Как объяснить ребенку что такое деньги

Дети любят, когда им покупают конфеты и игрушки. Они еще не знают, как устроен мир, что за любимые вещи и развлечения нужно платить, а чтобы платить — нужно усердно работать.

В раннем возрасте дети не нуждаются в личных сбережениях. Однако крайне важно, чтобы ребенок как можно раньше осознал, что деньги не берутся из ниоткуда. Представление о значимости денег должно появиться в промежутке от 6-7 лет. Ребенок не будет управлять деньгами, но зато будет знать цену вещам, и если откажетесь покупать шоколадку с прилавка, он не будет считать, что вы жадничаете.

Карманные деньги — дело индивидуальное. Родителям нужно самим решить: хотят ли они, чтобы их дети имели личные сбережения или нет. Считаю, что деньги на личные расходы — отличный способ научить ребенка ставить правильные приоритеты в тратах.

С десяти лет уже можно давать карманные деньги. Количество не имеет значения. Главное, чтобы ребенок не получал чересчур много. Лично знаю случай, когда ребенку в начальной школе дали тысячу рублей, а он покупал своим одноклассникам еду в столовой и игрушки в ближайших магазинчиках. Приятно всем, кроме родителей юного мецената.

Детская финансовая грамотность | Как объяснить ребёнку что такое финансы и деньги? Игорь Рыбаков

Как научить ребенка правильно распоряжаться сбережениями?

Для начала нужно понимать, для чего они ему нужны. Если ездит в школу сам, то нужны деньги на проезд, если часто просыпается аппетит в школе, то можно выделить сумму на еду. Главное не бояться доверить деньги.

Заранее скажите ребенку, что не стоит тратить все и сразу. Поставьте ограничение на получаемые карманные деньги в неделю или месяц. Желательно, чтобы это была одна неизменная сумма. Иначе уменьшение будет восприниматься как наказание,а прибавка — как должное.

Такой способ отлично поможет приучить ребёнка распределять деньги на всю неделю, ставя верные приоритеты. Скорее всего, ребенок сам научится откладывать, наполнять собственную копилку.

Объясните, что купив один раз временную и бесполезную вещь не так здорово, как если бы подкопил и купил что-то более ценное и давно желаемое! Это проявит у него интерес, а возможно и азарт. Только с этим поосторожнее: ребенок может решить, что деньги можно получать за проявленные заслуги. Карманные деньги — хороший стимул для ученика быть примерным ребенком и получать высокие оценки в школе, но деньги не должны становиться целью. Они должны оставаться наградой.

Если ребенку еще не удавалось совершать покупки самостоятельно, то объясните, как разговаривать с продавцами, кондукторами, и как рассчитываться за покупки. В первые пару раз сопровождайте и показывайте на собственном примере, а затем постепенно позволяйте делать все самому.

Как раз здесь нам и помогает математика. Ведь с деньгами имеет дело совершенно каждый человек, в той или иной степени. Ведь математика, как палочка-выручалочка, помогает нам считать их количество, подсчитать затраты, понимать, как убавляются из расходов скидки. Заметьте, не каждый ребёнок знает, что такое проценты и как их посчитать. ЭТи темы есть в школьной программе, а также часто обсуждается на разных кружках.

«Азбука денег» | Уроки тетушки Совы | Сборник 1 | Развивающий мультфильм для детей

Кстати о кружках. Тема денег часто встречается на наших занятиях в виде наглядных примеров. Через деньги удобно создавать задачи, а их условия вполне реалистичны для нас всех. Решение таких задач может помочь детям на практике.

Маткласс — не только наглядные задачи на внеурочных занятиях. Это также увлекательные каникулы в летний, осенний (которые идут прямо сейчас!) и зимний сезоны. Отменный способ ребенку разрядиться и узнать много нового. Клик!

