного. В больничном листе в обязательном порядке должна быть проставлена печать медицинского учреждения. В бумаге врач указывает диагноз пациента, а также период нетрудоспособности. Когда «больничный» будет получен, можно направляться с документом к работодателю.
Когда работодатель ознакомиться с больничным листом, он может отказать в его принятии. Зачастую это связано с тем, что в документе отсутствуют какие-либо важные реквизиты.
Если в принятии бюллетени было отказано по причине неразборчивого почерка врача, то это является неправомерным.
Работодатель может как отказать в принятии бюллетени, так и вернуть его сотруднику. Это может быть связано с невыполнением требований к заполнению документа. Речь идет о следующих правилах:
- бюллетень должен быть заполнен синей или черной перьевой, гелевой ручкой;
- не допускается использовать при заполнении документа шариковую ручку;
- почерк должен быть читабельным;
- заполняется лист печатными буквами.

Для получения выплат по листу временной нетрудоспособности необходимо вовремя передать документ работодателю. На это сотруднику отводится полгода с момента оформления бюллетени.
Заявление на оплату больничного после декрета
Заявление на расчет больничного листа за предыдущие года после декрета пишется в свободной форме на имя работодателя. В документе в обязательном порядке должны содержаться сведения о сотруднике, а также основания для перерасчета.
Порядок заполнения заявления:
- В самом начале нужно указать наименование организации, в которой трудится заявитель.
- Далее указываются личные данные заявителя (ФИО, должность).
- Проставляются реквизиты листа временной нетрудоспособности.
- В конце указывается подпись составителя заявления.
Документ без наличия даты составления не будет иметь юридической силы.
Больничный после отпуска по уходу за ребенком до трех лет
В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Если женщина сразу после декрета собралась уходить с работы и даже написала заявление или даже произошло увольнение, то работодатель все равно обязан выполнить расчет, оплату компенсации. Но после расторжения трудовых отношений на компенсацию за больничный лист может рассчитывать только мать, за уход денег платить не будут.
Необходимые документы
Чтобы получить денежные средства по больничному листу, необходимо получить основной документ – бюллетень. Его выдачей занимается медицинское учреждение, в котором сотрудник или его ребенок проходили лечение.
Выплаты будут получены вне зависимости от того, каким образом производилось лечение (на дому или амбулаторно).
Если работодатель требует сотрудника представить дополнительные документы, которые не предусмотрены законодательством, то это считается неправомерным.
Сложности при оценке размера больничных выплат
Для оценки суммы выплат за основу принимается зарплата и иные доходы, полученные работником до наступления нетрудоспособности. Трудность заключается в том, что у женщин в длительном декрете таких доходов нет и попав на больничный сразу после отпуска, они бы не получали совсем ничего.
Итак, из чего рассчитывается размер пособия? По 255-ФЗ выплаты составляются перемножением следующих переменных:
- модификатор, считаемый по длительности общего стажа сотрудника;
- средний ежедневный доход за два выбранных года;
- количество дней, на которые берется больничный.
У каждой переменной этой формулы есть свои особенности при подсчете. Добавим, что общая сумма ежедневного пособия по нетрудоспособности в 2020 году не может превышать 2020 рублей. Вызвано это предельной базой начисления взносов — проще говоря, если заработок рабочего за два года превышает некоторую сумму, то «излишки» не учитываются. С 2010 года ограничение находится на следующих уровнях:
| Расчетный год | Предел начислений |
| 2010 | 415 000 рублей |
| 2011 | 463 000 рублей |
| 2012 | 512 000 рублей |
| 2013 | 568 000 рублей |
| 2014 | 624 000 рублей |
| 2015 | 670 000 рублей |
| 2016 | 718 000 рублей |
| 2017 | 755 000 рублей |
Если реальный заработок за год выше предельного значения, то за основу берется именно оно. Например, сотрудница выбрала 2011 и 2012 год. В 2011 было заработано 650 000 рублей, в 2012 — 400 тысяч. Итого за два года ей зачтено 863 000 рублей, потому что в 2011 году граничное значение было ниже.
Для 2020 года предельный размер все еще не определен, но учитывая динамику прошлых лет, максимальное пособие при выборе 2017 и 2020 составит около 2150 рублей в день. Минимальный больничный прямо привязан к МРОТ, и составляет 312 рублей ежедневно.
