Торговый сбор — это платеж для предпринимателей и организаций, которые занимаются розничной, оптовой и мелкооптовой торговлей. В Москве он действует с 1 июля 2015 года. Другие города федерального значения (Севастополь и Санкт-Петербург) принимают решение о вводе торгового сбора самостоятельно — своим правом они пока не воспользовались. В других городах России торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона, которого нет и по сей день. Расскажем, в чем суть торгового сбора и что нужно сделать, если его ведут в вашем городе.
- Изменения по торговому сбору в 2023 году
- Кто платит торговый сбор
- Кто не должен платить торговый сбор
- Что нужно сделать, если ввели торговый сбор
- Куда подать уведомление
- Сколько и когда платить
- Как уменьшить налоги на торговый сбор
- Как перестать платить торговый сбор
Изменения по торговому сбору в 2023 году
Изменения по торговому сбору в 2023 году по сравнению с 2022 годом небольшие:
Штрафы за нарушение сроков подачи налоговых деклараций — консультация от Аркада-Гранд
1. В Санкт-Петербурге и Севастополе торговый сбор в 2023 году еще не введен.
2. Повышен коэффициент дефлятор с 1,508 до 1,729 для деятельности по организации розничных рынков.
3. Ставки торгового сбора с 2023 года не изменились, они перечислены в Законе города Москва от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе».
4. Отменено освобождение от торгового сбора:
- розничной торговли через вендинговые автоматы;
- разносной розничной торговли через помещения, здания, сооружения, находящиеся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений;
- розничной торговли на территории имущественного комплекса управляющей организации агропродовольственного кластера.
5. Уточнили льготу для организаций федеральной почтовой связи. Теперь от уплаты торгового сбора такие компании освобождаются только в части торговли почтовыми конвертами, почтовыми карточками, почтовой тарой, используемыми для оказания услуг почтовой связи, государственными знаками почтовой оплаты, канцелярскими товарами.
6. Освободили от обложения торговым сбором межрегиональные ярмарки.
7. До 1 января 2026 года продлили освобождение для торговли:
- в кинотеатрах, театрах, цирка, планетариях, музеях;
- в религиозных организациях;
- в киосках «Печать»;
- в некоторых парикмахерских, салонах, прачечных, химчистках, ремонтах обуви и одежды, часов, ювелирных изделий, салонах по изготовлению и ремонту металлической галантереи, ключей;
- некоторых организаций и предпринимателей, продающих книги, газеты и журналы.
8. С 1 января 2023 года торговый сбор будет уплачиваться в составе единого налогового платежа, однако срок уплаты не изменится — это 25 число месяца, следующего за периодом обложения.
Кто платит торговый сбор
Торговый сбор регулирует глава 33 Налогового кодекса и нормативные акты органов местного самоуправления и законов городов федерального значения. Для Москвы это Закон № 62 «О торговом сборе» от 17 декабря 2014 г. В других субъектах РФ торговый сбор в 2023 году не введен.
Как тянуть сроки и не платить штрафы по КоАП?
Объект, через который ведется торговля, — это здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщик осуществляет деятельность, в отношении которой установлен сбор (п. 4 ст. 413 НК РФ).
Торговый сбор платят компании и ИП, которые торгуют на территории Москвы:
- через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (кроме автозаправочных станций);
- через объекты нестационарной торговой сети (кроме разносной торговли);
- через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами;
- через вендинговые автоматы.
Торговой сетью признается совокупность двух и более объектов, но для обложения торговым сбором не имеет значения количество точек. Сбор надо платить даже с одного магазина или киоска.

Кто не должен платить торговый сбор
В 2023 году торговый сбор уплачивают только организации и предприниматели, которые занимаются торговлей в Москве. Потенциально в этот перечень может попасть торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (кроме заправок) и с торговыми залами, через объекты нестационарной торговой сети, торговля со складов.
Региональные законы могут сузить список объектов, с которых нужно платить сбор. Так, в Москве продажи со складов не попадают под торговый сбор, потому что они не перечислены в законе города. Также столичные власти предусмотрели ряд налоговых льгот, освободив от торгового сбора следующие виды деятельности:
- торговля на ярмарках выходного дня, специализированных, межрегиональных и региональных ярмарках;
- торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на розничных рынках (сбор платит владелец рынка, а не предприниматель, арендующий торговую точку);
- торговля в кинотеатрах, театрах, музеях, цирках и планетариях (если доля доходов от продажи билетов составила не менее 50 % в общем объеме доходов);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети со специализацией «Печать».
