
Содержание
- Сущность подоходного налога с заработной платы
- Плательщики и объект налогообложения
- Налоговая база и ставки подоходного налога с заработной платы
- Порядок расчёта подоходного налога с заработной платы
- Срок предоставления отчётности по НДФЛ и перечисления в бюджет
- Вычеты из подоходного налога
В налоговое законодательство правительством Российской Федерации постоянно вносятся различные поправки. Меняются ставки, порядок расчёта, сроки предоставления отчётности и перечисления налогов. В данной статье расскажем, как на сегодняшний день правильно рассчитать подоходный налог с заработной платы, а также в какой срок его необходимо оплачивать.
Сущность подоходного налога с заработной платы
Подоходным налогом в России называется налог на доходы физических лиц, являющийся прямым налогом. Это означает, что исчисляется он по фиксированной процентной ставке от общей суммы дохода. НДФЛ обязаны уплачивать все физические лица, получающие плату за выполняемую работу и оказанные услуги. Таким образом, под обложение данным налогом попадают следующие доходы:
Налоги с заработной платы в РК Как рассчитать зарплату и налоги
- Оклад;
- Надбавки к окладу;
- Премии;
- Доходы, выраженные в натуральной форме;
- Вознаграждения за оказание услуг по гражданско-правовым договорам;
Отдельным видом дохода, облагаемым НДФЛ, являются выигрыши.
Не смотря на то, что данный налог налагается на прибыль физических лиц, расчётом и перечислением такого налога, как правило, занимается их работодатель, который в данном случае выступает в роли налогового агента. В том случае, если же человек работает на себя и не имеет налогового агента в лице работодателя, то и выплаты НДФЛ ложатся на его собственные плечи.
Важно! Следует понимать, что индивидуальный предприниматель, который нанимает к себе на работу сотрудников, на ряду с организациями берет на себя обязательства по исчислению и уплате подоходного налога с заработной платы каждого из них.
Плательщики и объект налогообложения
Плательщиками подоходного налога с заработной платы в России могут являться, как граждане Российской Федерации, так и лица, не имеющие российского гражданства. Соответственно, обложению НДФЛ подлежит заработок не только налоговых резидентов, но и нерезидентов России, полученный на территории нашей страны.
Налоговая база и ставки подоходного налога с заработной платы
Для расчёта налога с заработной платы, как и любого другого прямого налога, используется две составляющие:
- Налоговая база;
- Процентная ставка налога.
Сумма налога при этом всегда различна, поскольку при расчете подоходного налога с зарплаты налоговой базой будет являться размер оплаты труда, который может варьироваться в зависимости от количества отработанных сотрудником дней, наличия отпусков и больничных.
Примеры расчета заработной платы в 2023 году. Удержание налогов и отчислений. #заработнаяплата
Процентная ставка же всегда фиксированная и составляет:
- 13% — для лиц, являющихся резидентами;
- 30% — для нерезидентов.
Важно! Существует ряд доходов, облагаемых иными ставками, которые могут быть выше или ниже указанных. Так, например, выигрыши в размере более четырёх тысяч рублей облагаются 35%.
Порядок расчёта подоходного налога с заработной платы
Налоговым периодом начисления НДФЛ является календарный год. Однако, расчёт его делается ежемесячно и плюсуются к сумме предыдущего месяца. Такой способ расчета называется исчислением нарастающим итогом.
Таким образом, расчет подоходного налога с заработка предполагает ежемесячный расчёт размера оплаты труда, на основании которого происходит исчисление НДФЛ. Следовательно, каждый месяц для вычисления размера НДФЛ к окладу сотрудника, за которого организация обязана оплатить данный налог, берётся в расчёт размер положенного ему дохода.
Это могут быть заработные платы, премии, дивиденды. Все вышеуказанное суммируется в налоговую базу. Так же не стоит забывать про налоговые вычеты, которые уменьшают налогооблагаемую сумму, но положенные далеко не всем сотрудникам. Из полученной суммы высчитывают 13%. Это и будет являться месячным размером подоходного налога.
Он прибавляется к сумме НДФЛ прошлых месяцев данного налогового периода.