Длительность стажа
Несмотря на фактическое отсутствие трудовой деятельности во время декрета, женщина продолжает набирать стаж, что дает заметный прирост к коэффициенту суммы выплаты по больничному. Напоминаем, что на 2020 год продолжают действовать следующие модификаторы.
| Размер стажа | Оплата (процент от среднего заработка) |
| Оплачивается по МРОТ | |
| 0,5-5 лет | 60% |
| 5-8 лет | 80% |
| >8 лет | 100% |
Например, уходя в декрет с тремя годами стажа, молодая мать вернется из отпуска уже с шестью. Это даст ей возможность получать на 20% больше в случае болезни. После восьми лет стажа никаких дополнительных бонусов не существует, несмотря на слухи и мифы о введении еще одной отсечки на 15-20 годах.
Средний заработок
Средний заработок за год не может опускаться ниже минимальной зарплаты по стране. Но из-за того, что сумма двух последних лет в случае декретного отпуска получается слишком маленькой, закон разрешает заменять годы отпуска на любые другие по выбору декретника.
Важно! Выбирать можно любые годы до 2006, при этом необязательно, чтобы они находились рядом. Например, можно взять за основу 2008 и 2013 год.
Для подсчета ежедневного дохода общая сумма заработка за день делится на 730 (731 или 732 в случае выбора високосных лет). Выходные и праздничные дни в расчет не принимаются. Так, при средней зарплате 30 тысяч в месяц, сумма за два года составит 720 тысяч рублей, а ежедневный доход — чуть меньше тысячи.
Период болезни
Родитель имеет право взять два вида больничных листов: для личного пользования и ухода за больным ребенком. И если в первом случае работодатель обязан оплатить весь срок болезни, то во втором условия зависят от возраста ребенка.
Больничный на ребенка до 7 лет оплачивается полностью, без каких-либо дополнительных условий. Можно сказать, что до этого возраста болезнь матери и ребенка для работодателя ничем не отличаются.
С 7 до 15 лет при амбулаторном лечении полностью оплачиваются только 15 первых дней больничного, дальше сумма урезается вдвое. На стационарном лечении в больнице урезания не происходит, оплачивается весь срок болезни.
Наконец, для несовершеннолетних с 15 до 18 лет полностью оплачиваются только 3 дня больничного, оставшийся срок — с половинным пособием.
Как рассчитывается и оплачивается больничный во время декретного отпуска
Для начисления компенсации сотруднице необходимо передать работодателю следующую документацию:
- Больничный декретный лист (оригинал).
- Заявление на отпуск.
- Если гражданка имеет другие места работы, то ей потребуется получить справку от остальных работодателей о том, что они не осуществляли выплату декретных.
Декретный больничный рассчитывается следующим образом:
- Считается заработная плата.
- Считаются расчетные дни.
- Считается среднедневной заработок.
- Считается итоговое пособие к выплате.
Согласно действующему законодательству РФ, с начисленного пособия не будут удерживаться налоги.
Расчет и оплата больничного после декретного отпуска
При вычислении материального пособия по временной нетрудоспособности бывает, что расчетного периода не хватает. В соответствии с законом, теперь человек имеет право заменить требуемый для расчета пособия период на другой, что увеличит само его пособие. Для этого нужно просто написать заявление. Часто такая ситуация приходится, когда женщина выходит из декретного отпуска и через короткий период снова отправляется на больничный с ребенком.
Так, если ребенку не исполнилось 7 лет, то оплате подлежит весь период нетрудоспособности. Независимо от того, как проходило лечение – амбулаторно или в стационаре. Если же ребенку исполнилось 7 лет (но не более 15 лет!), то полной оплате при лечении дома подлежат только первые 15 календарных дней. Остальные оплачиваются, исходя из 50% суммы пособия.
Распространенные ошибки при расчете больничного
- Два года, которые выделяются на замену, даются работнице сразу же после выхода из декрета. Некоторые ошибочно полагают, что больничные будут считаться по лучшим показателям вплоть до достижения ребенком 18 лет. Но данное утверждение является неверным.
- Когда ребенок достигнет возраста 7 лет, будет учитываться вид лечения (амбулаторное или стационарное). Важно помнить о том, что если лечение осуществляется на дому, то оплачиваются лишь первые две недели. По истечении этого времени пособие урезается вдвое.