Льготники сбор не платят, но на учет встают.
От уплаты сбора освобождены автономные, бюджетные и казенные учреждения, отделения «Почты России» в части продажи конвертов, почтовых карточек и тары, религиозные организации, торговцы книгами и периодическими изданиями. Также освобождаются организации и ИП, для которых торговля является сопутствующим, а не основным видом деятельности, при соблюдении следующих условий:
- основной вид деятельности в ЕГРЮЛ или ЕГРИП относится к услугам парикмахерских, салонов красоты, прачечных, химчисток, окрашивания текстильных и меховых изделий, ремонта одежды и текстильных изделий, ремонта обуви и прочих изделий из кожи, ремонта часов и ювелирных изделий, изготовления и ремонта металлической галантереи и ключей;
- площадь, занятая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров, не превышает 10 % от общей площади объекта торговой сети.
Статья 411 Налогового кодекса освобождает от уплаты торгового сбора ИП на патентной системе налогообложения и налогоплательщиков на ЕСХН. Но освобождение действует только в отношении соответствующих видов деятельности и относящегося к ним движимого и недвижимого имущества.
Что нужно сделать, если ввели торговый сбор
Компаниям, которые начинают торговую деятельность после вступления в силу закона «О торговом сборе», нужно подать уведомление по форме № ТС-1 в течение 5 рабочих дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
В уведомлении укажите информацию об объекте обложения сбором:
- вид деятельности,
- объект торговли: стационарная сеть, развозная или разносная торговля,
- характеристики: количество объектов торговли и (или) площадь помещений.
Также инспекцию нужно уведомлять каждый раз, когда у вас меняются условия деятельности, влияющие на размер торгового сбора. Сроки те же — 5 рабочих дней с даты изменений.
Если не подать уведомление вовремя, грозит штраф в размере 200 рублей по п. 1 ст. 126 НК РФ, а также инспекция может оштрафовать должностных лиц на сумму от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).
Куда подать уведомление
Владельцы стационарных магазинов с торговыми залами и без них и владельцы розничных рынков подают уведомление в ИФНС по месту нахождения магазина.
Владельцы передвижных магазинов, палаток и других движимых торговых точек информируют ИФНС по месту регистрации фирмы или месту жительства ИП.
Если точек продаж несколько, направьте уведомление о постановке на учет по адресу объекта, который идет первым в списке торговых точек.
Если организация или ИП зарегистрированы в другом регионе, но торгуют в Москве, они должны тоже встать на учет как плательщики торгового сбора. При этом уведомление подается и в ИФНС Москвы по месту нахождения магазина, если торговля ведется через объект недвижимого имущества. А при торговле через движимое имущество — в ИФНС региона, в котором зарегистрирован предприниматель или организация.
В течение 5 дней после подачи уведомления налоговики поставят компанию на учет и отправят свидетельство.
Сколько и когда платить
Ставки торгового сбора содержатся в тексте муниципального закона. Для стационарной и нестационарной торговли они разные. Ставки для стационарной торговли зависят от вида деятельности, площади торгового зала и его местоположения. Их можно найти в ст. 2 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62.
Торговый сбор нужно считать и платить по каждому объекту, который организация или предприниматель используют в торговой деятельности.
Торговый сбор = Ставке торгового сбора — для следующих категорий:
- торговля через объект стационарной торговли без торгового зала (кроме автозаправок);
- нестационарный торговый объект;
- стационарный торговый объект с залом площадью до 50 м2;
- развозная розничная торговля;
- розничная торговля через вендинговые автоматы.
Торговый сбор = Ставка торгового сбора на 1 м2 площади × площадь — для следующих категорий:
- торговля через объекты стационарной торговой сети с площадь. зала более 50 м2;
- организация торговли через розничные рынки.
Специалисты Минфина предлагают определять торговую площадь, руководствуясь главой Налогового кодекса о патентной системе налогообложения (п. 5 ст. 415 НК РФ).
Платить торговый сбор нужно ежеквартально не позже 25-го числа месяца, следующего за окончанием налогового периода. Сроки уплаты торгового сбора в 2023 году — 25 января, 25 апреля, 25 июля, 25 октябя.