Пример: На ООО «Пищекомбинат» с самого его открытия, то есть уже 10 лет, работает мастер производственного цеха. Его оклад составляет 30 000 рублей. В расчетном месяце работодатель начислил ему премию в размере 4000 рублей, приуроченную к годовщине открытия предприятия, при этом был заключён на эту сумму договор дарения. Так же локальными актами на предприятии предусмотрены надбавки: за стаж работы в размере 500 рублей и за вредность при работе с химикатами в размере 2000 рублей.
Расчёт налоговой базы в этом случае выглядит следующим образом:
30 000 + 500 + 2000 = 32 500
Премия в размере четырёх тысяч не учитывается при расчете, поскольку по законодательству при наличии соответствующего договора выплата премии, приуроченной к определенному событию размером до 4000 рублей в год, не облагается НДФЛ.
Размер НДФЛ за этот месяц: 32 500 * 13% = 4225 рублей.
Данная сумма прибавляется к сумме НДФЛ за предыдущие месяцы.
Срок предоставления отчётности по НДФЛ и перечисления в бюджет
Как было сказано ранее, организации и ИП, имеющие сотрудников, обязаны исчислять и уплачивать за них подоходный налог, на ряду с этим они так же должны отчитываться перед налоговыми органами о доходах этих физических лиц. Для этого положено заполнять и отправлять в ФНС следующую документацию:
- Справка 2-НДФЛ;
- Отчёт 6-НДФЛ.
Справка 2-НДФЛ предоставляется в налоговую один раз в год (за 2023 год ее нужно сдать до 1 апреля 2023 года).
Отчёт по форме 6-НДФЛ сдают каждый квартал. В нем отражаются нарастающие итоги НДФЛ с заработной платы. Предельные сроки сдачи такого отчета за налоговый период 2023 года следующие:
1 квартал – 3 мая 2023 года
Полугодие – 31 июля 2023 года
9 месяцев – 31 октября 2023 года
Год – 1 апреля 2023 года.
Физические лица, работающие на себя, сдают декларацию по форме 3-НДФЛ. За 2023 год такой документ предоставляется в налоговую до 30 апреля 2023 года.
Сроки уплаты подоходного налога в 2023 году следующие:
- НДФЛ, уплачиваемый налоговым агентом (работодателем) с заработной платы и дивидендов, должен быть перечислен в бюджет в тот же день, что и заработная плата или дивиденды, или же на следующий день после них;
- НДФЛ с дохода, полученного в натуральной форме, так же уплачивается не позднее следующего дня за днём получения такового;
- НДФЛ, начисленный на пособие по временной нетрудоспособности или отпускные выплаты, перечисляется в бюджет до последнего числа того месяца, в котором организация производила выплату.
Вычеты из подоходного налога
Для некоторых налогоплательщиков размер подоходного налога может быть уменьшен. В этом помогут специально разработанные налоговые вычеты. Их описание представлено в таблице ниже.
1. По расходам на благотворительность;
2. По расходам на обучение;
3. По расходам на лечение;
4. По расходам на добровольное страхование жизни и пенсии, а так же на негосударственное пенсионное обеспечение;
5. По расходам на накопительную часть пенсии
Важно! Следует отметить, что воспользоваться вычетами могут только те граждане России, чей доход облагается по ставке 13%.
Источник: online-buhuchet.ru
Налоги с зарплаты в Казахстане: какие удерживаются в 2022 году | NUR.KZ

16 : 52 , 15 февраля 2022 г. Налоги с зарплаты в РК в 2022 году: Pexels
Каждый работающий казахстанец обязан платить с зарплаты налоги в бюджет страны. Чтобы точно рассчитать свой доход, необходимо знать, какая сумма с зарплаты будет перечислена государству. Ставки налогов на 2022 год установлены Налоговым кодексом и Законом«О пенсионном обеспечении»и «О социальном страховании».
Подоходный налог в 2022 году
Как удерживается индивидуальный подоходный налог в 2022 году? Согласно статье 320 Налогового кодекса РК, ставка индивидуального подоходного налога (ИПН) составляет 10%, для дивидендов — 5%. Это означает, что работодатель должен удержать из зарплаты каждого работника 10% от общей суммы и перечислить в бюджет. ИПН удерживается во вторую очередь после взносов ОПВ и ВОСМС.
Еще в прошлом году у лиц, получавших минимальную заработную плату, не возникал налогооблагаемый доход благодаря налоговому вычету. Теперь же в связи с переходом расчета налогового вычета с 1 МЗП на 14 МРП (42 882 тенге), облагаемый доход возникает даже у тех работников, которые получают минималку — 60 000 тенге.

