Как ликвидировать юридическое лицо

Ликвидация юридического лица — процедура, направленная на прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

Законодатель, формулируя понятие «ликвидация», таким образом, под отсутствием правопреемства имел в виду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства , поскольку процедура ликвидации сама по себе не исключает сингулярное (частичное) правопреемство, т.е. переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим лицам. Так, права ликвидируемого юридического лица могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними. Что же касается его учредителей (участников), они также в ряде случаев могут «наследовать» как его права (получая остаточное имущество, т.е. имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, — так называемую ликвидационную стоимость, или квоту), так и его обязанности (отвечая в субсидиарном порядке поего обязательством перед кредиторами).

Ликвидация юридического лица

Принципиальное отличие ликвидации от любой формы реорганизации:

  • отсутствие универсального правопреемства.

Юридическое лицо может быть ликвидировано (порядок ликвидации):

  • добровольно — по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа (в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано);
  • недобровольно (принудительно) — по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда (в случае грубых и неустранимых нарушений закона, в других случаях, предусмотренных ГК, см., например, ст. 81, 86).

Суд может возложить обязанности по ликвидации на учредителей (участников) данного юридического лица или на его орган. При осуществлении указанными лицами возложенной на них обязанности ликвидация является вынужденной, во всех иных случаях суд назначает ликвидатора сам, а ликвидация в таком случае является принудительной (п. 2, 3 ст. 61 ГК).

Основания ликвидации юридического лица:

  1. решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (п. 2 ст. 61 ГК);
  2. решение суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления:
    • в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной , в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
    • в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
    • в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом , либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
    • в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
    • по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
    • в иных случаях, предусмотренных законом (например, в связи с нарушением исключительных прав — ст. 1253 ГК РФ).

    Порядок ликвидации юридического лица

    Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица:

    4.6. Реорганизация и ликвидация юридического лица

    1. назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и
    2. устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

    Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ и включает следующие действия ликвидационной комиссии (ликвидатора):

    1. Опубликование в средствах массовой информации сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
    2. Принятие мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
    3. Уведомление в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
    4. Составление (после окончания срока предъявления требований) промежуточного ликвидационного баланса, который содержит:
      • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица,
      • перечень требований, предъявленных кредиторами, результаты их рассмотрения, а также
      • перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
      • Утверждение промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

      В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

      Подробнее о порядке ликвидации

      Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан письменно сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1 ст. 22 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

      С этого момента его правоспособность претерпевает ограничения:

      • не допускается регистрация изменений в учредительные документы,
      • не допускается регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает данное юридическое лицо, или которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

      Действия ликвидационной комиссии

      Ликвидационная комиссия (ликвидатор) последовательно осуществляет ряд действий:

      • публикует информацию о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (данный срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);
      • ведет работу по выявлению кредиторов ликвидируемого юридического лица и получению дебиторской задолженности (т.е. долгов других лиц перед ликвидируемым юридическим лицом);
      • письменно уведомляет кредиторов о предстоящей ликвидации;
      • по окончании срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс и уведомляет об этом регистрирующий орган;
      • исходя из соотношения объема требований кредиторов юридического лица к объему его имущества решает вопрос о проведении общей процедуры ликвидации или о возбуждении процедуры банкротства и открытии конкурсного производства;
      • осуществляет (по итогам промежуточного ликвидационного баланса и при достаточности общей имущественной массы ликвидируемого юридического лица) расчеты с кредиторами вначале деньгами юридического лица, а при их недостаточности — средствами от продажи его имущества с публичных торгов (об особенности обращения взыскания на имущество учреждений — ст. 123.22 ГК);
      • составляет (по итогам расчетов с кредиторами) окончательный ликвидационный баланс;
      • распоряжается согласно закону остаточным (после расчетов с кредиторами) имуществом юридического лица;
      • уведомляет регистрирующий орган о завершении ликвидации и представляет для регистрации в связи с ликвидацией необходимые документы.