Как уменьшить налоги на торговый сбор
Налогоплательщики на ОСНО уменьшают на сумму торгового сбора налог на прибыль в региональной части. Но Сбор не включается в расходы, как другие налоги, а уменьшает сам налог на прибыль или авансовый платеж по нему. Чтобы уменьшить налог на прибыль, нужно заплатить сбор до срока уплаты налога (авансового платежа), установленного законом. Например, если вы уплатили сбор за 4 квартал 2022 года в январе 2023 года, то на сумму сбора можно уменьшить налог за 2022 год или авансовый платеж за 1 квартал 2023 года.
Если сумма сбора оказалась больше налога на прибыль, то учесть сбор можно только в пределах суммы налога. В таком случае налог платить не придется, а неучтенную сумму сбора можно перенести на будущие отчетные периоды, а также уменьшить налог за год. Перенести сбор на следующий год нельзя (ст. 286 НК РФ).
Упрощенцы на «Доходах» вычитают торговый сбор из суммы единого налога, если торговый сбор и налог платятся в одном регионе. Сбор включается в налоговый вычет вместе со страховыми взносами, больничными и пр. Учесть сбор можно только в пределах суммы налога (аванса) по торговой деятельности, которая уже уменьшена на страховые взносы и другие вычеты.
Получить компенсацию из бюджета, если сбор превысит сумму налога после вычетов, нельзя. Также разницу нельзя вычесть из налога по другим видам деятельности. При этом ограничение в 50%, которое запрещает уменьшать налог по УСН более чем в два раза организациям и ИП с сотрудниками, для торгового сбора не действует.
Для упрощенцев с объектом «доходы минус расходы» перечень расходов включает «сборы, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах». Торговый сбор удовлетворяет этому условию, поэтому его можно включать в расходы при расчете единого налога. На сумму торгового сбора не уменьшится единый налог, а увеличатся расходы при его расчете. Учитывайте его тогда, когда фактически уплатили сбор.
ИП уменьшает на сумму торгового сбора НДФЛ, если торговая деятельность осуществлялась в том регионе, где он зарегистрирован как ИП. При расчете НДФЛ по итогам года с доходов, облагаемых по ставке 13%, можно уменьшить налог на сумму уплаченного торгового сбора. Учитывайте, что уменьшать нужно всю сумму НДФЛ без вычета авансовых платежей. Их нужно вычитать из суммы налога, оставшейся уже после уменьшения на сумму сбора. Если сбор превысил НДФЛ, остаток не возвращается и не переносится на будущие налоговые периоды.
Если компания платила 100 000 рублей налога на прибыль, а теперь должна платить 10 000 рублей торгового сбора, то она заплатит 90 000 рублей в счет налога на прибыль и 10 000 рублей торгового сбора. В этом случае налоговая нагрузка добросовестного налогоплательщика не изменится.
Как перестать платить торговый сбор
Даже если вы использовали торговый объект всего один раз, торговый сбор придется заплатить за весь квартал. Поэтому если вы прекращаете торговую деятельность совсем или не планируете что-то продавать в ближайшем будущем, стоит сняться с учета.
Для этого подайте уведомление по форме ТС-2 в инспекцию, в которой вы числитесь как плательщик торгового сбора. Это нужно сделать в течение 5 рабочих дней с даты фактического прекращения торговли. Если вы подадите уведомление позже, вас снимут с учета только на дату уведомления — получится переплата по сбору.
Порядок направления уведомлений такой же, как при постановке на учет. Подавать его нужно в ту же инспекцию, в которой вы стоите на учете как плательщик торгового сбора.
Если вы закрываете только часть торговых объектов, подайте уведомление по форме ТС-1, а в первом поле бланка укажите признак 3 «прекращение объекта обложения сбором». Изменения начнут действовать со следующего квартала.
Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия следит за всеми изменениями по торговому сбору. Ведите учет в нашем сервисе, начисляйте зарплату, отправляйте отчетность и будьте в курсе всех нововведений. Мы подскажем, что делать. Первый месяц работы в сервисе бесплатен для всех новых пользователей.