Продолжу рассуждение. Не каждый родитель готов принять, что его ребенок постоянно тратит свои карманные расходы на что-то совершенно, по их мнению, бесполезное и не нужное. Но поверьте, если вы будете позволять ему это делать и при этом никак не увеличивать карманные расходы, а также не соглашаться на уговоры “Купи!”, отвечая словами “Накопи”, то будет положительный результат. Это поможет ему научиться ценить то, что у него есть! Со временем он будет понимать, как верно распределять деньги и почему нельзя мгновенно их спускать на все что захочется.

Ирина Медведева, вице-президент и соучредитель Межрегионального Фонда социально-психологической помощи семье и ребёнку, писала, что «чем раньше познакомишь человека с деньгами, тем лучше же для него самого». Показывать правильное использование денег и формирование собственного, хоть и небольшого бюджета — необходимо! Если у вашего ребёнка есть цель, и он хочет её достичь посредством денежных сборов, а именно откладывания денег, то нужно поощрять это. Ведь стремления приобрести что-то, правильно распределяя свои карманные, как минимум, хорошее дело.

Еще одно важное замечание от психолога; дать понять ребенку, что разбрасываться деньгами в разные стороны совершенно не подходящие применение, но и экономить на собственном здоровье (пренебрегая траты на еду, проезд) также неправильны. Разберитесь за столом переговоров, какая сумма необходима вашему ребенку, посоветуйте ему что-то, а после решайте какие деньги на ребенка пойдут на весь месяц.

Другими словами, помочь ребенку справиться с этим, нужно в обязательном порядке и это не так сложно, как звучит на первый взгляд. Нужно поддерживать ребенка, объяснять ему, если у него возникнут какие-то вопросы. Ведь родители — самые близкие люди в жизни каждого малыша. Кому еще ребенку обращаться с такими неоднозначными вопросами? Поэтому старайтесь делиться вашими личными знаниями и не забывать о развитии ребенка.

Источник: matclass.ru

Как правильно обращаться с деньгами, или что такое экономия

Как правильно обращаться с деньгами, или что такое экономия

Уроки грамотного отношения к деньгам от взрослых, которые тоже были детьми

Помните, как в детстве мама давала вам несколько монет на мороженое, вы сжимали их в руке и думали: «Как же поступить — купить мороженое сейчас или положить эти деньги в копилку и скопить на билет в кино?». Теперь уже наши дети стоят перед трудными вопросами о том, как распоряжаться карманными деньгами. Мы решили узнать, какие уроки семейной экономии преподают своим чадам наши клиенты, и собрали для вас несколько историй.

Приучайте к деньгам с младшего возраста

Урок 1. Приучайте к деньгам с младшего возраста

Марина, наш клиент из Архангельска, убеждена: приучать детей пользоваться деньгами нужно с младшего возраста. Умение рационально распоряжаться ими — обычный навык взрослого человека. И чем раньше он будет применён, тем лучше.

Марина — мама двоих сыновей трёх и семи лет — Вити и Коли. Когда старшему, Коле, было три года, Марина купила ему копилку и предложила складывать туда те монетки, которые она будет ему дарить, а через некоторое время посмотреть, как много монеток удастся собрать. Это была своеобразная игра о которой молодая мама прочитала в популярной книге по воспитанию детей. Автор книги утверждает, что таким образом у детей вырабатывается привычка экономить ещё до того, как они осознают, зачем нужны деньги, и как можно ими распоряжаться.

В дальнейшем, когда Коля подрос и уже начал понимать ценность денег, мама и сын подсчитали, какая сумма набралась (к слову, там уже были не только монетки, но и купюры, и саму копилку пришлось поменять на большую). Оказалось, что собранных денег чуть-чуть не хватает на велосипед, о котором мечтал Коля. Марина предложила сыну распорядиться этими деньгами так, как он хочет: «Коля, я знаю, что у тебя сейчас много желаний: игрушки, кроссовки, велосипед и разные мелочи — от конфет до газировки. Ты можешь потратить все эти деньги сейчас на вещи, от которых будет мало пользы, а можешь продолжать копить на велосипед. Поступай, как считаешь нужным».