ИПН в Казахстане в 2022 году: Unsplash / Kelly Sikkema
В Налоговом кодексе РК исключение предусмотрено для лиц, которые имеют право на налоговый вычет в размере 882 МРП (участники Wow, инвалиды, дети-инвалиды, их родители, опекуны или попечители). Также сюда входят лица, которые имеют право на налоговый вычет на медицину (94 МРП — не более 287 922 тенге в год) и по ипотечным вознаграждениям (в размере расходов без ограничений).
Следует понимать, что налоговое законодательство определяет обязанность уплачивать ИПН не только непосредственно с зарплаты, но и с ряда других доходов, которые работник получает от работодателя. Налоговый кодекс РК четко обозначает круг доходов работника, которые подлежат налогообложению. Согласно статье 322 Кодекса налогооблагаемыми считаются такие доходы:
- деньги в наличной или безналичной форме, которые работник получает от работодателя в связи с трудовыми отношениями, в том числе зарплата;
- товары, ценные бумаги и доли участия, которые работник получает от работодателя в связи с трудовыми отношениями, при этом для целей налогообложения учитывается их балансовая или договорная стоимость;
- стоимость выполненных работ или предоставленных услуг работнику работодателем;
- стоимость безвозмездного имущества, которое работодатель передал работнику в собственность в связи с трудовыми отношениями;
- оплата работодателем третьим лицам работ или услуг в пользу своего работника;
- материальная выгода — списание долга работника перед работодателем, затраты работодателя на оплату страховых премий, возмещения различных затрат, материальная помощь и другое.
Другие налоги с зарплаты в Казахстане
Какие налоги удерживаются с зарплаты в Казахстане в 2022 году? Кроме ИПН, с зарплаты и доходов работников в Казахстане удерживаются взносы ВОСМС, ОПВ, а также за работников уплачиваются отчисления ОСМС (медстрахование), социальные отчисления (СО) и социальный налог (СН).
Согласно части первой статьи 25 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан », ставка обязательных пенсионных взносов исчисляется в размере 10% от ежемесячного дохода работника. Этой же статьей установлено, что ежемесячный доход, который принимается для исчисления ОПВ, не должен превышать 50 МЗП (3 млн тенге). ОПВ отчисляется из заработной платы в бюджет работодателем в первую очередь.
Также работники обязаны уплачивать взносы на обязательное социальное медицинское страхование. Согласно статье 28 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании», с 1 января 2021 года ставка для работников составляет 2%. Для расчета суммы взноса учитывают доход работника с ограничением верхнего порога в 10 МЗП.

Другие налоги с зарплаты в РК: Pixabay
Работодатель уплачивает за рабочих отчисления на ОСМС в размере 3% (с 1 января 2022 года) от расходов работодателя на работника, социальные отчисления (СО) в размере 3,5%, а также социальный налог (СН) по ставке 9,5% от расходов работодателя на доходы работника.
Как посчитать налоги с зарплаты? Чтобы подсчитать налоги с зарплаты, выполните несложные арифметические операции. От оклада отнимите 10% ОПВ, а также отнимите 2% на ВОСМС. После отнимите налоговый вычет и 10% ИПН. Итоговый результат составит чистую зарплату, а сумма налогов покажет налоговую нагрузку.
Рассмотрим пример для оклада в 100 000 тенге.
- ОПВ — 100 000×10%=10 000 тенге.
- ВОСМС — 100 000×2%=2 000 тенге.
- Налоговый вычет — 14 МРП=42 882 тенге.
- ИПН: (100 000–10 000–2 000–42 882)×10%=4 512 тенге.
- Налоговая нагрузка: 10 000+2 000+4 512=16 512 тенге.
- Чистая зарплата на руки: 100 000–16 512=83 488 тенге.
Чтобы правильно рассчитать налоги, воспользуйтесь данными, которые прописаны в нормативных документах страны. Определите, какие и в каком размере должны платить налоги и сделайте точный расчет личной налоговой нагрузки. Тогда при получении зарплаты будете точно знать размер заработной платы, которую получите на руки.