      Ликвидация юридического лица завершается внесением в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи , юридическое лицо считается прекратившем существование с момента ее внесения (п. 9 ст. 63 ГК).

      Права кредиторов при ликвидации юридического лица

      Ст. 63 ГК РФ устанавливает, что л иквидационная комиссия

      1. принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также
      2. письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

      В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) .

      Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации , в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения:

      1. в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
      2. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
      3. в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
      4. в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

      Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

      Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди , за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

      Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога , преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

      Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

      Специальное правило для случаев ликвидации банка, привлекающего средства граждан:

      • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ним договорам банковского вклада и (или) банковского счета, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов граждан в банках и Банке России.

      Принципы последовательности и пропорциональности:

      исключается возможность одновременного удовлетворения требований кредиторов разных очередей:

      1. требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (принцип последовательности);
      2. если имущества юридического лица недостаточно, оно по общему правилу (если иное не установлено законом) распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (пп. 2, 3 ст. 64 ГК).

      Источник: jurkom74.ru

      Что входит в понятие «Адрес массовой регистрации» и где он используется.

      смена юридического адреса ооо 2018

      Ликвидация с последующим исключением сведений о компании из ЕГРЮЛ подразумевает полное прекращение деятельности фирмы. Она утрачивает свой статус юридического лица и лишается права на осуществление экономической деятельности.

      • На основании решения учредителей организации в добровольном порядке;
      • По решению суда в случае серьезных нарушений действующего законодательства;
      • По решению регистрирующего органа, в роли которого выступает налоговая служба.

      Самое неприятное — это ликвидация ООО по инициативе регистрирующих органов, в особенности после недавних, датированных 2017 годом, изменений в ст. 21.1 в ФЗ «О госрегистрации ЮЛ и ИП».

      На каком основании налоговая ликвидирует и исключает ООО из ЕГРЮЛ?

      ЕГРЮЛ.jpg

      Указанная выше статья регламентирует все ситуации, касающиеся исключения юрлица из реестра по инициативе ФНС. В частности, налоговая вправе исключить учреждение из ЕГРЮЛ по своему собственному решению в случаях, если:

      1. ООО на протяжении 12 месяцев перед решением ФНС об исключении не сдает налоговую отчетность и не ведет каких-либо операций по счету. ФНС вправе посчитать такое учреждение недействующим и исключить из реестра.
      2. Предприятие не может быть ликвидировано ввиду отсутствия финансовых средств на проведение ликвидационной процедуры, а также эти расходы не могут быть отнесены на участников юридического лица;
      3. Отметка в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений, которая сохраняется 6 месяцев со дня внесения и если не принимаются меры к их исправлению.

      Раньше ФНС исключала по своему решению лишь «пустышки», которые не вели свою деятельность, то теперь серьезную угрозу нормальной деятельности организаций представляют и полномочияналоговиков по исключению ввиду недостоверности сведений о фирме. В 2018 году по этим основаниям было исключено свыше 1,5 тыс. юридических лиц.

      Типичная ситуация: юридический адрес ООО в 2018 году был помечен как «недостоверный», и компания не смогла или не захотела вносить верные сведения.

      В каких случаях ФНС ставит отметку о недостоверности

      При проведении проверочных мероприятий госорган может отметить представленные в ЕГРЮЛ сведения как недостоверные. Чаще всего это:

      • Данные об учредителях, в том числе в случае «множественности» учредителя, когда одно и то же лицо значится в 5 и более юр лицах в составе учредителей;
      • Отсутствие компании по юридическому адресу, неполучение ей корреспонденции и отсутствие директора по этому же адресу. ФНС тщательно проверяет, присутствует ли офис фирмы по указанным данным или же нет.