Коля немного подумал и решил, что велосипед всё-таки важнее, и согласился копить дальше. Незаметно для сына Марина доложила в копилку ещё немного денег, чтобы нужная сумма набралась скорее, к семилетию Коли. В день рождения мама и сын отправились в магазин: Коля сам выбрал себе велосипед и расплатился за него на кассе.

При этом, Марина была приятно удивлена тем, что сын выбрал не самый дорогой велосипед, а на оставшиеся деньги вечером купил ей большую коробку конфет. Коля подарил оставшиеся деньги младшему брату вместе с копилкой. Теперь старший постоянно помогает копить младшему «на мечту» вместе с мамой.

Планируйте расходы вместе

Урок 2. Не скрывайте финансовые проблемы и планируйте расходы вместе

Дети постарше требуют расходов больше. Девочкам нужно чаще обновлять гардероб и покупать косметику, а у мальчиков появляются траты не только на себя. Как объяснить старшекласснику, почему родители не могут его «спонсировать» на требуемую сумму?

Вот как решает этот вопрос Михаил, наш клиент из города Балтийск в Калининградской области:

«Мы собираем семейный совет и вместе решаем, на что пойдут расходы в этом месяце. Делим бюджет на обязательные и необязательные затраты. К обязательным относятся квартплата, оплата проезда в транспорте, еда, сумма, которую можно потратить на одежду. Если что-то остаётся ещё — решаем, как и на что эти деньги распределим. Может быть, мы сейчас купим новую стиральную машину или отложим эти деньги, чтобы собрать к концу года на отдых для всей семьи?»

Наш клиент убеждён, что такая визуальная подача помогает ребенку лучше понять, на что уходят деньги и как тяжело они зарабатываются. «Мы живём в небольшом городе, — продолжает Михаил, в таких городах всегда невысокие зарплаты. Однако скрывать от ребёнка финансовые проблемы не надо. Особенно, если он уже старшеклассник. Наш сын в курсе того, что иногда мы можем обратиться за поддержкой в «Центрофинанс», но он также и в курсе, что всё то, что берёшь в долг, нужно возвращать вовремя. Это приучает ценить деньги, расставлять приоритеты и избегать лишних, ненужных трат».

Деньги могут приносить деньги

Урок 3. Объясните ребёнку, что деньги могут приносить деньги

«Деньги можно не только тратить или копить, но и инвестировать. Это очень важно объяснить ребёнку», — считает Виктория, предприниматель из города Советск Кировской области.

Виктория — наш платиновый клиент, и регулярно пользуется микрозаймами для развития бизнеса. Но если сама Виктория как предприниматель инвестирует деньги в товар, то своей дочери Ольге рекомендует инвестировать их в образование.

Ольга учится в восьмом классе: это как раз тот период, когда ребёнок начинает всерьёз задумываться о будущей профессии, ходить в кружки, связанные с выбранной специальностью. В школах сегодня проводится множество олимпиад, существуют дополнительные образовательные курсы, но большинство из них — платные.

«В наше время всё было проще, — говорит Виктория, — закончил институт и устроился по профессии. Сегодня же диплом института не гарантирует хорошую работу. Можно пять лет отучиться в вузе, а в итоге так и не обрести нужных практических навыков, за которые другие люди готовы платить.

Я предложила дочке инвестировать карманные деньги в дополнительные курсы, которые помогут приобрести полезные навыки уже сейчас. Она выбирала между танцами, дизайном и английским языком. В итоге выбрала дизайн. Через год моему соседу по магазину как раз потребовалось сделать дизайн вывески. Я сказала, что моя дочь может сделать это за скромную плату.