Периоды для расчета больничного после декрета
Согласно ст. 14 закона № 255-ФЗ и п. 11 Положения, если на расчетные года пришлись периоды отпуска по уходу за ребенком или нетрудоспособности по беременности и родам, их можно исключить, выбрав вместо них более ранние, т.е. произвести замену лет. Но года для расчета больничного после декрета можно заменить не на любые, а только на непосредственно предшествующие исключаемым, и только, если в результате замены получаемая сумма пособия увеличится (Письмо ФСС от 11.11.2015 № 02-09-14/15-19989, письма Минтруда от 03.08.2015 N 17-1/ООГ-1105, от 09.12.2015 N 17-1/ООГ-1755). Обязательное условие для замены – наличие письменного заявления об этом от самой работницы.
Пример 1
Секретарь Иванова предоставила больничный лист в июле 2020 года. Расчетный период – 2020 и 2020 годы. Но в 2020 году сотрудница была в отпуске по беременности и родам. Сразу после него оформила отпуск по уходу за ребенком — до ноября 2020 года. Если Иванова захочет, она может заменить 2020 и 2020 года на предшествующие им 2020 и 2015.
Замена только одного года
Заменять разрешено любые года с исключаемыми днями. Но поменять возможно и один год, оставив тот, в котором заработок был самым большим. Рекомендуется выбирать периоды с максимальным доходом.
Пример 2
Начало декретного отпуска менеджера Петровой пришлось на май 2016г. Отпуск по уходу за ребенком закончился в феврале 2020, после чего она вышла на работу. В 2020 г. Петрова болела и ей был оформлен больничный лист. В расчетный период для начисления пособия входят 2020 и 2020 г., однако в них есть исключаемые «декретные» периоды.
По желанию самой Петровой их оба можно заменить на предыдущие года. Но так как максимальная зарплата у менеджера была в 2020 г., она решила оставить его в начислениях, попросив заменить только 2020г. Для замены можно взять 2020 или 2020 г. – рекомендуется выбирать исходя из наибольшего облагаемого взносами дохода. Женщина выбрала 2020 г. (в 2020 был исключаемый период, и зарплаты было начислено меньше). Таким образом, в расчетный период у нее войдут 2020 и 2020 годы.
Переход из одного декрета в другой
Нередко бывает, что, не успев выйти на работу после первого декрета, женщина уходит во второй, а после выхода на работу в первые месяцы приносит больничный. Как действовать в этом случае? Правило остается тем же – заменять можно года, в которых есть исключаемые дни.
Расчет больничных после выхода из декрета предполагает, что для получения максимальной суммы пособия необходимо изменение расчетных лет. Замена производится по желанию сотрудницы на предшествующие годы, в которых есть облагаемый заработок (письмо ФСС от 30.11.2015 г. N 02-09-11/15-23247). Даже если они отработаны не полностью. Убирать из расчетного периода года, в которых нет исключаемых «декретных» дней, нельзя.
Пример 3
Сотрудница была с марта 2014 по ноябрь 2020 г. в декрете с первым ребенком. В конце 2020 она вышла на работу. В середине 2017 года снова ушла в декрет, со вторым ребенком. Вышла на работу в июне 2020 года. В июле 2020 женщина несколько дней проболела, предоставив позднее больничный лист для оплаты. Какие года входят в расчетный период?
Если от сотрудницы нет заявления о замене лет, то для расчета используются 2020 и 2020 годы. Если среднемесячный доход в них был ниже размера МРОТ, действующего на дату начала болезни, расчет будет производиться из МРОТ.
При наличии заявления от сотрудницы заменить можно 2020 и 2017 год. Один из них заменяется на 2020 год, который убрать из расчетного периода нельзя — в нем нет исключаемых периодов. Второй год будет заменен по выбору сотрудницы – можно оставить 2020 или взять 2020, 2014 либо 2013.
Ответы на вопросы
- За год до выхода в декрет я работала в другой компании и имела более высокую зарплату. Можно ли рассчитать больничный по данным с предыдущей работы?
Да, можно. Для этого достаточно написать соответствующее заявление и получить на руки справку по форме 2-НДФЛ с предыдущего рабочего места.