Источник: www.b-kontur.ru
Штрафы за несвоевременную сдачу отчетности в налоговую в 2023 году
Для каждой компании или индивидуального предпринимателя одним из важнейших моментов в работе является сдача отчетов в налоговые органы ― какие были расходы и доходы, все ли необходимые выплаты и вложения оформлены и так далее. Но нарушение сроков отправки документов в инспекцию или полное игнорирование этого процесса ― явление частое. Вместе с экспертом рассказываем, какие штрафы за несвоевременную сдачу отчетности в налоговую бывают в 2023 году, когда нужно их платить и можно ли избежать наказания.
Выберите услугу, которую хотите получить
Какие бывают штрафы
Штрафы за несвоевременную сдачу отчетности в налоговую разнятся в зависимости от критериев документа. Рассмотрим, какие они бывают, сколько составляют и какими статьями Налогового кодекса России регламентируются.
Сроки уплаты штрафов
Когда налогоплательщик уличен в нарушении, и к нему применимы штрафы за несвоевременную подачу отчетности, он должен действовать быстро, если хочет продолжать свою деятельность. В случае промедления налоговая служба вправе приостановить операции по счету и вынести решение о его блокировке через 20 дней после установленного срока подачи декларации и расчетов по взносам и 6-НДФЛ, если сумма задолженности не менее 3000 рублей.
Важно соблюдать сроки уплаты штрафов за налоговые правонарушения, а именно таким и является несвоевременное предоставление отчетности. Согласно 69 статье НК РФ, уплатить штраф нужно в течение 8 рабочих дней со дня получения требования о нем. Это касается тех случаев, когда инспекция не установила более длительные сроки.
Если вовремя расплатиться не получится, то налоговая начнет принудительное взыскание задолженности. Добавим, что требование считается полученным при вручении лично под расписку, при направлении по почте заказным письмо, а также при передаче в электронной форме по ТКС и при передаче через личный кабинет налогоплательщика.
Если компания или ИП согласны со своим просчетом и не собираются ничего обжаловать с ФНС, то им нужно самостоятельно рассчитать и уплатить штраф. Шаги, которые необходимо предпринять:
- Сдать отчетность и уплатить налог.
- Рассчитать сумму штрафа.
- Перечислить штраф по реквизитам территориальной налоговой инспекции на специальный КБК для оплаты штрафов по определенному виду налога.
- Спустя 2-3 недели связаться с налоговой и узнать, поступил ли платеж и отчетность по назначению.
Согласно статье 113 Налогового кодекса России, срок давности при несвоевременной сдаче отчетности начинает считаться со следующего дня после установленного срока ее сдачи.
Избежать ситуаций, когда нужно платить штрафы за несвоевременную сдачу отчетности в налоговые органы, поможет компания «НеоБух», специализирующаяся на оказании бухгалтерских услуг. Специалисты готовы предоставить помощь в том числе при сложностях с подачей налоговой отчетности. Компания базируется в Москве и успешно сотрудничает с сотнями клиентов.
«НеоБух» охватывает весь спектр бухгалтерского и налогового учета: консультации, ведение, восстановление, представительство в фискальных органах, сопровождение проверок, а также предоставление лицензий на право использования программы 1С:Предприятие.
Специалисты компании на предварительной консультации помогут определить, что вам на самом деле нужно, а за что можно не переплачивать. Для новых и постоянных клиентов предусмотрены различные бонусы, например, месяц оказания услуг в подарок. Каждому клиенту будет назначен менеджер, а также организован доступ в личный кабинет для прямого общения с бухгалтером и оперативных консультаций.
Сотрудничество с компанией «НеоБух» равноценно работе штатного бухгалтера. Но для организации это более выгодный вариант, потому что он обойдется дешевле, чем содержать сотрудников на предприятии. К тому же, не нужно подстраиваться под отпуска и отгулы ― специалисты компании всегда на связи.
Стоимость услуг «НеоБух» ― от 1500 рублей в месяц. Компания предлагает различные тарифные планы как для начинающих бизнесменов, так и для крупных компаний. Если вы затрудняетесь с выбором ― заполните на сайте простую анкету, и вам помогут подобрать удобный тариф. Стоит помнить, что в вопросах сопровождения ИП и ООО, а также ведения их налоговых дел, есть свои различия ― специалисты «НеоБух» готовы по ним проконсультировать.
Как избежать штрафов
Штрафов за несвоевременную сдачу отчетности в налоговые органы можно постараться избежать или уменьшить их.