Источник: news.myseldon.com
Особенности и расчет подоходного налога с заработной платы сотрудника
Все наши доходы облагаются налогами. Под доходами понимают заработную плату, доходы в натуральной форме, дивиденды, доходы по операциям с ценными бумаги и прочее. Доходы могут быть в виде денег, материальной выгоды, прав на распоряжение денежными и (или) материальными средствами, а также в натуральном виде.
Основную часть доходов всех граждан составляет заработная плата, с которой работодателем удерживается налог на доход с физлиц. Данный налог еще называют подоходным. Также читайте: удержание НДФЛ с зарплаты.
Рассчитать, какой подоходный налог с зарплаты нужно удержать и оформить все документы работодателя самостоятельно, можно вручную или использовать специальный онлайн-сервис.
Подоходный налог с зарплаты

Для определения, какой подоходный налог с зарплаты подлежит уплате, стоит понять, работник будет налоговым резидентом или нет. Чтобы считаться резидентом, необходимо пробыть в Российской Федерации в последнем календарном году минимум 183 дня, при этом гражданство не имеет значения.
Стоит отметить, что лицо может выезжать на непродолжительный период (не более 6 месяцев) за границу на лечение, с образовательной целью либо для выполнения трудовых, или других обязанностей, которые относятся к выполнению работ, а также оказанию услуг. При этом период пребывания в РФ не прерывается. Наличие или отсутствие статуса резидента влияет на ставку подоходного налога: для резидента – 13%, для нерезидента – 30%.
В качестве налогового периода выступает календарный год. Датой получения дохода считается последний рабочий день месяца, за который полагается заработная плата. Если работник прекратил трудовые отношения, то дата получения определяется последним рабочим днем, за который было произведено начисление дохода.
Расчет подоходного налога с зарплаты в году

Алгоритм расчета, какой подоходный налог с зарплаты должен быть удержан, включает в себя 4 шага:
- Суммируются все виды доходов работника (оклад + премия, надбавки и т. д.).
- Производятся все необходимые вычеты.
- Определяется процентная ставка налога в зависимости от статуса (резидент, нерезидент).
- Рассчитывается сумма налога.
При суммировании всех видов доходов следует помнить, что некоторые выплаты не включаются. Например, материальная помощь, гранты, различные пособия. Весь перечень содержится в Налоговом кодексе (статья 217).
Исчислению подоходного налога в году, подвергается и сумма минимальной заработной платы. Для резидентов суммируются доходы, полученные как на территории РФ, так и за рубежом, а для нерезидентов – только полученные на территории РФ. При этом если доход был получен в иностранной валюте, производится перерасчет на рублевый эквивалент по курсу, действующему на момент получения дохода.
Когда доходы или часть доходов были получены в натуральной форме (товары, работы, услуги, иное имущество), налоговая база будет состоять из стоимости этих товаров, работ и т. д. Стоимость в большинстве случаев определяется исходя из рыночной стоимости, хотя налогоплательщик при некоторых условиях может определить иную.
В случае, когда из дохода должны быть произведены удержания по указанию налогоплательщика, по решению суда либо иного госоргана, налоговая база не уменьшается. Удержания производятся после начисления налога на доход с физлиц.
Налоговые вычеты
Существует три суммы стандартного вычета:
- 500 рублей (например, инвалиды с детства);
- какой подоходный налог с зарплаты при наличии одного ребенка или двух? Вычет из дохода перед налогообложением в 1400 рублей получают родители на каждого ребенка, находящегося у них на иждивении. Вычет производится, пока ребенку не исполнится 18 лет, в случае, когда он является студентом дневной формы обучения, пока не исполнится 24 года;
- 3000 рублей (например, лица, которые ликвидировали последствия аварии на Чернобыльской АЭС и вследствие действия радиационного излучения перенесли лучевую болезнь).

Основания для вычета данных сумм перечислены в Налоговом кодексе (статья 218). Если физлицо подпадает под несколько оснований для вычета, применяется наибольший вычет. К тому же правом воспользоваться налоговым вычетом обладают только резиденты РФ. Если сумма вычетов превышает либо равна сумме доходов, то налоговая база признается в соответствующем периоде равной нулю.
При превышении суммы вычета над суммой доходов, разница не может быть перенесена на следующий период. Сумма дохода не влияет на предоставление вычетов в размере 500 и 3000 рублей.