- По окончании больничного я уволился из компании. Нужно ли мне предъявлять работодателю бюллетень? И будут ли мне его оплачивать?
Да, нужно. Вам должны выплатить больничные на общих основаниях.
- Могу ли я получить выплаты в день выдачи аванса? Или нужно обязательно ждать заработной платы?
Действующим законодательством РФ установлено, что выплата по больничному листу осуществляется в ближайший день зарплаты. При этом не имеет значения, аванс это или заработная плата.
Больничный лист после декретного отпуска: оплата, расчет и особенности
Женщина, вышедшая из декрета, имеет право написать работодателю заявление с указанием, какие годы должны быть учтены для расчета больничного. Выбирать можно годы до 2006. При этом необязательно, чтобы даты шли друг за другом. Например, женщина может выбрать для расчета 2020 и 2020 год, что является ее правом.
Следует учитывать, что такой порядок расчета больничного является не обязанностью работодателя, а правом застрахованного лица. Поэтому важно получить заявление от сотрудника, в котором будет прописано его волеизъявление и указание на те годы, которые и будут относиться к новому расчетному периоду. В результате пособие по больничному в текущем периоде должно увеличиться, в противном случае использовать подобный порядок расчета нельзя.
Больничный во время декрета
По общим правилам, женщина, находящаяся в декрете, не может взять больничный. Дело в том, что первые 140 дней работнице выплачивается пособие в размере 100% от среднего заработка. Далее сотруднице положено пособие УзР в размере 40% от среднемесячной заработной платы.
В том случае, если после отпуска по БиР состояние здоровья женщины не позволяет приступить к выполнению трудовых обязанностей, его срок продлевают.
Уйти на больничный во время декрета можно в том случае, если сотрудница продолжает работать не полный день или на дому.
Важно!
Во время действия больничного пособие по УзР не предоставляется, т.к. получение сразу двух регулярных выплат не предусмотрено законодательством РФ.
Практические примеры расчета пособия
Итак, у нас есть все переменные. Попробуем рассчитать объем выплат для женщины, недавно вышедшей из декретного отпуска.
Пример 1. Сотрудница банка, вышедшая из декретного отпуска несколько месяцев назад, оказалась на двухнедельном больничном с осложнениями гриппа. За лучшие годы выбраны 2011 и 2014 с общим заработком в 800 тысяч рублей. Стаж с учетом декрета — 7 лет.
Сначала вычисляем среднюю ежедневную зарплату за эти два года. 800000 / 730 = 1095 рублей в день. По 255-ФЗ при подсчете выплат за больничный полностью учитываются и выходные, и праздничные дни, так что умножаем 1095 на 14 (количество дней болезни) и 0,8 (коэффициент трудового стажа за 7 лет). Итого сотруднице выплятят 12264 рубля.
Пример 2. Мать берет недельный больничный по уходу за шестнадцатилетней дочерью, которая заболела ветрянкой. Стаж — 21 год, при этом несколько месяцев назад она только вышла из декрета по причине рождения второго ребенка.
Как и в прошлый раз, отталкиваемся от средней зарплаты. Допустим женщина выбрала два года с заработком 600 тысяч рублей или 822 рубля в день. Здесь полностью оплачиваются только первые три дня, так что она получит 822*3 + 411*4 рублей в неделю. Коэффициент стажа 100%, им можно пренебречь, так что в итоге сотрудница получит 4110 рублей. А если бы заболел новорождённый сын или она сама — уменьшающий коэффициент бы не действовал, а выплаты бы составили 822*7 = 5754 рубля.
Взаимодействие больничного по уходу с официальным отпуском
Оформление больничного листа во время обычного отпуска может стать основанием для его продления. В этом правиле есть два исключения, и оба они относятся к больничному по уходу за ребенком.
- Если объектом больничного по уходу является подросток в возрасте от 15 до 18 лет, в продлении отпуска будет отказано. В этом случае вид лечения — амбулаторной или стационарное — не имеет значения.
- При диагностике у ребенка хронических заболеваний. Этот запрет позволяет защитить работодателя, чтобы родители не брали больничный по уходу в любой удобный для них момент, продляя оплачиваемый отпуск на одну-две недели.
Во всех остальных случаях больничный по уходу продлевает отпуск абсолютно так же, как и стандартный лист нетрудоспособности по собственной болезни.