В первую очередь необходимо правильно оформить подачу налоговой отчетности. Этим напрямую занимается бухгалтерия. Подтверждением того, что все сдано в срок, будет являться документ, формируемый оператором ЭДО (электронного документооборота) или разработчиком бухгалтерских учетных систем. Там указаны дата и время отправки.
Если возможности отчитаться в срок нет, то нужно получить от разработчиков этих программ подтверждающие это письма. До завершения проверки их следует предоставить в налоговую.
Если же техническое уведомление не получилось передать в инспекцию до вручения акта о штрафе, то все равно необходимо обратиться в ФНС с просьбой не применять штрафные санкции. Письмо от оператора ЭДО можно будет показать в ходе этой процедуры.
Можно попытаться решить проблему за 14 рабочих дней, которые инспекция предоставит вашей компании для исправления ситуации. Не обязательно, что она это сделает, но подобные уведомления могут быть, особенно в случае с теми, кто раньше нарушений не допускал.
Источник: www.kp.ru
Наказание за неуплату налогов: как предпринимателю избежать тюрьмы
Весной 2023 года налоговики стали активно работать по крупным блогерам. В ФНС считают, что организаторы марафонов используют схемы, чтобы не платить отчисления в бюджет. Речь про сотни миллионов рублей. Вместе со специалистами разбираемся, чего хотят добиться налоговики, что грозит бизнесу и как избежать наказания за неуплату налогов.
Почему государство взялось за блогеров
Весной 2023 года налоговики взялись за блогеров. В течение пары месяцев обвинения в уходе от налогов получили блогеры Чекалины, Саша Митрошина и Елена Блиновская. Пикантность ситуации в довольно внушительных суммах, которые блогеры якобы скрыли от налоговиков. Речь про 150, 200 и 900 млн руб., то есть видно, что блогеры имеют крупные доходы, раз уходят от уплаты таких сумм.
Налоговики обещают и дальше проверять блогеров и даже появились новости, что в ФНС создали специальный отдел, который будет проверять эту категорию граждан. Стоит сказать, что речь в целом даже не про неуплату налогов, а про использование специальных схем, которые помогают уменьшать налоговые платежи.
Профессионалы удивляются, что блогеры допускают такие ошибки. Об этом говорит руководитель компании TaxPower Николай Визер:
«Дела Блиновской и сотоварищей вызвали легкий шок среди профессиональных налоговых юристов. Казалось бы, еще 6 лет назад ФНС подробно объяснила, как не нужно дробить бизнес. Соответствующее письмо гуглится по словам «17 признаков дробленки», а тут такая прогулка по граблям. Из попавшей в прессу информации видно, что здесь нет ничего нового.
Бизнес выучил этот урок еще несколько лет назад, и специалисты таких грубых ошибок уже не допускают. Новость здесь только в том, что налоговики обратили внимание на новую для них сферу. Из этого определенно можно сделать вывод, что налоговой безопасностью стоило бы озаботиться тем, кто до сих пор думал, что у налоговой других дел по горло и до них не дотянутся. Особенно это касается тех, чей бизнес легко просматривается в интернете»
Стоит сказать, что когда налоговики пришли за блогерами, то некоторые эксперты сразу же отметили, что речь идет не про наказание за неуплату налогов, а больше про целенаправленную борьбу с дроблением и обналом.
Это больше похоже на правду, так как практически одновременно с этим Telegram начал активно банить каналы, которые посвящены обналу. Заблокированы стали сразу несколько ресурсов, где не только рассказывали про схему, но и давали юридические рекомендации по дроблению бизнеса. Например, каналы «План B» и «Обнальщик». Когда заходишь на эти каналы, то появляется плашка, что ресурс нарушал местное законодательство.
Директор онлайн-бухгалтерии «Небо» Артем Туровец уверен, что ФНС проводит своеобразную Pr-кампанию борьбы с обналом:
«Надо сказать, что ничего нового налоговики не сделали. ФНС давно борется с обналом и незаконным дроблением. Просто можно снять ролик о том, что обнал это плохо, а можно заняться блогерами с миллионной аудиторией. И среди этой аудитории есть и предприниматели, которые наверняка уловили сигнал, что вести дела, как эти блогеры, лучше не надо. Я просто к тому, что профессионалы и так знают, что схемы не доведут до добра, а наказания за неуплату налогов регулярно предъявляются. Просто сейчас об этом известно и тем, кто не хотел об этом знать»
В блоге ПланФакта есть статья о том, как законно сократить налоги с помощью налоговых каникул.