      Организации, которые осуществляли смену юридического адреса ООО в 2018 году столкнулись с очень строгими требованиями налоговой к месту осуществления деятельности:

      • Должны быть представлены документы, свидетельствующие о праве пользоваться указанным в документах адресом: сведения о собственности, договор аренды, гарантийное письмо, сведения о регистрации директора (если ООО оформлено по месту жительства руководства) и т.д.
      • Адрес должен быть указан максимально подробно, вплоть до этажа и номера комнаты;
      • Место регистрации не должно быть «множественным» — если на одну и ту же комнату, здание или этаж уже зарегистрировано 5 и более компаний, то ФНС вполне могла признать место регистрации множественным и поставить метку о недостоверности.
      • Указанный в ЕГРЮЛ юридический адрес явно должен иметь признаки нахождения по нему компании: офис директора и хотя бы один сотрудник, получение корреспонденции из налоговой, наличие документов фирмы и т.д.

      Смотрите также:
      Порядок ликвидации юридических лиц

      В итоге в 2018 году многие компании, для которых место регистрации носило лишь сугубо формальный характер, оказались на грани исключения из реестра в одностороннем порядке со стороны регистрирующего органа.

      Что делать, если ФНС хочет исключить компанию из ЕГРЮЛ?

      Когда по факту недостоверной информации в реестре фискальный орган инициирует процедуру удаления фирмы из ЕГРЮЛ, следует придерживаться такого порядка действий:

      • Устранить обстоятельства, которые повлекли простановку отметки о недостоверности сведений;
      • Направить не позднее 3 месяцев с даты публикации решения ФНС об исключении огрганизации мотивированное заявление, в котором указать об устранении всех неточностей в ЕГРЮЛ.
      • Обратиться в ФНС с заявлением о внесении изменений ЕГРЛ в части сведений, которые госорган признал недостоверными.

      При грамотном и оперативном исправлении недостоверных данных есть шанс избежать удаления из реестра и продолжить деятельность компании в штатном режиме. И разумеется лучше постоянно держать руку на пульсе компании, не допуская длительного нахождения указания о неверности информации в реестре.

      Документы.jpg

      Подробнее о том, что делать, если налоговая выставила отметку о недостоверности, мы уже писали ранее.

      Примеры ситуаций, когда ФНС признает адрес недостоверным

      1. При направлении писем от госоргана все они возвращаются с отметкой о том, что такого получателя по указанному адресу не существует или же возвращаются ввиду истечения срока хранения.
      2. При непосредственном выезде по месту регистрации общества с ограниченной ответственностью налоговики не обнаруживают ни вывески юрлица, ни офиса.
      3. Предприятие оформлено по адресу с указанием лишь номера офисного строения, без конкретизации – этажа, комнаты, подъезда и так далее.

      Возможно как наличие одного признака, так и нескольких. Оптимальным способом избежать санкций со стороны регоргана будет либо фактическое размещение офиса по выбранному адресу или же оформление услуги почтового обслуживания, чтобы избежать внимания ФНС.

      Как правило, проверки на предмет достоверности сведений инициируются лишь после первых тревожных звоночков – например, постоянного возврата документов.

      Как проходит процедура исключения из ЕГРЮЛ

      ЕГРЛ2.jpg

      Процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налоговой выглядит следующим образом:

      1. ФНС устанавливает наличие оснований для удаления субъекта экономической деятельности и из реестра в одностороннем порядке и выносит решение об этом.
      2. Решение органа подлежит обязательной публикации в «Вестнике Государственной регистрации» и в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
      3. В течение трех месяцев представитель юридического лица, кредиторы и прочие заинтересованные лица подают в ФНС мотивированные заявления о нарушении их прав односторонним исключением компании из ЕГРЮЛ.
      4. При наличии обоснованных возражений и претензий со стороны кредиторов и иных лиц административное исключение компании из ЕГРЮЛ не производится.

      Однако в дальнейшем, даже если фирма не будет исключена из реестра, недостоверный юридический адрес ООО как в 2018, так и в 2019 году доставитв дальнейшем массу проблем компании в ее нормальной деятельности.

      Как минимум это:

      • Недоверие контрагентов и отказ от проведения любых сделок;
      • Проблемы с обслуживанием в банках;
      • Риск для учредителей, которые управляют еще несколькими компаниями – они так же могут попасть во внимание ФНС;
      • Постоянно сохраняющаяся угроза повторной инициации механизма удаления из реестра в административном порядке.