Конечно, не сказала, сколько ей сейчас лет. В итоге сосед остался доволен вывеской, а моя дочка была счастлива от того, что своим трудом и знаниями заработала первые деньги. Одноклассники были ошеломлены и просят Оленьку научить их рисовать тоже. Я уже подала ей идею создать страничку в инстаграм, чтобы публиковать там свои работы и начинать делать себе имя».

Работа над ошибками

Деньги в семейных отношениях играют очень важную роль. А в отношениях между детьми и родителями — особенную. Однако они не должны заменять настоящую любовь и доверие. Никогда не ругайте ребёнка из-за растраты денег, право распоряжаться которыми вы ему предоставили сами. Он должен знать, что у него есть выбор: пусть он сам поймёт, какие у этого выбора могут быть последствия.

Чтобы не провоцировать на лишние траты, предоставляйте в качестве карманных денег небольшие суммы — лучше меньше, но регулярно. Но самое главное — никогда не платите детям деньги за хорошие оценки или работу по дому. Такая плата развращает, а ребёнок начинает учиться не из-за интереса к предмету и будущей профессии, а из-за сиюминутной выгоды. Заправлять кровать или выносить мусор — не потому что это правила хорошего тона в семье, а потому что может получить за это свою «копеечку».

Источник: centrofinans.ru

Мама, мы нищие? Как объяснить ребенку, почему у вас мало денег, и не навредить — разбираемся с экспертами

Одни родители растят своих детей, приучая к разумному потреблению с раннего возраста, а другие задаривают подарками. В каждой семье свой бюджет, как и свои методы воспитания. Но вот парадокс: мы учим детей пользоваться вилкой и завязывать самостоятельно шнурки, но почему-то думаем, что в финансовых вопросах он разберется как-нибудь сам, потом.

Ребенок попадает в социум, где видит у других детей более дорогие игрушки, гаджеты и задается вопросом: «А почему? Я хочу так же». Мы спросили родителей, как они объясняют детям, почему сейчас нет денег вот на это и на то, и попросили экспертов объяснить, как правильно вести разговор о деньгах с ребенком так, чтобы не травмировать его психику.

Александра, 30 лет, логист

Дочери 10 лет

— Я так и говорю: «Денег нет». Но я не скажу, что у нас какое-то неравенство есть в классе. В основном у всех одни и те же вещи, электроника, телефоны обычные, не айфоны, у кого-то вообще только часы, потому что родители не разрешают брать с собой в школу телефон или планшет. Вещи покупаем раз в сезон — она это уже знает.

Если речь идет о дорогих вещах — говорю, что на Новый год, если в школе все будет хорошо. Поэтому как такового попрошайничества нет, все необходимое есть, даже сверх того, а если нужно что-то еще, а у меня сейчас денег нет — говорю, чтобы ждала до зарплаты. Пару раз объяснила, что зарплата такая-то, нужно купить еду, заплатить за квартиру, за телефоны, за бензин — для нее это удивительная информация была, конечно.

Планирую перейти с ней на систему — 500 рублей в неделю, на конфеты или чипсы в столовой, в кино сходить с одноклассниками. Хочу завести ей карту «Тинькоф Джуниор». Я считаю, что ребенка нужно обеспечивать необходимым. Когда станет взрослее — давать карманные деньги в пределах возможностей своих, и пусть он уже сам копит на, то что ему надо. А касаемо травм — травма психическая у детей бывает от чрезмерности в чем-то, как в сторону, например, бесконтрольного потакательства всем желаниям, так и в сторону тотального ограничения.

Юлия, 40 лет, менеджер по снабжению
Дочери 17 лет, сыну 5 лет

— В вопросах о деньгах я стараюсь показывать детям собственный пример, учу расставлять приоритеты. Себе я покупаю тоже далеко не все, что хочу, так как есть много других, более нужных трат, и, к примеру, 18 кукол «Монстр Хай», которые теперь стоят на полке у дочери просто так, стоят так же, как новый компьютер — подумай, что тебе хотелось бы больше.