Методичка по сокращению расходов
Финансовые эксперты ПланФакта собрали 16 рабочих способов снижения расходов и роста прибыли. Скачайте и экономьте без ущерба для бизнеса.
Самые частые налоговые нарушения
ФНС — одна из самых автоматизированных структур в России. Поэтому проверка бизнеса идет постоянно, и можно сделать вывод, что каждый предприниматель находится под присмотром.
Об этом напоминает генеральный директор «Самитов Консалтинг» Марат Самитов:
«Блогеры — это просто частный случай, а бизнес в курсе, что налоговики постоянно мониторят всех. Если говорить про самые частые нарушения, то выделю незаконное дробление бизнеса. Блогеры попались как раз на этом. Затем идет серая зарплата, также назову сотрудничество с фирмами-однодневками для оптимизации НДС»
На самом деле, налоговики хорошо знают, что делают предприниматели, чтобы уйти от бюджетных выплат. Наказания за неуплату налогов предъявляют за самые распространенные схемы. С этим согласен и Николай Визер:
«Четкой статистики по налоговым нарушениям нет, но из того, что попадает в прессу или доходит до суда, можно выделить три основные категории дел. Во-первых, это работа с «однодневками», которые сейчас всё чаще называют техническими компаниями. Во-вторых, необоснованное применение льготного спецрежима. Это как раз то, в чем обвиняют сейчас блогеров.
В-третьих, работа с аффилированными лицами. Если между своими организациями товар продается дешевле или дороже, чем третьим лицам, налоговая имеет право пересчитать цену. Также в последнее время популярность набирает тема с самозанятыми. Все остальное — экзотика»
Наказание за неуплату налогов: можно ли сесть в тюрьму
Следует сказать, что наказание за неуплату налогов предусмотрено для всех предпринимателей: ИП, ООО и самозанятых. Но градации появляются в самом наказании.
В марте 2023 года изменилось законодательство в области налоговых преступлений. Теперь такие преступления попадают в разряд небольшой и средней тяжести. Тяжесть зависит от суммы долга перед государством, а максимальный срок заключения составляет 5 лет.
Надо сказать, что предприниматель должен сильно постараться, чтобы получить реальный срок за такие нарушения. Наказание за неуплату налогов обычно ограничивается штрафами. Плюс, новые правила предполагают, что нарушитель может заплатить недоимку, пени и штрафы, и это будет условием для отказа в возбуждении дела или его прекращения.
То есть, если бизнес получает претензии от ФНС, надо обсудить ситуацию с экспертом. Если предприниматель не согласен, то нужно ответить на претензию и обосновать свое решение. Если ФНС продолжает давление, то можно пойти в суд. В России есть случаи, когда бизнес выигрывал суд у налоговиков. Ну а если налоговики правы, то лучше признать вину и выплатить все долги, чтобы не доводить до возбуждения уголовного дела.
Некоторые предприниматели думают, что налоговики придут только к крупному бизнесу. Блогеры задолжали государству сотни миллионов рублей, а таких доходов нет у малого бизнеса. Но Артем Туровец предупреждает, что это ошибочное мнение:
«Так можно было думать в 90-ые или нулевые, когда у ФНС все действия делали живые инспекторы. То есть сотрудник вручную изучал показатели бизнеса, сопоставлял доходы и затраты, анализировал сделки. Понятно, что человека на всех не хватит, и он был заточен на крупный бизнес. Сегодня большинство процессов автоматизированы.
У нас 200 клиентов на аутсорсинге, и мы видим, как все скопом получают запросы от ФНС по малейшим вопросам. Блогеры — это просто шумная история и предупреждение. Автоматизация будет развиваться, и нарушения будут фиксировать у небольшого бизнеса. Это вопрос времени»
Как избежать проблем с налоговой
Самый простой способ — вовремя и в полном объеме платить налоги и страховые взносы. И тогда наказание за неуплату налогов не грозит. Но для многих это трудно. Кто-то психологически не хочет отдавать в бюджет значительную сумму, а для других просто накладно отдавать в бюджет большие деньги.