Для предоставления вычета на место работы необходимо представить соответствующие документы, подтверждающие данное право. Если по каким-либо причинам на протяжении налогового периода не был произведен либо был произведен частично вычет, то по окончанию календарного года налоговый орган должен пересчитать налоговую базу. Для этого в налоговую необходимо подать декларацию и подтверждающие право на вычет документы.
Какой подоходный налог с зарплаты в России, когда доход работника превышает 280000 рублей? При расчете налогооблагаемой базы не учитываются вычеты. Такой сотрудник теряет право на них.
Порядок исчисления подоходного налога

Исчисление и уплата данного налога из зарплаты производится работодателем, именуемым также налоговым агентом. Исчисление происходит ежемесячно с начала года нарастающим итогом с учетом ранее выплаченных сумм. Налоговый агент удерживает сумму налога с работника с любых денежных средств, подлежащих выплате сотруднику.
Когда возникает ситуация, при которой невозможно удержание, работодатель обязан информировать работника и налоговую о данном факте в течение месяца после того, как закончится налоговый период. Уведомление должно быть в письменной форме и содержать сумму налога. Суммы налога исчисляются и удерживаются не позднее дня получения наличности в банке для выплаты зарплаты, либо дня, следующего за днем перечисления денег на счет сотрудника.
Таким образом, получаемая заработная плата облагается подоходным налогом. Для уменьшения его суммы можно пользоваться налоговыми вычетами, представив подтверждающие документы.
Помощь в ведении бизнеса, бухгалтерии, от онлайн сервиса «Моё дело»
В одном сервисе есть всё необходимое для работы с бухгалтерией: справочная, учётная системы, отправка отчётности через интернет и консультации экспертов.
После заполнения форм вы получите пакет готовых документов требующихся для регистрации ИП, в налоговой. На данный момент, такая услуга на сайте совершенно бесплатна, для всех.
Моё дело помогает правильно вести бухгалтерию, сдавать отчётность и уплачивать налоги точно в срок:
- расчёт налогов;
- формирование отчётности и отправка через интернет;
- создание счетов, актов, накладных, договоров;
- учёт доходов и расходов;
- экспертные консультации;
- расчёт зарплат и пр.
Все возможности современной бухгалтерии в одном сервисе:
- система связанных вопросов-ответов;
- автозаполнение унифицированных и нетиповых форм документов с примерами и подсказками;
- актуальная база нормативно-правовых документов с возможностью отслеживания изменений;
- формирование и сдача электронной отчётности;
- профессиональные консультации экспертов и пр.
Сервис «Мое дело» не ограничивает свой функционал простым заполнением документов. На него можно переложит ведение налогового и бухгалтерского учета, при этом расценки на услуги учета значительно меньше аналогичных услуг от оффлайн-фирм.
Весь перечень полезных услуг, для предпринимателей:
- Пошаговая инструкция для регистрации ИП
- Пошаговая инструкция для регистрации ООО
- Ведение бухгалтерии ИП
- Ведение бухгалтерии ООО
- Расчет налогов на УСН и формирование платежек
- Кадровый учет
- Формирование отчетности в ПФР и онлайн-отчетность
- Формирование отчетности ИП и онлайн-отчетность
- Расчет и оплата патента
- Расчет и оплата торгового сбора
- Расчет налогов на ЕНВД и формирование платежек
- Формирование отчетности в ФНС и онлайн-отчетность
- Формирование отчетности УСН и онлайн-отчетность
- Формирование отчетности в ФСС и онлайн-отчетность
- Расчет налогов в ФНС и формирование платежек
- Формирование отчетности ЕНВД и онлайн-отчетность
- Сотрудники: расчет налогов и формирование отчетности
- Формирование отчетности ООО и онлайн-отчетность
- Налогообложение УСН (регистрация, переход на УСН)
- Налогообложение ЕНВД (регистрация, переход на ЕНВД)
- Расчет налогов ООО и формирование платежек
- Расчет налогов ИП и формирование платежек
- Ведение КУДИР электронно
- Партнерская программа сервиса «Мое дело»
Рекомендуем Вам ознакомится с этими сервисами – помощниками, на пути успешного бизнесмена.
Понравилась статья? Сохраните в соц. сетях, расскажите друзьям — это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этой статье, а именно — Особенности и расчет подоходного налога с заработной платы сотрудника, проголосуйте — это анонимно и полезно для других. Может есть чем поделиться и дополнить?
Источник: biznes-prost.ru