Мария, 29 лет, домохозяйка
Дочь 4 года

— Я ни в чем не отказываю своей дочери, все что она хочет, мы с мужем ей покупаем. Бывает она даже не просит, но я все равно что-то куплю ей, она приходит из сада — я дарю ей подарок, у нас такая традиция: пропись, тетрадка, мозаика, конфета. Есть лимит: дорогая игрушка — свыше 1000 рублей и дешевая игрушка — до 500 рублей.

Мы приходим в магазин, и я говорю ей, что можешь выбрать любую за 500 рублей. Если она хочет ту, что дороже, договариваемся — подарим на день рождения, или на Новый год жди от Деда Мороза.

Бывают ситуации, когда она просит очень дорогую игрушку, например, домик за 12 000 рублей — ищем компромисс: или также договариваемся, что подарим на большой праздник, или копим вместе, она тоже копит из тех денег, что ей дарят. Я понимаю, что делаю неправильно, и когда-нибудь мне это аукнется. Полагаю, что поступаю так из-за того, что мое детство пришлось на 90-е, родителям денег не хватало, мы делили со старшей сестрой игрушки на двоих. Муж из деревни, у него тоже не было изобилия в игрушках, от того и балуем дочь.

Ольга, 34 года, менеджер сетевой компании

Дочь 8 лет

— Я пробую по-разному объяснять дочке, на что мы тратим деньги. Если она просит что-то, и я понимаю, что это незапланированная трата, на которую сейчас нет средств, я ей говорю — мы пошли с тобой в магазин, нам нужно купить продукты — это необходимость. Я не брала с собой денег на эту игрушку, но я понимаю, как она тебе нужна, в следующий раз мы придем сюда и купим ее.

Обычно к следующему разу она уже забывает о ней. Бывает, я спрашиваю ее — а действительно ли эта игрушка так тебе нужна? На эти деньги мы можем купить тебе платье или другую игрушку. Она сама делает выбор. А бывает я просто говорю ей, что у мамы нет денег, хотя понимаю, что это не самое лучшее объяснение для ребенка.

Эксперты говорят, что важно быть честными со своими детьми

Что думают эксперты

По мнению психолога Светланы Цветковой, никто не застрахован от финансовых сложностей. Здесь ребенку важно объяснить, что его в чем-то обделяют не по причине того, что его больше не любят, а по другой.

— Ребенок до 6 лет не понимает причинно-следственной связи: товар за деньги для него просто есть товар, который он хочет. На доступном языке следует объяснить, что сейчас деньги нужны на что-то важное, не отнекиваясь. Детям постарше нужно объяснить, что есть работа и вот такая зарплата, что есть обстоятельства, из-за которых сейчас они не могут купить что-то сверх необходимого. Ребенку, вне зависимости от того, есть в семье деньги или нет, важно, чтобы родители его любили и участвовали в его жизни, проводили с ним время. Деньги — это второстепенное, — объясняет психолог.

Кроме того, Светлана Цветкова отмечает, важно, чтобы у ребенка не сформировалось негативное отношение к деньгам, родителям и самому себе, так как деньги могут влиять на самооценку и отношение к миру.

— Родителям не стоит ругаться из-за денег в присутствии ребенка, говорить такие фразы, как «Ты мало зарабатываешь» или «Ты много тратишь». У ребенка может сформироваться убеждение, что деньги — это зло, они приносят проблемы в жизнь.

Важно, чтобы дети не слышали негативного отношения к богатым, состоятельным людям, иначе у него может сформироваться убеждение, что все богатые — плохие. Также не следует сравнивать с людьми с социальным уровнем ниже их семьи, чтобы не сформировалось чувство превосходства. Аккуратнее с фразами, которые переходят в установки: деньги достаются тяжело, легких денег не бывает, денег всегда не хватает, довольствуйся тем, что есть. Это может перерасти в комплекс неполноценности или в будущем человек будет компенсировать нехватку финансов шопоголизмом или перееданием, — объясняет специалист.