Марат Самитов считает, что дело в плохой организации бизнеса:
«У многих просто изначально неверная бизнес-модель. Надо сразу закладывать уплату налогов, работать с маркетингом и другими бизнес-процессами, чтобы бизнес рос и спокойно платил налоги. Плюс, я бы советовал предпринимателям ставить себя на место налогового инспектора, когда есть мысли как-то оптимизировать налоги. Подумайте, как это все выглядит со стороны. Если у вас появляется мысль, что специалист может заподозрить неладное, то лучше не проводить таких операций»
Налоги — это неотъемлемая часть бизнеса, и они никуда не денутся. Поэтому надо строить бизнес с учетом этих платежей. Конечно, налоговая может и пропустить нарушения, но если их найдут через какое-то время, то доначислят налоги за несколько лет.
Артем Туровец также напоминает, что есть законные способы сократить налоги:
«Есть упрощенка, есть патент, есть статья НК 145, которая позволяет не платить НДС. Но надо понимать, что бизнес должен соответствовать правилам, чтобы претендовать на эти льготы. Поэтому предприниматель должен в теории понимать, как работает налоговое законодательство, а еще лучше — обсудить каждый свой шаг с экспертом.
Если говорить про дробление бизнеса, то нужно понимать, что цель такого шага должна быть деловая. Если посмотреть судебную практику, то налоговики просят обосновать такие шаги. Например, отдали бизнес брату и сказали, что у него доставка, а у вас торговля. Поэтому разделили бизнесы. Это похоже на правду. А если вы решили сделать это ради уменьшения налогов, то ФНС это определит»
В пользу обращения к экспертам говорит факт, что в законе нет понятия «налоговая оптимизация». Поэтому можно получить наказание за неуплату налогов и по незнанию. Об этом говорит Николай Визер:
«Есть довольно четкое понятие того, что нельзя делать. Об этом подробно говорят письма налоговой, а также соответствующая судебная практика. Понимания того, что делать можно — нет. То, что сегодня является законным, завтра может перестать быть таковым. До 2017 года оптимизация путем дробления была вполне законной и порой рекомендовалась самими налоговиками.
Проблема также и в том, что отношения между налоговой и плательщиком регулируются не столько НК РФ, сколько письмами МинФина и ФНС. И отношения эти во многом носят цикличный характер. Сначала налоговая устанавливает «правила игры», потом суды слегка поправляют амбиции налоговиков, затем уже бизнес привыкает работать и платить по новым правилам. Умение бизнеса приспосабливаться может снижать суммы поступлений в бюджет, и налоговая снова меняет правила. Цикл повторяется каждые 5-7 лет. Поэтому стоит внимательно следить за ситуацией и приспосабливаться под нее»
Генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры» Сергей Гебель уверен, что к оптимизации нужно подходить осторожно, чтобы не получить наказание за неуплату налогов:
«Есть формально законные способы оптимизации налогов. Например, использование разных режимов налогообложения, отсрочка налогового платежа, разделение и подмена одних правоотношений другими. Подобные схемы всегда находятся под пристальным контролем налоговых органов. В случае их использования, налогоплательщику необходимо максимально грамотно составлять документы и договоры для подтверждения правомерного характера своей деятельности. При появлении у контролирующего органа минимальных подозрений на получение необоснованной экономии или злоупотребление правом, налогоплательщик может столкнуться с серьезными проблемами»
Налоговая сейчас активно работает по блогерам и предъявляет обвинения в неуплате налогов с помощью дробления бизнеса. Это обычная работа ФНС, которая всегда ведется. Просто из-за блогеров эта тема стала активно обсуждаться в информационном пространстве. Предпринимателям следует знать несколько вещей, чтобы избежать наказания от ФНС:
- Налоговая постоянно мониторит бизнес, и зачастую эта работа автоматизирована. Если нарушения не нашли сразу, то их могут найти позже, когда у бизнеса будут большие доходы.
- Изменения в законодательстве позволяют избежать уголовного преследования при уплате всех долгов в бюджет. Если появились претензии от ФНС, то нужно оперативно на них ответить, доказать невиновность или уплатить все недоимки.
- Обязательно обратитесь к специалистам, если планируете налоговую оптимизацию. Это поможет остаться в рамках закона.
Источник: planfact.io