Особенности документа, общие моменты
Если перед вами стоит задача по составлению заявления на замену лет для расчета пособия по временной нетрудоспособности, прочитайте данные ниже рекомендации – они дадут вам точное представление о документе. Ознакомьтесь и с приведенным примером заявления – на его основе вы с легкостью оформите собственный бланк.
Начнем с общей информации. На сегодняшний день общеприменимого, унифицированного образца такого заявления нет, так что писать его можно в свободной форме, исходя из собственного видения данного документа или, если работодатель предоставит свой шаблон заявления – по его типу.
- начало содержит сведения о компании-работодателе и заявителе;
- основной раздел — собственно просьба о замене лет;
- в заключении указывается список прилагаемых документов (при их наличии), ставится подпись и дата.
К оформлению документа, ровно как и к его тексту, никаких особых требований нет, т.е. заявление можно писать собственноручно или набирать на компьютере. Для распечатанного документа подойдет и обыкновенный чистый лист бумаги любого удобного формата (преимущественно используются А4 или А5) и фирменный бланк предприятия (если такое условие выскажет работодатель).
Заявление надо писать в двух экземплярах, один из которых следует отдать работодателю, второй оставить у себя, предварительно заручившись отметкой на нем о получении копии представителем организации.
Размер и расчет
Расчет пособия по больничному для матери производится в обычном порядке и учитывает средний дневной заработок, стаж и продолжительность болезни.
Единственное отличие, в этой части, состоит в том, что сотрудница вправе подать заявление о замене годов учета заработка на те, что предшествовали декрету. Выбрать два произвольных года нельзя. Допускается несколько вариантов:
- Сотрудница находилась в декрете в 2020 и 2020 годах. В 2019 году она уже работает, но вынуждена оформлять больничный и подает заявление на замену годов расчета на 2020 и 2016;
- Сотрудница ушла в декрет в конце 2020, пробыла в нем весь 2018 и вышла в 2020. Оформляя больничный она может заменить только один год — 2020 на 2020. Тогда в расчет будут приняты 2020 и 2017 годы;
- У сотрудницы могло быть два или более декретных подряд: с 2013 по 2020 — первый и с 2020 по 2020 — второй. На работу сотрудница между декретами не выходила. Тогда, оформляя больничный в 2019 году, она может взять в расчет 2011 и 2012 годы;
- Между декретными у сотрудницы мог быть период работ. Например с 2012 по 2014 имел место первый декрет, а с 2020 по 2020 годы — второй. Тогда в основу расчета среднего дневного заработка могут быть положены 2011 и 2020 годы.
Примеры расчетов
Если женщина вышла после декрета, то для расчета пособия по временной нетрудоспособности она может выбрать любые годы.
Однако не всегда трудового стажа хватает для определения конечной суммы. Например, до декретного отпуска женщина работала всего 1 год в организации. Однако ранее трудилась в другой организации.
Для расчета выгодного пособия женщина имеет право указать в заявлении период работы у другого работодателя. Отказать ей в этом праве не могут.
Учет периода работы у иного работодателя происходит только тогда, когда женщина предоставляет вместе с документами справку по форме 2НДФЛ от другой организации. В этом случае пособие будет рассчитано с учетом выбранного периода.
Например, женщина проработала 1 год в одной организации и еще 1 год до отпуска по уходе за ребенком в другой. При расчете будут учтены выбранные ею годы.
Допустим, общий трудовой стаж с учетом декретного отпуска составляет 5 лет. Общий срок страхового случая – 10 дней.
Так, получив суммарно за год у текущего работодателя 560000 рублей и 450000 рублей у прошлого, пособие по временной нетрудоспособности будет рассчитано так:
- (560000 + 450000)/730*10*0,8=11068,49 рублей.
0,8 – это коэффициент трудового стажа (80% от среднедневного заработка).
Декретный отпуск после декретного отпуска
Если женщина, не выйдя из одного декрета, уходит в еще один отпуск по уходу за ребенком, то срок ее нетрудоспособности увеличивается. В этом случае при выходе на работу она имеет право на получение оплачиваемого больничного листа в случае наступления страхового случая.
Если трудовых лет не хватает для выплаты пособия, то оно рассчитывается, исходя из минимального размера оплаты труда.
Источник: liga-lift.ru