      Если же внесению отметки о недостоверности предшествовала смена юридического адреса ООО в 2018 году, забракованный госорганом, то лучше подобрать качественный адрес для своего бизнеса и избавиться от неприятной отметки в реестре.

      Последствия ликвидации и исключения ООО в административном порядке

      В случае если недействующее юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ или же аналогичные меры применяются к компании, имеющей признаки недостоверности сведений об адресе или учредителях, для ООО наступают последствия, описанные в статье 3 ФЗ «Об ООО» №14-ФЗ с изменениями от 08 июня 2018 года.

      В основном это субсидиарная ответственность учредителей и руководства предприятия, если их действия прямо или косвенно повлекли к ликвидации юрлица и нарушению прав и интересов кредиторов, а также третьих лиц. Требование о возмещении вреда подается в арбитражный суд по месту регистрации учредителей или иных лиц, в отношении которых подается иск о привлечении к субсидиарной ответственности.

      Уже состоявшееся удаление из реестра юрлицо только может обжаловать в суд не позднее 1 года со дня внесения записи. Но судебная практика показывает, что обжалование таких случаев практически бесполезно, ведь 6 месяцев отметки о недействительности сведений более чем достаточно для устранения всех недостатков. И если представитель бизнеса мер к исправлению данных не принял, то и требовать признания исключения незаконным через суд он не вправе.

      Могут ли исключить фирму с долгами?

      Вполне. При наличии отметки о недостоверности ФНС исключает предприятие без оглядки на долги. При этом если фирма задолжала государству, то такие долги могут быть списаны как безнадежные.

      При этом судьба неисполненных обязательств перед кредиторами, которые пропустят публикацию решения о прекращении деятельности фирмы, никого не волную. Кредиторам в дальнейшем придется требовать взыскать сумму долга с учредителей или руководства ООО в субсидиарном порядке.

      Помощь специалистов

      При возникновении проблем из-за недостоверной информации в ЕГРЮЛ по мнению налоговой, лучше обратиться за профессиональной помощью к опытным специалистам.

      Юристы не только помогут подобрать «чистый» юридический адрес, но и помогут в дальнейшем избавиться от всех неприятных примечаний в реестре и восстановят нормальную работу компании.

      Источник: prime-law.ru

      Ликвидация ООО

      Ликвидация ООО

      ​

      Заказать бесплатную консультацию Заказать

      ООО «Гаршина и партнеры» предлагает широкий спектр юридических услуг, правовую помощь и содействие в процессе ликвидации организаций любого вида деятельности.

      Обратившись к нам, вы обязательно закроете ООО по требованиям и предписаниям действующего российского законодательства. В каждой организации имеются свои нюансы, поэтому к каждой поставленной задаче мы подходим индивидуально. С юридической компанией «Гаршина и партнеры» гарантирован надежный результат.

      Ликвидация ООО — это достаточно долгая и не очень простая процедура. Для того, чтобы ликвидировать ООО, нужно заранее подготовить фирму: проверить наличие неоплаченных задолженностей перед ИФНС и контрагентами, сдать все отчеты (ИФНС, ПФР, ФСС и др.).

      Нужно иметь в виду, что до окончания ликвидации фирма обязана также сдавать в соответствии с графиком все отчеты и оплачивать налоги. Также у фирмы не должно быть никаких записей о недостоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

      О ликвидации ООО в «Гаршина и партнеры»

      Собственники фирм в любых городах нашей страны сталкиваются с проблемой закрытия своей компании. Ликвидация ООО в Москве практически ничем не отличается от ликвидации ООО в регионах. Если у фирмы есть проблемы, то официальную ликвидацию будет провести сложнее. Возможен вариант проведения альтернативной ликвидации. Однако ликвидации ООО в Москве, безусловно, имеет свои нюансы.

      Неподготовленному человеку трудно будет провести все процедуры по закрытию ООО в Москве.

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      Заработок в интернете или как начать работать дома