В случае с подростками нужно учитывать факт того, что они уязвимы, все оценивают, смотрят, какие вещи есть у сверстников, которые им тоже хочется. Светлана Цветкова говорит, что если неправильно подать информацию, подростки могут начать воровать от того, что им не хватает денег, или неуважительно относиться к родителям, считать их неудачниками в сравнении с состоятельными родителями друзей.

— Подростку важно давать перспективу на то, что все наладится, со временем материальное положение улучшится. Самим родителям не следует настраивать себя пессимистично — их отчаяние легко считается ребенком. Важно обговорить семейный бюджет, объяснить, кто сколько зарабатывает, куда тратятся эти деньги, чтобы дети принимали участие в совместных покупках. Сейчас не можем купить, но купим позже или ищем бюджетный вариант, — говорит психолог.

Психолог Анна Бабич считает, что детям деньги не нужны. Если в семье благополучный фон, и родители представляют собой функциональную пару, то ребенку количество денег неважно, он об этом не думает. Родителям не стоит транслировать установку «У нас нет денег», так как она ущербна.

— В психологии есть понятия субъекта и объекта. Субъект, автор — это тот, кто производит действие: «Я зарабатываю деньги», «Я зарабатываю недостаточно», «Я зарабатываю так, что мне не хватает».

Есть позиция объекта: «У меня нет денег», то есть деньги становятся чем-то, что принимает решение — быть им у меня или нет, условно — деньги становятся надо мной главными, а я, как мешок картошки, сижу без копейки. Родителям нужно работать со своим мышлением и не говорить детям, что денег в семье нет, это звучит как финальная точка, позиция беспомощности.

Формулировка: «Я зарабатываю недостаточно, чтобы реализовывать наши желания» — это уже лучше, потому что человек берет на себя ответственность за зарабатывание денег. Но это полувариант. Я за то, чтобы говорить ребенку правду в правильной формулировке: «У меня есть вот столько-то. У меня нет 100 000 рублей, но есть 50 000 рублей, на них мы можем рассчитывать, распределяя свои нужды», — объясняет Анна Бабич.

По мнению эксперта, чтобы родителям не травмировать психику ребенка, для начала им самим нужно разобраться со своим мышлением, так как дети считывают отношение мамы и папы к деньгам.

— Если родитель ощущает себя нищим, в постоянном дефиците, то и ребенок будет ощущать то же самое: «Мне небезопасно, мне не хватает». Если родитель считает, что у него все в порядке — к примеру, да у нас нет 50 тысяч рублей, но есть 30 тысяч, но главное, что все живы и здоровы, давай подумаем, как заработать больше, то и ребенку будет комфортно. Вопрос денег вторичен, первично то, как родители выстраивают отношения между собой и свое отношение к деньгам, — объясняет психолог.

Анна Бабич говорит, что человек получает столько денег, сколько ресурсов вкладывает во внешний мир, сколько отдал, столько и получил. Исходя из этого, количество денег — вопрос выбора.

— Если ребенок спрашивает, почему у мамы его одноклассника денег больше, следует ответить: «Я выбираю работать вот так, на такой работе, по столько часов, чтобы по вечерам быть с тобой дома. Этих денег нам достаточно, но если нужно будет больше — заработаем больше». Взрослому нужно принимать ответственность — я зарабатываю столько, сколько прикладываю сил.

Бюджетные сферы — учителя или врачи — это тоже вопрос выбора. Я сам выбрал такие условия по оплате моего труда, с точки зрения моих ценностей, мне важно работать здесь. На вопрос ребенка: «Мама, мы что, бедные?», следует объяснять, что бедность — это понятие относительное, как хороший или плохой. То, что у нас меньше денег, не делает нас хуже, мы — люди, и наша ценность равна, она не определяется количеством денег, которые у нас есть, — считает эксперт.

Источник: 63.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома